работы на конкурс
Участие в конкурсах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_chudes.pptx | 2.3 МБ |
tekst_kray_chudes.docx | 94.37 КБ |
test_po_rasskazu_pryzhok.pptx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Историческая справка
Ханты-Мансийский Автономный Округ Образован 10 декабря 1930 года До 1940 года назывался Остяко-Вогульский национальный округ Столица округа – Ханты-Мансийск Губернатор округа – Филипенко Александр Васильевич с 1991 года по 2010 год
Губернатор округа – Наталья Владимировна Комарова с 1 марта 2010 года 21 октября 1955 г., с.Язво Лядского района Псковской области Наталья Владимировна Комарова Орден Почёта Орден Дружбы Орден святой равноапостольной княгини Ольги
Легенда о берёзе гласит, что она небесной жизни кусочек. Хантыйская легенда «Почему у глухаря глаза красные». Легенды народов края
Местные жители называли Медведя хозяином леса. Ханты и манси посвятили Медведю праздник – медвежьи пляски. Вороний праздник. Приметы о животных и птицах. Традиции и праздники
Игры
Игрушки Погремушка Погремушка из трахеи лебедя Кукла Акань Олень из щепы
Заповедник «Малая Сосьва» Юганский заповедник Заповедно-природный парк «Сибирские Увалы » Заповедные места
Животный мир
Животный мир
Угадай следы животного
Угадай следы животного
Угадай следы животного
Угадай следы животного
Угадай следы животного
Растительный мир
Растительный мир
Люди нашего края
Богатства
Богатства
Белые ночи Северное сияние К расоты края
Национальный орнамент
Угадай название орнамента Орнамент «Целый локоть лисицы»
Угадай название орнамента Орнамент «След медведя»
Угадай название орнамента Орнамент «Крылья гуся»
Угадай название орнамента Орнамент «Щучьи зубы»
Угадай название орнамента Орнамент «Дети , играющие у чума»
Угадай название орнамента Орнамент «След белки»
Угадай название орнамента Орнамент «Заячьи ушки»
Угадай название орнамента Орнамент «Птица»
Чиклы ( блюдо из щучьих кишок) Пул енк ( блюдо из птицы или зайца) Толченая ягода с рыбой ( из щуки и брусники) Вуен нянь ( жареный хлеб) Подовуха ( из щуки, жареной на костре) Национальная кухня
Домашняя утварь
Обычаи коренных народов Севера
Мой Север! Ты земным не будешь раем, И ясно видно с высоты полётов, Как Бог распорядился этим краем: Река, тайга, озёра да болота… Югра - мой дом
Предварительный просмотр:
Цели:
- пробуждение интереса и любви к родному краю;
- знакомство детей с природой родного края;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у учащихся;
- развитие кругозора детей;
- развитие мышления, речи.
Оборудование:
- магнитофон и аудиокассеты с записями ханты-мансийских мелодий, пения птиц;
- изображения следов зверей, лесных ягод.
Ход мероприятия:
Начать я хотела бы строками стихотворения известного писателя и поэта, коренного жителя нашего края - Ювана Шесталова.
...Огнедышащ и могуч ты, Север,
Наш прекрасный белый-белый Север.
Видно, кто-то, нашим песням внемля,
Опустил сияние на землю,
Если в ней Россия отыскала
Пламя, что священно запылало.
День и ночь, как мамонты живые,
По земле шагают буровые.
Как упряжки длинные оленьи,
Мчат газопроводы сквозь селенья.
Сквозь леса и тундру, через горы,
Через злые топи Самотлора.
Ты огня хранитель, славный Север,
Наш прекрасный белый-белый Север.
На любой твоей снежинке тайной –
Отблеск голубой звезды Полярной.
А в родной твоей улыбке каждой –
Наша человеческая жажда
Радости невиданных открытий,
К звездам фантастических отплытий.
Ты богат творцами, мудрый Север,
Наш прекрасный белый-белый Север.
(Перевод А. Аквилева)
- Ребята, а кто знает, как называется наш район? (Нижневартовский.)
- Сколько лет исполнилось в этом году нашему Нижневартовскому району? (85.)
- В нашем районе проживает очень много народов разной национальности. Назовите их. (Ответы ребят).
- А кто является коренным населением нашего края? (Ханты и манси.)
- Наша встреча сегодня посвящена коренному населению нашего края – ханты и манси. Вы узнаете много интересного о жизни этих народов и нашего края – «Края чудес».
Слайд 1 - Титульный лист
Слайд 2 – 3 - Историческая справка
10 декабря 1930 г. президиум ВЦИК принял постановление «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». В соответствии с ним был образован Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарове.
Началось строительство нового посёлка для окружного центра. Он стал называться Остяко-Вогульск. Позднее, 23 октября 1940 г., постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР окружному центру было дано новое название – Ханты-Мансийск. Соответственно и округ стал именоваться Ханты-Мансийским.
Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991г. главой администрации округа был назначен Александр Васильевич Филиппенко, в прошлом секретарь Берёзовского райкома КПСС, председатель исполкома окружного Совета народных депутатов.
26 апреля 1995 г., вместо поста главы администрации вводится пост губернатора автономного округа.
27 октября 1996г. более 71% избирателей из принявших участие в выборах отдали свои голоса за А.В.Филипенко.
