Обследование речевого развития.
Предлагаю вашему вниманию диагностический материал для обследования речевого развития детей. Данный материал предназначен логопедам, дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, студентам, обучающимся по специальностям 050715 "Логопедия" и 050717 "Специальная дошкольная педагогика и психология".
Материал разработан на основе методических рекомендаций Мамаевой А.В. "Протоколы логопедического обследования дошкольников" - КГПУ им.Астафьева, 2014г. Материал содержит:
- Протокол обследования речевого развития детей 5-6 лет (старший возраст)
- Наглядный материал для обследования навыков словообразования у детей 5-6 лет.
- Наглядный материал для обследования слоговой структуры и звукопроизношения у детей 5-6 лет.
- Протокол обследования речевого развития детей 6-7 лет (подготовительный к школе возраст)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Протокол обследования речевой деятельности ребенка 5-6 лет.
Фамилия, имя ________________________________________ Возраст ____________________ Дата обследования ____________________
- ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ
Беседа: Как тебя зовут?___________________ Сколько тебе лет?__________ Назови свой домашний адрес_____________________________ В каком городе мы живем? _______________________
На чем ты добираешься до детского сада? ____________________________________________ Когда у тебя день рождения? Какое это время года?______________________________________________ Рассказывание стихотворения (уровень сложности, правильность, выразительность, громкость) _______________________________________________________________________________________
Общее звучание речи: темп____________________________, голос_______________________________, разборчивость____________________________________, дыхание________________________________
- ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
- Составление рассказ по представлению. а) Повествовательный рассказ (как ты отдыхал летом, ходил в цирк, зоопарк) ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Рассказ-описание (любимая игрушка, домашнее животное) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составление рассказа при помощи внешних опор (при неуспешном выполнении п. 1). а).По сюжетной картинке ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Серии картинок ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Описательный рассказ с опорой на картинку (придумай загадку про зверя или птицу по образцу)___________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пересказ (Запасливый ёж. В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.) а) пересказ текста ребёнком самостоятельно ____________________________________ ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) понимание текста (при неуспешном пересказе) Кто жил в лесу?____________________________________________________ Что он делал с яблоками?_____________________________________________________________
Куда он относил яблоки?_________________________________________________________________________ Зачем ёж относил яблоки в нору?____________________________________________________________________
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Словоизменение.
Мн. ч. сущ-х (Им.п; Р.п.) | картинки | Что это? | Нет чего? | Категория падежа существи тельных (без картинок) | Р.П. | Без чего стол? ...петух? ...машина? | ||||
употребление | понимание | употребление | понимание | Д.П. | Кому девочка даёт корм? | |||||
мяч | В.П. | Кого нарисовал мальчик? | ||||||||
дом | Т.П. | Чем работает мальчик? | ||||||||
глаз | П.П. | О чём мечтает девочка? | ||||||||
дерево |
Предложно-падежные конструкции | предлоги | употребление | понимание | Категория рода прилагательных | Назови предмет и скажи, какой он по цвету | О каком предмете я говорю? | Согласование сущ-х с числит. | картинки | Упот реб ление | |||||
Где сидит кот (куда идёт)? | покажи, где кот... | |||||||||||||
Кот идёт к дому | ||||||||||||||
Кот в доме | Жёлтый мяч | шар | 1 | |||||||||||
Кот перед домом | Жёлтая майка | 2 | ||||||||||||
Кот за домом | Жёлтое яблоко | 5 | ||||||||||||
Кот на крыше | Красная роза | кукла | 1 | |||||||||||
Кот вылезает из трубы | Красный флаг | 2 | ||||||||||||
откуда выглядывает? | покажи, откуда выглядывает? | Красное кресло | 5 | |||||||||||
из-под крыльца | Синяя сумка | ведро | 1 | |||||||||||
из трубы | Синий автобус | 2 | ||||||||||||
из-за дома | Синее полотенце | 5 |
- Словообразование.
