Педагогам дошкольных учреждений.

Жукова Юлия Александровна

Уважаемые коллеги!

Вы вкладываете в своих воспитанников время, энергию и душу, отдаете детям любовь и внимание. Благодаря вам дети познают окружающий мир, раскрывают свои многочисленные таланты, учатся верить в себя и в свои силы. Каждый из нас понимает, что благополучное и радостное детство - это еще и результат ваших неоценимых усилий.

Я надеюсь, что на данной страничке моего сайта вы найдете для себя полезную информацию по формированию речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каков вопрос – таков и ответ.

Умный вопрос – это уже добрая половина знания.

Ф.Бэкон

Все педагоги хотят, чтобы их воспитанники развивали свои мыслительные умения, свою речь. Мы применяем различные методики, выдумываем различные пособия и игры для развития речи у детей, но, к сожалению, не всегда помним о том, что в любом речевом общении важен мотив, побуждающий человека к речевой активности.

Задумывались ли вы сами когда-нибудь «Почему люди не задают вопросы?» или «Почему люди задают вопросы?».

Мы постоянно используем различные вопросы в нашей повседневной жизни. С помощью вопросов мы строим своё общение не только друг с другом, но и с нашими воспитанниками.Так можем ли мы с помощью вопросов развивать связную речь в процессе игры?

Мы можем научить наших воспитанников искать ответ в самом вопросе, то есть дать определённую модель (образец) для ответа, тем самым  получать полные, а не однозначные ответы. 

  • Что грызёт собака? – Собака грызёт кость.
  • Куда пошли дети? –  Дети пошли в магазин.
  • Что тебе подарили на день рождения? –  На день рождения мне подарили робота.
  • Куда вы ходили с мамой вчера? –  Вчера мы с мамой ходили в театр.

Вопросы такого рода предполагают однозначные ответы. Если ребёнка не научили давать полный ответ на такие вопросы, то он даст на них однозначный ответ. На практике детям часто предлагаются вопросы, направленные только лишь на проверку знаний. Эти вопросы предполагают однозначный ответ. Такие вопросы не учат наших детей думать, анализировать, делать выводы.

Как вы думаете, умеют ли наши дети задавать вопросы? Если нет, то почему?

Маленькие дети, еще воспринимающие мир, как огромное, непознанное, не растерявшие любопытство и любознательность, чаще всего задают вопрос, который со временем все реже и реже можно услышать. Это вопрос ПОЧЕМУ?

Вспомните классический детский вопрос: «Почему ветер дует»? и столь же классический ответ: «Потому, что деревья качаются». Но есть еще один замечательный вопрос: «Зачем»? Вот он как раз и заставит мыслить. А можем ли мы научить наших воспитанников мыслить, отвечая на вопрос? Можем ли мы простроить свой вопрос таким образом, чтобы ребёнок НЕ СМОГ ответить на него однозначно, а стал бы использовать в ответе развёрнутые предложения?

В речевом взаимодействии с детьми, в сопровождении игр, либо на занятиях нередко создаётся ситуация, когда педагоги не до конца продумывают свои вопросы к ребёнку, а ребёнок, в свою очередь, не может понять – что же от него хотят.

Я предлагаю несколько по-иному взглянуть на вопросы, которые мы можем задавать, интерпретируя ситуацию по-своему. Такие вопросы интерпретации можно использовать по-разному.  Ведь с помощью таких вопросов мы можем заинтересовать ребёнка,  обозначить для него мотив к развёрнутому речевому высказыванию.

Наша образовательная система, в основном, направлена на подачу уже «готовых» знаний. А знания эти, в свою очередь, направлены прежде всего на запоминание. Мы их просто принимаем как должное, запоминаем, тренируя свою память. Затем те знания, которые мы никак не применяем – успешно забываем, ведь нашей памяти есть предел. С детства нас приучили верить этим знаниям.

Мы с вами работаем с детьми, читаем им много сказок и знаем сколько тайн хранят былины, баллады, сказки, которые мы много раз слышали, но не задумывались, почему происходят те или иные события, зачем персонажи совершают те или иные поступки, чем объясняется их более чем странное поведение? Все вы, конечно, помните сказку о Курочке Рябе, но задумывались ли вы над тем:

  • Почему Дед и Баба заплакали, когда мышка разбила яйцо, которое они только что безуспешно пытались разбить сами?
  • Почему Курочка, успокаивая их, обещает снести вместо золотого - простое яйцо? Разве простое яйцо лучше золотого?
  • Зачем вообще Дед и Баба пытались разбить золотое яйцо?

