Ранняя помощь детям от 0-3 лет
Представлены материалы по оказанию ранней помощи детям от 0-3 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Общие сведения:
Ф.И.О. ребенка________________________________________________________________________________
Ф.И.О. родителей______________________________________________________________________________
Дата, год рождения ребенка_____________________________________________________________________
Адрес постоянного или временного проживания____________________________________________________
Анамнестические данные ребенка(выберите и подчеркните наличие у ребенка одного из нескольких из следующих факторов):
От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов_________________________________
Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери
_____________________________________________________________________________________________
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные
Стимуляция: ________________________________________________________________________________
Крик: был, нет
Асфиксия: белая, синяя
Резус-фактор: ________________________________________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении:_____________________________________________________________
Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить ___________________; грудь взял активно, не взял, с помощью_____________________________________
Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Выписка из родильного дома на ______ день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины________________________________________________
Особенности раннего развития: держит голову с мес. ____ (в норме с 2 мес. жизни), сидит с мес. ____ (в норме к 7 мес.), стоит с _____ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит с ____ мес. (в норме между 12 и 15 мес.).
Первые зубы с _____ мес., к 1 году зубов _______
Перенесенные заболевания: до 1 года ___________________________________________
после 1 года __________________________________________________________________________________
До 3 лет _____________________________________________________________________________________
Речевая среда (выберите и подчеркните наличие у ребенка одного из нескольких из следующих факторов):
1. Потенциальная вероятность волевых усилий: долго и увлеченно играет игрушками сам; играет игрушками только со взрослыми; играет игрушками только по инициативе взрослого; не играет игрушками.
2. Эмоциональное развитие ребенка: адекватно реагирует на похвалу или порицание; не реагирует или реагирует неадекватно на похвалу или порицание; проявляет эмпатию; проявляет агрессию; движения лицевой мускулатуры выразительны; снижена или отсутствует способность мимического проявления эмоций; самоуспокаивающие движения отсутствуют / присутствуют.
3. Стимуляция потребности общения близким взрослым:
- чтение детской литературы дома (каждый день; несколько раз в неделю; редко, так как заняты взрослые; редко, так как ребенок отказывается слушать);
- стимуляция речевого развития взрослыми (оречевление совместных действий; учат имитировать речевые звуки; просят повторить или сказать).
Предварительный просмотр:
Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей от рождения до трех лет
ПО ВОЗРАСТАМ
0-6 МЕСЯЦЕВ
1. Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой.
2. Колокольчики
3. Погремушки ("гантели", кольца, шар с рукояткой и т.д.).
4. Висящие погремушки - "бусы", подвески.
5. Разноцветные воздушные шары.
6. Мячи разных размеров.
7. Мячик с колокольчиком внутри.
8. Игрушки - пищалки.
9. Неваляшка.
10. Забавные маски.
11. Игрушка с подвижными частями и фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка и др.).
12. Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малышей (серия "Happy baby", "Знаки зодиака", "Классика для малышей" и др.).
13. Детское креслице с наклонной спинкой.
14. Коврик (упругий, моющийся, типа туристического).
6-12 МЕСЯЦЕВ
1. Активный центр.
2. Заводные механические игрушки.
3. Тряпичная (гибкая) кукла.
4. Книжки-картинки с плотными страницами, лучше - моющимися.
5. Набор для игры с водой.
6. Фигурки животных (средние).
7. Игрушки для жевания, кусания.
8. Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше - одноцветная).
9. Мягкая игрушка (может быть музыкальная).
10. Машинка среднего размера с веревочкой.
11. Металлофон.
12. Игрушечный телефон.
13. Куклы с подвижными частями тела (маленькая и средняя).
14. Кукла, одевающаяся на руку (лучше - с большим открывающимся ртом).
15. Корзинка, сумочка.
16. Набор пластмассовой посуды.
17. Коробочки с крышками.
18. Стульчик со столиком.
19. Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.).
20. Качели.
21. Ходунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).
22. Прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).
1-1,5 ГОДА
1. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.
2. Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).
3. Набор форм, вставляющихся друг в друга.
4. Мягкие куклы среднего размеры.
5. Мягкие игрушки-зверюшки.
6. Тамбурин.
7. Барабан.
8. Свисток, дудочка.
9. Книжки с картинками.
10. Книжки с короткими стихотворениями для детей.
11. Большая грузовая машина.
12. Легковая машина с водителем.
13. "Почтовый ящик", лучше с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).
14. Матрешка.
15. Составные игрушки из 2-3 частей (например, "Лего").
16. Самокат ("машина", "лошадка" и т.п.).
17. Подвижная игрушка на колесиках ("бабочка" и т.д.) на шесте или на веревочке.
18. Игрушки-модели предметов, людей, животных.
1,5-2 ГОДА
1. Парные картинки, лото.
2. Кисти, краски (не токсичные).
3. Набор для нанизывания ("Бусы").
4. Игрушечная мебель.
5. Пластилин и другие материалы для лепки.
6. Пазлы (простые)
7. Разрезные картинки из 2-3 частей.
8. Кегли
9. Сказки ("Репка", "Теремок" и др.). Хрестоматия для детей от 2 до 4 лет.
10. Миниатюрные модели бытовых предметов.
11. Игрушечный набор " Семья ".
