Работа с родителями

Суйналиева Луиза Маратовна

https://miridei.com/idei-dlya-doma/semya-i-deti/10-effektivnyh-sposobov-pomoch-rebenku-v-uchebe/

Десять эффективных способов как помочь ребенку в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx16.08 КБ
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей пятиклассников

  1. Воодушевите ребёнка рассказами о своих школьных делах. Каждую неделю находите время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте со своим ребёнком о школе. Старайтесь запоминать события и детали, которые ребёнок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы вновь начать беседу о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, учителях.
  2. Регулярно беседуйте с учителями ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях в классе. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
  3. Не связывайте школьные оценки со своей домашней системой наказаний. О неудачах в учёбе и плохом поведении просто строго беседуйте с ребёнком.
  4. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте ребёнку свою заинтересованность к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для выполнения их наилучшим образом. Если ребёнок обращается к вам с просьбой о помощи с домашним заданием, не отказывайте, помогите ему, чем можете, направляйте ход его мыслей в нужное русло, помогите найти ответы самостоятельно.
  5. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
  6. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребёнок учится и как его учат.
  7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят такие серьёзные изменения.

Памятка для родителей пятиклассников

  1. Воодушевите ребёнка рассказами о своих школьных делах. Каждую неделю находите время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте со своим ребёнком о школе. Старайтесь запоминать события и детали, которые ребёнок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы вновь начать беседу о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, учителях.
  2. Регулярно беседуйте с учителями ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях в классе. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
  3. Не связывайте школьные оценки со своей домашней системой наказаний. О неудачах в учёбе и плохом поведении просто строго беседуйте с ребёнком.
  4. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте ребёнку свою заинтересованность к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для выполнения их наилучшим образом. Если ребёнок обращается к вам с просьбой о помощи с домашним заданием, не отказывайте, помогите ему, чем можете, направляйте ход его мыслей в нужное русло, помогите найти ответы самостоятельно.
  5. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
  6. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребёнок учится и как его учат.
  7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят такие серьёзные изменения.



Предварительный просмотр:

            РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Технология подготовки и проведения родительских собраний

Примерное положение о классном родительском собрании

1. Общие положения

Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в классе - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

2. Классное родительское собрание

2.1. Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса.

2.2. Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию.

2.3.Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления.

2.4. Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения.

2.5.  Слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку.

2.6.  Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.

2.7. Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей.

2.8. Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов.

2.9. Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.

3.  Правила проведения собраний

3.1.  Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

3.2. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.

3.3.   Главным методом проведения собрания является диалог.

3.4. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее чем за три дня до даты проведения собрания.

3.5. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее чем за четыре дня до проведения собрания.

3.6.  Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

3.7.  Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.

3.8.  Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).

3.9. Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

4. Принципы проведения родительского собрания

4.1.  Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта

работы и отношений с детьми.

4.2.  Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными

в том, что бестактных разговоров не будет.

4.3. У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.

Примерная структура родительского собрания

1.Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин). Как начать собрание и расположить родителей к разговору?

-  Использовать цитаты, эпиграфы; специально оформить доску.

-   Поприветствовать и поблагодарить родителей.

-   Сделать начало лирическим (стихи, инструментальная музыка).

-  Заранее ознакомить родителей с проблемой и регламентом.

-   По-особому (необычно) рассадить родителей.

-   Устроить выставку творческих работ учащихся.

- Подготовить рекламу педагогической литературы.

- Начать с видеоролика о жизни класса или выступления детей.

-  Начать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителей.

-   Отметить работу родительского комитета.

- Использовать цифры и факты для привлечения внимания к теме собрания.

-   Выразить радость от общения с родителями и их детьми.

2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин).

3.  Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин).

.               Обсуждение проблемы родителями (20 мин).

5.  Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

6.  В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение.

                         Памятка для родителей

                  Заповеди разумного воспитания А. Толстых

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2.Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3.  Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4.  Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5.  Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6.   Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7.  Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8.   Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание - это последовательность целей. 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Как учителю организовать беседу с родителями

1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.

2.Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3.Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.

4.Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.

5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6.  Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.

8.Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9.  Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

10. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.

11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Для чего нужны родительские собрания

Родительское собрание - форма взаимодействия с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам жизнедеятельности школьного коллектива, воспитания учащихся в школе и дома.

Родительские собрания призваны повышать педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание детей. Выбор темы должен обусловливаться целевыми ориентирами, особенностями каждого коллектива в отдельности в зависимости от возрастных особенностей учащихся, находиться в логической связи с предыдущими собраниями. Цели, которые ставятся на собраниях, должны содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность школьного общества, пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, способствовать выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Родительские собрания нужны:

-    для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;

-  как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

-для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

-   как консультативные по профориентации,'трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора ОДН, учителей-предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;

-   как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

- как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т. д.);

-    как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

- как собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как школу для родителей.

                       Подготовка собрания

1.  Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.

2.  Уточнить регламент, продумать ход собрания.

3.  Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание.

4.  Продумать, где родители будут оставлять верхнюю одежду, кто и как встретит их в школе.

5.  Продумать выставочный или информационный материал.

6. Определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить.

7.  Продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании

1.   Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

2.  Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Дать понять, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4.  Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

5.   Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

6.  Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания

1.Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

3.Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале первых классов.

4. Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении строить собрание.

5. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.

6.  Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т. п.).

7.  Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложение, вносить встречное; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама...».

8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.

9.   Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Другие формы работы с родителями

Консультации - индивидуальные и коллективные тематические.

Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.

Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, созданию домашней библиотеки, организации семейных праздников и т. п.).

Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.

Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.

            Родителям на заметку

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:

1. «Держать улыбку» (потому что именно лицо - ваша визитная карточка).

2.    Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).

3.  Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).

4.  Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).

5.  Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта - это не вступать в него).

6.  Ободрять других (оптимистам жить легче).

7.    Делать комплименты (учтите, что даже глухой услышит комплимент).