Курс внеурочной деятельности "Школа русского языка"
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий (УУД).
Рабочая программа составлена на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов и закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур.
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.
Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российским образовательным программам и учебникам, представляет огромную трудность. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают речь учителя. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Программа индивидуально-групповых занятий по развитию устной русской речи составлена для детей мигрантов, обучающихся первый год в российской школе. Для этой категории учащихся русский язык не является родным языком, поэтому уровень владения устной и письменной русской речью детей мигрантов не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку. Кроме этого, дети, плохо владеющие русским языком, испытывают очень серьёзные затруднения при обучении в школе и при общении со сверстниками и педагогами. Таким ученикам необходима помощь в овладении, на первых порах, устной русской речью.
Рабочая программа специальных дополнительных занятий с детьми мигрантов является компилятивной, в основе лежит программа «Развитие речи детей 6-7 лет» авторов Гризик Т.И., Тимощук Л.Е., методическое пособие для учителя «Речевые секреты» автора Т.А.Ладыженской.
Программа предполагает два направления деятельности: формирование речевой потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками, учителями и др.) и приспособление к такому общению.
Занятия по развитию речи призваны вооружить ребенка эффективными средствами речевого общения:
умением понимать русскую речь;
умением правильно говорить на русском языке;
умением выражать свои мысли, желания, планировать совместную деятельность, решать конфликтные ситуации;
умением использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа;
способностью слушать и понимать других;
умением использовать речевые игры для организации своего досуга.
Цели программы:
Образовательные – направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, овладение русским языком и введение в активный словарь русских слов, развитие познавательной активности, развитие коммуникативных умений учащихся, расширение знаний учащихся об окружающем мире, формирование положительного отношения к учебе.
Воспитательные - направлены на решение вопросов социализации и адаптации, повышения самостоятельности, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитание положительных личностных качеств.
Коррекционные - направлены на компенсацию отставания в речевом развитии, накоплении и увеличении словарного запаса, развитие позитивных качеств с тем, чтобы заложить основы дальнейшего продвижения в учении, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
Основные задачи:
Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи.
Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма.
Освоение грамматической базы русского языка в пределах первого сертифицированного уровня государственных стандартов по русскому языку для иностранцев.
Освоение лексики, обеспечивающее общение в рамках обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
Освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для адаптации ребенка к новым условиям жизни (формирование фоновых знаний).
создание речевых ситуаций, мотивированных на изучение русского языка;
создание необходимых условий для успешного овладения устной русской речью;
развитие интереса к русскому языку;
развитие мелкой моторики руки через штриховку, раскрашивание.
Главные принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:
Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).
Принцип поэтапного формирования умственных действий.
Принцип практической направленности изучаемого материала.
Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка.
Общая характеристика курса
Материал программы рассчитан на освоение его в течение учебного года.
Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков связной устной речи: возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.
Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности младшего школьника, его мировоззрения, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в процессе обучения доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся. Разработанная программа создает основу для развития речи школьников.
Содержание контроля.
В конце каждого концентра дается тестовая работа для оценки уровня усвоения материала.
Для определения уровня знаний по данному курсу, используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность добра– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи.Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, потребность в чтении;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление простейших моделей);
осуществлять анализ и синтез;
развитие дикции, устранение дефектов речи (работа со звуковыми моделями);
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные УУД:
Чтение
1. Умение пользоваться книгой: называть название, автора, находить оглавление и отдельные главы, а также текстовый материал на определенной странице книги.
2. Учащийся должен уметь прочитать и выполнить сформулированное задание.
3. Изучающее чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 150-200 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя без словаря. Количество воспринимаемой информации – 80-90%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации.
4. Ознакомительное чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 20-120 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя со словарем. Количество воспринимаемой информации – 70%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации.
Говорение
1. Учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по заданной теме применительно к речевой ситуации. К концу курса количество стимулирующих реплик должно быть в пределах 4-6. Диалог-расспрос ведется без подготовки.
2. Учащийся должен уметь устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монолога-воспроизведения (пересказ) с опорой на вербальные средства (план, опорные предложения, опорные слова), невербальные средства (схема, таблица, тематическая картинка, видеоряд). Монолог воспроизводится после 5-минутной подготовки. Показателем сформированности умения является соответствие логике изложения и заданной степени свернутости текста. Объем предъявляемого текстового материала до 120 слов. Тематика определяется списком изученных тем.
3. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства. Данный тип монолога представляет собой реализацию самостоятельной программы высказывания на основе комбинирования полученной ранее информации. На подготовку монолога отводится 10 минут. Время говорения 3-4 минуты. Показателем сформированности умения является адекватность монолога заданной теме, логичность изложения, длина высказывания, темп речи.
4. Учащийся должен воспроизвести 2-3 выученных ранее стихотворения.
Письмо. Учащийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания и небольшие тексты по предъявленному ранее материалу. (Диктант)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||
1 1 | Введение. Будем знакомы! | 1 | Определение целей и задач дополнительных занятий | Мотивация детей мигрантов - осознание языка как средства общения людей. | |||
22 | Соотнесение предмета и слова, его названия. | 1 | Учить детей мигрантов называть предметы на русском языке, используя предметные картинки по теме «Транспорт», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Школьные принадлежности». Развивать внимание, память (зрительную, слуховую), мелкие мышцы кисти (штриховка). | Уметь соотносить слово и предмет. Знать названия предметов обихода. Узнавать предметы по их названию. Работа в паре. Уметь обобщать понятия, классифицировать. | |||
3 3 | Соотнесение действия и слова, его названия. | 1 | Учить детей мигрантов правильно называть действия каких-либо предметов, используя предметные картинки с выраженным действием предмета. | Уметь соотносить действие предмета и слово, его название. Участвовать в диалоге, задавать вопросы другому. | |||
44 | Предмет и его действие. | 1 | Развивать умения правильно называть предметы и их действия на темы: «Городская улица», «Детские игры», «В школе» и др. Развивать русскую речь через построение простых ответов на вопросы учителя по теме занятия. | Уметь соотносить действие предмета и слово. Понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи. | |||
55 | Слова-обобщения. | 1 | Учить называть обобщающие понятия к различным группам предметов: животные, профессии, растения, транспорт, посуда, инструменты, игрушки, движения. Развивать мелкую моторику руки через штриховку. | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь обобщать, классифицировать предметы. | |||
66 | Слова, называющие признаки предметов. | 1 | Учить детей мигрантов правильно определять и называть признаки предметов по форме, размеру, цвету, материалу. Развивать внимание, наблюдательность, слуховую и зрительную память, мелкие мышцы пальцев (раскрашивание). | Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); задавать вопросы, отвечать на вопросы других. | |||
7 | Постановка ударения в словах | 2 | Развивать умения произносить слова с правильной постановкой ударения. Работа проводится по типу: вопрос - ответ с использованием картинок, бытовых ситуаций. | Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий. | |||
8 | Один – много. | 2 | Учить детей правильно образовывать формы множественного числа простых предметов (имён существ.). Развивать память, внимание, речь через построение ответов на вопросы учителя. | Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. Использовать речь для регуляции своих действий. | |||
9 | Чего не стало? | 2 | Учить детей правильно образовывать формы множественного числа предметов (имён сущест-вительных) в родительном падеже, используя серии предметных картинок по «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности» | Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. Работа в группе. | |||
10 | Назови ласково. | 2 | Развивать умения детей образовывать уменьшительно -ласкательные формы простых предметов (имён существ.), используя предметные картинки по темам «Мебель», «Овощи», «Посуда», «Фрукты», «Одежда». Развивать мелкую моторику кисти (штриховка). | Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. | |||
11 | Назови детёнышей животных | 2 | Учить детей правильно называть детёнышей диких и домашних животных. Развивать память, внимание, наблюдательность. | Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | |||
12 | Сколько чего? | 2 | Развивать умения детей мигрантов согласовывать числительные с названиями предметов (именами существ.). Развивать внимание, наблюдательность, умение вести счёт предметов. | Выраженный познавательный интерес к русскому языку; сознательное отношение к качеству своей речи. | |||
13 | Предметы и предлоги | 2 | Учить детей правильно использовать в русской речи предлоги с названиями предметов (на столе, в пенале, через дорогу, без хлеба, у дома и др.) Развивать мелкую моторику кисти (штриховка). | Строить несложные рассуждения. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. | |||