12. Наборы для ролевой игры ("Инструменты", "Доктор", "Кухня", "Парикмахерская" и др.). 13. Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.).
14. Набор для игры с песком.
2-3 ГОДА
1. Модель дома.
2. Пазлы (для составления целого из частей).
3. Фигурки животных с детенышами (лото: животные с детенышами "Найди маму").
4. Одежда для кукол по сезону.
5. Игрушечные часы.
6. Куклы для театра.
7. Наряды для маскарада.
8. Разрезные картинки из 4 частей.
9. Лото: "Овощи", "Фрукты", "Посуда", "Мебель", "Одежда", "Транспорт", "Животные".
10. Детские ножницы с тупыми концами.
11. Составные игрушки из 3 и более частей.
12. Губная гармошка.
13. Игрушечный клавесин.
14. Трехколесный велосипед.
Примерный перечень оборудования, рекомендуемого для работы
Игровые средства
Погремушки разной текстуры и формы для самых маленьких.
Рама с подвесными игрушками.
Центры активности для младенцев
Зеркало безопасное для младенцев (маленькое и большое)
Игрушки для мультимодальной стимуляции (цвет, форма, текстура, звук)
Заводные игрушки - с разными эффектами (движение, свет, звуки)
Неваляшки (маленькая и большая)
Игрушки для хватания с шариками, кольцами
Мягкие браслетики на руки, ноги, голову, издающие звук
Игрушки для исследования ртом (для жевания и кусания)
Машинки
Емкости с крышками и игрушками
Любые игрушки с простой схемой действия, рассчитанные на игру обеими
руками
Деревянные или пластмассовые, крупные и мелкие шарики и любые другие
формы с отверстиями для нанизывания на специальный шнур
Игрушка, в которых нажатие на кнопку вызывает интересный
эффект
Мячи разного размера (10, 20, 40, 60, 80 см в диаметре) и фактуры
Игрушка на веревочке, которую можно возить за собой, желательно со звуковым подкреплением
Музыкальные игрушки
Барабаны
Ксилофоны
Бубенчики (музыкальные погремушки)
Маракасы
Бубен
Колокольчик на ручке
Треугольник
Кастаньеты
Дудочка
Маленькое пианино, синтезатор
Вкладыши (доски с вынимающимися фигурами с удобными ручками для захвата)
«Геометрические формы»: круг, треугольник, квадрат и т.д.
«Большой и маленький» - фигурки или формы
«Фрукты», «Овощи»
«Домашние животные», «Дикие животные»
«Посуда», «Игрушки»
«Лицо»
«Части тела»
«Виды транспорта»
«Сюжетные картинки»
Изобразительные игрушки
Машина грузовая с кузовом
Машинки для младенцев (маленькие из мягкой пластмассы)
«Железная дорога» и паровозик с вагонами
Автобус (или другая машина, куда можно посадить игрушки)
Самолет
Машины инерционные: большая и маленькая
Машинки маленькие
«Гараж» или «Станция техобслуживания»
Домашние животные: кошка, собака, петушок и т.д., желательно большие и маленькие
Дикие животные: медведь, волк, заяц и т.д.
Набор животных «Семья»
Куклы мягкие, пластмассовые, резиновые, разных размеров (желательно иметь куклы, изображающие взрослых и детей, мужчин и женщин, в том числе одну куклу с набором одежды по сезону)
Игрушки заместители предметов домашнего обихода (мебель, посуда, бытовая техника, инструменты, орудия труда и т.д.)
Сумочки и корзинки
Тележка или коляска для катания кукол
Куклы на руку
Наборы животных (домашних и диких)
Телефон игрушечный
Дидактические материалы
Сюжетные картинки или изображения предметов, собирающиеся из нескольких частей
Мозаика
Наборы кубиков с картинками (из 2-6 штук)
Тактильное лото
Лото с картинками наиболее простых предметов, животных, растений.
Домино с простыми картинками
Набор дидактических картинок с изображением предметов, действий, понятий, и т.д.
Набор пиктограмм
Книжки для младенцев: деревянные, моющиеся, матерчатые, картонные
Матерчатые мешочки разных размеров
Сортировщики по разным признакам
Электронные игрушки и приборы
Электронные игрушки для детей с хорошим контролем руки/пальца
Игрушки с выключателями, работающие от батареек или сети - с различными видами
сенсорной стимуляции
Звукоусиливающая аппаратура: наушники, микрофон
Наборы
Конструктор
Магнитная доска с набором цветных магнитов и фломастеров для рисования на ней
Кубики разноцветные пластмассовые и деревянные
Строительный материал (разноцветные детали из легкого нетоксичного материала)
Набор игрушек для игры с песком
Набор игрушек для игры с водой
Набор одежды/нарядов и масок для переодевания
Расходные материалы (для оргтехники, организации индивидуальной и групповой работы, гигиенические материалы, и т.д.)
Крупное оборудование для организации игровой деятельности
Креслице детское
Напольное покрытие: полиуретановые коврики-пазлы и т.п.
Качели детские
Тележка тяжелая, устойчивая
Оборудование для игры с водой, с песком
Оборудование для перемещения: беговел, трехколесный велосипед и т.п.
