Консультация для родителей Адаптация детей к новым условиям детского сада Ходукиной О.А.
ЦЕЛЬ КОНСУЛЬТАЦИИ дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение;
помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 769.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ педагога-психолога Ходукиной О.А.
ЦЕЛЬ:
дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение;
помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия.
ЗАДАЧИ:
• показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения;
• предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку;
• создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду;
• устранить противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды;
• продумать алгоритм совместных действий с родителями;
• раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
• помочь правильно организовать первые дни пребывание ребенка в ДОУ.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу.
Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?
В огромной степени - отрыв от матери. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
Поступление в детский сад - это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребёнок будет страдать, вследствие резкого перехода из домашней неорганизованной среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома.
Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабушки), для многих малышей бывает непростым. И далеко не все дети готовы к этому событию. Возникает вопрос, а стоит ли вообще отдавать малыша в садик? Да и так ли хорошо детям в детском саду?
Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е. становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.
Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ
Специалисты выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. И в течение 2-3 недель по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. На этом этапе необходимо воздержаться от скоропалительных выводов и эмоционально поддерживать малыша: не обсуждать в его присутствии негативные, на ваш взгляд, моменты, не выказывать тревогу.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т. п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходится признать – не садовскими. Прислушайтесь, однако, к советам воспитателей, в любом случае последнее слово должно оставаться за специалистом-психологом.
От чего же зависят характер и длительность адаптационного периода?
- От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 года до 2,5-3 лет.
- От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
- От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же, возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни с первого же дня плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка в корне меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не участвуют в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель и в обоих вариантах является нормой.
- От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п.) легче привыкают к дошкольному учреждению.
- От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т. п.).
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ?
- Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Подробно описать режим детского сада, чем ребенок там будет заниматься. Ваш рассказ поможет ему почувствовать себя увереннее и спокойнее, когда он пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
- Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно.
- Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
- Маме идти в группу с ребенком не стоит. Он не должен знать, что мама может находиться с ним в этом месте. Иначе в следующий раз он будет плакать, и требовать остаться. А это лишний повод для стресса.
- Малышу кажется, что мама уходит и больше никогда не вернется. Ему на многократном примере нужно объяснить, что мама обязательно вернется. Очень хорошей версией для детей было то, что они пошли в магазин за печеньем или соком. Приходя за ним в сад сразу угостить его сладким. Рано или поздно ребенок поймет, что мама вернется, и не будет так плакать.
- В первые дни не следует оставлять малыша больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По истечению 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка, учитывая желание малыша), можно оставить его на целый день в ДОУ.
- Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
- Если ребенок плачет, стоит взять его на руки, успокоить — вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых недавно было намного больше.
- Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет
с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
- В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
- По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми обращать его внимание на действия и поведение посторонних людей высказывать положительно отношение к ним
- Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. Помочь ребенку разобраться в игрушках, использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
- Учить обращаться к другому человеку делиться игрушкой жалеть плачущего ребенка
Желательно дать ребенку пару дней отдыха если он категорически отказывается идти в детский сад
- Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки
Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:
- сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю; обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
- наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
- «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
- отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.
«Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрепки»
1. Будить ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
2. Не торопить - умение рассчитать время - ваша задача, если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
3. Не прощаться, предупреждая и направляя: «Смотри не балуйся, веди себя хорошо, и т. д.». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
4 Нелишне будет предупредить персонал детского сада о вкусах малыша. Но делать это следует в его отсутствие, когда он ушел в игровую комнату или занялся с другими детьми, так как подобные разговоры как бы программируют ребенка на совершение соответствующих действий: он станет лишь сильнее капризничать и настаивать на отказе от пищи, объясняя это словами матери или бабушки.
5. Не говорить гадостей. «Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша.».
6. Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают "слабые" места взрослых.
7. Победить "сцены" помогут "ритуалы".
Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса - смех. Поэтому в адаптационный период необходимо в группе создать такие условия, чтобы ребенок больше смеялся и занимался той деятельностью, которая приносит ему удовольствие. Конечно, это игровая деятельность. Игра способствует безболезненному вхождению ребенка в детский сад.
