Работа с одаренными детьми (из опыта работы)
Работа с одарёнными детьми. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. К.Роджерс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarenymi.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Притча о способностях и возможностях.
Один человек как-то приехал в деревню. И вдруг увидел в курятнике орленка. Он, словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна. Иногда его, будто цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь. Человек решил провести эксперимент.
Взял орленка на руки, сказал:
- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!
Но орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.
На другой день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую вершину и сказал:
- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!
На этот раз он постарался подкинуть орленка повыше. Тот испугался, ведь внизу была пропасть. Пришлось молодому орлу расправить крылья и полететь.
Он поднимался все выше и выше. Всего на секунду пожалел орел, что он все-таки научился летать, и вновь ему захотелось назад, в уютный курятник. Но тут его пронзила мысль, что его место – действительно в небе. И тогда он понял, что всегда будет вспоминать и свой курятник, и деревню, и этого человека. Но назад к ним не вернется уже никогда.
Эта притча помогает проиллюстрировать основные шаги работы с детьми с высоким уровнем обучаемости.
Первый шаг этой работы заключается в том, чтобы с первых уроков физики увидеть способных ребят. Достаточно провести два – три урока в классе, чтобы определить уровень интеллектуального развития, степень логического мышления обучающихся и тогда легко выделить детей, с которыми в дальнейшем необходимо работать целенаправленно.
Но этого недостаточно. Необходимо, чтобы обучающиеся имея такие способности, хотели ими воспользоваться и развивать их дальше. Поэтому вторым важным шагом в работе является шаг в сторону развития мотивационной и эмоционально-волевой сфер обучающихся.
А для этого нужно сформировать познавательный интерес к изучению физики, необходимо вовлекать всех обучающихся в классе в активные формы учебной деятельности, потому что орленок не сможет вырасти в одиночестве. Ему нужно окружение, которое растет вместе с ним.
Для создания сильной внутренней мотивации я применяю следующие технологии:
Формы работы во внеурочное время | Формы и методы работы в урочное время |
1. Интеллектуальные игры 2. Участие в олимпиадах и в научно-практических конференциях. 3. Предметные недели. 4. Элективные курсы по выбору | 1. Элементы занимательности. 2Элементы проблемно-развивающего обучения. 3.Информационно - коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (уроки – презентации) 4.Элементы модульной технологии обучения 5.Уроки и задания творческие и нестандартные (домашние экспериментальные работы, задачи повышенной сложности) |
1.Занимательность занятий в классе подразумевает работу с интересным материалом из текстов учебника, задачника, таблиц, интернета, всего учебно-методического комплекта
1)Задача (7класс тема Что изучает физика)
Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?
Ответ. И физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.
2) Например В 8 классе тема Магнитное поле Тайна доллара. Подвесьте на стойке бумажные деньги: евро, доллар и наши российские 100 рублей. Поднесите по очереди к ним магнит. Магнит притягивает к себе только доллар. Неужели доллар такой могущественный? Может, и правда, не зря американцы так им гордятся?
(2.Элементы проблемно-развивающего обучения.)
Занимательность скорее поддерживает интерес, чем порождает его, поэтому эффективна методика создания мотивационных проблемных ситуаций путем постановки специальных познавательных задач, проблемных экспериментов с удивительными, неожиданными для обучающихся результатами.
Благоприятной является и эвристическая беседа ,в ходе которой сталкиваются разные точки зрения, возникает организованная мною дискуссия между обучающимися.
Рассуждая вслух, выдвигая гипотезы по теме, отвергая одни и аргументируя выбор других, обучающиеся учатся логике рассуждений, анализу поставленных проблем. Этот способ использую, когда у обучающихся уже имеются необходимые начальные знания и представления о предмете разговора.
Например: При изучении явления электромагнитной индукции перед обучающимися 9 класса ставлю задачу обратную той, что они доказывали в предыдущей теме: «Если магнитное поле создается электрическим током, то может ли магнитное поле вызвать появление электрического тока? При каких условиях это возможно?»
