Презентации и разработки уроков
Страница содержит конспекты уроков, карточки и презентации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике в 5 классе.
Тема: Сложение десятичных дробей
Учитель: Воронкова Ю.А.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: развивающее обучение, ИКТ.
Методы:
- по источникам знаний: словесный, демонстрационный;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: частично – поисковый, проблемный и исследовательский.
Цели: «Открыть» правило сложения десятичных дробей, научиться его применять при решении примеров и задач.
Задачи:
Обучающие: научить складывать десятичные дроби, применять алгоритм сложения десятичных дробей при решении примеров и задач.
Развивающие: развивать алгоритмическое мышление, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Воспитательные: осознание уровня усвоения полученных знаний, развивать навык самоконтроля.
Планируемые результаты УУД:
Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров, делают предположение об информации, необходимой для решения задачи.
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умеют ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, умеют анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, умеют слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-работают с карточками при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебник по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, сигнальные карточки - смайлики.
Структура урока:
I Мотивационно – ориентировочный этап.
- Приветствие.
- Контроль настроения.
- Актуализация знаний.
1) Фронтальный опрос.
2) Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
4. Постановка учебной задачи.
1) Эвристическая беседа
2) Формулирование темы урока
3) Постановка целей урока
ІІ Исполнительский этап.
- Изучение нового материала
- Самостоятельный поиск способа решения задачи.
- Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа.
- Физкультминутка
- Отработка открытого способа.
ІІІ Рефлексивно – оценочный этап.
- Самостоятельная работа.
- Самоконтроль.
- Домашнее задание.
- Контроль настроения. Рефлексия.
І Мотивационно-ориентировочный этап.
1. Приветствие. (Слайд 1).
(Формируемые УУД: Прогнозирование своей деятельности; Умение слушать; умение выделять нравственный аспект поведения)
– Добрый день, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: тетради и ручки, учебники, линейки и карандаши, черновики.
2. Контроль настроения. (С помощью сигнальных карточек- смайлики)
- Узнаем, с каким настроением вы сегодня пришли на урок математики? (Слайд 2.) У вас на столах лежат смайлики. Поднимите улыбающийся смайлик, если у вас хорошее настроение. Поднимите обиженный смайлик, если у вас настроение плохое. (Дети поднимают карточку). Я вижу, что многие настроены на совместную работа, попробуем улучшить настроение всех ребят. Желаю вам получить удовольствие от работы на уроке.
3. Актуализация знаний.
(Формируемые УУД: Поиск и выделение необходимой информации; Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение слушать и вступать в диалог.)
а) Фронтальный опрос.
Действия учителя | Действия учащихся |
- Как короче записывают дроби, знаменатель которых единица с несколькими нулями? - Как называют такую запись? - Как представить десятичную дробь в виде обыкновенной? | - Дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились короче записывать без знаменателя. = 0,7 - Десятичной дробью. |
- А что ещё мы умеем делать с десятичными дробями? - Как сравнивают десятичные дроби? - Сравните 7,89 и 7,9 | - Сравнивать. - Поразрядно, как натуральные числа. 7,89 < 7,9 |
б) Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Работа по карточкам «Представь, сравни и вырази»
- У каждого из вас на столе лежит карточка «Представь, сравни и вырази», подпишите ее и выполните задания.
1) Представить число в виде десятичной дроби.
2) Представить число (десятичную дробь) в виде обыкновенной дроби или смешанного числа.
3) Сравните десятичные дроби.
7,6 и 7,60; 6,68 и 6,711;
9,32 и 9,4; 1,1 и 1,099.
4) Выразите в сантиметрах.
0,5 дм = …; 9,13м = …;
1,25м = …; 15,3м = ….;
(Каждый ученик работает с карточкой «Представь, сравни и вырази», выполняет задания 1) – 4), затем проводится взаимопроверка, учащиеся обмениваются карточками и по слайдам, с комментированием одного из учащихся, проверяют правильность ответов, ставят соответствующие знаки +/-. Оценивают деятельность друг друга.) (Слайд 3,4.)
4. Постановка учебной задачи.
(Формируемые УУД: Поиск и выделение необходимой информации; Формулирование целей урока, Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог; смыслообразование.)
1. Эвристическая беседа
- С какими числами мы уже умеем работать? | - С натуральными числами, обыкновенными дробями, смешанными числами, десятичными дробями. |
- Какие действия мы умеем выполнять с обыкновенными дробями? - Чему мы научились, работая с десятичными дробями? - Какие ещё действия можно выполнять с десятичными дробями? - С изучения какого действия нам удобнее начать? - Как сформулировать тему урока? | - Сравнивать, отмечать на координатном луче, складывать и вычитать. - Представлять десятичные дроби в виде обыкновенных дробей, смешанных чисел и наоборот, научились сравнивать десятичные дроби. - Складывать, вычитать, умножать, делить. - Сложения. - Сложение десятичных дробей. |
2. Запись темы урока в тетради и на доске.
- Запишем число, классная работа, тема урока «Сложение десятичных дробей».
(Слайд 5.)На экране появляется тема и девиз урока:
«Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»
3. Постановка учениками целей урока.
- Чему мы должны научиться? Что должны узнать, какова цель урока? | - «Отыскать» правило сложения десятичных дробей, научиться его применять. |
ІІ Исполнительский этап.
1. Изучение нового материала,
Отыскание способа сложения десятичных дробей.
Применение частично – поискового метода
(Формируемые УУД: Структурирование знаний. Анализ объектов. Целеполагание, выдвижение гипотез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Умение слушать и вступать в диалог)
- Попробуем найти правило сложения десятичных дробей. Для этого я предлагаю вам найти способы решения следующей задачи. Дан отрезок АВ, точка С делит его на два отрезка. Длина АС=15,3м, СВ=9,13м. Найдите длину отрезка АВ. - Как найти длину отрезка АВ? - Складывать десятичные дроби мы пока не умеем, как же нам решить эту задачу? Как быть? | - Сложить длины отрезков АС и СВ. - ??? |
2. Самостоятельный поиск способа решения задачи.
Учащиеся каждого ряда (группы) предлагают различные способы решения этой задачи. Опишем каждый из предложенных способов.
I группа Представить десятичные дроби в виде смешанных чисел. - Каким будет знаменатель в дробной части числа 15,3? А в дробной части 9,13? (, знаменатель 10, а у дроби , знаменатель равен 100.) - Знаменатели разные, что делать? 1) Уравнять количество знаков после запятой; 2) Выполнить сложение смешанных чисел; 3) Представить число в виде десятичной дроби. | II группа Выполнить сложение по разрядам. - В числе 15,3 один знак после запятой, а в числе 9,13 – два знака. Что делать? 1) Уравнять количество знаков после запятой; 15,30 и 9,13 2) Выполнить сложение по разрядам, не обращая внимания на запятую. 15,30 9,13 24,43 - Что мы должны получит в результате сложения? (дробь) - Чего нам не хватает? (запятой) - Где её поставить? (под запятой) 3) Отделить запятой столько цифр справа, сколько их в слагаемом после запятой. | III группа Выполнить перевод единиц измерения в более мелкие. 1) Перевести метры в сантиметры 15,3м = 1530см 9,13м = 913см 2) Выполнить сложение 1530+913=2443(см) 3) Сделать перевод единиц 2443см = м = =24,43м. |
- Каждый из предложенных группами способов мы разобрали, запишите себе в тетрадь каждый свой способ, а ответственный от каждой группы еще раз нам объяснит и оформит свой способ решения на доске. У каждого из вас к концу урока в тетради должно быть записано три способа решения этой задачи.
Оформление способов решения задачи на доске. (Слайд 6.)
