Методический уголок учителя математики
Разработки рабочих программ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП по Алгебре 7 класс УМК Колягин | 28.73 КБ |
РП по Алгебре 8 класс УМК Колягин | 49.2 КБ |
РП по Геометрии 7 класс УМК Атанасян | 418.56 КБ |
РП по Геометрии 8 класс УМК Атанасян | 138.22 КБ |
РП по Алгебре 10-11 класс УМК Колягин | 119.86 КБ |
РП по Геометрия 10 - 11 класс УМК Атанасян | 118.43 КБ |
Предварительный просмотр:
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Алгебра»,
7 класс:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, одночлен, многочлен, алгебраическая дробь, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Учащийся научится:
- владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
- выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители.
Учащийся получит возможность:
- научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
- применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения.
Учащийся научится:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащийся получит возможность:
- овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Функции.
Учащийся научится:
- понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
- строить графики линейных функций; исследовать свойства линейных функций на основе изучения поведения их графиков;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира.
Учащийся получит возможность:
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
Комбинаторика.
Учащийся научится:
- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
2. Содержание учебного предмета
1. Повторение материала 6 класса (5 ч)
Повторение пройденного материала, обобщение и систематизация.
2.Алгебраические выражения (10 ч)
Числовые и алгебраические выражения. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок.
3.Уравнения с одним неизвестным (9 ч)
Уравнение и его корни. Уравнения, сводящиеся к линейным. Решение задач с помощью уравнений.
4. Одночлены и многочлены (17 ч)
Степень с натуральным показателем. Свойства степени с натуральным показателем. Одночлен. Стандартный вид одночлена. Умножение одночленов. Многочлены. Приведение подобных членов. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен. Деление одночлена и многочлена на одночлен.
5. Разложение многочленов на множители (16 ч)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формулы квадрата суммы и разности, разности квадратов, куб суммы и куб разности, формула суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
6. Алгебраические дроби (14 ч)
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей.
7. Функции (8 ч)
Функция, область определения функции, способы задания функции. График функции. Функция y=kx и её график. Линейная функция и ее график.
8. Системы двух уравнений с двумя неизвестными (11 ч)
Системы уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными, графический способ. Решение задач методом составления систем уравнений.
9. Ведение в комбинаторику (5 ч)
Различные комбинации из трех элементов. Правило произведения. Подсчет вариантов с помощью графов.
10. Итоговое повторение (7 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
3.Календарно-тематическое планирование
№/№ уроков | Содержание материала | Количество часов |
1-5 | Повторение. | 5 |
1 | Действия с дробями. Задачи на дроби. | 1 |
2 | Действия с рациональными числами. | 1 |
3 | Решение уравнений. | 1 |
4 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 |
5 | Проверочная работа. | 1 |
6-15 | Алгебраические выражения. | 10 |
6 | Числовые выражения. | 1 |
7-8 | Алгебраические выражения. | 2 |
9-10 | Алгебраические равенства. Формулы. | 2 |
11 | Свойства арифметических действий. | 1 |
12-13 | Правила раскрытия скобок. | 2 |
14 | Обобщающий урок. | 1 |
15 | Контрольная работа № 1. | 1 |
16-24 | Уравнения с одним неизвестным. | 9 |
16 | Уравнение и его корни. | 1 |
17-19 | Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным. | 3 |
20-22 | Решение задач с помощью уравнений. | 3 |
23 | Обобщающий урок. | 1 |
24 | Контрольная работа № 2. | 1 |
25-41 | Одночлены и многочлены. | 17 |
25-26 | Степень с натуральным показателем. | 2 |
27-28 | Свойства степени с натуральным показателем. | 2 |
29 | Одночлен. Стандартный вид одночлена. | 1 |
30-31 | Умножение одночленов. | 2 |
32 | Многочлены. | 1 |
33 | Приведение подобных членов. | 1 |
34 | Сложение и вычитание многочленов. | 1 |
35 | Умножение многочлена на одночлен. | 1 |
36-37 | Умножение многочлена на многочлен. | 2 |
38 | Деление одночлена на одночлен. | 1 |
39 | Деление многочлена на одночлен. | 1 |
40 | Обобщающий урок. | 1 |
41 | Контрольная работа № 3. | 1 |
42-57 | Разложение многочленов на множители. | 16 |
42-43 | Вынесение общего множителя за скобки. | 2 |
44-46 | Способ группировки. | 3 |
47-48 | Формула разности квадратов. | 2 |
49-52 | Квадрат суммы. Квадрат разности. | 4 |
53 | Куб суммы. Куб разности. Сумма и разность кубов. | 1 |
54-55 | Применение нескольких способов разложения многочлена на множители. | 2 |
56 | Контрольная работа № 4. | 1 |
57 | Устный зачет. | 1 |
58-71 | Алгебраические дроби. | 14 |
58 | Понятие алгебраической дроби. | 1 |
59-60 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 2 |
61-62 | Приведение дробей к общему знаменателю. | 2 |
63-65 | Сложение и вычитание алгебраических дробей. | 3 |