Словообразование названий детёнышей животных | Назови детёнышей животных | Образование относительных прилагательных | Машина из железа- | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | стол | ||||||
У волчицы- | Стол из дерева- | ||||||||||
У кошки- | Мяч из резины- | кукла | |||||||||
У зайчихи- | Кораблик из бумаги- | ||||||||||
У медведицы- | Сок из апельсинов- | стул | |||||||||
У ежихи- | Стакан из стекла- | ||||||||||
У лисицы- | Шуба из меха- | кровать |
- Понимание синтаксических конструкций
Образование глаголов с помощью приставок | Что делает человечек? | Что делает машина? | С реальными предметами, затем по картинкам | ||||||
подходит | въезжает | Покажи ручкой карандаш | Покажи ручку карандашом | ||||||
выходит | съезжает | ||||||||
заходит | переезжает | Покажи мамину дочку | Покажи дочкину маму | ||||||
переходит | подъезжает |
IV. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ
Уровень обобщения | яблоко, апельсин, банан | Словарь действий | Что делает? | Кто как голос подаёт? | Кто как передвигается? | Слова-антонимы | Скажи наоборот | |||||||
огурец, морковь, помидор | врач- | собака- | птица- | Большой- | ||||||||||
собака, кошка, свинья | продавец- | корова- | лягушка- | Кислый- | ||||||||||
сапоги, тапки, ботинки | повар- | петух- | черепаха- | Твёрдый- | ||||||||||
стул, кровать, шкаф | учитель- | кошка- | волк- | Грустный- | ||||||||||
ложка, кружка, тарелка | водитель- | свинья- | рыба- | Холодный- |
V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
Повтори предложения Повтори слова, если не выполняется п.1 (опора на картинки)
Полицейский стоит на перекрёстке. | светофор | игрушки | звезда | |||||
автобус | кисточка | свекла | ||||||
Золотые рыбки плавают в аквариуме. | пистолет | ласточка | пуговица | |||||
карандаш | расчёска | паутина | ||||||
Фотограф фотографирует детей. | вертолёт | кружка | самокаты | |||||
цыплёнок | свечка | черепаха | ||||||
Велосипедист едет на велосипеде. | скакалка | кнопки | кукуруза | |||||
перчатки | кресло | гусеница |
VI. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Строение артикуляционного аппарата | Мимические движения | Подвижность артикуляционного аппарата | ||||||||||||
губы | оскаливание | надуваниещёк | нахмуривание | наморщива ние | губы | язык | ||||||||
зубы | улыбочка | лопаточка | грибок | «цоканье» | ||||||||||
прикус | трубочка | иголочка | часики | |||||||||||
язык | оскал | горка | чашечка | «обведи губы» | ||||||||||
уздечка | бублик | парус | качельки | |||||||||||
твёрдое и мягкое нёбо | трубочка-улыбочка | на нижнюю губу | на верхнюю губу | «скажи «а» |
VII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
звук | слова | как произносит по картинке | как произносит отражённо | звук | слова | как произносит по картинке | как произносит отражённо | звук | слова | как произносит по картинке | как произносит отражённо |
С | собака | Ш | шапка | Р | рыба | ||||||
усы | машина | корова | |||||||||
автобус | душ | помидор | |||||||||
, С | синий | Ж | жук | , Р | дверь | ||||||
гусь | ножи | ремень | |||||||||
апельсин | ножницы | брюки | |||||||||
З | зонт | Ч | чайник | Л | лук | ||||||
коза | мяч | пила | |||||||||
звезда | очки | дятел | |||||||||
, З | зима | Щ | щетка | , Л | лев | ||||||
обезьяна | щенок | телефон | |||||||||
земляника | овощи | пальто | |||||||||
Ц | огурец | j | яблоко | Друг. звуки | |||||||
цветы | майка | ||||||||||
пуговица | юбка |
VIII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Повторение слогов с оппозиционными звуками | Дифференциация оппозиционных звуков | Хлопни в ладоши на звук | |||||||
Из 3-х слогов | Из 2-х слогов | миска | мишка | [с] | С А М С З С Ц Ш С | ||||
да-та-да | да-та | ||||||||
та-та-да | та-да | ||||||||
па-ка-ка | па-ка | Лиза | лиса | [ш] | Ш Н Р Ш Щ Ч Ш Ж | ||||
ка-па-па | ка-па | ||||||||
ба-па-ба | ба-па | ||||||||
па-ба-па | па-ба | дом | дым | [ч] | Ч И Ч Ц Щ Ч Ш Ть Ч | ||||
ма-на-на | ма-на | ||||||||
на-на-ма | на-ма |
IX. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
Выделение начального звука в слове | Выделение конечного звука в слове | |||||||||||
аист | Ира | Оля | утка | шары | кот | |||||||
волк | дом | стол | дверь | мячи | сок |
X. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие) | Краткий анамнез (беременность, заболевания) | Раннее речевое развитие | |||||||
гуление | фраза | когда заметили НР | |||||||
лепет | 3-4 м. | к 1 г. | занятия с логопедом | ||||||
слово | 5-6 м. | к 3г. | поведение |
Речевое заключение______________________________________________________________________________ Учитель-логопед___________________(Жукова Ю.А.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детёныши животных
Относительные прилагательные
Назови ласково
Приставки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звукопроизношение
Предварительный просмотр:
Протокол обследования речевой деятельности ребенка 6-7 лет.
