Учебно - методическая работа

Другов Сергей Борисович

Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ в 5 классе

Тема: Действия в случае возникновения пожара в здании.

разработал Другов С.Б., учитель ОБЖ первой кв. категории

МБОУ Кочуновской ООШ

Цели:    - ознакомить учащихся с правилами пожарной

                  безопасности;

               -обучить правильным действиям при пожаре в жилище;

               -закрепить знания и оценить их уровень.

Задачи:

Образовательная – научить детей осторожному обращению с   огнем.

Развивающая  – сформировать навыки правильного поведения и  

                          уверенность в действиях при пожаре;

Воспитательная  – воспитывать чувство взаимопомощи при

                               возникновении опасной ситуации (пожар).

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Здравствуйте, садитесь. Проверяем готовность учащихся 5 класса к уроку. Покажите ваши дневники, учебники, тетради.

 Молодцы, к работе на уроке готовы.

  1. Постановка целей и задач урока. (Обращаясь к слайду №1).

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в мир знаний основ безопасности жизнедеятельности. Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Тема нашего путешествия: Действия в случае возникновения пожара в здании.  Зачитываю цели и задачи урока со слайда.

Путешествие по станциям предполагает, что вы самостоятельно по каждой станции будите делать записи в тетрадь.

  1. Вступительное слово учителя:

Человек за многие тысячи лет научился пользоваться огнем и защищать от огня свое жилище.

Наши предки знали немало хитростей для добывания огня. Они, считая его живым существом, божеством, поклонялись ему. Использовали огонь для обогрева, приготовления пищи, для отпугивания хищных животных и тд.

Проходили века, огонь утратил силу божества, но другом и помощником быть не перестал.

В наш век современных технологий мы тоже пользуемся огнем для обогрева и приготовления пищи.

При неумелом, неправильном обращении с ним, огонь превращается в злейшего врага, уничтожая все живое на своем пути.

(слайд №2) Итак, начнем наше путешествие.

1 станция «Теоретическая» Слайд №2.

Проверим ваши знания темы. За правильный и полный ответ учащиеся получают жетон. По количеству жетонов определим «Знатока ОБЖ».

Что называется пожаром? (это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни человека)

Назовите основные причины возникновения пожара в жилище. (Детские шалости, короткое замыкание, брошенная непотушенная сигарета, сушка одежды над газплитой,  перегрузка розетки от электроприборов, перегрев телевизора и тд.)

Что нужно сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара? (выключить свет, отключить электроприборы)

Можно ли открывать окна в очаге возгорания? (нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение.)

От чего люди гибнут на пожаре? (от дыма, огня, ядовитых газов, потери сознания.)

Что такое оповещение? Какие системы оповещения вам известны? (предупреждение о надвигающейся опасности. Звуковые, речевые и световые.)

Что называется эвакуацией? Для чего нужно знать план эвакуации? (Организованный выход люде,  из здания подвергшееся опасности. Чтобы определить безопасный и короткий путь к запасному выходу)

Какие средства пожаротушения тебе известны? (подручные - вода, песок, одеяло, ветки деревьев, снег, земля и огнетушитель).

Как правильно вызвать пожарных ,если случилась беда? (набрать номер «01», назвать свою фамилию, точный адрес где горит, убедиться что тебя расслышали, спросить номер машины, встречать пожарных)

Что является главным условием психологического выхода из таких ситуаций? (не паниковать).

Молодцы, справились с заданием, отправляемся дальше.

2 станция « Историческая ». Слайд №3.

Скажите, как называются люди, чья профессия тушить огонь, спасать людей, оказывать ПМП? (пожарные и спасатели МЧС).  Ученики нашего класса приготовили сообщения. Давайте послушаем интересные факты из истории создания пожарной охраны в России.

       1 ученик: Много веков тушение пожаров осуществлялось в виде взаимной помощи при несчастье. Люди вступали в борьбу с огнем используя хозяйственный инвентарь. Не обученная приемам тушения, не организованная толпа людей мало приносила пользы. Позднее пришли к выводу, что в борьбе с огнем можно добиться успеха только путем согласованных действий.

       2 ученик: В 1504 году в Москве утверждается пожарно-сторожевая охрана, которая должна стеречь город от огня и всякого воровства. В 1550 году в России создается стрелецкое войско, стрельцы были обязаны являться на пожар и принимать участие в тушении. Одна из первых пожарных команд была создана в Москве в 1629 году. Она состояла из 200 человек, оснащена бочками с водой, ведрами и баграми (шест с крючком). Всегда дежурили 20 извозчиков для доставки воды, людей и инвентаря.

       3 ученик:   Во времена Петра I пожарное дело получило заметное развитие. В 1712 году он запретил строить деревянные дома, с целью обеспечения необходимой пожарной безопасности.

В 1739 году русский механик изобрел пожарный насос оригинальной конструкции «для всенародной пользы». Слабым было оснащение пожарных, на всю страну лишь 10 пожарных автомобилей. Служба пожарных считалась самой сложной, рабочий день длился 15-16 часов. Спали в сапогах, полностью одетыми.

        4 ученик: Учитывая острую нужду в специалистах, в декабре 1924 года в Ленинграде был открыт пожарный техникум, готовящий специалистов пожарного дела. В 1925 году выпущена первая партия специальных пожарных автомобилей. После второй мировой войны было принято решение об организации военизированной охраны в составе МВД.

Обеспечение противопожарной защиты городов, объектов народного хозяйства становится важнейшей государственной задачей.

 Спасибо вам, за подготовку интересных исторических фактов из истории создания пожарной охраны в России.

 (Получите жетоны за ответ).

3 станция « Спортивная ». Слайд №4.

Учащимся предлагается  провести физкультминутку,

чтобы снять напряжение глаз, расслабить мышцы спины, ног и рук.

Спасибо, молодцы, садитесь. Отправляемся дальше!

4 станция « Практическая ». Слайд №5.

Учащимся предлагаются ситуационные задачи,

нужно найти решение (выход из сложившейся ситуации)

Задача № 1:

      Декабрь. Вечер. Вы находитесь, дома по адресу: ул. Пушкина дом №5, делаете уроки. Глядя в окно, вдруг замечаете, что горит соседний дом. Продемонстрируйте ваши действия по вызову пожарной охраны?

Ответ: набрать номер «01», назвать свою фамилию, точный адрес, где, что горит, убедиться, что тебя расслышали, спросить номер машины, встречать пожарных.

