Логопедические занятия
На данной странице представлены конспекты логопедических занятий с умственно отсталыми учащимися .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_b-p.doc | 29.5 КБ |
differentsiatsiya_s-sh_2kl.docx | 25.82 КБ |
dmfferentsiatsiya_t-d.doc | 28 КБ |
konspekt_uroka_na_v-f.doc | 260.75 КБ |
differentsiatsiya_zvukov_g-k.doc | 39.5 КБ |
differenciaciya_zvukov_s-c.docx | 39.17 КБ |
avtomatizvtsiya_r-r.pptx | 1.78 МБ |
bukva_z.pptx | 1.77 МБ |
uchim_s-sh.pptx | 1.04 МБ |
differents_r-l_v_slovah_i_predl.ppt | 1.1 МБ |
prezentatsiya_v-f.pptx | 271.45 КБ |
uchim_zvuk_shch.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация [п - б] в предложениях.
Чернов В.А.,учитель-логопед
Цели:
образовательная: развитие и закрепление умения различать звуки [п] – [б] на слух; закрепление умение соотносить звуки [п] и [б] с буквами П и Б;
коррекционно-развивающая: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики; развитие внимания на основе упражнений с таблицей Шульте, обогащение словарного запаса.
воспитательная: воспитание интереса к предмету.
Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, индивидуальные кассы букв, схемы для звуко-слогового анализа слов, набор предметных картинок, бланки с буквами, индивидуальные таблицы с числами от 1 до 9.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для развития мелкой моторики.
- Таблицы Шульте (1-9). Сосчитать числа от 1 до 9 в прямом и обратном порядке как можно быстрее.
- Повторение.
Какие бывают звуки? Гласные? Согласные? Какие бывают согласные?
- Какие звуки сравнивали на прошлом уроке?
- Сегодня мы будем сравнивать [п - б].
Чем отличаются эти звуки?
- Повторение слоговых рядов:
Ба – па – ба бант – палка – поезд
Бу – бу – пу бусы – пила – балкон
По – бо – бо кабинет – колобок - пальма
Пы – бы – пы бананы – пробка – забор
- Работа с кассой.
Схема слова напор. Что обозначает слово «напор». Заменить букву П на Б. Какое слово получилось? (набор).
- Что обозначает слово «набор»?
Составить предложения с этими словами.
- Составить предложения из слов, данных вразбивку.
Пушок, у, белые, лапки.
Руки, Петя, у, озябли.
Бочка, быки, воду, из, пили.
Достала, белка, ореха, два.
Зубы, чистит, Петя.
Лампа, стол, висит, над.
6.4. Физминутка.
- Среди букв найти и зачеркнуть П, подчеркнуть Б.
Взаимопроверка.
- Письмо по слуху.
У нас была собака. У собаки белые лапы. Петя был в парке. Боре купили барабан. Бабушка пекла блины. Папа поймал рыбу.
- Итог урока.
Какие звуки сравнивали? Чем он отличаются?
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по логопедии во 2 классе
Тема: Дифференциация звуков [с], [ш].
Учитель –логопед Чернов В.А.
Цель: научить различать звуки [с], [ш] на слух.
Задачи:
Образовательные: научить различать звуки [с], [ш] на слух в слогах, словах, во фразе, читать слоги с этими звуками,закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [с] - [ш].
Коррекционные: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, фонематический слух, связную речь, развивать навыки словоизменения и словообразования.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения на занятии, бережное отношение к дидактическому материалу, воспитывать интерес к занятию
План:
Вводная часть
1. Орг. момент (2-4 мин)
Основная часть
1. Сообщение темы (2 мин)
2. Сравнение артикуляции звуков (2 мин)
3. Характеристика звуков (2 мин)
4. Игра со стрелочками (на развитие фонематического слуха) (2 мин)
5. Игра «Измени слова» (словоизменение) (2 мин)
6. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики) (2 мин)
7. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи) (3 мин)
8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах. Словообразование (3 мин)
9. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи) (2 мин)
10. Чтение слогов (2 мин)
11. Самомассаж кистей и пальцев рук (5 мин)
12. Работа в тетради и у доски
Заключительная часть
Подведение итогов (2 мин)
Регламент занятия 40 минут.
Ход занятия:
Вводная часть
1. Орг. момент.
Логопед: «Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья».
Дети поднимают руки.
Логопед: «подул теплый ветерок ш-ш-ш, зашелестели листья».
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Логопед: «Подул холодный ветер с-с-с, закачались сосны».