Оборудование для организация среды: домик, кухня, горка, мягкие модули
Вспомогательные средства для детей с ограничениями жизнедеятельности (для позиционирования лежа, сидя, стоя; для перемещения; для коммуникации и т. д)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как же в норме развивается речь ребёнка?
От 0 до 1 года 1 мес Выражает сосредоточение на громкий звук или речь взрослого: замедляет движения, вздрагивает, изменяется частота дыхания, поворачивает голову, прекращает сосание. 2 мес Гуление – произношение гласных звуков. Появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3 мес Гуление разнообразится, в произношении появляются согласные звуки Г, К, Н, гуление в ответ на речь взрослого. 4 мес Произношение цепочки звуков, гласные чередуются с согласными: « о-о-а-а-у-у ». Появляется первый смех.
5 мес Реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса. Соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу- гу », « бу-бу-бу ». 6 мес Появляется первый слог «ба» или « ма ». Возникает начальное понимание обращенной речи. Попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7 мес – 8 мес Проявление интонаций удовольствия и неудовольствия. 9 мес Развивается понимание речи, с помощью речи начинает строиться взаимодействие ребенка со взрослым. С удовольствием играет в «ладушки».
10 мес – 11 мес В активной речи появляются первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: « ка » - каша, «ба» - банан; простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба». 12 мес Запас слов от 2-3 до 20-30. Дети могут не иметь активного словарного запаса, но выказывать понимание речи. произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.
От 1 года до 2 лет 1,5 года В активном словаре ребенка насчитывается минимум 7—25 слов. Показывает, если попросить, одну из частей тела. 2 года Понимает действия и предметы на картинках. Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Понимает значения предлогов на, под. Задает вопросы «что это?», «где?». В активном словаре насчитывается около 50 слов, в основном существительных и глаголов, используемых в бытовом общении. Фразы из 2-4 слов. Появляется местоимение «я».
От 2 до 3 лет Развитие речи ребенка 3 лет в норме сводится к усложнению речевых конструкций и попыткам научиться координировать интонацию и громкость голоса. В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60% из речи малыша.
Предварительный просмотр:
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть его как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений способствуют в дальнейшем успешному развитию малыша.
Нормы речевого развития детей дошкольного возраста, как правило, включают в себя и эмоционально-речевой отклик ребенка. То есть оцениваются не только издаваемые малышом звуки и слова, но и его восприятие обращенной к нему же речи. При этом особенно важны данные первого года жизни, когда четко прослеживается умение младенца идентифицировать и отображать получаемую извне информацию.
от 0 до 1 года.
Основным видом общения новорожденного малыша с окружающим его миром является крик и мимика. Эти – пока только две — доступные ребенку формы общения универсальны. Они выражают боль, радость, счастье, неудовлетворенность, голод, страх, жажду и желание «поговорить».
1 мес | Выражает сосредоточение на громкий звук или речь взрослого: замедляет движения, вздрагивает, изменяется частота дыхания, поворачивает голову, прекращает сосание. |
2 мес | Гуление – произношение гласных звуков. Появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому. |
3 мес | Гуление разнообразится, в произношении появляются согласные звуки Г, К, Н, гуление в ответ на речь взрослого. Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о» |
4 мес | Произношение цепочки звуков, гласные чередуются с согласными: « о-о-а-а-у-у». Появляется первый смех. |
5 мес | Реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса. Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». |
6 мес | Появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми. |
7 мес | Подражание голосу взрослого. Появление лепета, отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та. Из гласных чаще других производится звук А в сочетании с согласными П, Б,М, Д, Т, К. Активно повторяет слоги за взрослыми. Проявление интонаций удовольствия и неудовольствия. |
8 мес | Подражание голосу взрослого. Появление лепета, отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та. Из гласных чаще других производится звук А в сочетании с согласными П, Б,М, Д, Т, К. Активно повторяет слоги за взрослыми. Проявление интонаций удовольствия и неудовольствия. |
9 мес | Подражая, способен произносить цепочки повторяющихся слогов («ма-ма», «ба-ба»). Голосом выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи, с помощью речи начинает строиться взаимодействие ребенка со взрослым. С удовольствием играет в «ладушки». |
10 мес | Понимает обращенную к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами. В активной речи появляются первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «ба» - банан; простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на». |
11 мес | Понимает обращенную к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами. В активной речи появляются первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «ба» - банан; простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» |
12 мес | Запас слов от 2-3 до 20-30. Дети могут не иметь активного словарного запаса, но выказывать понимание речи. произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания. |
от 1 года до 2 лет
Норма речевого развития у детей 2 лет подразумевает соотнесение знакомых слов с их изображениями. То есть малыш вполне может показать мяч, тучу, солнце, мышку, лису и т.п.
1г 3 мес
Минимальный активный словарный запас - 6 слов. Начинает понимать простые просьбы, не сопровождающиеся жестом.
1,5 года
В активном словаре ребенка насчитывается минимум 7—25 слов.
Показывает, если попросить, одну из частей тела.
2 года
Понимает действия и предметы на картинках. Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Понимает значения предлогов на, под. Задает вопросы «что это?», «где?». В активном словаре насчитывается около 50 слов, в основном существительных и глаголов, используемых в бытовом общении. Фразы из 2-4 слов. Появляется местоимение «я».
