Коррекционная работа с детьми.
Конспект подгруппового логопедического занятия на подготовительной к школе группе
«Дифференциация звука [Ш-Ж]».
Цель: упражнять детей в различении на слух знакомого звука, в дифференциации звуков [Ш-Ж].
Задачи:
Образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов; закреплять умение определять первый звук в слове; закреплять навык чтения и письма отдельных слов;
Развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику; тренировать способность удерживать и выполнять двухуровневые инструкции; развивать фонематическое восприятие и связную речь;
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgrup.zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_sh-zh.docx | 25.83 КБ |
konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 19.02 КБ |
Интегрированное НОД | 30.93 КБ |
Применение элементов нейрофитнеса в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. | 267.11 КБ |
sabina.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия
«Дифференциация звука [Ш-Ж]».
Цель: упражнять детей в различении на слух знакомого звука, в дифференциации звуков [Ш-Ж].
Задачи:
Образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов; закреплять умение определять первый звук в слове; закреплять навык чтения и письма отдельных слов;
Развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику; тренировать способность удерживать и выполнять двухуровневые инструкции; развивать фонематическое восприятие и связную речь;
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.
Оборудование: предметные картинки, игрушки главных героев, конверт.
Ход занятия:
1. Орг. момент - Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
- О чем это стихотворение?
- Этому мы учимся на наших занятиях.
-О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
2. Артикуляционная гимнастика - А теперь поиграем с язычком.
Упражнение для языка «Лопатка»
Упражнение для языка «Качели»
Упражнение для языка «Лошадка»
Упражнение для языка «Грибок»
Упражнение для языка «Чашка»
Упражнение для языка «Прятки»
Выполняется комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков.
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.
Рот широко раскрыт.
Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 10—15 раз.
Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз.
Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз.
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боко-вые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до10.
Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
3. Объявление темы занятия
- К нам сегодня в гости пришли Нюша и Ёжик.
- Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка.
- Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!
4. Проговаривание изолированных звуков - Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись?
- Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? Произнесите его: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.
- Второй же звук живёт в начале слов : жук, жёлудь, жилет. Какой это звук?
- Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его. Произнесите его: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.
- Звук [Ш].
- Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
- Звук [Ж].
- Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.
5. Анализ артикуляции звука - Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки.
«Я поняла», - сказала Нюша. «Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом». Ёжик тоже начал звать свой любимый звук : «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»
- «Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.
- Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой?
- Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой?
- Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой.
- Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой.
- Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий.
6. Характеристика звуков - Приготовьте пальчики на правой руке. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш] :
• Звук (Ш) - согласный или гласный?
• Какая преграда у звука [Ш]?
• Звонкий или глухой?
• Твёрдый или мягкий?
• Каким цветом обозначаем?
- Приготовьте пальчики на левой руке. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ж]:
• Звук [Ж] - согласный или гласный?
• Какая преграда у звука [Ж]?
• Звонкий или глухой?
• Твёрдый или мягкий?
• Каким цветом обозначаем?
- Найдите на доске символы звуков [Ш и Ж].
Согласный;
Зубки, язык;
Глухой; Твёрдый; Синим. Согласный; Зубки, язык, горлышко; Звонкий;
Твёрдый; Синим. Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш].
7. Связь звуков и букв Мы не можем звук увидеть, и не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать, а еще его сказать.
- Вот домики, где живут наши звуки [Ш-Ж].
- Сегодня мы изучаем звук [Ш], который обозначается буквами Ш, ш и звук [Ж], который обозначается буквами Ж, ж.
- Посмотрите, как эти буквы изобразил веселый художник.
8. Развитие фонематического слуха - Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники.
- Давайте поиграем в такую игру: Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с наушниками.
Включается запись слогов, или логопед произносит сам : ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.
Дети поднимают соответствующие карточки.
9. Дифференциация звуков в слогах
- Ребята, а давайте сейчас с нашими гостями споём слоговые песенки, при этом чётко произнося звуки [Ш-Ж]. Готовы?
Ша-жа, ши-жи, ше-же, шо-жо, шу-жу.