Это вопросы на интерпретацию. Причём каждый из вас может интерпретировать происходящее по-своему, нужно только найти подходящие аргументы.

Давайте возьмём за основу сказку «Красная шапочка и серый волк» и попробуем ответить на вопросы интерпретации, высказав свою точку зрения на происходящее:

  1. Почему, зная о том, что в лесу живет волк, мать надевает на дочку красную шапочку?
  2. Почему, зная об опасности встречи с волком, девочка не только останавливается поговорить с волком, но рассказывает ему о своих планах на дорогу к бабушке?
  3. Почему волк не ест Красную шапочку при первой встрече в лесу и даже тогда, когда она приходит в дом к бабушке, а бабушку съедает сразу, без разговоров?
  4. Зачем голодный волк заводит разговор о глазах, ушах и зубах?
  5. Зачем волку нужно переодеваться в одежду бабушки, чтобы съесть девочку?
  6. Как могла девочка не увидеть волка в одежде бабушки?
  7. Почему волк медлит с поеданием Красной шапочки, ведь это в последствии стоит ему жизни?

Я предлагаю вам выбрать любую детскую сказку и самостоятельно придумать вопросы интерпретации. Попробуйте задать данные вопросы своим воспитанникам. Уверена, что однозначных ответов не последует и вы получите полные, исчерпывающие ответы и рассуждения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Читать не вредно – вредно не читать» обучение чтению побуквенный звуковой слоговой целыми словами

Слайд 2

Актуальность: Дети в группах общеразвивающей направленности С нарушениями речи разной этиологии Со сниженной познавательной активностью Задержанным развитием С нарушениями в эмоциональной и регуляторной сфере Нарушения слуха, нарушения зрения, соматические заболевания

Слайд 3

Подготовка детей с тяжёлыми нарушениями речи к обучению грамоте: задачи Исправление недостатков звукопроизно шения Развитие фонематичес кого восприятия Формирование навыков звукового анализа и синтеза Формирование слоговой структуры слов

Слайд 4

Обучение слитному слоговому чтению на основе формирования фонематического восприятия фонема в русском языке 43 фонемы

Слайд 5

Классифи - кация звуков русского языка

Слайд 6

Знакомство с гласными звуками Гласные звуки обозначаются красной фишкой Дети узнают, что в русском языке 6 гласных звуков [а] [о] [э] [и] [ ы ] Дети с помощью педагога «проверяют» звуки , произнося их, и наблюдают, не мешает ли им что-либо во рту их произношению . Гласным звуком можно «спеть песню». [у]

Слайд 7

Знакомство с согласными звуками (твердыми и мягкими) Твердый согласный звук обозначается синей фишкой. Мягкий согласный звук обозначается зеленой фишкой. Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно , встречает препятствия, называются согласными . Общепринятые условные обозначения согласных звуков:

Слайд 8

Условные обозначения единиц языка СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ПРЕДЛОГ – ТОЧКА – НАЧАЛЬНОЕ СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ – ДЕЛИМ СЛОВО НА СЛОГИ –

Слайд 9

Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Слайд 10

Различение согласных звуков

Слайд 11

Различение гласных и согласных звуков

Слайд 12

Старшая группа – только звук ! I период обучения (ЗАДАЧИ): Приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить её отдельные, доступные для ребёнка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи; Различение на слух гласных и согласных, выделение первого ударного звука в слове; Развитие слухового восприятия на неречевых звуках; Развитие слухового восприятия на речевых звуках; Последовательность знакомства со звуками: Звук «У» Звук «А» Звуки «А» - «У» Звук «И» Звук «Н» Звук «М»

Слайд 13

Подготовительная группа – звук и буква! I период обучения (ЗАДАЧИ): 1. Продолжать учить детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи. 2. Закрепление правильного произношения звуков У, А, И, П, ПЬ, К, КЬ, О, Й, ЛЬ, Х, ХЬ, Т, ТЬ, Ы, М, МЬ. 3. Различение на слух звуков - гласных: У, А, И, О, Ы ; - согласных: П-ПЬ, П-Т, К-КЬ, П-Т-К, Й-ЛЬ, Х-ХЬ, К-Х ; 4. В связи с закреплением правильного произношения звуков: А) усвоение слов различной звуко-слоговой сложности, преимущественно 2х-3х сложных; Б) развития внимания к изменению грамматических форм слов путем сравнения и сопоставления существительных ед. и мн. числа; согласования существительных ед. и мн. числа с глаголами; правильного употребления личных окончаний глаголов ед. и мн. числа; подбор существительных к притяжательным местоимениям (мой, моя, мое). В) составление простых распространенных предложений по картинке, демонстрации действия, по вопросам, объединение нескольких предложений в связный текст. Заучивание связных текстов наизусть. 5. Подготовка к анализу звукового состава слова: А) выделение гласных звуков из начала слова, анализ и синтез ряда гласных; Б) анализ и синтез обратного слога типа АП; В) выделение начального согласного и слогообразующего гласного из положения после согласного; Г) анализ и синтез прямого слога; Д) полный звуковой анализ и синтез слова типа пух, кот, пыль, Тима; 6. Воспитание графических навыков. Знакомство с буквами. Печатание.

