Учитель года 2021
Ссылка на урок изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ssylka_na_urok.docx | 12.68 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskomu_seminaru_skvortsova_m.i.docx | 955.37 КБ |
metodicheskiy_seminar_skvortsova_m.i.pptx | 2.94 МБ |
samoanaliz_skvortsova_m.i.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«Инновационные приёмы на уроках изобразительного искусства в начальной школе на основе технологии «перевёрнутый класс»
Скворцова Марина Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ Лукояновская СШ №1
Здравствуйте, уважаемые коллеги. В рамках методического семинара представляю вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности по теме «Инновационные приёмы на уроках изобразительного искусства в начальной школе на основе технологии «перевёрнутый класс».
Имея за плечами многолетний педагогический стаж, опыт работы в условиях ФГОС НОО, не устаю задавать себе вопросы. Как учить современных школьников? Как организовать практическую деятельность на уроках?
Передо мной встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектами обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, способными самостоятельно решать проблемы, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Моё внимание привлекли: модель смешанного обучения «Перевёрнутый класс», решение художественно-творческих проектных заданий, конструктор интерактивных заданий (LearningApps), нетрадиционные техники рисования, рисование по модулям, «кооперативный круг». Так я вошла в инициативную творческую группу учителей работающих в рамках региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников на основе технологии «Перевёрнутый класс»» (ГБОУ ДПО НИРО).
Смешанное обучение – это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «Перевернутый класс», где «перевернутым» становится сам процесс обучения.
Родоначальниками модели «Перевернутого класса» считаются два американских педагога – Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.
Суть технологии «Перевернутый класс» состоит в том, что учащиеся с новым материалом знакомятся самостоятельно дома в режиме онлайн, а на уроке отрабатывают полученные знания. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.
Использование данной модели обучения способствует оптимальному восприятию полученной информации, формирует коммуникативные навыки обучающихся, взаимодействуя с учителем и между собой, отрабатываются регулятивные навыки, контроль и самоконтроль своей деятельности, а также способствует рациональному расходованию аудиторного времени учителем.[3]
Урок в модели «Перевёрнутый класс» проектируется по определённому сценарию.
Рисунок 1. Шаблон сценария урока
При использовании и комбинировании разных форм обучения нужно учитывать также и особенности преподаваемого предмета. Освоение предмета «Изобразительное искусство» невозможно без постоянной практической работы, выполнения творческих заданий, овладения определенными техническими навыками. Мой опыт применения дистанционных технологий при обучении изобразительному искусству показал, что наиболее рациональным и продуктивным для данного учебного предмета является модель «Перевёрнутый класс». Такая модель обучения позволяет высвободить больше времени для выполнения самих творческих работ. К тому же выполнение работы в классе исключает возможность использования чужого рисунка, найденного в Интернете, либо выполненного взрослым. Так что несамостоятельность выполнения работы ребенком в данном случае исключается.
Использование художественно-творческих проектных заданий на уроке позволяет сместить акцент от обзорного знакомства с новой темой в сторону его совместного или самостоятельного изучения учеником. В то время работа с проектными и исследовательскими вопросами на основе средств ИТ дома повышает интерес родителей к учебной деятельности детей.[4]
Проектирование в изобразительном искусстве осваивается детьми через творческую деятельность, что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно-творческие способности и интересы учащихся. Ценность художественно-творческой проектной деятельности в том, что повышается эффективность обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.[2]
Опыт основан на изучении разработок Елены Пархерст (американская учительница, писательница, лектор, родоначальница метода обучения Дальтон-план, основатель школы Долтон) и Уильяма Килпатрика (американский педагог, ученик и последователь Дж. Дьюи), а также, учитывая рекомендации программы Т.А. Копцева «Изобразительное искусство»
Рассмотрим деятельность учителя и учащихся с точки зрения «перевёрнутого класса» на примере урока изобразительного искусства средствами УМК «Гармония», авторы учебника Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев, 3 класс.
