Детский экспериментариум
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка | 68.36 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДУБНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №22 корпус №2 «РЯБИНКА» ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принято Утверждаю
На заседании педагогического совета заведующий ДОУ№22
Протокол № Иванова И.А.
От ________2021г. Приказ №___ от _______2121г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
(стартовый уровень)
Направленность естественнонаучная
Возраст: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Борисова Н.А.
воспитатель высшей кв. категории
2021 – 2022 уч.г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский экспериментариум» имеет естественнонаучную направленность. Данная программа предполагает реализацию материала, обеспечивающего стартовый уровень освоения элементарных знаний и навыков взаимодействия с объектами неживой природы. Программа составлена на основе анализа авторской программы Иванова А.И. «Мир, в котором я живу» и с учетом нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196);
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172- 14);
- Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 23.03.2016 г.
С учетом нормативных локальных актов учреждения:
- Положения о дополнительной общеобразовательной программе, утвержденной решением педагогического совета учреждения от 30.08.2018 г.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность программы «Детский экспериментариум» обусловлена наличием нормативного обоснования, востребованностью в рамках социального заказа на предоставление дополнительных образовательных услуг естественнонаучной направленности и современными тенденциями развития образования. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальноисследовательская деятельность, которая не только интересна и увлекательна для детей старшего дошкольного возраста, но и способствует росту их когнитивного потенциала. Дополнительная общеразвивающая программа «Детский экспериментариум» в процессе исследовательской деятельности, помимо накопления познавательного опыта, способствует развитию психических процессов дошкольников: обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Дополнительная общеразвивающая программа «Детский экспериментариум» направлена на изучение мира неживой природы, охрану и бережное отношение к окружающей среде. Данный аспект позволяет наиболее полно воздействовать на эмоциональный уровень личности дошкольника, что способствует развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Отличительные особенности программы
В отличие от программы Ивановой А.И. «Мир, в котором я живу» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский экспериментариум» направлена на удовлетворение потребностей ребенка в познании окружающего мира. На новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Данная программа позволяет детям овладеть более глубокими и широкими знаниями в поисково-исследовательской деятельности, получить возможность на практике подтвердить свои знания, обрести опыт. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия. Программа «Детский экспериментариум» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира. Особенностью данной программы является комплексное использование элементов ранее известных и современных актуальных методик детского экспериментирования. Важной особенностью является структуризация практического материала, создание виртуальной мини-лаборатории на интерактивной доске для организации инновационной развивающей предметнопространственной среды в группе детского сада.
Цель программы
Формирование и развитие познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной и поисково-исследовательской деятельности.
Задачи программы
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей интерес к экспериментально-исследовательской и поисково-познавательной деятельности;
- поддерживать и стимулировать стремление и инициативу детей доводить исследования до завершающего этапа для разрешения проблемной ситуации;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов – помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.);
- воспитывать социально - личностные качества каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, пытливости, критичности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Развивающие:
- формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (лабораторное оборудование);
- развивать у детей умственные способности и приемы умственных действий: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, аналогия;
- формировать способы познания путем сенсорного анализа; - формировать основы логического мышления;
- развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Обучающие:
- формировать у детей представления о химических свойствах веществ;
- развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях неживой природы;
- расширять представление детей о свойствах (воды, песка, глины, почвы, воздуха, магнита, пластмассы, стекла, метала, резины);
- способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять простейшие и более сложные зависимости.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы от 6 до7 лет. Для занятий по программе «Детский экспериментариум» принимаются все дети, желающие заниматься поисково-исследовательской деятельностью, в том числе и дети с ОВЗ, имеющие общее недоразвитие речи, с сохранным интеллектом. При поступлении на обучение по программе «Детский экспериментариум» все воспитанники проходят предварительный мониторинг – выполнение воспитанниками заданий для определения уровня подготовки перед началом обучения.
Психолого-педагогические особенности детей по программе
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Данный возрастной период характеризуется интенсивным развитием интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. В этом возрасте у детей формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. В этом возрасте ребёнок становится все более активным в познании. Он познает окружающий мир, людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисково-исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового через экспериментирование в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым. Детская познавательно - исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему школьному периоду развития.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы «Детский экспериментариум» составляет один учебный год, 36 академических часов.