Слайд 14

Игры, направленные на определение места звука в слове: «звуковая птичка» «звуковой поезд» «звуковая решётка»

Слайд 15

Только после того как ребенок усвоил звук, рекомендуется переходить к изучению и написанию буквы . Определи, на какие окружающие предметы похожа буква. Определи форму и количество элементов в букве. Найди, чем эта буква похожа на уже известные тебе и чем от них отличается. Изобрази букву с помощью пальцев рук, счетных палочек, проволоки, ниток, пуговиц, семян фасоли, гороха, вылепи ее из пластилина, выложи из мозаики. «Напиши» букву в воздухе, пальцем на столе, объясни свои движения. Обведи букву по контуру. Напиши букву по точкам. Самостоятельно напиши букву.

Слайд 16

Правила: Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Сколько в слове гласных, столько и слогов. ЖИ – ШИ пиши с буквой И. ЧА – ЩА пиши с буквой А. ЧУ – ЩУ пиши с буквой У. Правописание безударных гласных в слове: нужно изменить слово так, чтобы гласный оказался под ударением (например, лиса – лисий, вода – воды). Правописание глухих согласных на конце слова: нужно слово изменить так, чтобы после этого согласного оказался гласный (например, столб – столбы, снег - снега).

Слайд 17

Определение последовательности звука в слове Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука. РРРАК РАААК РА К

Слайд 18

Ознакомление с мягкими согласными звуками Звуковой анализ слова ЛИСА Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. ЛЛЛИСА Звук ЛЬ- твердый или мягкий ? Мягкий. Звук ЛЬ- мягкий согласный звук, его обозначаем зеленой фишкой. Далее слово анализируется по аналогии.

Слайд 19

Звуковой анализ слова ЮЛА Протяните первый звук в полном слове. Назовите первый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите второй звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите третий звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите четвертый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Прочитайте запись.

Слайд 20

Проверь себя К какому слову подходит схема?



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей на тему:

«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к освоению грамоты»

Всем нам известно, что раннее развитие обеспечивает успешный старт и даёт ребёнку шанс добиться самых высоких результатов в социальной, профессиональной и даже личной жизни. Под словами «успешный старт» мы понимаем сформированность у ребёнка необходимых умений и навыков для дальнейшего школьного обучения. Дошкольник, хорошо подготовленный, интеллектуально развитый и умеющий читать, успешно осваивает программу начальной школы. Дошкольное учреждение, школа и родители это понимают, однако согласовать свои действия и выработать единый подход к решению проблемы раннего освоения чтения не могут.

Выбрать эффективную методику обучения чтению среди разнообразия предлагаемых весьма не просто. Обычно родители самостоятельно начинают обучать детей чтению путём проб и ошибок, исправлять которые приходится учителям и воспитателям. Педагоги обучают необходимым навыкам чтения по своей методике. В итоге получается как в басне И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак» - каждый тянет в свою сторону, но самый незащищённый в данной ситуации – ребёнок. Он обрекается взрослыми на бессмысленные страдания. Поэтому, при обучении чтению, необходимо прежде всего однозначно определить по какой методике будет обучаться ребёнок чтению.

Существует много методик обучения чтению и самые распространённые из них: побуквенный, слоговой, чтение целыми словами. В середине ХIХ века появился звуковой метод обучения чтению, где первоосновой обучения стал звук. Этот метод был усовершенствован Д.Б. Элькониным. Он подверг психологическому анализу сам процесс чтения и пришёл к выводу, что конечная задача чтения – это понимание! Сегодня в практике дошкольного образования преобладает звуковой, аналитико-синтетический метод обучения чтению, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста с нормальным развитием, а также с ограниченными возможностями здоровья.