1) 15,3м = 15,30м = м 9,13м = м 2)+==24,43(м) Ответ: длина отрезка 24,43м. | 1) 15,3м=15,30м 2) 15,30 9,13 24,43 (м) Ответ: длина отрезка 24,43м. | 1) 15,3м =15,30м =1530см 9,13м = 913см 2) 1530+913 = 2443 (см) 3) 2443 см = == = 24,43м. Ответ: длина отрезка 24,43м. |
а) Монологический ответ ответственного в группе ученика у доски. Оценивание учениками и учителем.
б) Фронтальная беседа по решениям задачи.
3. Выбор верного варианта решения задачи.
- Сравните результаты решения. Какой получился ответ? - Какой способ решения показался вам наиболее удобным, простым? - Первым и третьим способом мы имели право пользоваться, а вторым? - Как мы выполняли сложение? | - Одинаковый. - Второй. - ??? - Поразрядно. |
- Обратите внимание на запись сложения десятичных дробей, как записаны дроби? - Такой же получился ответ в этом способе решения задачи? - Как же можно выполнить сложение десятичных дробей? | - Запятая под запятой. - Да. - 1) Уравнять количество знаков после запятой; 2) Записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой; 3) Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую; 4) В ответе поставить запятую под запятой. |
в) Сравнительный анализ выводов учеников с правилом в учебнике. | |
- Сверим сформулированное нами правило с правилом в учебнике (стр. 191). Прочитайте его. |
4. Физкультминутка (Слайд 7-9.)
(Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся)
- А теперь немного отдохнем, встанем, выйдем из-за парт..
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок,
Посмотрели все вперёд.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два ─ согнуться – потянутся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять и шесть тихо сесть.
5. Отработка открытого способа. Работа по учебнику. Запись в тетради и на доске.
(Формируемые УУД: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Умение слушать и вступать в диалог, самоопределение, смыслообразование.)
- Попробуем выполнить сложение десятичных дробей, используя это правило.
№ 1213 (а, б, в, г)
III Рефлексивно – оценочный этап
1. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. (Слайд 10.)
(Формируемые УУД: формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Планирование своей деятельности, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция; Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности)
1,7 + 2,8 = 4,5
2,1 + 1,36 = 3,46
24,95 + 4,3 = 29,25
7,3 + 0,865 = 8,165
0,55 + 0,668 = 1,218
2. Самоконтроль.
Учитель выслушивает ответы учащихся и они постепенно появляются на экране.
- Кто допустил одну ошибку при вычислении? Две?
- Какое правило мы использовали при вычислении? Сформулируйте его?
- Для чего нам необходимо уметь складывать десятичные дроби?
3.Подведение итогов урока. Оценивание.
(Формируемые УУД: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности; контроль, коррекция, оценка; нравственно-этическая ориентация)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какой способ решения вам кажется более доступным?
- Сформулируйте изученное правило.
3. Домашнее задание. (Слайд 11.)
- Запишите в дневниках домашнее задание. Выучить правило на странице 191, п. 32 (Учебник для 5 кл./ Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2015.) и научиться его применять, № 1255.
4. Контроль настроения. Рефлексия.
- Покажите, с помощью карточек - смайликов, каким стало ваше настроение к концу урока.
- Выберите из предложенных вариантов ответов один. Каким для вас был урок?
а) Надо еще поработать, чтобы все понять.
б) Я все понял. Урок понравился.
в) Я ничего не понял и с нетерпением ждал конца урока.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
«Представь, сравни и вырази» ______________________________
(Фамилия Имя ученика, класс)
1) Представить число в виде десятичной дроби. | +/- | 2) Представить число (десятичную дробь) в виде обыкновенной дроби или смешанного числа. | +/- | 3) Сравните десятичные дроби. | +/- | 4) Выразите в сантиметрах. | +/- |
6,6= | 7,6 7,60 | 0,5 дм = | |||||
15,25= | 6,68 6,711 | 1,25м = | |||||
3,183= | 9,32 9,4 | 9,13м = | |||||
0,008= | 1,1 1,099 | 15,3м = |
«Представь, сравни и вырази» ______________________________
(Фамилия Имя ученика, класс)
1) Представить число в виде десятичной дроби. | +/- | 2) Представить число (десятичную дробь) в виде обыкновенной дроби или смешанного числа. | +/- | 3) Сравните десятичные дроби. | +/- | 4) Выразите в сантиметрах. | +/- |
6,6= | 7,6 7,60 | 0,5 дм = | |||||
15,25= | 6,68 6,711 | 1,25м = | |||||
3,183= | 9,32 9,4 | 9,13м = | |||||
0,008= | 1,1 1,099 | 15,3м = |
Надо еще поработать, чтобы все понять. | Я все понял. Урок понравился. | Я ничего не понял и с нетерпением ждал конца урока. | Надо еще поработать, чтобы все понять. |
Надо еще поработать, чтобы все понять. | Я все понял. Урок понравился. | Я ничего не понял и с нетерпением ждал конца урока. | Надо еще поработать, чтобы все понять. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Представьте число в виде десятичной дроби: 2,8 9,15 20,06 4,06 2. Представить десятичную дробь в виде обыкновенной дроби или смешанного числа: 6,6 = 15,25= 3,183= 0,008=
3. Сравните десятичные дроби: 7,6 7,60 9,32 9,4 6,68 6,711 1,1 1,099 4. Выразите в сантиметрах: 0,5 дм = 15,3 м = 1,25 м = 9,13 м = > = < < 5 см 1530 см 125 см 913 см
Дан отрезок АВ, точка С делит его на два отрезка. Длина АС =15,3м, СВ =9,13м. Найдите длину отрезка АВ .
Отвели свой взгляд направо, Отвели свой взгляд налево, Оглядели потолок, Посмотрели все вперёд
Раз – согнуться – разогнуться, Два ─ согнуться – потянутся,
Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Пять и шесть тихо сесть .
Самостоятельная работа 1,7 + 2,8 = 2,1 + 1,36 = 24,95 + 4,3 = 7,3 + 0,865 = 0,55 + 0,668 = 4,5 3,46 29,25 8,165 1,218 Критерии оценивания: 8 -10 - отметка «3» 11 -13 - отметка «4» 14 -16 - отметка «5»
Надо еще поработать, чтобы все понять. Я ничего не понял и с нетерпением ждал конца урок а Я все понял. Урок понравился.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике в 5 классе.
Тема урока: Умножение десятичных дробей.
Тип урока: комбинированный (система РО)
Учебная задача: «открыть» правило умножения на десятичную дробь, научиться его применять.
Цели:
обучающая:
- Учащиеся «открывают» правило умножения десятичных дробей;
развивающая:
- Учащиеся учатся применять правило при решении выражений;
воспитательная:
- Учащиеся осознают важность открытого правила.
Структура урока:
I Мотивационно – ориентировочный этап.
- Приветствие.
- Контроль настроения.
- Актуализация знаний.
а) Фронтальный опрос.
б) Устный счет.
- Постановка учебной задачи.
ІІ Исполнительский этап.
- Нахождение способа умножения десятичных дробей.
- Отработка открытого способа.
ІІІ Рефлексивно – оценочный этап.
- Самостоятельная работа.
- Самоконтроль.
- Домашнее задание.
Ход урока:
I Мотивационно – ориентировочный этап.
1. Приветствие.
2. Контроль настроения.
- Попрошу изобразить ваше настроение в виде смайлика на листочках.
- Вижу, что настроение у вас хорошее.
3. Актуализация знаний.
а) Фронтальный опрос.
ІІ Исполнительский этап.
1. Нахождение способа умножения на десятичную дробь.
