РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
работа с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrechaem_vmeste_novyy_den.docx | 69.68 КБ |
kaek_sdelat_vospitateley_soyuznikami.docx | 14.8 КБ |
muz.ruk_na_przdnike.docx | 13.23 КБ |
o_repetitsiyah.docx | 14.95 КБ |
sekrety_vzaimnogo_uspeha.docx | 13.31 КБ |
sekrety_vzaimnogo_uspeha.docx | 13.31 КБ |
slushaem_muzyku.docx | 13.5 КБ |
trudnosti_nashey_raboty_i_kak_s_nimi_spravlyatsya.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Как хорошо, что вместе встречаем новый день
Успех занятия зависит в том числе от того, насколько сосредоточены ребята. Созданию рабочего настроя помогают небольшие песенки-приветствия. Покажу парочку из них, которые особенно любят мои ребята.
Первое приветствие такое: дети входят в зал, становятся в круг, берутся за руки.
Мы ладошки другу подадим,
И с улыбкой «Здравствуй!», говорим.
Добрый день, добрый день, заниматься нам не лень!
Добрый день, добрый день, заниматься нам не лень!
Можно петь с этими словами, а можно - с чуть измененными, как в нотах (как мы поем на видео):
Еще одна песенка-приветствие не только собирает внимание ребят и настраивает их одновременно на рабочую и радостную волну, но и помогает ориентироваться в направлении движения мелодии, различать регистры, понимать строение песни (при полном повторе текста первая фраза - повторяется, вторая же - изменяется). Так, в самом начале занятия мы уже учимся петь, играя!
Приветствие поется a-capella, но, на всякий случай, ноты:
Удачи!!! Встречайте новый день с улыбкой!
Предварительный просмотр:
Как сделать воспитателей своими союзниками
Сколько прекрасных, умных, тонких, « горящих» на работе воспитателей, как говорится, «пединфецированных», заинтересованных, творческих,.. столько же, наверное, и их противоположностей…
Тема воспитателей – их лени, случайности в профессии, небрежности, равнодушия и даже хамства в отношении с коллегами – это животрепещущая тема для всех детских садов!
Самое сложное и безнадёжное - в том, что люди, к сожалению, не меняются,.. даже детей «переделать» сложно, практически невозможно, а уж взрослого!... вообще нереально!
Поэтому надеяться на то, что лентяй и бездельник вдруг резко переродится – это пустые фантазии…Это, конечно, очень удручает, и руки опускаются!
Да тут ещё и срабатывает чёткая закономерность: если воспитатели заинтересованные, творческие, то и дети - успешные, поющие, танцующие, выразительные в стихах и ролях!
А если лицо у воспитателя- будто лимон съела, и она «делает одолжение», приводя тебе на занятие детей, и никак даже не старается включиться в процесс, ей сто лет неинтересны ваши старания, то и дети - как точное её отражение в зеркале!
Но раз метаморфоза невозможна… значит, надо искать компромисс!
Не хватало ещё расстраиваться из- за людей, которые не смыслят в нашей профессии ничего, и не понимают , что они прежде всего делают плохо не нам, а своим же детям!
Значит, надо договариваться!
Первый вариант: сесть в уютной обстановке, только подобрать нужное время (а что делать?- приходится быть психологом и дипломатом…) и обсудить – что не так?, найти слова, чтобы воспитатели поняли, что это нужно не вам- это не ваш бенефис и день рождения! Это нужно детям! Их детям, детям их группы! Попробуйте договориться как женщины, как мамочки, пока без вмешательства заведующей и методиста (сделайте на это акцент, пусть они оценят ваше благородство!)
Второй вариант: пойдите на маленькую хитрость: придите с набросками утренника - и скажите, что вам нужен их совет: как им – такая идея, такие герои, такая песня?
Сделайте кому-то из них комплимент – что она такая красивая, стройная- будет прекрасно смотреться в намеченной вами роли, вы только её и видите в ней…
Похвалите этого воспитателя (пусть даже почти авансом) за то, что дети сегодня лучше прочитали стихи, или ответили на вопросы (поощрите хоть крошечную её заслугу! Иногда это даёт толчок, и человек начинает верить в свои силы, будто просыпаться!)
