Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами и воспитателями ДОУ.
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами и воспитателями ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Тетрадь по взаимодействию учителя-логопеда и музыкального руководителя
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 « Солнышко»
на 2021-20222 учебный год.
Учитель-логопед: Мугумаева Сабина Сулхай кызы
Музыкальный руководитель: Давиденко Елена Борисовна
Воспитатели: Касян Елена Викторовна
Чебыкина Наталия Геннадиевна
г. Советский
Пояснительная записка
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляцию мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма. Певческих способностей; активизацию всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; формирование фонематического слуха.
Принципы построения совместных занятий:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
- развивать общую моторику, координацию движения, ориентация в пространстве;
- развивать чувство темпа, ритма, певческих способностей4
-активизировать все виды внимания и памяти;
-формировать фонематический слух;
-воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений;
- формировать умения выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов. Под вниманием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.
Главным признаком достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Необходимым условием работы на занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодики;
- фонематического слуха.
Месяц: сентябрь
№ п\п | Ф.И. ребёнка | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | . |
Условные обозначения: + присутствовал; Н – отсутствовал.
Список детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР №8 «Солнышко»
Экран звукопроизношения у детей.
№ п/п | Ф. И. ребёнка | План | Факт | Нарушенные звуки, содержание работы | Автоматизация звуков (игры ………… | Подпись музыкального руководителя | Подпись воспитателя |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. |
Расписание НОД и индивидуальной работы с детьми.
Понедельник | Пятница |
Дата: 24.09.2019г. ТЕМА: Осень. Признаки осени.
Задачи: Образовательная: закрепить и уточнить знания о разновидностях деревьев, кустарников, цветов на нашей улице.
Развивающая: развивать у детей диалогическую речь, умение связно отвечать на вопросы.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
«Ветер и листья» (Нищева Н.В.) (координация речи с движением)
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. Вот дубовый. Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил. Вот дубовый, Вот кленовый. Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Ветер кружит над тропинкой. К ночи ветер-ветерок Рядом с листьями прилег. Вот дубовый. Вот кленовый, Вот рябиновый резной. Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Тихо дремлет на тропинке. | Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками. Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Опускают руки, приседают. Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками. Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Кружатся на носочках на месте. Приседают, опустив руки. Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Тетрадь по взаимодействию учителя-логопеда и инструктора по физической культуре
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 « Солнышко»
на 2021-2022 учебный год.
Учитель-логопед: Мугумаева Сабина Сулхай кызы
Инструктор по физической культуре: Загоровская Любовь Семеновна
Воспитатели: Касян Елена Викторовна
Чебыкина Наталия Геннадиевна
г. Советский
Пояснительная записка
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:
- По развитию физических качеств. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий не выявлено.
- По степени сформированности двигательных навыков. Дети с нарушениями речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемости. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти)
Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.
Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре решаются следующие специальные задачи:
- развитие речевого дыхания;
- развитие речевого и фонематического слуха;
- развитие звукопроизношения;
- развитие выразительности движений;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие коммуникативных функций;
- развитие музыкальных способностей (выполнение упражнений под музыку, элементы ритмики, а также музыкальные подвижные игры)
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.
Схема 1
Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.
Месяц: сентябрь
№ п\п | Ф.И. ребёнка | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | . |
Условные обозначения: + присутствовал; Н – отсутствовал.
Список детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР №8 «Солнышко»
Экран звукопроизношения у детей.
№ п/п | Ф. И. ребёнка | План | Факт | Нарушенные звуки | Методы и приёмы | Подпись инструктора по физической культуре | Подпись воспитателя |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. |
Расписание НОД и индивидуальной работы с детьми.
Вторник | Среда | Пятница |
|
Дата: 24.09.2019г. ТЕМА: Осень. Признаки осени.
Задачи: Образовательная: закрепить и уточнить знания о разновидностях деревьев, кустарников, цветов на нашей улице.
