Аналитические отчёты
Отчёты о проделанной работе за учебный год по изучению и обобщению педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитический отчёт 2017-2018 г. г. | 107.69 КБ |
Аналитический отчёт 2018-2019 г. г. | 89.52 КБ |
Аналитический отчёт 2019-2020 г. г. | 118.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад «Алёнка» г. Советский»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
За 2017 – 2018 учебный год
по работе с детьми
подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности № 6 «Рябинка», старшей группы комбинированной направленности № 11 «Улыбка», средней группы общеразвивающей направленности №10 «Фантазёры», средней группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом «Солнышко»
МАДОУ д/с «Алёнка»
Учитель – логопед Срещикова С.А.
г. Советский
май 2018г.
Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.
Задачами логопедической реабилитации являются:
- коррекция звукопроизношения у детей;
- развитие навыков связной речи;
- оказание консультативной и практической помощи родителям;
- научно-методическая помощь воспитателям и специалистам МАДОУ.
Свою работу реализую по следующим направлениям:
- диагностическое;
- организационно-методическое;
- работа с родителями;
- работа с педагогами и специалистами;
- самообразование.
Коррекционно-развивающая работа.
Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования индивидуально беседовала с каждым из родителей, объясняла необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя-логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития.
В 2017 – 2018 учебном году в логопедическую группу было зачислено 20 детей. С 1 декабря, после перехода на 0,75 ставки логопеда и 0,25 дефектолога, логопункт стало посещать 15 человек (10 детей – подготовительная группа, 1 ребенок – старшая группа, 2 ребенка – группа кратковрменного пребывания, 2 ребенка – средняя группа).
В процессе обследования речи, на начало года, у детей были выявлены следующие нарушения: ФНР – 3 ребенка; ФФНР – 7 детей; ОНР II уровня – 4 ребенка; ОНР III уровня – 1ребенок. У троих детей, зачисленных в логопедическую группу, имеется задержка психического развития. Один из них имеет расстройство аутистического спектра, а второй кондуктивную и нейросенсорную потерю слуха. У всех детей нарушено звукопроизношение, у большинства – недостаточно сформированы фонематические процессы, навыки словообразования, имеются аграмматизмы. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок и пересказе у детей возникли трудности в лексико-грамматическом оформлении текста.
При планировании перспективных планов использовались программы и учебно-методические пособия:
1.«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»» Т.Б.Филичива, Г.В.Чиркина.
2.«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет), 2006 г. Н.В. Нищева
3. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.
4. «Научи меня говорить» И.О.Крупенчук (пособие для логопедов).
5. «Уроки логопеда» (исправление нарушений речи) Н.С.Жукова.
Работа была построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности.
Результаты обследования подготовительной группы № 6«Рябинка» на начало года
Уровень речевого развития
Средний уровень – 7 детей (70%)
Низкий уровень – 3 ребенка (30%)
Результаты обследования старшей группы № 11 «Улыбка» на начало года
Уровень речевого развития
Низкий уровень – 1 ребенок (100%)
Результаты обследования средней группы № 10 «Фантазеры» на начало года
Уровень речевого развития
Низкий уровень – 2 ребенка (100%)
Результаты обследования группы кратковременного пребывания «Солнышко» на начало года
Уровень речевого развития
Низкий уровень – 2 ребенка (100%)
Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материал и индивидуальных возможностей детей. Результаты отражаются в специальной речевой карте обследования. На каждого ребенка пишется логопедическое заключение и планируется индивидуальный маршрут.
Индивидуальные и подгрупповые занятия проводились с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой и артикуляцинной моторики, высших психических процессов, отработки правильного дыхания и звукопроизношения, фонематических процессов.
Коррекционная работа проводилась поэтапно.
Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность.
Цель второго этапа – уточнение значение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя речи;
На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания).
С ноября 2017 года по май 2018 года логопедический пункт посещали 10 детей подготовительной к школе группы. По результатам итоговой диагностики по методике В.И. Яшиной уровня речевого развития показал положительную динамику при выпуске детей в школу.
