Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно-психического напряжения.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.
Учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.
Создавшуюся сегодня ситуацию в школе мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребенок, ты ценность!»
Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.
Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В оздоровительной работе в школе большое значение имеют физические упражнения. Поэтому в режим дня учащихся введены уроки физкультуры три раза в неделю, физкультурные паузы и подвижные перемены. С их помощью мы увеличили объём двигательной активности школьников. Так, например, физкультурные паузы представляют собой комплекс упражнений, проводимых между 15–20 минутами каждого урока. Время проведения 2–3 минуты. Проведение физкультминуток в начальных классах, является обязательным пунктом на каждом уроке. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток — положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые — меньше ощущают своё отставание от сильных.
Здоровьесберегающая технология «Релаксация» (от лат.-ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Расслабление у школьника вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая учителю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ, оказываясь в определенной ситуации.
В процессе воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.
«Релаксационные паузы» — это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического, психического). Основаны на способности мышц расслабляться, что позволяет сконцентрировать внимание и снять возбуждение.
После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным.
«Релаксационные паузы» доступны в самой простой игровой форме. Существует много комплексов упражнений, при помощи которых проводится релаксация. Расслаблять можно отдельные группы мышц, при этом берут 1-2 упражнения. Также релаксация проводится всего тела. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.
Комплексы упражнений физкультурных минуток
Физкультминутка способствует снятию локального утомления. По содержанию различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
1 комплекс
- 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками, 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки вперед, 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение.
Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
1 комплекс
- И. п. - о. с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 - локти вперед, 3 - 4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2 комплекс
- И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
- И. п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
- И. п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
Литература
1.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
2. Коваленко В. И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы». М: Вако.2004 5