В данное время значительная часть детей, находящихся в группах общеразвивающей направленности, имеет нарушения речи разной этиологии. Кроме того, у детей данной категории, часто наблюдаются сопутствующие нарушения: снижение познавательной активности, отклонения в развитии эмоциональной и регуляторной сферы, общей моторики, ЗПР, нарушение слуха, нарушение зрения, различные соматические заболевания.

Учитывая специфику нарушений у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к освоению грамоты необходимо использовать звуковой метод обучения. Именно этот метод мы используем при подготовке детей с тяжёлыми нарушениями речи к обучению грамоте. Обучение слитному слоговому чтению осуществляется на основе формирования у детей фонематического восприятия. Ребёнок способен определить способы возникновения гласных и согласных звуков, учится различать согласные звуки по твёрдости-мягкости и звонкости-глухости, а также овладевает общепринятыми условными обозначениями звуков и единиц языка. Кроме того дети знают, чем отличаются  звук и буква –  звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Для схематического отображения условных обозначений используются различные таблицы для различения согласных звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости, а также различение гласных и согласных звуков.

Материал по изучению звуков и букв составлен с учётом принципа «от простого к сложному» и даётся детям старшего дошкольного возраста в определённой последовательности. Здесь учитывается степень сформированности звукопроизношения к моменту изучения. Последовательность изучения звуков отображена в памятке «Примерные игры и упражнения…

Таким образом, в старшей группе, мы предлагаем работать только со звуком, а в подготовительной группе сочетать такие игры и упражнения на изучение сначала звуков, а потом букв.

При подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе решаются следующие задачи:

I период обучения:

  • Приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить её отдельные, доступные для ребёнка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи;
  • Различение на слух гласных и согласных, выделение первого ударного звука в слове;
  • Развитие слухового восприятия на неречевых звуках;
  • Развитие слухового восприятия на речевых звуках;
  • Последовательность знакомства со звуками:
  1. Звук «У»
  2. Звук «А»
  3. Звуки «А» - «У»
  4. Звук «И»
  5. Звук «Н»
  6. Звук «М»

II период обучения:

  • Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различения звуков;
  • Формировать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза;
  • Закреплять правильное произношение звуков, уточнённых или исправленных на индивидуальных занятиях I периода; дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
  • Последовательность знакомства со звуками:
  1. Звук «П»
  2. Звук «Т»
  3. Звук «К»
  4. Звуки
  5. «К-Т»
  6. Звуки «П-Т»
  7. Звуки «П-Т-К»
  8. Звук «Х»
  9. Звуки «К-Х»
  10. Звук «О»
  11. Звук «ХЬ»
  12. Звук «ПЬ»
  13. Звук «ТЬ»
  14. Звук «КЬ»
  15. Звук «Ы»

III период обучения:

  • Дифференцировать звуки по участию голоса («с-з»), по твёрдости – мягкости («т-ть»), по месту образования («с-ш»);
  • Овладеть навыком звукового анализа и синтеза обратного и прямого слога (АС-СА), односложных слов типа МАК;
  • Усваивать звуки «Л», «С», «Ш», «С-З», «Р-Л», «Ы-И» в твёрдом и мягком звучании в прямом слоге;
  • Последовательность знакомства со звуками:
  1. Звуки «Ы-И»
  2. Звук «ЛЬ»
  3. Звуки «ЛЬ-Й»
  4. Звук «В»
  5. Звук «Ф»
  6. Звук «ФЬ»

Предлагаем примерные игры и упражнения:

  1. Игры, направленные на развитие фонематического слуха:
  • Начинаем с узнавания неречевых звуков. Цель: развитие способности узнавать и различать неречевые звуки, развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Д/И «Послушай тишину» (детям предлагается послушать звуки за окном, определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни и т.д.).

Д/И «Что звучало?» (взрослый знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол, шарик, перекатываясь в стеклянной банке, газета, если ее разрывать, и т.д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой. Дети должны рассказать, что они слышат каждый раз.)

  • Цель следующего этапа: различение высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.

Д/И «Далеко – близко» (дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») – далеко (тихо) или близко (громко); кто плачет – мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом) и т.д.

Д/И «Три медведя» (перед детьми выставляются картинки или игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Затем взрослый рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.)

  • Цель: различение слов, близких по звуковому составу. 

Д/И «Хлопни в ладоши»: взрослый показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем он называет эту картинку то правильно, то неправильно, например: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т.д. услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Д/И «Подбери пару»: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. Например, ком – дом, ветка – клетка, сук – лук.

  • Цель следующих игр: определение наличия заданного звука в слове. 

Д/И «Да – нет» - воспитатель выставляет картинки, а дети говорят «да», если там есть заданный звук или «нет» - если звука нет.

Д/И «Найди лишнюю картинку» - взрослый выкладывает картинки, а дети отвечают, в названии каких нет заданного звука.

Д/И «Что подарим ёжику? Что подарим зайчику?» - дети «дарят» ёжику картинки, в названии которых есть звук [ж], а зайчику – со звуком [з] (на дифференциацию звуков).

Д/И «Что подарим Ане? Что подарим Оле?» - аналогично.

Д/И «Поймай звук» - воспитатель произносит цепочку звуков, а дети хлопают в ладоши, услышав заданный звук.

Д/И «Самый внимательный» - дети показывают картинку, услышав заданный звук (например, на звук [т] – молоток, на звук [д] – дятла, [м] – корову и т.д.).

Д/И «Кто больше?» - подбор слов на заданный звук.

Д/И «Третий лишний» - дети должны из трех картинок найти и убрать ту, в названии которой нет заданного звука.

  1. Игры, направленные на определение места звука в слове:
  • Д/И «Звуковая птичка» - дети определяют позицию заданного звука в слове: если он находится в начале, то они показывают головку птички, если в середине – туловище, если в конце – хвостик.
  • Д/И «Звуковой поезд» - панно с тремя вагончиками, куда можно поставить картинки: первый вагончик – звук находится в начале слова, второй вагончик – в середине, третий – в конце слова.
  • Д/И «Звуковая решетка» - дети фишкой нужного цвета определяют позицию звука в слове.

  1. Знакомство с ритмико–слоговым строением слова (т.к. мы формируем послоговое чтение):
  • Д/И «Поймай слово в ладошки» - дети прохлопывают слова: один слог – один хлопок.
  • Д/И «Прошагай слово» - один слог – один шаг.
  • Д/И «Проверь себя» – деление слов на слоги (рука у подбородка)
  • Отстукивание слов: карандашом по столу, ногами по полу, ладошкой по столу.

При подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе решаются следующие задачи:

I период обучения :

1. Продолжать учить детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

2.   Закрепление правильного произношения звуков У, А, И, П, ПЬ, К, КЬ, О, Й, ЛЬ, Х, ХЬ, Т, ТЬ, Ы, М, МЬ.

3.   Различение на слух звуков - гласных: У, А, И, О, Ы; - согласных: П-ПЬ, П-Т, К-КЬ, П-Т-К, Й-ЛЬ, Х-ХЬ, К-Х;

4.   Подготовка к анализу звукового состава слова:

      А) выделение гласных звуков из начала слова, анализ и синтез ряда гласных;

      Б) анализ и синтез обратного слога типа АП;

      В) выделение начального согласного и слогообразующего гласного из положения после согласного;

      Г) анализ и синтез прямого слога;

      Д) полный звуковой анализ и синтез слова типа пух, кот, пыль, Тима;

5.   Воспитание графических навыков. Знакомство с буквами. Печатание.

II период обучения :

  1. Закрепление правильного произношения звуков С, СЬ, Н, З, ЗЬ, Б, БЬ, В, ТЬ, ДЬ, Г, ГЬ, Э, Е, Ё, Л, Ш, Я, Р, РЬ, Ж;
  2. Различение на слух звуков: С – СЬ, З – ЗЬ, С – З, СЬ – ЗЬ, Б – БЬ, П – Б, ТЬ – ДЬ, Г – ГЬ, Г – К, Л – ЛЬ, С – Ш, Р – РЬ, Р – Л, РЬ – ЛЬ, Ж – З, Ж – Ш;
  • анализ и синтез звукового состава слова:

- деление слова на слоги. Схема одного-, двух-, трёхсложных слов;

- звуко-слоговой анализ односложных слов типа СУП, а также двухсложных слов типа ЗУБЫ;

-звуко-слоговой анализ односложных слов со стечением типа СТОЛ и двухсложных слов типа КОШКА;

-преобразование слов путём замены или дополнением звуков (СУК – ЛУК, СТО – СТОЛ);

-знакомство с буквами, печатание.