Дети покачиваются и машут руками.
Логопед: «Ветер затих – не шевелятся ни листочки, ни ветки».
Дети расслабляются.
Логопед: «А теперь тихонечко сели».
Дети садятся.
Основная часть
Артикуляционная гимнастика:
Логопед: А теперь мы с вами выполним упражнения для губ и язычка(по устной инструкции и показу логопеда дети выполняют артикуляционную гимнастику «Трубочка-улыбка», «Накажем непослушный язычок», «Качели», «Чистим зубки», «Грибок»,»Чашечка»,
Дыхательная гимнастика-вертушка
1. Сообщение темы:
Логопед: «Как шумела листва от теплого ветерка»?
Дети: «Ш-ш-ш».
Логопед: «Как подул холодный ветер»?
Дети: «С-с-с».
Логопед: «Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш]».
2. Сравнение артикуляции звуков:
Логопед: «Давайте вспомним, как правильно произнести звук [с]. Нужно улыбнуться. Широкий кончик языка упереть в нижние зубы. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить холодная струя воздуха».
Дети произносят звук [с].
Логопед: «А теперь произнесем звук [ш], для этого нужно открыть рот, округлить губки и слегка вытянуть их вперед, поднять широкий язычок и сделать «чашечку», произнести звук [ш]. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить теплая струя воздуха».
Дети произносят звук [ш]
3. Характеристика звуков.
Логопед: «Давайте вспомним звук [с] какой»?
Дети: «-Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух во рту встречает преграду; глухой, т.к. голосок не звенит; может быть твёрдым как орех и мягким как вата»
Логопед: «Молодцы! А звук [ш]»?
Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух встречает во рту преграду; глухой, т.к. голосок не звенит; он всегда твёрдый как орех».
Делаем вывод.
-Что общего в звуках с-ш? Они согласные, глухие.
-Чем они отличаются?
-При произношении звука с губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы; воздушная струя холодная. При произношении звука ш губы выдвинуты вперёд трубочкой, язык поднят к нёбу чашечкой; выдыхаемая струя воздуха тёплая
4. Игра со стрелочками (упражнение направлено на развитие фонематического слуха). Вставляются схемы [С] – [Ш] –
Логопед: «У каждого на столах лежат карточки со стрелочками. Сейчас мы поиграем со звуками [с], [ш]. Я буду называть сначала слоги, а затем слова, если вы услышите звук [с] – поднимите карточку со стрелкой, которая показывает вниз. Если услышите звук [ш] - поднимите карточку со стрелкой, которая показывает вверх». Слоги: ша, са, ус, шу, со, аш. Слова: сила, мешок, сила, нос, мышь, усы, уши.
Дети выполняют задание.
5. Игра «Измени слова» (словоизменение)
Логопед: «Я буду назвать слова. Если в слове слышится звук [с], замените его на [ш] и получится новое слово. Например: усы – уши».
Дети: «Сутки – шутки, каска – кашка, миска – мишка, крыса – крыша, мыс – мышь, басня – башня».
Логопед: «Молодцы».
6. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).
На полочке нашей смешные игрушки,
(стоя, руки на поясе)
Смешные ежи и смешные лягушки.
(ходьба на месте, прыжки на месте)
Смешные медведи, смешные олени,
(ходьба боком, руками показываем рога оленя)
Смешные моржи и смешные тюлени.
(прыжки в стороны).
7. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи).
Логопед: «Захотелось звукам [с], [ш] посмеяться вместе с нами и они придумали чистоговорки-небылицы. Со словами слон, лиса и душ:
лон-лон-лон, на лопате едет слон.
Са-са-са, на луне сидит лиса.
Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ».
Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.
8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах. Словообразование.
Логопед: «Сейчас к нам прилетит птица, в названии которой есть слог «куш». Кто это»?
Дети: «Кукушка».
На доску вывешивается картинка кукушки.
Логопед: «Кукушка сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет в Волшебной стране ОЗ. Он перепутал в словах не только звуки, но и слова. Поедем к нему. Закройте глаза».
Выставляется плоскостная фигура Страшилы.
Логопед: «Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Смотрите, какой он расстроеный. Послушайте, что он сказал:
«Кошка ловит «миску», мама моет «мышку».
«Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску».
«Танцует Мишка в «Машке», конфету далее «маске».
Чтобы Страшила вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я сейчас назову: ласка… (ласковый), слава... (славный), послушание… (послушный), смелость… (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки на место и отгадал правильные слова.