от 2 до 3 лет
Развитие речи ребенка 3 лет в норме сводится к усложнению речевых конструкций и попыткам научиться координировать интонацию и громкость голоса. В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60% из речи малыша.
2 года 1 мес | Произносит твердые звуки С, 3, Ц | |
2 года 6 мес | Адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов. | |
3 года | Минимальный словарный запас – 250 слов. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова. В звукопроизношении еще отсутствуют шипящие. Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословном запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки. Начинает подбирать рифмы к словам. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Называет свое имя, пол, |
Предварительный просмотр:
Формирование общения в паре мать и дитя
№ | Благоприятный вариант развития общения матери и ребенка (коммуникативные действия матерей, которые развивают практику общения с ребенком) | Неблагоприятный вариант развития общения матери и ребенка (действия, которые ограничивают развитие общения у ребенка) |
1. | Ребенок неоднократно проявляет инициативу в общении с матерью | При отсутствии феномена ребенок ни разу (или однократно) не проявляет инициативу в общении с матерью |
2. | Мать отвечает практически на все инициативные действия ребенка, ее ответ содержательно адекватен | При отсутствии описанного феномена мать чаще всего не отвечает на инициативы ребенка или ответ матери неадекватен содержанию инициативы |
3. | При проявлении инициативы со стороны мамы ребенок всегда или чаще всего отвечает на ее инициативы. Ребенок принимает предложения матери, выполняет ее просьбы, отвечает на вопросы | При отсутствии данного феномена ребенок чаще игнорирует или отказывается отвечать на инициативы матери |
4. | Как мать реагирует на ответ ребенка Мать одобряет любое ответное действие ребенка | Мать требует правильного, с ее точки зрения ответа, настаивает на его уточнении и качестве |
5. | «Специфические» коммуникативные действия ребенка. Ребенок совершает некоторые неожиданные, иногда опасные действия, рассчитывая на ответ матери. Мать отказывается от своей инициативы и переключает свое внимание на действия ребенка. Общение продолжается, оно «задано» действиями ребенка | При отсутствии феномена мамы не понимают подобных действий, и проявляют в ответ негативные, неадекватные реакции на подобные действия. Мать приписывает вокализациям, взглядам, позам, движениям и т.д. ребенка определенный смысл, расценивая их как нежелание общаться, играть с ней: «Не хочешь сегодня играть со мной?» |
6. | Мать запрашивает «любимый однозначный ответ». Мать обращается к ребенку с вопросом, на который он обязательно даст эмоционально яркий ответ, ожидаемый ею, типа: «Как ты маму любишь?» | |
7. | Ребенок использует разнообразные средства общения: экспрессивно-мимические, предметные, речевые | При отсутствии феномена репертуар средств общения ребенка органичен – нет предметных или речевых средств общения |
8. | Р-5. Ребенок выбирает маленькую дистанцию при общении с матерью. Он находится не далее зоны «вытянутой руки» матери | При отсутствии данного феномена ребенок выбирает большое расстояние при общении с матерью |
9. | Мама должна что-то сделать, попытаться догадаться и появятся какие-то совпадения (ты хочешь это…, это…, и т.д.) | Коммуникативное действие ребенка содержит противоречия. В ответе ребенка содержатся средства общения, смысл которых противоречит друг другу (например, одновременно «да» и «нет»). Мать не понимает «послание» ребенка и говорит об этом |
Потребность в общении: - познавательные мотивы общения («все, что не опасно, все можно»); - деловые мотивы общения («откликнись, если я зову»); - потребность в признании и поддержке («признай и поддержи меня»). | Ограниченная, несформированная потребность в общении – влечет за собой полное отрицание со стороны ребенка любых воздействий, отсутствие интереса, нежелание что-либо делать. Мать сдерживает и/или критикует двигательное оживление ребенка. Она отрицательно реагирует на двигательное оживление ребенка: может сдержать или пресечь «неправильное», с ее точки зрения, поведение. | |
10. | Важно «цепляться» за случайные действия ребенка и превращать их в средства общения. Прием: «отзеркаливание» проявлений ребенка. Мама повторяет вслед за ребенком его реакции и действия: вокализации, улыбку, мимику, жесты, предметные действия и т.д. | Мать демонстрирует непонимание ребенка. В ответ на коммуникативные действия и проявления ребенка, мать говорит: «Что ты хочешь? Не пойму тебя!» |
11. | Мать комментирует «внешний мир» для ребенка. Используя «смысловой комментарий», она называет предмет интереса ребенка, например, когда во время общения с ней ребенка неожиданно увлекает какое-то явление или предмет | При отсутствии данного феномена мать не называет ребенку то, что привлекло его внимание, самостоятельный интерес к окружающему явлению или предмету может расценить как отвлечение |
12 | Мать позитивно или безоценочно интерпретирует «внутренний мир» ребенка. Она комментирует действия и проявления ребенка (движения, вокализации, взгляды и т.д.), наделяя их определенным смыслом | При отсутствии указанного феномена мать негативно интерпретирует «внутренний мир» ребенка |
13. | Мать комментирует проявления ребенка в 1-2 лице. | Мать комментирует проявления ребенка преимущественно в 3-м лице |
14. | Необходимо учитывать реальный уровень возможностей и умений ребенка. | Коммуникативные действия матери неадекватны уровню развития ребенка. В инициативных и ответных действиях матери, ее комментировании своих действий и действий ребенка не учитывается реальный уровень умений и возможностей ребенка (речевых, предметных действий и т.д.) |
15. | Способы материнской поддержки: Мать хвалит ребенка. За свои действия (ответные или инициативные) ребенок получает похвалы от матери: поглаживанием, поцелуем, словами и т.д. При этом похвал и поощрений больше, чем порицаний | Мать критикует ребенка и/или его проявления. Критика выражается в виде негативных оценок, передразниваний ребенка, вопросов – упреков. |
16. | Мать играет наравне с ребенком, используя предметные средства общения. Мать и ребенок вместе строят из кубиков, купают куклу, кормят ее и т.д. | При отсутствии феномена мать наблюдает за игрой ребенка со стороны и дает ему речевые инструкции |
17. | Мать вносит элементы новизны и неожиданности в общение. Она проявляет изобретательность и вносит новизну в традиционные способы общения и игры, заинтересовывая ребенка. | |
18. | Мать открыто выражает положительные эмоции. В общении с ребенком у матери преобладают: улыбки, смех, радостные интонации в голосе, заинтересованное наблюдение за проявлениями ребенка и др. | При отсутствии описанного феномена мать редко улыбается, смех у нее сдержанный, интонации нейтральны, в наблюдениях за проявлениями ребенка мать отстранена, в движениях скована и др. |
Предварительный просмотр:
Диагностика психоречевого развития ребенка
- Анамнестические данные: пренатальная, натальная, постнатальная патология.