III период обучения :

  1. Закрепление правильного произношения звуков Ц, Ч, Ю, Ф, Щ, Й;
  2. Различение на слух: С – Ц, Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ф – В, Щ – СЬ, Щ – Ч, Щ – ТЬ, Щ – Ш,

мягких и твёрдых, шипящих и свистящих, гласных звуков;

  1. Закрепление навыков деления слов на слоги, звуки;
  • соединение звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения;
  • продолжение работы со схемой слов;
  • членение предложений на слова, указание порядка слов в предложении, схема предложения;
  • воспитание навыка слитного послогового чтения слов, предложений, текстов;
  • умение складывать из букв азбуки отдельные слова, простые предложения (после анализа);
  • всевозможные преобразования слов (добавление недостающих букв, слогов);
  • печатание букв, слов, предложений;
  • понятие – сколько в слове гласных звуков, столько и слогов;
  • усвоение практическим путём правил правописания:

-раздельное написание одного слова от другого;

-постановка точки в конце предложения.

Для закрепления знаний о звуке используются те же игры и упражнения, что и в старшей группе, только их содержание усложняется. А так же можно добавить следующие упражнения:

  1. На развитие фонематического слуха: Целью данных игр является определение заданного звука в слове и его характеристика (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
  • Д/И «Сигнальщики» - дети определяют наличие заданного звука в слове и поднимают красный (если гласный), синий (если твердый согласный) или зеленый (если мягкий согласный) знак.
  • Д/И «Синий – зеленый» - дети поднимают синий карандаш, если услышат твердый согласный звук или зеленый – если услышат мягкий согласный.
  • Д/И «Хлопни – топни» - дети хлопают в ладоши, если услышат твердый согласный звук или топают, если услышат мягкий согласный звук.
  • Д/И «Камень – вата» - дети поднимают картинку с изображением камня, если услышат твердый согласный звук либо картинку с изображением ваты, если услышат мягкий согласный звук.
  1. Анализ и синтез слов:
  • Выкладывание звуковой схемы слогов, слов с использованием фишек (по картинкам, на слух).
  • Игры с мячом: «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Назови гласный звук в слове».
  • Д/И «Звук убежал» - дети добавляют к началу слова заданный звук и называют получившееся слово. Например, добавь звук [у] и назови, какое слово получится: …литка, ..тюг, …хо, …точка и т.д.
  • Д/И «Угадай слово» - взрослый произносит слово без последнего звука; дети добавляют заданный звук и называют слово полностью. Например, добавь звук [н] и назови, какое слово получится: бана…, сы…, со…, спельси…, стака…, и т.д.
  • Д/И «Измени словечко» - дети меняют первый (последний) звук в слове на заданный звук и называют получившееся слово. Например, замени первый звук в слове на звук [з] и назови получившееся слово: губы – зубы, набор – забор, кефир – зефир, двери – звери и т.д.

Только после того как ребенок усвоил звук, рекомендуется переходить к изучению и написанию буквы. Здесь можно предложить такие задания (цель: анализ буквы, закрепление ее зрительного образа):

  • Определи, на какие окружающие предметы похожа буква.
  • Определи форму и количество элементов в букве.
  • Найди, чем эта буква похожа на уже известные тебе и чем от них отличается.
  • Изобрази букву с помощью пальцев рук, счетных палочек, проволоки, ниток, пуговиц, семян фасоли, гороха, вылепи ее из пластилина, выложи из мозаики.
  • «Напиши» букву в воздухе, пальцем на столе, объясни свои движения.
  • Обведи букву по контуру.
  • Напиши букву по точкам.
  • Самостоятельно напиши букву.

Для предупреждения дисграфии (нарушение письма) предлагаются специальные задания: вычеркивание неправильно написанной буквы, дописывание букв, которые съел жук «буквоед», узнавание «зашумленных» букв, игра «Буквы рассыпались» (собрать слово), ребусы.

Только после овладения послоговым чтением ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.

Во время обучения элементам грамоты дети знакомятся с некоторыми правилами:

  1. Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем.
  2. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
  3. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.
  4. ЧА – ЩА пиши с буквой А.
  5. ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.
  6. Правописание безударных гласных в слове: нужно изменить слово так, чтобы гласный оказался под ударением (например, лиса – лисий, вода – воды).
  7. Правописание глухих согласных на конце слова: нужно слово изменить так, чтобы после этого согласного оказался гласный (например, столб – столбы, снег - снега).


Предварительный просмотр:

Классификация согласных звуков.

Ротовое или носовое резо

ниро

вание

Степень участия голоса и шума

Место образо

вания.

Способ образо

вания.