Послушайте, внимательно фразы и исправьте ошибки:
Кошка ловит «миску», мама моет «мышку».
Дети: «Кошка ловит мышку, мама моет миску».
Логопед: «Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску».
Дети: «Пожарный носит каску, Саша ела кашку».
Логопед: «Танцует Мишка в «Машке», конфету далее «маске».
Дети: «Танцует Мишка в маске, конфету далее Машке».
9. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи).
На доске – две картинки: шкаф и сумка.
Логопед: «Возьмите картинки, которые лежат у вас на столе. Если в названии вашей картинки есть звук [с], вы кладете этот предмет в сумку, а если звук [ш] – в шкаф. Например я положу мишку в шкаф».
Дети выполняют задание.
Логопед: «Давайте поблагодарим Страшилу за интересные задания»!
Дети: «Спасибо»!
10. Чтение слогов.
Логопед: «Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному Замку. Какие звуки в нем живут»?
Дети: «Гласные».
Логопед: «Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками». Чтение слогов по схеме: са, со, су, ас, ос, ус, ша, шо, шу, аш, ош, уш.
11. Самомассаж кистей и пальцев рук.
Логопед: «А теперь возьмем в руки карандаши. Положим карандаш на правую руку, а левую положим сверху. Перекатываем карандаш влево и вправо» (выполняется растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий)
12. Работа в тетради и у доски
На карточках напечатаны слова с пропущенными буквами С и Ш:
«стол,шапка,носок,мышка,дедушка,шуба,сказка,лес,капуста,лягушка».
Задание:вписать пропущенные буквы и распределить в 2 столбика.
Вначале все слова проговариваются с детьми, вписывают буквы у доски по очереди, распределяют в 2 колонки, затем выполняют в тетради с опорой на доску.
Заключительная часть
Подведение итогов:
Логопед: «О каких звуках мы сегодня говорили? Дайте характеристику этим звукам».
Ответы детей.
Предварительный просмотр:
Дифференциация [т - д] в слогах, словах.
Цели:
образовательная: развитие и закрепление умения различать звуки [т] – [д] на слух изолированно, в слогах, в словах; закрепление умение соотносить звуки [т] и [д] с буквами Т и Д;
коррекционно-развивающая: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики; развитие внимания на основе упражнений с таблицей Шульте, обогащение словарного запаса.
воспитательная: воспитание интереса к предмету.
Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, индивидуальные кассы букв, схемы для звуко - слогового анализа слов, бланки с буквами, индивидуальные таблицы с числами от 1 до 9.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики.
- Таблицы Шульте (1-9). Сосчитать числа от 1 до 9 в прямом и обратном порядке как можно быстрее.
- Повторение.
- Какие бывают звуки? Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными? Какие бывают согласные?
- Сегодня мы будем сравнивать звуки [т] и [д].
- Какие звуки будем сравнивать?
- Артикуляция звука [т]. Какой это звук? Артикуляция звука [д]. Какой это звук?
Чем отличаются звуки [т] и [д]?
- Игра «Наоборот».
Да, ду, ты, то, ды, та, ту, дю, тя, до, ды, де.
- Повторение слоговых рядов:
То – до – то тапочки – ведро – дерево
Ту – ту – ду садовник – туман – дым
Ды – ды – ты дупло – доска – точка
Та – да – та тюльпан – тыква – дыня
- Работа с кассой.
Схема слова точка. Что такое «точка». Заменить букву т на д, какое слово получилось? Что оно означает? Составить предложения с этими словами.
- Составить предложения из данных слов:
Тёма, собака, от, убегать.
Подлетать, птица, к, гнездо.
Собака, будка, выбегать, из.
Вбегать, дети, сад, в.
Пальма, листья, у, широкие.
- Сравнение букв Т – Д.
- Среди букв найти и зачеркнуть Т, подчеркнуть Д.
Взаимопроверка.
- Списать слова, вставить Т или Д:
Трак…ор, с…рела, воро…а, гра…усник, заво…ной, ве…ка, пого…а, моло…ок, о…еяло, ве…ер, капус…а.
- Итог урока.
Какие звуки сравнивали? Чем он отличаются?
