Работа с родителями детей младшего дошкольного возраста
Уважаемые родители! Каждый из вас хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым и успешным. Но не стоит забывать о том, что каждый ребенок индивидуален: Пете может потребоваться чуть больше времени на заучивание стихотворения, Маша будет долго разглядывать картинку к этому стихотворению, Полина будет долго рассуждать о сюжете стихотворения, Илюша перепутает все слова, Катя может не понять к какому празднику учит стихотворение, Витя вообще откажется с вами его учить, а Костя выучит, но расскажет так, что совсем-совсем непонятно... У большинства из вас сразу возникает вопрос "Что же делать?". На этот вопрос можно получить ответы из моего специально разработанного и подобранного для вас материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказка о веселом язычке. | 15.47 КБ |
развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте. | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка о весёлом язычке
или как заинтересовать ребёнка выполнением упражнений по формированию артикуляционной моторики.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Упражнения артикуляционной гимнастики развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти и помогают ребёнку научиться управлять органами речи, что необходимо для правильного произнесения звуков.
При выполнении артикуляционных упражнений следует соблюдать следующие требования:
- Каждое движение выполняйте с ребёнком перед зеркалом.
- Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
- Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с действиями ребёнка.
- Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движение языка.
- Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.
- Заинтересуйте ребёнка! Нельзя говорить ребёнку: «иди сюда, мы будем заниматься» или «давай выучим уроки». Любое занятие следует начинать примерно с таких слов «давай поиграем» или «давай посмотрим, как умеет играть наш язычок».
Послушай, я расскажу тебе сказку о «Веселом Язычке»
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык.
Упражнение "Иголочка".)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения "Часики", "Змейка".)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Иголочка".)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения "Лопаточка", "Качели".)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение "Заборчик".)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит "тук-тук!",
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение "Маляр".)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения "Горка", "Лопаточка".)
Помните! Ребёнку нравится играть, придумывать, фантазировать. Используйте фантазию вашего малыша и придумывайте вместе с ним новые сказки. Таким образом, систематически выполняя данные или другие упражнения по развитию артикуляционной моторики, вы заметите, что ребёнок стал лучше проговаривать звуки в словах, речь стала внятной, более понятной, отчётливой. Обращайте внимание ребёнка на то, что сегодня «ты правильно произнёс это слово, а ведь ещё вчера тебе не удавалось произнести его правильно» или «послушай, как красиво ты произнёс звук «ш» - он похож на шуршание листьев. Давай придумаем, на что ещё может быть похож этот звук?».
Экспериментируйте! Придумывайте! Фантазируйте!
Не сомневайтесь, у вас всё получится!
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей младшего
дошкольного возраста
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, а его артикуляционный аппарат приобретает гибкость и подвижность.
Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие для формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая и недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее само со временем. Конечно, если трёхлетний малыш не всегда правильно строит предложения, не может последовательно и логично передать содержание прочитанной ему сказки, допускает лексико-грамматические ошибки или неправильно произносит некоторые звуки, то ничего страшного в этом нет. Здесь, в первую очередь, стоит обратить внимание на то, понимают ли речь вашего ребёнка окружающие его посторонние люди, педагоги и воспитатели, а также понимает ли ребёнок их речь. Тревогу вызывают дети, которые на третьем году жизни говорят совсем мало, или вообще не говорят. Проконсультируйтесь у врача-логопеда в городской поликлинике о развитии речи вашего ребёнка, тем более такая консультация будет необходима не только для вас, но и для специалистов ДОУ, сопровождающих вашего ребёнка в развитии.
Помните! Чем раньше выявлена причина недостаточного речевого развития, тем быстрее и эффективнее будут ваши действия для её устранения. Не забывайте! Чем дольше длится отставание в развитии речи у ребёнка, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия.
У ребёнка третьего года жизни проверьте:
- Какими частями речи он пользуется (употребляет ли в своей речи прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет обобщающие слова (например, огурец, помидор, морковь называет одним словом овощи)?
- Какие виды предложений использует ребёнок: простые, распространённые, сложноподчинённые; из какого количества слов составляет их?
- Как часто задаёт вопросы, как передаёт содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные средства выразительности?
- Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит?
На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребёнка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить информацию он может, только овладев речью. Это и является главным стимулом к её усвоению. Быстро пополняется словарный запас ребёнка: к трём годам он достигает примерно 1000 – 1200 слов. Кроме существительных и глаголов ребёнок всё чаще употребляет прилагательные, наречия, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка. Ребёнок свободно связывает несколько слов в целые предложения, согласуя в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении речь его не всегда правильна. В разговоре малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он настолько уже овладел речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он видел, он легко общается с малознакомыми людьми и сверстниками.
Что делать, чтобы речь у ребёнка развивалась правильно?