Задача № 2:

Вы находитесь в одноэтажном кирпичном здании. Начался пожар. Вы замечаете его первым. В доме находятся кроме вас еще младшая сестра и бабушка. Ваши действия в этой ситуации?

Ответ: (комментирует учитель)

Задача № 3:

Вы находитесь в многоэтажном панельном доме в гостях у родственников, которые живут на 10 этаже по улице Революционной дом 53, кВ. №123.

Вдруг вы заметили, что из кухни валит густой дым. Ваши действия? Воспользуетесь ли вы лифтом для быстрой эвакуации?

Ответ: (комментирует учитель).

Задача № 4:

В выходной день, в отсутствии родителей у вас дома загорелся телевизор. Ваши действия? Что делать нельзя?

Ответ: (комментирует учитель).

Молодцы, справились с заданием. Получите жетоны.

Отправляемся дальше!

5 станция « Интеллектуальная ». Слайд №7.

Учащимся предлагается разгадать кроссворд  на тему «Пожар в квартире».

Кто быстрее и правильнее справившиеся с заданием будут считаться «Интеллектуалам».

Проверить вы сможете себя сами по слайду №8.

6 станция « Итоговая ». Слайд № 9.

Вот мы и добрались до последней станции. Давайте подведем итог:

Что полезного и интересного привезли из путешествия? (узнали новые сведения об истории пожарной охраны в России, хорошо знаем терминологию, знаем причины возникновения пожаров, средства пожаротушения)

Что умеем делать? (правильно вызывать по телефону «01», действовать при пожаре в различных ситуациях, выходить из зоны задымления, отгадывать кроссворд).

Молодцы!

 Подсчитаем количество жетонов.

Кто сегодня будет «ЗНАТОКОМ ОБЖ»?

Оценивание учащихся.

Домашнее задание: Приложение № 3 (стр. 166 – 169). Слайд № 10.



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по противопожарной безопасности

для обучающихся 5 класса

разработал Другов С.Б., учитель ОБЖ первой кв. категории

МБОУ Кочуновской ООШ

 

Цели и задачи;

  • развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара;
  • научить   выявлять опасность;
  • воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему   здоровью;
  • формировать твердое убеждение в том, что огонь - не игрушка;
  • отработать действия при пожаре в школе.

    Учитель.

    С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись; он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Сталкиваются две силы: человек и огонь. Пожар - не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. Я призываю вас всегда быть осторожными при обращении с огнем и помнить о последствиях пожара.  Не забывайте простую истину; опасность легче предупредить, избежать ее, чем ликвидировать, бороться с нею.

    Сегодня мы проведем обобщающий урок по противопожарной безопасности.

Класс делиться на две команды. Каждой команде дается лента с завязанными узелками. Если команда успешно справится с первой задачей, то нижний узел на ее ленте будет развязан, и прищепка переместится к следующему узлу. Если нет, узел останется, но прищепка поднимется выше, чтобы все видели, какой по счету вопрос стоит на очереди. Вот и все условия.  Начинаем. Удачи вам!

Узел первый - «Выбери ответ»

Учитель.

Игроки, пожалуйста, выбирайте конверты. Вы должны из предложенных вариантов ответов на вопросы выбрать правильные.  На раздумья - 3 минуты.

Задания для   первой   команды.

  1.  По каким причинам чаще всего возникают пожары в жилых и общественных зданиях?
  • из-за жаркой и сухой погоды;
  • из-за неисправности электросети и электроприборов;
  • из-за неосторожного обращении и шалостей детей с огнем;

-        из-за использования неисправных или самодельных отопительных  

    приборов, а также из-за беспечности и небрежности в обращении с огнем.

2.        Какие вам известны основные факторы пожара?

-        высокая концентрация кислорода;

  • воздействие огня (горение), а также высокая температура   и теплоизлучение;
  • газовая среда;

-        задымление и загазованность помещений и территорий  токсичными

    продуктами   горения.

  1. Как необходимо действовать при панике во время пожара в общественном месте?

-        бежать как можно быстрее;

  • оценить обстановку и выявить реальную опасность;
  • сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону и помочь тем, кто  из-за

  страха не может двигаться;

-        пытаться задерживать обезумевших людей и паникеров и продвигаться к  

   ближайшему выходу, пропуская детей и женщин.

4.        Что необходимо предпринять, если загорелась деревянная перегородка в  

     соседнем с вашей квартирой помещении?

  • не следует что-либо предпринимать;

- не надо торопиться покидать квартиру;

  • как можно быстрее покинуть помещение;
  • вызвать  пожарных.

5. Как правильно выходить из задымленного помещения?

-        любым способом, но как можно быстрее;

  • защитить глаза и органы дыхания, накрыться плотной влажной тканью,  

   двигаться пригнувшись или   ползком;

  • идти в сторону незадымленной лестницы или к выходу, держась за стену,  

   поручни, дышать через влажную   ткань;

-        выпрыгнуть в окно.

Задания для   второй   команды.

  1. Назовите основные причины возникновения пожаров на промышленных  

 предприятиях.

-        летние грозы;

  • нарушение режима труда и отдыха;
  • несоблюдение элементарных правил пожарной безопасности персоналом  

   и неосторожное обращение с огнем;

  • эксплуатация   неисправного   оборудовании.

2. Что необходимо предпринять человеку при опасной концентрации дыма и повышении температуры, если он не может выйти к лестничной клетке?

  • сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • вернуться в помещение и плотно закрыть дверь;
  • заткнуть дверные щели и вентиляционные отверстия   мокрыми  тряпками;
  • ждать пожарных или спасателей.
  1. Как необходимо действовать при панике во время пожара при отсутствии видимости (задымление, погасло освещение)?
  • остановиться и подождать включения освещения или рассеивания дыма;
  • дышать через носовой платок или рукав одежды;
  • при движении держаться за двери или поручни;

-        вести впереди себя детей и держать их за плечи.

4.        Что необходимо предпринять, если надвигается огненный вал?

  • не следует что-либо предпринимать;
  • упасть, прикрывая голову влажной тканью, задержать   дыхание;
  • закутать голову влажной тканью;
  • не дышать, чтобы не получить ожог внутренних органов.

5.        Что необходимо предпринять, если загорелась железобетонная  

   5. Перегородка в соседнем с вашей квартирой помещении?

  • не следует что-либо предпринимать;
  • не надо торопиться покидать квартиру;
  • следует как можно быстрее покинуть квартиру;

-        следует использовать средства пожаротушения.

Учитель.