Дома учитель создаёт видеоролик с домашним заданием, готовит маршрутные листы, QR коды (карточки контроля), проектные задания, ссылки на материалы учебника и сети интернет. Может использовать инструменты: YouTube, LearningAppse и т.д. Распространение видеоматериалов происходит через сайт класса, электронную почту, ЭлЖур. Каждое видео сопровождается инструкцией и заданием.
Учащиеся дома просматривают видеоролик, самостоятельно определяют тему и цель урока, отвечают на вопросы, выполняют задания, изучают материалы, представленные учителем. Особенности просмотра видеоролика заключаются в следующем:
- ученик осваивает материал в индивидуальном темпе;
- отсутствуют временные ограничения;
- возможность общаться со сверстниками и педагогом.
Урочное время используется для выполнения практических работ или другой учебной деятельности. На уроке учащиеся озвучивают тему и цель урока, работают самостоятельно в группах по маршрутному листу. Решают проблемы, обсуждают и выдвигают гипотезы, ищут ответы на вопросы из различных источников, предложенных учителем (в том числе интернет-ресурсы) выполняют проектные задания и контролируют себя. Инструменты – ссылки на ресурсы. На этом этапе обучения учитель может использовать приёмы различных технологий: проектную, ТРИЗ, критическое мышление, кооперативный круг и др.
Учитель на уроке наблюдает, консультирует, работает индивидуально с каждой группой, если возникают затруднения, дополняет, уточняет, даёт обратную связь.
3 класс. Из опыта работы.
Тема: «Фантастические существа».
До урока дома учащиеся просматривают видеоматериал и отвечают на вопросы:
- Кто такой Геракл?
- Кто такие аргонавты?
- О каких животных вы узнали из видео презентации?
- Как можно назвать этих животных одним словом?
Урок начинается с чтения кроссенса, определения темы урока, постановки проблемы.
Читать нужно по цепочке «улиткой», завершая центральным квадратом. Он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Рисунок 2. Кроссенс «Фантастические существа».
Учащиеся делятся на группы и в совместной работе планируют деятельность, распределяют обязанности в группах.
Четыре группы работают по маршрутным листам, оформляют дизайнерское решение своего фантастического существа на рабочей поверхности, могут применить нетрадиционные техники рисования, презентуют свои работы, используя для выступления карточку помощницу.
Учитель работает индивидуально с каждой группой (наблюдает, направляет при необходимости, помогает, дополняет, уточняет, комментирует, дает обратную связь).
Рисунок 3. Маршрутный лист (художественно-творческая проектная задача)
Благодаря использованию модели «Перевернутый класс» стало меньше учеников, не успевающих завершить работу на уроке. Качество работ повысилось, так как образовался временной ресурс для детализации и эстетичного оформления рисунков.
Для проверки эффективности использования модели смешанного обучения «Перевёрнутый класс», системы художественно-творческих проектных заданий использована критериально-диагностическая база. На всех этапах обучения, с 1 по 4 класс, проводился мониторинг качества обучения и метапредметных УУД.
График. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
На основе результатов мониторинга принимались решения по корректировке системы проектных и интерактивных заданий.
Результатом применения модели смешанного обучения «Перевёрнутый класс», художественно-творческих проектных заданий является развитие интеллектуальных, коммуникативных, художественно-творческих проектных умений, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся, что влияет на успешное обучение.
Список литературы:
1. Изобразительное искусство: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 168 с.
2. Килпатрик, У.Х. Основы метода. - М., 1928. - С. 567 — 568
3. Луцевич, Л.В. Смешанное обучение - тренд дидактической парадигмы SMART-образования/Л.В. Луцевич // Народная асвета.- 2015.- с. 33-39
4. Мохова, И.Н. Роль проектно-исследовательской деятельности младших школьников в формировании универсальных учебных действий // В сборнике: Особенности профессиональной деятельности и подготовки учителя в контексте ведущих идей Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Материалы Международной научно-практической конференции, ФГБОУ ВПО «Нижний Новгород», 2013. Т.2. С. 29-31
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Инновационные приёмы на уроках изобразительного искусства в начальной школе на основе технологии «перевёрнутый класс».