- Вернемся к задаче, попробуем найти способ вычисления площади прямоугольника, если его ширина равна 0,1 дм. Какие способы решения этой задачи вы можете предложить? - А кто может предложить другой способ решения этой задачи? - Хорошо, я предлагаю решить эту задачу двумя способами в группах. А затем оформить решение на доске, а чтобы у вас не возникло затруднений, каждая группа получает карточку-подсказку. | - Мы можем представить 0,1 в виде обыкновенной дроби, т.е. 0,1 = , выполнить действие. - Можно 5,7дм и 0,1дм перевести в сантиметры и решить задачу. Ответ записать в дециметрах. | |
Карточка-подсказка 1. Представить дробь в виде обыкновенной дроби. 2. Выполнить действие. 3. Записать ответ. | Карточка-подсказка 1. Перевести дм в см. 2. Вычислить площадь прямоугольника. 3. Записать ответ в дм. |
Работа в группах. Оформление решения задачи на доске.
а) 5,7*5=28,5 (дм2)
Ответ: площадь прямоугольника 28,5 дм2.
б) 1) 0,1= , (значит, площадь прямоугольника будет в 10 раз меньше его длины)
2) 5,7:10 = 0,57 (дм2)
Ответ: площадь прямоугольника 0,57 дм2.
Учитель даёт время, чтобы у всех учащихся в тетрадях было два способа решения задачи.
- Молодцы, а теперь попробуем вычислить площадь прямоугольника, если его ширина 0,5 дм. Какие способы решения вы можете предложить? - Чтобы найти площадь прямоугольника, ширина которого 0,5 дм, нам достаточно 0,57*5. Т.е. выполнить умножение десятичной дроби на натуральное число. - А есть ли другой способ решения этой задачи? - Конечно, решим эту задачу двумя способами в группах. | - Можно 0,5 представить в виде обыкновенной дроби, т.е. 0,5 = . Значит, площадь прямоугольника с шириной 0,5 дм, в 5 раз больше площади, с шириной 0,1 дм. - Можно 0,5 дм и 5,7 дм выразить в см, тогда нам придется выполнять умножение натуральных чисел. |
Карточка-подсказка 1. Найти площадь прямоугольника с шириной 0,1 дм. 2. Увеличить найденную площадь в 5 раз. 3. Записать ответ. | Карточка-подсказка 1. Перевести дм в см. 2. Вычислить площадь прямоугольника (в см2). 3. Записать ответ в дм2. |
Далее учитель вместе с учащимися анализируют записи решения задач на доске.
1) 5,7:10=0,57(дм2) – площадь прямоугольника с шириной 0,1 дм. 2) 0,57*5 = 2,85(дм2) Ответ: площадь прямоугольника 2,85 дм2 | 1) 5,7дм = 57 см, 0,5дм = 5см. 2) 57*5 = 285см2 = 2,85дм2 Ответ: площадь прямоугольника 2,85 дм2 |
У всех учащихся в классе записаны оба способа решения задачи.
- Итак, мы решили задачу двумя способами. Оцените эти способы. - А нет ли другого способа решения этой задачи? Если учащиеся затрудняются ответить, то можно предложить им следующую систему вопросов: - Посмотрите внимательно на выражение 5,7*0,5=(5,7*0,1)*5=2,85 - Какие числа мы умножаем? - Какое число мы получили в произведении? - Сколько знаков стоит после запятой в обоих множителях? - Сколько знаков отделено запятой в произведении? - Как же перемножить две десятичные дроби? - Попробуем выполнить умножение десятичных дробей: 1,2*0,2 0,3*0,6 0,7*0,02 0,04*0,5 - Как же умножить десятичную дробь на десятичную дробь? - Как проверить верно ли это правило? - Страница 214. Прочитайте его вслух. | - Решать задачи этими способами долго и неудобно. - Десятичные дроби. - Десятичную дробь. - Два. - Два. - Чтобы перемножить две десятичные дроби, нужно: 1) выполнить умножение, не обращая внимания на запятую; 2) в произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе. =0,24; =0,18; =0,014; =0,02. - Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную дробь, нужно: 1) выполнить умножение, не обращая внимания на запятую; 2) отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе. - Сверим «открытое» нами правило с правилом в учебнике. |
2.Отработка открытого правила.
- Правило умножения десятичных дробей мы с вами нашли, а что нам делать дальше? - Верно, попробуем применить правило при вычислении примеров. №1397 (а, б, г). «Математика» - 5 класс, автор Виленкин Н.Я. | - Нам необходимо отработать это правило и научится применять его при решении примеров и задач. |
ІІІ Рефлексивно-оценочный этап.
- Проверим, как вы научились применять новое правило?
1) Самостоятельная работа
Выполните умножение десятичных дробей самостоятельно.
а) 1,02 * 0,6 =
б) 0,09 * 0,02 =
в) 2,48 * 0,024 =
2) Самоконтроль.
На доске прописано подробное решение каждого из примеров. Учащиеся сверяются с доской.
- Кто справился с примерами без единой ошибки? - Кто допустил вычислительные ошибки? - Сформулируйте правило умножения десятичных дробей. - А для чего нужно нам это правило? - Подведем итоги, что нового мы сегодня узнали? - Чему же мы будем учиться на следующем уроке? | - … - В дальнейшем мы будем решать задачи, в которых нам нужно будет выполнять умножение десятичных дробей. - Мы отыскали правило умножения десятичных дробей и применяли его при решении примеров. - На следующем уроке мы должны продолжить учиться применять это правило при решении примеров и задач. |
3) Домашнее задание: §7, п. 36, № 1432.
- Я попрошу вас изобразить настроение. Урок окончен, можете идти на перемену.
4) Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по математике в 5 классе.
Тема: Деление на десятичную дробь.
Тип урока: комбинированный.
Учитель: Воронкова Ю.А.
Учебная задача: «Открыть» правило деления на десятичную дробь, научиться его применять.
Цели:
Обучающая: учащиеся «открывают» правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.
Развивающая: учащиеся учатся применять правило при решении выражений.
Воспитательная: учащиеся осознают важность открытого правила.
Структура урока:
I Мотивационно – ориентировочный этап.
- Приветствие.
- Контроль настроения.
- Актуализация знаний.
1) Фронтальный опрос.
2) Устный счет.
4. Постановка учебной задачи.
ІІ Исполнительский этап.
- Нахождение способа деления на десятичную дробь.
- Отработка открытого способа.
ІІІ Рефлексивно – оценочный этап.
- Самостоятельная работа.
- Самоконтроль.
- Домашнее задание.
- Контроль настроения.
Оборудование для урока: карточки-путеводители.
І Мотивационно-ориентировочный этап.
1. Приветствие.
2. Контроль настроения.
Учащиеся берутся за руки и мысленно передают друг другу положительные эмоции и пожелания. Затем показывают своё настроение с помощью мимики лица и жестов.
3. Актуализация знаний.
а) Фронтальный опрос.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
- Какие действия над десятичными дробями мы уже умеем выполнять? - Как умножают дроби на натуральное число? - Как делят десятичные дроби? - Какой особый случай мы выделяли при умножении и делении десятичных дробей на натуральное число? - Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.? | - Мы умеем складывать, вычитать десятичные дроби, умножать и делить их на натуральное число, а также выполнять умножение десятичных дробей. - Умножая десятичную дробь на натуральное число, нужно умножать, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби. - Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, нужно разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую, а в частном поставить запятую, когда закончится деление целой части. - Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. - При умножении десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. нужно перенести запятую в десятичной дроби на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы. | ||
- Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.? | - Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., нужно перенести запятую в десятичной дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит в множителе после единицы. | ||
б) Устный счет. - Вспомним, как применяются эти правила при вычислении. Выполните действия: 1) 3,72*10 ; 2) 32,8:4 ; 5,23*100 ; 0,36:9 ; 0,26*1000 ; 27,2:1000 . 3) Выразите в … 1м= … см; 1м2= … см2; 2м= … см; 0,7м2= … см2; 3,2дм= … см; 1дм2= … см2; 0,6дм= … см; 1,92дм2= … см2. 4. Постановка учебной задачи.
|
Далее ведётся работа с примерами под цифрой 2) и заданиями, предложенными для устного счёта.