Обучающиеся получают проволочный моток, постоянный магнит и прибор, фиксирующий ток малой величины. Майклу Фарадею понадобилось 10 лет, чтобы открыть явление электромагнитной индукции, а современные дети получают подтверждение данного предположения и исследуют зависимость полученного индукционного тока от различных условий его возникновения за считанные минуты .
Проблема может быть поставлена и в форме задачи. При изучении темы «Работа газа и пара при расширении» в 10 классе, предлагаю расчетную задачу: «На какую высоту может подняться килограммовая гиря, если бы удалось использовать всю энергию, выделившуюся при конденсации 100 г стоградусного пара, если не учитывать сложности технического характера». Расчеты дают 23 км. – это вызывает удивление и интерес у обучающихся.
Проблемный эксперимент и экспериментальные задания дают более глубокое понимание изучаемого и, как следствие, стимулируют познавательную активность
Интересен для обучающихся и другой вариант экспериментальной задачи по электричеству перед началом изучения темы Последовательное соединение проводников : «Можно ли включить в сеть 220 В лампочку от карманного фонарика, рассчитанную на 6,3 В
,чтобы лампочка горела нормальным накалом и не перегорала».
Еще я применяю информационно - коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (уроки – презентации).
Использование современных мультимедийных пособий по физике позволило увидеть многие физические процессы, которые невозможно продемонстрировать в рамках обычной физической лаборатории на основе опытов. Компьютерные модели формируют у обучающихся образную, зрительную, слуховую, и эмоциональную память, (слайд15)Например модель упорядоченного движения электронов в проводнике или
С помощью этой модели обучающиеся наблюдают явление электризации тел.
4.Использование элементов модульной технологии обучения позволяет экономить время на уроке для решения задач повышенной сложности.
5. Важным фактором мотивации является эмоциональное воздействие на обучающихся.
Для этого часто использую экскурсии, нестандартные формы проведения уроков, игры , художественную литературу, сказания, легенды, исторические факты, разбираю предрассудки, обязательно рассматриваю примеры из повседневной жизни и из жизни знаменитых ученых.
Интересные факты об ученых-физиках рассказывают об их самоотверженности и преданности любимому делу.
Например: во время изучения электрической дуги наш земляк знаменитый физик-электротехник Петров Василий Владимирович удалил верхний слой кожи на кончиках пальцев, чтобы ощущать слабые токи.
А Исаак Ньютон ввел в собственный глаз зонд, чтобы понять природу зрения
Интересным при изучении темы Теория относительности в 11 классе является факт появления фотографии Эйнштейна с высунутым языком…Что же побудило великого гения науки сделать столь непристойный, даже детский жест?! Снимок Эйнштейна с высунутым языком (иногда его называют «шутливое послание Альберта Эйнштейна всему человечеству»), обрел неимоверную популярность и стал символом гения, способного радоваться жизни и шутить над собой.
Для каждого класса по каждому разделу курса разрабатываю задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, требующих от обучающегося сложной мыслительной деятельности: например 7 класс в III четверти тема «Давление».