Ханты-Мансийск, город, муниципальное образование, центр округа и района. Расположен на правом берегу р. Иртыш.
Слайд 4 - Наталья Владимировна Комарова
Губернатор Ханты-Мансийского АО
8 февраля 2010 года кандидатура Н. В. Комаровой внесена президентом РФ Д. А. Медведевым в Законодательное собрание Ханты-Мансийского автономного округа — Югры для наделения полномочиями губернатора округа. Её соперниками в списке кандидатов, представленных партией «Единая Россия» на рассмотрение президенту, были действующий губернатор Александр Филипенко, вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев и депутат Государственной Думы РФ Владимир Асеев. Депутаты Окружной думы единогласно проголосовали за наделение Комаровой полномочиями губернатора; инаугурация состоялась 1 марта 2010 года.
Слайд 5 - Легенды народов края
Есть такая легенда.
Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда поспорила с Вещим вороном. Он летел на белоснежных крыльях и был белее первозданного снега. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в облака - и в путь. Молча летел Вещий ворон, упорно, а Птица-легенда заливалась песнями. Нипочем ей были ни белый ветер, ни черная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти черный ворон, тяжело опустил черные крылья. А Птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней - жизнь, летящая на могучих крыльях времени - Времени добрых надежд и озарений разума...
Учитель. А принесла нас эта песня в край дивный - край Утренней Зари, где живут истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты и манси. В старину хантов называли остяками, а манси - вогулами. Это два близкородственных народа, и их языки названы угорскими. Есть у хантов и манси священный многострунный инструмент - журавль-арфа, или торыг. Не каждый мог касаться струн этой арфы. Лишь по большим дням звенел ее голос, лишь от большого горя стонали струны-жилы, лишь от великого счастья пел мудрый журавль. Коль тронул струны - играй на журавле. А струн у арфы много, как много историй и легенд.
Легенда о берёзе
Было время... Забыли люди о доброте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой зависти, коркой лжи покрывается.
Великий стон до неба дошел... Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут - человек очищается. В дерево попадут - дерево белеет.
Так появились на нашей земле березы. Говорят, что это небесной жизни кусочек.
Почему у глухаря глаза красные
(Хантыйская легенда)
Когда-то жили все птицы вместе и не улетали в теплые края. Стало холодно, собрались они все вместе и решили завтра лететь.
Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он туда, где должны быть птицы, но место было пустое, птицы все уже улетели. Глухарь так плакал, что глаза у него покраснели.
Весной птицы прилетели. Глухарь рассказал им, как провел зиму. Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая птица не поняла глухаря и стала на зиму улетать в теплые края.
Слайд 6
Медвежий праздник («медвежья пляска», «медвежьи игры»), ритуальный цикл в честь медведя у ханты и манси. Медвежий праздник — часть культа медведя, проводится в честь медведя (периодический праздник) или после удачной охоты на него (спорадический праздник).
В далёком прошлом, когда убивать медведя было нельзя, проводились только периодические праздники. Они устраивались зимой в течение 7 лет подряд с семилетним последующим перерывом, начинались в декабре, с периода зимнего солнцестояния, и заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. М. п. проходил в центре фратрии Пор — деревня Вежакары на Нижней Оби. Медведя на празднике представляла его шкура, которая обычно хранилась в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни и сказания о медведе, танцы предков генеалогических или родовых групп. Исполнялись специальные «медвежьи песни». Затем следовали «призывные песни», «птичьи танцы», во время которых вызывались как общие божества, так и предки генеалогических групп, а также танцы с саблями или мечами. Эта часть праздника была священной. Исполнителями танцев, песен и интермедий были переодетые мужчины, в т.ч. и в женских ролях. В последнюю ночь М. п. разыгрывались священные представления, изображались главные духи — «Большой дух», Калтащ эква, Отыр, Мир суснэ хум, исполнялись посвящённые им танцы. Традиционные пляски и интермедии изображали сцены противоборства медведя и журавля. Танцы и песни исполнялись под аккомпанемент пятиструнного музыкального инструмента санквалтап.
Кульминация М. п. — представление с куклами. Это были куклы из тряпок, укреплённые на ногах артиста, лежащего на спине, или деревянные фигурки, управляемые руками музыканта, играющего на санквылтапе. Затем наступал переход к ритуальной трапезе.
Вороний праздник (манс. — Урин эква хотол; хант. — Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (манс. — урине эква; хант. — ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну. «Воронью песню» исполняли на Медвежьем празднике в последнюю ночь. В. п. был приурочен к прилёту ворон и проводился в марте-апреле, у северных манси он символизировал половину года — тал котль. В календарях разных групп ханты и манси есть название вороньего месяца, с которого у васюганско-ваховских ханты начинался год. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а В. п. — с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Есть предположение, что первоначально в празднике участвовали только девочки и старухи. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционную Куриньку, Акань-акань, Ойка икв, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На краю деревни ставили стол, а на него — жертвенную пищу для ворон (горячую кашу и чай). У северных ханты мужчины в день праздника доставали из священных амбаров или нарт изображения духов-покровителей, приносили им дары, угощение, убивали оленя. На берёзы вешали свежие калачи, символизировавшие солнце, которые с весёлыми криками собирали и съедали дети.
С В. п. были связаны различные приметы и гадания: каковы будут весна, погода, улов рыбы, сбор ягод. Например, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечной, если на высокое — затяжной.