Что должен знать и уметь родитель:
- Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные умения и навыки в обстановку детского сада.
- Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, при чем рассказ должен быть красочным, позитивный. Старайтесь показать в своем рассказе показать ребенку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
- Отрицательное влияние на течение адаптации, а так же на поведение детей при поступлении в детский сад оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
В первые дни не нарушать, имеющие у ребенка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребенка к новому укладу жизни. Приблизить домашние условия к особенностям д/сада: внести элементы режима, упражнять ребенка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать.
Адаптация может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребенок заболел, а процессе адаптации. Иногда после выздоровления, ребенку приходиться привыкать заново. Но это не показатель, не следует беспокоиться, глядя на ребенка подруги, который с первых дней вошел в новую среду без особых осложнений. Помните все дети разные, каждый индивидуален и нужен свой подход.
В качестве заключения Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям. Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев.
Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.
Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!
Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала
- Маленькие дети очень неусидчивые. Внимание ребенка может быть сфокусировано на одном деле очень короткое время. Игра должна длиться 10-15 минут, иначе малыш потеряет к ней интерес и игра не логически не завершиться.
- Не начинайте играть за несколько часов до сна или перед едой. Ребенок разыграется, и не сможет заснуть.
- Игры надо планировать заранее. Приготовить все необходимые предметы. Купите всё что нужно: клей, цветную бумагу, картон, блестки и прочее.
- Если применяете готовые наборы для игр не отдавайте эти игрушки детям в постоянное пользование. После игры складывайте и убирайте игрушки.
- Не подстраивайте своего ребенка под инструкции в игре. Учитывайте особенности своего малыша. Не спешите и не заставляйте ребенка усвоить больше чем он сможет.
- Воспитывайте аккуратность и любовь к чистоте. Только единственное замечание не кричите на ребенка, не обвиняйте его в неряшливости. Самое лучшее что вы можете сделать для воспитания тех или иных качеств в своем ребенке – это быть примером.
- С детьми можно играть один на один. Но более эффективно будет проходить обучение в игровом стиле, если будут участвовать детки разных возрастов. Ребенок двух лет и ребенок 4 лет. Младшие повторяют за старшими более охотно. Даже если детки одного возраста будут делать что-то вместе, им уже не будет скучно.
- Следите за размером предметов, которые вы применяете в игре. Мелкие предметы ребенок может проглотить или вдохнуть. Детям в возрасте 2-3 года очень нравиться все попробовать на вкус.
Раскрась круги.
Для игры нам потребуется:
- Четыре листа бумаги.
- Два цветных карандаша.
Возьмите два листа бумаги, на каждом из них нарисуйте по большому кругу. Предложите малышу поиграть: пусть он раскрасит свой круг жёлтым цветом, а вы-красным. Рассматривая рисунки, обращайте внимание ребенка на цвет круга, проводите аналогии:» Как красиво ты раскрасил круг жёлтым цветом, теперь он похож на солнышко».
На двух других листах нарисуйте большие квадраты или треугольники по желанию. Раскрасьте их поменявшись с карандашами. Обсудите на что похожа фигура. В дальнейшем можно привлекать к игре других членов семьи папу, бабушку старших детей, не забывая обращать внимание ребёнка на количество фигур и карандашей.
Не настаивайте на том, чтобы малыш раскрашивала фигуры строго по контуру. Обязательно участвуете в игре, глядя на вас, ребёнок будет повторять ваши действия, приобретать полезные навыки. Игра способствует развитию моторики, подражательное деятельности, учит различать цвета.
Разберемся!
Для игры нам потребуется:
- 3 вырезанных из картона круга.
- 3 квадрата из картона.
Перемешайте круги и квадраты. Попросите ребенка помочь вам отобрать все круги. После чего раскрасьте их одним цветом. Для раскрашивания квадратов используйте карандаши другого цвета. Игра способствует развитию навыков классифицирования.
Развитие речи у детей с помощью дидактических игр
Кошки — мошки.
Придумывайте про стихи четверостишия, где рифмуется знакомые ребёнку слова, например, кошка – картошка, мышка — малышка, кусать — бросать, кружить — дружить, и так далее.