Фамилия, имя ________________________________________ Возраст ____________________ Дата обследования ____________________
- ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ
Беседа: Как тебя зовут?___________________ Сколько тебе лет?__________ Назови свой домашний адрес_____________________________ В каком городе мы живем? _______________________
На чем ты добираешься до детского сада? ____________________________________________ Когда у тебя день рождения? Какое это время года?______________________________________________ Рассказывание стихотворения (уровень сложности, правильность, выразительность, громкость) _______________________________________________________________________________________
Общее звучание речи: темп____________________________, голос_______________________________, разборчивость____________________________________, дыхание________________________________
- ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
- Составление рассказ по представлению. а) Повествовательный рассказ (как ты отдыхал летом, ходил в цирк, зоопарк) ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Рассказ-описание (любимая игрушка, домашнее животное) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составление рассказа при помощи внешних опор (при неуспешном выполнении п. 1). а).По сюжетной картинке ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Серии картинок ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Описательный рассказ с опорой на картинку (придумай загадку про зверя или птицу по образцу)___________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пересказ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Словоизменение.
Мн. ч. сущ-х (Им.п; Р.п.) | картинки | Что это? | Нет чего? | Категория падежа существи тельных (без картинок) | Р.П. | Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? | ||||
употребление | понимание | употребление | понимание | Д.П. | Кому нужна удочка? К кому ты ходишь в гости? | |||||
стол | В.П. | Кого ты видел в зоопарке? В цирке? | ||||||||
лист | Т.П. | Чем подметают? Чем рисуют? | ||||||||
ухо | П.П. | На чём катаются дети зимой? | ||||||||
перо |
Предложно-падежные конструкции | предлоги | употребление | понимание | Категория рода прилагательных | Назови предмет и скажи, какой он по цвету | О каком предмете я говорю? | Согласование сущ-х с числит. | картинки | Упот реб ление | ||||
где находится? | покажи, где находится... | ||||||||||||
под | |||||||||||||
между | Жёлтый мяч | цыплёнок | 1 | ||||||||||
перед | Жёлтая майка | 2 | |||||||||||
на | Жёлтое яблоко | 5 | |||||||||||
за | Красная роза | матрёшка | 1 | ||||||||||
в | Красный флаг | 2 | |||||||||||
откуда выглядывает? | покажи, откуда выглядывает? | Красное кресло | 5 | ||||||||||
из-под | Синяя сумка | ведро | 1 | ||||||||||
из | Синий автобус | 2 | |||||||||||
из-за | Синее полотенце | 5 |
2.Словообразование.
Словообразование названий детёнышей животных | Назови детёнышей животных | Образование относительных прилагательных | Машина из железа- | Образование притяжательных прилагательных | Картинки | Чей хвост? Чья голова? | Образование глаголов с помощью приставок | Что делает мальчик? | ||||||
У волчицы- | Ложка из дерева- | |||||||||||||
У кошки- | Аквариум из стекла- | Медведь- | ||||||||||||
У собаки- | Перчатки из кожи- | Волк- | Наливает- | |||||||||||
У медведицы- | Шапка из шерсти- | Кошка- | Выливает- | |||||||||||
У коровы- | Калоши из резины- | Лиса- | Переливает- | |||||||||||
У лошади- | Шуба из меха- | Заяц- | Поливает- |
- Понимание синтаксических конструкций
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Назови ласково | Образование слов, обозначающих профессию | Управляет краном- | Васю рисует Митя. Кто художник? | |||||
Учит детей- | |||||||||
Дерево- | Играет на гитаре- | Мальчик бежит за собакой. Кто впереди? | |||||||
Окно- | Дрессирует животных- | ||||||||
Ящик- | Вставляет стёкла- | Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга? | |||||||
Зеркало- | Кладёт печь- | ||||||||
Платье- | Чинит сапоги- | Дедушка провожает внука. Кто уезжает? | |||||||
Звезда- | Играет в хоккей- |
VI. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ
Уровень обобщения (по картинкам) | пила, ножницы, топор, молоток, игла | Словарь действий (по картинкам) | Что делает? | Слова-антонимы (по картинкам) | Скажи наоборот | |||||||