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Джонатан Бергманн Аарон Сэмс Елена Пархерст У.Х. Килпатрик «Переход к технологии «Переход к технологии «Перевёрнутый класс» открывает путь к повышению важности роли учителя в обучении. Высвобожденное за счет преводкастинга время учитель может тратить на более сложные профессиональные задачи – закрепление и углубление знаний, полученных учениками самостоятельно.» ( Д.Бергманн ) «Ценность художественно-творческой проектной деятельности в том, что повышается эффективность обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности». ( У.Х. Килпатрик )
Цель и задачи педагогической деятельности Цель – формирование художественно-творческих проектных умений младших школьников средствами технологии «перевёрнутый класс». Задачи : Разработать и апробировать модель обучения младших школьников художественно-творческой проектной деятельности. Систематизировать работу по развитию художественно- творческих проектных умений младших школьников на уроках изобразительного искусства. Разработать серию уроков на основе технологии «перевёрнутый класс», способствующих развитию художественно-творческих проектных умений.
Ведущая педагогическая идея Включение учащихся в собственную художественно-творческую проектную деятельность на уроках изобразительного искусства через разработку системы уроков на основе «перевёрнутого класса» для формирования художественно-творческих проектных умений младших школьников.
В чём состоит «переворот»? Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Учи т е л ь Ученики запоминают материал Ученики упражняются дома Учитель представляет учебный материал в форме видео Ученики знакомятся с новым просматривая видео (лекцию, сообщение и т.д.) дома возможно с родителями Упражняются , т.е. закрепляют новое в школе через практическую работу Модель 2 Модель 1
Преимущества «перевернутого обучения» Хорошо успевающие ученики могут углублять свои знания , а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное Заинтересованные ученики работают друг с другом , а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учеников Увеличивается время на индивидуальное обучение Общение ученика и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень Ученики приобретают навыки для взрослой жизни : «Работа в команде при решении каких- либо задач играет важную роль – будь то в университете или в дальнейшей профессиональной деятельности»
Шаблон сценария урока
Модель обучения художественно-творческой проектной деятельности (ПХД) Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Урок ИЗО. 3 класс. УМК «Гармония» Кроссенс «Фантастические существа»
Маршрутные листы художественно-творческая проектная задача)
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Новизна: систематизация работы по формированию художественно-творческих проектных умений младших школьников на уроках изобразительного искусства через «перевёрнутый класс».
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Нетрадиционные техники рисования « Набрызг » « Набрызг » «Оттиск пробкой или ластиком» «По сырому»
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Констатирующий этап – 2017/2018 (1 класс) Оценка уровня готовности и выявления индивидуальных творческих способностей (входной тест «Дерево») Э – экспериментальный класс К – контрольный класс Оценка уровня сформированности коммуникативных УУД (Г.А. Цукерман «Рукавички»)
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Формирующий этап – 2018/2020 (2-3 класс) Оценка уровня сформированности личностной креативности (Е.Е. Туник «Выражение», по факторам «сырой» оценки) Оценка уровня сформированности коммуникативных УУД (Р. Овчарова «Ковёр») Оценка уровня сформированности творческого мышления (тест П. Торренса)
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Оценка уровня сформированности проектных умений (доля от макс. балла в %)
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Оценка уровня сформированности предметных и метапредметных УУД Сравнительный анализ
Достигнутые эффекты Развитие художественно-творческих способностей и приобретение важных проектных умений. Повышение качества обучения. С позиции творческой самореализации (успешное участие в конференциях, конкурсах и выставках)
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Литература 1. Изобразительное искусство: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / Т. А. Копцева . – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 168 с. 2. Килпатрик , У.Х. Основы метода. - М., 1928. - С. 567 — 568 3. Луцевич, Л.В. Смешанное обучение - тренд дидактической парадигмы SMART-образования/Л.В. Луцевич // Народная асвета .- 2015.- с. 33-39 4. Мохова, И.Н. Роль проектно-исследовательской деятельности младших школьников в формировании универсальных учебных действий // В сборнике: Особенности профессиональной деятельности и подготовки учителя в контексте ведущих идей Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Материалы Международной научно-практической конференции, ФГБОУ ВПО «Нижний Новгород», 2013. Т.2. С. 29-31
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Учитель: Скворцова Марина Ивановна.
