Методический уголок учителя информатики
Рабочие программы по Информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП по Информатике 7 класс УМК Босова | 534.09 КБ |
РП по Информатике 8 класс УМК Босова | 753.63 КБ |
РП по Информатике 9 класс УМК Босова | 714.45 КБ |
РП по Информатике 10-11 класс УМК Босова | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика» для 10-11классов
(базовыйуровень)
- Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
- Содержание
Для полного освоения программы базового уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах (всего 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов / класс | ||
Всего | 10 кл. | 11 кл. | ||
Основы информатики | ||||
Техника безопасности. Организация рабочего места | 2 | 1 | 1 | |
Информация и информационные процессы | 7 | 2 | 5 | |
Кодирование информации | 6 | 6 | ||
Логические основы компьютеров | 2 | 2 | ||
Устройство компьютера | 2 | 2 | ||
Программное обеспечение | 2 | 2 | ||
Компьютерные сети | 2 | 2 | ||
Информационная безопасность | 2 | 2 | ||
Итого: | 25 | 19 | 6 | |
Алгоритмы и программирование | ||||
Алгоритмизация и программирование | 10 | 10 | ||
Решение вычислительных задач | 3 | 3 | ||
Итого: | 13 | 13 | 0 | |
Информационно-коммуникационные технологии | ||||
Моделирование | 6 | 6 | ||
Базы данных | 9 | 9 | ||
Создание веб-сайтов | 10 | 10 | ||
Итого: | 25 | 0 | 25 | |
Резерв | 5 | 2 | 3 | |
Итого по всем разделам: | 68 | 34 | 34 |
10 класс (34 часа)
Информация и информационные процессы
Информатика и информация. Получение информации. Формы представления ин-
формации. Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства информации.
Информация в технике.
Передача информации. Обработка информации. Хранение информации.
Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы.
Кодирование информации
Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения. Декодирование.
Условие Фано.
Алфавитный подход к оценке количества информации.
Системы счисления. Перевод целых чисел в другую систему счисления.
Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и вычитание степеней числа 2. Достоинства и недостатки.
Кодирование графической информации. Цветовые модели. Растровое кодирование.
Форматы файлов. Векторное кодирование. Трёхмерная графика. Фрактальная графика.
Кодирование звуковой информации. Оцифровка звука. Инструментальное кодирова-ние звука. Кодирование видеоинформации.
Логические основы компьютеров
Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ». Импли-кация. Эквиваленция.
Логические выражения. Вычисление логических выражений. Диаграммы Венна.
Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики.
Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до универсаль-ного множества.
Как устроен компьютер
Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры. Мобильные уст-ройства. Встроенные компьютеры.
Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Распределённые вычисления. Об-лачные вычисления.
Выбор конфигурации компьютера.
Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти. Выпол-нение программы.
Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистрально-модульная организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с внеш-ним устройствами.
Облачные хранилища данных.
Программное обеспечение
Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных уст-ройств. Инсталляция и обновление программ.
Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение. Ответственность за незаконное использование ПО.
Коллективная работа над документами. Рецензирование . Онлайн-офис. Правила коллективной работы
Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы для управления пред-приятием. Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и вёрстки. Систе-мы автоматизированного проектирования.
Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой информации. Обра-ботка видеоинформации.
Системное программное обеспечение. Операционные системы. Драйверы устройств.
Утилиты. Файловые системы.
Компьютерные сети
Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в Ин-тернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети.
Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете. Электронная почта. Обмен файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Информационные систе-мы.
Личное информационное пространство. Организация личных данных. Нетикет. Ин-тернет и право.
Алгоритмизация и программирование
Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот. Исполнитель Чертёжник. Исполнитель Редактор.
Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных. Раз-мещение переменных в памяти. Арифметические выражения и операции.
Вычисления. Деление нацело и остаток. Стандартные функции.
Ветвления. Условный оператор. Сложные условия.
Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Циклы с постусловием. Циклы по пере-менной.
Процедуры. Функции.
Рекурсия. Ханойские башни. Анализ рекурсивных функций.
Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов.
Символьные строки. Операции со строками.
Вычислительные задачи
Решение уравнений. Приближённые методы. Использование табличных процессо-
ров.
Информационная безопасность
Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации.
Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России.
Безопасность в интернете. Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных.
Правила личной безопасности в Интернете
- класс (34 часа)
Информация и информационные процессы
Передача данных. Скорость передачи данных.
Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы управления. Информационное общество. Информационные технологии. Государственные элек-
тронные сервисы и услуги. Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Открытые образова-тельные ресурсы. Информационная культура.
Стандарты в сфере информационных технологий.
Моделирование
Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели. Модели мышле-ния. Искусственный интеллект. Адекватность.
Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование моде-ли. Эксперимент с моделью. Анализ результатов.
Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста. Модель огра-ниченного роста.
Базы данных
Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей.
Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между таблицами. Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора. Запросы с параметрами. Вычис-
ляемые поля. Запрос данных из нескольких таблиц.