автобус, троллейбус, трамвай, поезд, самолёт | Лётчик- | Большой- | Плачет- | |||||||||
пенал, портфель, линейка, карандаш, книга | Продавец- | Кислый- | Прилетела- | |||||||||
Пылесос, утюг, телевизор, лампа, магнитофон | Повар- | Высокий- | Поднимается- | |||||||||
Врач, продавец, маляр, повар, шофёр | Художник- | Широкий- | Входит- | |||||||||
Берёза, липа, клён, ель, тополь, сосна | Почтальон- | Длинный- | Открывает- |
V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
Повтори предложения Повтори слова, если не выполняется п.1 (опора на картинки)
Велосипедист едет на велосипеде. | светофор | игрушки | звезда | |||||
автобус | кисточка | свекла | ||||||
Лариса смотрит телевизор. | пистолет | ласточка | пуговица | |||||
карандаш | расчёска | паутина | ||||||
На перекрёстке стоит регулировщик. | вертолёт | кружка | самокаты | |||||
цыплёнок | свечка | черепаха | ||||||
Экскурсовод проводит экскурсию. | скакалка | кнопки | кукуруза | |||||
перчатки | кресло | гусеница |
VI. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Строение артикуляционного аппарата | Мимические движения | Подвижность артикуляционного аппарата | ||||||||||||
губы | оскаливание | надуванищёк | нахмуривание | наморщива ние | губы | язык | ||||||||
зубы | улыбочка | лопаточка | грибок | «цоканье» | ||||||||||
прикус | трубочка | иголочка | часики | |||||||||||
язык | оскал | горка | чашечка | «обведи губы» | ||||||||||
уздечка | бублик | парус | качельки | |||||||||||
твёрдое и мягкое нёбо | трубочка-улыбочка | на нижнюю губу | на верхнюю губу | «скажи «а» |
VII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
звук | слова | как произносит по картинке | как произносит отражённо | звук | слова | как произносит по картинке | как произносит отражённо | звук | слова | как произносит по картинке | как произносит отражённо |
С | собака | Ш | шапка | Р | рыба | ||||||
усы | машина | корова | |||||||||
автобус | душ | помидор | |||||||||
, С | синий | Ж | жук | , Р | дверь | ||||||
гусь | ножи | ремень | |||||||||
апельсин | ножницы | брюки | |||||||||
З | зонт | Ч | чайник | Л | лук | ||||||
коза | мяч | пила | |||||||||
звезда | очки | дятел | |||||||||
, З | зима | Щ | щетка | , Л | лев | ||||||
обезьяна | щенок | телефон | |||||||||
земляника | овощи | пальто | |||||||||
Ц | огурец | j | яблоко | другие звуки | |||||||
цветы | майка | ||||||||||
пуговица | юбка |
VIII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Повторение слогов с оппозиционными звуками | Дифференциация звуков (выбери картинку на данный звук) | Хлопни в ладоши на звук | |||||||||||||
Из 3-х слогов | Из 2-х слогов | Звук [с] | Звук [ш] | Звук [ч] | Звук [л] | [с] | С А М С З С Ц Ш С | ||||||||
да-та-да | да-та | забор | шарф | часы | лодка | ||||||||||
та-та-да | та-да | самокат | жираф | цветы | рубашка | ||||||||||
па-ка-ка | па-ка | собака | жук | щипцы | рак | [ш] | Ш Н Р Ш Щ Ч Ш Ж | ||||||||
ка-па-па | ка-па | цепь | щётка | чайник | ложка | ||||||||||
ба-па-ба | ба-па | замок | шприц | чашка | рыбы | ||||||||||
па-ба-па | па-ба | шуба | шуба | телефон | лук | [ч] | Ч И Ч Ц Щ Ч Ш Ть Ч | ||||||||
ма-на-на | ма-на | шапка | слон | шахматы | робот | ||||||||||
на-на-ма | на-ма | самолёт | щипцы | цыплёнок | лопата |
IX. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
П.1 Количество и последовательность звуков в словах | П.2 (если не выполнен П.1) Выделение начального звука в слове | Выделение конечного звука в слове | Определение места звука [М] в словах | Анализ на уровне слога (по образцу) | |||||||||
дом | мак | ам | |||||||||||
осы | коса | сумка | оп | ||||||||||
мак | утка | лук | дом | ик | |||||||||
вата | булка | перо | лимон | ва | |||||||||
волк | трава | палец | сом | пи | |||||||||
шапка | иголка | маки | муха | ду |
XI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие) | Краткий анамнез (беременность, заболевания) | Раннее речевое развитие | |||||||
гуление | фраза | когда заметили НР | |||||||
лепет | 3-4 м. | к 1 г. | занятия с логопедом | ||||||
слово | 5-6 м. | к 3г. | поведение |
Речевое заключение______________________________________________________________________________ Учитель-логопед___________________(Жукова Ю.А.)