Форма обучения
Формы и режим занятий, предусмотренные программой, согласуются с нормами СанПиН и включают в себя теоретические и практические занятия. Форма обучения по программе - очная.
Режим занятий
Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительность – 25 минут (академический час).
Особенности организации образовательного процесса
По программе «Детский экспериментариум» предполагаются занятия с группой постоянного состава, одной возрастной категории. Оптимальное количество обучающихся в группе 15 человек.
Планируемые результаты по программе
По окончании обучения по программе «Детский экспериментариум» учащиеся будут знать:
- основные представления о химических свойствах веществ;
- основные физические свойства и явления неживой природы;
- основные представление о свойствах (воды, песка, глины, почвы, воздуха, магнита, пластмассы, стекла, метала, резины);
- основные представления о предметах неживой природы и их свойствах;
- как обследовать предметы и явления неживой природы с разных сторон, как выявлять простейшие и более сложные зависимости и закономерности.
Уметь:
- пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр экспериментов (лабораторное оборудование);
- уметь решать нестандартные задачи с помощью логического мышления;
- уметь обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
- уметь с помощью мыслительных операций выдвигать гипотезы, делать выводы;
- уметь активно действовать при разрешении проблемной ситуации;
- пользоваться способами познания путем сенсорного анализа;
- овладение способностями и приемами умственных действий: анализом, синтезом, классификацией, сравнением, обобщением, аналогией.
Обладать навыками:
- поиска в экспериментально-исследовательской и познавательной деятельности;
- проведения экспериментов и опытов с частичной помощью взрослого, до завершающего этапа исследования и разрешения проблемной ситуации с фиксацией результатов;
- выполнения работ с лабораторным оборудованием, с соблюдением правил техники безопасности при проведении экспериментов и опытов;
- подчинять свое поведение правилам и социальным нормам коллектива, уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- самостоятельно работать под руководством воспитателя;
- бережного отношения к окружающему миру.
По окончанию реализации программы «Детский экспериментариум» у воспитанников сформируются важные личностные качества и компетенции: развитие коммуникативности, любознательности, самостоятельности, инициативности, наблюдательности, пытливости, критичности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы, открытые занятия, конкурсы, фестивали.
Формы фиксации образовательных результатов:
- готовая работа;
- готовое изделие;
- фотофиксация;
- слайд-шоу и презентация на интерактивной доске;
- демонстрация творческих работ.
Формы аттестации обучающихся по программе
1. Художественное творчество «Круговорот воды в природе»
2. Выставка поделок «Волшебные кристаллы»
3. Квест- игра «Кладоискатели»
4. Ручной труд. Оригами «Кораблики»
5. Творческая работа «Теневой театр»
6. Художественное творчество «Рисуем цветными мыльными пузырями»
7. Фестиваль «Соляная снежинка»
8. Фестиваль - конкурс «Веселые магниты »
9. Фотоконкурс «Ледяные мыльные пузыри»
10. Фестиваль теневого театра «Моя любимая сказка»
11. Выставка творческих работ «Необычные деревья нашей планеты»
12. Фестиваль «Королевство кривых зеркал»
13. Ручной труд «Поделки из бросового материала» (пластик, резина)
14. Посадка аллеи «Волшебные деревья»
Оценочные материалы
Способом определения результативности освоения воспитанниками дополнительной общеразвивающей программы служит мониторинг образовательного процесса и система портфолио воспитанников. На протяжении всего периода обучения педагог отслеживает и фиксирует результативность программы.
Формы отслеживания: входная, итоговая диагностики. Основные методы сбора информации о ребёнке
Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д.
Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке:
• Систематическое наблюдение;
• Сохранение продуктов детской деятельности;
• Беседы с родителями, анкеты, опросники;
• Общение со специалистами (психолог, врач, логопед);
• Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
• Рассказы детей;
• Фотографии;
• Аудиозаписи и видеозаписи,
• Портфолио ребенка или «Папки достижений»
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью с целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности разработаны показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования в дошкольном возрасте (Иванова А.И., автор парциальной программы «Мир, в котором я живу»).
Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации:
Высокий уровень
• Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
•Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинноследственное рассуждение потому что…).
• Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
• Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
•Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
• Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
Средний уровень
• Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
• При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
• Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
• При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
• С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
• Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
• Может зарисовать свои наблюдения.
Низкий уровень
• Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
• При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
• Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
• При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
• Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
• Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
• Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
Материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение программы
Условия реализации программы «Детский экспериментариум» .
Развивающая предметно – пространственная среда для проведения опытов. Для успешной реализации программы необходима предметноразвивающая среда, которая должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Она способствует формированию разносторонних особенностей детей, образует благоприятный психологический климат, создавая реальные и разнообразные условия для экспериментирования. Объекты, с помощью которых создается предметно-развивающая среда, стимулирующая познавательную активность, должны быть новыми и неопределенными. Чем более сложный и загадочный предмет, вещество предлагают ребенку, чем больше разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что это вызовет различные исследовательские действия. Проведение опытноэкспериментальной деятельности соответствует следующим условиям:
• безопасность эксперимента;
• отчётливая видимость изучаемого объекта или явления;
• показ только существенных сторон явления или процесса;
• простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
• безотказность действия приборов и правил обращения с ними;
• возможность участия ребёнка в эксперименте.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчёте на количество детей)
1.Стол для экспериментирования. Резиновые коврики.
2. Халаты, передники, нарукавники.
3. Природный материал: песок, глина, разная по составу земля.
4. Магниты, стёкла прозрачные и цветные, резина, пластмасса, жидкое мыло, кусочки мыла, стекло, металл, резина, пластмасса.
5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука).
7. Стеллаж для пособий и оборудования, настольная лампа, оборудование для теневого театра
8. Микроскоп, лупы.
9. Песочные часы, безмен.
10. Технические материалы (болты, гайки, гвозди).
11. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл, ножницы, ткань, бела и цветная бумага).
12. Линейки, слуховая труба, карандаши, стаканы, одноразовая посуда, ложки деревянные, трубочки для коктейля, воздушные шары, нитки целлофан, пуговицы, ложки алюминиевые.
13. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.
14. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, яичная скорлупа.
Технические средства обучения
1. Компьютер, с соответствующим программным обеспечением (пакет MicrosoftOffice – Word, Excel, PowerPoint, PictureManager; MovieMaker, проигрыватель WindowsMedia и др.) и выходом в Интернет.
2. Интерактивна доска.
3. Принтер-сканер-копир.
Информационное обеспечение
1. Опыты эксперименты видео – Развлечение и обучение.nik-show.ru. Научное – шоу Николя
2. ochepyatki.ru Пятёрка интересных опытов для детей
3. detki.guru›razvitie…s…eksperimenty-i-opyty-dlya…
4. Опыты для детей (сборник видео) kapukikanuki.ru
5. Веселые опыты для детей в домашних условиях rutube.ru›video
6. Эксперименты и опыты для детей дошкольников detki.guru›razvitie…s…eksperimenty-i-opyty-dlya…
7. Опыты для детей и научные эксперименты multiks.tv
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования с соответствующим опытом работы, обученный по данной теме, хорошо владеющий как общепедагогическими компетенциями, так и специальными знаниями в области поисково-исследовательской деятельности.
