Работа с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация игры по математике | 58.52 КБ |
Чтение по Зайцеву | 59.06 КБ |
Подготовка к школе | 68.21 КБ |
Экспериментальная деятельность | 49.42 КБ |
Конспект родительского собрания | 75.39 КБ |
Тренинги с родителями | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №22 «Золотая рыбка» корпус №2 «Рябинка»
г. Дубны Московской области
Конспект родительского собрания в старшей
логопедической группе
Составила : воспитатель
Борисова Наталья
Александровна
высшей квалификационной
категории
Тема: «День семьи».
Программное содержание:
- Вызвать положительные эмоции у детей и родителей от общения друг с другом . местную детско-родительскую деятельность.
- Формировать семейную общность через совместную детско-родительскую деятельность.
- Воспитывать любовь, заботу и интерес к своей семье, к членам ее родословной.
Ход собрания.
Вед. Злой дух проснулся не в духе. Каждый день он ждал, когда в какой-
нибудь семье произойдет неприятность. Но неприятностей не было.
Откуда же взяться хорошему настроению.
В его доме не было ни радио, ни телевизора. Приходилось посылать
в мир гонцов. Скверным новостям умилялся, добрым – печалился.
Известно, что злому духу хорошо, то нам плохо и наоборот.
В который раз умчались гонцы по разным направлениям. Сегодня
пора возвратиться. И возвратились.
Злой дух. Ну, как там, в мире, есть ли сироты при живых родителях?
Гонцы. Есть
Злой дух. А дети слушают родителей?
Гонцы. Не всегда.
Злой дух. Сестры и братья в семьях между собой враждуют?
Гонцы. Бывает.
Злой дух. А дарят ли люди друг другу ну, как их там, запамятовал…
подарки?
Гонцы. Дарят.
Злой дух. И в выходной день родители с детьми бывают?
Гонцы. И играют с ними, и на «мультики» ходят, а в 16 дет. саду решили
даже, день семьи провести. Сам посмотри (дали подзорную
трубу).
Злой дух. Плохи мои дела. Если я даже в таком маленьком садике победить
не могу, то во всей стране тем более.
Вед. У нас сегодня в гостях несколько семей.
Уважаемые родители, а кого не хватает? Да ваших любимых детей.
Вед. Да, пока здесь нет детей. Я умышленно не позвала их, хочу
провести своеобразный экспресс- опрос:
- Какие игры предпочитает ваш ребенок?
- Какое самое любимое блюдо у вашего ребенка?
- Какая любимая сказка у вашего ребенка?
- Кто любимый друг у вашего ребенка?
Вед. Делает выводы.
Выходят дети.
Вед. Дорогие мамы, каждый день вы приводите своих детей за руку в
Дет/сад, каждый из вас хорошо знает руку своего ребенка на ощупь.
Предлагаю вам игру- аттракцион.
«Узнай руку своего ребенка»
В дружных семьях родители любят заниматься с детьми, развивать их и сами стараются не отставать от них, совершенствоваться, чтобы быть для детей ведущими надолго.
Конкурс «Друддлы»
Вед. Семья – это то, что мы делим на всех. Всем понемножку и слезы и
смех. Взлет и паденье, радость, печаль, дружбу и ссоры, молчанья
печать. Издавна народ уважал и ценил дружные семьи и слагал о них
пословицы.
Конкурс пословиц.
Я буду начинать, а вы будите продолжать.
Вед. Дружные семьи всегда славились добрыми делами и поступками.
Инсценировка «Теремок».
В теремок входят те, кто совершал добрые дела.
Вед. Женщина всегда удивляла мир, всегда и все могла сотворить.
Потенциал ее ума и сердца воистину неисчерпаем и семья не семья
без женщины.
Инсценировка «Три мамы».
Вед. Любовь родителей к детям и, наоборот, детей к родителям воистину
сильна и глубока. А сейчас поиграем в
игру «Волшебный клубок».
Кто больше назовет интересных и незаурядных ласковых слов своим
детям.
Вед. А сейчас посмотрим домашнее задание:
«Нарисуй герб своей семьи».
Родители рассказывают о гербе.
Дети рассказывают стихи о семье и поют песню.
В конце раздача сердечек. Написать детям, и пусть все, что вы им пожелаете, сбудется.
Итог: мы желаем, чтобы в ваших семьях всегда был мир, покой,
взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они,
когда вырастут, заботились о вас.