- Мотив.
Ни в коем случае нельзя предупреждать желания ребёнка! Надо дать ему возможность выразить свою просьбу словами. Например, мальчик подошёл к столу и тянется к вазе с яблоками. Мать вместо того, чтобы спросить ребёнка: «Что тебе дать?», молча даёт ему яблоко. Малыш также молча берёт его и отходит. Желание ребёнка выполнено - необходимости к общению нет.
- Любознательность.
Не оставлять без внимания эти бесконечные вопросы: «Что это? Почему? Зачем? и т.д». Причём однозначные ответы не будут стимулировать речь малыша, поэтому необходимо не только называть предметы, но и указывать их назначение, некоторые свойства и качества.
- Сопровождайте любую совместную деятельность речью, постоянно задавайте ребёнку вопросы.
«Я ходила в магазин. Давай посмотрим, что я купила». Вынув из сумки помидор, спросите малыша: «Что это?» - «Помидор», - ответит он. «Какого цвета помидор?». Таким образом, можно сравнивать помидор с другими предметами по форме, величине, качеству, цвету. Расширению словарного запаса, уточнению значений слов очень помогают совместные игры взрослого и ребёнка.
- Избегайте постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай».
Новые и незнакомые предметы ребёнку хочется потрогать, хорошенько рассмотреть, что с ними делать. Так, если на улице внимание малыша привлекла кошка, то подойдите к ней, рассмотрите её как следует: скажите какая кошка красивая, какая у неё полосатая спинка, белые лапки, длинные усы и хвост, как кошка умеет «разговаривать» - мяукать, назовите её детёнышей - котята, и т.д.
- Исправляйте грамматически неверную речь ребёнка.
Часто в этом возрасте ребёнок допускает ошибки в согласовании слов с существительными во множественном числе (один карандаш - много карандашей), а также в употреблении предлогов (на, под, в). Посадите куклу на стол и спросите: «Где кукла?» (На столе). Затем поставьте машину под стол: «Где машина?» (Под столом). Потом положите куклу в коробку и спросите: «Где кукла?» (В коробке). Если ребёнок затрудняется или даёт неправильные ответы, поправьте его.
- Развивайте слуховое восприятие у ребёнка.
Очень важно учить ребёнка прислушиваться к окружающим его звукам (тиканье часов, шум проезжающего автомобиля, и т.д.), а также отличать на слух разные звучания (барабана, дудки, погремушки, и т.д.) и звукоподражания («мяу» - мяуканье кошки, «з-з-з» - звон комарика, «ж-ж-ж» - жужжанье жука, и т.д.)
- Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
У большинства детей в этом возрасте движения языка, губ, нижней челюсти вялые, замедленные и неточные. Здесь необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме, можно перед зеркалом (ребёнок сможет рассмотреть, как эти движения получаются у вас и сравнить со своими движениями). Вот несколько таких упражнений:
Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы- Посчитаем наши зубы. | Заборчик. | Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку как правильно это сделать, произнесите про себя звук «и»). Удерживать под счет от 1 до 5. |
Подражаю я слону: Губы хоботом тяну… Даже если я устану, Их тянуть не перестану. | Трубочка. | Цель: вырабатывать движение губ вперед. Описание: Вытянуть вперед сомкнутые «трубочкой» губы. Какое-то время удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. (Чтобы при показе у вас лучше получалось, надо беззвучно произнести звук «у»). |
На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз, Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз. | Качели. | Цель: учиться удерживать кончик языка за верхними и нижними зубами. Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. |
Я лошадка Серый Бок! Я копытцем цок да цок. Я копытцем постучу, Цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок. | Лошадка. | Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). |
Чищу зубы, чищу зубы И снаружи… и внутри… Чтобы зубки не болели, Не темнели чтоб они. | Почистим зубы. | Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними, а затем за верхними зубами, развивать умение управлять языком. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. |
- Следите за темпом речи и интонацией.
Если малыш торопится высказать свои мысли, говорит очень быстро, то необходимо вместе с ним произносить уже сказанную фразу медленней, а также следить за своим темпом речи. Ребёнок этого возраста может уже пользоваться интонационными средствами выразительности речи (изменять голос по высоте и силе, правильно делать паузы, менять темп речи в зависимости от характера высказывания). Поэтому, рассказывая ребёнку сказку, не забывайте о выразительности своей речи.
- При заучивании стихов используйте отражённую речь.
Помните, что ребёнку всегда легче повторить уже произнесённую фразу за вами, уяснив её смысл, поэтому любое заучивание начинается с речевого образца. Заучивайте по одной строчке: «Сначала я (послушай), потом ты (повтори)». Например: мама произносит - «Наша Таня громко плачет» - ребёнок повторяет - «Наша Таня громко плачет» и т.д.
Регулярные речевые игры с ребёнком помогут ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно для окружающих.