Учебно-тематический план
№ п\п | Название раздела, тема | месяц | Количество часов | Формы аттестации\контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
1. | Вводное занятие | сентябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, опрос |
2. | Свойства воды | Сентябрь - октябрь | 6 | 2 | 4 | Формы контроля: наблюдение. Формы аттестации: тестирование, выполнение практической работы |
3. | Свет | Ноябрь | 4 | 1 | 3 | Формы контроля: наблюдение, опрос. Формы аттестации: тестирование, выполнение практической работы |
4. | Воздух | Декабрь | 3 | 1 | 2 | Формы контроля: наблюдение, опрос. Формы аттестации: тестирование, выполнение практической работы |
5. | Почва | Январь | 3 | 1 | 2 | Формы контроля: наблюдение, опрос. Формы аттестации: тестирование, выполнение практической работы |
6. | Кристаллы | Февраль | 2 | 1 | 1 | Формы контроля: наблюдение, опрос. Формы аттестации: тестирование, выполнение практической работы |
7. | Удивительный мир растений \ бумага | Март | 5 | 2 | 3 | Формы контроля: наблюдение, опрос. Формы аттестации: тестирование, выполнение практической работы |
8. | Электричество | Апрель | 3 | 1 | 2 | Формы контроля: наблюдение, опрос. Формы аттестации: тестирование, выполнение практической работы |
9. | Магнит | Апрель | 4 | 1 | 3 | Формы контроля: наблюдение, опрос. Формы аттестации: тестирование, выполнение практической работы |
10. | Микроскоп | Май | 3 | 1 | 2 | Формы контроля: наблюдение, опрос. Формы аттестации: тестирование, выполнение практической работы |
11. | Итоговое занятие Посадка аллеи (как закрепление всех полученных результатов) | Конец мая | 2 | 1 | 1 | Формы контроля: наблюдение, опрос. Формы аттестации: выполнение практической работы |
12. | Итого | 36 | 12,5 | 23,5 |
Содержание программы
Содержание учебного плана программы «Детский экспериментариум»
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория
Цель и содержание программы «Детский экспериментариум» для детей 6-7 лет. Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места.
Практика
Игры на знакомство. Игра – приветствие. Игры на сплочение коллектива. Введение в программу. Исследование лабораторного оборудования, познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Раздел 2.«Экспериментирование с водой»
Теория
Неживая природа: вода. Дать представление о воде, о значении воды, о проблеме экологического загрязнения воды
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; познакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с прозрачной, стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Практика 1. «Текучесть воды». Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
2. «Что растворяется в воде?». Выявить свойства воды.
3. «Пар — это тоже вода». Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. 4. «Как пар превращается в льдинки?». Круговорот воды в природе. Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды (жидким, газообразным, твёрдым).
5. «Ходячая вода». Познакомить детей с передвижением воды.
6. «Куда делась вода». Узнать, какие материалы впитывают воду.
7. «Изготовление цветных льдинок». Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым
8. «Какие предметы могут плавать». Расширить знание детей о свойствах воды.
9. «Делаем мыльные пузыри». Выяснить способность жидкого мыла.
10. «Подушка из пены». Выявить, могут ли предметы утонуть в мыльной пене.
11. «Взаимодействие воды и снега». Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твёрдым). Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, 2 прозрачных пластиковых стакана, бумажное полотенце, порезанное на полоски, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).
Раздел 3. «Экспериментирование со светом - Солнечный свет»
Теория
Формировать у детей знания о значении солнечного света в природе, показать значение света для человека, объяснить, что источники света могут быть природными.
Цель: Познакомить детей с природным явлением – солнечный свет. Сформировать представление о солнечном свете.
Практика 1. «Когда это бывает». Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
«Опыт – посадка лука в разных условиях»
- с водой и светом,
-с водой без света,
Без воды , но со светом
Учить детей наблюдать, делать выводы.
2. «Свет вокруг нас». Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.
3. «Волшебные лучи». Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
4. «Волшебный круг». Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне.
5. «Радуга в комнате». Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне.
6. «Театр теней». Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Оборудование: иллюстрации пейзажа, событий в разные части суток, картинки с изображением источника света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик, свеча). Настольная лампа, предметы, которые не дают свет, цветовые волчки, оборудование для теневого театра.
Раздел 4. «Экспериментирование с воздухом»
Теория
Значение воздуха для живой природы. Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Практика 1. «Ворчливый шарик». Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.
2. «Поиск воздуха». Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.
3. «Где прячется воздух». Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
4. «Послушный ветерок». Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.
5. «Пузырьки воздушные, ветерку послушные». Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
6. «Воздух при нагревании расширяется». Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.
7. «Откуда берутся облака». Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом. Оборудование: воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.
5 Раздел: «Экспериментирование с почвой»
Теория
Неживая природа: земля, песок и глина. Значение песка и глины.
Цель: Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Практика 1. «Песок и глина – чудесное превращение». Выделить свойство песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
2. «Песок и глина – чудесное превращение». Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость, вязкость.