Любите друг друга.
Вед: «Счастлив человек тот, кто счастлив в своей семье»
Л.Н.Толстой
Программное содержание:
1.Вызвать положительные эмоции у детей и родителей от общения друг с другом.
2. Формировать семейную общность через совместную детско-родительскую деятельность.
3. Воспитывать любовь, заботу и интерес к своей семье, к членам ее родословной.
Вопросы:
- Какие добрые дела совершаете в своей семье с детьми?
- Какие увлекательные, интересные поездки за моря-океаны вы совершаете?
- Как вы помогаете детскому садику?
- Ведете ли вы здоровый образ жизни? Посещаете бассейн, стадион?
- Часто ли вы выезжаете на природу? Расскажите как вы проводите время на свежем воздухе?
- Помогаете ли вы пожилым людям?
Вывод: в этом теремке собрались добрые, отзывчивые, интересные, трудолюбивые семьи.
Предварительный просмотр:
Тренинги с родителями и воспитателями
"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Цели:
1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.
2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя.
3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
Упражнение «Огонек» . Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра».
Упражнение «Вопрос - ответ» - участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т.д. Например: «Какое у тебя настроение?» - «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?»
Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов.
Упражнение «Испорченный видеомагнитофон».
Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.
После игры у участников должно возникнуть желание понять, что такое невербальное общение, как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица. Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)
Упражнение «Впечатление».
Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.
Варианты ответов:
- вам все надоело,
- вам неинтересна ваша работа,
- вы не доброжелательны,
- вы не уважаете других.
- вы боитесь
Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых жестов (скрещенные руки на груди, поза «льва» и т.д.).
Упражнение «Имитационная игра» - войти в образе заведующей, методиста, проверяющего. Изменились ли ваши жесты? Изменилось ли ваше эмоциональное состояние?
Правила интерпретации языка тела: не выхватывать отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы; учитывать национальность и темперамент человека - у различных наций язык тела имеет свою специфику (прибалты, испанцы).
Разделение на группы по 4 человека.
Упражнение «Мимика лица».
Посмотрите на схемы эмоций и подумайте, какое из чувств каждая схема выражает.
На схемах даются следующие выражения:
1 - враждебное,
2 - саркастическое,
3 - радостное,
4- злое, гневное,
5- грустное, хмурое,
6 - уставшее,
7 - скептическое,
8 - спокойное, нейтральное.
Дается информация о значении мимике в невербальной коммуникации
Упражнение «Взгляд».
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:
с укоризной,
с настойчивым запретом,
с безмерным удивлением,
с гневом,
с ожиданием дальнейших действий.
Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие «чарма» - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон.
Упражнение «Приветствие».
Приветствуйте детей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения пространства.
Информация:
0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;
0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;
1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель, подчиненный).
Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией.
Упражнение «Поза».
Встаньте в следующие позы:
1. Человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, без скрытых намерений.
2. Человек, который стремится добиться от других подчинения и дать нравоучительные указания.
3. Человек оборонительной позиции.
Примеры двойственных поз:
4. Флиртующий, кокетничающий человек или смущенный и неуверенный в себе.
5. Поза человека, который хочет продемонстрировать, что за телесным контактом ничего, кроме дружбы, не кроется, или стремится показать преувеличенную почтительность.
6. Характерную для людей, стесняющихся своего роста и (или) стремящихся быть незаметным для других.
7. Человек маленького роста и (или) стремящийся убедить других людей, что они важны.
Психологический практикум: Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
1. А) Я должен как можно больше предоставлять родителям самим принимать решения.
Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
2. А) Меня должны уважать.
Б) Я должен завоевать уважение.
3. А) Я должен быть в центре внимания.
Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) Я всегда авансирую доверие родителям.
Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.
Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.
Рефлексия впечатлений.
Что мне понравилось?
Что мне не понравилось?
Где я мог бы применить полученные знания?
Что бы я посоветовал?
Упражнение «Прощание».
Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.
Тренинг взаимодействия родителей и детей
«Учимся понимать друг друга»
Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка, а тем более, если ребенок логопат. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями детей-логопатов свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи тренинга:
усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
изменение неадекватных родительских позиций;
оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Приложение 1
Опросник «Взаимодействие Родитель – Ребенок» (ВРР)
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.
