Мастер классы.

Гледяева Ирина Владимировна

Мастер класс Модели как способ обучения географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_model.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

 «Формирование географического мышления через технологию  
                моделирования».

Слайд 1 Что общего ?

Поэтому география можно изучать при помощи моделей.

 Слайд 2

Объект исследования  ( оригинал Земля ) прототип- глобус. Объект заменитель.

Слайд 3 .

Формирование географического мышления через технологию  
                моделирования.                
Цель:    формирование географического             мышления через технологию моделирования.

Задачи:

формирование ассоциативного мышления и  

сближение его с процессом научного познания,

 подготовка школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними задач,

самостоятельное добывание знаний.

Модели́рование  - это исследование объектов на их моделях, предполагающее построение и дальнейшее изучение построенных моделей объектов, процессов  или явлений.

        Исходя из вышесказанного, хочу предложить разработанную мной классификацию географических моделей, применяемых мной на уроках, и коротко охарактеризовать каждый из его видов. Понятно, что не все модели описаны в этой работе, многие остались за рамками Вашего, моего опыта.   Для чего используется моделирование? Процесс познания окружающего – процесс в основном опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве своем они работают с их заместителями – моделями. Моделирование входит в структуру целенаправленной учебной деятельности и является необходимым элементов.

Слайд 4. Виды моделей:

- Объёмные

-Аппликации

-Ситуативные

-Прогноза.

Слайд 5

1. Объемные действующие модели из подручных материалов

•        Вулкан (Вулканы Земли)в 6 классе.

•        Движение литосферных плит (Движение литосферных плит) – 7 классе

•        Плавание айсбергов (Лед в океане) – 6 классе.

•        Круговорот воды в кастрюле (Круговорот воды в природе) – 6 классе.

•        Преобразование водной, ветровой и солнечной энергии в электрическую (модели электростанций) (Альтернативные источники энергии) – 9, 10 классах.

•        Сбор нефти с поверхности океана (Работа с моделями начинается в 6 классе при демонстрации явлений природы,, и ребята быстро включаются в подобную деятельность. Так, после демонстрации перехода воды из одного состояния в другое и плавания айсбергов домашним заданием для желающих было провести в домашних условиях опыт «Круговорот воды в кастрюле». Шестиклассникам очень нравится такой вид деятельности, они придумывают все новые и новые модели. И чем неожиданное будут используемые подручные продукты, тем интереснее. Например, многие родители на собрании делились информацией о том, что дети дома продемонстрировали движение литосферных плит с помощью сгущенки и печенья, которое двигалось по ее поверхности, как литосферные плиты по верхней части мантии.

         Работа с объемными действующими моделями интересна и в старших классах. Так, действующие модели солнечной, ветровой и водной электростанций, созданные учениками, под руководством учителя физики, были представлены на уроках по теме «Энергетика» в 9 и 10 классах.  Преобразование энергии текущей воды, ветра и солнца в электрическую  перестало быть для детей чем-то непонятным. И цели этой добилась. А в 10 классе, при изучении темы «Нефтяная промышленность мира» действующая модель была представлена как поверхность океана с разлившейся из танкера нефтью, которую ребятам предстояло собрать, предотвратив, таким образом, экологическую катастрофу. Ведь сколько ни рассказываешь о загрязнении Мирового океана, сколько ни показываешь слайдов , такой наглядности, как с моделью, достигнуть не удается.  Заставил десятиклассников реально задуматься об угрозе экологическому состоянию океана и всей планеты.

 Слайд 5 опыт « Сложенная газета». Бумажные полотенца – как пример тектоники литосферных плит.

Цель эксперимента:

           показать действие сил  деформирующих земную кору.

Материалы: газетный лист.

Процесс: - сложите лист пополам; складывайте лист столько раз, сколько  сможете.

 Итоги: Сгибать лист пополам с каждым разом становится все труднее. Вряд ли вы сможете сложить лист больше 6-7 раз.