Предмет: Изобразительное искусство.
Класс: 4.
Тема урока: «Театральный костюм».
Раздел «Художник и мир человека».
Место урока в разделе: шестой урок раздела согласно календарно-тематическому плану. Тема урока связана с предыдущим и последующими уроками.
Тип урока: урок открытия новых знаний. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельного обсуждения и проверки оптимального метода решения образовательной проблемы).
В классе 19 человек. Общая успеваемость и качество обучения по предмету «Изобразительное искусство» – 100%, средний балл – 5. Двое учащихся посещают художественную школу, многие обладают творческими способностями. Уровень сформированности метапредметных УУД соответствует нормативно-возрастному развитию личностных и познавательных сфер четвероклассников. Большинство умеют ставить цель и удерживать её до завершения работы с задачей, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и соотносить действия с планируемым результатом (регулятивные УУД); умеют выделять главное, проблему, анализировать, оценивать правильность выполнения задачи и возможности её решения (познавательные УУД). Дети общительны, большинство умеют слушать, принимать точки зрения других, способны передать свое мнение, но не всегда аргументируют свой ответ, умеют работать в группе, но недостаточно развиты такие умения, как способность организовать действия других детей с целью достижения общих целей, а также способность взять на себя ответственность за достижение поставленных целей (коммуникативные УУД).
При планировании урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Форма урока – проблемный урок, во время которого происходит формирование умений в процессе самостоятельной практической работы по новому материалу и коллективной проверки (решение проектной задачи – эскиз театрального костюма).
Урок изобразительного искусства интегрирован с уроками литературного чтения, технологии, музыки – так наиболее эффективно проявляется творчество, происходит понимание темы.
Цель урока: формирование умений создавать выразительный эскиз театрального костюма.
Задачи:
Образовательные:
- выбирать и использовать различные материалы и способы работы художественными материалами (цветные карандаши и ручки, краски, ткань, бумажные салфетки, ватные диски, нитки, бисер, ленты и др.) для конструирования образа «времён года» замысла в процессе фрагмента литературного произведения: З. Павлюченко «Четыре сестрицы»;
- передавать в самом образе и его общем виде соответствующий стиль динамичный и статичный;
Развивающая: развивать воображение, память, творческую активность и фантазию, интерес к искусству;
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре;
- оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;
- воспитывать умение работать в коллективе, взаимоконтроль, самоконтроль.
Формирование компетентностей: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, информационной, личностного самосовершенствования, разрешения проблем.
На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, мультимедийная демонстрация, работа в группах, анализ, синтез, работа с таблицами и схемами, проблемное изложение вопросов, выступления с опережающими заданиями, фронтальная беседа, презентация готового «продукта», рефлексия.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
Элемент новизны: использование в уроке технологии смешанного обучения «перевёрнутый класс», «кооперативный круг», информационно-компьютерные технологии, решение проблемных заданий и проектных задач.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Структура соответствует теме урока, его цели, требованиям ФГОС (развивающее обучение; ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты; нацеленная деятельность на формирование УУД).
Урок состоит из 6 этапов, логически связанных между собой.
1. Организационный (0,14 мин.): постановка цели, эмоциональное вступление учителя. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. У ребят на данном этапе идёт формирование личностных УУД (смыслообразования и самоопределения).
2. Актуализация опорных знаний (1,44 мин.): определяется тема и цель урока с опорой на домашний просмотр видео («перевёрнутый класс»), происходит эвристическая беседа. Определение работы в группах по «кооперативному кругу». Формируются регулятивные УУД (определяли тему урока), познавательные УУД, коммуникативные УУД («кооперативный круг»).