Система заданий повышенной трудности. | Раздел V. Давление. |
1. Приготовить сообщения по данной теме. | «Чего не знали древние», «Первые водопроводы», из «книги рекордов Гиннеса», «Атмосферное давление в живой природе», «Атмосфера Земли», «Магдебурские полушария» |
2. Приготовить и продемонстрировать экспериментальное задание. | Демонстрация опыта с шаром Паскаля. Имеются стакан воды линейка. Определить давление на дно стакана, если в воде будет растворено 20г. соли. Подготовить экспериментальное задание подтверждающее, что воздух обладает массой. Определение высоты вашего дома с помощью барометра – анероида. С конструируйте автоматическую поилку для хомячка. |
3. На проведение анализа с последующими выводами. | Какая из граней параллелограмма оказывает большее давление и почему? От чего зависит давление оказываемое жидкостью на дно сосуда? |
4. Создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем. | Презентация прибора, предназначенного для измерения атмосферного давления – барометра. Презентация по теме «Водный транспорт» |
5. Создание мини проекта и его защита. | Изготовление фонтана (чертеж, макет, описание ) |
6. Задания на группировку объектов. | Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Паскаль, Архимед, гидравлические машины, водопровод, воздухоплавание, барометр, ареометр, водный транспорт. |
7. Задания на моделирование физических ситуаций и явлений. | Водный и воздушный транспорт будущего. |
8.Задания на прогнозирование физических явлений. | Подумайте, что было бы, если бы на нас не давило атмосферное давление |
9.Решение задач повышенной и высокой степени сложности | Представьте, что атмосферное давление на земле увеличилось в два раза, что произойдет с человеком и со всем живым на земле |
Некоторые задания нуждаются в консультационной работе. Особенно задания связанные с решением задач повышенной сложности.
Физическая задача-фактически это научная работа ,которая включает изучение исходных данных, их анализ и понимание физического смысла изучаемой проблемы. Решая физические задачи обучающиеся осваивают понятия и термины, учатся работать с формулами, учатся прогнозировать,, строить схемы, таблицы, применять при расчетах знания из математики, т. е приобретают универсальный способ работы .
Подготовить к олимпиадам по физике нельзя за 1-2 недели. Нужна очень долгая и кропотливая работа в течении всего учебного года...
Начиная с 7 класса и далее я практикую индивидуальные долгосрочные домашние задания по решению задач повышенной и высокой степени сложности.
Я провожу дополнительные консультации, если у обучающихся возникают вопросы. В заранее оговоренный день они сдают выполненные задания. Я их проверяю, делаю письменные рекомендации, и отдаю обратно на доработку, если какие-то задачи выполнены неверно.
Чем старше одарённый ребёнок, тем больше уделяю ему внеурочного времени для изучения предмета по индивидуальной траектории. На элективных курсах рассматриваем решение олимпиадных задач с целью подготовки к различным олимпиадам: Всероссийской олимпиады школьников, олимпиады Росатом, олимпиады ФИЗТЕХ и других. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Каждое выполненное успешно задание оценивается.
Мои ученики знают, что если сегодня не выучил, то завтра ты можешь прийти и пересдать, потому что для меня, как для учителя, важна не оценка, а осознание того, (Слайд26)ЧТО РЕБЕНОК выучил.
Такая работа с классом и с отдельными обучающимися мотивирует их на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу .
Но наиболее эффективным способом развивающего обучения является исследовательская и проектная деятельность. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие.
Практико-ориентированные проекты позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей обучающихся – ощущение полезности своей деятельности.
Исследования на уроках провожу по тем темам, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников.
Мы строим фонтаны, ветряные мельницы, паровые турбины
Внеурочные проекты ребята готовят дома, выбрав интересующие их темы. Приобщение обучающихся к научно - исследовательской, поисковой деятельности я, например начинаю уже с с 7 класса.
(слайд30) Обучающиеся выполняют теоретические проекты по темам соответствующим их уровню знаний .На слайде вы видите темы проектных работ ,которые будут в этом учебном году выполнять обучающиеся 7 в класса.
Темы проектно-исследовательских работ по физике для 7 классов
- Физика на кухне.
- Электрический ток в жизни человека.
- Познай себя (измерение объема тела на основе закона Архимеда)
- Определение размеров малых тел.
- Физика человека. Измерение различных характеристик: Масса, объём, площадь поверхности, мощность, скорость реакции.
- Давление твердых тел. Лыжи или коньки?
- Перспективы изменения климата Земли.
- Сообщающиеся сосуды на даче
- Рычаги вокруг нас.
- Закон сохранения энергии
- Силы вокруг нас
- Что такое работа в физике
- Трение в жизни человека
- Измерения в физике
- Силы в природе и технике
- Сила тяготения – великая и необычная
- Архимедова сила
- Архимед — величайший древнегреческий математик, физик и инженер
- Атмосферное давление — помощник человека
- Вклад М.В. Ломоносова в развитие физической науки.
