Проектные работы
Здесь можете посмотреть исследовательские работы моих учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» | 106.27 КБ |
Как пальчиковая гимнастика помогает мне в изучении бурятского языка | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Улекчинская СОШ"
Исследовательская работа
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»
Выполнил: Цыбенов Аламжи, ученик 3 класса
Руководитель: Гармаева С.С.
2016 -2017 гг.
Введение
Цель:
- узнать историю создания басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и выполнить литературно-биологический анализ произведения.
Задачи:
- изучить творчество И.А. Крылова
- изучить литературные источники об истории басен разных авторов
- узнать, как была создана басня «Стрекоза и Муравей»
- провести литературное сравнение героев басни.
Объект исследования: Одна басня Ивана Андреевича Крылова.
Гипотеза:
Басни Ивана Андреевича Крылова понятны, если мы узнаем историю создания басни и проанализируем образы главных героев.
Содержание
- Жизнь и творчество И.А.Крылова
- История литературного жанра – басня
- Басня «Стрекоза и Муравей»
- Литературно0биологическое сравнение
- Заключение
- Список литературы
1. Иван Андреевич Крылов – русский поэт, баснописец. Родился в небогатой семье в Москве в 1769 году 13 февраля. После выхода отца в отставку семья поселилась в Твери. Ему шел 10-й год, когда умер отец. Именно отец привил любовь сына к чтению и письму. И оставил в наследство сундук с книгами. Зимой 1782 г. Крылов переехал в Петербург. В Петербурге он нашёл то, о чём мечтал: образованных людей, книги, театр.
2. Басня –непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение.
Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!?
А что такое басня, откуда она пришла, из чего «сделана, соткана» и почему пылится на дальней полке? Попробуем разобраться.
Самыми известными в мире, были всего три мудреца-баснописца: греческий раб Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов». Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа».
Эзоп - полулегендарная фигура древне- греческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н.э. Эзоп был рабом на острове Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит. Его басни давно прославлены на весь мир.
«Человек и змея», «Блоха и человек»
Жан де Лафонтен 1621 года- знаменитый, французский баснописец.
В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».
«Волк и пес», «Козел и лисица»
Иван Андреевич Крылов - открыл свой счастливый жанр - басню. В ней сошлись все грани его таланта писателя. Всего при жизни Крылова вышло девять книг басен. Когда его спросили, почему он избрал такой род стихотворения, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».
В 1808 году им было издано 17 басен, среди которых знаменитая «Стрекоза и Муравей»
Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню "Цикада и Муравей" французского поэта Жана де Лафонтена, который взял сюжет у греческого баснописца Эзопа.
Басня Эзопа «Кузнечик и Муравей»
В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?». Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».
Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратился в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово "муравей" во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.
В басне Лафонтена разговаривают две соседки: хозяйственная Муравьиха и легкомысленная Цикада.
Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
«Лишь придет к нам лето снова,
Все сполна вернуть готова, —
Обещает ей Цикада. —
Слово дам я, если надо».
Муравьиха ж крайне редко
В долг дает, беда вся в этом.
«А что делали вы летом?» —
Говорит она соседке.
«День и ночь, не обессудьте,
Песни пела всем, кто рядом».
«Если так, я очень рада!
Вот теперь и потанцуйте!»
Как мы видим, Цикада не просто просит у Муравьихи еды, она просит еды в долг. Однако Муравьиха отказывает соседке, обрекая её на голодную смерть.
А. Крылов писал для простых людей. Поэтому он заменяет иноземную Цикаду на русскую Стрекозу. Так появилась оригинальная парочка Стрекоза и Муравей, над которой и смеётся не одно поколение читателей.
Литературно-биологический анализ басни
Каждая строчка этой басни – совершенство! Герои живые, яркие, узнаваемые.
И.А. Крылов называет Стрекозу Попрыгуньей, раскрывает беспечный характер(резвость, песни каждый час).
При описании героя автор использует противопоставление:
лето – зима,
стол и дом - нужда катит в глаза,
пела – не поет.
Крылов показывает, как изменилась Стрекоза: из красавицы превратилась в жалкое создание.
Стрекоза не привыкла трудиться, не запаслась на зиму, беспечный характер погубит Стрекозу.
А теперь давайте посмотрим на Стрекозу с биологической точки зрения и выясним, насколько стрекоза соответствует своим биологическим особенностям.
Слайд 11
Стрекоза
В басне | В природе |
«Попрыгунья Стрекоза» | Стрекоза может только летать или сидеть на чем-либо. |
«Лето красное пропела» | Стрекозы не издают звуков. |
«Оглянуться не успела, как зима катит в глаза» | Взрослые стрекозы до этого времени не доживают, зимовать у них могут яйца и личинки. |
«Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом» | Стрекозы ловят свою добычу в воздухе, на лету. Для этого у них имеется 3 пары крепких ног с очень острыми и цепкими коготками. |
В образе Муравья Крылов использует только один глагол, который характеризует героя. Он спрашивает: «А работала ль ты в лето?». Он трудолюбивый, выносливый, упорный.
А насколько совпадает литературный образ муравья с его биологическими характеристиками?
Муравей
В басне | В природе |
Он живет один | Они образуют большие семьи и строят муравейники. |
Да работала ль ты в лето? | В их большой семье есть самка, самцы и множество рабочих особей, выполняющих различные функции: защиту, уборку, строительство, добывание пищи и т.д. |
Заключение
Работая над проектом, я убедилась в том, что мир художественного произведения и мир живой природы различны. Художественный мир - мир искусства, созданный фантазией автора.
Мы любим эти басни, и их нравоучительный смысл понятен каждому.
Моя исследовательская работа Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» позволила мне по-новому взглянуть не только на это произведение, но и на учебные предметы, изучаемые в школе.
Мы убедились, насколько различны Стрекоза в басне И.А. Крылова и в мире живой природы и как реалистично изображен Муравей. При столь различных подходах литературы и биологии к познанию действительности они способствуют формированию единой многообразной картины мира.
Список использованной литературы
1. Крылов И.А. Басни. – М.: Просвещение, 1985г.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1988г.
3. Эттенборо Д. «Мир насекомых».- Дрофа, 2011г.
Приложение
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»