66-67 | Умножение и деление алгебраических дробей. | 2 |
68-70 | Совместные действия над алгебраическими дробями. | 3 |
71 | Контрольная работа № 5. | 1 |
72-79 | Линейная функция и ее график. | 8 |
72 | Прямоугольная система координат на плоскости. | 1 |
73-74 | Понятие функции. | 2 |
75-76 | Функция y = kxи ее график. | 2 |
77-78 | Линейная функция и её график. | 2 |
79 | Контрольная работа № 6. | 1 |
80-91 | Системы двух уравнений с двумя неизвестными. | 11 |
80 | Уравнения с двумя неизвестными. Системы уравнений. | 1 |
81-82 | Способ подстановки. | 2 |
83-85 | Способ сложения. | 3 |
86 | Графический способ решения систем уравнений. | 1 |
87-88 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 2 |
89 | Обобщающий урок. | 1 |
90 | Контрольная работа № 7. | 1 |
91-95 | Элементы комбинаторики. | 5 |
91-92 | Различные комбинации из трех элементов. | 2 |
93 | Таблица вариантов и правило произведения. | 1 |
94 | Подсчет вариантов с помощью графов. | 1 |
95 | Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 |
96-102 | Повторение. Итоговая аттестация. | 7 |
96 | Уравнения с одним неизвестным. | 1 |
97 | Разложение многочленов на множители. | 1 |
98-99 | Алгебраические дроби. | 2 |
100 | Линейная функция и ее график. | 1 |
101 | Системы двух уравнений с двумя неизвестными. | 1 |
102 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 12
Рабочая программа по алгебре
для 8 класса
на 2020 - 2021 уч.год.
Учитель: Воронкова Ю.А.
Г.о.г. Выкса
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по математике, в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, с учетом ООП ООО МБОУ СШ №12 и учебным планом МБОУ СШ № 12 и ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Алгебра 8 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. М. Колягин,- М.: Просвещение, 2017
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 12 на изучение алгебры в 8 классе отводится 3 учебных часа в неделю в течение 35 недель обучения, всего 105 уроков в год.
- Планируемые результаты изучения курса алгебры в 7-9 классах.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Рациональные числа
Ученик научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
- выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Ученик получит возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
- научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик научится использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
Ученик получит возможность:
- развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
- развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными;
понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Алгебраические выражения
Ученик научится:
- владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
- выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями;
- выполнять разложение многочленов на множители.
Ученик получит возможность научиться выполнять многошаговые преобразования целых выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
Уравнения
Ученик научится:
- решать основные виды линейных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Ученик получит возможность:
- овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Ученик научится:
- понимать и применять терминологию и символику, связанную с понятием неравенства, свойства числовых неравенств
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса
Ученик получит возможность научиться:
- разнообразным приемам доказательства неравенства; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики
применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты
Основные понятия. Числовые функции
Ученик научится:
- понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения)
- строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков
понимать функцию как описание процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами
Ученик получит возможность научиться:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколоьтыми» точками и т.р.)
использовать функциональные преставления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса
Описательная статистика
Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Случайные события и вероятность
Ученик научится находить вероятность случайного события.
Ученик получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов
Комбинаторика
Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций
Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач
- Содержание учебного предмета
Входное повторение – 3ч
Неравенства -19ч.
Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства. Основные свойства числовых неравенств. Сложение и умножение неравенств. Неравенства с одним неизвестным. Решение неравенств. Система неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки. Решение систем неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.
Приближенные вычисления-18ч. Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность. Практические приемы приближенных вычислений. Простейшие вычисления на микрокалькуляторе. Действия с числами, записанными в стандартном виде. вычисление на микрокалькуляторе степени и числа, обратного данному. Последовательное выполнение операций на микрокалькуляторе.
Квадратные корни -12ч. Арифметический квадратный корень. Действительные числа. Квадратный корень из степени. Квадратный корень из произведения. Квадратный корень из дроби.
