программа поддержки детского чтения
"ЧИТАЕМ С УВЛЕЧЕНИЕМ" для 5-8 классов /уроки внеклассного чтения, помощь учителям литературы/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneklassnoe_chtenie_-_chitaem_s_uvlecheniem.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ваховская общеобразовательная средняя школа»
Нижневартовский район
программа по поддержки детского чтения
«ЧИТАЕМ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
для 5-8 классов
/уроки внеклассного чтения, помощь учителям литературы/.
Разработала педагог - библиотекарь
Храмкова Ольга Александровна
2020-2021
1. Пояснительная записка
Программа по поддержки детского чтения «Читаем с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 5-8 классов.
Внеклассное чтение – обязательный раздел программы литературы в образовательных учреждениях.
Курс внеклассного чтения опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Целью уроков внеклассного чтения является формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи уроков внеклассного чтения определены целью и связаны как с читательской деятельностью учащихся, так и эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
- освоение текстов художественных произведений;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной речью;
- формирование культуры общения, навыков диалоговой речи для обеспечения коммуникативных взаимодействий, соответствующих общепринятым нормам и правилам;
- обогащение словарного запаса.
“Вопрос о детском чтении, - писала Н.К.Крупская, - это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определённое миропонимание, книги вырабатывают у них определённые нормы поведения”.
Работу по воспитанию культуры чтения ведут одновременно учитель и библиотекарь, используя каждый свои методы и учитывая развитие и возрастные особенности читателей.
Работа с детьми - читателями развивается успешно тогда, когда библиотекарь и педагог любит детей, горячо заинтересован делом, стремится овладеть педагогическим мастерством в руководстве чтением.
Читатели всех возрастов нуждаются в руководстве и помощи библиотекаря и учителя. А чтобы помочь читателю, надо повседневно изучать его интересы и запросы.
Каждый возраст читателей имеет свои отличительные черты, свои ярко выраженные особенности; их надо учитывать при руководстве детским чтением.
Значительную роль в развитии детей играют школьные занятия, которые с каждым годом наполняются новым содержанием и постепенно приучают детей к чтению.
Значительное место на уроках внеклассного чтения принадлежит элементам занимательности. Уместны на уроках литературные викторины (одна из самых любимых учащимися форм работы), конкурсы на лучшее сочинение, на лучшее чтение стихотворений, на лучшую иллюстрацию, отгадывание загадок (может быть даже проведен урок «Праздник русской загадки»), составление альбома загадок и даже сочинение собственных, импровизация сказок — коллективная или индивидуальная, элементы юмора — шутки, веселые прибаутки, анекдоты из жизни школьников, меткие изречения писателей и пословицы, шаржи, карикатуры и пр. Нельзя забывать, насколько велика роль интереса, настроения и эмоционального фактора в развитии ребенка. Некоторые учителя вводят постоянные моменты на уроках внеклассного чтения — «Шутке — минутку!», «5 секунд на размышление» (викторина), «Отгадай загадку», «Клуб «Знатоки» и пр. Элементы соревнования, занимательность, оживление работы очень важны на уроках внеклассного чтения; дети очень любят эти уроки и ждут их, как праздника. Вот здесь отводится роль школьному библиотекарю.
Актуальность программы: курс является важнейшей составляющей работы по приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, по пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений; формированию приёмов понимания текста, повышению общей языковой культуры обучающихся.
Цель курса: помочь обучающимся в формировании читательского кругозора и приобретении опыта самостоятельной читательской деятельности; развитие у школьников интереса к литературному чтению, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.
Задачи курса:
образовательные: вырабатывание умений работать с текстом;
развивающие: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы; повышение уровня языкового развития учащихся;
воспитательные: привитие эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге; воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.
Место учебного предмета в учебном плане
Занятия по программе «Читаем с увлечением» являются школьным компонентом учебного плана учреждения и проводятся в соответствии с расписанием в учебное время.
II. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в чтение;
- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
- потребность в самовыражение через слово;
- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе.
Формы организации учебного процесса.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность,
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: лекция, беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа, практикум.
Формы контроля: входной, рубежный и итоговый контроль проводится в произвольной форме, выбранной учителем и учащимися.
III. Содержание программы с указанием форм организации
№ п/п | Тема | Формы работы | Сроки |
5 класс | |||
1 | Что за прелесть эти сказки!... /Русские народные сказки/ | Презентация - викторина | сентябрь |
2 | Кто не слыхал его живого слова? /Басни Крылова/ | Игра - викторина | октябрь |
3 | Путешествие по сказкам А.С.Пушкина | Интерактивная игра | ноябрь |
4 | Рассказы Антона Чехонте / «Пересолил», «Налим», «Хирургия»/ | Интеллектуальная игра | январь |
5 | Уральских гор сказочник /Бажов/ | Литературная игра | февраль |
6 | Он не был сказочником… /К.П.Паустовский/ | Интерактивная игра | март |
7 | Есть стыд, есть и совесть… /Астафьев «Зачем я убил коростеля»/ | Беседа - презентация | апрель |
8 | Путешествие по родному краю | Литературная гостиная | май |
9 | Маленькие герои войны / о пионерах – героях/ | Урок мужества | май |
6 класс | |||
1 | Это имя – знакомое с детства… А.С.Пушкин «Выстрел» «Метель» «Барышня – крестьянка» | Игра по рассказам «Повести Белкина» | ноябрь |
2 | |||
3 | |||
4 | Из чёрной рамы смотрит мне в глаза Глазами жадными лицо Лескова… / «Левша», «Человек на часах»/ | Литературная игра | январь |
5 | А.П. Чехов – мастер слова. | Викторина «Своя игра» | январь |
6 | Это дети войны /Дети блокадного Ленинграда/ | Урок мужества | февраль |
7 | Слово родного севера | Литературная гостиная | апрель |
8 | Мифы древних славян | Видеосалон | май |
7 класс | |||
1 | Киевский цикл былин /Илья Муромец и Соловей Разбойник | Викторина | сентябрь |
2 | Калевала. Карело - финский эпос | Громкие чтения | сентябрь |
3 | В некотором царстве, сказочном Щедринском государстве… | Интерактивная игра | январь |
4 | Исторические баллады Слово о поэте Василий Шибанов Михайло Репнин | Громкие чтения | февраль |
5 | Песни на слова русских поэтов 20 века | Урок - концерт | апрель |
6 | Литература родного края | Литературная гостиная | май |
7 | А.С.Экзюпери «Маленький принц» | Видеосалон | май |
8 класс | |||
1 | Хороводные и лирические песни | Урок - концерт | сентябрь |
2 | Проблема воспитания истинного гражданина /Д.И.Фонвизин «Недоросль»/ | Игра - викторина | сентябрь |
3 | Повесть о любви. Н.В.Гоголь «Шинель» | История создания - презентация | декабрь |
4 | Поэзия родной природы | Литературная гостиная | январь |
5 | Писатели улыбаются… /Н.Тэффи, М.Зощенко | Игра - викторина | февраль |
6 | Песни военных лет | Урок - концерт | май |
7 | Русские поэты 20 века о Родине, природе и о себе | Литературная гостиная | май |
8 | Д.Свифт «Путешествие Гулливера | Литературная игра | май |