Обследование речевого развития.

Жукова Юлия Александровна

Предлагаю вашему вниманию диагностический материал для обследования речевого развития детей. Данный материал предназначен логопедам, дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, студентам, обучающимся по специальностям 050715 "Логопедия" и 050717 "Специальная дошкольная педагогика и психология". 

Материал разработан на основе методических рекомендаций Мамаевой А.В. "Протоколы логопедического обследования дошкольников" - КГПУ им.Астафьева, 2014г. Материал содержит:

  1. Протокол обследования речевого развития детей 5-6 лет (старший возраст)
  2. Наглядный материал для обследования навыков словообразования у детей 5-6 лет.
  3. Наглядный материал для обследования слоговой структуры и звукопроизношения у детей 5-6 лет.
  4. Протокол обследования речевого развития детей 6-7 лет (подготовительный к школе возраст)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол обследования речевой деятельности ребенка 5-6 лет.

Фамилия, имя ________________________________________  Возраст ____________________  Дата обследования ____________________

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

Беседа: Как тебя зовут?___________________    Сколько тебе лет?__________  Назови свой домашний адрес_____________________________   В каком городе мы живем? _______________________

На чем ты добираешься до детского сада? ____________________________________________  Когда у тебя день рождения? Какое это время года?______________________________________________ Рассказывание стихотворения (уровень сложности, правильность, выразительность, громкость) _______________________________________________________________________________________

Общее звучание речи:  темп____________________________, голос_______________________________, разборчивость____________________________________, дыхание________________________________

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
  1. Составление рассказ по представлению. а) Повествовательный рассказ (как ты отдыхал летом, ходил в цирк, зоопарк) ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Рассказ-описание (любимая игрушка, домашнее животное) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составление рассказа при помощи внешних опор (при неуспешном выполнении п. 1). а).По сюжетной картинке ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Серии картинок ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Описательный рассказ с опорой на картинку (придумай загадку про зверя или птицу по образцу)___________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пересказ (Запасливый ёж. В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.) а) пересказ текста ребёнком самостоятельно  ____________________________________ ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) понимание текста (при неуспешном пересказе) Кто жил в лесу?____________________________________________________ Что он делал с яблоками?_____________________________________________________________

Куда он относил яблоки?_________________________________________________________________________ Зачем ёж относил яблоки в нору?____________________________________________________________________

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
  1. Словоизменение.

Мн. ч. сущ-х (Им.п; Р.п.)

картинки

Что это?

Нет чего?

Категория падежа существи

тельных (без картинок)

Р.П.

Без чего стол? ...петух? ...машина?

употребление

понимание

употребление

понимание

Д.П.

Кому девочка даёт корм?

мяч

В.П.

Кого нарисовал мальчик?

дом

Т.П.

Чем работает мальчик?

глаз

П.П.

О чём мечтает девочка?

дерево

 Предложно-падежные конструкции

предлоги

употребление

понимание

Категория рода прилагательных

Назови предмет и скажи, какой он по цвету

О каком предмете я говорю?

Согласование сущ-х с числит.

картинки

Упот

реб

ление

Где сидит кот (куда идёт)?

покажи, где кот...

Кот идёт к дому

Кот в доме

Жёлтый мяч

шар

1

Кот перед домом

Жёлтая майка

2

Кот за домом

Жёлтое яблоко

5

Кот на крыше

Красная роза

кукла

1

Кот вылезает из трубы

Красный флаг

2

откуда выглядывает?

покажи, откуда выглядывает?

Красное кресло

5

из-под крыльца

Синяя сумка

ведро

1

из трубы

Синий автобус

2

из-за дома

Синее полотенце

5

  1. Словообразование.

Словообразование названий детёнышей животных

Назови детёнышей животных

Образование относительных прилагательных

Машина из железа-

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

стол

У волчицы-

Стол из дерева-

У кошки-

Мяч из резины-

кукла

У зайчихи-

Кораблик из бумаги-

У медведицы-

Сок из апельсинов-

стул

У ежихи-

Стакан из стекла-

У лисицы-

Шуба из меха-

кровать

  1. Понимание синтаксических конструкций

Образование глаголов с помощью приставок

Что делает человечек?