Квадратные уравнения – 25ч. Квадратное уравнения и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Приведенное квадратное уравнение.. теорема Виета. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнения второй степени. Различные способы решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.
Квадратичная функция – 14ч. Определение квадратичной функции. Функция у = х2. Функция у =а х2. Функция у = ах2+вх + с. Построение графика квадратичной функции.
Квадратные неравенства – 10ч.
Квадратное неравенство и его корни. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции. Метод интервалов.
Обобщающее повторение -4ч.
- Тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Повторение курса 7 класса | 3 |
2 | Неравенства | 19 |
3 | Приближенные вычисления | 18 |
4 | Квадратные корни | 12 |
5 | Квадратные уравнения | 25 |
6 | Квадратичная функция | 14 |
7 | Квадратные неравенства. | 10 |
8 | Итоговое повторение. | 4 |
9 | Контрольные работы (в т.ч. входная и итоговая) | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ | № в теме | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Дом. задание |
Повторение курса 7 класса | 3 | ||||
1 | 1 | Разложение многочленов на множители | 1 | ||
2 | 2 | Алгебраические дроби | 1 | ||
3 | 3 | Входная контрольная работа №1 | 1 | ||
Неравенства | 19 | ||||
4 | 1 | Положительные и отрицательные числа | 1 | ||
5 | 2 | Положительные и отрицательные числа | 1 | ||
6 | 3 | Числовые неравенства | 1 | ||
7 | 4 | Основные свойства числовых неравенств | 1 | ||
8 | 5 | Основные свойства числовых неравенств | 1 | ||
9 | 6 | Сложение и умножение неравенств | 1 | ||
10 | 7 | Строгие и нестрогие неравенства | 1 | ||
11 | 8 | Неравенства с одним неизвестным | 1 | ||
12 | 9 | Решение неравенств | 1 | ||
13 | 10 | Решение неравенств | 1 | ||
14 | 11 | Решение неравенств | 1 | ||
15 | 12 | Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки. | 1 | ||
16 | 13 | Решение систем неравенств | 1 | ||
17 | 14 | Решение систем неравенств | 1 | ||
18 | 15 | Решение систем неравенств | 1 | ||
19 | 16 | Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | 1 | ||
20 | 17 | Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | 1 | ||
21 | 18 | Обобщающий урок | 1 | ||
22 | 19 | Контрольная работа №1по теме «Неравенства» | 1 | ||
Приближенные вычисления | 18 | ||||
23 | 1 | Приближенные значения величин. погрешность приближения. | 1 | ||
24 | 2 | Приближенные значения величин. погрешность приближения. | 1 | ||
25 | 3 | Оценка погрешности | 1 | ||
26 | 4 | Оценка погрешности | 1 | ||
27 | 5 | Округление чисел | 1 | ||
28 | 6 | Относительная погрешность | 1 | ||
29 | 7 | Относительная погрешность | 1 | ||
30 | 8 | Практические способы приближенных вычислений | 1 | ||
31 | 9 | Практические способы приближенных вычислений | 1 | ||
32 | 10 | Практические способы приближенных вычислений | 1 | ||
33 | 11 | Практические способы приближенных вычислений | 1 | ||
34 | 12 | Простейшие вычисления на микрокалькуляторе | 1 | ||
35 | 13 | Действия над числами, записанными в стандартном виде | 1 | ||
36 | 14 | Действия над числами, записанными в стандартном виде | 1 | ||
37 | 15 | Вычисление на микрокалькуляторе степени числа, обратного данному | 1 | ||
38 | 16 | Последовательное выполнение операций на микрокалькуляторе | 1 | ||
39 | 17 | Обобщающий урок | 1 | ||
40 | 18 | Контрольная работа №2 «Приближенные вычисления» | 1 | ||
Квадратные корни | 12 | ||||
41 | 1 | Арифметический квадратный корень | 1 | ||
42 | 2 | Арифметический квадратный корень | 1 | ||
43 | 3 | Действительные числа | 1 | ||
44 | 4 | Действительные числа | 1 | ||
45 | 5 | Квадратный корень из степени | 1 | ||
46 | 6 | Квадратный корень из степени | 1 | ||
47 | 7 | Квадратный корень из произведения | 1 | ||
48 | 8 | Квадратный корень из произведения | 1 | ||
49 | 9 | Квадратный корень из дроби | 1 | ||
50 | 10 | Квадратный корень из дроби | 1 | ||
51 | 11 | Обобщающий урок | 1 | ||
52 | 12 | Контрольная работа №3 «Квадратные корни» | 1 | ||
Квадратные уравнения | 25 | ||||
53 | 1 | Квадратное уравнение и его корни | 1 | ||
54 | 2 | Квадратное уравнение и его корни | 1 | ||
55 | 3 | Неполные квадратные уравнения | 1 | ||
56 | 4 | Метод выделения полного квадрата | 1 | ||
57 | 5 | Решение квадратных уравнений | 1 | ||
58 | 6 | Решение квадратных уравнений | 1 | ||
59 | 7 | Решение квадратных уравнений | 1 | ||
60 | 8 | Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. | 1 | ||
61 | 9 | Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. | 1 | ||
62 | 10 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | 1 | ||
63 | 11 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | 1 | ||
64 | 12 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | 1 | ||