- Соматический статус
- Наследственная предрасположенность: папа, мама.
- Речевая среда: способность ребенка к волевым усилиям; состояние эмоционального развития; естественная языковая среда; общение ребенка с родителями; общение родителей с ребенком; стимуляция потребности общения близкими взрослыми (фильм).
- Психофизиологические компоненты: двигательные возможности нижнечелюстных мышц; двигательные возможности языка; двигательные возможности губных мышц; пищевое поведение; понимание инструкций взрослого; фонематическое восприятие; неречевое слуховое восприятие; зрительное восприятие (фильм, методический материал для диагностики).
- Когнитивные компоненты: оречевление игровых действий; игровые действия; предметная деятельность (фильм).
- Средства коммуникации: начальные языковые средства общения; ритмическая организация первичной речевой продукции ребенка; неречевые средства коммуникации.
- Результаты тестирования и рекомендации.
- Анкета для воспитателей
- Анкета для родителей
- Сравнивать профили детей
- Печать диагностики
Предварительный просмотр:
СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ
1. Дата обследования__________________________________________________
2. Возраст ребенка ____________________________________________________
3. Данные доречевого и предречевого анамнеза ___________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4.Состояние слуха (по заключению специалиста)_____________
______________________________________________________________
5. Состояние зрения (по заключению специалиста) ________________
________________________________________________________________
6. Данные наблюдения и обследования.
6.1. Череп -- стигмы дизэмбриогенеза черепа (табл. 3)
6.2. Лицо.
Наличие стигм дизэмбриогенеза (см. табл. 3)
_________________________________________________________
________________________________________________________________
Наличие-отсутствие асимметрии мимической мускулатуры
________________________________________________________________
Наличие пареза, паралича ______________________________
________________________________________________________________
Мимика:
- живая, выразительная;
- вялая, маловыразительная;
- лицо амимичное.
Тонус мимических мышц (тонус мышц определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом):
- физиологический;
- снижен (гипотонус);
- повышен (гипертонус);
- дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
Нос:
- строение не нарушено;
- деформация носа;
- западение спинки носа;
- атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
- атрезии хоан: полные; неполные; односторонние; двусторонние.
Другие аномалии строения_____________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6.3. Безусловные рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6.4. Артикуляционный аппарат:
Верхняя челюсть - строение:
- без особенностей;
- наличие расщелины;
- справа;
- слева;
- полная;
- неполная;
- двусторонняя: полная; неполная;
- другие аномалии строения ________________________________
________________________________________________________________
Нижняя челюсть - строение: аномалии
___________________________________________________________
________________________________________________________________
Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):
в полном объеме;
ограничено опускание челюсти;
ограничены боковые движения;
ограничены движения при открывании рта;
ограничены движения при закрывании рта;
нарушено откусывание;
нарушено жевание;
другие нарушения движений________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
Тонус мышц нижней челюсти:
физиологический;
снижен (гипотонус);
повышен (гипертонус);
дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
Соотношение между верхней и нижней челюстью:
не нарушено;
тенденция к формированию прогении;
тенденция к формированию прогнатии.
Губы: cтроение:
- без особенностей;
- толстые;
- тонкие;
- наличие расщелины: односторонняя; справа; слева; полная; неполная;
двусторонняя: полная; неполная.
