Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Горячкина Анна Владимировна

 Одна из основных задач учителя - организация системной работы по выявление способностей учащихся. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться.  Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Выявление способностей проводится следующими способами:

  • Технологии развивающего обучения на уроках математики.
  • Олимпиады, конкурсы, викторины, творческие задания по математике.
  • Научно-практические конференции.
  • Внеурочная деятельность.
  • Творческие предметные недели.
  • Проведение    коллективно    -    творческих    дел.
  • Выступление      на     концертах.
  • Спортивные соревнования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей учащихся.

Одна из основных задач учителя - организация системной работы по выявление способностей учащихся. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться.  Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Выявление способностей проводится следующими способами:

  • Технологии развивающего обучения на уроках математики.
  • Олимпиады, конкурсы, викторины, творческие задания по математике.
  • Научно-практические конференции.
  • Внеурочная деятельность.
  • Творческие предметные недели.
  • Проведение    коллективно    -    творческих    дел.
  • Выступление      на     концертах.
  • Спортивные соревнования.

Цели и задачи:

Главная цель – выявление, обучение, воспитание и поддержка учащихся, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого успешным. Из цели вытекают задачи:

  • Выявление способностей и создание системы работы с детьми;
  • Создание условий для оптимального развития;
  • Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  • Развитие общей эрудиции, расширение кругозора;
  • Развитие у детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
  • Стимулирование творческой деятельности;
  • Социальная и психологическая поддержка.

Методы и формы работы:

В учебной деятельности работа основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

К урочной деятельности относятся следующие виды:

  • проблемно-развивающее обучение,
  • проектно-исследовательская деятельность,
  • игровые технологии (деловые игры и путешествия),
  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
  • развития способностей (разно уровневые тесты, презентации)
  • творческие и нестандартные задания.

К внеурочной деятельности относятся:

  • факультативы,
  • предметные недели,
  • театрализованные праздники,
  • олимпиады и конкурсы по предметам.

 В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад.

Принципы работы:

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4. Принцип опережающего обучения.

5. Принцип комфортности в любой деятельности

6. Принцип развивающего обучения.

7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Очень важно научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты.

Первоначальное исследование по выявлению способностей

(диагностика учебной мотивации учащихся)

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика

разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы

учащихся М.В.Матюхиной.

Проводится три серии испытаний.

Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из

суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют

очень большое значение для учения.

Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,

по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны

особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал :

1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключи к тесту. Мотивы:

-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

-благополучия: 5 - 6;

-аффилиации: 7 -8;

-престижа: 9 - 10;

-избегания неудачи: 11 - 12;

-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

-коммуникативные: 17 - 18;

-творческой __________самореализации: 19 - 20;

-достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи

совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые

ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается



Предварительный просмотр:

Методики выявления одаренности.

Отбор методик по выявлению одаренности детей представляет особую сложность в работе учителя.

Создание условий для развития одаренных детей является одной из приоритетных задач развития современного общества.

Эти задачи смогут выполнить высокопрофессиональные и компетентные педагоги, потому что диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством эффективного обучения и развития одаренного ребенка (Рабочая концепция одаренности).

Современные методики выявления одаренности 

Существующие методики рационально можно разделить на три группы:

  • Для выявления одаренности детей;
  • Для оценки склонностей педагога к работе с одаренными школьниками;
  • Для выявления и распознавания способностей у детей родителями.

Системой работы с одаренными детьми является совместная продуктивная и творческая деятельности педагога и ребенка, педагога и класс, педагога и родителей.

Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника

Цель: Определить собственный уровень самооценки школьник сможет с помощью несложного теста-опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов.

Отвечая на вопросы теста, необходимо проставлять баллы в зависимости от избранного варианта ответа:

 «очень часто» - 4 балла

«часто» - 3 балла

 «иногда» - 2 балла

«редко» - 1 балл

 «никогда» - 0 баллов

1. Я не нуждаюсь в признании моих успехов.

2. Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.

3. Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.

4. Многие мне завидуют.

 5. Меня считают безынициативным.

 6. Я чувствую свою психическую неуравновешенность.

7. Я боюсь выглядеть смешным.

8. Я считаю себя малосимпатичным.

9. Меня охватывает страх перед публичным выступлением.

10. К своим ошибкам отношусь равнодушно.

 11. Я не считаюсь с мнением собеседника.

12. Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.