 Итак, отведенное время истекло! Обсуждение за столами прекращается. Слушаем по очереди ответы. Порядок таков вначале нужно громко и четко зачитать вопрос, затем дать свой ответ. При неверном ответе поправку может сделать команда соперников, заработав тем самым поощрительные баллы.

Максимальная оценка - 5 баллов. Команда, набравшая в конкурсе больше баллов, развязывает свой узел.

Узел второй  - «Пожарники - тушители»

Конкурс состоит из двух заданий. Задание первое – ситуационная    задача.    Задание    второе - вспомнить правила обращение с огнетушителями и ответить на вопросы.

Ситуационная задача для первой команды.

Загорелся телевизор. Ваши действия?

Ситуационная задача для второй команды.

В вашей квартире начался пожар. Ваши действия?

Учитель.

 Огнетушитель - средство пожаротушения. Время его действия ограничено до одной минуты, в зависимости от вида и вместимости баллона. Поэтому действия при использовании огнетушителя должны быть четкими и расчетливыми.

Вопросы для первой команды:

1. Для чего предназначен огнетушитель химический пенный (ОХП - 10)?

а)        для тушения последствий пожара;

б)        для тушения очагов возгорания всех без исключения веществ и материалов.

в)        для тушения очагов возгорания различных веществ и материалов, за  

     исключением электроустановок,   находящихся   под  напряжением.

  1. Какой существует порядок приведения огнетушителя ОХП-10 в   действие?

а)        прочистить спрыск (отверстие) шпилькой или иглой;

б)        поднести огнетушитель к очагу пожара;

в) перевернуть огнетушитель вверх дном, встряхнуть и направить струю на  

   очаг возгорания;

г)        поднять рукоятку и откинуть (перевернуть) ее до отказа на 180

     градусов.

Ответ: б. а. г. в.

Вопросы   для второй команды:

1.        Для чего предназначен огнетушитель углекислотный (ОУ)?

а)        для тушения последствий пожара;

б)        для тушения очагов возгорания различных веществ и материалов;

в)        для тушения возгораний различных веществ, горение которых не может  

    происходить без доступа воздуха, и для тушения электроустановок,

    находящихся  под  напряжением.

  1. В какой последовательности приводится в действие углекислотный  

огнетушитель?

а)        нажать на рычаг огнетушителя;

б)        сорвать пломбу,

в)        выдернуть чеку:

г)        направить раструб огнетушителя на пламя

Ответ: б, в. г, а.

Максимальная оценка первого задания - 5 баллов, второго - 4 балла. Команда, набравшая в конкурсе больше баллов, развязывает свой узел.

Узел третий – «Шифровальщики».

Учитель раздает командам листы с кроссвордами и вопросами к ним. Задание - разгадать кроссворд и прочитать слово, находящееся в выделенных клетках.

Кроссворд для первой команды

1

2

3

        Вопросы:

  1. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от    

    ожога 3-й степени? (Струп.)

  1. Остановка пожара на путях его распространения. (Локализация.)
  2. Повреждений тканей тела из-за высокой температуры (Ожог.)
  3. Какие органы защищает при пожаре ватно - марлевая повязка? (Дыхания.)
  4. Признак ожога 2-й степени. (Пузыри.)

Кроссворд для второй команды

       Вопросы:

1.Признак ожога 2-й степени. (Пузыри.)

2.Средство пожаротушения. (Огнетушитель.)

3.Способ прекращения горения веществ и материалов. (Охлаждение.)

4.Признак ожога 4-й степени. (Обугливание.)

5.Ожог, вызванный пламенем (Термический.)

Если кроссворды разгаданы правильно, то в выделенных клетках команды прочтут слово «пожар». Максимальная оценка - 5 баллов. Команда, набравшая в конкурсе больше баллов, развязывает свой узел.

Узел четвертый  - «Викторина 01»

Учитель задает командам вопросы по очереди. Для обдумывание дается 30 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл; если oтвет неверен, то право ответа переходит к другой   команде.

ВОПРОСЫ:

1.Что предпринять, если на вас загорелась одежда? (Лечь и путем  перекатывания сбить пламя.  Бежать нельзя.)

2.Что делать, если на другом человеке загорелась одежда? (Накрыть его  

   покрывалом, плотно прижав )

3.Можно ли при возникновении пожара прятаться под кровать, скрываться

   в труднодоступных местах, открывать окна? (Нельзя. Прячась, человек  

   подвергает себя большей опасности, затрудняет работу спасателей. А

  открытый окна и двери увеличивают приток воздуха и, значит, усиливают

   огонь.)

4.Чем эффективнее воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся

   жидкостей? (Куском мокрой плотной ткани.)

5.Как следует реагировать на возгорание? (Быстро, используя все

  доступные средства для тушения огня воду, мокрую тряпку, песок.)

6.Чем опасен пожар? (Открытым огнем, высокой температурой воздуха,

   ядовитыми газами, дымом.)

7.Нередко человек в горящей одежде теряет ориентацию, начинает

   метаться, бегать, тем самым усиливая пламя. Что делать в этом случае?

    (Сбить его с ног, погасить пламя.)

8.При пожарах часто происходит отравление yгарным газом. Назовите

   признаки такого отравления. (Головная боль, шум в ушах, стук в висках,

  общая слабость, тошнота, рвота, при сильном отравлении - сонливость,

   апатия, нарушение или потеря дыхания, расширение зрачков.)

9.Как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему при  

   отравлении угарным газом? (Немедленно вывести или вынести

  пострадавшего на свежий воздух, предоставить покой. На голову

  положить холодный компресс, спрыснуть лицо колодной водой, дать  

  понюхать нашатырный спирт, напоить крепким чаем или кофе. В тяжелых

  случаях нужно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.)

     10.Что значит "ликвидировать пожар»? (Потушить его,не допустить

        повторного возгорания.)

11.Почему горящий бензин нельзя тушить водой? (Удельный вес бензина легче,

     чем воды. Поэтому, попадая на поверхность бензина, вода опускается вниз,

     не оказывая должного действия.)

12.Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под

      бензина? (Порожняя; внутри нее может образоваться взрывоопасная

      концентрация паров бензина и воздуха.)

    13.Иногда говорят, что «бензин загорелся». Правильно ли это выражение?  

(Бензин не горит: горят его пары в смеем с воздухом.)

14.Почему в детских учреждениях выходы из помещения открываются наружу?

      (Чтобы, в случае возникновения пожара, в дверях не скапливалось большое

       количество детей.)