Что делает машина?

С реальными предметами, затем по картинкам

подходит

въезжает

Покажи ручкой карандаш

Покажи ручку карандашом

выходит

съезжает

заходит

переезжает

Покажи мамину дочку

Покажи дочкину маму

переходит

подъезжает

IV. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ

Уровень обобщения

яблоко, апельсин, банан

Словарь действий

Что делает?

Кто как голос подаёт?

Кто как передвигается?

Слова-антонимы

Скажи наоборот

огурец, морковь, помидор

врач-

собака-

птица-

Большой-

собака, кошка, свинья

продавец-

корова-

лягушка-

Кислый-

сапоги, тапки, ботинки

повар-

петух-

черепаха-

Твёрдый-

стул, кровать, шкаф

учитель-

кошка-

волк-

Грустный-

ложка, кружка, тарелка

водитель-

свинья-

рыба-

Холодный-

V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

                                   Повтори предложения                                                                                                         Повтори слова, если не выполняется п.1 (опора на картинки)

Полицейский стоит на перекрёстке.

светофор

игрушки

звезда

автобус

кисточка

свекла

Золотые рыбки плавают в аквариуме.

пистолет

ласточка

пуговица

карандаш

расчёска

паутина

Фотограф фотографирует детей.

вертолёт

кружка

самокаты

цыплёнок

свечка

черепаха

Велосипедист едет на велосипеде.

скакалка

кнопки

кукуруза

перчатки

кресло

гусеница

VI. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата

Мимические движения

Подвижность артикуляционного аппарата

губы

оскаливание

надуваниещёк

нахмуривание

наморщива

ние

губы

язык

зубы

улыбочка

лопаточка

грибок

«цоканье»

прикус

трубочка

иголочка

часики

язык

оскал

горка

чашечка

«обведи губы»

уздечка

бублик

парус

качельки

твёрдое и мягкое нёбо

трубочка-улыбочка

на нижнюю губу

на верхнюю губу

«скажи «а»

VII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

звук

слова

как произносит по картинке

как произносит отражённо

звук

слова

как произносит по картинке

как произносит отражённо

звук

слова

как произносит по картинке

как произносит отражённо

С

собака

Ш

шапка

Р

рыба

усы

машина

корова

автобус

душ

помидор

    ,

С

синий

Ж

жук

    ,

Р

дверь

гусь

ножи

ремень

апельсин

ножницы

брюки

З

зонт

Ч

чайник

Л

лук

коза

мяч

пила

звезда

очки

дятел

   ,

З

зима

Щ

щетка

    ,

Л

лев

обезьяна

щенок

телефон

земляника

овощи

пальто

Ц

огурец

j

яблоко

Друг. звуки

цветы

майка

пуговица

юбка

VIII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Повторение слогов с оппозиционными звуками

Дифференциация оппозиционных звуков

Хлопни в ладоши на звук

Из 3-х слогов

Из 2-х слогов

миска

мишка

[с]

С А М С З С Ц Ш С

да-та-да

да-та

та-та-да

та-да

па-ка-ка

па-ка

Лиза

лиса

[ш]

Ш Н Р Ш Щ Ч Ш Ж

ка-па-па

ка-па

ба-па-ба

ба-па

па-ба-па

па-ба

дом

дым

[ч]

Ч И Ч Ц Щ Ч Ш Ть Ч

ма-на-на

ма-на

на-на-ма

на-ма

IX. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

Выделение начального звука в слове

Выделение конечного звука в слове

аист

Ира

Оля

утка

шары

кот

волк

дом

стол

дверь

мячи

сок

X. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие)

Краткий анамнез (беременность, заболевания)

Раннее речевое развитие

гуление

фраза

когда заметили НР

лепет

3-4 м.

к 1 г.

занятия с логопедом

слово

5-6 м.

к 3г.