Предварительный просмотр:
Логопедическое групповое занятие для учащихся 2-3 классов
Тема «Дифференциация В-Ф в слогах и словах»
Чернов В.А.,учитель-логопед
ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1
Цели
образовательные:
-различение звуков В-Ф на слух, в слогах и словах, на письме;
- уточнение и сравнение артикуляций звуков В-Ф:
-различение звуков по звонкости — глухости;
- обогащение словаря учащихся словами со звуками В и Ф;
-закрепление в речи формы единственного и множественного числа существительных;
-закрепление навыков звукослогового анализа;
развивающие:
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками В-Ф;
-развитие мышления, памяти, внимания;
- согласование движений и речи;
воспитательные:
- повышение речевой активности;
- воспитания желания говорить правильно и красиво;
- создание ситуации успеха;
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, фишки для звукового анализа, тетради, смайлики для оценки настроения, раскраски и задания на звуки В-Ф.
Содержание занятия:
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня у нас урок логопедии. Давайте повторим нашу речевку:
Логопед: Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ученики: Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
II. Основная часть
1.Психогимнастика.
Логопед: Посмотрите, к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им.( По щелчкам мыши на экране появляются рисунки улыбающихся и недовольных детей). ( слайд 2).
Изобразите каждого из них. Кого мы пригласим на наше занятие?
Веня и Феня будут нашими гостями.
2. Работа по картинкам ( слайд 3). Что означают слова Веня и Феня? ( имена детей). Это очень похожие имена. А чем они отличаются? Какой первый звук в имени Веня? Какой первый звук в имени Феня? Давайте проверим: другие звуки одинаковые или разные? Какой второй звук в имени Веня (е), в имени Феня (е), Какой третий звук в имени мальчика (н), третий звук в имени девочки (н). Назовите последний звук в слове Веня (я), а в слове Феня (я)(слайд 3). Изменился один звук, а изменилось все слово.
Веня— полное имя Вениамин. Феня— полное имя Аграфена.
Чем отличаются эти имена? Звуками В — Ф.
- Сообщение темы урока( слайд 4).
Будем учиться различать эти звуки, а чтобы лучше проговаривать, выполним артикуляционную гимнастику.
- Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения.
«Язык широкий — язык узкий», «Маятник», «Почистим нижние зубы».
Какие упражнения выполняли? ( для развития языка).
Упражнения для губ: «Улыбочка — трубочка», « Оскал», «Спрятали губы».
Какие упражнения выполняли?(для губ).
Следующие упражнения — для развития дыхания.
Мы подули высоко,
Мы подули низко,
Мы подули далеко,
Мы подули близко.
«Сдуем пушинку с левой руки(с правой руки)», « В зимнем лесу».
Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).
5.Уточнение и сравнение артикуляций звуков В и Ф.
Логопед: Произнесите звук В перед зеркалом. В каком положении губы? В каком положении зубы? Как проходит воздух? Проверим: дрожит ли наше горлышко? Если дрожит, значит, звук звонкий (слайд 5).
Произнесите звук Ф перед зеркалом. В каком положении губы? В каком положении зубы? Как проходит воздух? Проверим: дрожит ли наше горлышко? Если не дрожит, значит, звук глухой (слайд 6).
Вывод : Звук В произносится с голосом, он звонкий. Звук Ф произносится без голоса, он глухой.
6.Характеристики звуков ( сходства и различия)( слайд № 7).
7. Соотнесение с буквами ( слайд №8).
«В» - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Вывесить плакатики с буквами: это печатная, а это какая ( прописная).
Напишите пальчиками на парте прописную В: сначала заглавную, затем строчную.
Буква Ф надула щеки,
Нос задрала, руки в боки!
Вывесить плакатики с буквами: это печатная, а это какая ( прописная).
Напишите пальчиками на парте прописную Ф: сначала заглавную, затем строчную.
8. Развитие фонематического восприятия.
Предлагаю поиграть в игру «Филин и воробушек» ( слайд 9). Филин — это кто? Птица. Звук занятия в слове ФИЛИН? (Ф). Воробей — это..... (птица). Звук занятия в слове ВОРОБЕЙ? (В).
- Я буду называть слова, а вы, если услышите звуки [Ф, Ф’], будете изображать филина (поставьте руки на пояс и поворачивайте головой). На звук В – показываете воробья (машите руками и прыгаете на месте). Начинаем игру: кровать, овраг, дельфин, конфеты, сова, кофе, вагон, финик, соловушка, туфли, слива, шкафы, вишня.
9. Дифференциация в слогах(слайд10).
Игра «Повторюшка». Феня и Веня предлагают вам повторить за ними слоги. Будьте внимательны.
Чтение слогов. Какую группу слогов, первую или вторую, читали твердо?(1). Какую группу слогов читали мягко? (2). Где находится язык при чтении мягких слогов? ( у нижних зубов).