- Влияние механической работы на организм школьника
- Вода — вещество привычное и необычное.
- Вода в трех агрегатных состояниях.
- Единицы измерения физических величин
- Жизнь и достижения Б. Паскаля
- Закон Архимеда. Плавание тел.
- Закон Паскаля и его применение
- Изобретения Леонардо да Винчи, воплощенные в жизнь
- Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.
- Куда исчезает энергия
В 8 - 9 классах обучающиеся создают свои первые практические проекты. Результаты многих проектных работ я использую на уроках. Например генератор, созданный Стефановой Г. В 8 классе, я использую в 9-х и 11-х классах при изучении темы Переменный электрический ток, а прибор ,созданный Булгаковым С .в 9-том классе, при изучении темы Электромагнитные волны.
Для меня важно научить ребенка учиться, решать проблемы в сфере учебной деятельности, находить необходимые источники информации и оптимальные способы, чтобы добиваться поставленной цели.
И такая работа дает свои результаты. Мои ученики неоднократно становились победителями и призерами олимпиад разного уровня.
Я готова заниматься с теми, кто хочет работать и ни разу не пожалела о потраченных усилиях. Для учителя работа с одаренными детьми полезна потому, что помогает сохранять свои интеллектуальные возможности. Заставляет много читать, решать трудные задачи, осваивать новые области знаний
И закончить свое выступление я хочу словами великого ученого Майкла Фарадея :
Я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и эффективно выполняя свой долг перед человечеством…..
Я желаю вам всем, чтобы уходя с вашего урока каждый ребенок сказал я гений.
Другой способ развития познавательной активности – поисковая беседа, т.е. разрешение проблемы с помощью системы вопросов. Этот способ использую, когда у обучающихся уже имеются необходимые начальные знания и представления о предмете разговора.
При изучении явления электромагнитной индукции перед обучающимися ставлю задачу обратную той, что они доказывали в предыдущей теме: «Если магнитное поле создается электрическим током, то может ли магнитное поле вызвать появление электрического тока? При каких условиях это возможно?»
Студенты получают проволочный моток, постоянный магнит и прибор, фиксирующий ток малой величины. Они получают подтверждение данного предположения и исследуют зависимость полученного индукционного тока от различных условий его возникновения (от скорости относительного движения мотка и магнита, от величины магнитного поля).
Опыт работы показывает, что большие возможности для развития одаренных детей, их мышления и творческих способностей даёт специально организованная внеклассная работа и работа по методу проектов или проектная деятельность. Метод проектов включает в себя и исследовательскую деятельность обучающихся Учебные исследования, проводимые обучающимися во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения обучающихся самостоятельно работать. При организации такой работы широко применяется как на уроках, так и во внеурочной деятельности проектно-ориентированное обучение. Что это такое? Проектно-ориентированное обучение является технологией организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся ставят и решают собственные задачи, данная технология сопровождается самостоятельной деятельностью обучающихся. Метод проектов позволяет обучающимся ставить и решать собственные задачи, завершающихся созданием продукта их труда. Я использую в своей работе компетентностно - ориентированный подход к обучению, в основе которого лежит активизация познавательной деятельности обучающихся, превращающая школьника из объекта в субъект образовательной деятельности. Школьный курс предмета 2 физика» с использованием метода проектно - ориентированного обучения представляет мне возможность воспитывать выпускника, способного успешно самореализоваться в условиях динамичного развития научно – технического прогресса и формировать следующие ключевые компетентности – готовность к решению проблем, физическую компетентность к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность. Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников, по моему мнению, является, интерактивное обучение и метод проектов (исследовательский, обучающий личностно-ориентированный и здоровье сберегающий.) перед началом изучения темы Магнитное поле в 8 классе я привожу такой исторический факт
во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы.. Что делать? Один из членов экипажа предложил «гениальную» идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воду торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.