По принципу: «ты со мной по- человечески – и я с тобой по- человечески»…
Или порадуйтесь, что нашли что-то интересное для занятия, для утренника, и вроде бы, пришли с ними поделиться своей радостью…
Третий вариант: ищите единомышленников среди других сотрудников детского сада: иногда младший воспитатель, кладовщик или завхоз сыграет роль лучше любого воспитателя, и создаст на утреннике атмосферу балагурного веселья!
Ну, а уж если ничто не помогает… придётся бить в набат и трубить срочно общий сбор: вместе с заведующей, методистом! Пускай они своими административными методами, материальными способами наказывают их, а что делать? Пускай хотя бы заставят выполнять свои обязанности!
Вы, видит бог, пытались всё решить миром…
Многие заведующие категорически запрещают воспитателям иметь на утреннике папки со сценарием.
Я разрешаю их держать в сторонке - но только как психологическую поддержку, в том случае, если от волнения забудется первое слово в строчке…
Но перед утренником я должна быть уверена, что воспитатель знает - как «отче наш» - ход утренника, наизусть весь свой текст, порядок чтения стихов, раздачу шапочек и т.д.!
Мы несколько раз перед утренником проходим мысленно и вслух весь сценарий, и каждый раз находим те нюансы, которые упустили в прошлый раз! Потому что только в пошаговом, действенном прохождении сценария с воспитателями (без детей, в сончас), приходят в голову самые удачные и логичные способы - как избежать пауз в утреннике и наиболее компактно и удобно раздать и собрать атрибуты… Вплоть до того- кто какой номер из воспитателей негласно курирует и, если что, будет на подхвате!
С детьми работать трудно, а со взрослыми- ещё сложнее..
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель на празднике
Музыкальный руководитель ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ ГЛАЗА СВОИХ ДЕТЕЙ,
а, ВЕРНЕЕ СКАЗАТЬ, - ДЕТИ ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ ЛИЦО И ГЛАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ!
Это обязательное условие музыкального зала! При этом на занятии пианино должно стоять высоким регистром к детям, а отнюдь не низким, как тоже по каким-то непонятным причинам бывает в детских садах!
Если придут компетентные проверяющие - обязательно запишут это- как грубое нарушение.
В зале любого размера и протяженности, пианино должно стоять так, чтобы во время выступления дети видели музыканта.
Во- первых, дети- есть дети, они должны видеть поддержку глазами, губами, мимикой своего музыкального руководителя, особенно малыши! Ведь они могут что-то забыть, отвлечься, не вовремя вступить.... они должны это делать по жесту музыканта- да ещё с его моральной, эмоциональной поддержкой!
Даже оркестр и хор выступает по жесту своего дирижера!
А почему наши дети должны, с подкосившимися от волнения ногами и с пересохшими губами, оставаться один на один с публикой, которая ему незнакома, ведь в этой толпе трудно найти порой глаза мамы... да и что она может сделать, чем помочь ребёнку? разве она знает текст песен, сценарий?...
И только музыкант - на ему и детям понятном, "птичьем" языке может помочь, поддержать, подсказать, да просто глазами одобрить, поддержать детей!
И это правильно! Тут у взрослого-то руки трясутся и слова застревают в горле во время ведения утренника или исполнения роли,... а уж у детей с их итак нервной психикой....?
Поэтому пока не поздно, постарайтесь переставить пианино правильно! Как ни крути, где-то оно должно стоять... так почему не поставить правильно?
Я лично сижу во время утренников , получается, в толпе родителей, которые просто облепляют моё пианино.... зато дети смотрят вперёд и видят- и родителей, и меня.... всем удобно!
Предварительный просмотр:
О репетициях
Я считаю, что репетиции перед самым праздником проводить надо! Это нужно не только детям, которые теряются перед зрителями,.. и там, где взрослый может быстренько сориентироваться,.. ребёнок растеряется, затушуется, и не сделает так, как делал на занятии... Это нужно и воспитателям, и муз.руку, потому что в процессе репетиций выявляются те организационные моменты, неучтение которых может смазать весь праздник, затянуть его, наделать ненужных пауз и "дырок" в сценарии и ходе утренника!