Результаты диагностики в мае 2018 года:
Результаты обследования подготовительной группы № 6«Рябинка» на конец года
Уровень речевого развития
Средний уровень – 5 детей (50 %)
Высокий уровень – 5 детей (50 %)
Всем детям рекомендовано обучение в массовом классе.
Результаты коррекционной работы в МАДОУ д/с «Алёнка»
в подготовительной к школе группе № 6 «Рябинка» на 2017 - 2018 уч. год
№ | показатели | Кол-во детей | % |
1 | Общее количество детей | 10 | 100% |
2 | Выпущенные: | ||
| 2 | 20% | |
| 8 | 80% | |
| - | - | |
3 | Рекомендовано обучение в массовом классе | 10 | 100% |
4 | Рекомендовано посещение школьного логопункта | 4 | 40% |
5 | Рекомендовано контроль со стороны школьного логопункта | 4 | 40% |
6 | Рекомендовано коррекционный (речевой) класс | - | - |
7 | Остались на повторный курс в ДОУ | - | - |
8 | Выбыли в течение года | - | - |
Реализация программы индивидуальных занятий подготовительной группы
№ 6«Рябинка» в период с 01.11.17 – 30.05.18 г.
код ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
по плану | 72 | 89 | 94 | 77 | 76 | 56 | 78 | 75 | 76 | 70 |
по факту | 38 | 82 | 77 | 48 | 65 | 49 | 55 | 34 | 58 | 28 |
реализация программы | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 70 %
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия.
В ноябре 2017 года в старшей группе № 11 «Улыбка» - 1 ребенок с диагнозом ОНР 3 уровня посещал логопедический пункт.
Результаты обследования старшей группы № 11 «Улыбка» на конец года
Уровень речевого развития
Низкий уровень – 1 ребенок (100%)
Ребенок оставлен на второй год обучения на логопедическом пункте.
Реализация программы индивидуальных занятий старшей группы № 11 «Улыбка» в период с 01.11.17 - 30.05.18 г.
код ребенка | 1 |
По плану | 76 |
По факту | 34 |
реализация программы | 100% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 45%
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия.
В ноябре 2017 года в старшей группе № 10 «Фантазеры» - 2 ребенка с диагнозом ОНР 2 уровня посещали логопедический пункт.
Результаты обследования средней группы № 10 «Фантазеры» на конец года
Уровень речевого развития
Средний уровень – 2 ребенка (100%)
Дети оставлены на второй год обучения на логопедическом пункте.
Реализация программы индивидуальных занятий средней группы № 10 «Фантазеры» в период с 01.11.17 - 30.05.18 г.
код ребенка | 1 | 2 |
По плану | 100 | 107 |
По факту | 91 | 99 |
реализация программы | 100% | 100% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 92 %
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия.
В ноябре 2017 года в группе кратковременного пребывания «Солнышко» - 2 ребенка с диагнозом ОНР 1-2 уровня посещали логопедический пункт.
Результаты обследования группы кратковременного пребывания «Солнышко» на конец года
Уровень речевого развития
Низкий уровень – 2 ребенка (100%)
Дети оставлены на второй год обучения на логопедическом пункте.
Реализация программы индивидуальных занятий группы кратковременного пребывания «Солнышко» в период с 01.11.17 – 30.05.18 г.
код ребенка | 1 | 2 |
По плану | 73 | 70 |
По факту | 48 | 41 |
реализация программы | 100% | 100% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 61 %
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия.
Коррекционная работа.
1 раза в неделю по 15 минут на протяжении уч. года велась профилактическая работа в средней группе №10 «Фантазеры», с учетом перспективного плана (с ноября – по апрель), где решала задачи по развитию речевого дыхания, отработка правильного движения языка. Чтобы от занятий у детей оставались положительные эмоции, применяла игровые формы во всех видах речевых упражнений: артикуляционная гимнастика проводилась в форме сказок, историй о Веселом язычке, речедвигательной гимнастики. Была тесная связь с педагогами группы, где воспитатели закрепляли пройденный материал и применяли его на занятиях.
Для родителей проводились консультации на темы:
- «Советы логопеда»
- «Развития дыхания и силы голоса»
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Речедвигательная гимнастика»
- «Речевой и неречевой (фонематический) слух»
- «Логопед – дома! Логопедические игры»
Памятки:
«Учимся дышать правильно»
«Артикуляционная гимнастика»
Принимала участия в устном выступлении.