- Увеличим делимое и делитель в 10 раз. Каким будет делимое и каким будет делитель? Найдем частное. - Сравним полученные частные с результатами 2). Как же повлияло на результат деления увеличение делимого и делителя? - Какой вывод можно сделать? - Предлагаю решить вам следующую задачу: Известно, что площадь прямоугольника равна 1,92 дм2, ширина – 0,6 дм. Найдите длину прямоугольника. Как найти длину прямоугольника, если известна его площадь и ширина? - Какие числа нам придётся делить? - Умеем мы делить десятичную дробь на десятичную дробь? - Чем же мы сегодня должны заниматься, чему научиться? - Какова тема урока? - Итак, запишем тему урока Деление на десятичную дробь. | - … - Увеличение делимого и делителя никак не повлияло на частное, т. е. оно не изменилось. - Если при делении делимое и делитель одновременно увеличить в одно и то же число раз, то частное от этого не изменится. - Чтобы вычислить длину прямоугольника, нужно разделить его площадь на ширину. - Нам придётся выполнять деление на десятичную дробь. - Нет. - «Открыть» правило деления на десятичную дробь, научиться его применять. - Деление на десятичную дробь. |
ІІ Исполнительский этап.
1. Нахождение способа деления на десятичную дробь.
- Как же нам решить задачу, что нужно сделать? - Какие же числа нам нужно разделить? - Но мы не умеем выполнять деление на десятичную дробь, а на какие числа мы умеем делить десятичную дробь? - Как можно преобразовать делитель, чтобы он стал натуральным числом? - Рассмотрим этот способ. Увеличим делитель в 10 раз. Раз мы увеличили делитель в 10 раз, тогда что нужно сделать, чтобы частное не изменилось? - Верно. Что необходимо сделать, чтобы разделить одну десятичную дробь на другую? - А нет ли другого способа вычисления длины прямоугольника? Как решить эту задачу другим способом? - Верно, молодцы! В каких единицах мы выразим площадь и ширину? - Тогда деление каких чисел нам придётся выполнять? - Умеем мы делить натуральные числа? - Сколько способов решения этой задачи мы нашли? | -Разделить площадь прямоугольника на его ширину. - Нам нужно разделить одну десятичную дробь на другую. - Мы умеем выполнять деление десятичных дробей на натуральные числа. - Увеличить его в 10 раз. - Увеличить во столько же раз и делимое. -Увеличим каждое из них в 10 раз. - ??? - Мы можем выполнить перевод единиц измерения в более мелкие. - В сантиметрах квадратных и сантиметрах. - Деление натуральных чисел. - Умеем. - Два. |
Работа в группах.
- А теперь я предлагаю провести исследование решения этой задачи двумя различными способами в группах. Каждой группе я выдам карточки-путеводители, которые помогут вам провести исследование и отыскать верное решение задачи. |
Учитель даёт время на решение поставленной задачи (5-7мин.)
1. Путеводитель.
| 2. Путеводитель.
|
- Сверим ответы. |
К доске вызываются два ученика. Каждый оформляет свой способ решения задачи, учитель следит за правильностью оформления задачи на доске. Учащиеся записывают в тетрадь оба способа решения задачи.
- Какой способ решения задачи показался вам наиболее простым? - Как же разделить десятичную дробь на десятичную дробь? - Всегда нужно увеличивать делимое и делитель в 10 раз? - Попробуем выполнить деление: 6,4:0,8= 0,32:1,6= 0,56:0,07= 4,2:0,06= 7,2:0,009= - Как же разделить десятичную дробь на десятичную дробь? Как узнать, на сколько цифр нужно перенести запятую? - Как проверить верно ли это правило, научно ли оно? - Страница 220. Прочитайте правило вслух. | - Чтобы разделить одну десятичную дробь на другую надо: 1) В делимом и делителе перенести запятую вправо на одну цифру, чтобы делитель стал натуральным числом. 2) Выполнить деление на натуральное число. =8; =0,2; =8; =70; =800. - Чтобы разделить одну десятичную дробь на другую надо: 1) В делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; 2) Выполнить деление на натуральное число. - Нужно сверить найденное нами правило с правилом в учебнике. - Правило верно. |
2.Отработка открытого способа.
- Правило деления на десятичную дробь мы с вами «открыли», а что нам делать дальше? - Конечно, нам нужно научиться его применять. №1445 (а, б, в). («Математика -5», автор Н.Я. Виленкин) | - Научиться его применять. а) 7,56:0,6= Чтобы разделить на десятичную дробь, надо в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе. Так как в делителе после запятой одна цифра, то в делимом и в делителе запятую переносим на один знак вправо, получаем: 75,6:6= , а делить на натуральное число мы умеем. Получится 12,6. б) 0,161:0,7= Чтобы разделить на десятичную дробь, надо перенести запятую в делимом и в делителе вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе. Так как в делителе после запятой одна цифра, то в делимом и в делителе запятую переносим на один знак вправо, получаем: 1,61:7= , а делить на натуральное число мы умеем. Получится 0,23. - ... |
ІІІ Рефлексивно-оценочный этап.
- Проверим как мы научились применять правило.
1) Самостоятельная работа.
Выполнить деление на десятичную дробь самостоятельно.
а) 1,12 : 0,56 =
б) 0,096 : 0,12 =
в) 2,48 : 0,124 =
2) Самоконтроль.
На доске прописано подробное решение каждого из примеров. Учащиеся сверяются с доской.
- Кто справился с примерами без единой ошибки? - Кто допустил вычислительную ошибку? - Сформулируйте правило деления на десятичную дробь. - Для чего нужно это правило? - Чему же мы будем учиться на следующем уроке? | - В дальнейшем мы будем решать задачи, в которых нам нужно будет выполнять деление на десятичную дробь. - Учиться применять это правило при решении примеров и задач. |
3) Домашнее задание: §37, п. 7, № 1483.
Сегодня вы активно работали, оценки за урок получают: …
4) Контроль настроения.
- Как изменилось ваше настроение? Отобразите его в виде смайлика.
- Урок окончен.
1. Путеводитель.
| 2. Путеводитель.
|
1. Путеводитель.
| 2. Путеводитель.
|
1. Путеводитель.
| 2. Путеводитель.
|
1. Путеводитель.
| 2. Путеводитель.
|
1. Путеводитель.
| 2. Путеводитель.
|
1. Путеводитель.
| 2. Путеводитель.
|
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике в 6 классе.
Тема урока: Сложение отрицательных чисел.
Тип урока: комбинированный (система РО)
Учебная задача: «открыть» правило сложения отрицательных чисел, научиться его применять.
Цели:
обучающая:
- Учащиеся «открывают» правило сложения отрицательных чисел;
развивающая:
- Учащиеся учатся применять правило при решении выражений;
воспитательная:
- Учащиеся осознают важность открытого правила.
Структура урока:
I Мотивационно – ориентировочный этап.
- Приветствие.
- Контроль настроения.
- Актуализация знаний.
а) Фронтальный опрос.
б) Устный счет.
- Постановка учебной задачи.
ІІ Исполнительский этап.