Развивающая: развивать у детей диалогическую речь, умение связно отвечать на вопросы.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
«Ветер и листья» (Нищева Н.В.) (координация речи с движением)
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. Вот дубовый. Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил. Вот дубовый, Вот кленовый. Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Ветер кружит над тропинкой. К ночи ветер-ветерок Рядом с листьями прилег. Вот дубовый. Вот кленовый, Вот рябиновый резной. Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Тихо дремлет на тропинке. | Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками. Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Опускают руки, приседают. Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками. Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Кружатся на носочках на месте. Приседают, опустив руки. Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза. |
Предварительный просмотр:
«Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»
Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Основная задача коррекционной работы логопеда с детьми с ОНР - научить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.
Определяя содержание работы, необходимо четкое представление о структуре основного дефекта формирования речи детей с ОНР – т.е. о дефицитарности языковой способности детей.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.
В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и Г.В.Чиркина выделяют 4 уровня речевого развития.
1 уровень развития речи характеризуется как отсутствие
общеупотребительной речи. Для таких детей характерно длительное отсутствие речевого подражания, инертность в овладении новыми для него словами. Ребёнок может пользоваться отдельными звуками и звукоподражаниями, обрывками лепетных слов («кока» - петушок, «дада» - дай). Нередко свои «высказывания» ребёнок подкрепляет мимикой и жестами.
2 уровень развития речи характеризуется наличием двух-, трёх-, а иногда даже и четырёхсловной фразы: «Дай пить моко» - дай пить молоко; «дадай гать» - давай играть т.д. У детей грубо нарушен грамматический строй речи («Игаю мятику»); ограничен словарный запас, слова употребляются в узком значении («муха» - муравей, жук, паук); звуковая сторона речи значительно отстаёт от возрастной нормы; речь малопонятна из-за выраженных нарушений слоговой структуры слова и звуконаполняемости («Дандас» - карандаш, «виписед» - велосипед).
3 уровень развития речи характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Недостаточно сформирована связная речь (дети затрудняются самостоятельно составлять предложения, рассказы, пересказывать тексты). Сохраняются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.
К 4 уровню развития речи отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико - фонематических компонентов языковой системы. Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углублённое обследование позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя.
Воспитателю необходимо способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий, и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в ДОУ развивающую речевую среду. Воспитатель, используя режимные моменты, процессы одевания, умывания и т.д., должен стремиться разумно развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. Заметив ошибку, воспитатель, прежде чем исправлять её, должен подумать: сможет ли ребёнок в данный момент отвлечься от содержания речи и обратить внимание на форму слова? На занятиях это происходит успешнее, вне их обстановка не всегда благоприятна: когда ребёнок находится в состоянии эмоционального подъёма или возбуждения, исправлять ошибки бесполезно. При исправлении ошибки не следует повторять её – нужно предложить ребёнку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.
Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания можно закрепить точные названия предметов одежды, их качеств (цвет, материал, фактура), а во время умывания – названия действий, предметов туалета и домашнего обихода и т.д.
Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Однако речь, которая изобилует сложными, непонятными для ребёнка словами, отсутствующими в его лексиконе, а так же длинными, пространными объяснениями, может отрицательно сказаться на его речевом развитии.
Воспитатель должен не только сам называть предметы и действия, но и задавать вопросы: что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? И т.д.
Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова.
На утренней гимнастике воспитатель, кроме общеразвивающих движений, планирует работу над развитием дыхания (физиологического и речевого), темпо – ритмических способностей (как с использованием музыки, так и словесным сопровождением). Здесь же возможно и развитие мимики, жестовой речи и эмоций. Все вышеперечисленное можно адресовать так же музыкальным и физкультурным занятиям.
Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Воспитатель может поупражнять детей в различении рода притяжательных местоимений (- Это чья шапка? – Моя. - Это чей шарф? – Мой.)
Во время еды воспитатель уточняет названия блюд, обращает внимание на аромат и вкус еды, на способы её приготовления (аппетитный, ароматный, горячий, рисовая; варить, жарить и т.д.).
Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику, которая выполняет функцию подготовительного этапа к логопедическим занятиям по произношению, либо выступает в роли тренинга, способствующего укреплению мышц речевого аппарата. Соответственно, пальчиковая гимнастика укрепляет мелкую моторику пальцев рук и влияет на развитие речевой моторики мышц органов артикуляции.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений и по изобразительной деятельности воспитателю предоставляются большие возможности для обогащения речи детей «сенсорной лексикой» и практическому усвоению грамматических форм согласования и падежного управления, для обучения их умению составлять рассказы от элементарных высказываний и до развития творческого рассказа. Для детей с ОНР и алалией важен прием развернутой речи во время операции счета, как первоначального этапа формирования связного последовательного логического высказывания, т.к. «объяснительная речь» не сформирована достаточно у детей с ОНР еще и в 6-7 летнем возрасте.
Развитию речи способствуют и игры. В прогулку можно включать игры с речевым сопровождением. Дети быстро заучивают короткие стихи и затем охотно повторяют их в самостоятельных играх.
Сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер (они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих); при этом не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других – меньше. Чтобы повысить удельный вес собственной речи каждого ребёнка, нужно вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями.
Прогулки, дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении.
Таким образом, благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты.
Существует определенный круг задач, в решении которых главную роль выполняет воспитатель. Для полноценного формирования понятия необходима сенсорная база, и воспитатель использует для этого общеобразовательные занятия и ситуации повседневной жизни. Именно он располагает этой возможностью.
Например, при формировании как лексического, так и грамматического значения числительных ведущую роль играет воспитатель. Это обусловлено тем, что данный материал органично вписывается в содержание занятий по формированию элементарных математических представлений. Обучая навыкам счета, целесообразно максимально развернуть объяснительную речь ребенка (при счете каждый раз необходимо называть предмет, согласуя его с числительным: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров), этот прием следует использовать до полного исчезновения у ребенка ошибок в согласовании числительных с существительными.
Во время организованной деятельности с детьми педагог, прежде всего, решает воспитательные и общеобразовательные задачи. Вместе с тем в процессе отработки программного материала воспитатель создает речевую базу для логопедических занятий, тренирует навыки правильной речи.
В работе по формированию связной речи можно использовать графические схемы, помогающие выстраивать фразы; мнемотаблицы, наглядный план помогут научить детей составлению рассказов. После занятия полезно помещать эти схемы, таблицы в книжный уголок для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно составить фразы, повторить рассказ, составленный на занятии.
Занятия по обучению рассказыванию проводятся воспитателем и логопедом. Логопедом, при необходимости, даются рекомендации воспитателям по организации образовательной деятельности с применением речевых заданий и упражнений, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики речевых затруднений в овладении навыками рассказывания.
Таким образом, речевое развитие детей с ОНР можно обеспечить только при условии тесного взаимодействия в работе логопеда и воспитателей.
Консультацию подготовила: Мугумаева Сабина Сулхай кызы
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Индивидуально-ориентированная программа для дошкольников с ТНР Срок реализации программы: сентябрь 2019 - 2022 гг. Фамилия -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Имя --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Отчество -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Дата рождения --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Адрес ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ г. Советский |
Составители и ответственные за реализацию
индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической программы:
Заместитель по ВМР: _______________/_____________
Педагог-психолог: _______________/_____________
Учитель – логопед: _______________/_____________
Инструктор ФИЗО: _______________/____________
Музыкальный работник: _______________/____________
Воспитатели: ________________/____________
________________/____________
Воспитатель ИЗО: ________________/____________
1.Медицинские данные о ребенке.
( заполняется по мере уточнения):
Врач | Заключение |
Педиатр | |
Невропатолог | |
Ортопед | |
Окулист | |
Подпись:_________________________________________
Дата: _________________________
2. Содержание коррекционно-развивающей работы на 2019 - 2022 уч. г.