3. Открытие новых знаний (8,36 мин.): группы работали самостоятельно, используя разные источники информации, (учебник, толковые словари, энциклопедии, ссылки на интернет ресурсы, вопрос учителю) согласно заданиям, определённым «кооперативным кругом». Использовались приёмы усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись информации на поле «кооперативного круга», анализ, сравнение, решение проблем, моделирование, выводы, обобщение, (познавательные и коммуникативные УУД); контроль (регулятивные УУД), межпредметные связи. Роль учителя – фасилитатор. В завершении этапа использовался приём «пронумерованные головы» («расскажи», «объясни», «поделись информацией»).
4. Целеполагание (3,38 мин.): на данном этапе было окончательное осмысление намеченной цели, выявление проблемы и пути её решения, подведение учащихся к учебным задачам. Определение работы в группах по проектной задаче.
5. Самостоятельная практическая деятельность по новому материалу и представление результатов (13,28 мин.): решение проектной задачи «Эскиз театрального костюма». На этом этапе у учащиеся уже сформировались познавательные УУД (они определили цель и задачу урока, извлекли необходимую информацию), регулятивные (спланировали свою деятельность, осуществили взаимоконтроль, самооценку личную и группы в целом). Кроме того, форма групповой работы позволила на данной стадии урока продолжить формирование коммуникативных УУД через выработку приемлемого отношения к процессу сотрудничества. В завершении этапа презентация «продукта» (эскиз театрального костюма) и его анализ.
6. Рефлексия (2,20 мин.): направлена на обобщение и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу. Таким образом, шла реализация регулятивных УУД через контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, коллективный), оценку (самооценку) – осознание качества и уровня усвоения материала. А также, что не менее важно, у ребят формируется мотивация к обучению.
Выбранная структура урока является более рациональной, так как при работе в группах творческий процесс более плодотворный, а также происходит более тесное взаимодействие участников.
Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Формы и методы обучения подобраны с учетом особенностей учебного материала. Большое внимание уделено использованию смешенного обучения («перевёрнутый класс»), интерактивных и информационных технологий, проблемному и проектному методу обучения. Использование проблемных заданий, проектных задач позволяет доступно объяснить новый материал. Для активизации творческих способностей и воображения использовался наглядный материал.
Главным этапом урока является выполнение самостоятельной практической работы. Четко была поставлена цель урока. При объяснении нового материала в основном использовался устный и наглядный метод изложения. Одной группе (микро группа «пятые номера») были даны задания для самостоятельного поиска информации по новой теме (поиска решения образовательной проблемы).
По моему мнению, время на уроке было распределено рационально. Главный этап урока – решение проектной задачи (создание эскиза театрального костюма), был в какой-то степени связан со всеми этапами урока.
Основным дидактическим материалом была презентация по данной теме, наглядные пособия – термины, эскизы знаменитых художников, схематичные изображения силуэтов.
Контроль усвоения знаний был организован во время изучения новой темы, во время практической части и при защите проектов, при подведении итогов урока (задавались вопросы на актуализацию пройденного материала).
Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Здоровье сберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока.
В течение всего урока обеспечивалась средняя работоспособность школьников, которая была достигнута благодаря тому, что работа в группах используется на уроке уже не в первый раз, и дети умело распределяют обязанности.
Рациональное использование времени на уроке обеспечивалось за счет того, что были продуманы этапы формулировки темы урока и этап получения теоретических знаний (домашнее задание – видеоматериал с опережающими заданиями).
Психологическая обстановка на уроке была доброжелательной, непринуждённой. Дети чувствовали себя свободно, не скованно. Это было достигнуто благодаря атмосфере сотрудничества всех участников урока и благоприятной обстановке.
Все поставленные цели и задачи были достигнуты. Методы и приемы подобраны в соответствии с задачами урока.