- Нахождение способа сложения отрицательных чисел.
- Отработка открытого способа.
ІІІ Рефлексивно – оценочный этап.
- Самостоятельная работа.
- Самоконтроль.
- Домашнее задание.
- Выставление оценок.
Ход урока:
I Мотивационно – ориентировочный этап.
1. Приветствие.
2. Контроль настроения. (С помощью сигнальных карточек)
3. Актуализация знаний.
а) Фронтальный опрос.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Кроме натуральных чисел, с какими ещё числами мы умеем работать? - Что значит прибавить к числу а число b? - Какие числа называются противоположными? - Какие действия мы умеем выполнять с положительными и отрицательными числами? | - С положительными и отрицательными. - Прибавить к числу а число b – значит изменить число а на b единиц. - Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными. - Отмечать числа на координатной прямой, находить модуль, сравнивать, складывать с помощью координатной прямой. |
б) Устный счет.
1) Найдите модуль числа.
2) Вычислите.
3) Сложите числа с помощью координатной прямой.
Ученики диктуют, а учитель записывает на доске:
-3 и -2 -3+(-2)= -5
-3 и -5 -3+(-5)= -8
-9 и -5 -9+(-5)= -14
-6 и -3 -6+(-3)= -9
-7 и -6 -7+(-6)= -13
-123 и -77 -123+(-77)=??? (-200)
4. Постановка учебной задачи.
- Какие числа нам пришлось складывать? - Всегда ли можно сложить отрицательные числа с помощью координатной прямой? - Как же нам быть? Что нужно знать, чтобы сложить отрицательные числа? - Как сформулировать тему урока? - Запишем тему урока: Сложение отрицательных чисел. - Чему мы должны научиться? Какова цель урока? - Как же будем выполнять сложение отрицательных чисел? | - Отрицательные. - Нет, не всегда. Например, числа -123 и -77 нельзя сложить с помощью координатной прямой. - Чтобы сложить отрицательные числа нужно знать правило. - Сложение отрицательных чисел. - «Открыть» правило сложения отрицательных чисел и научиться его применять. - ??? |
II Исполнительский этап.
1. Нахождение способа сложения отрицательных чисел.
- Посмотрите на 2) и 3) задания. Что вы заметили? - Одинаковыми получились ответы? - Чем они отличаются? - Как же сложить отрицательные числа? - Сверим сформулированное нами правило с правилом в учебнике. (стр. 176) | - Во втором задании мы складывали модули отрицательных чисел, а в 3) сами отрицательные числа. - Нет. - Знаком. По модулю ответы равны, но при сложении модулей отрицательных чисел ответ получается всегда положительным, а при сложении отрицательных чисел - отрицательным. - Чтобы сложить отрицательные числа нужно: 1) сложить модули этих чисел; 2) перед полученным результатом поставить знак минус. |
2. Отработка правила.
- Попробуем применить правило № 1045 (а, б, д, е, и, к) («Математика» - 6 класс, автор Н.Я. Виленкин).
При выполнении № 1045 учащиеся проговаривают правило вслух.
а) -35+(-9)= -44; д) -1,6+(-4,7)= - 6,3; и)
б) -7+(-14)= -21; е) -5,6+(-2,4)= -8; к)
III Рефлексивно – оценочный этап.
1. Самостоятельная работа.
Выполните сложение.
Примеры записываются на левом крыле доски, а ответы - на правом и закрыты листами так, чтобы учащиеся сразу не могли видеть всех ответов.
а) -35+(-24)= -59;
б) -147+(-256)= -403;
в) -36+(-54)= -90;
г) -78+(-80)= -158;
д) -369+(-858)= -1227.
2. Самоконтроль.
- Учитель выслушивает ответы учащихся и постепенно открывает верные ответы, которые заранее записаны на доске.
- Кто допустил одну ошибку при вычислении? Две?
- Какое правило мы использовали при вычислении? Сформулируйте его?
- Для чего нам необходимо уметь складывать отрицательные числа?
3. Домашнее задание
- Выучить правило на странице 176, п. 32 (Учебник для 6 кл. // Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2006.) и научиться его применять № 1056 (а - е), 1060(а, б).
4. Контроль настроения
- Покажите, с помощью сигнальных карточек ваше настроение к концу урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Второй признак равенства треугольников Теорема: Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны. Дано: АВС, А 1 В 1 С 1 , Доказать: АВС= А 1 В 1 С 1 АВ=А 1 В 1 , А= А 1, В= В 1 В С А А 1 В 1 С 1
В С А А 1 В 1 С 1 Доказательство. (метод наложения) 1. Так как АВ=А 1 В 1 , то АВС можно наложить на А 1 В 1 С 1 так, чтобы вершина А совместилась с вершиной А 1 , сторона АВ – с равной ей стороной А 1 В 1 , а вершины С и С 1 оказались по одну сторону от прямой А 1 В 1 . А 1 В 1 С 1 (В) (С) (А)
2. Т.к. А= А 1 , то сторона АС наложится на луч А 1 С 1 . А 1 В 1 С 1 (В) (С) (А) 3. Т.к. В= В 1 , то сторона ВС наложится на луч В 1 С 1 . А 1 В 1 С 1 (В) (С) (А) 2 3 5
4. Т.к. вершина С (общая точка сторон АС и ВС) окажется лежащей как на луче А 1 С 1 , так и на луче В 1 С 1 , следовательно С совместится с общей точкой лучей А 1 С 1 и В 1 С 1 , т.е с точкой С 1 . 5. АВС и А 1 В 1 С 1 полностью совместятся, то АВС= А 1 В 1 С 1 . А 1 В 1 С 1 А В С С С 2
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по геометрии в 7 классе.
Тема: Решение задач
Тип урока: комбинированный.
Учитель: Ануфриева Ю.А.
Учебная задача: совершенствовать навыки решения задач на применение признаков равенства треугольников.
Цели:
Обучающая: учащиеся учатся составлять план решения задач
Развивающая: учащиеся учатся применять несколько признаков равенства треугольников при решении задач.
Воспитательная: учащиеся осознают важность умения владеть признаками равенства треугольников.
Структура урока:
I Мотивационно – ориентировочный этап.
- Приветствие.
- Контроль настроения.
- Актуализация знаний (тест)
4. Постановка учебной задачи.
ІІ Исполнительский этап.
- Построение плана решения задач.
- «Открытие» эвристики.
ІІІ Рефлексивно – оценочный этап.
- Применение плана и эвристики при решении задач.
- Подведение итогов урока.
- Этап контроля и самооценки.
- Домашнее задание.
Оборудование: линейка, проектор, компьютер с программой Power Point, презентация.
I Мотивационно – ориентировочный этап.
1. Приветствие.
2. Контроль настроения.
Сегодня мы продолжаем работать с признаками равенства треугольников, с отрезками, расположенными в треугольниках. Все это вам знакомо и, надеюсь, что сегодня на уроке каждый из вас заработает достойную оценку и «откроет» для себя что-то новое.
- Актуализация знаний (тест)
Начать работу предлагаю с теста.
У каждого из вас на парте есть листок, подпишите его , поставьте цифру 1.
Я зачитываю вопрос и к нему несколько вариантов ответа, вы выбираете букву с верным, по - вашему мнению, ответом и записываете ее напротив цифры. Эти же вопросы будут появляться на экране.
Тест.
1. Биссектриса треугольника – это …
А) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны и делящий треугольник на две равные части.
Б) Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны.
В) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
Г) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с прямой, содержащей противоположную сторону.
2. Медиана треугольника – это …
А) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны.
Б) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с прямой, содержащей противоположную сторону.
В) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
Г) Отрезок, делящий треугольник на два равных треугольника.
3. Первый признак равенства треугольников формулируется так…
А) Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.
Б) Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
В) Если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны.
Г) Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.
4. Второй признак равенства треугольников формулируется так…
А) Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.
Б) Если сторона и два угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
В) Если три стороны одного треугольника равны трем сторонам другого, то такие треугольники равны.
Г) Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
5. Третий признак равенства треугольников формулируется так…
А) Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Б) Если три угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
В) Если три вершины одного треугольника соответственно равны трем вершинам другого, то такие треугольники равны.
Г) Если все стороны и углы одного треугольника равны всем сторонам и углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
6. Сколько пар соответственно равных элементов надо отыскать, чтобы доказать равенство треугольников по одному из признаков?
А) 1 пара
Б) 2 пары
В) 3 пары
Г) 4 пары
Ключ:
Вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответы | Б | В | А | Г | А | В |
Обменяемся листочками, выполним самопроверку.
Один ученик диктует варианты ответа, остальные проверяют, правильные ответы появляются на экране.
Оцените друг друга.
Критерии оценки:
«5» - верно 5 или 6 ответов.
«4» - верно 4 ответа.
«3» - верно 3 ответа.
«2» - меньше трех правильных ответов.
Передаем листочки.
- Постановка учебной задачи.
- Для чего мы повторили все определения и признаки равенства треугольников?
(Для того, что применять их при решении задач)
- Попробуйте сформулировать цель урока?
(Научиться решать задачи на применение признаков равенства треугольником)
- Верно. Запишем тему урока «Решение задач».
ІІ Исполнительский этап.
- Построение плана решения задач.
Проводится устная работа по готовым чертежам.
- Устно разберем решение задачи и составим план ее решения.
1) Отрезки АС и ВД пересекаются в точке О, которая является серединой АС, ∠1 = ∠2. Докажите, что ΔАОВ=ΔДОС.
Дано: АС ∩ ВД = О, О – середина отрезка АС, ∠1=∠2.
Доказать: ΔАОВ = ΔДОС.
- Можем сразу доказать равенство ΔАОВ и ΔДОС? (Нет)
- Равенство каких треугольников можем доказать? (ΔАОД и ΔВОС)
- Докажите, что ΔАОД=ΔВОС. (Треугольники равны по стороне и двум прилежащим к ней углам)
- Равенство каких элементов следует из равенства треугольников? (ВО=ОД)
- Можем мы теперь доказать равенство нужных нам треугольников АОВ и ДОС? (Да)
- Что же мы сделали, для того ,чтобы доказать равенство треугольников АОВ и ДОС?
На экране появляется план доказательства
План доказательства:
1. ΔАОД = ΔВОС.
2. ОД = ОВ.
3. ΔАОВ = ΔДОС.
- Молодцы. Рассмотрим еще одну задачу.
2) В двух треугольниках АВС и А1В1С1 проведены медианы СО и С1О1. ВС=В1С1, ∠В=∠В1, ∠С=∠С1. Докажите, что ΔАСО = ΔА1С1О1.
Дано: ΔАВС, ΔА1В1С1, СО и С1О1 – медианы,
ВС = В1С1, ∠В = ∠В1, ∠С = ∠С1.
Доказать: ΔАСО = Δ А1С1О1.
- Можем доказать, что ΔАОС=ΔА1О1С1? (Нет)
- Как быть?
- Равенство каких треугольников можем доказать? (Равенство треугольников АВС и А1В1С!)
- Что следует из равенства этих треугольников? (∠А=∠А1, АС=А1С1, АВ=А1В1, АО=А1О1)
- Можем теперь доказать, что ΔАОС=ΔА1О1С1? (Да, по первому признаку равенства треугольников)
- Как мы пришли к доказательству нужных нам треугольников?
На экране появляется план решения задачи.
План доказательства:
1. ΔАВС = ΔА1В1С1
2. АС = А1 С1,
∠А = ∠А1,
АВ = А1В1.
3. АО = А1О1 = ОВ = О1В1.
4. Δ АСО = ΔА1С1О1.
- Смогли мы сразу доказать равенство нужных нам треугольников? (Нет)
- Что дополнительно нам пришлось доказывать? (Нам пришлось доказать равенство треугольников АВС и А1В1С1, а также рассмотреть равенства элементов этих треугольников)
2. «Открытие» эвристики.
- Что же иногда полезно доказать, чтобы установить равенство нужных нам треугольников? (Чтобы доказать равенство одних треугольников, полезно установить равенство других (вспомогательных) треугольников)
- Попробуем использовать сформулированное вами замечание при решении задач.
ІІІ Рефлексивно – оценочный этап.
- Применение плана и эвристики при решении задач.
- Открываем учебник геометрии 7 – 9кл., автор Л.С.Атанасян, записываем № 141.
Дано: ΔАВС и ΔА1В1С1, АД=А1Д1 – биссектрисы, АВ=А1В1, ВД=В1Д1
Доказать: ΔАВС = ΔА1В1С1.
- Для решения этой задачи предлагаю составить план.
При нахождении способа решения задачи, на экране постепенно появляется план решения.
- ΔАВД = ΔА1В1Д1.
2. ∠В = ∠В1, ∠ВАД = ∠В1А1Д1.
3. ∠А = ∠А1.
4. ΔАВС = ΔА1В1С1
- Можем сразу доказать, что ΔАВС = ΔА1В1С1? (нет)
- Как быть? (Попробовать доказать равенство других треугольников)
- О равенстве каких треугольников мы можем говорить? (Треугольники АВД И А1В1Д1 равны по третьему признаку)
- Хорошо, а что еще следует из равенства треугольников? (Равенство соответственных элементов ∠В и ∠В1, ∠ВАД=∠В1А1Д1)
- Чем являются отрезки АД и А1Д1 в треугольниках? (Биссектрисами)
- Что же следует из этого? (∠А = ∠А1)
- Можем мы теперь доказать равенство нужных нам треугольников? (Да, по второму признаку)
- План доказательства у вас на доске, попробуйте самостоятельно решить задачу, а к доске, оформить решение задачи пойдет Маша.
Доказательство:
1. Рассмотрим ΔАВД и ΔА1В1Д1
а) АВ= А1В1
б) ВД= В1Д1 по условию.
в) АД= А1 Д1
ΔАВД=ΔА1В1Д1 по трем сторонам (3признак)
2. ∠В – АД
∠В1 – А1Д1 т.к. АД= А1Д1, то ∠В=∠В1.
3. ∠ВАД – ВД
∠В1А1Д1 - В1 Д1 т.к. ВД= В1 Д1, то ∠ВАД=∠В1А1Д1
4. Т.к. АД и А1Д1 биссектрисы, то ∠А = ∠А1
5. Рассмотрим ΔАВС и ΔА1В1С1
а) АВ= А1В1
б) ∠А = ∠А1 ΔАВС = ΔА1В1С1 по стороне и двум прилежащим
в) ∠В=∠В1 к ней углам (по 2 признаку)
2. Подведение итогов урока.
- Достигли мы цели урока?
- Какие признаки равенства треугольников мы применяли при решении задачи? Сформулируйте их.
- Что еще иногда полезно рассмотреть, чтобы доказать равенство нужных нам треугольников?
- Когда полезно доказывать равенство треугольников? (когда необходимо доказать равенство элементов треугольника)
3. Этап контроля и самооценки.
- Оцените себя, выбрав утверждение, подходящее для вас:
1. Мне было легко работать на уроке, мне все было понятно.
2. Мне не очень легко работалось на уроке, но все было понятно.
3. Мне трудно было работать на уроке, я мало что понял.
4. Домашнее задание.