Ша-жа-ша, ши-жи-ши, ше-же-ше, шо-жо-шо, шу-жу-шу.
Жа-ша-жа, жи-ши-жи, же-ше-же, жо-шо-жо, жу-шу-жу.
Дети пропевают с логопедом слоговые песенки.
10. Дифференциа-ция звуков в словах - Нюша и Ёжик решили подарить своему другу. Крошу много подарков, они перепутались. Давайте разберём, что подарила Нюша, и что Ёжик. Нюша: шар, шарф, шапка, карандаши.
Ёжик: журнал, жилет, лыжи, флажок.
11. Физминутка - Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. К кому я подойду и «полью из лейки» начинает подниматься, расти, тянуться к солнышку.
12. Дифференциация звуков в предложениях - Нюша и Ёжик приготовили для вас, ребята необычное задание. Вам надо безошибочно проговорить предложения с их любимыми звуками. Приступаем?
Женя – хороший лыжник. Маша режет картошку ножом. У Жениного брата плюшевый медвежонок. Большой жук жужжит над ромашкой.
Дети произносят предложения.
13. Дифференциация звуков в тексте. - Ребята, я хочу сегодня вас и наших гостей познакомить со сказкой К. Д. Ушинского «Умей обождать»… (чтение сказки).
Вопросы к детям:
- Как кричал петушок наклевавшись
зелехонькой смородины?
- Что говорила курочка петушку?
- Что еще натворил Петушок?
- Чем закончилась сказка?
Назовите мне слова, где есть:
Звук [ш] Петушок, простынешь, прошло, не послушался, утонешь, не ешь
Звук [ж] Побежала, обожди, жили, приложила, пролежал
Индивидуальные и хоровые ответы детей.
- не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет
14. Домашнее задание выучить потешку, учиться различать звуки [Ш-Ж].
Кошка мышку не поймала,
Мышка в норку убежала
И от страха там дрожит.
Кошка мышку сторожит.
15. Итог занятия. Какие звуки вы сегодня произносили чаще всего?
- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?
- Что было трудным для вас?
- Кто у нас были в гостях?
Дети отвечают на вопросы.
16. Оценка работы детей - Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!
Подготовила учитель-логопед Мугумаева С.С.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Моя Родина-ЮГРА»
Цель: совершенствование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение составлять слова из выделенных звуков. Расширять и активизировать словарный запас прилагательных. Упражнять в подборе слов-антонимов, согласовании прилагательных с существительными. Закреплять умение собирать целую картинку из 6-ти частей, формировать у детей представление о целостном образе предмета. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, учить детей формулировать полный ответ на поставленный вопрос.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание и память.
Воспитательные: Воспитание любви к Родине, самостоятельности, ответственности, активности.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о родном крае, разучивание стихотворений, составление рассказов по картинкам, создание альбома «Моя Югра», чтение хантыйских народных сказок.
Словарная работа: каюр, нарты.
Оборудование: Картинки для игры «Расшифруй слово», фишки для звукового анализа, интерактивная доска.
« Животные Севера», цветы для игры «Букет красивых слов», разрезные картинки, картинка оленя, массажный мяч, Коврограф.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал, здороваются с гостями. Встают в круг.
Логопед: Ребята, давайте вспомним правила красивой речи.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим
Потому, что не спешим.
Д/и «Расшифруй слово»
Логопед: Ребята я приготовила для вас интересное задание «Расшифруй слово». Определите первые звуки в словах-картинках, и составьте по первым звукам новое слово, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. На доске выставляются картинки: рыба, ослик, дом, индюк, носорог, арбуз. (Родина).
Логопед: Правильно, говорить сегодня мы будем о Родине. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово? (ответы детей).
Логопед: Родина это и страна, в которой мы живем, и город, и дом, и улица, и наши близкие и родные, и природа, которая нас окружает. Как называется наша большая Родина, страна, в которой мы живем? (Россия)
Логопед: Верно. Как называется столица нашей России?
Как называется столица нашей России?
Ответы детей: Москва.