Дата | Где выступал (Пед.совет, ПДС, семинар-практикум, заседание районного МО и т.д.) | Тема выступления |
14.02.18 г. | Семинар-практикум | «Инновационные приемы формирования связной речи у дошкольников» |
08.11.17 г. | Семинар-практикум | «Инновационные подходы к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» |
Принимала участие в профессиональных конкурсах.
Название конкурса | Уровень (детский сад, район, округ) | Дата (месяц) | Занятое место |
«Авторская рабочая программа» | Международный конкурс | Март 2018 г. | 1 место |
Достичь полученных результатов удалось за счет:
- проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи.
- тщательного планирования подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза.
- проведение поэтапной коррекционной работы.
- проведение планомерной консультативной работы с родителями детей-логопатов по вовлечению их в коррекционный процесс.
Перспективы работы:
Привлечь родителей к коррекционной работе, через мастер-класс, круглый стол, развлечения.
Использование в коррекционной работе компьютерных программ.
Аттестоваться на первую категорию.
Пополнить педагогическую копилку дидактическими играми и наглядным материалом для коррекционной работы с детьми.
Исследовать проблематику подготовки руки к письму.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад «Алёнка» г. Советский»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
За 2018 – 2019учебный год
по работе с детьми
старшей группы комбинированной направленности № 1 «Затейники»,
старшей группы комбинированной направленности № 10 «Фантазёры»,
старшей группы общеразвивающей направленности № 5 «Колобок»
МАДОУ д/с «Алёнка»
Учитель – логопед Срещикова С.А.
г. Советский
май 2019г.
Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.
Задачами логопедической реабилитации являются:
- коррекция звукопроизношения у детей;
- развитие навыков связной речи;
- оказание консультативной и практической помощи родителям;
- научно-методическая помощь воспитателям и специалистам МАДОУ.
Свою работу реализую по следующим направлениям:
- диагностическое;
- организационно-методическое;
- работа с родителями;
- работа с педагогами и специалистами;
- самообразование.
Коррекционно-развивающая работа.
Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования индивидуально беседовала с каждым из родителей, объясняла необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя-логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития.
В 2018 – 2019 учебном году в логопедическую группу было зачислено 20 детей. В процессе обследования речи, на начало года, у детей были выявлены следующие нарушения: ФНР – 1 ребенок; ФФНР – 8 детей; ОНР II уровня – 2 ребенка; ОНР III уровня – 3 ребенка, ОНР II- III уровня – 2 ребенка, НВОНР – 4 ребенка.
У двоих детей, зачисленных в логопедическую группу, имеется задержка психического развития. Один из них имеет кондуктивную и нейросенсорную потерю слуха. У всех детей нарушено звукопроизношение, мелкая и артикуляционная моторика, у большинства – недостаточно сформированы фонематические процессы, навыки словообразования, имеются аграмматизмы. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок и пересказе у детей возникли трудности в лексико-грамматическом оформлении текста.
При планировании перспективных планов использовались программы и учебно-методические пособия:
1.«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»» Т.Б.Филичива, Г.В.Чиркина.
2.«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет), 2006 г. Н.В. Нищева
3. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.
4. «Научи меня говорить» И.О.Крупенчук (пособие для логопедов).
5. «Уроки логопеда» (исправление нарушений речи) Н.С.Жукова.
Работа была построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности.
Результаты обследования старшей группы комбинированной направленности № 1 «Затейники» на начало года
Уровень речевого развития
Низкий уровень – 4 ребенка (100%)
Результаты обследования старшей группы комбинированной направленности № 10 «Фантазёры» на начало года
Уровень речевого развития
Средний уровень – 1 ребенок (9 %)
Низкий уровень – 9 детей (91 %)
Результаты обследования старшей группы общеразвивающей направленности № 5 «Колобок»
на начало года
Уровень речевого развития
Низкий уровень – 2 ребенка (33 %)
Средний уровень – 4 ребенка (67 %)
Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей. Результаты отражаются в специальной речевой карте обследования. На каждого ребенка пишется логопедическое заключение и планируется индивидуальный маршрут.