Но репетиция- репетициям- рознь! Это не значит, что нужно репетировать бесконечно, выматывая детей! Но проходить куски сценария, вызывающие особое волнение- я считаю, необходимо!
В любом случае, муз.занятия перед праздниками автоматически превращаются в репетиции, что уж греха таить... вряд ли кто-то выдерживает ход обычного занятия, когда утренник "на носу". В любом случае- это оттачивание и прохождение хороводов, песен, входов и т д.
Я обязательно стараюсь проводить такие репетиции - в старшей и подготовительной группе, т.к. там праздники сложные и по сценарию, и по репертуару, да и то никогда не получается пройти всё, что наметила. В старшей группе- репетируем эпизодами, кусочками, которые особенно сложны в исполнении!
А вот уж в средней и младшей группе- репетиции, я уверена не нужны!!! Утренники не настолько сложны, чтобы в этом возрасте делать прогон, тем более со стихами... да и дети маленькие- устают быстро!
Тут я абсолютно доверяю воспитателям качество стихов, если честно, в младшей и средней группе я только на утреннике слушаю стихи - у меня очень сильные и ответственные воспитатели в этих группах, поэтому я им абсолютно доверяю, тем более, что чтение стихов- это ПОЛНОСТЬЮ РАБОТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ!!!
Не загружайте себя ещё и этими проблемами, не перекладывайте на свои плечи их обязанности!
А то потом воспитатели привыкнут, и так и будут ждать, что вы сами будете ещё и стихи отрабатывать...
Представляете- сколько времени надо отвести на репетицию, если слушать и корректировать ещё и стихи у малышей и средних????
Я понимаю, послушать уже готовые стихи у старших -подготовительных, и то- выборочно, у тех детей, в ком вы не уверены, и помочь с интонацией, с жестами...
Тут дай бог, чтобы хватило времени на музыкальные номера... итак ведь перед утренниками- это же просто сумасшествие для музыкантов- по нагрузке, волнению, что не успеешь, а сколько индивидуальных номеров... сами знаете...
Так что моё мнение- репетиции просто необходимы в старшем, а особенно в подготовительном возрасте, а малыши и средние вполне могут без них обойтись...
Да что там таить? Вот если бы не было на утренниках родителей, если бы эти праздники были ТОЛЬКО для детей!!!! Сколько бы мы избежали волнений, лишних нагрузок, нервов,... а уж о дополнительных репетициях- и речи бы не было вовсе....
На самом деле никто из нас и не называет эти занятия репетициями- так официально.. это уже термин для нас, ведь мы сейчас говорим в узком кругу специалистов, где все говорят на одном языке и понимают друг друга с полуслова... и кривить душой не будем...
Каждый из нас проводит такие занятия, где отрабатываются какие-то сложные номера или части занятия, которые потом войдут в праздник!
Но вот уж о репетиции сюрпризных моментов при детях, выход героев и взрослых персонажей- об этом и речи быть не может!!! Ребята только на утреннике узнают о гостях праздника и смотрят спектакль, театр взрослых героев и перепитии сюжета! Иначе им будет неинтересно!
Но, что называется," попробовать сцену", знать -где встать, как повернуться, как выйти на танец или начало инсценировки - это надо детям сделать хоть разок перед выступлением!
А разве не было у кого-то из нас случаев, когда ребёнок всё прекрасно делал на занятии, а перед публикой так растерялся, как будто в первый раз вышел на танец?
Поэтому закрепление проблемных сцен, номеров успокоит - и детей, которые будут уверенны в своих силах и в красоте своего выступления,.. и нас, когда мы будем знать: что ни хаоса, ни растерянности в празднике не будет, что всё идёт как по маслу... мы-то ведь тоже должны получать удовольствие от праздника, а не обливаться холодным потом от страха, что что-то не получится и столько стараний и детских, и наших не оправдают себя...
