Работа в рамках собственной педагогической мастерской

Лукманов Фанис Фаритович

Мастерская, как и урок, объединяет три направления педагогической деятельности:обучающее, развивающее и воспитывающее.

Мастерская-это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельну потсковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной карты мира и ценностного отношения к нему.

Я пытаюсь совершенствоваться и применять различные методы и технологии в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii_5_kl.docx24.18 КБ
Файл moi_uvlecheniya_5_klass.docx17.18 КБ
Файл ped_mast_plan4_klass.docx16.37 КБ
Файл ped_masterskaya.docx276.14 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в рамках собственной педагогической мастерской

Педагогическая мастерская по английскому языку для 5 класса «Профессии»

Составил: учитель английского языка Лукманов Ф.Ф.

Филиал МОБУ СОШ №2 с.Кармаскалы СОШ д.Старомусино

Технологическая карта педагогической мастерской «Профессии»

Цель: создание условий для:

-совершенствования навыков устной речи (монологической, диалогической) на английском языке;

-навыков чтения про себя для извлечения необходимой информации;

-развития коммуникативных умений;

-активизации лексических навыков;

 -расширения кругозора.

Организация пространства: фронтально, затем в группах. Оборудование:

карточки с описанием разных видов профессий, которые можно поделить на группы: Искусство, финансы и государственные учреждения (приложения на английском языке) листы бумаги А4 фломастеры цветные карандаши проектор компьютер презентация видов профессий англо-русские словари для работы с новой лексикой классная доска

Алгоритм мастерской «Профессии» для работы в группах

На слайде презентации перечислены 12 видов профессий (приложение 2), на доске написаны названия направлений: Искусство, финансы и государственные учреждения, образовав 3 графы.

Обучающиеся выбирают по одной карточке с описанием профессий.

, Индивидуально:

Прочитайте описание профессии

На листочках выпишите новые незнакомые слова, о значении которых постарайтесь догадаться, только в крайнем случае воспользуйтесь словарем. Определите группу, к которой относится профессия, выбрав подходящее на ваш взгляд, название для него на доске. Иллюстрируйте его и подпишите название.

2. Афиширование рисунков, которые нарисовали дети. Развесьте ваши рисунки на доске по группам.

3. Реорганизация пространства

Дети рассаживаются в группы по названию тематики профессий на их карточках

4. Социализация в группе

Познакомьтесь с текстами друг друга

Посмотрите на иллюстрации к вашим профессиям и обсудите, правильно ли выбраны их названия

Выпишите на доске новые слова, которые являются незнакомыми для всей вашей группы

5. Магистраль учителя

Произносим за мной все вместе новые английские слова, которые вы написали на доске, переводим слова на русский язык

6. Социализация между группами

Обсудите в группах, как люди выбирают для себя профессию, используя английские грамматические структуры (приложение 2)

Выберите одного человека от группы и поделитесь с классом своими выводами

7. Магистраль учителя

Посмотрите на экран, Перед вами названия профессий, с их описанием Учитель показывает презентацию Профессии, зачитывает тексты,

8. Социализация в группе

Обсудите в группе и выберите профессию, которым вы бы хотели заниматься. Почему?

9. Социализация между группами

Выберите одного человека из группы и объясните свой выбор

Если выбор профессий в разных группах совпал, они объединяются в одну группу

10. Реорганизация пространства

Пересадка по новым группам происходит в том случае, если в ней возникла необходимость

11. Социализация в группе

Придумайте общую профессию, которое устроило бы нас всех, учитывая общие интересы , и иллюстрируйте его.

Назовите свою профессию, опишите деятельность данной профессии (Приложение 3)

12. Афиширование. Вывесите свои работы. Выставка открыта.

13. Рефлексия.                                                                                                 Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует х настроению.

14. Прием незаконченного предложения.                                                                Я считаю, что урок был полезен для меня, потому что … Я думаю, что мне удалось…

Приложения:

l ) —-is a person who treats people

Is a person who teaches people

  1. - -is a person who bakes bread
  2. —-is a person who drives a car
  3. —is a person who counts money.
  4. -—is a person who works in the banking industry,
  5. is a person who runs the business
  6. -is a person who sells houses
  7. —is a person who paints pictures
  8. - IS a person who composes the music

- is a person who designs the clothes

12) —is a person who writes poems

Приложение 2

Doctor, teacher, banker, baker, cashier, businessman, realtor, artist, composer, designer, poet.