Беленькая кошка
К вышла на дорожку
Прилетела мошка
Укусила кошку.
Прилетела муха,
Я села мне на ухо.
И щекочет ушко
Озорная мушка.
Как у нашей свинки
Жесткая щетинка.
Мы погладим свинку
По колючей спинке.
Ча-ча-ча.
Придумываете простые рифмованные строчки, проговаривая их или напевайте во время игры, на прогулке, во время купания. Вскоре ребенок запомнит и научиться заканчивать фразу словами в скобках.
Ча-ча-ча- (мы увидели грача);
Чу-чу-чу- (на приём идем к врачу);
Жа- жа -Жа- (мы увидели ежа);
Цу-цу-цу — (мы поесть несём птенцу);
Ла-ла-ла- (у гусей по Два крыла);
Ко-ко-ко – (не ходите далеко);
Ом-ом-ом – (мы найдём красивый дом);
Ух-ух-ух- (загоняй коров пастух);
Ра-ра-ра- (дождик капает с утра);
Бы-бы-бы- (выросли в лесу грибы);
Ай-ай-ай – (жук скорее залетай);
Ой-ой-ой – ( нам пора идти домой).
Курица.
Для игры вам потребуется:
- Картинки с изображением курицы, петуха, цыплят.
Покажите малышу картинку. Объясните, что это куриная семья. Курица-мама, петух — папа, цыплята-дети. Вспомните, как кудахчет курица, кукарекает петух и пищат цыплята.
Обратите внимание ребенка, что курица и петух покрыты перьями, а цыплята жёлтые нежным пушком. «Посмотри, маленькие цыплята похожие на желтые пушистые комочки».
Покажите малышу, как ходит петух в-пройдитесь по комнате, заложив руки за спину, подняв голову, высоко поднимая ноги в коленях. Попросите ребенка походить также, похлопайте крылья-руками, прокукарекайте. Поиграйте в курочку. Затем бегайте и пишите, как цыплята, поклюйте пальчиками зёрнышки.
Почитать ребенку русские народные потешки:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки-желтые цыплятки,
Ко — ко – ко, ко – ко-ко не ходите далеко!
Лапками гребите зернышки ищите.
Кто в домике живёт?
Для игры потребуется:
- Картинка с изображением собаки.
- Картинка с изображением щенка.
- Картинка с изображением кошки.
- Цветные кубики.
Покажите ребёнку картинку с собачкой и спросите: «Кто это? «Прокомментируйте, как разговаривает собака: «гав-гав.» Ребёнок должен сказать, что это лает собака. Попросите детей или ребенка продемонстрировать, как лает щенок.
Щенок — это маленькая собака поэтому лаять будет тише. Дети должны повторить звукосочетания гав-гав 3-4 раза. Покажите ребёнку изображение кошки. Просите детей: «Кто это, кто говорит мяу — мяу.» Ребёнок должен ответить, что это за животное.
«Пошли зверушки домой» картинки убираются за цветные кубики. Отгадайте кто в этом домике живет. Вы произносите звуки, которые поминают лай собак: «гав-гав.» Дети должны ответить — это собака она гавкает. Тоже самое продемонстрируйте с карточкой кошки.
Игра помогает познать животный мир, а также тренирует речевой аппарат ребенка к произношению разных звуков.
Ухватить пинцетом.
Для игры потребуется:
- Пинцет.
- Шарики из бумаги.
- Ватные шарики.
- Кусочки поролона.
- Крупные бусины.
К научите ребенка пользоваться пинцетом. Покажите, как можно брать ватные шарики, мелкие кусочки поролона, бусины.
Усложняйте игру, заменяя мягкие предметы твердыми пуговицами, винтиками, крупой фасолью и так далее. Можно использовать бумагу, порванную на мелкие части.
Предложите малышу отсортировать предметы двух видов вата и фасоль. В дальнейшем игру можно усложнять, мягкие и твердые предметы, лёгкие и тяжёлые круглые и квадратные и так далее.
Игра способствует развитию мелкой моторики рук.
Полезные статьи
для родителей
педагог-психолог Ходукина О.А.