Почему? Складывая лист пополам, мы делаем его вдвое толще. Сложив лист бумаги семь раз, мы получаем 128 слоев бумаги. Земная кора ведет себя подобным же образом. Чтобы смять тонкий верхний слой нужно воздействие небольшой силы, тогда как для сминания мощных плотных нижних слоев требуются огромные силы.

Слайд 8 . Пророй модели можно заменить просмотром фрагмента фильма или мультфильма.

 Знания получают так……( просмотр фрагмента мультфильма).

Слайд 9 . Модель сравнений- строение Земли схоже со строением яйца.

.Модель сравнений , порой некоторые природные объекты большие по размеру , но не легко  найти подходящее сравнение

Слайд 10 метод схемы и опоры. Моделирование через схемы-опоры

     При моделировании схем-опор учащиеся анализируют различные источники информации: карты, справочники, энциклопедии. При этом важно выделить главные, существенные признаки, систематизировать информацию, сделать ее компактной и понятной. Перед вами на первом рисунке схема опоры, которая создана по теме «Природные районы России. 8 класс», на ней представлена символьно-знаковая модель Урала. При создании второй представленной схемы перед пятиклассниками стояла другая  задача – создать модель жизни на фантастической планете по заданным .

 Сейчас мы составим свою схему на основе просмотренного мультфильма.

РАЗДАТЬ СХЕМЫ И ПРЕДЛОЖИТЬ ИХ ПОДПИСАТЬ.

Слайд 13. Объёмная модель.

Модели – макеты.

     Макетирование и создание объемных моделей (вулкана), муляжей, макетов позволяет получить ясное представление о процессах и объектах. На уроках географии и после уроков мои ученики проводят интересные исследования с целью создания простейших географических приборов своими руками. Здесь важен не только результат, но и процесс создания модели. На слайде вы видите модель солнечных часов и прибор для определения солености, солнечные часы.

 Составим собственную модель.

ДЕЛАЕМ МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ЗЕМЛИ. ( пластилин и шарики из подшипников).

 Работа с остальными.

 Слайд 15. Модель прогноза.

Одной из задач предмета «География» является формирование умения составлять прогнозы явлений и процессов на основе космических снимков, словесных описаний Составим прогноз

 Сколько нас на планете? Вопрос зрителям..

Счетчик населения Земли

7 688 015 561 на 15 марта 2019 года.

Страны лидеров по численности населения?( вопрос зрителям ).

Слайд 18 составим карту с учетом лидерства по численности населения. Она выглядит так…

Слайд 19 А как может выглядеть портрет среднестатистического жителя Земли? Вопрос зрителям . Выслушать версии. Теперь посмотрим.

Слайд 20

Работа с географическими моделями ,приносит следующие результаты:

-интеграция предметов естественного цикла

-преемственность поколений учеников

-повышение интереса к географии, как науке

-возникновение у детей желания разобраться в сути явлений, сделать понятным непонятное

-толчок к проектной деятельности

-внеклассная работа по предмету .

Слайд 21

Моделирование позволяет: повысить мотивацию школьников к  учебной деятельности;

-сформировать познавательную самостоятельность школьников;

-развивать системное мышление учащихся;

-проявить индивидуальные способности каждого ребенка;

-повысить эффективность урока

Слайд 22

Опровергаем стереотипы ,для чего учить – Учиться!

    Слайд 23. Каковы же результаты моей деятельности на основе применения принципов моделирования? Они различны: это и высокий балл предметных достижений, активное участие школьников в конкурсах, победы и призовые места в  муниципальных олимпиаде школьников.

           Однако самым ценным, на мой взгляд, является интерес ребят к географии, науке, раскрашивающей мир в яркие цвета. Хочется верить, что формируемое мною географическое мышление поможет нашим детям быть любознательными и ответственными жителями планеты .

         «Без биологии мы – никто.

                                  Без химии мы – никак.

                                                       Без географии мы – нигде!» Земля.