Приметы о птицах и животных
- Во время сбора ягод и грибов, если вдруг увидели следы медведя, нужно обязательно положить ягоды или грибы на след медведя.
- Если во время любой поездки вдруг навстречу будет лететь ворона или ворон, то хороший знак, удача. Если птица летит за вами - это плохо.
Когда змея приползает из леса к жилому дому, где живет народ, к несчастью (обычно ее убивают).
- В тот год, когда много морошки, нужно обязательно на ягоду одеть красивую одежду, т. е. обвязать ее красивыми лоскутками.
- Молодым незамужним девушкам нельзя есть хвост щуки, когда она выйдет замуж, то ее муж увезет далеко от родного дома.
Слайд 7
Игры, отражают трудовую деятельность охотника, рыбака, оленевода. У мальчика воспитывают выносливость, трудолюбие, правдивость, преданность семье, в девочке — хозяйственность, мастерство в приготовлении пищи, изготовлении одежды, обуви, утвари. Первые подарки для мальчика — нож, тынзян, лук со стрелами, для девочки — мешочки с набором сухожильных ниток, кусочками ткани, меха, кожи и бисера. Игры проходят в основном в лесу, у реки, носят произвольный сезонный характер.
Зимние игры мальчиков: метание тынзяна, прыжки через нарты, метание в цель камней, палок, шишек, колец, борьба, перетягивание верёвки, соревнования в силе. Увлекаются дети играми в оленей и оленеводов. Рано начинают ездить и управлять оленями. Весной по насту играют в охоту на лося. С 3—4 лет дети начинают ходить на лыжах. Существуют игры с копированием бега лесных животных (зайца, лисы, лося и др.).
Мальчики летом играют в городки, лунки, в мяч, метания, поднятия различных предметов. Совместно с девочками мальчики играют в жмурки, «болотную женщину», поиск предмета, в палочки и т.д. В период массового лова рыбы дети помогают взрослым готовить и чинить сети, невода, ловушки. Для И. изготовляют себе небольшие ловушки: морды, сети, фитили и даже небольшой невод. Затем рыбачат с ним. Очень рано, особенно мальчики (с 5 лет), садятся в облас (лодку) и плавают самостоятельно. В северных районах проживания обских угров дети играют в оленей и наездников, приучаются бросать аркан и ловить оленей, изучают их повадки.
Слайд 8
Игрушки, изображающие оленей, разнообразны: из деревянных брусков, косточки звериной ступни, заячьи задние лапы, кусочки оленьего меха, утиные носы с продёрнутыми дужками от птицы в глазные отверстия. Вместо нарт использовали спичечные коробки, косточки. Лапки зверей, хвосты являются в играх предметами «охоты». Из позвонков щуки, а также из плодов рябины, шиповника делали бусы. Играли корешками и сучками, напоминающими зверьков и птиц. Мальчики мастерили игрушки из дерева (головоломка «Семь лошадей»), а также нарты, морды, волчки-юлы, колыбельки, ножи, музыкальные погремушки (из зоба дичи), бубенчики, трещотки, свистульки, имитирующие голоса птиц, зверюшек. Для этого использовали листья, стебли растений, тонкие полоски бересты. Кроме игрового назначения колокольчики, бубенчики, побрякушки служили для отпугивания злых духов, являлись оберегами детей от сглаза.
Игры девочек связаны с куклой. Куклы обских угров (акань, пакы) отличаются по изготовлению головы, одежды. Но все куклы делаются без лица, ног, рук. В играх участвуют куклы женского и мужского пола, куклы-дети. Девочки вместе со взрослыми участвуют в заготовке бересты, коры, трав, ягод, дров, в изготовлении утвари-посуды. Учатся выделывать шкуры, плести бисерные украшения, делать сухожильные нитки, шить одежду и обувь.
Слайд 9
Заповедники, участки территорий или акваторий со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключённые из всех видов хозяйственного использования, на которых естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии. Заповедники создаются в типичных или уникальных для региона ландшафтах. На территории округа располагаются заповедник «Малая Сосьва» (Советский район, 93 тыс. га) и Юганский заповедник (Сургутский район, 622,8 тыс. га).