5 – несомненно, да (очень сильное согласие);
4 – в общем да;
3 – и да, и нет;
2 – скорее нет, чем да;
1 – нет (абсолютное несогласие)
Если уж я чего-то требую от ребенка, то обязательно добиваюсь этого.
Я всегда наказываю его за плохие поступки.
Ребенок обычно сам решает, какую одежду надеть.
Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
Ребенок может рассказать мне обо всем, что с ним происходит.
Думаю, что он ничего не добьётся в жизни.
Я чаще говорю ему о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
Я чувствую, что последовательна(лен) в своих требованиях.
В нашей семье часто бывают конфликты.
Я бы хотел(а), чтобы он воспитывал своих детей так же, как я.
Ребенок редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
Я его очень редко ругаю.
Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
Считаю, что для него главное – это слушаться меня.
Если у него случается несчастье, в первую очередь он делится со мной.
Я не разделяю его увлечений.
Я не считаю ребенка таким умным и способным, как мне хотелось бы.
Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему.
Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
Мне нравятся наши отношения с ребенком.
Дома у моего ребенка больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
Приходится применять к нему физические наказания.
Ему приходится поступать так, как я говорю, даже если он не хочет.
Думаю, что я лучше него знаю, что ему нужно.
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Мне кажется, я его понимаю.
Я бы хотел(а) многое в нем изменить.
При принятии семейных решений всегда учитываю его мнение.
Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
Мое поведение часто бывает для него неожиданным.
Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка...) начинает меня упрекать в излишней строгости.
Считаю, что в целом правильно воспитываю своего ребенка.
Я предъявляю к нему много требований.
По характеру я мягкий человек.
Я позволяю ему одному гулять во дворе дома.
Я стремлюсь оградить своего ребенка от трудностей и неприятностей.
Я не допускаю, чтобы ребенок подмечал мои слабости и недостатки.
Мне нравится его характер.
Я часто критикую по мелочам.
Всегда с готовностью его выслушиваю.
Считаю, что мой долг – оградить его от всяких опасностей.
Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сам(а).
Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
Я устаю от повседневного общения с ребенком.
Мне приходится заставлять его делать, что он не хочет.
Я прощаю ему то, за что другие наказали бы.
Мне хотелось бы знать о нем все: о чем думает, как относится к другим, о чем мечтает,...
Он сам выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
Думаю, что для ребенка я самый близкий человек.
Я приветствую его поведение.
Я часто высказываю свое недовольство им.
Принимаю участие в делах, которые придумывает ребенок.
Я часто думаю, что кто-то может обидеть его.
Бывает, что упрекаю и хвалю его, в сущности, за одно и то же.
Случается, что если я говорю ему одно, то муж (жена, бабушка...) специально говорит наоборот.
Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
«Очищение от тревог»
Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...
Ложитесь удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...
Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...
Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...
Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...
Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!
Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...
На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...
Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...
Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)
Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.
Упражнения на сплочение группы
Материал: Аудиокассета «Топ-топ, хлоп-хлоп» Е. Железнова, косынка, по 7 разноцветных лепестков на каждую пару, основа для наклеивания и клей-карандаш, цветные карандаши, бумага, музыкальная мягкая игрушка «Цветик-семицветик»
Знакомство участников по кругу: «Здравствуйте, меня зовут Лена, а тебя? »
Музыкальное упр. «Ну-ка, все встали в круг»
Работа в д-р паре. «Ласковые слова»
Взрослый обращаясь к ребенку говорит: «Сережа, ты …(3 ласковых слова)». Затем ребенок отвечает. Так по кругу все пары высказываются.
«Угадай ребенка по лицу».
Ведущий: родитель с закрытыми глазами по очереди ощупывает лица детей, стараясь угадать своего ребенка. Упражнение проводится молча.
Упражнение «Семицветик»
Лепестки от цветка разбросаны по комнате. Участники пары должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.
«Загадай желание».
Загадывают желания: ребенок – 3, родитель – 3, а одно совместное. Обсуждение желаний.
Совместное рисование «Волшебный цветок».
Родителю и ребенку выдается один лист бумаги на двоих и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция: «Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и кто начнет первым рисовать. По моему сигналу начинает рисовать первый, другой молча наблюдает, стараясь понять замысел. По второму сигналу второй участник пары дорисовывает рисунок».
Придумывание, какой волшебной силой обладает? Степень удовлетворенности совместной работой.
Релаксация обнявшись: «Полет бабочки»
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза.
Расскажите о своих ощущениях.