Приложение 3

Because of, as a result, so that I think they like, enjoy; are interested in.

Директор школы____________________ / Климкин М.Н./



Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

по  английскому языку

для 5 класса

«Мои увлечения»

Составил: учитель английского языка Лукманов Ф.Ф.

Филиал МОБУ СОШ №2 с.Кармаскалы СОШ д.Старомусино

Технологическая карта педагогической мастерской    «Мои увлечения»

Цель:  создание условий для                                                                                                                      -совершенствования навыков устной речи (монологической, диалогической) на английском языке                                                                                                                            

-навыков чтения про себя для извлечения необходимой информации                                                                                                              

развития коммуникативных  умений

-активизации лексических навыков                                                                                              

-расширения кругозора

Организация пространства:  фронтально, затем в группах.

Оборудование:

 карточки с описанием  разных видов хобби, которые можно поделить на группы: Nature, Sport, Art, Computers,   Collection                   (приложение 1 на английском языке)

листы бумаги А 4

фломастеры

цветные карандаши

мультимедийная  доска, проектор

компьютер

презентация видов хобби

англо-русские словари для работы с новой лексикой

 классная доска

Алгоритм мастерской «Хобби» для работы в группах (на английском языке)

На слайде презентации перечислены 12 видов хобби (приложение 2), на  доске написаны названия направлений: Nature, Sport, Art, Computers,   Collection, образовав 5 граф

Обучающиеся   выбирают по одной карточке с описанием  хобби.

1. Индивидуально:

Прочитайте описание хобби

На листочках выпишите новые незнакомые слова, о значении которых постарайтесь догадаться, только в крайнем случаи воспользуйтесь словарем

Определите  группу, к которой относится хобби, выбрав подходящее на ваш взгляд, название для него на доске. Иллюстрируйте его    и подпишите  название.

2. Афиширование рисунков, которые нарисовали дети                                                                                                      

Развесьте ваши рисунки на доске по группам.

3. Реорганизация пространства

Дети рассаживаются в группы по названию тематики хобби  на их карточках

4. Социализация в группе

Познакомьтесь  с текстами друг друга

Посмотрите  на иллюстрации к  вашим  хобби  и обсудите, правильно ли выбраны их  названия

Выпишите на доске новые слова, которые являются  незнакомыми для всей вашей группы

 5. Магистраль учителя

Произносим за мной все вместе новые английские слова, которые вы написали на доске, переводим слова на русский язык

6.Социализация между группами

Обсудите в группах, как  люди выбирают для себя хобби, используя английские грамматические структуры (приложение 4)

Выберите одного человека от группы и поделитесь с классом своими выводами

7. Магистраль учителя

Посмотрите на экран. Перед вами названия хобби с их описанием .

Учитель показывает  презентацию хобби, зачитывает тексты.

8. Социализация в группе                                                                                                            

Обсудите  в группе и выберите хобби, которым вы бы хотели заниматься. Почему?                      

9. Социализация между группами                                                                                              

Выберите одного человека из группы и объясните свой выбор    

 Если выбор хобби  в разных группах совпал, они объединяются в одну группу        

10. Реорганизация пространства                                                                                              

Пересадка по новым  группам происходит в том случае, если в ней возникла необходимость  

    11. Социализация в группе        

Придумайте общее хобби, которое устроило бы вас всех, учитывая общие интересы , и иллюстрируйте его.

Назовите своё хобби, придумав  его название.

12. Афиширование                                                                                                                                  

Вывесите свои работы. Выставка открыта

13. Рефлексия

1.Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению

2. Прием незаконченного предложения.

Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что…  Я думаю, мне удалось..

Приложения

Приложение 1

1) ---is a complex of landscape works by creation of decorative compositions, planting of trees and bushes, creation of green hedges, lawns and flower beds

2)---. What a great way to invite birds into your yard!