Логопед: Россия-это самая большая в мире страна. Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас есть место, тот уголок земли, где живут наши родные и близкие. Зовется это место-Малая Родина. Хотите поговорить о нашей Малой Родине?
Ответы детей: Да
Логопед: Кто знает, как называется наша Малая Родина?
Ответы детей: Ханты-Мансийский Автономный округ ЮГРА.
Логопед: Верно.
Логопед: А столица нашего округа?
Ответы детей: Ханты-Мансийск.
Логопед: Ребята, как вы думаете, почему наш округ называется Ханты-Мансийским?
Ответы детей: Коренное население ханты и манси.
Логопед: Да верно. Самыми древними людьми или как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и манси. Это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни.
Логопед: Ребята скажите, а чем занимаются мужчины народов ханты?
Ответы детей: Мужчины занимаются рыболовством и охотой.
Логопед: А теперь ребята я вам предлагаю отгадать загадку:
В одно отверстие залетает, а из трех выходит.
Ответы детей: малица.
Логопед: Ребята, выложим звуковую схему слова МАЛИЦА.
(Дети садятся за столы, выполняют задание, один ребенок выкладывает на доске).
Логопед: А вы знаете, какие дикие животные живут в тайге?
Ответы детей.
Физкультминутка « У оленя дом большой».
Д/и «Слова-наоборот» (по цепочке передаем массажный мяч).
Лось – большой, а заяц – … (маленький).
Волк – сильный, а белка – … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя – … (короткий).
Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).
Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).
Д/и «Сложи картинку»
Картинка с диким животным, разрезанная на 6 частей.
Логопед: Какой зверь у вас получился?
Ответы детей: олень.
Логопед: Важным промыслом для ханты и манси является оленеводство. Люди приручили оленей, заботятся о них. Олени – это самый главный помощник коренных народов.
Включается презентация (просмотр презентации).
Логопед: Что вы можете рассказать об оленях?
Ответы детей: олени очень красивые, гордые и выносливые.
Логопед: Чем они питаются?
Ответы детей: питаются ягелем.
Логопед: Чем они еще являются для хантов?
Ответы детей: Их используют как транспорт.
Логопед: для этого их запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Олени могут долго бежать и не устают.
Логопед: Кто же управляет оленьей упряжкой?
Логопед: Каюр (объяснение значения слова).
Д/и «Составление рассказа-описания»
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).
Логопед: Давайте подарим нашему округу «Букет красивых слов».
Дети называют прилагательные и прикрепляют лепесток к цветку на коврографе.
Рефлексия (итог занятия).
Логопед: о чем мы с вами говорили?
Ответы детей.
Логопед: Что нового мы узнали?
Ответы детей.
Логопед: Что было сложным?
Ответы детей.
Логопед: Что больше всего вам понравилось на занятии?
Ответы детей.
Список использованной литературы:
1.Учебное пособие край заповедной природы. Васина А.Л, Васин А.М.
2.Конспекты НОД в группе для детей с ТНР (6-7 лет). Нищева Н.В.
3.Сайт nsportal.ru
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области: Речевое развитие
в средней группе № 3 «Полянка»
Тема НОД: «В гости к Бабе Капе»
Составил:
Педагог – психолог
Кизерова Ольга Сергеевна
Учитель-логопед
Мугумаева Сабина Сулхаевна
Советский
2020
Дата проведения: 26.02.2020 г.
Непосредственно образовательная деятельность проводилась в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 3 «Полянка».
Присутствовало: 8 человек.
Тема НОД: "Транспорт. Профессии на транспорте» является составляющей содержания образовательной области: "Речевое развитие".
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, коррекционно-развивающая деятельность.
Цель: создание условий для развития речи и логического мышления дошкольников.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Расширение словаря по теме « Транспорт», « Профессии на транспорте».
2. Продолжать учить составлять предложения из 3-4 слов, делить слова на слоги.
3. Упражнять в правильном употреблении предлога «на» с существительными.
4.Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа).
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать речевой слух, речевое дыхание и артикуляционную моторику.
2. Развивать логическое мышление, слуховую и зрительную память, внимание, слуховое восприятие.