Прощание: «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…(цветок – «Я тебя люблю»)
Общий круг: «Всем, Всем, до свидания!»
Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»
«Цвет твоего настроения» Закройте глаза и представьте цвет своего настроения. Цвет своего ( ребенка) соседа. Сосед подтверждает или опровергает предположение. Действие по часовой стрелке.
«Без слов» – аналогия игры «Что мы видели не скажем, а что делали покажем». Сначала две команды: дети и родители, а затем д-р пара.
Путешествие в Радужный город: знакомство с пиктограммами.
«Какая(какой), я? » по кругу.
«Собери пиктограмму» Каждая д-р пара получает пиктограмму разрезанную на части и изображает, а другие участники должны угадать. Обсуждение
«Когда я или мой ребенок бывает такой?»
Материал: косынка, свеча, подарки участникам (мягкие сердечки), ручки на каждого взрослого.
Приветствие: «Здравствуй, добрый человек!» направо, налево, в центр круга.
И/у «Угадай, родителя по руке».Ребенку по очереди подают руки , а он должен угадать руку своей мамы или папы.
И/у «Хвасталки». Каждый ребенок должен похвастаться про свою маму, рассказать всем о ней.
«Соломинка на ветру». Все взрослые встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка»из детей. Она встает в круг с завязанными глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад» Участники осторожно передают «соломинку» по кругу.
Чтение сказок родителей для детей
Сказка ведущего «О нежных Теплышках» (К. Штайнер)
Прощание при свече: « Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью Д-р пара «я тебя люблю», пожелания участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.
- Упражнение «портрет»
Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – художник. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисовать? – спрашивает он у ребенка. – Такую же, больше, меньше?» Ребенок отвечает. «Какие будут глазки – большие, маленькие или оставим те, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош.
Обратная связь: ребенок делится чувствами.
- «Ладошки».
Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут (1)друг друга, затем (2)познакомятся, (3)проявят симпатию, (4) потанцуют, (5) подерутся, (6) помирятся, (7) попрощаются. Всего задание занимает 5 –7 минут. Обсудить чувства на разных этапах.
- «Водитель».
Участники свободно перемещаются в помещении парами, при этом один участник находится за спиной у другого, направляя его за плечи. Глаза направляемого участника закрыты, он должен полностью доверять своему водителю в том, что их пара не столкнется с другой. Через некоторое время ведущий просит пары поменяться местами. Если игра получается, то ведущий просит прибавить скорость.
- «Кто это на ощупь?», «Угадай, чьи руки».
Эти игры проводятся с завязанными глазами. Сначала дети пытаются на ощупь (по лицу и фигуре) угадать имя партнера. Затем родители находят с завязанными глазами ощупывают руки детей, стараясь определить своего ребенка. Для родителей и детей это может быть очень значимая ситуация (найдет ли мама своего ребенка?). Впечатлительный ребенок может расплакаться, если мама «отвергнет» его руки. Чтобы не допускать эксцессов, психолог должен вовремя незаметно помочь родителю найти руки его ребенка.
Детям настолько нравятся такие игры, что у психолога могут возникнуть проблемы с их окончанием.
- «Совместный рисунок».
Оно проводится в двух вариантах, в зависимости от возраста детей. Дошкольники и их родители совместно рисуют картинку на определенную тему («Наш дом», «Дом», «Праздник»).Родителям с детьми старшего возраста дается задание выполнить рисунок одной рукой (карандашом, фломастером), предавая его друг другу. При этом им нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.
После того как все закончили, каждая пара представляет свое произведение, ведущий предлагает ребенку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходила прорисовка тех или иных деталей.
- «Портрет».
Ребенок рисует взрослого. Взрослый делится чувствами.
- упражнение «подарок».
Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши. Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшнем празднике и подарите друг другу. (упражнение в паре «ребенок-мама»)
- обратная связь.
- ритуал: обняться друг с другом в паре.
Литература:
Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия
Карвасарский В.Д. Психотерапия
Леви В.Л. Искусство быть собой.
Брошюра из серии «Популярная психология»: «Читаем человека как книгу»
Железнова Е. «Топ-топ, хлоп-хлоп»: подвижные игры (для занятий в д-р группах), М., 2006г. Аудиозапись.
Косякова О.О. «Логопсихология», Р-на-Д., «Феникс», 2007г
Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.
Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.
Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.
Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.
Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.