15. Разразилась гроза. От грозового разряда загорелась конюшня. Что нужно

      было сделать, чтобы не допустить пожара? (Здание конюшни необходимо

      было оборудовать грозозащитой.)

Команда,   набравшая   в   конкурсе больше баллов,   развязывает   свой   узел.



Предварительный просмотр:

Разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности

 в 7 классе на тему

«Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения»

Цель урока: Усвоить значение профилактики лесных и торфяных пожаров. Изучить правила пожарной безопасности в лесу. Научиться правильно действовать в случае возникновения пожара.

Планируемые результаты (предметные):

Обучающийся научится различать объекты природы; получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мир, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные: Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы: получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

  1. Организационный момент (2мин.)

-эмоциональный настрой

-приветствие

- проверка готовности к работе,

-определение отсутствующих

II. Актуализация знаний (13 мин).

Учитель: Кто назовет тему прошлого урока?

Ученик: Тема прошлого урока: «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».

Учитель: Да, действительно, на прошлом уроке мы начали изучать очень важную для нас тему (Слайд 1).

Учитель:

1.Как вы считаете, почему эта тема для нас имеет большое значение?

2.Какие последствия пожаров вы знаете?

(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).

Тестирование учащихся (задание выдается на листках).

Проверка ответов (Слайд 2). Выставление оценок.

2.Проверка знания видов пожаров

Учитель: Какие виды пожаров показаны на доске? (Слайд 3)

Учитель: Кто в основном виноват в возникновении пожаров? (Слайд 4)

Учитель: Чем опасны лесные пожары? (Слайд 5)

III. Подготовка к основному этапу занятия. Постановка цели. (20 мин).

Учитель:

Тема нашего урока: «Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения» (Слайд 6)

Цель урока: Усвоить значение профилактики лесных и торфяных пожаров. Познакомить их с системой охраны леса, существующей в нашей стране. Научиться правильно действовать в случае возникновения пожара.

Изучаемые вопросы (Слайд 7)

1. Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров.

2.Система охраны леса.

3.Правила поведения при пожаре в лесу.

Учитель: Как вы думаете, ребята, в каких местах в лесу наиболее часто возникают пожары? (Учащиеся отвечают на вопрос после чего на доске появляется Слайд 8)

Давайте попробуем разработать правила пожарной безопасности в лесу.

Что на ваш взгляд запрещается делать в лесу во избежание пожара?

(Учащиеся отвечают на вопрос после чего на доске появляется Слайд 9)

Бывая в походах, вы часто пользуетесь костром. Давайте познакомимся по учебнику с правилами разведения костра, ухода за ним.

(Учащиеся работают с учебником)

Какие правила вы усвоили? ( После ответов появляются Слайды 10)

Учитель: Почему нельзя оставлять не потушенным костер, даже когда он только слегка дымится? (Учащиеся отвечают)

Действительно, не потушенный костер - это одна из причин очень крупных пожаров, когда без помощи профессиональных пожарных уже не обойтись.

Учитель: Назовите последствия лесных и торфяных пожаров? (слайд 11)

В нашей стране существует система охраны леса. Познакомимся с основными элементами этой системы 

Доминирующая роль принадлежит авиационной охране лесов:

Это самолеты и вертолеты (Слайд 12).

Наземная охрана лесов осуществляется силами и средствами лесхозов, в составе которых функционирует до 2,6 тыс. пожарно-химических станций и до 2,2 тыс. пожарных наблюдательных вышек.

Правила поведения при пожаре в лесу (Слайды 13)

Как и чем можно потушить начавшийся пожар?  (Слайды 14)

Как выходить из зоны пожара? (записать) (Слайд 15)

Что необходимо делать при приближении пожара к населенному пункту? (Слайд 16)

Памятка (слайд 17)

IV. Закрепление знаний (5 мин.)

Игра: «разрешается» - «запрещается»

V. Подведение итогов урока (5 мин.)

Выставляются оценки учащимся

Записывается Домашнее задание:  (Слайд 18) (1 мин) 

Творческие задания:

 1) Изобразить (нарисовать) информационный стенд  призывающий людей беречь лес от пожара; 

2) Подготовить информацию о пожаре 2010 года в поселке Верхняя Верея Нижегородской области.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

Слайд 2

1. в. 2. в 1 – б; во 2 – г 3. а;в;г;ж;з;к . 4. в. . 5. г; б;в;а . 6. в; б. 7. в; б; д. 8. б; д ; в; г;а . 9. г; б; д;з . 10. з ; б; д ; и; л. 11. распространяющееся по всей лесной территории. Ответы

Слайд 3

Виды пожаров

Слайд 4

Основной причиной лесных пожаров является безответственное поведение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнём и нарушают правила пожарной безопасности.

Слайд 6

Цель : Усвоить значение профилактики лесных и торфяных пожаров. Познакомить их с системой охраны леса, существующей в нашей стране. Научиться правильно действовать в случае возникновения пожара. Тема нашего урока: «Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения»

Слайд 7

Изучаемые вопросы 1. Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. 2.Система охраны леса. 3.Правила поведения при пожаре в лесу.

Слайд 8

В каких местах в лесу наиболее часто возникают пожары?

Слайд 9

Бросать на землю горящие спички – попав в сухую траву или мох, они вызовут их возгорание ; Оставлять на освещённой солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла ; Выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, которые расположены в лесу ; Разводить костры в хвойных молодняках, торфяниках, лесосеках с порубочными остатками, в местах с подсохшей травой. В пожароопасный сезон в лесу ЗАПРЕЩАЕТСЯ :

Слайд 10

1. Площадку для костра необходимо выбрать желательно около воды. Все сухие листья и ветки, которые могут легко загореться, необходимо отгрести от кострища на расстояние до 1 – 1,5 м ; 2. Нельзя разводить костёр ближе чем в 4 – 6 м от деревьев, смолистых пней или корней ; 3. Не рекомендуется разводить костёр в лесу на каменистых россыпях. Огонь, проникший в щели между камнями, может очень быстро распространиться ; 4. Никогда не следует оставлять костёр (даже гаснущий) без присмотра ; 5. Его нужно обязательно залить водой. Правила разведения костров:

Слайд 11

Гибель растительности Гибель животных Выжигание из почвы перегноя Ухудшение экологической обстановки Уничтожение деревень и поселков Поражение и гибель людей Последствия лесных и торфяных пожаров