3. «Где вода?». Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаши, деревянные палочки.
4. Экспериментирование : «Кладоискатель». Провести наглядный опыт в какой почве легче найти камни, минералы, драгоценности. Оборудование: тазик, песок, кисточки.
Раздел 6. «Экспериментирование с кристаллами»
Теория
Дать представления о происхождении кристаллов и минералов. Формировать желание сохранить неживую природу.
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Практика 1. «Какой камень краше». Рассматривание таких камней как янтарь, мрамор, гравий и некоторых драгоценных камней. Учить пользоваться лупой. Познакомить со свойствами камней; развивать наблюдательность, любознательность.
2. «Соленая снежинка». Уточнить понятия детей о том, что соль состоит из маленьких кристаллов, а приготовленный сильно соленый раствор, оседает на проволоке. Учить создавать красивые снежинки.
Раздел 7. «Удивительный мир растений» , «Бумага»
Теория
Формировать у детей знания о значении растений в природе, показать значимость растений для человека.
Цель: Познакомить детей с разными растениями. Формировать представление о растениях, их выращивании, уходе за ними.
Практика 1. «Необычные деревья и растения нашей планеты ». Просмотр презентации. Обобщение знаний о растениях.
2. «Проращивание семян». Учить детей правильно сажать семена деревьев
( дуб, каштан, голубая ель). Познакомить с правильным уходом, для достижения конечного результата – посадка аллеи из выращенных саженцев в конце мая.
3. «Как дерево пьет воду?». Опытническая деятельность( спичка и подкрашенная вода). Объяснить необходимость в поливе растений.
4. «Как делают бумагу? ». просмотр слайд- шоу. Учить детей беречь лес.
5. «Искусство оригами», познакомить детей с древним искусством складывания бумаги. Научить делать кораблик.
Раздел 8. «Экспериментирование с электричеством»
Теория
Цель: познакомить детей с понятием электричество. Дать общее представление об электричестве; познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды»; познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством;
Учить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока. Развивать познавательную активность. Знакомить с мерами безопасности при работе с электричеством.
Практика1. «Что такое электричество?»
- откуда ток в батарейке
2. «Танцующая фольга». Знакомить детей с понятием статическое электричество. Учить вырабатывать энергию.
3. «Картошка под напряжением». Опыт, наглядно показывающий откуда берется электричество. Для того, чтобы получить требуемое напряжение соберем из картофелин своеобразную батарейку из 3 клубней. Причем соединяем их последовательно. И если мы с вами замкнем цепочку, подключив, например, лампочку или мультиметр, то по созданной замкнутой цепи начнут перемещаться заряды. То есть в электролитической среде начнет течь ток.
Раздел 9. « Экспериментирование с магнитом»
Теория
Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Практика 1. «Волшебная рукавичка». Расширить представление детей о магните.
2. «Волшебный магнит». Продемонстрировать и дать понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
3. «Веселые фокусы». Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом, выявить способность магнита притягивать металлические предметы.
Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.
Раздел 10. «Микроскоп»
Теория
Дать представление о микроскопе.
Цель: Формировать умение пользоваться микроскопом .
Практика 1. «Лук под микроскопом». Расширить представление о клетках, о том из чего состоят организмы. Расширить представления детей.
2. «Прозрачность под микроскопом». Разведение крепкого раствора морской соли и сладкого раствора; тренировать нанесение его на приборные стекла при помощи пипетки; дать раствору высохнуть и лишь, затем рассмотреть под микроскопом; Обратить внимание детей на прозрачность соленой и сладкой воды.
3. «Воздух волшебник» . Рассмотреть срез картошки и банана; отметить, что под воздействием кислорода (воздуха), срезы становятся темными, показать влияние внешней среды на продукт.
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Обсуждение достижений обучающихся.
Практическая часть №1: викторина «Удивительный мир».
Практическая часть №2: посадка саженцев «Дружная аллея».
Календарный учебный график смотрите в приложении 1.
Методическое обеспечение по программе
Методы обучения
При реализации программы используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, иллюстративный, частично поисковый, исследовательский, проблемный, игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, мотивация.