Предварительный просмотр:
Секреты взаимного успеха
- Люби своё дело и всегда будь в душе ребёнком.
- Создай на занятии атмосферу доверия, сосредоточенности, заинтересованности и желания достичь успеха.
- Сделай процесс обучения интересным, игровым, наглядным. Если детям скучно на занятии - успех обречён.
- Найди такой игровой момент, такой образ, чтобы дети сразу, на этом же занятии исправили нечистое пение хотя бы на тон, исполнили неправильное движение хоть немного красивее. Не оставляй недоделанным начатое.
- Не поощряй некачественное исполнение детьми песен, танцев, не занимайся попустительством: « научатся потом…». Потом - не бывает…
- Не обучай механически, вслепую, дай возможность детям подойти к процессу обучения осознанно, давай им больше творческих задач, учи размышлять логически.
- Не откладывай развитие вокальных, танцевальных и творческих умений детей на старший возраст, эти задачи должны решаться с младшей группы.
-Дай ребёнку возможность поверить в то, что у него всё получится, развивай в нём самоуважение и самодостаточность.
-Замечай и поощряй даже самый небольшой успех у робких детей.
-Чаще занимайся индивидуально с проблемными детьми. Разговор глаза в глаза и атмосфера дружелюбия, доверия творят чудеса.
- Не занижай, а завышай «планку» для себя и детей, чтобы была видна динамика развития музыкальных способностей ребёнка и не иссякал стимул для роста самообразования музыканта.
-Нарабатывай и накапливай богатый, разнообразный репертуар, постоянно пополняй и обновляй его, тогда будет интересно и тебе, и детям.
Давайте будем придерживаться этих правил, и успех сам отыщет нас и наших детей, а увлечённость своей работой родит новые педагогические находки, которыми мы с удовольствием поделимся друг с другом!
Предварительный просмотр:
Секреты взаимного успеха
- Люби своё дело и всегда будь в душе ребёнком.
- Создай на занятии атмосферу доверия, сосредоточенности, заинтересованности и желания достичь успеха.
- Сделай процесс обучения интересным, игровым, наглядным. Если детям скучно на занятии - успех обречён.
- Найди такой игровой момент, такой образ, чтобы дети сразу, на этом же занятии исправили нечистое пение хотя бы на тон, исполнили неправильное движение хоть немного красивее. Не оставляй недоделанным начатое.
- Не поощряй некачественное исполнение детьми песен, танцев, не занимайся попустительством: « научатся потом…». Потом - не бывает…
- Не обучай механически, вслепую, дай возможность детям подойти к процессу обучения осознанно, давай им больше творческих задач, учи размышлять логически.
- Не откладывай развитие вокальных, танцевальных и творческих умений детей на старший возраст, эти задачи должны решаться с младшей группы.
-Дай ребёнку возможность поверить в то, что у него всё получится, развивай в нём самоуважение и самодостаточность.
-Замечай и поощряй даже самый небольшой успех у робких детей.
-Чаще занимайся индивидуально с проблемными детьми. Разговор глаза в глаза и атмосфера дружелюбия, доверия творят чудеса.
- Не занижай, а завышай «планку» для себя и детей, чтобы была видна динамика развития музыкальных способностей ребёнка и не иссякал стимул для роста самообразования музыканта.
-Нарабатывай и накапливай богатый, разнообразный репертуар, постоянно пополняй и обновляй его, тогда будет интересно и тебе, и детям.
Давайте будем придерживаться этих правил, и успех сам отыщет нас и наших детей, а увлечённость своей работой родит новые педагогические находки, которыми мы с удовольствием поделимся друг с другом!
Предварительный просмотр:
Слушаем музыку
У малышей и у средних групп я играю "слушание" сама - сочиняю, импровизирую лишь с одной целью: дать им понятие характера музыки, осознанные эпитеты к ней ( у меня малыши дают уже по 5-6 определений к музыке: например - нежная, ласковая, плавная, спокойная, тихая, высокая).. причём осознанно!