Индивидуальные и подгрупповые занятия проводились с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой и артикуляцинной моторики, высших психических процессов, отработки правильного дыхания и звукопроизношения, фонематических процессов.
Коррекционная работа проводилась поэтапно.
Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность.
Цель второго этапа – уточнение значение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя речи;
На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания).
Результаты диагностики в мае 2019 года:
Результаты обследования старшей группы комбинированной направленности № 1 «Затейники» на конец года
Уровень речевого развития
Средний уровень –4 ребенка (100%)
Дети оставлены на логопедическом пункте.
Реализация программы индивидуальных занятий старшей группы комбинированной направленности № 1 «Затейники»
в период с 03. 09.18 - 31.05.19 г.
код ребенка | 1 | 12 | 13 | 14 |
По плану | 66 | 68 | 87 | 57 |
По факту | 36 | 58 | 63 | 45 |
реализация программы | 100% | 100% | 100% | 100% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 73%
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия.
Результаты обследования старшей группы комбинированной направленности № 10 «Фантазёры» на конец года
Уровень речевого развития
Средний уровень – 6 детей (60%)
Высокий уровень – 4 ребенка (40%)
Один ребенок выпущен с логопедического пункта с высоким уровнем речевого развития, остальные 9 детей оставлены на логопедическом пункте.
Реализация программы индивидуальных занятий старшей группы комбинированной направленности № 10 «Фантазёры»
в период с 03. 09.18 - 31.05.19 г.
код ребенка | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
По плану | 76 | 64 | 92 | 71 | 78 | 91 | 75 | 74 | 60 | 64 |
По факту | 53 | 44 | 75 | 55 | 50 | 76 | 57 | 48 | 38 | 59 |
реализация программы | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 74 %
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия.
Результаты обследования старшей группы общеразвивающей направленности № 5 «Колобок»
на конец года
Уровень речевого развития
Средний уровень – 3 ребенка (50%)
Высокий уровень – 3 ребенка (50%)
3 ребенка выпущены с высоким уровнем с логопедического пункта, 3 ребенка оставлен на логопедическом пункте.
Реализация программы индивидуальных занятий старшей группы общеразвивающей направленности № 5 «Колобок»
в период с 03. 09.18 - 31.05.19 г.
код ребенка | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
По плану | 62 | 60 | 72 | 68 | 61 | 72 |
По факту | 48 | 47 | 59 | 55 | 45 | 58 |
реализация программы | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 80%
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия.
Была тесная связь с педагогами группы, где воспитатели закрепляли пройденный материал и применяли его на занятиях. Проводились консультации с родителями, давались задания на дом, проводились мастер-классы по закреплению пройденного материала и усвоению нового на время отсутствия ребенка в детском саду по болезни или карантинным мероприятиям.
Коррекционная работа.
1 раз в неделю по 20-25 минут на протяжении учебного года велась профилактическая работа в старшей группе комбинированной направленности № 1 «Затейники», старшей группе комбинированной направленности № 10 «Фантазёры», старшей группе общеразвивающей направленности № 5 «Колобок», с учетом перспективного плана (с сентября – по май), где решала задачи по развитию речевого дыхания, отработка правильного движения языка. На занятиях применяла игровые формы во всех видах речевых упражнений: артикуляционная гимнастика проводилась в форме сказок, историй о Веселом язычке, речедвигательной гимнастики. Была тесная связь с педагогами группы, где воспитатели закрепляли пройденный материал и применяли его на занятиях.
Для родителей проводились консультации на темы:
- «Советы логопеда»;
- «Развития дыхания и силы голоса»;
- «Речедвигательная гимнастика»;
- «Речевой и неречевой (фонематический) слух»;
- «Логопед – дома! Логопедические игры»;
- «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»;
- «Развитие лексико – грамматических категорий речи».
Для родителей и воспитателей ДОУ созданы памятки:
- «Учимся дышать правильно»;
- «Артикуляционная гимнастика»;
- «Развитие мелкой моторики посредством методов арт-терапии»;
- «Эффективные методы и приемы работы с детьми с ЗПР»;
- «Развитие силы и продолжительности речевого выдоха у детей с дизартрией»;
- «Ориентировка в пространстве»;
- «Здоровьесберегающие технологии»;
- «Графомоторные игры и упражнения для детей с нарушениями речи».