Под методами обучения понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей. Так как дети приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности, а также в непосредственной практической деятельности, то при проведении занятий педагогом используются следующие методы и приемы обучения.
Наглядные методы и приемы обучения. К ним относятся наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, видео фильмов, использование интерактивной доски. К наглядным методам можно отнести также и использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действия, образца задания и др.
Практические методы обучения. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только наблюдать за различными явлениями и событиями, но и практически действовать с предметами, выявлять их свойства и особенности, связи и отношения между ними. К группе практических методов относятся различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры.
Словесные методы. В основе словесных методов лежит использование речи. Словесные методы занимают большое место в воспитании и обучении 24 детей. К словесным методам относятся словесные инструкции, беседа, рассказ и объяснение педагога. Форма организации образовательного процесса Основной формой организации образовательного процесса является занятие. По форме проведения это: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, мастер-класс, творческая мастерская, экскурсия.
При проведении занятий используется форма индивидуальной работы. А также, коллективные формы:
- фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;
- групповая работа (на принципах дифференциации);
- межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Важное место в структуре занятия занимают конкурсы и игры, которые помогают детям приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать ответственность на себя, демонстрировать свои достижения и достойно воспринимать достижения других людей. При планировании и проведении беседы, сообщения, рассказа, обсуждения, педагогу важно помнить, что они должны развивать у учащихся способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить.
Форма организации учебного занятия – беседа, рассказ, практическое занятие, экскурсия, исследование, эксперимент, выставка, круглый стол, игры.
Педагогические технологии
При реализации содержания программы «Детский экспериментариум» педагог использует педагогические технологии – технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технологию исследовательской деятельности, информационнокоммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм стандартного учебного занятия
Стандартные занятия по программе всегда начинаются с организационного момента – подготовки рабочего места воспитанниками, контроля выполнения правил безопасности. (Смотри приложение 2) . Далее алгоритм учебного занятия:
- вводная часть;
- теоретическая часть;
- практическая;
- повторение изученного материала;
- контроль знаний, рефлексия
Дидактическое обеспечение программы
Для занятий подготовлены подробные методические разработки, компьютерные презентации, дидактические экологические игры, как настольные, так и для интерактивной доски, фонотека со звуками дождя, свистом ветра. Многие теоретические занятия подкрепляются видеорядом. Кроме того, педагог готовит к занятиям раздаточный иллюстративный материал, используя копировальную технику. В качестве раздаточного материала используются наборы авторских фотографий и рисунков. Важным методическим обеспечением программы является наличие или доступность научной, научно-методической и учебной литературы, которой можно воспользоваться, планируя как темы занятий, так и темы исследований, а также использование интернет - ресурсов.
Работа с родителями
Специально организованная деятельность по детскому экспериментированию способствует формированию основ культурного познания ими окружающего мира, становлению целостной картины мира. Активная позиция родителей в процесс развития и формирования познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности способствует дальнейшей успешной социализации детей в обществе. Для повышения компетенции родителей в вопросах экспериментальной, опытной, исследовательской деятельности детей, необходимо проводить на базе ДОУ:
- анкетирование (смотри приложение 3)
- консультации, расширяющие представления родителей о значении опытно экспериментальной деятельности детей в ДОУ, о правильной и безопасной организации домашней мини-лаборатории;
- мастер-классы, которые раскрывают значение экспериментальной деятельности;
- вовлечение родителей к обогащению лаборатории в ДОУ экспонатами;
- организация детских фотовыставок и видеоотчетов, создающих положительный настрой на взаимодействие.
Тема | Форма проведения | Сроки | Ответственный |
«Детское экспериментирование в семье» | анкетирование | сентябрь | воспитатель |
«Экспериментируйте с детьми дома» | буклет | декабрь | воспитатель |
“Экспериментируем с водой дома” | Фотовыставка | март | воспитатель |
«Поможем героям сказок» | открытое занятие | апрель | воспитатель |
«Детское экспериментирование» | Родительское собрание | май | воспитатель |
Список используемой литературы
Нормативно-правовые документы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля2014 г. № 295;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р).
3. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» от 17.11.2015 г. №1239.