65 | 13 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | ||
66 | 14 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | ||
67 | 15 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | ||
68 | 16 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | ||
69 | 17 | Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. | 1 | ||
70 | 18 | Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. | 1 | ||
71 | 19 | Различные способы решения систем уравнений | 1 | ||
72 | 20 | Различные способы решения систем уравнений | 1 | ||
73 | 21 | Различные способы решения систем уравнений | 1 | ||
74 | 22 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | ||
75 | 23 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | ||
76 | 24 | Обобщающий урок | 1 | ||
77 | 25 | Контрольная работа №4 «Квадратные уравнения» | 1 | ||
Квадратичная функция | 14 | ||||
78 | 1 | Определение квадратичной функции | 1 | ||
79 | 2 | Функция у = х2 | 1 | ||
80 | 3 | Функция у =а х2 | 1 | ||
81 | 4 | Функция у =а х2 | 1 | ||
82 | 5 | Функция у =а х2 + вх + с | 1 | ||
83 | 6 | Функция у =а х2 + вх + с | 1 | ||
84 | 7 | Функция у =а х2 + вх + с | 1 | ||
85 | 8 | Построение графика квадратичной функции | 1 | ||
86 | 9 | Построение графика квадратичной функции | 1 | ||
87 | 10 | Построение графика квадратичной функции | 1 | ||
88 | 11 | Построение графика квадратичной функции | 1 | ||
89 | 12 | Обобщающий урок | 1 | ||
90 | 13 | Обобщающий урок | 1 | ||
91 | 14 | Контрольная работа № 5 «Квадратичная функция» | 1 | ||
Квадратные неравенства. | 10 | ||||
92 | 1 | Квадратное неравенство и его решение | 1 | ||
93 | 2 | Квадратное неравенство и его решение | 1 | ||
94 | 3 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | 1 | ||
95 | 4 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | 1 | ||
96 | 5 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | 1 | ||
97 | 6 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | 1 | ||
98 | 7 | Метод интервалов | 1 | ||
99 | 8 | Метод интервалов | 1 | ||
100 | 9 | Обобщающий урок | 1 | ||
101 | 10 | Контрольная работа № 6 «Квадратные неравенства.» | 1 | ||
Итоговое повторение. | 4 | ||||
102 | 1 | Повторение. Неравенства. Квадратные неравенства. | 1 | ||
103 | 2 | Повторение. Квадратные корни. | 1 | ||
104 | 3 | Повторение. Квадратичная функция. | 1 | ||
105 | 4 | Итоговая контрольная работа №8 | 1 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы
9 класса составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии (7–9 классы), к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М:
«Просвещение», 2008).
Учебник: Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004-2008.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение курса 66 часов из расчета 3 ч в неделю.
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно- технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Глава 5. Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Глава 6. Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Повторение. Решение задач. (4 часа)
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: для углов от 0 до 90° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание материала | Кол-во часов |
Гл.5 | Четырёхугольники | 14 |
1. | Многоугольники | 2 |
2. | Параллелограмм и трапеция | 6 |
3. | Прямоугольник, ромб, квадрат | 4 |
Решение задач | 1 | |
Контрольная работа №1 | 1 | |
Гл.6 | Площадь | 14 |
1. | Площадь многоугольника | 2 |
2. | Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | 6 |
3. | Теорема Пифагора | 3 |
Решение задач | 2 | |
Контрольная работа №2 | 1 | |
Гл.7 | Подобные треугольники | 19 |
1. | Определение подобных треугольников | 2 |
2. | Признаки подобия треугольников | 5 |
Контрольная работа №3 | 1 | |
3. | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 7 |
4. | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 3 |
Контрольная работа №4 | 1 |
Гл.8 | Окружность | 17 |
1. | Касательная к окружности | 3 |
2. | Центральные и вписанные углы | 4 |
3. | Четыре замечательные точки треугольника | 3 |
4. | Вписанные и описанные окружности | 4 |
Решение задач | 1 | |
Контрольная работа №5 | 1 | |
Повторение. Решение задач. | 4 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10-11 классы разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (от 05.03.2004 №1089) и примерной программой среднего (полного) общего образования по математике. Рабочая программа составлена на основе программы по алгебре и началам математического анализа, авторы: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин и ориентирована на изучение дисциплины на профильном уровне. В соответствии с учебным планом на реализацию рабочей программы отводится 4 часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 272 часа.