Слайд 12

ИЛ - 76 БЕ – 12 П МИ - 8 Для тушения лесных пожаров используются

Слайд 13

Если возникло возгорание – от костра загорелась сухая трава, и огонь побежал по ней, - в самом начале такой пожар можно потушить, не имея для этого специальных средств. Если в лесу вы наткнулись на небольшой пожар, попробуйте остановить его доступными вам способами. Если невозможно уйти от пожара, - то войдите в водоём и покройтесь мокрой одеждой, дышите воздухом возле земли – там он меньше задымлён. После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара противопожарную службу. При невозможности эвакуироваться необходимо укрыться в крытых каменных зданиях, убежищах или на больших открытых площадях и там переждать пожар. Правила поведения при пожаре в лесу

Слайд 17

Домашнее задание 1. Параграф 5.2 2. Изобразить (нарисовать) информационный стенд призывающий людей беречь лес от пожара; 3. Подготовить информацию о пожаре 2010 года в поселке Верхняя Верея Нижегородской области.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ОБЖ в 7 классе

Подготовил: преподаватель – организатор ОБЖ Другов С.Б.

Тема: Различные природные явления и причины их возникновения

Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для учащихся

общеобразовательных учреждений. Авт. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ. ред. А.Т.Смирнова.

Продолжение урока: 45 мин.

Цели и задачи:

Образовательные:

Формирование основных понятий опасных природных явлений;

Уметь определять группы опасных природных явлений.

Развивающие:

Умение логически мыслить, самостоятельно добывать информацию;

Рассуждать, анализировать, и давать грамотные ответы по теме общая характеристика природных явлений.

Воспитательные:

Воспитание чувства ответственности за личную безопасность;

Воспитание ценного отношения к своему здоровью и жизни.

Ход урока.

№ п/п

Этап урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные

УУД

1

Организационный момент

Рассмотреть основные виды и причины возникновения опасных природных явлений, наблюдаемых на территории России.

Выяснить у обучающихся какие природные явления им известны, что нового по данной теме они хотели бы узнать.

Задают вопросы. Объясняют затруднения если есть.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные: умение различать природные явления, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; умение характеризовать и анализировать природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения;

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные: умение формировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение строить рассуждения, понятные для собеседника, использовать речь для регуляции своего действия

Выяснить у обучающихся какие природные явления им известны, что нового по данной теме они хотели бы узнать.

2

Актуализация знаний

  1. Из каких оболочек состоит планета Земля?
  2. Какие причины порождают различные природные явления на Земле?

Дают ответы на поставленные вопросы.

3

Изучение нового материала

Работа в группах:

1.Изучить вопрос «Различные природные явления» и дать им краткую характеристику.

Дать определение атмосфера, биосфера, литосфера, гидросфера

Работают с учебником, находят самостоятельно информацию, анализируют, грамотно излагают.

4

Закрепление

1.Назовите группы опасных природных явлений.

2.Перечислите основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического, космического характера и объясните кратко причины их появления.

Отвечают.

5

Домашнее задание

В дневник безопасности запишите наиболее характерные природные явления, которые случаются в регионе вашего проживания в различное время года. Коротко опишите их основные признаки и последствия, к которым они привели.

Записывают Д/З, сдают тетради на проверку.

6

Рефлексия

1.Что нового ты узнал на уроке?

2.  Что вызвало затруднения на уроке?

Отвечают.

7

Оценка и самооценка

Оцените свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

Дают оценку и самооценку.



Предварительный просмотр:

План – конспект

мультимедиа урока - игры по ОБЖ.

Класс: 5

Тема: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения».

Тип урока: Урок обобщения, повторения и закрепления.

Цели и задачи урока:

  Обобщить и закрепить знания о правилах дорожного движения. Систематизировать и совершенствовать умения на практике распознавать дорожные знаки.

  Развивать логику, мышление, творческое воображение и память учащихся.

  Воспитать культуру безопасного поведения на улицах и дорог.

Методы: Нетрадиционный, игровой (игра – соревнование).

Средства обучения: проектор, компьютер, экран.

Для учителя: Указка, жетоны.

Для учащихся: Конверты с мозаикой трех видов различной сложности, сигнальные карточки красного цвета, конверт с тремя цветами светофора.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная.

Условие и содержание игры:

   Игра ведется в 2 тура, которые состоят из 4 тем. В каждой теме 3 задания, расположенных  по мере их  усложнения, начиная с 10 баллов, заканчивая 50 баллами.

   Темы 1 тура: «Светофор», «Знаки», «Дорога», «Вопрос».

   Темы 2 тура: «Транспорт», «Загадки», «Ребусы», «Мозаика».

   Ученики выбирают тему и номер от 10 до 50. Первый, правильно ответивший участник игры, зарабатывает балл и получает жетон, а затем выбирает тему далее. Выигрывает участник, заработавший наибольшее количество баллов (жетонов).      

 

Ход урока:

         Этапы урока

            Содержание

           Задачи этапа

1.Организационный момент

-Уже прозвенел звонок?

-Значит, начался урок!

-Здравствуйте, ребята!

Поприветствуем гостей, которых мы рады видеть на нашем уроке!

-Садитесь!

Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально - положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок по ОБЖ.

Он необычен тем, что будет проведен в форме телевизионной игры, которая называется «Своя игра».

-Игра будет вестись в 2 тура, которые состоят из 4тем.

-Каждый правильный ответ будет оцениваться баллами, с 10 до 50.

На экране высвечивается цели урока, названия тем этапов.

Знакомство с условиями игры.

3. Работа над темой. Задания

1 тура.

Ответы учащихся на задания 1 тура.

Игровая ситуация.

Аналитический уровень сформированности знаний и умений. Дети обдумывают каждое задание, развивается

самостоятельность мыслительной деятельности.

4. Физминутка.

-Мы закончили с вами 1 тур.

А теперь, немножко отдохнем и поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Я буду зачитывать четверостишия, а  вы если с ним согласны будете повторять: «Это я…» и дружно вставать с места. Начнем!

-Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

-Кто из вас идет вперед

Только там где переход?

- Кто из вас, идя вперед

Держит путь по мостовой?

-Кто бежит вперед так скоро

Что не видит светофора?

-Знает кто, что красный свет Это значит – хода нет?

Применение здоровьесберегающих технологий.  

Снимается утомляемость,

поддерживается эмоциональный настрой.

5. Задания 2 тура.

Ответы учащихся на вопросы 2 тура.

Активная познавательная деятельность учащихся, развитие навыков анализа и синтеза.