Кондо-Сосьвинский заповедник, один из первых на территории округа, образован 26 апреля 1929 как Северо-Уральский государственный боброво-соболиный заповедник, находился в ведении Госторга (Уралпушнина). Просуществовал до 1951, выполнив важную роль по сохранению и изучению особо редких и ценных видов животных. В 70-е Кондо-Сосьвинский заповедник был реорганизован: в 1971 из его состава выделен Верхне-Кондинский заказник, а в 1976 — заповедник «Малая Сосьва». Флору составляют 379 видов сосудистых растений, более 130 мохообразных, около 100 видов лишайников. Помимо широко распространённых бореальных евразийских видов во флоре встречаются редкие, занесённые в Красную книгу России: цветковое растение — надбородник безлистный, лишайник — лобария лёгочная. 14 видов растений включены в список редких и исчезающих (для Тюменской области): кизильник черноплодный, любка двулистная, пион марьин корень, тайники — овальный и сердцевидный. Произрастает несколько видов ксеротермических и послеледниковых реликтов, представляющих большую научную ценность: остролодочник уральский, хризантема Завадского, песчанка узколистная, вероника колосистая, кортуза Маттиоля, астрагал холодный, астра цельнолистная и др. Флора богата лекарственными, пищевыми и декоративными растениями. Состав фауны в зоогеографическом отношении типичен для западно-сибирской таёжной зоны. Млекопитающих 39 видов, в т.ч.: соболь, росомаха, горностай, ласка, белка обыкновенная, заяц-беляк, бурундук, ондатра, выдра, лось, олень, медведь, волк, лисица. Реже встречаются песец и рысь. Под особой охраной находится редкий в бассейне Малой Сосьвы северо-азиатский речной бобр, занесённый в Красные книги МСОП и РФ. Из более мелких млекопитающих обитает 8 видов насекомоядных зверьков, 8 — мышевидных грызунов и 2 — рукокрылых. Отмечено 180 видов птиц, из них 62 — залётные, остальные 118 встречаются достаточно регулярно на гнездовье или в период сезонных миграций (беркут, краснозобая казарка, сапсан, серый журавль, полярная сова). Из земноводных обычны остромордая лягушка и сибирский углозуб, из пресмыкающихся — живородящая ящерица. В водоёмах обитает 13 видов рыб, из которых преобладают карповые: елец, плотва, язь, карась. Обычными и многочисленными видами считаются щука и окунь. В административном здании заповедника находится музей природы.
Юганский заповедник, государственная особо охраняемая природная территория округа на левобережье Оби между Б. и М. Юганом. Образован в 1982 как крупнейший резерват таёжных ландшафтов центральной части Западно-Сибирской равнины на площади 648,7 тыс. га, в т.ч. лесной — 420,0 тыс. га. Вдоль всех границ Ю. з. установлена двухкилометровая охранная зона. В Ю. з. обитает около 40 видов млекопитающих. Наиболее типичные представители тайги — лось, бурый медведь, соболь, белка, бурундук, дикий северный олень (таёжная форма), выдра, лесная куница, лесной лемминг, горностай, заяц-беляк, нередки лисица, колонок, росомаха. Виды, занесённые в Красную книгу РФ: орланбелохвост, беркут, скопа, чёрный аист, краснозобая казарка, сокол-сапсан. Рептилии представлены обыкновенной гадюкой и живородящей ящерицей, амфибии — сибирской лягушкой, остромордой лягушкой и сибирским углозубом. Из рыб широко распространены язь, елец, сибирская плотва, щука, окунь, ёрш, караси золотистый и серебряный. Заповедником ведётся научная, воспитательная, просветительская работа, публикуется научная информация, проводится практика студентов Тюменского государственного университета и других вузов, систематические занятия по программе Экобиоцентра области со школьниками и юными натуралистами, осуществляются фенологические наблюдения и составляется Летопись природы.
Заповедно-природный парк "Сибирские Увалы" организован 15 октября 1998 г. с целью сохранения биологического разнообразия северной тайги, изучения и охраны типичных природных комплексов, экологического образования и просвещения населения города и района. Он расположен в северовосточной части Западносибирской равнины, в междуречье рек 1лубокий Сабун и Сарм-Сабун. На севере граница парка проходит по границе Ланты-Мансийского и Ямало-Ненецюго автономных округов, которая совпадает с водоразделом рек Обь и Таз.
Природные условия парка замечательны тем, что данная территория представлена типичными экосистемами, характерными для северной части Среднего Приобья. Из общей площади парка, которая составляет около 299,62 тыс. га, более 70 % занимают леса. Прежде всего это сосняки - беломошники, брусничники кустарничковосфагновые. Б долинах рек распространены темнохвойные леса с кедром, елью и пихтой. Лиственничники, возраст которых на отдельных участках оценивается в 300 - 500 лет, приурочены к северной части парка расчлененным склонам Сибирских Увалов.
На территории парка имеется несколько крупных массивов верховых болот. Особенно типичны верховые осоковосфагновые болотноозерные комплексы. Сосново-кустарничковосфагновые болота представлены сравнительно небольшими участками среди лесов и по краям крупных болотных массивов.
Слайд 10-11
Животный мир.
Большую часть фауны региона составляют беспозвоночные животные, насчитывающие несколько тысяч видов. Из них наиболее изученными является класс насекомых и ряд водных обитателей. Именно беспозвоночные животные обеспечивают в природе основной круговорот органических веществ, выполняя роль их утилизаторов и преобразователей. Фауна позвоночных животных насчитывает 369 видов, относящихся к 6 классам. 1. Млекопитающие. 2. Птицы. 3.Рептилии.. 4. Амфибии. 5. Рыбы. 6. Круглоротые.
ЗАГАДКИ
Слайд 10
- В глухом лесу, в дремучем лесу беленький пенёк с травинку. (Заяц)
- На вершине дерева – всадник. (Белка)
- Лежит - калач, встанет – скамейка. (Собака)
- Из-за коряги виднеется кончик серебряного посоха. (Клюв глухаря)
- Мужчина в чёрном кафтане через семь рек слышит. (Глухарь)
- Сверху раздаются звуки. (Кукушка кукует)
Слайд 11
- На ветке дерева белый маленький. (Куропатка)
- Мужчина на саночках угли везёт. (Горностай)
- За одну ночь семь рек, семь болот разбудит. (Волк)
- В тёмном лесу, густом лесу богатырь лежит. (Медведь)
- Старик стрелу бросил – образовалась яма. (Медвежья берлога)
- Старый и малый одной пищей питаются, никогда не ругаются. (Лось и заяц)
Слайд 12-16
Без языка, а охотнику все расскажут. (Следы.)