Используемые учебники:
- Алгебра. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/ Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин; под ред. А.Б. Жижченко. - М.: «Просвещение», 2011
- Алгебра. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/ Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин; под ред. А.Б. Жижченко. - М.: «Просвещение», 2011
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10-11 классы является нормативным документом, определяющим объём, порядок, содержание изучения и преподавания алгебры и начал анализа.
Цель рабочей программы: дать участникам образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета алгебра и начала математического анализа.
Рабочая программа включает в себя требования к результатам обучения и освоению содержания рабочей программы, учебный план, содержание дисциплины, тематическое планирование учебного материала, планируемые образовательные результаты.
В профильном курсе содержание образования развивается в следующих направлениях:
- систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных, как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
- развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
- систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических
умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
- совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
- формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач; планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом; самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КЛАСС
№ главы | Тема | Количество часов |
Глава I | Алгебра 7-9 (повторение) | 4 |
Глава II | Делимость чисел | 10 |
Глава III | Многочлены. Алгебраические уравнения | 15 |
Глава IV | Степень с действительным показателем | 12 |
Глава V | Степенная функция | 15 |
Глава VI | Показательная функция | 11 |
Глава VII | Логарифмическая функция | 17 |
Глава VIII | Тригонометрические формулы | 24 |
Глава IX | Тригонометрические уравнения | 20 |
Повторение | 8 | |
Итого | 136 |
- КЛАСС
№ главы | Тема | Количество часов |
Повторение курса алгебры и начал математического анализа 10 класса | 3 | |
Глава I | Тригонометрические функции | 16 |
Глава II | Производная и ее геометрический смысл | 22 |
Глава III | Применение производной к исследованию функции | 16 |
Глава IV | Первообразная и интеграл | 15 |
Глава V | Комбинаторика | 10 |
Глава VI | Элементы теории вероятностей | 8 |
Глава VII | Комплексные числа | 13 |
Глава VIII | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 10 |
Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа | 22 | |
Итого | 136 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10 КЛАСС
Глава I. Алгебра 7-9 (повторение)
Алгебраические выражения. Линейные уравнения и системы уравнений. Числовые неравенства и неравенства первой степени с одним неизвестным. Линейная функция. Квадратные корни. Квадратные уравнения. Квадратичная функция. Квадратные неравенства. Свойства и графики функций. Прогрессии и сложные проценты. Начала статистики. Множества. Логика.
Глава II. Делимость чисел
Понятие делимости. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком. Признаки делимости. Сравнения. Решение уравнений в целых числах.
Основная цель — ознакомить с методами решения задач теории чисел, связанных с понятием делимости.
Глава III. Многочлены. Алгебраические уравнения
Многочлены от одного переменного. Схема Горнера. Многочлен Р (х) и его корень. Теорема Везу. Следствия из теоремы Везу. Алгебраические уравнения. Делимость двучленов хт ± ат на х ± а. Симметрические многочлены.
Многочлены от нескольких переменных. Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона. Системы уравнений.
Основная цель — обобщить и систематизировать знания о многочленах, известные из основной школы; научить выполнять деление многочленов, возведение двучленов в натуральную степень, решать алгебраические уравнения, имеющие целые корни, решать системы уравнений, содержащие уравнения степени выше второй; ознакомить с решением уравнений, имеющих рациональные корни.
Глава IV. Cтепень с действительным показателем
Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным и действительным показателями.
Основная цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений; ознакомить с понятием предела последовательности.
Глава V. Степенная функция
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства..
Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
Глава VI. Показательная функция
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения.
Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основная цель — изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и неравенства, системы показательных уравнений.
