«Игры с матрешкой»
Конспект образовательной деятельности
по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры.
Тема: «Игры с матрешкой»
Цель: формировать представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения
Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.
Способы:
Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).
Наглядные методы обучения: игрушка (матрёшка)
Игровые: сюрпризный момент – герои сказки
Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.
Средства:
Столы, стулья, русский народный костюм для педагога, матрёшки
Бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей), гуашь, ватные палочки, стаканчики.
Время реализации - 10 – 15 минут.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая.
Индивидуальная работа:
Внимание уделять каждому ребёнку: одобрять, хвалить, помогать.
Ход образовательной деятельности
1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня.
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку, а вот о чем она, вы узнаете, послушайте, стихотворение.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка (хором)
Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь на коврик, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.
Звучит русская народная музыка. Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем. На столе, возле воспитателя стоят игрушки (герои сказки) и ширма.
Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.
(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек!
Воспитатель: (обращаясь к матрёшке) Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.
Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.
Воспитатель: Матрёшка раскрывается.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Дети: Там еще одна матрешка,
Воспитатель: Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Будем дальше разбирать.
Разбираем и считаем
Дети: Раз, два, три
Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Хотите рассмотреть внимательно узоры на одежде матрёшек.
Дети: Хотим
Воспитатель: Какие общие элементы (рисунки) вы видите?
Дети: Цветы, ягодки, листики.
Воспитатель: Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные.
Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?
Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.
Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?
Дети: Раскрасить её
Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.
Физкультминутка
Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»
(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)
Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.
Воспитатель: Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,
чтобы радовал он взор.
У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, нарисуем на нем горошинки. А теперь украсим фартук. Нарисуем на нем цветочки и листики.
Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», так же, как и веселая матрешка
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли развеселить матрешек?
Дети: Да
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.
Воспитатель: Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы (общая и поименная оценка детей в виде анализа, т.е. молодец потому что громче всех отвечал, не выкрикивал, руку поднимал, красиво сложил камешки, замечательно танцевал и т.п.)
Мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, услышали замечательную сказку, как сделали матрёшку, внимательно рассмотрели наряд этой нарядной куклы и стали мастерами. Вам понравилось?
Дети: Да, понравилось!
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Дети делятся впечатлениями
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети и сейчас я хочу подарить вам маленькие подарки (сладкие сувениры в виде матрёшек)!
Дети: Ура, спасибо!
Воспитатель: Теперь давайте попрощаемся.. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Дети уходят
Литература:
1. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»(младшая группа) ЦГЛ,Москва,2003
2. Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005
3. Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников»(младшая группа)Москва, «ВАКО», 2005
4. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005
5. «Мы весёлые матрёшки»: http://muzofon.com
6. В.Д. Берестов, Матрешкины потешки // Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1988. - С. 8
7. О.Бородин, Матрешка: стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.
8. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.
9. Т. Цветкова Веселый хоровод: развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5.
10. Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matreshka.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29»
Конспект образовательной деятельности
по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры.
Тема: «Игры с матрешкой»
Воспитатель
1 кв.категории
Королёва Галина Борисовна
г. Арзамас
2019
Цель: формировать представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения
Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.
Способы:
Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).
Наглядные методы обучения: игрушка (матрёшка)
Игровые: сюрпризный момент – герои сказки
Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.
Средства:
Столы, стулья, русский народный костюм для педагога, матрёшки
Бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей), гуашь, ватные палочки, стаканчики.
Время реализации - 10 – 15 минут.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая.
Индивидуальная работа:
Внимание уделять каждому ребёнку: одобрять, хвалить, помогать.
Ход образовательной деятельности
1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня.
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку, а вот о чем она, вы узнаете, послушайте, стихотворение.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка (хором)
Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь на коврик, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.
Звучит русская народная музыка. Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем. На столе, возле воспитателя стоят игрушки (герои сказки) и ширма.
Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.
(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек!
Воспитатель: (обращаясь к матрёшке) Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.
Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.
Воспитатель: Матрёшка раскрывается.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Дети: Там еще одна матрешка,
Воспитатель: Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Будем дальше разбирать.
Разбираем и считаем
Дети: Раз, два, три
Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Хотите рассмотреть внимательно узоры на одежде матрёшек.
Дети: Хотим
Воспитатель: Какие общие элементы (рисунки) вы видите?
Дети: Цветы, ягодки, листики.
Воспитатель: Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные.
Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?
Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.
Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?
Дети: Раскрасить её
Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.
Физкультминутка
Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»
(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)
Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.
Воспитатель: Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,
чтобы радовал он взор.
У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, нарисуем на нем горошинки. А теперь украсим фартук. Нарисуем на нем цветочки и листики.
Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», так же, как и веселая матрешка
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли развеселить матрешек?
Дети: Да
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.
Воспитатель: Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы (общая и поименная оценка детей в виде анализа, т.е. молодец потому что громче всех отвечал, не выкрикивал, руку поднимал, красиво сложил камешки, замечательно танцевал и т.п.)
Мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, услышали замечательную сказку, как сделали матрёшку, внимательно рассмотрели наряд этой нарядной куклы и стали мастерами. Вам понравилось?
Дети: Да, понравилось!
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Дети делятся впечатлениями
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети и сейчас я хочу подарить вам маленькие подарки (сладкие сувениры в виде матрёшек)!
Дети: Ура, спасибо!
Воспитатель: Теперь давайте попрощаемся.. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Дети уходят
Литература:
1. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»(младшая группа) ЦГЛ,Москва,2003
2. Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005
3. Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников»(младшая группа)Москва, «ВАКО», 2005
4. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005
5. «Мы весёлые матрёшки»: http://muzofon.com
6. В.Д. Берестов, Матрешкины потешки // Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1988. - С. 8
7. О.Бородин, Матрешка: стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.
8. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.
9. Т. Цветкова Веселый хоровод: развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5.
10. Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.