наличие пареза мышц губ;
деформация верхней губы;
деформация нижней губы;
укорочение верхней губной уздечки;
другие аномалии строения ________________________________
________________________________________________________________
положение губ в покое:
- губы сомкнуты;
- спастическое напряжение губ;
- плотное смыкание рта;
- губы плотно не смыкаются;
- рот полуоткрыт;
- губы вялые;
- перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево;
- опускание угла рта вниз: справа; слева;
непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):
- движения в полном объеме;
- губы не округляются при присасывании;
- пища подтекает из угла рта: справа; слева;
- с двух сторон;
- ребенок быстро устает во время еды;
- не снимает пищу губами;
- при крике (или других звуковых реакциях) перетягивается угол рта вверх: справа; слева;
- при крике (или других звуковых реакциях) опускается угол рта: справа; слева;
- другие нарушения движений _______________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:
- физиологический;
- снижен (гипотонус);
- повышен (гипертонус);
- дистония (меняющийся характер мышечного тонуса);
насильственные движения в мышцах губ:
тремор;
гиперкинезы.
Язык:
cтроение:
- без особенностей;
- толстый;
- тонкий;
- большой, массивный;
- узкий, "игольчатый";
- складчатый;
- кончик языка не выражен;
- кончик языка раздвоен;
- другие аномалии строения языка __________________________
________________________________________________________________
наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка ____________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
положение языка в покое:
- язык по средней линии;
- язык тонкий, распластан в полости рта;
- напряженный, отодвинут назад (кзади);
- спинка языка приподнята;
- спинка языка спастически изогнута, приподнята вверх;
- кончик языка приподнят кверху;
- кончик языка не выражен;
- язык отклоняется в правую сторону;
- язык отклоняется в левую сторону;
- синюшный цвет языка;
непроизвольные движения языка:
- движения в полном объеме;
- ограничены движения в правую сторону;
- ограничены движения в левую сторону;
- ограничены движения кверху;
- ограничены движения книзу;
- ограничены движения кзади;
- ограничены движения кончика языка вперед;
- складывается "лодочкой";
- упирается кончиком в твердое небо;
- другие нарушения движений________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
синеет при непроизвольных движениях: больше справа; больше слева; кончик языка; весь язык;
насильственные движения языка:
- тремор;
- гиперкинезы;
- фибриллярные подергивания.
Подъязычная уздечка:
- без особенностей;
- укорочена;
- укороченная уздечка с массивным тяжем;
- наличие двух и более укороченных тяжей;
- другие аномалии строения ________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
мышечный тонус языка:
- физиологический;
- снижен (гипотонус);
- повышен (гипертонус);
- дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
Твердое небо: строение:
- без особенностей;
- высокое;
- узкое;
- уплощенное;
- широкое;
- плоское;
- наличие расщелины _______________________________________
________________________________________________________________
- другие аномалии строения ________________________________
________________________________________________________________
Мягкое небо: cтроение:
- без особенностей;
- наличие расщелины;
- другие аномалии строения ________________________________
________________________________________________________________
наличие пареза:
- отклонение увуля от средней линии вправо (при крике);
- отклонение увуля от средней линии влево (при крике);
- провисание всей небной занавески;
непроизвольные движения мягкого неба:
- движения в полном объеме;
- затруднено глотание;
- поперхивание при глотании;
- попадание пищи в нос ;
наличие саливации:
- появление саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес);
- слюна подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон;
- интенсивность саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при определенных условиях _______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6.5. Наличие оральных синкинезий _______________________
________________________________________________________________
6.6. Дыхательный аппарат.
Тип дыхания:
- брюшное дыхание (до 6 мес);
- смешанное дыхание (после 6 мес);
- инфантильное дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания, недостаточная глубина);
- стридорозное дыхание.
Ритм дыхания:
- без особенностей;
- дискоординация вдоха и выдоха;
- нарушение ритма дыхания, сосания, глотания;
- нарушение ритма дыхания, жевания, глотания;
- нарушение ритма дыхания, фонации, артикуляции;
- поверхностный вдох;
- укороченный, слабый выдох;
- наличие утечки воздуха через носовые ходы.
6.7. Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции:
Крик:
- громкий;
- звонкий;
- достаточно сильный;
- интонационно-выразительный (с 2-3-месячного возраста);
- наличие интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного возраста);
- тихий;
- маловыразительный;
- слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом;
- захлебывающийся;
- истощающийся;
- визгливый;
- прерывающийся;
- сдавленный;
- пронзительный;
- болезненный;
- с носовым оттенком;
- отдельные всхлипывания на вдохе;
- отдельные вскрикивания на вдохе;
- крик афоничный;
- вместо крика гримаса на лице;
- другие особенности крика_________________________________
___________________________________________________________
- крик отсутствует;
- раздражители, вызывающие крик: физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция на дискомфорт и т.д.); часто беспричинно; кричит постоянно, не успокаивается в позе "по грудью",при виде пищи, ощущении соска, соски бутылки.
Плач (со слезотечением с 2 месячного возраста):
- громкий;
- звонкий;
- достаточной силы;
- тихий;
- слабый;
- захлебывающийся;
- истощающийся;
- с носовым оттенком (нозализованный);
- плач афоничный;
- другие особенности плача_________________________________
___________________________________________________________
Кряхтенье:
- активное;
- слабое;
- нет звуков кряхтенья.
Причмокивание:
- активное;
- слабое;
- нет звуков причмокивания.
Наличие голосовых модуляций (с 4-5-месячного возраста).
Повизгивание:
- активное;
- слабое;
- нет звуков повизгивания.
Хныканье:
- активное;
- слабое;
- нет звуков хныканья.