Глава VII. Логарифмическая функция
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и
научить применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Глава VIII. Тригонометрические формулы
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов –α и α. Формулы сложения, двойного и половинного углов. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Произведение синусов и косинусов.
Основная цель – сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения sinx=a, cosx=a при а=-1, -1, 0.
Глава IX. Тригонометрические уравнения
Уравнения sinx=a, cosx=a, tgx=a. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения. Системы тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства.
Основная цель – сформировать понятия арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа, научить решать тригонометрические уравнения и системы тригонометрических уравнений, используя различные приемы решения, ознакомить с приемами решения тригонометрических неравенств.
11 КЛАСС
Повторение курса 10 класса
Степень. Корни. Логарифмы. Логарифмические, показательные, иррациональные, тригонометрические уравнения.
Глава I. Тригонометрические функции
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функции y = sin x и её график. Свойства функции y = cos x и её график. Свойства функции y = tg x и её график. Обратные тригонометрические функции.
Основная цель – изучить свойства тригонометрических функций, научить применять эти свойства при решении уравнений и неравенств, обобщить и систематизировать знания об исследовании функций элементарными методами, научить строить графики тригонометрических функций, используя различные приемы построения графиков.
Глава II. Производная и ее геометрический смысл
Предел последовательности. Предел функции. Непрерывность функции. Определние производной. Правила дифференцирования. Производная степенной функции. Производные элементарных функций. Геометрический смысл производной.
Основная цель – ввести понятие предела последовательности, предела функции, производной, научить находить производные с помощью формул дифференцирования, научить находить уравнение касательной к графику функции, решать практические задачи на применение производной.
Глава III. Применение производной к исследованию функции
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Производная второго порядка. Выпуклость и точки перегиба. Построение графиков функций.
Основная цель – показать возможности производной в исследовании свойств функций и построении их графиков.
Глава IV. Интеграл
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Вычисление площадей фигур с помощью интегралов. Применение интегралов для решения физических задач. Простейшие дифференциальные уравнения.
Основная цель – ознакомить с понятием интеграла и интегрированием как операцией, обратной дифференцированию, научить находить площадь криволинейной трапеции, решать простейшие физические задачи с помощью интеграла.
Глава V. Комбинаторика
Правило произведения. Размещения с повторениями. Перестановки. Размещения без повторений. Сочетания без повторений и бином Ньютона.
Основная цель – развить комбинаторное мышление учащихся, ознакомить с теорией соединений, обосновать формулу бинома Ньютона.
Глава VI. Элементы теории вероятностей
Вероятность события. Сложение вероятностей. Условная вероятность. Независимость событий. Вероятность произведения независимых событий. Формула Бернулли.
Основная цель – сформировать понятие вероятности случайного независимого события, научить решать задачи на применение теоремы о вероятности суммы двух несовместных событий и на нахождение вероятности произведения двух независимых событий.
Глава VII. Комплексные числа
Определение комплексных чисел. Сложение и умножение комплексных чисел.
Комплексно сопряженные числа. Модуль комплексного числа. Операции вычитания и деления. Геометрическая интерпретация комплексного числа. Тригонометрическая форма комплексного числа. Умножение и деление комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме. Формула Муавра. Квадратное уравнение с комплексным неизвестным. Извлечение квадратного корня из комплексного числа. Алгебраические уравнения.
Основная цель – научить представлять комплексное число в алгебраической и тригонометрической формах, изображать число на комплексной плоскости, найчить выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления чисел, представленных в тригонометрической форме.
Глава VIII. Уравнения и неравенства с двумя переменными
Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными. Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными. Уравнения и неравенства с двумя переменными, содержащие параметры.
Основная цель – обучить приемам решения уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств с двумя переменными.
Итоговое повторение курса алгебры и начала анализа
Обобщение, уточнение и систематизацию знаний по алгебре и началам анализа за курс средней школы. Повторение предполагается проводить по основным содержательно- методическим линиям: вычисления и преобразования, уравнения и неравенства, функции, начала математического анализа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера.
13
Предварительный просмотр:
2
Пояснительная записка
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение целей изучения математики на ступени среднего (полного) общего образования.
Цели
Изучение математики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры
Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей:
- изучение свойств пространственных тел;
- формирование умений применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.С. Атанасяна и др. по геометрии (Программы образовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова .М.: Просвещение, 2010).
Выбор данной программы мотивирован тем, что она разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень обучения), обеспечена учебно-методическим комплектом по геометрии для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян и др. (М.:Просвещение)), рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов.
