РМО учителей физической культуры и ОБЖ
Методическая работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО учителей физической культуры и преподавателей – организаторов ОБЖ.
10.01.2014г.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.
Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной для любой страны. Россия не исключение. В нашей стране проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников. Поскольку школа по-прежнему является одним из самых действенных социальных институтов, то на педагогов возлагается непростая задача – воспитать и обучить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».
Цель данной работы – формирование и внедрение системы (ее элементов) патриотического воспитания старших школьников для формирования социально-активной личности гражданина и патриота.
Задачи:
- разработать модель (систему) патриотического воспитания учащихся в школе;
- выявить технологии, методы, приемы эффективные для организации патриотического воспитания;
- формировать активную жизненную позицию учащихся через вовлечение школьников в мероприятия патриотического значения.
Результатом апробации элементов своей педагогической системы планирую видеть:
В данной работе я представляю описание собственного педагогического опыта, направленного на становление патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность.
Социально-педагогическая сущность патриотического воспитания в системе преподавания ОБЖ.
Формирование патриотического сознания российских граждан является одним из приоритетных факторов единения нации. Взросление будущего гражданина и патриота своей Родины начинается в семье и в школе, в связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе, начиная с первого и заканчивая выпускным классом, обозначено гражданско-патриотическое воспитание.
Концепция государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», определяет цель развития в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его интересов. Опираясь на данный государственный документ, школа в своей программе развития уделяет особое внимание патриотическому воспитанию старшеклассников, основные концепции которого прописаны в модели выпускника школы.
Рассматривая патриотическое воспитание как «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время», я педагог-организатор ОБЖ организую учебно-воспитательную деятельность в урочной и внеурочной системе следующим образом:
- соответствие КТП учебной программе;
- применение современных образовательных технологий личностно-ориентированного обучения;
- составление плана-программы по патриотическому направлению во внеклассной деятельности.
Тематика уроков ОБЖ дает широкое представление о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых по защите населения; знакомятся с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации Ч/С и гражданской обороны (ГО). Уроки по темам ГО и ЧС проектируются мною как практико-ориентированные с применением технологии критического мышления и носят не только теоретический характер.
Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации образовательной деятельности.
Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность.
Конечно же, образование должно работать на результат. Но на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности, дней здоровья и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.
Внеурочная деятельность как один из двух основных компонентов системы патриотического воспитания и обучения, которая на данный момент моей профессиональной деятельности находится на этапе апробации и становления, является логическим продолжением урочной деятельности.
Заключение
Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой, педагоги обеспечиваю эффективное выполнение целей и задач воспитания и воплощают в педагогическую практику содержание образования.
Работая над данной проблемой, я могу говорить о промежуточных результатах своей деятельности по созданию системы патриотического воспитания в школе мне удалось:
- Подобрать эффективные технологии, методы, приемы для организации теоритических и практических занятий по предмету (технологии проблемного обучения, критического мышления, проектные и ИКТ технологии).
- Составить рабочий план-программу мероприятий патриотического значения для организации учебной и досуговой деятельности.
При анализе полученных результатов работы над проблемой патриотического воспитания, я увидел некоторые недостатки, над которыми планирую продолжить работу в текущем аттестационном периоде.
Литература
- Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001.
- 2. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
- Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий
- В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.: Дрофа, 2001
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении учителей физической культуры и ОБЖ
«Организация проектно – исследовательской деятельности на уроках ОБЖ».
Подготовил
преподаватель – организатор ОБЖ
МБОУ Кочуновской ООШ
Другов С. Б.
В условиях реализации стандартов нового поколения проблема самостоятельности учащихся при обучении является основополагающей.
Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя в этом мире.
Проектно – исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается авторами проекта в ходе решения поставленной проблемы.
Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные знания по предметам, приобретают ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать
Проекты могут быть индивидуальными, коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.
Выделим возможные типы учебных проектов:
По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико - ориентированные.
По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
По продолжительности: от кратковременных, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением обязательным представлением.
Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:
а) объект информации;
б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);
в) формы представления результата.
Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией.
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных
по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания ОБЖ позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико - ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку лекарственных растений для кабинета ОБЖ).
Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.
Например, проект «Временные жилища» может носить исследовательский характер, а может — практико - ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме, буклет, памятку, макет.
К практико-ориентированным проектам по ОБЖ можно отнести:
• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека;
• проекты освоения территорий;
• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.;
• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5 – 7 классах.
Основные требования к использованию метода проекта:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
∙ владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением
∙ организовать исследовательскую работу учащихся; уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
∙ направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
∙ уметь
∙интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
∙ учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
∙ приобретает коммуникативные навыки и умения;
Овладевает
∙ практическими умениями исследовательской работы:
Собирает
∙необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи.
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности,
последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.
Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были: простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся; разнообразными по содержанию; интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности; разными по форме проведения, привлекательными для учащихся; исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.
За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.
В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей.
Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Проектный метод имеет еще одну особенность – он носит исследовательский характер. Для того, чтобы не произошло того смешения, которое имеет место в современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение рассматриваются как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между этими понятиями.
Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая.
Временной график работы над исследовательским проектом:
сентябрь – поиск темы, объединение в группы, согласование этапов работы с научным руководителем;
октябрь – заявление темы на Ярмарке проектов в виде пресс-релизов, детальная разработка темы;
октябрь-январь – работа над проектом, оформление теоретической и проведение практической части исследования, оформление проектной папки;
февраль - март – защита работ на научно-практической конференции учащихся в два этапа: публичная защита и защита с мультимедийной презентацией;
в течение всего года – участие в разнообразных внешкольных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня.
Примерная тематика информационных проектов.
Нетрадиционные виды пищи.
История светофора.
История пожарного автомобиля.
Табачный дым и его составные части.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики и их пагубное воздействие на организм человека.
Боевые традиции и символы воинской чести.
Дни воинской славы России.
Примерная тематика исследовательских проектов.
Влияние закаливания на здоровье подростка.
Воздействие музыки на организм человека.
Компьютерные игры и их влияние на здоровье подростка.
Стресс и его влияние на организм человека.
Глобальное потепление и природные чрезвычайные ситуации.
Генетически модифицированные продукты и угрозы, связанные с их
употреблением.