3) ---is the act of swimming underwater while using a self-contained breathing apparatus

 4) ---is an extreme sport in which people jump from higher ground such as a bridge and have a rope tied around them to stop them from hitting the ground.

5) ---is an activity in which people take multi-day hiking trips through rural, often rugged territory.

6) ---is an automobile or motorcycle competition

7) ----jewelry are decorative objects which one can wear on the body or even use as a decorative piece around the house.

8) ---is the creation of models either from kits or from materials and components acquired by the builder.

9) ---is a discussion or informational site published on the World Wide Web and consisting of discrete entries ("posts") typically displayed in reverse chronological order

10) ---- a social network is a website that brings people together to talk, share ideas and interests, or make new friends.

11) ---is a lot of fun and is very easy to begin doing on your own. You can even start with the change you have in your pocket.

12) --- Flowers or leaves for drying may be collected anytime during the growing season, from early spring until late fall.

Приложение 2

 Landscape gardening, Scuba diving , Blogging

Collecting coins, Making birdfeeders/birdhouses,

Bungee jumping , Collecting dried flowers,

Jewelry-making, Social networking, Racing

Model building, Trekking, Bungee jumping  

Приложение 3

Nature,  Sport,  Art,  Computers,   Collection      

 Приложение 4

 Because of, as a result, so that \ I think they like, enjoy, are interested in

Презентация (Hоbbies)



Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская по английскому языку

для 4 класса (3 год обучения)

“ The perfect flat for...”

(«Совершенная квартира для)

Составил: учитель английского языка Лукманов Ф.Ф.

Филиал МОБУ СОШ №2 с.Кармаскалы СОШ д.Старомусино

Цель мастерской:

создать условия для

-конструктивного общения на английском  и  русском языке с любым уровнем знания английского;

- закрепления знакомых учащимся грамматических конструкций;

    - введения  лексики по теме «Квартира. Мебель»;

    - укрепления веры учащихся в себя при освоении иностранного языка.

Примеры индуктора

Нарисуйте каждый свою совершенную квартиру с мебелью, свой квартирный идеал. Выполните его как набросок, эскиз.

Пример информационного вброса

подойдите  и вытащите каждый сам себе карточку с английским словом, сядьте в группу по 4 человека с одинаковой ролью. В группе определите, какова ваша роль на этом занятии.

Покажите друг другу в группе на своем плане, что делает вашу квартиру  совершенной? Какая мебель делает ее идеальной? (Здесь все говорят по-русски, кроме мастера, возможен перевод. Нарисованные комнаты в начале мастерской предъявляются только в группе, они выполнены на листке из тетради, или  можно прямо в тетради по английскому языку.)

Следующее задание написано на  конверте. Выполните его.   Всем группам  выдаются (на большом листе) одинаковые планы двухкомнатной  квартиры с подписанными названиями комнат:кухня(kitchen), гостиная   (living-room), спальная (bedroom)  и ванная (bathroom); конверт №1 со словами - названиями мебели и на английском языке, и на русском ( каждое слово напечатано на отдельной карточке, при вынимании карточек из конверта слова оказываются вразброс;) и конверт №2 с заданием на группу. Конверты должны быть помечены словами  Owners или Guests.  На самом конверте №2 написано задание по-английски, а внутри конверта на отдельной карточке – оно же по- русски (об этом сообщить после небольшой паузы для возможной самостоятельной находки)

Задание № 2

Задание для « Owners» (написано на конверте по-английски):

Dear owners! An  English  guest is coming. Make  a perfect flat for him.  Put  all the furniture he needs . He loves comfort. Glue English and Russian cards on your plan.

 

Задание для Хозяев (Owners)  (внутри конверта на карточке по-русски):

 

«Уважаемы владельцы данной квартиры! У вас остановится ваш английский гость. Он приедет один. Меблируйте  данную квартиру для приема гостя (разложив в нужном порядке карточки  с русскими и английскими названиями предметов мебели из конверта). Обустройте вашу квартиру так, чтобы ему было комфортно и  понравилось у вас гостить. Приклейте их на план квартиры. »

Задание № 3

Задание для « Guests» (написано на конверте по-английски):

You are an Englishman. You are visiting St.Petersburg. Create  a perfect flat you like to live in St.Petersburg. Make a perfect flat  using the words  you have to glue them on your plan.