Слайд 17-18
Растительный мир
ЗАГАДКИ
Слайд 17
- В глухом, дремучем лесу стоит мужик с бородой. (Берёзовая чага)
- Золотой дождь идёт. (Листопад)
- Половинка стрелы. (Ветка дерева).
- На верхушке дерева чёрные бусины. (Ягоды черёмухи)
Слайд 18
- На верхушке дерева красный кузовок. ( Кедровая шишка)
- В глухом лесу, в дремучем лесу сидят женщины в красных платках. (Ягоды морошки)
- В глухом лесу, в дремучем лесу красные шапочки стоят. (Грибы)
- В глухом лесу, в дремучем лесу стоит чашка со строганиной из осетра и нельмы. (Куча из щепок)
Слайд 19 - Люди нашего края
Айпин Еремей Данилович (27.06.1948, деревня Варьеган Сургутского района ХМАО), общественный деятель, член Союза писателей России (1981).
Родился в семье потомственного охотника ханты. После окончания восьмилетней школы (1967) работал в Варьеганском промыслово-охотничьем хозяйстве. Окончил Ханты-Мансийское педагогическое училище (1971), Литературный институт имени А. М. Горького (1976). Служил в СА. Работал помощником бурильщика, плотником на строительстве железной дороги, корреспондентом Ханты-Мансийского радио и телевидения, редактором окружного научно-методического центра народного творчества. Участник этнографических экспедиций (собирание фольклора). Был представителем Президента РФ в округе. Избирался народным депутатом СССР и Государственной Думы РФ. Возглавляет Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Литературной деятельностью начал заниматься с 1969. Произведения А. переводились на европейские и финноугорские языки. Автор первого хантыйского романа. Лауреат премии «Звезда Утренней Зари».
Для творчества А. характерны работа во всех эпических жанрах, особый сплав лирического и повествовательного начал, поиск гармоничного и масштабного взгляда на мир, путей диалога хантыйских и традиционных общечеловеческих ценностей в условиях воздействия техногенной цивилизации на жизнь аборигенного населения. Лиризм выступает средством преодоления дисгармонии, восстановления жизненной перспективы.
Айваседа (Вэлла) Юрий Кылевич (12 марта 1948 — не стало 12 сентября 2013) — ненецкий и хантыйский поэт и писатель, деревня Варьеган Нижневартовского района ХМАО), общественный деятель, литератор.
Заочно окончил Новоаганскую вечернюю среднюю школу, Литературный институт имени А. М. Горького. Служил военным строителем в Сибири и на Дальнем Востоке. Был охотником, рыбаком, приёмщиком рыбы, печником, звероводом, заведующим красным чумом, воспитателем в интернате, председателем сельского Совета. Активный член ассоциации «Спасение Югры». Основатель и директор этнографического музея под открытым небом в Варьегане. Редактор газеты «Наша жизнь». Председатель Союза оленеводов-частников округа.
Лирический герой в произведениях А. выражает сознание современного ненца, его представления о любви, добре и зле, справедливости, сложности взаимоотношений человека с окружающим миром. Соединение стиха и прозы в книгах А. подчинено установке на безыскусность выражения и объективность взгляда на мир.
Слайд 20-21
Кедр сибирский (сосна сибирская, кедровая сосна) (Pinus sibirica), вечнозелёное хвойное дерево из семейства сосновых, достигающее до 40 м в высоту, с серобурой корой и густой конусовидной кроной, с загибающимися кверху ветвями. Хвоя содержит витамин С и эфирное масло. Хвоей лечат цингу, живицей — раны, порезы и ожоги. Древесина кедра сибирского отличается мягкостью, лёгкостью в обработке. Возраст К. с. достигает более 300 лет.
Рыболовство. Ханты, обитавшие на Оби и её притоках, особенно в низовьях рек, занимались главным образом рыболовством. Для неводного лова ханты объединялись: если в роду было мало мужчин, то договаривались с родственниками, создавая тем самым бригаду или артель. Они выезжали на место рыбалки с семьями и весь период лова жили на берегу реки в летних берестяных или из коры деревьев жилищах. Для этой группы ханты добытые рыбные запасы превосходили нужды личного потребления, поэтому большая часть добычи шла на продажу или обмен на необходимые товары. После рыбного промысла, перед замерзанием краевых рек, ханты возвращались на зимнее место жительства, где в близлежащих протоках, озёрах, речках добывали рыбу гимгами, перемётами, самоловами, сетями и малыми неводами.
Черника, листопадный кустарничек семейства брусничных. Распространена в умеренно влажных лесах округа. Плодоносит в конце июля — начале августа. Плод — ягода чёрного цвета. Ягоды черники содержат дубильные вещества, сахар, органической кислоты, пектин, каротин, витамин С, витамины группы В. Благодаря наличию в плодах разнообразных полезных веществ черника является ценным пищевым продуктом и признанным лекарственным средством. Исключительно ценна в детском питании. Плоды черники применяют как вяжущее средство при расстройстве желудка. Содержащиеся в ягодах неомиртиллин и каротиноиды улучшают ночное зрение. Плоды используются также для улучшения вкуса лекарств и как естественный краситель. Из черники готовят варенья, морсы, сиропы.