Чтение слогов со стечением согласных ( слайд №11 ).
10. Дифференциация в словах ( слайд №12 ).
Посмотрите на картинки и скажите, какие предметы отдадим Вене, а какие
Фене ? ( работа по слайду).
11. Физкульт минутка «Филин старый...»
Филин старый, филин старый,
У него глаза как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филинёнку дал флажок.
Филинёнок рад, рад,
Два фонарика горят.
12.Звуковой анализ слова (слайд13).
Загадка:
Солнца яркого боится.
Ночью - хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о (Сове).
У детей на столах цветные фишки.
Логопед: Вспомним, что обозначает каждый кружочек.
Поднимите красный кружочек. Что он обозначает?
Ученики: Это гласный звук.
Логопед: Поднимите синий кружочек, что он обозначает?
Ученики: Это согласный твердый звук.
Логопед: Поднимите зелёные кружочки, что они обозначают?
Ученики: Это согласный мягкий звук.
Логопед: Выкладываем слово СОВА из кружочков. Какой первый звук?
С— согласный глухой твердый звук.
Логопед: Второй звук?
О — это гласный звук.
Логопед: Третий звук?
В— это согласный звонкий твердый звук.
Логопед: Следующий звук?
А — это гласный звук.
Логопед: Назовите звуки по порядку.
Ученики : С О В А
Логопед : Покажите и выделите гласные звуки( О, А). Покажите и выделите согласные звуки (С В ). Сколько в слове слогов?( два слога).
Логопед: Выделите третий звук.
Ученики: Звук В — звонкий согласный.
Логопед: замените звук В на его глухую пару.
Ученики: СОФА.
Уточняются значения слов сова и софа ( слайд № 13 ).
Софа — широкий диван, в котором спинка и подлокотники имеют одну высоту. 15. Пальчиковая игра с речевым сопровождением «Здравствуй, солнце золотое!»( слайд №14).
16.Дифференциация звуков В-Ф устно и на письме .
Логопед: Ребята! Феня и Веня принесли вам интересное задание :
Нужно отгадать загадку и ответ записать в тетрадь.
Логопед: Откройте тетради, запишите число. Послушайте загадки. Запишите ответы на загадки: со звуком В в первый столбик, со звуком Ф – во второй столбик.
Ученики отгадывают загадки и записывают слова - отгадки в два столбика.
Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не гаснут до зари
Глаза ночные — .... (Фонари)
Не ботинки, не сапожки.
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром — в школу,
Днём — домой. (Валенки)
Две сестрёнки,
Две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять — так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки)
Глазищи круглы,
Когтищи остры,
Носище кривой —
Разбойник лесной. (Филин)
III. Итог урока. Рефлексия.
- оценивание работы учащихся на уроке;
- вывод: какие звуки различали?
- оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов.
- задание на подготовку: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки В -Ф.
Веня и Феня прощаются с вами и говорят «Молодцы, до новых встреч!»( Слайд №15).
Список использованной литературы:
- Веселые минутки: Стихотворения для физкультурных минуток/ Авторы – составители: М.И. Багаутдинова, Г.Н. Ягафарова - : Китап,2003.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособие - СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2002.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя – логопеда.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов по спец. «Педагогика и психология (дошк)»/ Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.
5.http://www.boltun-spb.ru/exe_bukva_poems.html ( стихи о буквах алфавита)
6.http://pedlib.ru/Books/3/0214/3_0214-9.shtml ( стихотворение о филине).
7.http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-sovu.html ( загадка о сове).
8.http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-na-bukvu-f.html(загадки на буквы Ф-В)
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1
Логопед Чернов В.А.
Конспект фронтального логопедического занятия
«Дифференциация звуков [Г]-[К]»
Цели:
Образовательные: учить различать звуки [Г] - [К]; выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учить определять позицию звука в слове; учить дифференцировать буквы Г – К на письме.
Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.
Оборудование: предметные картинки, карточки – символы, карточки с письменным заданием на каждого ребёнка.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Сообщение темы занятия.
Звук [К]:
У леса на опушке, высоко на суку
С утра поёт кукушка: «КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!»
Внизу бежит речушка по жёлтому песку,
Поёт кукушка звонко: «КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!»
Звук [Г]:
ГА-ГА-ГА – гогочет гусь,
Я семьёй своей горжусь,
На гусят и на гусыню
Всё гляжу - не нагляжусь.
II. Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К].
Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему?
Звонкий или глухой? Почему?
А звук [К] согласный или гласный? Почему?