поведение

Речевое заключение______________________________________________________________________________           Учитель-логопед___________________(Жукова Ю.А.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словообразование

Слайд 2

Детёныши животных

Слайд 9

Относительные прилагательные

Слайд 17

Назови ласково

Слайд 22

Приставки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слоговая структура

Слайд 5

Звукопроизношение



Предварительный просмотр:

Протокол обследования речевой деятельности ребенка 6-7 лет.

Фамилия, имя ________________________________________  Возраст ____________________  Дата обследования ____________________

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

Беседа: Как тебя зовут?___________________    Сколько тебе лет?__________  Назови свой домашний адрес_____________________________   В каком городе мы живем? _______________________

На чем ты добираешься до детского сада? ____________________________________________  Когда у тебя день рождения? Какое это время года?______________________________________________ Рассказывание стихотворения (уровень сложности, правильность, выразительность, громкость) _______________________________________________________________________________________

Общее звучание речи:  темп____________________________, голос_______________________________, разборчивость____________________________________, дыхание________________________________

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
  1. Составление рассказ по представлению. а) Повествовательный рассказ (как ты отдыхал летом, ходил в цирк, зоопарк) ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Рассказ-описание (любимая игрушка, домашнее животное) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составление рассказа при помощи внешних опор (при неуспешном выполнении п. 1). а).По сюжетной картинке ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Серии картинок ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Описательный рассказ с опорой на картинку (придумай загадку про зверя или птицу по образцу)___________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пересказ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
  1. Словоизменение.

Мн. ч. сущ-х (Им.п; Р.п.)

картинки

Что это?

Нет чего?

Категория падежа существи

тельных (без картинок)

Р.П.

Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?

употребление

понимание

употребление

понимание

Д.П.

Кому нужна удочка?

К кому ты ходишь в гости?

стол

В.П.

Кого ты видел в зоопарке?

В цирке?

лист

Т.П.

Чем подметают?

Чем рисуют?

ухо

П.П.

На чём катаются дети зимой?

перо

 Предложно-падежные конструкции

предлоги

употребление

понимание

Категория рода прилагательных

Назови предмет и скажи, какой он по цвету

О каком предмете я говорю?

Согласование сущ-х с числит.

картинки

Упот

реб

ление

где находится?

покажи, где находится...

под

между

Жёлтый мяч

цыплёнок

1

перед

Жёлтая майка

2

на

Жёлтое яблоко

5

за

Красная роза

матрёшка

1

в

Красный флаг

2

откуда выглядывает?

покажи, откуда выглядывает?

Красное кресло

5

из-под

Синяя сумка

ведро

1

из

Синий автобус

2

из-за

Синее полотенце

5

2.Словообразование.

Словообразование названий детёнышей животных

Назови детёнышей животных

Образование относительных прилагательных

Машина из железа-

Образование притяжательных прилагательных

Картинки

Чей хвост?

Чья голова?

Образование глаголов с помощью приставок

Что делает мальчик?

У волчицы-

Ложка из дерева-

У кошки-

Аквариум из стекла-

Медведь-

У собаки-

Перчатки из кожи-

Волк-

Наливает-

У медведицы-

Шапка из шерсти-

Кошка-

Выливает-

У коровы-

Калоши из резины-

Лиса-

Переливает-

У лошади-

Шуба из меха-

Заяц-

Поливает-

  1. Понимание синтаксических конструкций

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Назови ласково

Образование слов, обозначающих профессию

Управляет краном-

Васю рисует Митя.

Кто художник?

Учит детей-

Дерево-

Играет на гитаре-

Мальчик бежит за собакой.

Кто впереди?

Окно-

Дрессирует животных-

Ящик-

Вставляет стёкла-

Петя потерял книгу, которую взял у Оли.

Чья была книга?

Зеркало-

Кладёт печь-

Платье-

Чинит сапоги-

Дедушка провожает внука.

Кто уезжает?

Звезда-

Играет в хоккей-

VI. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ

Уровень обобщения (по картинкам)

пила, ножницы, топор, молоток, игла

Словарь действий (по картинкам)

Что делает?