Формы. Простая форма.
Отчёты. Простые отчёты.
Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы. Веб-программирование. Системы управления сайтом.
Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы. Специаль-ные символы. Списки. Гиперссылки.
Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы. Стили для эле-ментов.
Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе. Фоновые рисунки.
Мультимедиа.
Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки.
Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок. Формы.
Обработка изображений
Ввод изображений. Разрешение. Цифровые фотоаппараты. Сканирование. Кадриро-
вание.
Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция цвета. Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая маска. Исправление «эффекта красных глаз». Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои.
Анимация.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов. Выравнивание, рас-пределение. Группировка.
Трёхмерная графика
Понятие 3D-графики. Проекции.
Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов.
Сеточные модели. Редактирование сетки.
Материалы и текстуры.
Рендеринг. Источники света. Камеры.
- Календарно-тематическое планирование
10 класс
Номер Урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | |
план | факт | |||
Информация и информационные процессы | 6 | |||
1 | Информация. Информационная грамотность и информационная культура. | 1 | ||
2 | Подходы к измерению информации. | 1 | ||
3 | Информационные связи в системах различной природы | 1 | ||
4 | Обработка информации | 1 | ||
5 | Передача и хранение информации | 1 | ||
6 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» Проверочная работа. | 1 | ||
Компьютер и его программное обеспечение | 5 | |||
7 | История развития вычислительной техники | 1 | ||
8 | Основополагающие принципы устройства ЭВМ | 1 | ||
9 | Программное обеспечение компьютера | 1 | ||
10 | Файловая система компьютера | 1 | ||
11 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение». Проверочная работа. | 1 | ||
Представление информации в компьютере | 9 | |||
12 | Представление чисел в позиционных системах счисления | |||
13 | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | 1 | ||
14 | «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления | 1 | ||
15 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 | ||
16 | Представление чисел в компьютере | 1 | ||
17 | Кодирование текстовой информации | 1 | ||
18 | Кодирование графической информации | 1 | ||
19 | Кодирование звуковой информации | 1 | ||
20 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере». Проверочная работа. | 1 | ||
Элементы теории множеств и алгебры логики | 8 | |||
21 | Некоторые сведения из теории множеств | 1 | ||
22 | Алгебра логики | 1 | ||
23 | Таблицы истинности | 1 | ||
24 | Основные законы алгебры логики | 1 | ||
25 | Преобразование логических выражений | 1 | ||
26 | Элементы схем техники. Логические схемы | 1 | ||
27 | Логические задачи и способы их решения | 1 | ||
28 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики». Проверочная работа. | 1 | ||
Современные технологии создания и обработки информационных объектов | 5 | |||
29 | Текстовые документы | 1 | ||
30 | Объекты компьютерной графики | 1 | ||
31 | Компьютерные презентации | 1 | ||
32 | Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | 1 | ||
33 | Итоговое тестирование | |||
34 | Основные идеи и понятия курса | |||
Итого | 34 ч. |
11 класс
Номер Урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | |
план | факт | |||
Обработка информации в электронных таблицах | 6 | |||
1 | Табличный процессор. Основные сведения | 1 | ||
2 | Редактирование и форматирование в табличном процессоре | 1 | ||
3 | Встроенные функции и их использование | 1 | ||
4 | Логические функции | 1 | ||
5 | Инструменты анализа данных | 1 | ||
6 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | ||
Алгоритмы и элементы программирования | 9 | |||
7 | Основные сведения об алгоритмах | 1 | ||
8 | Алгоритмические структуры | 1 | ||
9 | Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль | 1 | ||
10 | Анализ программ с помощью трассировочных таблиц | 1 | ||
11 | Функциональный подход к анализу программ | 1 | ||
12 | Структурированные типы данных. Массивы | |||
13 | Структурное программирование | 1 | ||
14 | Рекурсивные алгоритмы | 1 | ||
15 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | ||
Информационное моделирование | 8 | |||
16 | Модели и моделирование | 1 | ||
17 | Моделирование на графах | 1 | ||
18 | Знакомство с теорией игр | 1 | ||
19 | База данных как модель предметной области | 1 | ||
20 | Реляционные базы данных | 1 | ||
21 | Системы управления базами данных | 1 | ||
22 | Проектирование и разработка базы данных | 1 | ||
23 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | ||
Сетевые информационные технологии | 5 | |||
24 | Основы построения компьютерных сетей | 1 | ||
25 | Как устроен Интернет | 1 | ||
26 | Службы Интернета | 1 | ||
27 | Интернет как глобальная информационная система | 1 | ||
28 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | ||
Основы социальной информатики | 3 | |||
29 | Информационное общество | 1 | ||
30 | Информационное право | 1 | ||
31 | Информационная безопасность | 1 | ||
32 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы социальной информатики» (урок-семинар) | 1 | ||
33 | Итоговое тестирование | 1 | ||
34 | Резерв | 1 | ||
Итого | 34 ч. |