 

Задание для Гостей « Guests»  (внутри конверта на карточке по-русски):

  «Представьте, что Вы - англичанин  и едете в Россию. .  Создайте свою совершенную  квартиру , в которой вы хотели бы остановиться. На плане покажите, какие у вас есть пожелания относительно мебели (разложив в нужном порядке карточки  с русскими и английскими названиями предметов мебели из конверта.) Приклейте их на план ».

Сформулируйте предложения учащимся. Примеры

Через некоторое время Мастер прерывает учеников и объявляет:

- Вы можете усовершенствовать пространство квартиры за счет посещения мебельного магазина. У нас проходит акция - 2 предмета мебели можно взять бесплатно.

- В качестве рекламы наш магазин использует веселую песню «There's a room in my house”, где вы услышите названия предметов мебели. Пока звучит песня можно выбрать по 2 предмета мебели на каждую группу.

- Если вы хотите получить еще один предмет мебели на группу, надо заработать бонус после окончании акции - правильно рассказать, что из мебели в вашей квартире есть, используя There is  /There are.

- Итак, начинается рекламная акция

Афиширование – группы вывешивают  свои проекты квартир.

Задание:

  - выберите наиболее подходящий для себя проект и встаньте около нужного листка ( гости  выбирают планы подходящих квартир, а  хозяева  выбирают план квартиры, который нарисовал гость , наиболее подходящий под их квартиру). Происходит перемена группового состава. Группы могут быть по 3-5 человек.

- образуйте новые группы, сняв выбранный проект.

Задания в новых группах.

Гостям:

- напишите письмо домой в Англию про квартиру, в которой Вы ( англичанин ) остановились.

(Позаботьтесь о том, что при озвучивании письма будет участвовать каждый участник группы. При этом надо использовать новые слова на карточках и грамматические структуры, которые написаны на доске.)

Хозяевам:

- напишите письмо в  английское  туристическое агенство про то, как устроена Ваша квартира для приглашения в гости.

(Позаботьтесь о том, что при озвучивании письма будет участвовать каждый участник группы. При этом надо использовать новые слова на карточках и грамматические структуры, которые написаны на доске.)

Озвучивание писем.

- Каждый должен прочитать хотя бы по предложению с использованием новых слов на карточках и грамматических структур, которые написаны на доске.

Рефлексия:

Какие чувства вызвал урок?

Сегодня на уроке я узнал_______________

Сегодня на уроке я научился ____________________

Меня заинтересовали задания___________________

В конце урока назовите цифру от 1 до 10 соответствующую вашему  настроению (т.к. всех не успеть спросить устно, можно предложить всем показать на пальцах цифру от 1 до 10, соответствующую настроению к концу занятия).



Предварительный просмотр:

  1. Технология педагогической мастерской

  2. на уроках английского языка

Выполнила:

Лукманов Ф.Ф.

учитель английского языка

Старомусино, 2021

Содержание

  1. Введение.
  2. Концептуальные положения технологии педагогической мастерской.
  3. Алгоритм построения урока в технологии педагогической мастерской.
  4. Разработка урока в технологии педагогической мастерской.
  5. Заключение.
  6. Литература для учителя.
  7. Литература для учащихся.
  8.  Приложение.

  1. Введение

В современной педагогике обозначились новые образовательные тенденции, в которых усиливается личностная ориентация содержания и технологий образования. В связи с новыми требованиями к содержанию образования кардинально пересматривается урок в педагогическом процессе, взаимосвязь «учитель-ученик». Появляются понятия «современный урок», «современный учитель», «современный ученик». Современный урок должен отвечать духу и требованиям своего времени, достигать поставленных целей и задач в соответствии со стандартами второго поколения, раскрывать интеллектуальные, творческие, духовно-нравственные возможности каждого ученика. Учителю необходимо уйти от традиционной «знаниевой» парадигмы построения учебного процесса и перейти на инновационное видение своей педагогической миссии. В этом учителю поможет использование современных образовательных технологий. В настоящее время в педагогический школьный процесс внедряется и используется великое разнообразие образовательных технологий, глубоко пронизанных идеями субъективности,  индивидуально-личностного подхода, мотивированности обучения, его активизации, рефлексивности. В данной работе рассмотрим более подробно технологию педагогических мастерских.