Слова-антонимы (по картинкам)

Скажи наоборот

автобус, троллейбус, трамвай, поезд, самолёт

Лётчик-

Большой-

Плачет-

пенал, портфель, линейка, карандаш, книга

Продавец-

Кислый-

Прилетела-

Пылесос, утюг, телевизор, лампа, магнитофон

Повар-

Высокий-

Поднимается-

Врач, продавец, маляр, повар, шофёр

Художник-

Широкий-

Входит-

Берёза, липа, клён, ель, тополь, сосна

Почтальон-

Длинный-

Открывает-

V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

                                   Повтори предложения                                                                                                  Повтори слова, если не выполняется п.1 (опора на картинки)

Велосипедист едет на велосипеде.

светофор

игрушки

звезда

автобус

кисточка

свекла

Лариса смотрит

телевизор.

пистолет

ласточка

пуговица

карандаш

расчёска

паутина

На перекрёстке стоит регулировщик.

вертолёт

кружка

самокаты

цыплёнок

свечка

черепаха

Экскурсовод проводит экскурсию.

скакалка

кнопки

кукуруза

перчатки

кресло

гусеница

VI. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата

Мимические движения

Подвижность артикуляционного аппарата

губы

оскаливание

надуванищёк

нахмуривание

наморщива

ние

губы

язык

зубы

улыбочка

лопаточка

грибок

«цоканье»

прикус

трубочка

иголочка

часики

язык

оскал

горка

чашечка

«обведи губы»

уздечка

бублик

парус

качельки

твёрдое и мягкое нёбо

трубочка-улыбочка

на нижнюю губу

на верхнюю губу

«скажи «а»

VII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

звук

слова

как произносит по картинке

как произносит отражённо

звук

слова

как произносит по картинке

как произносит отражённо

звук

слова

как произносит по картинке

как произносит отражённо

С

собака

Ш

шапка

Р

рыба

усы

машина

корова

автобус

душ

помидор

    ,

С

синий

Ж

жук

    ,

Р

дверь

гусь

ножи

ремень

апельсин

ножницы

брюки

З

зонт

Ч

чайник

Л

лук

коза

мяч

пила

звезда

очки

дятел

   ,

З

зима

Щ

щетка

    ,

Л

лев

обезьяна

щенок

телефон

земляника

овощи

пальто

Ц

огурец

j

яблоко

другие звуки

цветы

майка

пуговица

юбка

VIII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Повторение слогов с оппозиционными звуками

Дифференциация звуков (выбери картинку на данный звук)

Хлопни в ладоши на звук

Из 3-х слогов

Из 2-х слогов

Звук [с]

Звук [ш]

Звук [ч]

Звук [л]

[с]

С А М С З С Ц Ш С

да-та-да

да-та

забор

шарф

часы

лодка

та-та-да

та-да

самокат

жираф

цветы

рубашка

па-ка-ка

па-ка

собака

жук

щипцы

рак

[ш]

Ш Н Р Ш Щ Ч Ш Ж

ка-па-па

ка-па

цепь

щётка

чайник

ложка

ба-па-ба

ба-па

замок

шприц

чашка

рыбы

па-ба-па

па-ба

шуба

шуба

телефон

лук

[ч]

Ч И Ч Ц Щ Ч Ш Ть Ч

ма-на-на

ма-на

шапка

слон

шахматы

робот

на-на-ма

на-ма

самолёт

щипцы

цыплёнок

лопата

IX. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

П.1

Количество и последовательность звуков в словах

П.2 (если не выполнен П.1) Выделение начального звука в слове

Выделение конечного звука в слове

Определение места звука [М] в словах

Анализ на уровне слога (по образцу)

дом

мак

ам

осы

коса

сумка

оп

мак

утка

лук

дом

ик

вата

булка

перо

лимон

ва

волк

трава

палец

сом

пи

шапка

иголка

маки

муха

ду

XI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие)

Краткий анамнез (беременность, заболевания)

Раннее речевое развитие

гуление

фраза

когда заметили НР

лепет

3-4 м.

к 1 г.

занятия с логопедом

слово

5-6 м.

к 3г.

поведение

Речевое заключение______________________________________________________________________________           Учитель-логопед___________________(Жукова Ю.А.)