Ух, как я их путаю, играя на следующем занятии музыку уже в низком регистре и музыку другого характера( была лирическая, а сегодня- игровая, весёлая)... вообщем, добиваюсь ОСОЗНАННОСТИ восприятия, и второе - не менее важное - понятие звуковысотности музыки ( высоко- средне- низко), и подбор персонажей к музыке - зверят, сказочных героев, явлений природы... тоже путаю, провоцирую... добиваюсь сознательного ответа с аргументами - почему? Почему волк под эту музыку придти не может? А бабочка? Почему?
Я никогда не прошу детей поднимать руки и ждать ответа - пусть говорят все, у кого созрела мысль, пока есть запал, инициатива - её надо поддержать! В этой, казалось бы, сумятице, всегда есть правильные и здравые ответы... а то если спрашивать одного, а второй - пятый, десятый трясёт рукой... так и не дождавшись, когда его спросят... конечно, он будет елозить, ему становится скучно и обидно - не спросили...
А когда отвечают 5-7 человек - это стимулирует остальных думать и быстро отвечать... и даже если дан неправильный ответ - все вместе думаем- почему? анализируем, дополняем друг друга практически каскадом ответов... - ВСЕ принимают участие в обсуждении, все вовлекаются, поэтому и не отвлекаются... а тот, кто молчит - обалдевает от такого натиска со стороны соседей и слушает, открыв рот...
Восприятие музыки - слушание, как говорили мы раньше - очень важная часть музыкального занятия.
Ведь если ребенок не разбирается в музыке, не умеет её анализировать, как он сможет быть выразительным в пении, точным в интонировании, ритмичным в танце и оркестре?
Это- аксиома, и доказывать её нет смысла.
Я хочу вам показать маленький фрагмент занятия для курсов музыкальных руководителей - восприятие музыки- как подготовку к пению.
То, что вы увидите- это абсолютная хрестоматия, уверена, что все мы этим занимаемся, но меня радует, что дети в октябре средней группы ( учитывая, что летом занятий не было, и это начало года - ещё, практически, малыши) осознанно рассуждают о музыке, давая 6-7 эпитетов...для малышей - неплохо..
Предварительный просмотр:
Трудности нашей работы. Как с ними справляться...
Конечно, же, добиться выразительности в танце У ВСЕХ ДЕТЕЙ- это очень трудно! Я абсолютно согласна! Но вот на плёнке видно- танцуют вся группа: и те, кто одарён от природы- только направь, и делают всё сами, и те, кому всё это настолько чуждо, неинтересно, или просто - ну, природой не дано! Может быть, он будет прекрасным математиком, финансистом, физиком, НО ПЕВЦОМ И ТАНЦОРОМ - вот это вряд ли...
А нас-то заставляют "осчастливливать" всех!!!!
Вся трудность нашей работы :
1. В необходимости обучать красоте движений в танцах и чистоте интонирования в пении ВСЕХ детей , даже тех, кому в силу их природных наклонностей, достаточно лишь факультативного слушания музыки, ну, просто, чтобы человек прикоснулся к прекрасному- в плане ознакомления!!!
На этом природа сказала ему: "это красиво, слушай, наслаждайся и занимайся своим делом, талант к которому я тебе дала!"
Так нет! У нас ведь - фронтальное обучение! А осчастливить насильно нельзя!
И как приходится нам вылезать из кожи, чтобы развить талант и интерес к обучению именно у ТАКИХ детей!
И заметь, мы же нервничаем на занятиях ТОЛЬКО из-за НИХ, из-за этих 5-6- человек!!!!
Ведь повысить голос на детей, которые танцуют и поют-как дышат - и в голову не придёт!
Получается, что мы спорим с самой природой! А этот спор нелогичен и очень трудно побеждаем!!! Иногда выматывает нас невероятно!
2. В публичности нашей работы! Ведь каждые 2 месяца мы обязаны представить результат этих "боёв", доказывать родителям, что их дети достигли того-то и того-то!
А какой ценой это достаётся...
...Работа воспитателя неимоверно трудна, и я очень уважаю их труд, но ни они, ни преподаватель по ИЗО, ФИЗО не отчитывается перед родителями, не дают таких открытых занятий!