  1. Концептуальные положения технологии педагогической мастерской

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так : творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д.

 Эта деятельность имитирует метод « проб и ошибок », но реализуется по строгим правилам мастерской. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах..

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской :

  1. проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания ;
  2. проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А.Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.Ж. Руссо и современных французских эпистемологов - последователей Гастона Башляра - стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что состоялась интеграция зарубежного и российского педагогического опыта, причем зарубежный опыт - деятельность французской группы нового образования является инновационной и в европейском образовании.

Помимо школьного предметного преподавания мастерские в самом своем процессе реализуют поистине огромный воспитательный потенциал. Поэтому они могут применяться в клубной деятельности (что и происходит, например, во Франции), в дополнительном образовании, просто в работе классного руководителя и воспитателя, а также в общении с родителями.

 Чем определяется и как реализуется этот воспитательный потенциал педагогической мастерской?

  • I. Наличие выбора деятельности на разных этапах мастерской создает ощущение свободы и возможности самореализации.
  • II. То, что в мастерской называется « социализацией » (предъявление каждым участником, группой или парой своего творческого продукта),
    — содействует формированию интереса к другой точке зрения, дает толчок для саморефлексии;
    — побуждает слушать и слышать другого без желания опровергнуть, так как безоценочность входит в правила мастерской;
    — в процессе мастерской создается необходимая среда взаимодействия, а доверительная среда рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что весьма актуально в современной жизни.
    Все это содействует, несомненно, воспитанию толерантности и обучению этике поведения.
  • III. Мастерская при определенных условиях (педагогическая философия мастера, опора на соответствующее содержание и др.) дает возможность перехода от бытовых, прагматических тем к обдумыванию и обсуждению бытийных ценностных ориентации. Происходит ненасильственным путем реализация духовно-нравственного воспитания. Это оказывается возможным не только для педагогов и учащихся, но и для родителей.
  • IV. Каждая мастерская - при выполнении определенных принципов (« Все равны, все способны », - говорят во французской группе Нового Образования) диагностична как для ведущего мастерскую, так и для любого участника.
  • V. Может быть, главное в мастерской - это реализация возможностей творчества. « Смысл жизни - в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты », - говорил когда-то Д. И. Менделеев. Мастерская дает возможность для творчества в самом широком толковании этого процесса : от новой идеи до малого предложения по организации, от рисунка до особого штриха, от слова до материального продукта.

Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни. Создатели авторских мастерских говорят : мастерская - не урок ; в мастерской происходит « проживание ».

 Принципы и правила ведения мастерской.

  • Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.
  • Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки путь к истине.
  • Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
  • Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем) ; во-вторых, в праве не участвовать на этапе « предъявления продукта » ; в-третьих, - в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
  • Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой -психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.
  • Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не скор, Даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом - необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных « цветах », которые лишь совместно дают ощущение « радуги » мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
  • Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого « продукта » каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
  • Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу « на равных » с учащимися - например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Разрыв - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем « озарения » он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.

« Разрыв » - необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный « разрыв » заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к « озарению » - « разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного « разрыва », для него мастерская не состоялась.

Рефлексия. « В психологии различают два типа рефлективных процессов : авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)... » .

В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (не синхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности (« делаю - осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной... ») и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией в мастерской.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры.

Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция (см. Алгоритм) выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала - в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса (см. Рефлексия).

  1. Алгоритм построения урока в технологии педагогической мастерской

Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму.

Алгоритм - « точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа » (см. словарное определение). Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.

Первый этап

  1. Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение... Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.
  2. Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
  3. « Социализация », то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
  4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем)

Второй этап.

  1. Обращение к новой информации и ее обработка.
  2. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т.п. Групповая или индивидуальная работа.
  3. Социализация.
  4. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
    Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.

Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока, новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное « голодание ». Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией - от элементов игры до работы со словарем - могут быть включены в мастерскую. Но все это - в рамках правил и определенного алгоритма мастерской, которые не допускают преждевременного введения мастером готовой информации. Обычно это происходит на втором этапе процесса.

По временной продолжительности мастерские разделяются на « одноактные » (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод « погружения ») или даже в течение нескольких месяцев. Такова мастерская на годичных курсах в Санкт-Петербургском Университете педагогического мастерства (теперь - Академии постдипломного педагогического образования) или в работе проблемных групп на базе отдельных школ.

Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских так же, как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.

4.Разработка урока в технологии педагогической мастерской

7 класс,  «Создание школьной коллекции», УМК « Enjoy English», М.З. Биболетова и др.

Цель урока: развитие коммуникативной компетенции

Задачи:

  1. закрепить лексику по теме «Школьная форма – за и против»
  2. развивать умение работать с аутентичным материалом
  3. способствовать развитию творческого мышления
  4. развивать умение вести диалог, работать в команде

 Технологическая карта урока

Технологический этап

Действия учителя

Действия учащихся

время

Индукция -

создание эмоционального

настроя, личного отношения

к предмету обсуждения

Показ видеосюжета «Презентация школьной коллекции». Побуждает выразить свое отношение к необходимости носить школьную форму.

https://youtu.be/JdD5_TiQzO0

Смотрят и догадываются о теме урока. Говорят о преимуществах и недостатках ношения школьной формы.

2 мин

Самоконструкция

Запишите, названия предметов одежды, из которой может состоять школьная форма.

Записывают все слова по данной теме.

3 мин

Социоконструкция

Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями

и сравните свои записи, дополните друг друга.

Работают в парах по заданию.

2 мин

Социализация

Объединитесь в группы по 3-4 человека и

создайте свой комплект школьной формы.

Работают в группах. Выполняют задания.

8 мин

Афиширование

Просит представить

результаты работы групп.

Представляют результаты.

10 мин

Разрыв

Обращает внимание на то, что в школе можно выглядеть современно и модно.

 Организует работу в группах с

сайтами, позволяющим создать модный образ современного ученика.

Работают с

сайтами и корректируют свои работы.

http://engmaster.ru/word/6

http://goo.gl/ZE5T8g

http://goo.gl/f6GAZ4

http://goo.gl/qnZ2Ja

15 мин

Рефлексия

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по

поводу совместной деятельности

Осуществляют рефлексию.

5 мин

  1. Заключение

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. В XXI веке необходим поиск иного содержания деятельности учителя, апробации множества современных образовательных технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитие обучающихся, формирование у них навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания. В данной работе предпринята попытка раскрыть возможности использования технологии педагогической мастерской для достижения требований к результатам освоения образовательной программы стандартов второго поколения.

  1. Литература и интернет источники для учителя
  1. Видеосюжет «Показ школьной коллекции»  https://youtu.be/JdD5_TiQzO0
  2. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / - СПБ.: КАРО, 2008.
  3. Скорнякова Э.Р. Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка.  school323.ru?download=st17.pdf

  1. Литература и интернет ресурсы для учащихся
  1. Английские слова на тему «Одежда» http://engmaster.ru/word/6
  2. Биболетова М.З. Учебник «Enjoy English», 7 класс/ - Титул, 2013
  3. Как выглядеть привлекательно в школьной форме http://www.wikihow.com/Look-Good-In-Your-School-Uniform
  4. Сделай свою школьную форму уникальной http://www.seventeen.com/fashion/tips/school-uniform-ideas

  1. Приложение

http://src.screeny.ru/uploads/14/1e/89/ac/b689bef0.jpg?secure=tFNkffXWCjLcvNb1q-UcZg&expires=1452410620http://src.screeny.ru/uploads/14/1e/89/ac/b689bef0.jpg?secure=tFNkffXWCjLcvNb1q-UcZg&expires=1452410620C:\Users\Irina\Documents\6384a3aa.jpg

C:\Users\Irina\Documents\84a19658.jpg

C:\Users\Irina\Documents\6cf9d19e.jpg

C:\Users\Irina\Documents\fc864549.jpg

C:\Users\Irina\Documents\744d7a61.jpg