114 | Согласование предметов и их признаков | 2 | Развивать умения правильно образовывать согласованные формы предметов и их признаков (краснаялента, красный шар, красное платье). Расширять кругозор учащихся. | Выраженный познавательный интерес к русскому языку; сознательное отношение к качеству своей речи. | |||
15-16 | Согласование предметов и их действий по числам и родам. | 4 | Развивать умения детей правильно образовывать согласованные формы предметов и их действий по числам и родам (в прош.вр.): машина едет, машины едут; мама пришла, папа пришёл, дети пришли. Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность. | Оценивать свои достижения, осознавать трудности. Сознательное отношение к качеству своей речи. | |||
17 | Гласные звуки русского языка | 2 | Особенности произношения гласных звуков русского языка. Определение места гласного звука в слове на слух. Определение ударного и безударного гласного звука в слове. | Строить несложные рассуждения. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. | |||
18 | Согласные звуки русского языка | 2 | Особенности произношения согласных звуков русского языка. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Определение согласных звуков в слове на слух. | Строить несложные рассуждения. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. | |||
19 | Звуко-буквенный анализ слова. | 2 | Развивать умения проводить звуко-буквенный анализ слов: определять последователь-ность и место звуков в слове, давать им характеристику. | Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму | |||
20 | Звуки и буквы русского алфавита. | 2 | Развивать умения различать звуки и буквы русского алфавита. Особенности гласных звуков и букв, особенности согласных звуков и букв. Чтение слогов. | Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму | |||
21-22 | Для чего нужна речь. | 1 | Раскрыть в доступной форме основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации, поведения людей. | Отличие письменной речи от устной; отличать предложения от текста. Строить несложные рассуждения | |||
23-24 | Слушаем и пересказываем сказки | 3 | Развивать навыки пересказа народных сказок (русских, грузинских, африканских, хантыйских и др.), коротких и простых по своему содержанию: «Лиса и Заяц», «Умная дочка», «Лентяйка», «Теремок» и др. Развивать внимание, устную речь, мелкие мышцы кисти (рисование). | Составлять рассказы на основе услышанного. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. | |||
25-26 | Учимся вежливости | 3 | Учить детей мигрантов употреблять в устной речи различные формы приветствия, знакомства, прощания, просьбы, благодарности, отказа. Учить правильному использованию сопровождающих мимических и пантомимических действий. | Строить несложные рассуждения. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. | |||
27-28 | Учим стихи наизусть | 2 | Развивать слуховую память, устную речь с помощью заучивания четверостиший (А.Барто, Ю.Тувима, С.Маршака). | Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления | |||
29 | Построение диалога. | 2 | Учить учащихся правилам построения диалога (вопрос - ответ) с использованием сюжетных картинок на темы «Игры детей», «Моя любимая игрушка» и др. | Уметь вести диалог, выражать свои мысли, чувства в словесной форме | |||
30 | «Сядем на пригорке да расскажем скороговорки» | 2 | Объяснить детям роль скороговорок в совершенствовании устной речи. Развивать артикуляционный аппарат учащихся. Развивать память, мышление, мелкие мышцы кисти. | Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления | |||
31 | «Всё равно тебе водить» | 1 | Познакомить учащихся с жанром детского фольклора - считалкой. Разучить две-три считалки, обращая внимание учащихся на ритмическое звучание. Развивать память слуховую, внимание, умение работать в группе. | Работа в группе. Использовать речь для регуляции своих действий | |||
32 | Построение описания | 2 | Особенности описательной речи. Учить описывать один предмет, употребляя в речи и названия предмета, и признаки предмета и действия предмета. Развивать навыки монологической речи. | Строить несложные рассуждения. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. | |||
333 | Если слово непонятно | 1 | Значение слова. Непонятные слова. Показать учащимся, что значение слова можно объяснить с помощью других, понятных (знакомых) слов. Развивать мелкие мышцы пальцев (рисование). | Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках. | |||
34 | Проверочная работа «Составь и расскажи сказку» | 1 | Провести проверку полученных результатов в течение всех занятий: составить и рассказать сказку по серии картинок. Развивать умение отвечать на вопросы учителя. | Составлять рассказы на основе услышанного. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. |