Домашнее задание: Глава II, стр. 49 (вопросы), №170.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. Медиана треугольника – это … А) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны. Б) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с прямой, содержащей противоположную сторону. В) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Г) Отрезок, делящий треугольник на два равных треугольника.
3. Первый признак равенства треугольников формулируется так… А) Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. Б) Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны. В) Если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны. Г) Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны .
4 . Второй признак равенства треугольников формулируется так… А) Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. Б) Если сторона и два угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны. В) Если три стороны одного треугольника равны трем сторонам другого, то такие треугольники равны. Г) Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
5. Третий признак равенства треугольников формулируется так… А) Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. Б) Если три угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны. В) Если три вершины одного треугольника соответственно равны трем вершинам другого, то такие треугольники равны. Г) Если все стороны и углы одного треугольника равны всем сторонам и углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
6. Сколько пар соответственно равных элементов надо отыскать , чтобы доказать равенство треугольников по одному из признаков? А) 1 пара Б) 2 пары В) 3 пары Г) 4 пары
ОТВЕТЫ: 1. Б 2. В 3. А 4. Г 5. А 6. В
"5" - верно 5 или 6 ответов. "4" - верно 4 ответа. "3" - верно 3 ответа. "2" - меньше трех правильных ответов.
Дано: АС ∩ ВД = О, О – середина отрезка АС, 1= 2. Доказать: АОВ = ДОС. План доказательства: 1. АОД = ВОС. 2 2 . ОД = ОВ. 3. АОВ = ДОС. 1
Дано: АВС, А 1 В 1 С 1 , СО и С 1 О 1 – медианы, ВС = В 1 С 1 , В = В 1 , С = С 1 . Доказать: АСО = А 1 С 1 О 1 . План доказательства: 1. АВС = А 1 В 1 С 1 2 2. АС = А 1 С 1 , А = А 1 , АВ = А 1 В 1 . 3. АО = А 1 О 1 = ОВ = О 1 В 1 . 4. АСО = А 1 С 1 О 1 . 1
План доказательства: АВД = А 1 В 1 Д 1 . 2. В = В 1 , ВАД = В 1 А 1 Д 1 . 3. А = А 1 . 4. АВС = А 1 В 1 С 1 . № 141
1. Мне было легко работать на уроке, мне все было понятно. 2. Мне не очень легко работалось на уроке, но все было понятно. 3. Мне трудно было работать на уроке, я мало что понял. Домашнее задание: Глава II , стр. 49 (вопросы), №170.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ; РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ; КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКПЕРИМЕНТ; АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Построить треугольник по двум сторонам и углу между ними. Постановка задачи: Дано: Построить:
Разработка модели: 1. Строим окружность радиусом АВ. Строим 4 равных квадрата со стороной АВ. Соединяем их. Вписываем окруж- ность.
2. В центр построенной окружности помещаем заданный угол А и сторону АС.
3. Соединяем точку пересечения окружности и стороны угла с точкой С.
4. Удаляем линии построения. Получаем искомый треугольник.
Тестирование построенной модели. Совместим заданные элементы с элементами построенного треугольника.
Анализ результатов: Полное совмещение объекта с исходными данными говорит о правильности построения треугольника.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по геометрии в 7 классе.
Тема: Решение задач
Тип урока: комбинированный.
Учитель: Воронкова Ю.А.
Учебная задача: совершенствовать навыки решения задач на применение признаков равенства треугольников.
Цели:
Обучающая: учащиеся учатся составлять план решения задач
Развивающая: учащиеся учатся применять несколько признаков равенства треугольников при решении задач.
Воспитательная: учащиеся осознают важность умения владеть признаками равенства треугольников.
Структура урока:
I Мотивационно – ориентировочный этап.
- Приветствие.
- Контроль настроения.
- Актуализация знаний (тест)
4. Постановка учебной задачи.
ІІ Исполнительский этап.
- Построение плана решения задач.
- «Открытие» эвристики.
ІІІ Рефлексивно – оценочный этап.
- Применение плана и эвристики при решении задач.
- Подведение итогов урока.
- Этап контроля и самооценки.
- Домашнее задание.
Оборудование: линейка, проектор, компьютер с программой Power Point, презентация.
I Мотивационно – ориентировочный этап.
1. Приветствие.
2. Контроль настроения.
Сегодня мы продолжаем работать с признаками равенства треугольников, с отрезками, расположенными в треугольниках. Все это вам знакомо и, надеюсь, что сегодня на уроке каждый из вас заработает достойную оценку и «откроет» для себя что-то новое.
- Актуализация знаний (тест)
Начать работу предлагаю с теста.
У каждого из вас на парте есть листок, подпишите его , поставьте цифру 1.
Я зачитываю вопрос и к нему несколько вариантов ответа, вы выбираете букву с верным, по - вашему мнению, ответом и записываете ее напротив цифры. Эти же вопросы будут появляться на экране.
Тест.
1. Биссектриса треугольника – это …
А) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны и делящий треугольник на две равные части.
Б) Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны.
В) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
Г) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с прямой, содержащей противоположную сторону.
2. Медиана треугольника – это …
А) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны.
Б) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с прямой, содержащей противоположную сторону.
В) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
Г) Отрезок, делящий треугольник на два равных треугольника.
3. Первый признак равенства треугольников формулируется так…
А) Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.
Б) Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
В) Если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны.
Г) Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.
4. Второй признак равенства треугольников формулируется так…
А) Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.
Б) Если сторона и два угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
В) Если три стороны одного треугольника равны трем сторонам другого, то такие треугольники равны.
Г) Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
5. Третий признак равенства треугольников формулируется так…
А) Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Б) Если три угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
В) Если три вершины одного треугольника соответственно равны трем вершинам другого, то такие треугольники равны.
Г) Если все стороны и углы одного треугольника равны всем сторонам и углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
6. Сколько пар соответственно равных элементов надо отыскать, чтобы доказать равенство треугольников по одному из признаков?
А) 1 пара
Б) 2 пары
В) 3 пары
Г) 4 пары
Ключ:
Вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответы | Б | В | А | Г | А | В |
Обменяемся листочками, выполним самопроверку.
Один ученик диктует варианты ответа, остальные проверяют, правильные ответы появляются на экране.
Оцените друг друга.
Критерии оценки:
«5» - верно 5 или 6 ответов.
«4» - верно 4 ответа.
«3» - верно 3 ответа.
«2» - меньше трех правильных ответов.
Передаем листочки.
- Постановка учебной задачи.
- Для чего мы повторили все определения и признаки равенства треугольников?
(Для того, что применять их при решении задач)
- Попробуйте сформулировать цель урока?
(Научиться решать задачи на применение признаков равенства треугольником)
- Верно. Запишем тему урока «Решение задач».
ІІ Исполнительский этап.
- Построение плана решения задач.
Проводится устная работа по готовым чертежам.
- Устно разберем решение задачи и составим план ее решения.
1) Отрезки АС и ВД пересекаются в точке О, которая является серединой АС, ∠1 = ∠2. Докажите, что ΔАОВ=ΔДОС.
Дано: АС ∩ ВД = О, О – середина отрезка АС, ∠1=∠2.
Доказать: ΔАОВ = ΔДОС.
- Можем сразу доказать равенство ΔАОВ и ΔДОС? (Нет)
- Равенство каких треугольников можем доказать? (ΔАОД и ΔВОС)
- Докажите, что ΔАОД=ΔВОС. (Треугольники равны по стороне и двум прилежащим к ней углам)
- Равенство каких элементов следует из равенства треугольников? (ВО=ОД)
- Можем мы теперь доказать равенство нужных нам треугольников АОВ и ДОС? (Да)
- Что же мы сделали, для того ,чтобы доказать равенство треугольников АОВ и ДОС?