губные

язычные

губно-губные

губно-зубные

язычно-зубные

язычно-альвео

лярные

язычно-передне

нёбные

язычно-средне

нёбные

язычно-задне

нёбные

тв

м

тв

м

тв

м

тв

м

тв

м

тв

м

тв

м

ротовое

шумные

звонкие

смычные

б

бь

-

-

д

дь

-

-

-

-

-

гь

г

-

глухие

п

пь

-

-

т

ть

-

-

-

-

-

кь

к

-

звонкие

щелевые

-

-

в

вь

з

зь

-

-

ж

-

-

й

-

-

глухие

-

-

ф

фь

с

сь

-

-

ш

щ

-

хь

х

-

звонкие

смычно-щелевые

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

глухие

-

-

-

-

ц

-

-

-

-

ч

-

-

-

-

соноры

дрожащие

-

-

-

-

-

-

р

рь

-

-

-

-

-

-

смычно-проход

ные

-

-

-

-

-

-

л

ль

-

-

-

-

-

-

носовое

соноры

смычно-проход

ные

м

мь

-

-

н

нь

-

-

-

-

-

-

-

-

Условные обозначения согласных звуков:

твёрдые звуки - обозначаются знаком синего цвета, например -        

мягкие звуки - обозначаются знаком зелёного цвета, например –

звонкость и глухость согласных определяется тыльной стороной ладони,

поднесённой к области гортани

Классификация и условные обозначения гласных звуков:

     гласные первого ряда                      т а     к у    з о

с ними согласные – твёрдые!

     гласные второго ряда                      т я     к ю    з ё

с ними согласные – мягкие!

Лабиализованные звуки -             - при произнесении этих фонем губы вытягиваются вперёд и округляются.

Условные обозначения единиц русского языка

СЛОГ -                              СЛОВО -

ПРЕДЛОЖЕНИЕ -

ПРЕДЛОГ -                        ТОЧКА -

НАЧАЛЬНОЕ СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ -

ДЕЛИМ СЛОВО НА СЛОГИ



Предварительный просмотр:

Примерные игры и упражнения по формированию фонематического восприятия при подготовке к обучению грамоте.

Вы познакомитесь с играми и упражнениями направленными на формирование фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте.

Логопед: Яковлева О.В.; Жукова Ю.А.

20.12.2011


Старшая группа (знакомство со звуком).

В старшей группе идет подготовка детей к обучению грамоте: необходимо сформировать фонематическое восприятие, навык звукового анализа и синтеза слогов, слов, познакомить с ритмико-слоговым строением слова. Поэтому упражнения направлены на развитие умения детей выделять нужный звук в речи (среди других звуков, различных по звучанию, в слогах, словах), находить его место в слове (в начале слова, в середине или в конце), сравнивать со звуками, сходными по произношению.

Знакомство со звуками происходит в следующей последовательности:

Звуки [У], [А], [А] - [У], [И], [Н], [М], [П], [Т], [К], [К] - [Т], [П] - [Т], [П] - [Т] - [К], [Х], [К] - [Х], [О], [ХЬ], [ПЬ], [ТЬ], [КЬ], [Ы], [Ы] - [И], [ЛЬ], [ЛЬ] - [Й], [В], [Ф], [ФЬ].

Упражнения:

  1. Игры, направленные на развитие фонематического слуха:
  • Начинаем с узнавания неречевых звуков. Цель: развитие способности узнавать и различать неречевые звуки, развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Д/И «Послушай тишину» (детям предлагается послушать звуки за окном, определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни и т.д.).

Д/И «Что звучало?» (взрослый знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол, шарик, перекатываясь в стеклянной банке, газета, если ее разрывать, и т.д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой. Дети должны рассказать, что они слышат каждый раз.)

  • Цель следующего этапа: различение высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.

Д/И «Далеко – близко» (дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») – далеко (тихо) или близко (громко); кто плачет – мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом) и т.д.

Д/И «Три медведя» (перед детьми выставляются картинки или игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Затем взрослый рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.)

  • Цель: различение слов, близких по звуковому составу. 

Д/И «Хлопни в ладоши»: взрослый показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем он называет эту картинку то правильно, то неправильно, например: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т.д. услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Д/И «Подбери пару»: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. Например, ком – дом, ветка – клетка, сук – лук.

  • Цель следующих игр: определение наличия заданного звука в слове. 

Д/И «Да – нет» - воспитатель выставляет картинки, а дети говорят «да», если там есть заданный звук или «нет» - если звука нет.

Д/И «Найди лишнюю картинку» - взрослый выкладывает картинки, а дети отвечают, в названии каких нет заданного звука.

