Программа кружка по географии 8 класс

Гледяева Ирина Владимировна

Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружка

 

«Клуб путешественников для 8 класса»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_klub_putesh._geografiya_8_kl.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружка

«Клуб путешественников»

                                        Срок реализации программы: 1 года

для 7 класса

                                                                                                     Автор: Гледяева И.В.

                                                                                                          учитель географии.

                                                                 

   

 Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.  

     Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Клуб путешественников» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности,  помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию ,формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.

В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся .

Метод проектов -это: личностно-ориентированное образование, индивидуальный подход, креативность формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.

Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.

Одним из важных моментов кружка – это  участие детей в школьных выставках и ежегодной школьной конференции естественных наук, которая является отборочным туром на районые  конкурсы и конференции.

Программа предназначена  для детей 8 класса. Объём программы составляет 34 часов, 1 часа в неделю и рассчитана на 1 год.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно  добывать знания, используя различные географические источники.

Основные дидактические цели курса:

- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

- развитие интереса к изучению географии;

- расширение  кругозора учащихся в области географии;

- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревновательность ;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

ЦЕЛИ  КРУЖКА «Клуб путешественников»

 Дополнительное  образование в школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Задачи и основные идеи курса:

Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;

• воспитание  любознательности , любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора  учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  • формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

Прогнозируемый результат обучения:

в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:

- истории их возникновения,

- их архитектуре,

- их географии;

приобретут практические навыки  и умения:

- работы с картой,

- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

- навыки организации работы в группе.

 Основные направления и содержание деятельности.

Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.

По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.

Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Учебно – тематический план.

№ п/п

Название темы

Вид деятельности

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич

1.

Вводное занятие

Беседы

     1                      1              0

2.

Россия на карте мира..

Беседы

    3                 2                    1

3.

Достопримечательности Каневского района

Экскурсии, практические занятия.

    4                2                   2

4.

Природные особенности.

Практические и проектные занятия,просмотр кинофильмов

   5                  2                   3

5.

Рельеф России.

Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой, проекты

   5                 2                   3

6.

Моря и океаны.

Беседы, кинозанятия, проектирование

   2                    1                   1

7.

Воды суши

Экскурсии, работа с картой, практикум, викторины, проекты

    5                     2                 3

8.

Атмосфера Земли.

Практические и проектные занятия, решение географических задач

    3                   2                      1

9.

Природа своего края .

экскурсии

   5                  2                  3

Итого

   33

Резерв времени 1 часа

 

 

 Тема 1.  Введение

- знакомство с деятельностью кружка, планирование.

-беседа по технике безопасности

Тема 2. Россия на карте мира.

ГП  России на карте ( размеры , границы и др.) 

-Страны соседи.

Тема 3 Достопримечательности Каневского района

- Экскурсии, практические занятия.

-Посещение музея районной библиотеки.

Тема 4. Природные особенности.

-Природные зоны и их характерные черты.

-Особо охраняемые территории.

Тема 5 . Релеф России.

- особенности рельефа.

- рельеф своей местности.

-построение гипсометрического профиля.

Тема 6. Моря и океаны.

- современные способы изучения морей и океанов.

- водяные смерчи, бури и ураганы в море.

- части мирового океана.

- растительный и животный мир океанов и морей.

- экологические проблемы  Мирового океана.

Тема 7. Воды суши.

- крупнейшие реки Земли.

- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

- минеральные источники, их происхождение

- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

-кристаллизация

- воды суши своего края.

Тема 8. Атмосфера Земли.

-современные методы изучения атмосферы.

- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

- грозные явления в атмосфере.

- местные признаки и приметы для предсказания погоды

-наблюдения

- климат своей местности.

Тема 9. Природа своего края с элементами метеорологии.

- изучение особенностей природы своего края

- ПК своей местности.

-метеорологический практикум

- Антропогенное воздействие на ПК.

  Прогнозируемые результаты.

В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.

Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.

Дополнительная литература.

1 . Жижина.Е.А .Поурочные разработки по географии. 8класс. М.:ВАКО 2005 .

2.Баринова ,И.И.Краткий курс География России .Природа.

3. Сиротин ,В.И Практические работы по географии .6-10 класс .М.:2000.

4.Чернова, В.Г.География в таблицах и схемах.6-10 класс.Санкт-Петербург 2009.

5.Сиротин ,В.И. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по географии

6.Саубанова, Л.И.Тесты. К.: Магариф,2002.

7.Пятунин,Б.Б.,Контрольные и проверочные работы по географии.6-10 классы.

8.Интернет-ресурсы.

GeoSite — все о географии

http://www.geosite.com.ru

Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

http://www.geoman.ru

География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации

http://www.georus.by.ru

Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»

http://www.mojgorod.ru