В конце концов- написал ребёнок эту закорючку, прыгнул на столько-то сантиметров, решил задачку - никто этого не знает, и это происходит не на глазах у родителей!
Я белой завистью завидую тем педагогам, которые работают в кружках! Ведь они отбирают ЛУЧШИХ детей, с природным чувством ритма и слухом, да ещё по количеству-10-12 человек!
Вот это просто - счастье - работать в таких "тепличных условиях!"
Тут не только вальс, тут балет ставить можно!
А с 28? Да ещё с диагнозами, и грация как у медведя, который ещё и на оба уха наступил?!...
Но это всё бисер, бесполезные разговоры!
Побурчим, побурчим, а нашу работу за нас никто не сделает...
Поэтому надо подумать - как всё-таки выходить из этой ситуации?
Я думаю, что выход может быть только в таком подходе:
a) система занятий, т. е. не от случая к случаю, а обязательно систематические упражнения и закрепления начатого, будь то пение, движение, творчество или слушание.
б) завышение планки с самого младшего возраста.
Ведь если ребёнку не говорить, что ЭТО- ТРУДНО, то это и не будет трудно! Перегружать, конечно же, не надо, но и долго сидеть на "пружинке" и "притопах",я думаю, тоже не следует! Упустишь время,когда формируется основа- потом не нагонишь...
в) учить быть выразительным во всех видах деятельности- ты замечала?- если дети поют как каменные статуи, без эмоций и выразительной мимики и жестов, то и в танце они зажаты, деревянные! Если дети не привыкли выражать свои эмоции в слушании, рассказывая о своих ощущениях, если не могут подобрать эпитетов к музыке, то и в песенном творчестве- будет не сочинительство, а "волынка" на 2-3 нотах, похожих друг на друга...
Это ведь всё - как грани одного целого: ребёнок должен выражать свои эмоции и в слушании, и в пении, тогда и в танце уже будет формироваться НАВЫК быть выразительным! Это как клубок- одно за другое цепляется: если ребёнок привык быть выразительным в пении, то у него просто не получится быть "зомби" в танце!
Именно поэтому так необходимы эти этюды- театральные: в игровых распевках, которые являются первой ступенькой к раскрытию эмоций в исполнительстве!
Я не знаю, как кто работает, и какие подходы применяет, я - скажу за себя:
У меня поскоки дети начинают пробовать делать уже в конце младшей группы!
И знаешь, что меня на это подвигло?
Я увидела совершенно случайно( а случайностей, как известно, не бывает), что маленький 3-х летний мальчишка, получив от мамы мороженое, от радости, откусывая его, запрыгал вперёд на поскоках! У меня как у "больного " на это человека, сразу возник интерес, и я спросила, стесняясь, маму- в какой садик ходит ребёнок? Оказывается- не ходит ...
Так значит, инстинкт прыгать с ножки на ножку заложен у малышей природой!Он делал это так естественно и легко! А вот скажи я ему:"ну-ка, сделай поскок!", он тут же забыл бы - как это делается!
Поэтому я и начинаю теперь обучение малышей поскокам
с такого этюда:" Представь, что мама купила тебе вкусное и большое мороженое! Ты так обрадовался, что радостно поскакал вперёд, показать всем такую красоту и вкусноту!" И больше, чем у половины группы - получается с первого раза!!!
Шаг польки мы делаем с конца старшей группы. А что в нём трудного?
Ведь если начинать с "народного шага польки" - там всё прозрачно- как в зеркале: сначала уже знакомый поскок, а потом 2 шажка... "делать нечего",- говорят ребята! Ведь Мальчик Прыжок и Мальчик Шажок им знакомы с младшей группы...
Вальс в подготовительной группе поэтапно по фигурам, не спеша, мысленно разбив на эпизоды - практически сразу после 8 марта. Наскоком и без системы, согласись, ни вальс, ни полонез, да даже насыщенную движениями польку не станцуешь!
Поэтому в сентябре придут малыши... и эта карусель завертится снова, только с другими пассажирами...