Звонкий или глухой? Почему?
Значит звуки [Г] - [К] являются парными.
III. Формирование фонематического восприятия, операций фонематического анализа и синтеза.
- определить наличие / отсутствие заданного звука в ряду других звуков.
Инструкция 1:
Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] среди других звуков:
Г, к, н, м, п, г, л.
Инструкция 2:
Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] среди других звуков:
Г, к, н, м, п, к, л.
- определить наличие / отсутствие заданного звука в слогах.
Инструкция 1:
Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] в слогах:
Га- ка- га- ха- ого – уку – ыгы.
Инструкция 2:
Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] в слогах:
Га- ка- га- ха- ого – уку – ыгы.
- определить наличие / отсутствие заданного звука в словах.
Инструкция 1:
Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] в словах:
Гора – кора – голос – колос – гость - кость.
Инструкция 2:
Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] в словах:
Игра – икра – гол – кол – игра - икра.
- определить позицию звука в слове:
Инструкция 1:
Определи место звука [Г] в словах и распредели их по вагонам:
ГАЗЕТА, РОГА, ГАРМОНЬ, ГОЛУБЬ, РАДУГА, ОГОНЬ,ГРИБ, ГНЕЗДО.
Инструкция 2:
Определи место звука [К] в словах и распредели их по вагонам:
КАБАН, РЕКА, РАК, КАМЕНЬ, ОКНО, ХОМЯК, КАПУСТА, ВОЛК.
- вставить пропущенный слог ГА или КА (устно с перекидыванием мяча):
Инструкция:
Я кину мяч и назову часть слова, а вы вставьте пропущенный слог ГА или КА:
ДУ…(ГА), РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА), ОТВА…(ГА).
IV. Физ.минутка:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И крутим головой.
V. Дифференциация букв Г - К на письме.
1. Распределение слов на 2 группы (письменно):
Инструкция:
В 1-ый столбик запишите слова с буквой Г, а во 2-ой столбик – с буквой К:
КРЕПОСТЬ, КИРПИЧ, ГЛУБИНА, ОГОРОД, ГРАЧИ, ЗАКАТ, МАГАЗИН, ПРЫЖОК.
2. Вставить пропущенный слог ГА или КА (письменно):
Инструкция:
Вставь пропущенный слог ГА или КА в слова:
…- ПУСТА, … - ЗЕТА, … - ТЕР, … - РАЖ, … - ЛИТКА, … - ПЕЛЬ, … - НАВА, … - РАНДАШ.
VI. Итог занятия:
Логопед : Какие звуки мы учились различать? Чем различаются эти звуки?
Почему?
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1
Логопед Чернов В.А.
Тема: Дифференциация звуков [С]- [Ц].
Цели:
- Различение звуков «С» и «Ц» в слогах, словах, фразах
- Развивать внимание, память, мышление, фонематический слух.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Ход урока.
Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет предмет на картинке (слайд №1) и правильно определит количество звуков в слове: ОГУРЕЦ, СЫР, ЦЕПЬ.
- Что лишнее? Почему?
Артикуляционная гимнастика.
«Хоботок» (слайд №2)
Я слегка прикрою рот,
Губы- «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у
«Любопытный язычок» (слайд №2)
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
«Лопаточка» (слайд №3)
Поперек улыбки лег-
Отдыхает язычок.
«Чистим зубки» (слайд №3)
Ходит «горка» влево - вправо,
Чистит зубки очень браво.
Вытянуть руки в стороны и ходить с поднятой головой).
-Посмотрите внимательно на картинки, они все перепутались, помогите мне их рассортировать по группам 1-С, 2-Ц.(слайд №4)
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили мое задание.
-Выберите любую понравившуюся вам картинку . Что на ней изображено? Составьте с этим словом предложение.
Физминутка.
«Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:-
Топай правою ногой,
Потом левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
(Встать. Согнуть ногу в колене, вытянуть вперед и только затем поставить на землю.
-Ребята, нам пришло письмо от Незнайки и Карлсона, они загадали вам загадку. Вчера они ходили в зоомагазин и купили там различных птичек. Сказочные герои не знали каких птиц выбрать, уж больно они все красивые. Незнайка предложил Карлсону купить тех птиц у которых в названии есть звук «Ц», а он будет покупать птиц у которых есть звук «С», но одну птичку они так и не решили кому купить.
Каких птиц купили Незнайка и Карлсон? Какая птица осталась в магазине, почему? (слайд №5)
- Мы хорошо поработали, молодцы. Давайте теперь потренируем наши звуки, научим наш язычок правильно их произносить и не путать. (слайд №6).