Принимала участия в устном выступлении.
Дата | Где выступал (Пед.совет, ПДС, семинар-практикум, заседание районного МО и т.д.) | Тема выступления |
03.10.18 г. | Семинар-практикум | «Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с учетом требований ФГОС» |
13.12.18 г. | Районный практико-ориентированный семинар | «Организация работы с детьми с ОВЗ» |
26.03.19 г. | Педагогический совет№4 «Индивидуализация образования в контексте ФГОС ДО (представление опыта работы) | «Эффективные приемы образовательной работы с детьми с ОВЗ» |
Принимала участие в профессиональных конкурсах.
Название конкурса | Уровень (детский сад, район, округ) | Дата (месяц) | Занятое место |
«Педагогический дебют – 2019 года» | Муниципальный конкурс | 09.04.19 г. | Диплом 3 место |
«Авторская рабочая программа» | Международный конкурс: | Март 2018 г. | Диплом 1 место |
Блиц-олимпиада: «Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности воспитания и обучения» | Всероссийский конкурс | 03.04.19 г. | Диплом 1 место |
Педагогический проект: «Изотерапия как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями» | Всероссийский творческий конкурс | 10.04.19 г. | Диплом 3 место |
Достичь полученных результатов удалось за счет:
- проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи.
- тщательного планирования подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза.
- проведение поэтапной коррекционной работы.
- проведение планомерной консультативной работы с родителями детей-логопатов по вовлечению их в коррекционный процесс.
Перспективы работы:
- Привлечь родителей к коррекционной работе, через мастер-класс, круглый стол, развлечения.
- Аттестоваться на первую категорию.
- Пополнить педагогическую копилку дидактическими играми и наглядным материалом для коррекционной работы с детьми.
- Исследовать проблематику подготовки руки к письму.
- Изучить методы арт-терапии, как метод предупреждения нарушений письма.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
За 2019 – 2020учебный год
по работе с детьми
средней группы общеразвивающей направленности № 11 «Рябинка», подготовительной группы общеразвивающей направленности № 1 «Затейники», подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности № 10 «Фантазёры», старшей группы общеразвивающей направленности № 6 «Лучик»
МАДОУ д/с «Алёнка»
Учитель – логопед Срещикова С.А.
г. Советский
май 2020 г.
Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.
Задачами логопедической реабилитации являются:
- коррекция звукопроизношения у детей;
- развитие навыков связной речи;
- оказание консультативной и практической помощи родителям;
- научно-методическая помощь воспитателям и специалистам МАДОУ.
Свою работу реализую по следующим направлениям:
- диагностическое;
- организационно-методическое;
- работа с родителями;
- работа с педагогами и специалистами;
- самообразование.
Коррекционно-развивающая работа.
Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования индивидуально беседовала с каждым из родителей, объясняла необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя-логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития.
В начале 2019-2020 учебного года в логопедическую группу было зачислено 20 детей. В процессе обследования речи, на начало года, у детей были выявлены следующие нарушения: ФФНР – 16 детей; ОНР II уровня – 2 ребенка; ОНР II- III уровня – 2 ребенка.
У двоих детей, зачисленных в логопедическую группу, имеется задержка психического развития. Один из них имеет кондуктивную и нейросенсорную потерю слуха. У всех детей нарушено звукопроизношение, мелкая и артикуляционная моторика, у большинства – недостаточно сформированы фонематические процессы, навыки словообразования, имеются аграмматизмы. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок и пересказе у детей возникли трудности в лексико-грамматическом оформлении текста.
В течение учебного года (30.01.2020 г.) было выпущено два ребенка с нормой речевого развития, имеющие до проведения коррекционно-развивающих занятий ФФНР. Один ребенок с ФФНР в сентябре 2019 г. был отправлен в Советский районный социально-реабилитациионный центр для несовершеннолетних, в детском саду не появлялся и был снят с логопедического пункта. Один ребенок с ОНР 2-3 уровня 19.01.2020 г. перешел в другой детский сад и был снят с логопедического пункта. Один ребенок с ФФНР в начале учебного года перешел в другой детский сад и был снят с логопедического пункта. За место этих детей на логопедический пункт было зачислено 5 детей старшей группы общеразвивающей направленности. У них имеются следующие нарушения: с ФФНР – 3 ребенка, с ОНР 3 уровня – 2 ребенка.