В программе определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для старшей школы и пути формирования знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа предназначена для изучения геометрии в 10 - 11 классах на профильном уровне, составлена на 68 часов (10 класс),66 часов (11 класс, из расчета 2 часов в неделю, в соответствии с Учебным планом). Плановых контрольных уроков – 3.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
№п/п | Раздел | Количество часов в авторской программе (2 ч в неделю, всего 68 ч) | Количество часов в рабочей программе (2 ч в неделю, всего 66 ч) | Примечание |
1. | Векторы в пространстве | 6 | 6 | |
2. | Метод координат в пространстве. | 15 | 15 | |
3. | Цилиндр, конус, шар | 16 | 16 | |
4. | Объемы тел | 17 | 17 | |
5. | Обобщающее повторение. | 14 | 12 | |
Итого | 68 | 66 |
Основной формой организации образовательного процесса в 10 -11 классах является урок. Формы организации учебного процесса на уроке: индивидуальные, групповые, фронтальные. Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиапроектор.
Контроль уровня усвоения содержания образования является неотъемлемой составной частью процесса обучения. Промежуточная аттестация обучающихся в узком смысле осуществляется через устный и письменный опросы (индивидуальная работа по карточкам), самостоятельные и контрольные работы по разделам учебного материала, тестирование.
Результаты обучения по курсу «Геометрия»
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все школьники, изучавшие геометрию на профильном уровне, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации за курс средней школы.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника: Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – М.: Просвещение, 2011.
Учебник полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике профильного уровня (обязательному минимуму содержания образования и требованиям к математической подготовке учащихся). Книга написана в соответствии с действующей программой для общеобразовательной школы, имеет гриф
«Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ и входит в Федеральный комплект учебников.
Учебник дает цельное и полное представление о школьном курсе стереометрии, который базируется на сочетании наглядности и логической строгости. Теоретический материал в учебнике изложен доступно для большинства обучающихся. Это способствует решению важной педагогической задачи – научить работать с книгой.
Важная роль при изучении стереометрии отводится задачам. Учебник содержит большое количество разнообразных по трудности задач, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
Учитывая изменения в содержательной части ЕГЭ (3 геометрические задачи в 1 части и 2
задачи - во 2 части), решение при изучении курса большого количества задач поможет старшеклассникам лучше подготовиться к ЕГЭ.
Учебник является частью учебно-методического комплекта:
№ п/п | Авторы, название пособия |
1. | Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. 2011г. |
2. | Б. Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. |
3. | В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Геометрия. Рабочая тетрадь. 11 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. |
4. | С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 10 КЛАССА
Введение. Аксиомы стереометрии и их свойства.
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Глава I. Параллельность прямых и плоскостей.
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей.
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Многогранный угол.
Глава III. Многогранники.
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Итоговое повторение курса геометрия 10 класса (6 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ десятиклассников по геометрии
- В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
- знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
уметь
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение
геометрических величин (длин, углов, площадей);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные
№ | Содержание учебного материала | дата |
Некоторые сведения из планиметрии (12 ч) | ||
1 | Углы и отрезки, связанные с окружностью. Угол между касательной и хордой. Две теоремы об отрезках, связанных с окружностью. | |
2 | Углы с вершинами внутри и вне круга. | |
3 | Вписанный четырехугольник. Описанный четырехугольник. | |
4 | Решение задач. Самостоятельная работа. | |
5 | Решение треугольников. Теорема о медиане. Теорема о биссектрисе треугольника. | |
6 | Формулы площади треугольника. Формула Герона. | |
7 | Решение треугольников. Самостоятельная работа. | |
8 | Задача Эйлера. | |
9 | Теоремы Менелая и Чевы. | |
10 | Решение задач на применение теорем Менелая и Чевы. | |
11 | Эллипс, гипербола. Решение задач. | |
12 | Парабола. Решение задач. | |
Введение. Аксиомы стереометрии и их свойства (3 ч) | ||
13 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | |
14 | Некоторые следствия из аксиом. | |
15 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. | |
Глава I. Параллельность прямых и плоскостей (16 ч) | ||
Параллельность прямых, прямой и плоскости (4 ч) | ||
16 | Параллельные прямые в пространстве. | |
17 | Параллельность прямой и плоскости. | |
18 | Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости». | |
19 | Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости». Самостоятельная работа. | |
Взаимное расположение прямых в пространстве (4 ч) | ||
20 | Скрещивающиеся прямые. | |
21 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. | |
22 | Решение задач по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми». | |