Клюква болотная, стелющийся вечнозелёный кустарничек семейства брусничных с нитевидным стеблем. Распространена повсеместно на верховых и переходных болотах и в заболоченных лесах. Один из наиболее ценных видов плодовых растений. Обладает высокой продуктивностью ягод. Плоды клюквы болотной содержат широкий спектр питательных и биологически активных веществ: углеводы, органические кислоты, витамин С, каротин, дубильные вещества, антоцианы, йод, соли калия и пр. Способна полностью покрыть потребности организма в недостающих элементах питания. Может применяться как средство лечения многих заболеваний: гастриты, воспаление поджелудочной железы, мочекаменная болезнь, ревматизм и др. Оказывает жаропонижающее действие, повышает аппетит, улучшает пищеварение. Используется для приготовления варенья, морсов, настоек, при засолке капусты, как пищевой краситель. Благодаря высокому содержанию в плодах бензойной кислоты возможно длит. хранение в свежем виде.
Морошка, многолетнее травянистое растение из семейства розоцветных с однолетним прямостоячим стеблем, округло-почковидными лопастными листьями и крупными белыми цветками. Цветёт в конце мая — начале июня. Плоды оранжевого цвета, созревают через 40—45 дней. Морошка распространена на верховых болотах и в заболоченных сосняках, где нередко выступает содоминантом напочвенного покрова. Вид широко известен благодаря плодам. Их ценность в наличии множества полезных веществ, включающих пектин, органические кислоты, дубильные вещества, микроэлементы (магний, кальций, железо, алюминий, фосфор, кремний). Содержащийся в плодах каротин и витамин С позволяют избежать авитаминоза в начале лета, до созревания плодов др. видов растений. Сок морошки, содержащий фитонциды, обладает сильным бактерицидным действием. Для лечения используют не только плоды, но и всё растение: настойки употребляют при подагре, водянке, нарушении обмена веществ, при почечнокаменной болезни и заболевании мочевого пузыря. Морошка обладает высокой пищевой ценностью. Из плодов готовят варенье, желе, мармелад, вина, начинки.
Брусника. Вечнозелёный кустарничек из семейства брусничных. Распространена на всей территории округа за исключением пойменных массивов р. Обь и низинных болот. В лесах зеленомошных выступает содоминантом. Ценный пищевой вид благодаря содержанию в ягодах органических кислот, сахаров, витамина С, каротина, бора, др. веществ. Обладает высокой урожайностью. Использование зимой брусники практически покрывает потребность организма северян в недостающих элементах питания. Присутствие в плодах брусники бензойной кислоты обусловливает их длительную сохранность. Листья могут использоваться для приготовления чая. Отвары и настои листьев применяют как мочегонное средство при почечнокаменной болезни, для борьбы с ревматизмом, подагрой.
Месторождение полезных ископаемых. М. п. и. подразделяются по размерам запасов: уникальные, крупные, средние, мелкие; по происхождению: эндогенные, экзогенные, метаморфогенные — с дальнейшей детализацией в пределах каждой группы. Полезные ископаемые бывают газовые, жидкие и твёрдые. К газовым на территории округа принадлежат месторождения горючих газов углеводородного состава. К жидким относятся месторождения нефти и подземных вод. К твёрдым принадлежит большинство М. п. и., используемых для извлечения из них ценных элементов, минералов, кристаллов.
Слайд 22 - Красоты края
Полярное сияние, оптическое явление в ионосфере, которое представляет собой особое свечение разреженного воздуха на высотах от 80—100 до 100—1200 км под действием протонов и электронов, проникающих в атмосферу из космоса. На территории округа П. с. преимущественно видно в северной части неба. Среднее число П. с. за год от 5 до 10, в то время как на Крайнем Севере ЯНАО — 100.
Белая ночь, летняя ночь, в течение которой не прекращаются сумерки, т.е. небесный свод и земная поверхность освещены рассеянным солнечным светом после того, как Солнце уже зашло за горизонт (вечерние сумерки), или перед восходом Солнца (утренние сумерки). Светлые белые ночи наблюдаются на широтах от 59°до 66°30', где сливаются утренние и вечерние сумерки.
Слайд 23 - Национальный орнамент
Декоративно-прикладное, область народного творчества коренных жителей Югры. Произведения, имеющие практическое назначение, неотделимы от всей материальной культуры прошлых и нынешних дней, местных этнических и национальных особенностей.
Зимний костюм украшался мозаичным орнаментом из меха и сукон разных цветов. Сразу сшить малицу, игрушку или другую верхнюю одежду мог не всякий, поэтому материал накапливали в течение нескольких сезонов. Орнаментированные полосы из меха изготовлялись заранее и, свёрнутые в трубочки, хранились иногда несколько лет. Широко распространены меховые мешки и сумочки с богатым орнаментом, часто украшенные подвесками. Центральный узор выполнялся в технике двухцветной меховой мозаики. Подобным образом украшались жертвенные покрывала.
Слайд 24 - «Угадай название орнамента»
В наших северных лесах
Есть красавица в мехах.
Черно-серебристая
Шубонька пушистая,
Пышный хвост - ее краса.
Кто это? (Лиса.)
Орнамент «Локоть лисы».