При планировании перспективных планов использовались программы и учебно-методические пособия:
1.«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»» Т.Б.Филичива, Г.В.Чиркина.
2.«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет), 2006 г. Н.В. Нищева
3. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.
4. «Научи меня говорить» И.О.Крупенчук (пособие для логопедов).
5. «Уроки логопеда» (исправление нарушений речи) Н.С.Жукова.
Работа была построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности.
Результаты обследования подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности
№ 10 «Фантазёры» на начало года
Уровень речевого развития
Средний уровень – 4 ребенка (33%)
Низкий уровень – 8 детей (67%)
Результаты обследования средней группы общеразвивающей направленности
№ 11 «Рябинка» на начало года
Уровень речевого развития
Низкий уровень – 1 ребенок (100 %)
Результаты обследования старшей группы общеразвивающей направленности
№ 6 «Лучик» на начало года
Уровень речевого развития
Низкий уровень – 4 ребенка (67 %)
Средний уровень – 2 ребенка (33 %)
Результаты обследования подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности
№ 1 «Затейники» на начало года
Уровень речевого развития: Низкий уровень – 1 ребенок (100 %)
Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей. Результаты отражаются в специальной речевой карте обследования. На каждого ребенка пишется логопедическое заключение и планируется индивидуальный маршрут.
Индивидуальные и подгрупповые занятия проводились с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой и артикуляцинной моторики, высших психических процессов, отработки правильного дыхания и звукопроизношения, фонематических процессов.
Коррекционная работа проводилась поэтапно.
Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность.
Цель второго этапа – уточнение значение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя речи;
На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания).
С сентября 2019 года по май 2020 года логопедический пункт посещали 13 детей подготовительной к школе группы. По результатам итоговой онлайн-диагностики по методике В.И. Яшиной уровня речевого развития показал положительную динамику при выпуске детей в школу.
Результаты диагностики в мае 2020 года:
Результаты обследования подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности № 10 «Фантазёры» на конец года
Уровень речевого развития
Средний уровень – 5 детей (42%)
Высокий уровень – 7 детей (58%)
Всем детям рекомендовано обучение в массовом классе.
Результаты коррекционной работы в МАДОУ д/с «Алёнка»
в подготовительной к школе группе № 10 «Фантазёры», № 1 «Затейники»
на 2019 - 2020 учебный год
№ | показатели | Кол-во детей | % |
1 | Общее количество детей | 15 | 100% |
2 | Выпущенные: | ||
| 4 | 27% | |
| 11 | 73% | |
| - | - | |
3 | Рекомендовано обучение в массовом классе | 15 | 100% |
4 | Рекомендовано посещение школьного логопункта | 4 | 27% |
5 | Рекомендовано контроль со стороны школьного логопункта | 4 | 27% |
6 | Рекомендовано коррекционный (речевой) класс | - | - |
7 | Остались на повторный курс в ДОУ | - | - |
8 | Выбыли в течение года | 2 | 13% |
Реализация программы индивидуальных занятий подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности № 10 «Фантазёры»
в период с 03. 09.19 - 31.05.20 г.
код ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 7 | 8 | 9 | 10 | 12 | 13 | 15 | 17 |
По плану | 70 | 79 | 66 | 58 | 65 | 70 | 81 | 69 | 57 | 67 | 58 | 72 |
По факту | 26 | 33 | 30 | 32 | 28 | 39 | 52 | 40 | 35 | 40 | 32 | 41 |
реализация программы | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Среднее посещение индивидуальных занятий: 53%
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия.
Программа была реализована в неполной мере, так как с 27.03-31.05 проводились карантинные мероприятия, в связи с риском распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и угрозой заражения.
В этот период с детьми проводились онлайн-занятия с 04.05-31.05. Создавались онлайн-конференции с родителями. Как родителям, так и педагогам давались консультации, практические занятия, мастер-классы, видеоматериалы, домашние задания.
