Мониторинг метапредметных и личностных достижений

Горячкина Анна Владимировна

Учитывая требования современного общества, учитель просто обязан владеть и внедрять в процесс обучения методы и приемы мониторинга сформированности не только предметных, но метапредметных и личностных результатов

Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • - способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • - способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • - способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • - способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • - способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

учащихся 8 класса

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированностиУУД  у обучающихся;
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования  и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся  основного общего образования.

Список группы учащихся

8 класс

Метапредметные

Личностные

Познавательное УУД

Регулятивное УУД

Коммуникативные УУД

Общеучебные логические действия постановки и решения проблем(результативно мыслить и работать с информацией)

Организация учащимися своей учебной деятельности, целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция (умения  организовывать свою деятельность)

Социальная компетентность и ориентация на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми (общаться и взаимодействовать)

Ценностно-смысловая ориентация учащихся, умение соотносить поступки и события принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведение, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

(выбор ценностных ориентаций и ответственность за свой выбор)

1

0

1

2

2

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

2

0

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

1

1

0

0

1

1

2

2

2

2

1

0

1

2

2

2

1

1

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2

1

1

2

0 -не владеет умениями

1 -владеет частично (требуется помощь учителя)

2 -владеет полностью самостоятельно

Итоговый результат мониторинга

УУД/Уровни

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

кол-во чел

кол-во чел

кол-во чел

кол-во чел

Высокий (2)

15

19

14

19

Средний (1)

10

9

12

8

Низкий (0)

3

0

2

1



Предварительный просмотр:

Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся

Критерии

Баллы

Поведенческие индикаторы сформированности критерия

1.

Критерии эффективности учебной деятельности

1.1.

Учебная активность

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– активность отсутствует;

– пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;

– активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;

– редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;

– стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;

– активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.

1.2.

Целеполагание

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;

– осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;

– принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;

– охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения;

– столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;

– самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы.

1.3.

Самоконтроль

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;

– контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;

– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки;

– ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется;

– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;

– контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.

1.4.

Усвоение знаний, успеваемость

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок;

– частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий;

– плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам;

– редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»;

– единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;

– правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий.

2.

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения

2.1.

Нравственно-этическая готовность

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме);

– ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь);

– понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое;

– учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;

– адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

– умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.

2.2.

Поведение на уроке

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет;

– часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается;

– на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;

– иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко;

– выполняет требования учителя, но иногда отвлекается;

– сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.

2.3.

Поведение вне урока

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим;

– пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока;

– не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой;

– активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию;

– активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.;

– высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах.

3.

Успешность социальных контактов

3.1.

Взаимоотношения с одноклассниками

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят;

– замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны;

– предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт;

– сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками;

– мало активен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;

– общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются.

3.2.

Отношение к учителю

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет;

– избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается;

– выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным;

– старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам;

– дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью;

– проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока.

4.

Эмоциональное благополучие

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– преобладает агрессия или депрессия;

– выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками;

– отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость);

– эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении;

– спокойное эмоциональное состояние;

– находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется.

Высокий уровень – 44-50 баллов

Уровень выше среднего – 36-43 балла

Средний уровень – 26-35 баллов

Уровень ниже среднего – 21-25 баллов

Низкий уровень – менее 20 баллов

АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

к методике Э.М. Александровской и Ст. Громбах

(модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.)

Фамилия

Имя

Критерии эффективности учебной деятельности

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения

Успешность социальных контактов

Эмоциональное благополучие

Баллы

Уровень адаптации

Целеполагание

Учебная активность

Самоконтроль

Усвоение знаний, успеваемость

Нравственно-этическая готовность

Поведение на уроке

Поведение вне урока

Взаимоотношения с одноклассниками

Отношение к учителю

1

2