Слайд 25 - «Угадай название орнамента»
Глаза маленькие, лапы широкие, в лесу живет в берлоге.
(Медведь.)
Орнамент «След медведя».
Слайд 26 - «Угадай название орнамента»
Когда плавает - прекрасен,
Когда шипит - опасен. (Гусь.)
Орнамент «Крылья гуся».
Слайд 27 - «Угадай название орнамента»
Под водой зубастая собака. (Щука.)
Орнамент «Щучьи зубы».
Слайд 28 - Угадай название орнамента»
Скромное жилище. (Чум.)
Орнамент «Дети, играющие у чума»
Слайд 29 - «Угадай название орнамента»
Орнамент «След белки».
Слайд 30 - «Угадай название орнамента»
Летом серый, зимой белый. (Заяц.)
Орнамент «Заячьи уши».
Слайд 31 - Орнамент «Птица»
Слайд 32 - Национальная кухня
Чиклы
Блюдо готовится из щучьих кишок.
Кишки очищают, промывают, утрамбовывают жиром, мелко нарезанной рыбой. Получается небольшая колбаска. Концы завязывают ниткой. Эту колбаску отваривают или жарят над костром. Подают в горячем виде, нарезанными колечками.
Пул енк
Отваривают любую птицу (утку, гуся, лебедя) или мясо любого зверя (оленя, зайца и т.д.). Мясо варят до готовности, снимая жир в отдельную посуду.
Затем в бульон добавляют заранее приготовленное тесто. Тесто кладут в кипящий бульон маленькой ложечкой, небольшими порциями. Варить до готовности. Блюдо подавать в горячем виде. Мясо подать отдельно с жидким жиром.
Вуен нянь
Готовят опару, добавляют соль. Замешивают густое тесто.
Делают из него хлеб любой формы. Жарят на жиру или выпекают в глиняной печке.
Жареный хлеб подают с вареньем к чаю.
Печеный хлеб - к первым и вторым блюдам или едят отдельно с маслом или оленьим жиром.
Пулъч
(жир к чаю)
Берут жирные кишки оленя или лося, обрабатывают, режут как можно мельче и варят их в воде на медленном огне, очень долго, пока вся вода не выкипит. Готовый жир разливают в чашки, чтобы застыл.
Для еды жир растапливают или едят маленькими кусочками с хлебом. Жир получается очень вкусный и полезный (называют его "хантыйское масло").
Его еще используют при наружных ожогах.
Слайд 33 - Домашняя утварь
Интерьер жилища у ханты и манси довольно прост. В чуме в центре располагались очаг-костёр или железная печка, справа и слева от них — места для сна и бодрствования днём: на землю настилали доски, поверх них — циновки и шкуры, летом ставили ситцевые пологи от комаров. За очагом против входа было почётное гостевое место, где хранили и охотничьи ружья, боеприпасы. У входа — места для женщин, кухонной посуды, утвари, дров. Имущество хранили увязанным на нартах, расположенных вокруг чума. Спали, располагаясь в соответствии с традиционной семейной иерархией, например, в средней части (против основного шеста) — глава семьи и его жена, а также младшие дети, выше их — неженатые сыновья и т.д.
Посуда, часть домашней утвари, предназначенная для приготовления, хранения и употребления пищи. Использовали самодельную и покупную посуду. Самодельную изготавливали из дерева, бересты, кости. Некоторые предметы были многофункциональными (например, чуман применяли в качестве тарелки, ковша для воды, в нём хранили ягоды, держали рыбу). С приготовлением пищи связаны различные доски для разделки рыбы, которые во время работы клали на чуман или долблёное корыто (в них складывали рыбу). Существовали специальные ножи для чистки рыбы, сделанные из заточенной с одной стороны лопатки оленя или куска дерева. Для измельчения продуктов (черёмухи, сушёной рыбы) использовали ступы разной формы, корыта, выдолбленные из дерева, и песты. Для поджаривания рыбы, мяса и хлеба у костра применяли рожны. Вся металлическая П. была покупной. В качестве тарелок использовали деревянные долблёные блюда, чаще всего прямоугольные, с закруглёнными углами. Встречались овальные и круглые блюда, круглые тарелки, плетённые из кедрового корня. Для жидкой пищи были удобны вырезанные из берёзового нароста чашки, из дерева вырезали и ложки (небольшие, по форме похожие на черпаки). Воду носили и держали в берестяных вёдрах цилиндрической формы с пришивным дном и костяной ручкой. Воду черпали маленьким чуманом (плоскодонный сосуд с низкими стенками, сделанный из куска бересты, углы заворачивались конвертом), к которому привязывали длинную деревянную ручку. В чуманах большего размера хранили ягоды, варку, рыбий жир. Такую же конструкцию имела утварь для сбора низкорастущих ягод у некоторых групп ханты (в этом случае к чуману крепилась ручка из сучка с естественным изгибом). Для хранения муки, сушёной рыбы и мяса служили берестяные коробки или мешки из кож тайменя, налима, стерляди. Продукты держали в больших берестяных ёмкостях (круглых, овальных или с трапециевидными стенками — заплечных кузовах. Некоторые продукты держали в туесах.