Радостные возгласы:
- активные;
- слабые;
- нет звуков.
Смех (с 4 мес ):
- радостные возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение;
- нет радостных возгласов и смеха.
6.8. Предпосылки формирования активной речи.
Звуки гуканья, гыканья:(с 1 мес):
- издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним (см. п р и л о ж е н и е 3);
- активное, частое гуканье;
- редкие звуки гуканья;
- звуки гуканья: ______________________________________
_______________________________________________________
- раздражители, вызывающие гуканье: непроизвольно; на присутствие взрослого в поле зрения ребенка; на эмоционально-речевое общение со взрослым; на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка; на тактильное прикосновение взрослого; при сочетании ряда раздражителей:___________________________________
_________________________________________________________
Только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
- звуков гуканья нет.
Звуки гуления (с 2 мес):
- повторно произносит отдельные звуки (2 мес, методика выявления в диагностике нервно-психического развития детей 1-го года жизни);
- гулит (4 мес) (см. п р и л о ж е н и е 3);
- активное, частое гуление;
- редкие звуки гуления;
- звуки гуления:_________________________________________
_________________________________________________________
- раздражители,вызывающие гуление: непроизвольно; в комплексе оживления (с 3 мес); на присутствие взрослого в поле зрения ребенка; на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка); на эмоционально-речевое общение со взрослым; на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка; на тактильное прикосновение взрослого;
при сочетании ряда раздражителей: _______________________
_________________________________________________________
только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
- звуков гуления нет.
Певучее гуление (с 5 мес) (см. п р и л о ж е н и е 3):
- активное певучее гуление;
- редкие звуки певучего гуления;
- звуки певучего гуления:________________________________
_________________________________________________________
- раздражители, вызывающие певучее гуление: непроизвольно; на присутствие взрослого в поле зрения ребенка; на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка); на эмоционально-речевое общение со взрослым; на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка; на тактильное прикосновение взрослого; при сочетании ряда раздражителей ____________________________________
_________________________________________________________
- только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
- звуков певучего гуления нет.
Лепет (с 6 мес):
произносит отдельные слоги лепета - начало лепета (6 мес) (см. п р и л о ж е н и е 3):
- интонированный;
- однообразные слоги лепета;
- неинтонированный; отдельные слоги лепета: _____________
_________________________________________________________
- нет отдельных слогов лепета;
- подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (7 мес) (см. п р и л о ж е н и е 3):
- Лепет интонированный;
- Лепет неинтонированный; слоги лепета:_________________
_______________________________________________________________
- нет слогов лепета:
громко, четко и повторно произносит различные слоги (8 мес) (см. п р и л о ж е н и е 3):
- слоги лепета разнообразные;
- слоги лепета однообразные;
- лепет интонированный;
- лепет неинтонированный; слоги лепета ____________________
_________________________________________________________
- нет слогов лепета;
- подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес) (см. п р и л о ж е н и е 3):
- слоги лепета разнообразные;
- слоги лепета однообразные;
- произосит слоговые цепочки;
- произносит отдельные слоги лепета;
- редкие слоги лепета;
- недифференцированные звуки;
- лепет интонированый;
- лепет неинтонированный; произносимые слоги,звуки:____
________________________________________________________
- раздражители, вызывающие лепет: непроизвольно; в ходе предметно-делового общения со взрослым; на присутствие взрослого в поле зрения ребенка; на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка); на эмоционально-речевое общение со взрослым; на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка; на тактильное прикосновение взрослого; при сочетании ряда раздражителей:__________________________________________________
_________________________________________________________
только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
- не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги;
- звуков лепета нет;
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес) (см п р и л о ж е н и е 3):
- не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.
Первые лепетные слова (с 11 мес):
- наряду с лепетом пользуется лепетными словами;
- редко пользуется лепетными словами;
- произносимые лепетные слова:_________________________
_________________________________________________________
- нет первых лепетных слов;
легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов (с 12 мес);
- не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова.
Звуковая активность ребенка повышается:
- в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка;
- в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого;
- в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого;
- при сочетании различных форм общения.
6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес) (см. п р и л о ж е н и е 3)____________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
______________________________________________________-__
6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн-12 мес) (см. п р и л о ж е н и е 3)_________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн-12 мес) (см. п р и л о ж е н и е 3)______________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
6.12. Эмоции и эмоциональное поведение (1-12 мес) (см. п р и л о ж е н и е 3)_____________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3 мес) (см. п р и л о ж е н и е 3)_________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук___________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Мышечный тонус рук:
- гипотонус;
- гипертонус;
- дистония;
положение кисти рук:
- ротация кнаружи;
- ротация вовнутрь;
положение пальцев рук:
- сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными;
- сжаты в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных;
- пальцы разведены;
зрительно-моторная координация рук:
- приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес);
- приближение руки к глазу или носу (с 2 мес);
- фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес);
- наличие реакции ощупывания своих рук (с 3,5 мес);
- перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес);
формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:
- ладонный захват;
- захват нижней третью пальцев рук;
- захват верхней третью пальцев рук;
- захват двумя пальцами большим и указательным (с 8 мес);
- захват тремя пальцами (с 10 мес);
- указательный жест (с 9 мес).
