ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Предварительный просмотр:
Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Основной задачей педагогов ДОУ в связи с этим – является выбор методов и форм организации работы с детьми с использованием инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с ребенком придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Под технологией обучения следует подразумевать определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека.
Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Достижение этой цели возможно путем использования не только стандартных методов музыкального воспитания дошкольников, но и современных, инновационных образовательных технологий.
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Наряду с общепринятыми методами физкультурно-оздоровительной работы большое значение приобрело музыкально-валеологическое воспитание.
Музыкально – валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Музыкально – валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства детского сада и осуществляется в нескольких направлениях:
• В образовательном процессе дошкольного учреждения (интегрированные музыкально – валеологические занятия; музыкально – физкультурные досуги и развлечения);
• В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары – практикумы);
• В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой (совместные тематические праздники и досуги).
Целью музыкально–валеологической работы в дошкольном образовательном учреждении является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный; духовно –нравственный; личностный; интеллектуальный; коммуникативный; физический.
Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению ЦНС, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. В своей практике я использую систему дыхательной гимнастики, разработанной А. Н. Стрельниковой. Принцип её методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох через рот. На начальном этапе работы рекомендуется использовать такие упражнения, как «Погончики», «Насос», «Ладошки», «Кошечка».
Артикуляционная гимнастика
На музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:
• Формировать артикуляцию различных звуков;
• Совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ\
• Увеличить объем слуховой памяти и внимания;
• Развивать музыкальную память, запоминания текста песен;
• Совершенствовать дикцию;
• Развивать чувство ритма;
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенком) и активная (ребенок самостоятельно выполняет движения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Игровой массаж
Цель игрового массажа – научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.
Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре.
Пальчиковые игры
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Музыкотерапия
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Можно использовать музыку во время утреннего приема. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.
Логоритмика
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой на речевой группе.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей детей, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимают мышечную закрепощенность, повышает активность детей.
Помимо здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях используются такие нестандартные методы воспитания, как
Сказкотерапия
Задачи: повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.
Игровые технологии
Игра – основной вид деятельности ребенка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Музыкально-дидактические игры – важное как средство развития музыкальных способностей дошкольников.
Задачи:
• Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме – посредством музыкально-дидактических пособий и игр.
• Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т. д.
• Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.
Результаты использования игровых технологий в работе:
• Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
• Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
• В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения, навыки.
• Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Педагогические методы и приемы:
• Наглядно-слуховой метод (воспроизведение музыки с помощью ТСО, исполнительский показ).
• Метод обобщения (создание целостного представления о временах года жизни растений и животных, различных аспектов жизни человека с помощью различных изобразительных средств – музыки, живописи, поэзии).
• Проблемное использование наглядно – слухового метода (прием побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий – изобразительные средства музыки, цвета).
• Наглядно – зрительный метод (показ иллюстраций).
• Метод пластического интонирования (передача характера музыки в движении.
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Искусство выступает универсальным средством воспитания чувств, несет духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Оно как образная модель жизнедеятельности, дает возможность ребенку осваивать окружающий мир во всем его многообразии. Эстетическая наука определяет искусство как художественное освоение мира, однако тут она сталкивается с трудностью: художественное освоение мира выступает в крайне разнообразных формах. Одни художественные творения являются словесными, другие – бессловесными, одни звучащими, другие – безмолвными, одни телесными, другие – бесплотными; одни произведения искусства обращаются к нашему зрению, другие – к слуху, третьи – к зрению и слуху одновременно. Многообразие и целостность мира наиболее полно представлены в различных видах искусств. Синтез искусств в эстетическом развитии дошкольников возможен потому, что отдельные виды искусства, например, живопись, музыка и литература, отражают, изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, которые интегрируют, создают целостные образы в представлении детей. Именно такие цели ставит современное дошкольное образование перед педагогами – создание целостного образа мира у ребенка. Кроме того, интеграция видов искусств выступает средством эстетического развития детей дошкольного возраста. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо ребенку для успешного осуществления эстетического восприятия, эмоционально-положительного отношения к деятельности, воображения, образного мышления.
Задачи педагога: дать ценности, создать условия восприятия ценностей и дать им прорости в душе ребенка.
Цели педагога: поддерживать собственную творческую деятельность ребенка, формировать творческие способности в обучении и через обучение. Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности. Для этого педагог рассказывает детям о различных музыкальных жанрах, развивает у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять ее настроение, характер и использованные средства выразительности. Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности, поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в рисунке. Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности. Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Театрально-игровая технология
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто-то показывает себя в большей роли, кто-то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два-три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые – воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.
Цели:
• Приобщение детей к театральной культуре.
• Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей.
• Обеспечение взаимосвязи, театрализованной с другими видами деятельности.
• Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.
• Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Музыкально-театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки. Музыкально-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка.