1.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Петушок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением направлений (интеллектуального, физического, экологического) с.Сукпак муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва
(МБДОУ детский сад «Петушок»)
Аналитическая справка об организации развивающей предметно-пространственной среды.
В группе создаётся творческая предметно – пространственная развивающая среда, которая вариативно используется детьми, имеются полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель. Все оборудование подобрано с учетом возрастных особенностей детей и реализацией образовательной программы. Обязательным условием служит безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Вся мебель в зонах активности крепится к стенам.
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.
Также в группе присутствуют игры и пособия, созданные воспитателями группы. Используются информационно – коммуникативные технологии: CD, мультимедиа, что предоставляет широкие возможности для коммуникации. Это дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Так же оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Социально-коммуникативное развитие.
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, муляжами овощей и фруктов, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
Уголок дорожного движения оформлен таким образом, что дети играя изучают правила дорожного движения, закрепляют знания о транспорте. В нем представлены :
- Макет дороги.
• Разрезные картинки.
• Сюжетные картинки.
• Обучающие карточки.
- Наглядно-иллюстративный материал ( иллюстрации: транспорта, светофоров, дорожные знаки.
- Планируется приобрести атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражки, дорожные знаки, модель светофора).
- Маленький коврик с изображением дороги для игры с маленькими машинками и большей мобильности.
- Материал по пожарной безопасности и безопасности в быту.
Уголок конструирования представлен разнообразными материалами:
• Конструктор разных размеров и форм и материалов
• Схемы построек
• Мозаики разных форм и размеров
• Бумага для оригами
• Природный материал
Так же речевой центр совмещен с книжным уголком, где представлена
- Художественная литература (книги подобранные по возрасту)
- познавательная литература (энциклопедии)
- журналы, картинки с изображением людей разного возраста и профессий.
- Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию.
- предметные и сюжетные картинки.
- Схемы для составления рассказов и пересказа. Мнемотехнические таблицы для заучивания стихов, составления небольших рассказов.
• Портреты писателей и поэтов
Художественно-эстетическое развитие.
Уголок творчества стимулирует воспитанников к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения, способствует формированию творческого потенциала детей, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности.
• Акварель
• Гуашь
• Кисти разных размеров и материалов
• Бумага разного цвета
• Ножницы (так же для леворуких детей) под присмотром воспитателя
- Клей карандаш
• Трафареты
• Палитры
• Пластилин
- Стеки
- Клеенки для лепки
• Карандаши
• Восковые карандаши
• Дидактический материал из серии «Искусство детям»
• Картины известных художников
• Образцы изделий декоративно -прикладного искусства
• Раскраски по лексическим темам
В театральном уголке имеются различные виды театров.
- Перчаточный
- Пальчиковый
- Деревянный
- Настольный
- Маски персонажей
- Ширма
И предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из любимых сказок и мультфильмов.
Музыкальный уголок соответствует возрастным особенностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста. Он представлен:
- Металлофон
- Треугольник
- Маракасы
- Колокольчики
- Бубенцы,
- Нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными руками воспитателя совместно с родителями.
Детям представлены музыкально – дидактические пособия: картинки с изображением музыкальных инструментов
- Портреты композиторов.
Физическое развитие.
В центре двигательной активности имеются:
- Массажные коврики
- Мячи и шары из разного материала
- Кегли
- Обручи большие и маленькие
- Длинные и короткие скакалки,
Разнообразие и содержательность уголка способствует развитию двигательной активности детей в течение дня.
Центр математики и речевого представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие развитию познавательной активности детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме. Для развития логики - это игры «Шашки», «Шахматы», «Формы» и «Фигуры», головоломки, логические задачи, кажык.
Настольно-печатные игры «Развиваем внимание» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др.
• игры Воскобовича
• Счетный материал
• Магнитная доска с цифрами
• Мазайки
• Найди фигуру
- Карточка на память
Речевой уголок:
•Сюжетные картинки
•Настольно печатные игры по развитию речи
•Игры "Назови одним словом", "Один-много"
•Картотека артикуляционной гимнастики
•Картотека скороговорок
•Схемы для составления рассказов
•Картотека загадок
•Картотека физкультминуток
•Картотека пальчиковой гимнастики
• Мнемотаблицы
Таким образом предметно-развивающая среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, по содержанию насыщена, доступна и безопасна.
Заведующая МБДОУ д/с «Петушок»___________/ Дииспей С.Х/
Старший воспитатель ______________/хомушку Р.Э/