6.14. Движения общие (см. п р и л о ж е н и е 3)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Речевое заключение:____________________________________________
8. Задачи (рекомендации) логопедической работы:__________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Подпись логопеда.
Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета
Материал - яркая озвученная игрушка.
Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20-30 мин. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой активности - через 10-15 мин после еды, после занятия, после общения с матерью и т.д.
1. Если ребенок не гукает и не гулит, вызывают зрительное сосредоточение на взрослом, находящемся в поле зрения ребенка. Наблюдают за поведением ребенка.
2. Если ребенок не начинает издавать звуки для привлечения взрослого, взрослый, наклоняясь и удаляясь от ребенка, разговаривает с ним, произносит повторно гласные звуки. Наблюдает за ребенком в течение 1-3 мин, так как звуковая реакция у детей может быть отсроченной по времени.
3. Если не удалось вызвать звуковую активность и на эмоционально-речевое общение со взрослым, последний показывает ребенку яркую звучащую игрушку, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение на ней, продолжая общаться с ребенком. Наблюдает за поведением ребенка. Можно повторить общение с привлечением игрушки.
4. При дальнейшем отсутствии звуков взрослый, наклоняясь к ребенку, тормошит его, поглаживает его ручки, ножки, щекочет, ласково разговаривая с ребенком. Удаляется от ребенка и снова наклоняется, тормоша его. Затем наблюдает за поведением ребенка в течение 1-3 мин.
5. Если и при тактильно-эмоциональном общении звуков вызвать не удается, логопед пытается вокализовать выдох ребенка с помощью упражнений дыхательной гимнастики:
исходное положение - лежа на спине. Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее боковые и передние поверхности, исключая грудину. На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка - от 2 нед. до 3 мес;
исходное положение - лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох), затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки (выход). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка - 3-6 мес;
взрослый придерживает руки ребенка, отводит их в сторону и вверх (вдох) и скрещивает руки на груди (выдох) попеременно (правую на левую, левую на правую). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуления, лепета. Возраст ребенка - 6-12 мес.
Начиная с семимесячного возраста появляется новая ведущая линия развития - предпосылки формирования понимания речи. Обследование ребенка по этой линии развития проводится по методике диагностики нервно-психического развития (см. п р и л о ж е н и е 3).
Комплексное логопедическое обследование включает в себя так же оценку слуховых реакций, зрительных реакций, эмоций и эмоционального поведения, общих движений на основании диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни. Раздел "Движения руки и действия с предметом" включает проверку ребенка не только по показателям нервно-психического развития, но и по ряду других показателей. В этом разделе отмечают аномалии строения рук: положение пальцев кисти руки при непроизвольных движениях, при схватывании пальца взрослого, игрушек; выведение большого пальца при захвате предметов; движения пронации - супинации кисти руки; зрительно-моторную координацию рук; формирование дифференцированных захватов и противопоставление пальцев рук, что является важным диагностическим моментом в формировании звуковых и речевых реакций на 1-м году жизни.
Логопедическое обследование проводят по показателям, соответствующим возрасту ребенка; если умение отсутствует, - проверяют развитие по показателям предыдущего возрастного периода или последующего периода. За нормальное развитие ребенка 1-го года жизни принимается формирование умений в пределах 1 мес.
Итогом логопедического обследования является анализ полученных данных в форме речевого заключения.
Мы выделяем нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (1-2 мес), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (3 мес и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.
Задержка темпов развития предполагает, что ребенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе.
Задержка развития предполагает, что у ребенка качественно ухудшено формирование психических процессов и речи, а также то, что он отстает от своего нормально развивающегося сверстника по срокам формирования этих процессов.
По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную задержку (среднюю), грубую задержку (тяжелую).
О легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один-два эпикризных срока (1-2 мес). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста и коррекции.
При средней задержке (отставание на два-четыре эпикризных срока, или 2-4 мес) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Появляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности.
Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять эпикризных сроков (5-6 мес) и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.
ВАРИАНТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЛОГОПЕДА (1-й год жизни)
Возрастная норма
1. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде (доречевой период - от рождения до 8 мес) соответствует возрасту ребенка.
2. Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реакций и предпосылок формирования понимания речи в предречевом периоде (предречевой период - от 8 мес до 1 года 3 мес) соответствует возрасту ребенка.
3. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде формируется с опережением, что соответствует возрастной норме.
Развитие с опережением
1. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде формируется со значительным опережением.
2. Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реакций и предпосылок развития понимания речи в предречевом периоде формируется со значительным опережением.
Задержанное развитие
1. Задержка темпов развития звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с ...(указывается клинический диагноз ребенка).
2. Задержка темпов развития ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с ...(указывается диагноз).
3. Задержка развития ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с ...(указывается диагноз).
4. Легкая задержка развития ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с ...(указывается диагноз).
5. Значительная задержка развития ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с ...(указывается диагноз).
6. Грубая задержка развития ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с ...(указывается диагноз).
7. Задержка развития ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с ...(указывается диагноз).
8. Легкая задержка развития ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с ...(указывается диагноз).
9. Значительная задержка развития ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с ...(указывается диагноз).
10. Грубая задержка развития ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с ...(указывается диагноз).
Логопедическое обследование завершается рекомендациями или задачами коррекционной работы с данным ребенком.