23 | Контрольная работа №1. по теме «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости». | |
Параллельность плоскостей (2 ч) | ||
24 | Анализ контрольной работы. Параллельные плоскости. | |
25 | Свойства параллельных плоскостей. |
Тетраэдр. Параллелепипед (4 ч) | ||
26 | Тетраэдр. | |
27 | Параллелепипед. | |
28 | Задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. | |
29 | Решение задач по теме «Тетраэдр. Параллелепипед». | |
30 | Зачет №1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей». Подготовка к контрольной работе. | |
31 | Контрольная работа №2 по теме «Параллельность плоскостей и их свойства». | |
Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 ч) | ||
Перпендикулярность прямой и плоскости (5 ч) | ||
32 | Анализ контрольной работы. Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | |
33 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | |
34 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. | |
35 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. | |
36 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. Самостоятельная работа. | |
Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью (6 ч) | ||
37 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. | |
38 | Угол между прямой и плоскостью. | |
39 | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах. | |
40 | Решение задач на угол между прямой и плоскостью. | |
41 | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. | |
42 | Понятие прямоугольной проекции фигуры. Самостоятельная работа. | |
Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей (4 ч) | ||
43 | Двугранный угол. | |
44 | Признак перпендикулярности двух плоскостей. | |
45 | Прямоугольный параллелепипед и его свойства. | |
46 | Решение задач на свойства прямоугольного параллелепипеда. Самостоятельная работа. | |
47 | .Зачет №2 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскости». Подготовка к контрольной работе. | |
48 | Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскости». | |
Глава III. Многогранники (14 ч) | ||
Понятие многогранника. Призма (4 ч) | ||
49 | Анализ контрольной работы. Понятие многогранника. Геометрическое тело. Теорема Эйлера. | |
50 | Призма. Площадь поверхности призмы. | |
51 | Пространственная теорема Пифагора. | |
52 | Решение задач на вычисление площади поверхности призмы. Самостоятельная работа. | |
Пирамида (5 ч) |
53 | Пирамида. | |
54 | Правильная пирамида. | |
55 | Решение задач по теме «Пирамида». | |
56 | Решение задач. Самостоятельная работа. | |
57 | Усеченная пирамида. Площади поверхности усеченной пирамиды. | |
Правильные многогранники (5 ч) | ||
58 | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. | |
59 | Элементы симметрии правильных многогранников. | |
60 | Решение задач по теме «Многогранники». | |
61 | Зачет №3 по теме «Многогранники. Площадь поверхности призмы. Пирамиды». Подготовка к контрольной работе. | |
62 | Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники». | |
Итоговое повторение курса геометрия 10 класса (6 ч) | ||
63 | Анализ контрольной работы. Повторение. Аксиомы стереометрии и их свойства. | |
64 | Повторение. Параллельность прямых и плоскостей. | |
65 | Повторение. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. | |
66 | Итоговая контрольная работа. | |
67 | Анализ итоговой контрольной работы. Решение задач. | |
68 | Заключительный урок. Решение практико-ориентированных задач. |
Содержание курса геометрии 11 класса включает следующие тематические блоки:
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1. | Векторы в пространстве | 6 |
2. | Метод координат в пространстве. | 15 |
3. | Цилиндр, конус, шар | 16 |
4. | Объемы тел | 17 |
5. | Обобщающее повторение. | 12 |
- Векторы в пространстве (6 ч.)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитания векторов. Умножение вектора на число.
Компланарные векторы.
Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
- Метод координат в пространстве. Движения (15 ч.)
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движение.
Основная цель – сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
- Цилиндр, конус, шар (16 ч.)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся, в ходе решения задач продолжается формирование логических и графических умений школьников.
- Объемы тел (17 ч.)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель – ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
- Обобщающее повторение (12 ч.)
Контрольные работы завершают изучение тем: «Метод координат в пространстве», «Цилиндр, конус, шар», «Объемы тел».
Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по математике организуется повторение всех тем, изученных на старшей ступени школы. Обобщающее повторение материала завершается итоговой контрольной работой по стереометрии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики (геометрии) на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Программно-методическое обеспечение
- Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 11 кл. / Б. Г. Зив. — 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М., Просвещение, 2010.
- Саакян С. М. Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. для учителя / С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов.– 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.
- Геометрия в таблицах и схемах / Н. П. Евдокимова. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2005.
- Поурочные разработки по геометрии: 11 класс / Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2010.
- ЕГЭ-2015. Математика: тематический сборник заданий / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015 и др.
11
12