На экране появляется план доказательства
План доказательства:
1. ΔАОД = ΔВОС.
2. ОД = ОВ.
3. ΔАОВ = ΔДОС.
- Молодцы. Рассмотрим еще одну задачу.
2) В двух треугольниках АВС и А1В1С1 проведены медианы СО и С1О1. ВС=В1С1, ∠В=∠В1, ∠С=∠С1. Докажите, что ΔАСО = ΔА1С1О1.
Дано: ΔАВС, ΔА1В1С1, СО и С1О1 – медианы,
ВС = В1С1, ∠В = ∠В1, ∠С = ∠С1.
Доказать: ΔАСО = Δ А1С1О1.
- Можем доказать, что ΔАОС=ΔА1О1С1? (Нет)
- Как быть?
- Равенство каких треугольников можем доказать? (Равенство треугольников АВС и А1В1С!)
- Что следует из равенства этих треугольников? (∠А=∠А1, АС=А1С1, АВ=А1В1, АО=А1О1)
- Можем теперь доказать, что ΔАОС=ΔА1О1С1? (Да, по первому признаку равенства треугольников)
- Как мы пришли к доказательству нужных нам треугольников?
На экране появляется план решения задачи.
План доказательства:
1. ΔАВС = ΔА1В1С1
2. АС = А1 С1,
∠А = ∠А1,
АВ = А1В1.
3. АО = А1О1 = ОВ = О1В1.
4. Δ АСО = ΔА1С1О1.
- Смогли мы сразу доказать равенство нужных нам треугольников? (Нет)
- Что дополнительно нам пришлось доказывать? (Нам пришлось доказать равенство треугольников АВС и А1В1С1, а также рассмотреть равенства элементов этих треугольников)
2. «Открытие» эвристики.
- Что же иногда полезно доказать, чтобы установить равенство нужных нам треугольников? (Чтобы доказать равенство одних треугольников, полезно установить равенство других (вспомогательных) треугольников)
- Попробуем использовать сформулированное вами замечание при решении задач.
ІІІ Рефлексивно – оценочный этап.
- Применение плана и эвристики при решении задач.
- Открываем учебник геометрии 7 – 9кл., автор Л.С.Атанасян, записываем № 141.
Дано: ΔАВС и ΔА1В1С1, АД=А1Д1 – биссектрисы, АВ=А1В1, ВД=В1Д1
Доказать: ΔАВС = ΔА1В1С1.
- Для решения этой задачи предлагаю составить план.
При нахождении способа решения задачи, на экране постепенно появляется план решения.
- ΔАВД = ΔА1В1Д1.
2. ∠В = ∠В1, ∠ВАД = ∠В1А1Д1.
3. ∠А = ∠А1.
4. ΔАВС = ΔА1В1С1
- Можем сразу доказать, что ΔАВС = ΔА1В1С1? (нет)
- Как быть? (Попробовать доказать равенство других треугольников)
- О равенстве каких треугольников мы можем говорить? (Треугольники АВД И А1В1Д1 равны по третьему признаку)
- Хорошо, а что еще следует из равенства треугольников? (Равенство соответственных элементов ∠В и ∠В1, ∠ВАД=∠В1А1Д1)
- Чем являются отрезки АД и А1Д1 в треугольниках? (Биссектрисами)
- Что же следует из этого? (∠А = ∠А1)
- Можем мы теперь доказать равенство нужных нам треугольников? (Да, по второму признаку)
- План доказательства у вас на доске, попробуйте самостоятельно решить задачу, а к доске, оформить решение задачи пойдет Маша.
Доказательство:
1. Рассмотрим ΔАВД и ΔА1В1Д1
а) АВ= А1В1
б) ВД= В1Д1 по условию.
в) АД= А1 Д1
ΔАВД=ΔА1В1Д1 по трем сторонам (3признак)
2. ∠В – АД
∠В1 – А1Д1 т.к. АД= А1Д1, то ∠В=∠В1.
3. ∠ВАД – ВД
∠В1А1Д1 - В1 Д1 т.к. ВД= В1 Д1, то ∠ВАД=∠В1А1Д1
4. Т.к. АД и А1Д1 биссектрисы, то ∠А = ∠А1
5. Рассмотрим ΔАВС и ΔА1В1С1
а) АВ= А1В1
б) ∠А = ∠А1 ΔАВС = ΔА1В1С1 по стороне и двум прилежащим
в) ∠В=∠В1 к ней углам (по 2 признаку)
2. Подведение итогов урока.
- Достигли мы цели урока?
- Какие признаки равенства треугольников мы применяли при решении задачи? Сформулируйте их.
- Что еще иногда полезно рассмотреть, чтобы доказать равенство нужных нам треугольников?
- Когда полезно доказывать равенство треугольников? (когда необходимо доказать равенство элементов треугольника)
3. Этап контроля и самооценки.
- Оцените себя, выбрав утверждение, подходящее для вас:
1. Мне было легко работать на уроке, мне все было понятно.
2. Мне не очень легко работалось на уроке, но все было понятно.
3. Мне трудно было работать на уроке, я мало что понял.
4. Домашнее задание.
Домашнее задание: Глава II, стр. 49 (вопросы), №170.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. Медиана треугольника – это … А) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны. Б) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с прямой, содержащей противоположную сторону. В) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Г) Отрезок, делящий треугольник на два равных треугольника.
3. Первый признак равенства треугольников формулируется так… А) Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. Б) Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны. В) Если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны. Г) Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны .
4 . Второй признак равенства треугольников формулируется так… А) Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. Б) Если сторона и два угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны. В) Если три стороны одного треугольника равны трем сторонам другого, то такие треугольники равны. Г) Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
5. Третий признак равенства треугольников формулируется так… А) Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. Б) Если три угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны. В) Если три вершины одного треугольника соответственно равны трем вершинам другого, то такие треугольники равны. Г) Если все стороны и углы одного треугольника равны всем сторонам и углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
6. Сколько пар соответственно равных элементов надо отыскать , чтобы доказать равенство треугольников по одному из признаков? А) 1 пара Б) 2 пары В) 3 пары Г) 4 пары
ОТВЕТЫ: 1. Б 2. В 3. А 4. Г 5. А 6. В
"5" - верно 5 или 6 ответов. "4" - верно 4 ответа. "3" - верно 3 ответа. "2" - меньше трех правильных ответов.
Дано: АС ∩ ВД = О, О – середина отрезка АС, 1= 2. Доказать: АОВ = ДОС. План доказательства: 1. АОД = ВОС. 2 2 . ОД = ОВ. 3. АОВ = ДОС. 1
Дано: АВС, А 1 В 1 С 1 , СО и С 1 О 1 – медианы, ВС = В 1 С 1 , В = В 1 , С = С 1 . Доказать: АСО = А 1 С 1 О 1 . План доказательства: 1. АВС = А 1 В 1 С 1 2 2. АС = А 1 С 1 , А = А 1 , АВ = А 1 В 1 . 3. АО = А 1 О 1 = ОВ = О 1 В 1 . 4. АСО = А 1 С 1 О 1 . 1
План доказательства: АВД = А 1 В 1 Д 1 . 2. В = В 1 , ВАД = В 1 А 1 Д 1 . 3. А = А 1 . 4. АВС = А 1 В 1 С 1 . № 141
1. Мне было легко работать на уроке, мне все было понятно. 2. Мне не очень легко работалось на уроке, но все было понятно. 3. Мне трудно было работать на уроке, я мало что понял. Домашнее задание: Глава II , стр. 49 (вопросы), №170.