В сентябре 2019 года в средней группе № 11 «Рябинка» - 1 ребенок с диагнозом ОНР 1 уровня, сенсомоторная алалия посещал логопедический пункт.
Результаты обследования средней группы общеразвивающей направленности
№ 11 «Рябинка» на конец года
Уровень речевого развития:
Средний уровень – 1 ребенок (100 %)
Ребенок оставлен на второй год обучения на логопедическом пункте.
Реализация программы индивидуальных занятий средней группы общеразвивающей направленности № 11 «Рябинка»
в период с 03. 09.19 - 31.05.20 г.
код ребенка | 5 |
По плану | 63 |
По факту | 28 |
реализация программы | 100% |
Среднее посещение индивидуальных занятий: 44%
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия.
Программа была реализована в неполной мере, так как с 27.03-31.05 проводились карантинные мероприятия, в связи с риском распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и угрозой заражения.
В этот период как родителям, так и педагогам давались консультации, практические занятия, мастер-классы, видеоматериалы, домашние задания.
Результаты обследования старшей группы общеразвивающей направленности
№ 6 «Лучик» на конец года
Уровень речевого развития
Средний уровень – 4 ребенка (66,7 %).
Высокий уровень – 2 ребенка (33,3 %)
Дети оставлены на второй год обучения на логопедическом пункте.
Реализация программы индивидуальных занятий старшей группы общеразвивающей направленности № 6 «Лучик»
в период с 13. 01.20 - 31.05.20 г.
код ребенка | 6 | 11 | 14 | 16 | 18 | 20 |
По плану | 34 | 44 | 63 | 43 | 41 | 41 |
По факту | 7 | 19 | 38 | 20 | 17 | 15 |
реализация программы | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Среднее посещение индивидуальных занятий: 62%
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия.
Программа была реализована в неполной мере, так как с 27.03-31.05 проводились карантинные мероприятия, в связи с риском распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и угрозой заражения.
В этот период как родителям, так и педагогам давались консультации, практические занятия, мастер-классы, видеоматериалы, домашние задания.
Результаты обследования подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности
№ 1 «Затейники» на конец года
Уровень речевого развития: Средний уровень – 1 ребенок (100 %)
Ребенку рекомендовано обучение в массовом классе.
Реализация программы индивидуальных занятий подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности № 1 «Затейники»
в период с 03. 09.19 - 31.05.20 г.
код ребенка | 19 |
По плану | 70 |
По факту | 29 |
реализация программы | 100% |
Среднее посещение индивидуальных занятий: 41%
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия.
Программа была реализована в неполной мере, так как с 27.03-31.05 проводились карантинные мероприятия, в связи с риском распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и угрозой заражения.
В этот период как родителям, так и педагогам давались консультации, практические занятия, мастер-классы, видеоматериалы, домашние задания.
Коррекционная работа.
На протяжении учебного года велась профилактическая работа: 1 раз в неделю по 15 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей и подготовительной к школе группах, с учетом перспективного плана (с сентября – по май). Решала задачи по развитию речевого дыхания, отработка правильного движения языка. На занятиях применяла игровые формы во всех видах речевых упражнений: артикуляционная гимнастика проводилась в форме сказок, историй о Веселом язычке, речедвигательной гимнастики.
Была проведена тесная связь с педагогами группы, где воспитатели закрепляли пройденный материал и применяли его на занятиях. Проводились консультации с родителями, давались задания на дом, проводились мастер-классы по закреплению пройденного материала и усвоению нового на время отсутствия ребенка в детском саду по болезни или карантинным мероприятиям.
Для родителей проводились консультации на темы:
- «Особенности звукопроизношения у детей 6-7 лет»;
- «В мире звуков»;
- «Закрепление пройденного материала дома»;
- «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»;
- «Учимся говорить выразительно».
Для родителей и воспитателей ДОУ созданы памятки:
- «Пальчиковые игры для развития речи детей»;
- «Организация индивидуальной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи»;
- «Графомоторные игры и упражнения для детей с нарушениями речи»;
- «Игровые упражнения для развития мимической мускулатуры у детей с тяжелыми нарушениями речи».
