Эссе "Я-Учитель"
Эссе. Моя педагогическая философия.
LIVE AND LEARN. (Sir. Francis Bacon)
Учитель – это профессия,
И призвание, и ремесло,
Но это искусство и служение,
Служение детям прежде всего…
В.А. Сухомлинский
Школа… Кто из нас не мечтал в детстве как можно быстрее пойти в школу? В далеком 1994 году моя детская мечта сбылась, когда я открыла двери Старокучергановской школы, которая в моем понимании была Величественным Храмом Знаний. Я встретила свою первую учительницу Шевченко Людмилу Анатольевну, настоящего мастера своего дела. Она явилась для меня «плодотворным лучом солнца», зажегшим факел тяги к новому, неизведанному, в удивительное путешествие в страну знаний! Людмила Анатольевна с помощью невидимой волшебной палочки завораживающе легко открывала новые горизонты прекрасного, увлекательного мира Знаний! Год за годом пополнялся мой багаж знаний, и когда я начала изучать английский язык, моя мечта – стать учителем все больше укреплялась. Погружение в новый языковой мир, приобщение к иноязычной культуре, традициям представителей других народов, возможность использования английского языка как средства общения расширили мое представление о профессии учителя.
Незаметно пролетели школьные и студенческие годы! Судьба подарила мне еще один шанс вернуться в свою родную школу уже в качестве учителя английского и китайского языков в 2010 году. Моя детская мечта сбылась! Моя миссия учителя уже не фантазия детской игры в школу, а счастливая реальность! Конечно, не передать словами, какие эмоции заполняли мою душу, когда я впервые провела свой первый в жизни урок. Придя в школу в качестве учителя, я поняла, что мое представление об этой профессии было, мягко говоря, не совсем верным. Я поняла, что быть учителем не значит только вести уроки и проверять тетради, это гораздо больше, чем профессия, это образ мыслей, образ жизни. Рабочие будни… Изо дня в день одно и то же… Но в этом одном и том же – дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых направлен и тяжелый труд учителя, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия. Было много трудностей, но я не сдавалась, я преодолевала их, училась на своих и чужих ошибках, развивалась как человек и профессионал.
Древняя мудрость гласит: «Учитель- это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и совершить вместе с ним восхождение». Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а иногда и на шаг вперед. Учитель должен искать пути к душе каждого ребенка, вместе с ними радоваться успехам и неудачам, победам и поражениям. Мне кажется, что это самая главная миссия учителя XXI века. Тем более что современная школа много требует от учителя: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.
Что самое главное для меня как учителя?
Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше – тогда ученику будет со мной интересно. Причем истинный интерес к учению возникает не только от увлекательных моих рассказов, а зависит от результата совместной деятельности самих учеников.
Высшее профильное образование и высокий уровень владения преподаваемой дисциплиной – это само собой разумеющиеся вещи для учителя. Но немаловажно для преподавателя и умение общаться с детьми, выявляя в каждом личность, способную реализоваться в социуме. Для достижения этой цели образовательный процесс должен быть направлен на действие, так как знания бессмысленны без практического применения. Как говорил К.Д.Ушинский: «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни». Знания нужны, но только через действие формируется их понимание, а также необходимые для человека навыки, умения, автоматизмы, мировоззрение, увеличивается творческий потенциал.
Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Главное для меня – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость в их деятельности и вселить уверенность в свои силы.
Во-вторых, учитель должен уметь прощать и понимать. Это не значит дозволять все. Внешне можно и нужно быть строгим, но в глубине души надо прощать все даже самому «хулиганистому» ученику.
Современному учителю интересно формирование души ребенка. Каждому школьнику даны те или иные обстоятельства жизни: родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию, лидерству и т.д. Только познав сущность ребенка, его душевное состояние, почувствовав его готовность идти на контакт, изучив его возможности и наметив его индивидуальную траекторию обучения и воспитания, учитель имеет право на выполнение своей миссии – вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему в самореализации в мире, который его окружает.
Необходимо научиться беречь детей от грубости, злобы, равнодушия, безразличия ко всему, что происходит вокруг.
Я считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность.
Душевные крылья, которые возносят учителя над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в нас есть что-то детское, и мы ведем себя иногда почти как дети. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества.
Какая же черта современного учителя должна быть преобладающей? Как ни банально это звучит, на мой взгляд, - это любовь к детям.
Я люблю свою профессию, своих учеников. Поразмыслив о своем месте в жизни, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, сплоченный коллектив коллег-единомышленников и любимая работа. Профессия Учителя – самая гуманная, творческая и востребованная! Каждый день у меня есть уникальная возможность все хорошее делать лучше, а плохое стараться изменить к лучшему!
Хочу, чтобы мои выпускники нашли свое место в жизни. Буду счастлива и рада, если именно мои уроки, мое общение с ребятами внесли вклад в их самоопределение, в выбор будущей профессии. Помогли им шагать по жизни. А еще я мечтаю, чтобы роль учителя в обществе была неизменно велика, а авторитет – непоколебим.
Завтра новый день. Каким он будет? Увижу ли я вновь пытливость в глазах своих учеников? Не пропадет ли у них желание постигать новое? Все это в моих руках!
Учитель!
Он всегда в дороге,
В заботах, поиске, тревоге
И никогда покоя нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной он рвётся в высь;
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!