13. Меня считают эгоистом.

 14. Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.

 15. Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.

 16. Я чрезмерно скромен.

17. Я чувствую никчемность своего существования.

 18. Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.

19. окружающие ждут от меня многого.

20. Мои соклассники не интересуются моими достоинствами.

21. Бремя моих способностей меня удручает.

 22. Я склонен к риску и авантюрам.

23. Я делюсь со своими соклассниками оригинальными мыслями

24. Я смущаюсь от похвал.

25. Мое высокомерие меня выручает.

26. Я раз, что меня не понимают.

27. Я чувствую себя в безопасности.

28. Спорить я ни с кем не хочу.

29. Я чувствую себя скованным.

30. Я нахожусь в ожидании неприятностей.

 31. Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.

 32. Мои любимые увлечения.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень самооценки, при котором одаренный ребенок болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения.

 Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с соклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.

Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме одаренного учащегося, об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в своих действиях.

Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А. Крутецкого

 Цель: психологический тест предназначен для определения коэффициента математического интеллекта у детей подросткового, юношеского возраста и взрослых (от 14 до 50 лет).

В.А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимо:

• иметь склонность к занятиям математикой, активно и положительно относиться к ней до страстной увлеченности;

• иметь такие характерологические черты, как трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и устойчивые интеллектуальные чувства;

• иметь во время деятельности благоприятные для ее выполнения психические состояния;

 • иметь определенный запас знаний, умений и навыков в данной области;

• иметь определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

Первые четыре пункта можно рассматривать как общие свойства, необходимые для любой деятельности, а вот пятый пункт является специфическим, проявляющим успешность конкретно в математической деятельности. Общие способности позволяют обеспечить сравнительную легкость и продуктивность при получении знаний в различных видах деятельности, их можно обозначить как одаренность. А вот специфические различия в одаренности проявляются в направлении интересов учащихся: почему одних интересует математика, других музыка, третьих литература и т.д. Тест содержит 25 заданий, требующих математических вычислений, понимания простых математических правил, логического мышления. В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из четырех вариантов. Длительность теста составляет 15 минут.

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Коэффициент математического интеллекта определяется с помощью 10 специальной оценочной таблицы.

Шкала оценок имеет шесть градаций:

 • очень хорошо – коэффициент математического интеллекта больше 130 баллов,

 • хорошо – коэффициент математического интеллекта равен 120 баллам,

 • выше среднего – коэффициент математического интеллекта равен 110 баллам,

 • ниже среднего – коэффициент математического интеллекта равен 90 баллам,

• низкий – коэффициент математического интеллекта равен 80 баллам,

• очень низкий – коэффициент математического интеллекта меньше 70 баллов.

Обработка результатов.

 Сосчитать количество плюсов и минусов.

Доминирование там, где больше плюсов.

 № 1, 8, 15, 22 – математика и техника.

№ 2, 9, 16, 23 – гуманитарная сфера.

№ 3, 10, 17, 24 – художественная деятельность.

№ 4, 11, 18, 25 – спорт.

 № 5, 12, 19 – коммуникативные интересы.

 № 6, 13, 20 – природа, естествознание.

 № 3, 7, 14, 21 – труд.

Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А. Крутецкого

Инструкция: ответьте на вопросы теста:

не нравится «-»,

нравится «+»,

очень нравится «+ +».

Нравится ли вам:

1. Решать логические задачи на сообразительность.

2. Много читать художественной литературы.

3. Петь, заниматься музыкой.

4. Заниматься спортом.

5. Работать в коллективе.

6. Изучать природу.

7. Заниматься хозяйственными делами.

 8. Заниматься техникой.

9. Изучать иностранные языки.

 10. Заниматься рисованием.

 11. Играть в футбол, волейбол, баскетбол.

12. Руководить играми детей.

13. Ходить в лес, на поляне наблюдать животных, растения.

14. Ходить в магазины за продуктами.

15. Читать книги о технике, машинах.

16. Играть в игры с отгадыванием слов.

17. Сочинять истории, рассказы, стихи.

18. Соблюдать режим дня, делать зарядку.

19. Общаться с незнакомыми людьми.

20. Ухаживать за домашними животными.

 21. Убирать в квартире.

22. Конструировать модели самолетов, кораблей.

23. Интересоваться историей и изучать ее.

24. Заниматься художественным творчеством.

25. Интересоваться по книгам и телепередачам спортом.