3.Синхронизировать работу полушарий головного мозга через кинезиологические игры.
4.Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
5. Развивать психомоторные навыки, пространственное мышление, воображение и творческие способности детей, побуждать интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение доводить начатое дело до конца.
- Закреплять умение слушать и слышать другого человека.
Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующие материалы и оборудование: использование ИКТ, бумажные кораблики - 8 шт; водный бассейн – 2 шт, разрезные картинки «Кораблики» - 10 шт., разносы - 8 шт, кинетический песок, формочки для лепки 8 шт, камушки для украшения 40 шт., мольберт, предметные картинки «Транспорт», зеркала – 8шт.
Технологическая карта НОД
№ | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | |
1 | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент: | ||
Дети и педагоги находятся в группе и встают полукругом, приветствие гостей и. т.д. Психолог: Для начала встанем в круг Сколько радости вокруг! Мы все за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся. Логопед: игра – «Назови имя». Прохлопывает каждый ребенок свое имя в ладоши, по порядку начиная по кругу. | Дети встают в круг. Дети прихлопывают свое имя | ||
2 | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия. |
| |
Слайд. Раздается шум. На экране появляется Лунтик. Лунтик говорит: «Здравствуйте ребята. Бабушка Капа пригласила меня в гости. Помогите мне добраться до бабушки, так как ней нужно ехать на разных видах транспорта». | Дети машина, автобус, самолет. | ||
3 | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. | ||
Психолог: Какой транспорт вы знаете? Логопед: Игра – «Продолжи предложение» (картинки на мольберте). Логопед: Отгадайте загадку, на каком транспорте мы поедем Так похожа на жука, Есть покатые бока, Фары есть, и есть мотор, А ведет ее шофер. Логопед: Артикуляционная гимнастика. Игра с язычком с зеркалом. Психолог: Соберем картинку и узнаем на чем мы отправимся дальше. «Кораблик» Логопед: Дыхательная гимнастика. Что бы наши кораблики поплыли. Нам нужен ветерок. Дети подходят к столу и дуют на кораблики. Психолог: Вупсень игра «Четвертый лишний». Зрительная гимнастики. Следите за бабочкой глазки» Логопед: игра «Кто, чем управляет». Интерактивная доска. Последняя картинка. Едим на поезде. Психолог: физминутка. Кузя приглашает нас поиграть. Поднимайте плечики, Энергичные движения плечами. Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Прыжки на месте. Стоп! Сели, Травушку покушали, Приседания. Тишину послушали. Выше, выше, высоко Прыжки на месте. Прыгай на носках легко. Логопед: Отгадываем загадку. Что за чудо — жёлтый дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины. И питается бензином. (Автобус). Отправляемся на автобусе. Психолог: Мила. Кинезиологические игры. Вупсень и Пупсень сломали куличики. Поможем ей сделать куличики. Лепим из кинетического песка. Психолог: Великан крылом качнет И отправиться в полет. Пассажиров повезет. Что за транспорт? | Дети: Я поеду на … Я полечу…..Я поплыву на… Дети автомобиль Дети делают артикуляционную гимнастику. Дети собирают разрезные картинки «Кораблик». Дети дуют на кораблики в воде. Дети: вертолет, ласточка, катер, автомобиль. Дети: таксист, летчик, капитан, машинист. Дети прыгают. Дети автобус Дети выполняют упражнения «Коза, заяц, вилка» Дети лепят куличики Дети самолет. | ||
4 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. | ||
5 | Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия. |
| |
Психолог: Летим на полянку к Бабе капе. Логопед: Выходит Баба Капа с корзиной. Задает вопрос. На каком транспорте вы добирались. Что было интересным? С какими героями встретились. Что понравилось. Смогли создать ситуацию успеха. | Дети: автобус, кораблик, автобус, самолет. |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики — «Гимнастика мозга», это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность. Сам доктор Деннисон до 9 лет практически не разговаривал. Позже он заметил непосредственную связь специфических двигательных упражнений на развитие своего организма и посвятил этой методике всю жизнь. Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов.
Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система — образовательная кинезиология , направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения. Ещё несколько лет назад в группах компенсирующего вида присутствовали дети одной категории. В детских садах комбинированного вида были так называемые «логопедические группы». С такими детьми работали традиционные специалисты: логопед, воспитатели, психолог. В последнее время встречается все больше и больше сложных детей, часто в одной группе оказываются дети с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, когнитивными нарушениями и даже аутизмом. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. К нам попадают дети с органикой, которым неврологи ставят диагноз ММД, СДВГ, дефицит внимания.
У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, подбросить и поймать мяч, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль, имеются трудности в музыкальных занятиях: не слышат ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать поскоки в такт мелодии. Поэтому возникла необходимость включать в свою работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий и развитие чувства ритма.
Самый главный и волнующий вопрос для логопедов: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей?» Это побуждает к поиску дополнительных методик решения проблемы. В итоге я решила применять в своей работе элементы нейрофитнеса .
Цели и задачи коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР посредством нейроигр . Основная цель применения нейрогимнастики с детьми нашей группы — это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: - Стимулировать речевую активность детей; - Развивать слухоречевое внимание детей; - Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка; - Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление) В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока: Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж ). Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки). 4. Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР. Упражнения, используемые мной в работе с детьми:
1. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж ). - Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.
Ладошки вверх – вниз. Поверните левую кисть на ребро, согните пальцы в кулак, затем выпрямите. Сделайте тоже правой рукой. Движения выполнять поочередно по 5-6 раз каждой рукой. Ра – ра – ра высокая гора Ро-ро ро - новое перо Ру-ру – ру –скачет кенгуру. Карточка №6 "Моторчик"; Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью: а) правой руки; б) левой руки; в) обеими руками одновременно. Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например: Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.
«Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп) Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы. - «Волшебная дорожка». Чтобы пройти по дорожке нужно внимательно смотреть какие символы на ней изображены. Если символ звука [А], наступать нужно правой ногой, если символ звука [У] – левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы). «Фонарики» — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку), если слышите звук [У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).
Литература : 1. Брейн Джим «Гимнастика мозга» 2. Назаревская Т.Н. «Звуковые нейроупражнения . 24 таблички» 3. Назаревская Т.Н. «Смотри и повторяй». 45 карточек для развития мозга. 4. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика» 5. Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевое развитие происходит путем подражания, регулярного общения. Ни один технический помощник не способен заменить эмоциональный и речевой контакт с родителями. Дефицит общения приводит к речевым дефектам, из-за которых возникают трудности в школе. Это: - односложность и примитивность фраз; - скудность индивидуального словаря; - слабое оперирование литературными словами и выражениями; - предпочтительное употребление сленговых фраз; - затруднение при пересказе прочитанных, услышанных историй; - слабая эмоциональность, неспособность к правильной смене интонаций; - проблемы с дикцией.
Речевые игры и упражнения для детей – увлекательный и действенный способ формирования грамотной и выразительной речи, обогащения словаря, выработки четкого, интонационно верного, эмоционально заполненного произношения. Занятия не требуют подготовки и наличия игрового материала, играть можно как в детсадовской группе, так и при семейной автомобильной поездке или при отдыхе на даче. При занятиях с маленькими детьми особое внимание уделяйте проговариванию звуков, развитию органов артикуляции. В общении, произнося слова и словосочетания, выделяйте изучаемые фонемы (звуки). Постепенно малыш учится понимать термины «звуки», «слова», подбирать для объектов подходящие определения, действия .
Голоса и звуки Для речевого развития ребенка в игре полезно использовать подражательный метод. Проговаривайте, создавайте инструментами разные звуки, а малыш должен их повторять: - позвените колокольчиком – динь-дон; - постучите в барабан – бом-бом; - похлопайте в ладоши – хлоп-хлоп; - как пищат птенцы – пи-пи; - как лают собаки – гав-гав; - как хрюкают поросята – хрю-хрю; - как крякают утки – кря-кря.
Летят снежинки . Цель : формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: кусочки ваты. Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова .
Речевое развитие происходит путем подражания, регулярного общения с ребенком . Желаю успехов!!!