Учитель поддерживает ситуацию успеха.

6.Итог урока.

-Итак, ребята, необычный урок подошел к концу.

1. Подведение итога урока:

- Что мы сегодня повторили на уроке?

- Что нового и интересного

узнали?

-Какая тема показалась вам более интересной?

- А какая более трудной?

2. Закрепление.

- А теперь, чтобы закрепить,

полученные знания, споем

песню.

3. Подсчет баллов, награждение победителей

Вызвать у детей чувство

удовлетворенности результатами урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наводнения. Виды наводнений и их причины

Слайд 2

НАВОДНЕНИЕ -это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды Наводнения занимают первое место в ряду стихийных бедствий по повторяемости, площади распространения и суммарному среднему годовому материальному ущербу.

Слайд 3

В зависимости от причин возникновения различаются шесть основных типов наводнений: 1. ПОЛОВОДЬЕ — периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками, а также весенне-летним таянием снега в горах; его следствием является затопление низких участков местности

Слайд 4

2.ПАВОДОК — интенсивный периодический, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях. 3. ЗАТОР — нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участках выше него.

Слайд 5

5. ВЕТРОВОЙ НАГОН — подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на наветренном берегу больших озер, водохранилищ и морей. 4. ЗАЖОР — скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в конце осени, начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него.

Слайд 6

6. НАВОДНЕНИЯ ПРИ ПРОРЫВАХ ПЛОТИН — это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке (водотоке), вызванный прорывом плотины, дамбы или естественной природной преграды

Слайд 7

Основным поражающим фактором наводнения является поток воды, характеризующийся высокими уровнями, а при прорывах плотин и паводках — также значительными скоростями течения.

Слайд 8

Площадь затопления — размеры покрытой водой и прилегающей к реке местности. Продолжительность затопления — время с момента выхода воды на пойму и до входа реки в русло. Скорость подъема уровня воды — величина, характеризующая прирост уровня воды и процесса наводнения за определенное время по отношению к первоначальному уровню. ХАРАКТЕРИСТИКИ НАВОДНЕНИЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

Слайд 2

Экологической ситуации в России присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. Экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. В настоящее время ежегодные выбросы промышленных предприятий и транспорта России составляют около 25 млн. т. По официальным данным, более 65 млн. человек, проживающих в 187 городах, подвержены воздействию загрязняющих веществ, средние годовые концентрации которых превышают предельно допустимые нормы. Каждый десятый город России имеет высокий уровень загрязнения природных сред.

Слайд 4

Большая часть загрязняющих веществ приходится на газообразные и жидкие вещества и значительно меньшая часть — на твердые примеси. Суммарный выброс вредных газообразных веществ в атмосферу значительно увеличивают транспортные средства. Доля автомобильного транспорта в общем объеме выбросов составляет в среднем по Российской Федерации 35–40%, а в крупных городах доходит до 80–90%. Выделяемые автотранспортом выхлопные газы содержат более 200 вредных веществ и соединений. Наиболее известными загрязнителями атмосферного воздуха являются: оксид углерода, оксид и диоксид азота, альдегиды, углеводороды, свинец и др.

Слайд 5

Сегодня серьёзные опасения вызывают : -потепление климата, обусловленное парниковым эффектом. -разрушение озонового слоя. -увеличение количества кислотных осадков и вредных выбросов в атмосферу. Эти явления происходят в результате загрязнения атмосферы промышленными, транспортными и бытовыми выбросами.

Слайд 6

Изменение состава и свойств воздушной среды неблагоприятно сказывается на здоровье человека. Особенно страдают от вредных компонентов атмосферного воздуха дыхательная, сердечно-сосудистая и иммунная системы организма. При высокой концентрации сернистого газа, пыли и дыма возникает ядовитый туман( смог), резко ухудшающий условия жизни людей, т.к идёт обострение лёгочных и сердечных заболеваний. Разрушение озонового слоя может привести к росту числа заболеваний раком кожи.

Слайд 7

Особое место на Земле занимает вода. Она входит в состав любого организма. 97% воды на Земле- солёная, которая используется человеком очень мало. Остальные 3% -пресная вода. Без пресной воды человек может прожить не более трёх суток. Естественные запасы воды, особенно пресной, не безграничны. Сегодня качество природной воды ухудшается, в результате антропогенного воздействия.

Слайд 8

Загрязнение воды представляет особую опасность для здоровья населения. Недоброкачественная вода является источником распространения тяжёлых инфекционных заболеваний(холера, дизентерия, брюшной тиф, болезнь Боткина и др.) Также в воде могут содержаться яйца и личинки глистов. При питье загрязнённой воды, человек может отравиться ядовитыми веществами.

Слайд 9

Почва — среда обитания многочисленных низших животных и микроорганизмов, в том числе бактерий, плесневых грибов, вирусов. С промышленными твердыми отходами в почву поступают всевозможные металлы (железо, медь, алюминий, свинец, цинк) и другие химические загрязнители. Почва обладает способностью накапливать радиоактивные вещества.

Слайд 10

Нерациональное использование земельных ресурсов(перегрузка почв удобрениями и пестицидами, чрезмерное развитие пастбищного животноводства и т. д)приводит к деградации почвы. Серьёзную опасность представляет загрязнение почвы бытовыми и промышленными отходами. Наиболее токсичны отходы, содержащие ртуть, мышьяк, свинец, цинк ,аммиак и радиационные загрязнения. В настоящее время использование полезных ископаемых достигло максимума. Большинство полезных ископаемых относится к невозобновимым природным ресурсам. Добывая полезные ископаемые человек иногда полностью преобразует природные ландшафты, и только 5% реализуется в виде чистой продукции.

Слайд 11

К особо опасным последствиям отрицательного воздействия на человека относится ускоренная эрозия почвы. Эрозия почвы - процессы разрушения и выноса плодородного слоя водой или ветром.

Слайд 12

Нарушение состава почвы приводит к изменению таких важных микроэлементов ,как йод, кобальт, фтор, марганец, бор и др. В почве накапливаются болезнетворные микроорганизмы, яйца и личинки паразитов, вызывающих различные заболевания. Из-за эрозий почв образуются сели, оползни, ураганы и смерчи, что приводит к многочисленным жертвам.

Слайд 13

Растения и животные играют важнейшую роль в жизни человека. Растения обеспечивают существование жизни на Земле, образовывая органические вещества из неорганических. Животные для человека служат источником белкового питания и жира, поставщиком кожи и меха и т. д, но некоторые животные являются возбудителями и переносчиками болезней, вредителями.