Деревянную самодельную П. изготавливали мужчины, берестяную — женщины. Первая украшалась несложными резными узорами или небольшими скульптурными изображениями (ручки черпаков, чашек), вторая — чаще всего выскобленным орнаментом. Держали П. на полках в той части помещения, что ближе к двери, ёмкости с запасами продуктов размещали в сенях и амбарах. Для хранения бьющейся посуды служили плетёные корноватики. На протяжении XX в. традиционная П. постепенно вытеснялась покупной. Дольше всех свои позиции сохраняли берестяные изделия. Традиционную П. и кухонную утварь можно встретить в отдалённых районах, в обиходе оленеводов, охотников и рыбаков на промысле.
Слайд 34. Обычаи коренных народов Севера
Ханты передают свои обычаи из поколения в поколение.
Жертвоприношения
Земле, воде, огню жертвуют подношения. Это может быть материал, монеты.
ВОДЕ - голубую или белую ткань, чтобы не погибнуть в воде, и чтобы давала много рыбы.
ЗЕМЛЕ - черную ткань. На незнакомом месте кидают белые монетки.
ОГНЮ - красную ткань кладут прямо в печь или в костер, чтобы огонь давал тепло и не было пожара.
Когда огонь сердится, из печки летят искры с огнем, значит, он просит подношения
Нельзя рубить землю острым предметом (топором).
Окуривание
Делают при вхождении в новый дом, чтобы в доме жили счастливо и в достатке. Для этого берут кусочки шкуры выдры, кору осины, чагу (сухую). Это все поджигают. Все внутренние углы дома окуривают этим дымом, затем обходят вокруг дома по часовой стрелке 3 раза.
Этот обряд ханты используют всегда. В праздники окуривают праздничный стол перед тем, как кланяться богам.
Окуривают мужчин перед дорогой, когда они уезжают на охоту.
Обереги
При рождении ребенка из отпавшего пупка делают талисман.
Для этого убивают - кедровку (птицу), вынимают желудочек и сушат. Туда заворачивают пупок младенца обшивают сукном и разукрашивают бисером. Этот талисман ребенок носит до глубокой старости. Кедровку ханты считают самой умной птицей.
Человек, носящий талисман, будет умным и хорошим во всех делах.
СЛАЙД 35
Югра - мой дом
Мой Север! Ты земным не будешь раем,
И ясно видно с высоты полётов,
Как Бог распорядился этим краем:
Река, тайга, озёра да болота…
И закончить нашу встречу я бы хотела также строками из стихотворения национального поэта народа манси Ювана Шесталова.
Кто говорит, что народ мой умрет,
Или растает, как вешний лед,
Или вода с берегов его смоет?
Кто говорит такое?
Кто говорит, что под снегом холодным
Насмерть замерзнет песня народная,
И даже ветер - странник болтливый –
Вспомнить не сможет ни слов, ни мотива?..
...Где-то под солнцем эры чудесной
Жить я останусь кровью и песней.
Я - кареглазый, я - смуглокожий!
Манси - с собою, сегодняшним, схожий!
Спорщик задиристый с голосом звонким,
С сердцем отзывчивым, как у ребенка.
Нежный узнает нежность мою.
Злобный узнает твердость мою.
Буду как солнце. Буду как лед.
Будет в землянках жить мой народ.
В плоти землян, повторяясь стократно,
Будет он жить, жить, жить!
В счастье землян, повторяясь стократно,
Будет он жить, жить, жить!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Произведение «Прыжок» написал… А ) И.А.Крылов Б ) А.С.Пушкин В ) Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой
Произведение «Прыжок» - это… А ) быль Б ) басня В ) рассказ р ассказ
События происходят на … А ) яхте Б ) корабле В ) лодке к орабле
Мальчику герою произведения было… А ) 15 лет Б ) 10 лет В ) 12 лет 12 лет
Мальчик – герой произведения был сыном… А ) матроса Б ) капитана В ) дрессировщика обезьяны к апитана
Кто развлекал людей на палубе? А ) собачка Б) обезьяна В) попугай о безьяна
Обезьяна повесила шляпу на… А ) край палубы Б ) край матчи В ) край перекладины к рай перекладины
Обезьяна отняла у мальчика … А ) шляпу Б ) панаму В ) матросскую бескозырку ш ляпу
Что заставило мальчика полезть на матчу за обезьяной? А ) ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала Б ) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись В ) он просто хотел похвастаться своей ловкостью Е му было стыдно перед матросами, которые смеялись
Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы… А ) стрелять чаек Б ) спасти мальчика В ) стрелять акул с трелять чаек
Как мальчик оказался в море? А ) ему приказал отец Б) упал с перекладины В) захотел искупаться У пал с перекладины
Почему капитан заплакал? А ) от счастья Б ) от горя В ) от сильного потрясения О т сильного потрясения
ссылки https://cs5.livemaster.ru/storage/91/34/71d85cec73a5c6d21c918c1313ag--kartiny-panno-portret-l-n-tolstogo-ruchnaya.jpg - портрет Л.Н.Толстого. http://xn----8sbedeecf0bzb3aft6p5a.xn--p1ai/images/poets/pushkin.png - А.С.Пушкин http ://o-vsem.ru/wp-content/uploads/2016/12/kryilov.png - И.А.Крылов https://gto-normativy.ru/wp-content/uploads/2017/12/pryzhok-3-klass.jpg - основной фон презентации educontest.net - Pryzhok.pdf http:// tom-print.ru/data2/accounts/885/templates/1147245/cover_big.jpg - фон для 1 слайда