- «Организация индивидуальной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Для родителей проводились мастер-классы на темы:
- «Графомоторные игры и упражнения для детей с нарушениями речи»;
- «Методы арт-терапии» (изо-терапия, сказкотерапия: совместно с педагогом-психологом);
- «Как выполнять логопедический массаж дома».
Проводился конкурс мини-книги «Моя любимая буква» (подготовительная группа). Совместно с родителями и детьми.
Проводился семинар-практикума для воспитателей: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста».
Принимала участия в устном выступлении.
Дата | Где выступал (Пед.совет, ПДС, семинар-практикум, заседание районного МО и т.д.) | Тема выступления |
Сентябрь | Консультация для воспитателей подготовительной к школе группы №1 «Затейники», №10 «Фантазеры». Семинар-практикум для воспитателей (25.09.19 г.). | Тема: «Организация индивидуальной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи». Тема: «Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп». |
Октябрь | Консультация для воспитателей подготовительной к школе группы №1 «Затейники», №10 «Фантазеры», № 6 «Лучик». | Тема: «Игровые упражнения для развития мимической мускулатуры у детей с тяжелыми нарушениями речи». |
Ноябрь | Семинар-практикум для воспитателей (22.11.19 г.). | Тема: «Формирование пространственных представлений у дошкольников». |
Декабрь | Семинар-практикум для педагогов и воспитателей (03.12.19 г.). | Тема: «Коррекционные задачи работы специалистов с детьми с ТНР и ЗПР». |
Январь | Консультация для воспитателей подготовительной к школе группы №1 «Затейники», №10 «Фантазеры», № 6 «Лучик». | Тема: «Графомоторные игры и упражнения для детей с нарушениями речи». |
Апрель | Консультация для воспитателей подготовительной к школе группы №1 «Затейники», №10 «Фантазеры», № 6 «Лучик». | Тема: «Развитие силы и продолжительности речевого выдоха у дошкольников». |
Проводила открытые мероприятия с воспитанниками.
Дата (месяц) | Вид мероприятия (занятие, режимный момент, работа с родителями и т.д.) | Причина проведения мероприятия (аттестация, к педсовету, план работы МАДОУ) | Кто присутствовал | Был ли проведен и оформлен анализ мероприятия | Удовлетворенность результатом анализа |
Сентябрь | Мастер-класс для родителей. Тема: «Графомоторные игры и упражнения для детей с нарушениями речи». | План работы | Родители подготовительной к школе группы №1 «Затейники», №10 «Фантазеры». | Да | Удовлетворена |
Декабрь | Практическое занятие для родителей. Тема: «Развитие лексико – грамматических категорий речи». | План работы | Родители группы №1 «Затейники», №10 «Фантазеры», № 6 «Лучик». | Да | Удовлетворена |
Январь | Выставка для родителей и детей. Конкурс мини-книги «Моя любимая буква» | План работы | Родители группы №1 «Затейники», №10 «Фантазеры». | Да | Удовлетворена |
Февраль | Мастер – класс для родителей. Тема: «Как выполнять логопедический массаж дома». | План работы | Родители группы № 6 «Лучик», № 11 «Рябинка». | Да | Удовлетворена |
Принимала участие в профессиональных конкурсах..
Дата (месяц) | Название представленного материала | Название конкурса | Результат |
07.04.20 г. | Прохождение теста | «Модернизация содержания образования в условиях реализации ФГОС» | Диплом 2 степени |
Достичь полученных результатов удалось за счет:
- проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи.
- тщательного планирования подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза.
- проведение поэтапной коррекционной работы.
- проведение планомерной консультативной работы с родителями детей-логопатов по вовлечению их в коррекционный процесс.
Перспективы работы:
- Привлечь родителей к коррекционной работе, через мастер-класс, круглый стол, развлечения.
- Аттестоваться на первую категорию.
- Пополнить педагогическую копилку дидактическими играми и наглядным материалом для коррекционной работы с детьми.
- Исследовать проблематику подготовки руки к письму.
- Изучить методы арт-терапии, как метод предупреждения нарушений письма;
- Выучиться на менеджмент в образовании;
- Поступить в аспирантуру.