Слайд 14

Загрязнение окружающей среды влияет на животных. Влияние проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов, распашке степей, осушении болот, сооружении плотин, строительстве городов, посёлков , дорог и т.д. В следствие этого многие виды животных вынуждены переселяться на новые места, а некоторые погибают. Кроме того человек сам истребляет многие виды для своих нужд.

Слайд 15

Из-за загрязнения лесов: Воздух не очищается(многочисленные лёгочные заболевания) Многие виды животных погибают(растёт число вредителей, паразитов) Часто происходит эрозия почвы(нет урожая, голод, смерчи, сели) Обильность осадков(наводнения) Загрязнение вод(отравления, болезни) Из-за загрязнения окружающей среды животные часто болеют, домашние животные не дают продуктов животноводства, многие животные занесены в Красную книгу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сели и их характеристика

Слайд 2

Что такое СЕЛЬ? СЕЛЬ – временный поток смеси воды и большого количества обломков горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно возникающий в руслах горных рек и лощинах.

Слайд 3

Условия формирования селей

Слайд 4

Характеристика селевых потоков Длина русла селя (от неск . 10м до неск . 10 км) Ширина ( от 3-100 м) Скорость движения ( 2-10 м/с) 4 . Продолжительность ( 1-3 ч) 5 . Мощность ( объем смеси, в куб.м )

Слайд 5

Причины селей ПРИРОДНЫЕ Длительные и обильные дожди Таяние снега и ледников Прорыв водоемов Землетрясение Извержение вулкана АНТРОПОГЕННЫЕ Н арушение правил и норм работы горнодобывающих предприятий В зрывы при прокладке дорог и строительстве других сооружений П орубки леса Неправильное ведение сельскохозяйственных работ и нарушение почвенно-растительного покрова.

Слайд 6

Кабардино-Балкария Северная Осетия Дагестан Камчатка Приморье Кольский полуостров Урал В России до 20% территории находятся в селеопасных зонах. На территории России зарегистрировано более 3 тыс. селевых бассейнов.

Слайд 7

Последствия селевых потоков Разрушение зданий, дорог, гидротехнических и других сооружений Вывод из строя линий связи и электропередач Уничтожение садов, пахотных земель Гибель людей и животных

Слайд 8

Домашнее задание Параграф 4.4.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сели и их характеристика»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с опасным природным явлением.
  • Рассмотреть основные характеристики селей (селевых потоков).
  • Повысить интерес к предмету ОБЖ.

Оборудование:

  • учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7  класс»;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.  Очень рада видеть вас!

- Начинаем наш урок!

II. Актуализация опорных знаний

- Ребята, давайте вспомним, как действовать во время наводнения.

Проводится фронтальный опрос с использованием слайдов.

1. Каков  план действий при угрозе наводнения.

2. Расскажите о действиях населения при внезапном наводнении.

3. Расскажите о действиях населения после наводнения.

III. Сообщение цели и темы урока

- Сегодня вы узнаете еще об одном опасном природном явлении.

- О чем же мы будем говорить на уроке? (Ответы учащихся).

- Тема урока: «Сели и их характеристика». Запись темы в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

- Что же такое сель?

В переводе с арабского слово означает «бурный поток».

СЕЛЬ – временный поток смеси воды и большого количества обломков горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно возникающий в руслах горных рек и лощинах.Запись  в тетрадь.

Формирование селей обусловлено сочетанием определённых условий:

во-первых, наличием селеформирующих грунтов, которые являются источниками твёрдой составляющей селя;

во-вторых, наличием источников интенсивного обводнения этих грунтов,

а также достаточной крутизной склонов гор в этих местах.

Источниками твёрдой составляющей селевого потока могут быть рыхлообразные материалы горных пород, возникающие в результате осыпей, оползней и обвалов, а также завалы и загромождения, образовавшиеся предыдущими селями. Для высокогорных районов с развитыми ледниками источниками твёрдой составляющей селей являются ледниковые отложения – морены. Они состоят из смеси самых разных обломков пород: от крупных глыб до песка и глины.

Источниками водного питания селей являются дожди и ливни, а в высокогорных районах – вода, образовавшаяся при интенсивном таянии ледников и снега, а также при прорыве ледниковых или моренных озёр.

При движении сель представляет собой сплошной поток грязи, камней и воды.

1. Длина русла селя (от неск. 10м до неск. 10 км)

2. Ширина  ( от 3-100 м)

3. Скорость движения ( 2-10 м/с)

4. Продолжительность       (1-3 ч)

5. Мощность (объем         смеси, в куб.м)

Назовем основные причины образования селей.

К природным причинам относятся :

  • Длительные и обильные дожди.
  • Таяние снега и ледников.
  • Прорыв водоемов.
  • Землетрясение.
  • Извержение вулкана.

К антропогенным причинам относятся:

  • Нарушение правил и норм работы горнодобывающих предприятий.
  • Взрывы при прокладке дорог и строительстве других сооружений.
  • Порубки леса.
  • Неправильное ведение сельскохозяйственных работ и нарушение почвенно-растительного покрова.

Необходимо отметить, что в России до 20% территории находится в селеопасных зонах. На территории России зарегистрировано более трёх тысяч селевых бассейнов. Селевые потоки формируются в горах Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестана, Камчатки, Приморья, Кольского полуострова и Урала.

V. Самостоятельная работа

Селевые потоки в зависимости от их воздействия на сооружения можно разделить на несколько групп.

Предлагаю выполнить следующее задание.

Задание.

Классифицируйте селевые потоки по результатам их воздействия на различные сооружения и объекты в зависимости от суммарного объёма селевого выноса.

Укажите основные критерии, определяющие это деление. Занесите эти данные в тетрадь в виде таблицы, пользуясь с. 100 учебника.  

Виды селевых потоков

Объём выноса

Основные характеристики вида селевого потока

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

VI. Продолжение темы

- А сейчас я предлагаю прочитать о катастрофическом селевом потоке, обрушившемся на город Алма-Ату в 1921 году.

Работа с учебником с.100- 101.

- Каковы последствия этого стихийного бедствия? Ответы учащихся.

К последствиям селевых потоков можно отнести:

  • Разрушение зданий, дорог, гидротехнических и других сооружений.
  • Вывод из строя линий связи и электропередач.
  • Уничтожение садов,  пахотных земель.
  • Гибель людей и животных.