учитель - логопед:
Цель: Коррекция и развитие всех компонентов речи.
Задачи:
- Развитие импрессивной стороны речи.
- Стимуляция речевого общения.
- Совершенствование произносительной стороны речи (звукопроизношения, просодики, звуко-слоговой структуры), соблюдение гигиены голосовых нагрузок.
- Развитие фонематических процессов (фонематического слуха как способности дифференцировать фонемы родного языка и фонематического восприятия как способности к звуковому анализу).
- Развитие связной диалогической и монологической речи.
- Подготовка к обучению грамоте.
Вид деятельности | Содержание | Сроки реализации | |
1 | Диагностический | Проведение диагностики на начало учебного года | сентябрь |
Итоговая диагностика | май | ||
2 | Коррекционно-развивающий | проведение индивидуальной ОД | 2 (3) раза в неделю |
подгрупповое | 1 (2) раза в неделю | ||
3 | Консультативный | с педагогами | 1раз в месяц |
с родителями | 1раз в месяц | ||
4 | Информационный | СМИ, сайт ДОУ, информационные стенды, папки – передвижки, буклеты | 1 раз в квартал |
Предполагаемый результат:
- стремится к речевому общению; участвует в диалоге;
- обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными возможностями;
- осваивает основные лексико-грамматические средства языка; употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями; проявляет словотворчество;
- умеет строить простые распространенные предложения разных моделей;
- может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта;
- умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения;
- владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой;
- знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес; знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи.
3. Содержание коррекционно-развивающей работы на 2021 - 2022 уч. год.
музыкального руководителя:
Цель: Развивать эстетические чувства детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Задачи:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- Формирование эстетического отношения к окружающему миру;
- Формировать элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- Развитие сопереживания персонажам художественных произведений;
- Формировать самостоятельную творческую деятельность детей (музыкальной и др.).
- Коррекция недостатков и развитие психомоторной сферы.
Вид деятельности | Содержание | Сроки реализации | |
1 | Диагностический | Проведение диагностики на начало учебного года | сентябрь |
Итоговая диагностика | май | ||
2 | Коррекционно-развивающий | проведение индивидуальной ОД | 2 раза в неделю |
3 | Консультативный | с педагогами | 1 раз в месяц |
с родителями | 1 раз в месяц | ||
4 | Информационный | СМИ, сайт ДОУ, информационные стенды, папки – передвижки, буклеты | 1 раз в квартал |
Предполагаемый результат:
- способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения; знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности;
- способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
- проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности.
4. Содержание коррекционно-развивающей работы на 2019 - 2022 уч. год.
инструктора по физической культуре:
Цель: Сохранение, развитие и укрепление физического здоровья детей путем формирования у них полноценных двигательных навыков и физических качеств.
Задачи:
- Коррекция недостатков и развитие ручной моторики: нормализация мышечного тонуса кистей рук; развитие техники тонких движений;
- Коррекция недостатков и развитие общей моторики;
- Коррекция недостатков и развитие психомоторных функций: пространственной организации движений; моторной памяти; слухо-зрительно-моторной и реципрокной координации движений; произвольной регуляции движений.
- Коррекционная направленность в работе по формированию начальных представлений о ЗОЖ.
Вид деятельности | Содержание | Сроки реализации | |
1 | Диагностический | Проведение диагностики на начало учебного года | сентябрь |
Итоговая диагностика | май | ||
2 | Коррекционно-развивающий | проведение индивидуальной НОД | 2 раза в неделю |
3 | Консультативный | с педагогами | 1 раз в месяц |
с родителями | 1 раз в месяц | ||
4 | Информационный | СМИ, сайт ДОУ, информационные стенды, папки – передвижки, буклеты | 1 раз в квартал |
Предполагаемый результат:
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; движения рук достаточно координированы; рука подготовлена к письму;
- подвижен, владеет основными движениями, их техникой;
- может контролировать свои движения и управлять ими; достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений;
- обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и др.);
- развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма;
- проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям. Необходимыми условиями реализации Программы являются: соблюдение преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, между детским садом и начальной школой, а также единство требований к воспитанию ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в условиях семьи.