Чистоговорки (слайд №7)
Синице гусеница снится.
У цапли цепкий цыпленок.
- Ребята, посмотрите, Карлсон прислал нам еще одно задание (достает из конверта).
Давайте ему поможем. Нужно вставить пропущенные буквы в слова, записать их на листочке. Выполненные задания мы отправим Карлсону, он будет очень ждать ответа. (слайд №8)
…арство, ..танция, со..ка, ..истерна, лестни..а, ..ушка, ..анки, солн..е, ..веток.
Итог занятия.
- Что мы сегодня делали на уроке? Какие звуки различали? Кто нам присылал задания и кому мы помогли?
Рефлексия.
Закрасьте цветным карандашом мордашку: №1-помню все, могу пересказать,№2- надо повторить, но большую часть помню, №3 – запомнил мало
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадайте загадки Сам, алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Два братца пошли в воду купаться.
Отгадайте загадки Серый, усатый, морковку грызет, да не в лесу живет. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. Кто без бревен через реки мосты кладет? Блещет в речке чистой спинкой серебристой.
Где спрятался звук? В начале слова В середине слова В конце слова
Где спрятался звук? В начале слова В середине слова В конце слова
Твердый или мягкий ?
Твердый или мягкий ?
Твердый или мягкий ?
Найдите лишнее слово
Найдите лишнее слово
П овторите скороговорку Сорок сорок в короткий срок съели сырок. еще быстрее очень быстро медленно чуть быстрее еще быстрее
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАЗОВИ ОБЩИЙ ЗВУК З
НАЗОВИ ОБЩИЙ ЗВУК Зь
НА ЭТУ БУКВУ ПОСМОТРИ ! ОНА СОВСЕМ КАК ЦИФРА 3!
Заяц затейливо уши сложил, Букву красивую изобразил.
ПРОЧИТАЙ СЛОГИ
ВСТАВЬ БУКВУ З ПРОЧИТАЙ СЛОВА . УБЫ КО . А ВА . А ТА . Ы
Вечер зимний в небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют синий иней На заснеженный лужок. ФИЗМИНУТКА
ПРОВЕДИ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ З М А И З У Б Ы
СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА
РАЗМИНКА ДЛЯ РУК
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учимся не путать звуки [ с ] и [ ш ] «Повторюшка» шу – су шутки - сутки су – шу суметь - шуметь са – ша касса - каша ша – са крыса - крыша
Слоги заблудились су са со ша шу шо
Подбери игрушки
Закончи слово анана … каранда … малы… какту … автобу … камы … глобу … ду … пё …
Скажи правильно
Посчитай 1 2 3 4 5 6
1 2 3 5 4 6
Рифмушки Положили в миску … Надевал пожарный … Сладко спит в берлоге … На столе с салатом …
Кому что нужно
Выучи стихотворения Кошка, кот и шесть котят Ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек. Восемь окон – восемь кошек. Просят у проводника Восемь чашек молока. Шесть пушистых кошек На спинке шерстку грели И солнышку весеннему Кошачьи песни пели.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика со звуками [р]-[л] «Ленивый язычок»- улыбаемся нешироко , показываем широкий кончик языка и не напрягая языка слегка покусываем кончик, чтобы не ленился. « Облизываем варенье»- широко открываем рот и широким языком облизываем верхнюю и нижнюю губу. « Лошадка»- улыбаемся , широко открыт рот и цокаем, как лошадка, кончиком языка по бугоркам за верхними зубами. «Болтушка»- нешироко улыбаемся, рот приоткрыт, быстрое движение вперед-назад широким кончиком языка между губами со звуком Б-Л «Грибочек»- широко открываем рот, крепко прижимаем широкий язык к нёбу так, чтобы была видна напряжённая уздечка- ножка грибочка, а язык стал похож на его шляпку. «Заведем мотор»- делаем носиком глубокий вдох и на выдохе длительно произносим Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р, (можно использовать различные звуковые дорожки , например едет машинка или мотоцикл). «Погудим, как пароход»- улыбаемся нешироко, закусываем широкий кончик языка и сердито низко гудим Ы-Ы-Ы-Ы-Ы. ( Слышится звук Л)