VII. Закрепление

Итак, сегодня мы познакомились с опасным природным явлением - селем. Рассмотрели причины возникновения  и последствия селевых потоков.

Сейчас я предлагаю выполнить задание.

Задание

Напишите определение, вставив пропущенные слова.

Сель, или селевой поток – это бурный ...... горный ........, состоящий из смеси ........ и большого количества горных пород – от глинистых ......... до крупных ........... и ..........  .

Слова- помощники: вода, камни, частицы, временный, глыбы, поток.

VIII. Подведение итогов

- Ребята, каковы же основные компоненты селевого потока?

- Чем же опасен селевой поток?

IX. Домашнее задание

Параграф 4.4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Слайд 2

Репродуктивное здоровье-это воспроизведение организмами себе подобных

Слайд 3

Уровень репродуктивного здоровья — это итог всего комплекса состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщенном виде здоровье граждан страны и общества в целом.

Слайд 4

Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья. Семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Слайд 5

Семейный кодексу РФ, введен в действие с 1 марта 1996 г.

Слайд 6

Устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи и привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, а также его способность выбрать спутника жизни и создать счастливую семью, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, и характеризуют уровень репродуктивного здоровья человека. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья также характеризует уровень репродуктивного здоровья

Слайд 7

В Российской Федерации принимаются меры по улучшению демографической ситуации, увеличиваются выплаты по уходу за ребенком, улучшаются условия для молодых семей, все это должно сыграть положительную роль, но не менее важно в этой ситуации создать психологическую мотивацию на привлекательность семейной жизни, когда семейные отношения, рождение и воспитание детей будут приносить в дом радость и счастье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Слайд 2

Изменения, происходящие в окружающей среде в результате жизнедеятельности человека, непосредственно влияют на состояние его здоровья. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить изменения генов 1 (мутации). Этот процесс называется мутагенезом, он постоянно происходит в организме. 1 Ген — единица наследственной информации.

Слайд 3

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

Слайд 4

Мутагены — это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения — мутации. По природе возникновения различают: физические, химические и биологические мутагены. Физические факторы: различные виды ионизирующей радиации, ультрафиолетовое излучение, лучи Рентгена. Химические факторы: сильные окислители или восстановители, пестициды, продукты переработки нефти, лекарственные препараты, некоторые пищевые добавки. Биологические факторы: некоторые вирусы (например, кори, краснухи, гриппа)

Слайд 5

Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ — компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Организм активно борется с мутагенами, локализуя их вредное воздействие. Однако постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам.

Слайд 6

В нашем организме на биохимическом уровне постоянно протекают тысячи различных реакций. Во многих из этих реакций в процессах окисления участвуют свободные радикалы. В клетках организма всегда присутствует какое-то количество свободных радикалов. Свободные радикалы — активные соединения кислорода, молекулы со свободным электроном, обладающие повышенной способностью к взаимодействию с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для осуществления нормального процесса обмена веществ и энергии в организме. Мутагены способствуют образованию в организме свободных радикалов.

Слайд 7

Однако когда их становится много в организме, нарушается естественный окислительно-восстановительный процесс. В результате свободные радикалы начинают взаимодействовать не с теми молекулами, с которыми это необходимо для нормальной жизнедеятельности клетки. В результате клетки начинают хуже работать, а это способствует развитию различных заболеваний (нарушения работы сердечно- сосудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания).

Слайд 8

Установлено, что образование излишнего количества свободных радикалов происходит при загрязнении окружающей среды. Этому способствует попадание в легкие вместе с воздухом выхлопных газов автомобилей, табачного дыма, мельчайших частиц асбестовой пыли. Усиленному образованию свободных радикалов способствует ионизирующее излучение и попадание внутрь организма различных химически опасных веществ.

Слайд 9

Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов.

Слайд 10

К таким веществам относятся некоторые витамины и микроэлементы. В последнее время медики пришли к выводу, что из множества антиоксидантов, содержащихся в продуктах и с помощью которых можно усилить защиту организма от излишнего количества свободных радикалов, особенно важны витамины А, С, Е.

Слайд 11

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). Во многих растительных пищевых продуктах (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержится каротин. В организме из каротина образуется витамин А. Он обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени и других органах.

Слайд 12

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно в молодых ростках злаков. Богаты витамином растительные масла (подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое). Витамин Е является антиокислителем, препятствующим развитию процесса образования в большом количестве опасных для организма свободных радикалов, нормализует обмен веществ мышечной ткани.

Слайд 13

Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения (плоды шиповника, капуста, черная смородина, лимоны, апельсины и другие фрукты и ягоды). Он участвуют в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и восстановлении тканей.

Слайд 14

Набор наиболее доступных продуктов растительного происхождения, содержащих витамины А, Е, С.

Слайд 15

Первое направление — это расширение возможностей вашего организма противостоять различным опасным для здоровья веществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счет увеличения в различных пределах в ежедневном пищевом рационе продуктов, содержащих витамины А, С и Е. Три варианта поведения в повседневной жизни в условиях не совсем благоприятной экологической обстановки.

Слайд 16

Второе направление — это желание каждого человека внести посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Для этого прежде всего необходимо сформировать в себе потребность и личную ответственность за сохранение окружающей природной среды, а начинать надо с дома (квартиры), улицы и города, где вы живете. Посмотрите другими глазами на среду, непосредственно окружающую вас, и определите, соответствует ли ее гигиеническое состояние нормам здорового образа жизни. Пластиковые бутылки, банки из-под пива, окурки и другие бытовые отходы на улицах, в скверах и парках, в местах временного отдыха на природе (лесная поляна, берег водоема и др.) — все это дело наших рук. Три варианта поведения в повседневной жизни в условиях не совсем благоприятной экологической обстановки.

Слайд 17

Третье направление — это умение в повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы. Три варианта поведения в повседневной жизни в условиях не совсем благоприятной экологической обстановки.

Слайд 18

Это должен знать каждый Несколько наиболее характерных рекомендаций. Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных объектов, то, для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми. Не следует ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали. Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке, сквере или лесопарке. Купаться можно только в установленных местах, где состояние воды проверено и не опасно для здоровья.

Слайд 19

Необходимость воспитания в себе невосприятия наркотических веществ (курение, употребление алкоголя и наркотиков). В обстановке, когда окружающая природная среда постоянно загрязняется различными вредными веществами и факторами, добровольно усугублять обстановку, отрицательно влияющую на здоровье, разумный человек не должен. Выбор за вами.