5. Содержание коррекционно-развивающей работы на 2019 - 2022 уч. год.
воспитателей:
Цель: Коррекционная направленность работы в рамках социализации, развития общения, нравственного, патриотического воспитания.
Задачи:
- Создать условия для формирования у ребенка первоначальных представлений о себе и выстраивание взаимодействия со сверстниками.
- Формировать навыки самообслуживания, трудового воспитания.
- Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Создать условия для приобщения к художественной литературе.
Вид деятельности | Содержание | Сроки реализации | |
1 | Диагностический | Проведение диагностики на начало учебного года | сентябрь |
Итоговая диагностика | май | ||
2 | Коррекционно-развивающий | проведение индивидуальной ОД | 2 раза в неделю |
3 | Консультативный | с педагогами | 1 раз в месяц |
с родителями | 1 раз в месяц | ||
4 | Информационный | СМИ, сайт ДОУ, информационные стенды, папки – передвижки, буклеты | 1 раз в квартал |
Предполагаемый результат:
- осваивает внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и проявляет готовность к внеситуативно-личностному общению;
- проявляет готовность и способность к общению со сверстниками; способен к адекватным межличностным отношениям; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре; появляется способность к децентрации;
- оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; старается конструктивно разрешать конфликты; оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов;
- способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- проявляет способность к волевым усилиям; совершенствуется регуляция и контроль деятельности; произвольная регуляция поведения;
- обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет;
- овладевает основными культурными способами деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
- проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.
7.Мониторинг развития детей.
№ | Специалисты | 2019-2020 Уровень развития | 2020 – 2021 Уровень развития | 2021-2022 Уровень развития | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | Педагог-психолог | ||||||
2 | Учитель - логопед | ||||||
3 | Музыкальный руководитель | ||||||
4 | Инструктор по ФИЗО | ||||||
5 | Педагог по ИЗО | - | - | ||||
6 | Воспитатель |
8. Расписание индивидуальной работы с ребенком 2019-2022 уч. гг.
№ | Специалисты | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||||||||
2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | ||
1 | Педагог-психолог | * | + | * | + | |||||||||||
2 | Учитель - логопед | |||||||||||||||
3 | Музыкальный руководитель | |||||||||||||||
4 | Инструктор по ФИЗО | |||||||||||||||
5 | Воспитатель по ИЗО | |||||||||||||||
6 | Воспитатель |
8.Результаты реализации индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической программы
№ | Специалисты | Год | Учет реализации программы | ||||
Индивидуальной НОД | Результаты | ||||||
по плану | по факту | ||||||
количество | в минутах | количество | в минутах | ||||
1. | Педагог-психолог | ||||||
2. | Воспитатель | ||||||
3. | Музыкальный руководитель | ||||||
4. | Инструктор по ФИЗО | ||||||
5. | Педагог ИЗО | ||||||
6. | Учитель - логопед | ||||||
9. С программой психолого-медико-педагогического сопровождения моего ребенка ознакомлены,
СОГЛАСНЫ НЕ СОГЛАСНЫ
СОГЛАСНЫ ЧАСТИЧНО (указать, с чем не согласны конкретно)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родители (законные представители)
____________________________________________________________________________
подпись расшифровка подписи
Председатель ПМПк ______________________подпись _____________(расшифровка)
Ответственные за корекционно-развивающую работу:
_____________ подпись ________________(расшифровка)
_____________ подпись ________________(расшифровка)
_____________ подпись ________________(расшифровка)
_____________ подпись ________________(расшифровка)
_____________ подпись ________________(расшифровка)
_____________ подпись ________________(расшифровка)
_____________ подпись ________________(расшифровка)