Игра «Запомни и повтори» Ла-ра ра-ла Ло-ро ро-ло Лу-ру ру-лу Лы-ры ры-лы Ра-ла-ла Ро-ро-ло Лу-ру-ру Ры-лы-ры Ал-ар ар-ал Ол-ор ор-ол Ул-ур ур-ул Ил-ир ир-ил Ал-ар-ар Ор-ол-ол Ур-ур-ул Ир-ил-ир
Игра «Наоборот»-допиши слова, заменив Р на Л и наоборот. Рак- …ак Ром - …ом Лама- …ама Ложки- …ожки
Игра «Наоборот»-допиши слова, заменив Р на Л и наоборот. Град- к…ад Лозы- …озы Жил- жи… Бар- ба…
Игра «Наоборот»-допиши слова, заменив Р на Л и наоборот. Порка- по…ка Прут – п…ут Голод- го…од Колобок- ко…обок
Игра «Наоборот»-допиши слова, заменив Р на Л и наоборот. Болт- бо…т Игла- иг…а Сварка- сва…ка Жарко- жа…ко
Физминутка. Проговори чистоговорку и повтори движения. РО-РО-ЛО, у орла огромное перо (руки в стороны, имитация полета) РЫ-ЛЫ- ЛЫ, шары всегда круглы (руки соединяем над головой, показываем большой круг) АР-АР-АЛ, папа прочитал журнал (руки сгибаем в локтях перед собой, смотрим в ладошки и делаем легкие повороты головы) АР-АР-АЛ, завтра праздник карнавал (руки вытягиваем вверх подпрыгивая, показываем радость, кричим ура!)
От веселого кост…, Осталась теплая зо…. Катя ма… Ей спать по…. Хоть и сильный ку…к, Обойдусь без д…к. Володя водо…з, Под водой был много …з. В сказке фея жи..., Она была доб….
Искрится …чей От солнечных …чей. Подарили нам ю…, Начинаем с ней иг…. Не хватает …к Убрать с поля …к. Новую мет… Подарили кенгу…. У самой про…би Сидят го…би.
У козлика …жки, А у Мишки …жки. У камина стоит т…н, На него сел с…н. У вороны пе… Ветром унес…. Плыл большой п…т, Управлял им к…т. На столе стоит п…шка, В ней всего лишь к…шка.
Кусают больно кома…, Хоть и очень ма…. В течение иг… Забивали мы го…. Валят лес боб…, Обходясь без пи…. Для настольной иг…, Нам нужны сто…. Веселятся …бки, Вызывая у…бки.
Собери ягодный урожай Р-Рь Малина Черника Л-Ль Крыжовник Смородина Клубника Земляника Морошка Рябина Клюква Голубика
Правильно прочитай фразы, вставляя буквы Л или Р К..асивое об…ако. Мо…ские во…ны. С…абый вете…ок. Бе…ый па…ус. …озовое п…атье. Го…убой ка…андаш.
Правильно прочитай скороговорки Метил в ворону, А попал в воробья, Метил в воробья, А попал в журавля. Егор поймал большого рака. И вышла из-за рака драка: Это Фёдор- забияка Снова в воду бросил рака. Шёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу И корзинку Назар.
Вставь пропущенные буквы Р-Л в слова и прочитай стихотворение. _ ыболов, _ыболов, _асскажи п_о свой у_ов! Ка_п ушёл и вся п_отва Мимо _одки п_оплыла, А ка_ась с крючка сорва_ся! Без у_ова я оста_ся… Но зато попалась г_елка, Ру_ь, стре_а, _улон, та_елка, Марме_ад, жу_на_, кры_о… Где найти такой улов? Где?.. В Во_шебном ми_е слов!
Нарисуй красочную иллюстрацию к прочитанному стихотворению.
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите позицию звуков « в-в ’ » «Ф-Ф ’ » в словах
Ворона Повар Провода Посевы Фрукты Фасоль Шкафы Кофе Фабрика Прочитайте слова, определите количество слогов и назовите ударную гласную
В Ф
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слоговая дорожка А О у
И Е Ю
Назови картинки
Доскажи словечко На вешалке висит … На удочку попался … В тарелку налили …
Слоговая дорожка А О У
И Е Ё
Назови картинки
Отгадай загадки Хвостом виляет, Зубаста, а не лает.
Кто меня назвать не сможет? Я на ежика похожа. Я от пыли и от пятен Охраняю ваше платье.
2 4 5 1 3
Щи-щи-щи – ищем щавель мы на … Щи-щи-щи – для ухи нужны …
Расскажи стихотворение Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке. Да у щетки половой Палка есть над головой. Палка – щелк щенков с плеча! Два щенка ушли пища .
Ты молодец!