4. Письмо Минобрнауки России от 16.11.2015 г. №09-3242 с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»;
6. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172-14 7. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
8. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Письмо 10. Министерства образования Московской области от 24.03.2106 №01-06-695).
9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
10. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497)
Информационные источники для педагога
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 80 с.
2. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, 96с.
4. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности: Методическое пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96с. «Мир, в котором я живу»
5. Исакова Н.В. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015. – 64 с.
6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
7. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры: - СПб.; ООО, «Издательство «Детство – Пресс», 2015. – 240с.
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
9. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в различных возрастных группах». Выпуск 1/Сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 240с.
10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей ФГОС ДО. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаикасинтез, 2017. – 368 с.
11. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
12. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
13. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.
Информационные источники для детей и родителей
1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение,1988.
2. Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.
3. Занимательные эксперименты и опыты /Ф. Ола и др. - М.: АЙРИС - пресс, 2014. – 128 с.
4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка - Пресс, 2004. – 72с.
5. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
6. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
7. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной». Обруч, 1998, № 2.
8. Рыжова Н. А. «Волшебница – вода». - М.: Линка-Пресс, 1997
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п\п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведения |
1. | сентябрь | 16 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | Вводное занятие, Знакомство с инструментами и оборудованием | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
2. | сентябрь | 23 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Водичка-водичка» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
3. | сентябрь | 30 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Пар – тоже вода» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
4. | октябрь | 7 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , опыт | 1 | «Куда пропала вода?» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
5. | октябрь | 14 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , опыт | 1 | «Какие предметы могут плавать?» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
6. | Октябрь | 21 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Мыльные пузыри» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
7. | Октябрь | 28 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , опыт | 1 | «Кривые зеркала» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
8. | ноябрь | 5 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Когда это бывает?» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
9. | ноябрь | 11 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Лук – взойдет не вдруг» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
10. | Ноябрь | 18 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Волшебные лучи» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
11. | Ноябрь | 25 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Театр теней» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
12. | Декабрь | 2 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Где прячется воздух?» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
13. | Декабрь | 9 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Послушный ветерок» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
14. | Декабрь | 17 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Откуда берутся облака» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
15. | Январь | 14 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , опыт | 1 | «Песок и глина – чудесные превращения» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
16. | Январь | 21 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Где вода?» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
17. | Январь | 28 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Кладоискатели» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
18. | Февраль | 3 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Какой камень краше?» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
19. | Февраль | 10 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , опыт | 1 | «Соляная снежинка» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
20. | Февраль | 17 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Необычные деревья и растения нашей планеты» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
21. | Февраль | 24 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Проращивание семян» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
22. | Март | 3 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , опыт | 1 | «Как дерево пьет воду?» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
23. | Март | 10 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | Как делают бумагу?» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
24. | Март | 17 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Искусство оригами» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
25. | Март | 24 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Что такое электричество?» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
26. | Март | 31 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , опыт | 1 | «Танцующая фольга» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
27. | апрель | 7 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Картошка под электричеством» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
28. | апрель | 14 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Волшебная рукавичка» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
29. | апрель | 21 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Волшебный магнит» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
30-31. | Апрель май | 28 5 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , опыты | 2 | «Веселые фокусы» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
32. | Май | 12 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Лук под микроскопом» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
33. | май | 19 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Прозрачность» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
34. | май | 26 | 15.45- 16.10 | Беседа, практическая работа , ручной труд | 1 | «Воздух - волшебник» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
35-36. | май май | 27 31 | 15.45- 16.10 | Беседа, опыт ручной труд | 2 | Викторина «Удивительный мир» по итогам Посадка «Дружная аллея» | ДОУ «Рябинка» «Детская лаборатория» |
Итого по программе | 36 часов |
Приложение 2
ПАМЯТКА
Правила безопасности при проведении экспериментальноисследовательской деятельности.
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге. При организации деятельности с детьми необходимо учитывать следующее:
1) действие показывает педагог;
2) действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
3) иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
4) действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
5) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
Приложение 3
Анкета для родителей
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители!
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? ________________________________________________________________
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие? ________________________________________________________________
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?________________________________________________
9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!