Д/И «Что подарим ёжику? Что подарим зайчику?» - дети «дарят» ёжику картинки, в названии которых есть звук [ж], а зайчику – со звуком [з] (на дифференциацию звуков).

Д/И «Что подарим Ане? Что подарим Оле?» - аналогично.

Д/И «Поймай звук» - воспитатель произносит цепочку звуков, а дети хлопают в ладоши, услышав заданный звук.

Д/И «Самый внимательный» - дети показывают картинку, услышав заданный звук (например, на звук [т] – молоток, на звук [д] – дятла, [м] – корову и т.д.).

Д/И «Кто больше?» - подбор слов на заданный звук.

Д/И «Третий лишний» - дети должны из трех картинок найти и убрать ту, в названии которой нет заданного звука.

  1. Игры, направленные на определение места звука в слове:
  • Д/И «Звуковая птичка» - дети определяют позицию заданного звука в слове: если он находится в начале, то они показывают головку птички, если в середине – туловище, если в конце – хвостик.
  • Д/И «Звуковой поезд» - панно с тремя вагончиками, куда можно поставить картинки: первый вагончик – звук находится в начале слова, второй вагончик – в середине, третий – в конце слова.
  • Д/И «Звуковая решетка» - дети фишкой нужного цвета определяют позицию звука в слове.

  1. Знакомство с ритмико–слоговым строением слова (т.к. мы формируем послоговое чтение):
  • Д/И «Поймай слово в ладошки» - дети прохлопывают слова: один слог – один хлопок.
  • Д/И «Прошагай слово» - один слог – один шаг.
  • Д/И «Проверь себя» – деление слов на слоги (рука у подбородка)
  • Отстукивание слов: карандашом по столу, ногами по полу, ладошкой по столу.

Подготовительная группа

(знакомим сначала со звуком, а затем с буквой).

Знакомить ребенка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком: научился выделять изученный звук из ряда предложенных звуков, слогов, находить этот звук в слове, определять его место (начало, середина или конец слова), с помощью звукового анализа определять характеристику звука (гласный или согласный; если согласный, то какой: твердый или мягкий, звонкий или глухой). Такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет ребенку правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и все слово в целом.

Знакомство со звуками и буквами проходит в следующей последовательности: У, А, И, П, ПЬ, К, КЬ, О, Й, ЛЬ, Х, ХЬ, Т, ТЬ, Ы, М, МЬ, С, СЬ, Н, З, ЗЬ, Б, БЬ, В, ТЬ, ДЬ, Г, ГЬ, Э, Е, Ё, Л, Ш, Я, Р, РЬ, Ж, Ц, Ч, Ю, Ф, Щ, Й.

Необходимо научить детей различать на слух гласные звуки У, А, И, О, Ы, и согласные звуки П-ПЬ, П-Т, К-КЬ, П-Т-К, Й-ЛЬ, Х-ХЬ, К-Х, С – СЬ, З – ЗЬ, С – З, СЬ – ЗЬ, Б – БЬ, П – Б, ТЬ – ДЬ, Г – ГЬ, Г – К, Л – ЛЬ, С – Ш, Р – РЬ, Р – Л, РЬ – ЛЬ, Ж – З, Ж – Ш, С – Ц, Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ф – В, Щ – СЬ, Щ – Ч, Щ – ТЬ, Щ – Ш.

Для закрепления знаний о звуке используются те же игры и упражнения, что и в старшей группе, только их содержание усложняется. А так же можно добавить следующие упражнения:

  1. На развитие фонематического слуха: Целью данных игр является определение заданного звука в слове и его характеристика (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
  • Д/И «Сигнальщики» - дети определяют наличие заданного звука в слове и поднимают красный (если гласный), синий (если твердый согласный) или зеленый (если мягкий согласный) знак.
  • Д/И «Синий – зеленый» - дети поднимают синий карандаш, если услышат твердый согласный звук или зеленый – если услышат мягкий согласный.
  • Д/И «Хлопни – топни» - дети хлопают в ладоши, если услышат твердый согласный звук или топают, если услышат мягкий согласный звук.
  • Д/И «Камень – вата» - дети поднимают картинку с изображением камня, если услышат твердый согласный звук либо картинку с изображением ваты, если услышат мягкий согласный звук.
  1. Анализ и синтез слов:
  • Выкладывание звуковой схемы слогов, слов с использованием фишек (по картинкам, на слух).
  • Игры с мячом: «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Назови гласный звук в слове».
  • Д/И «Звук убежал» - дети добавляют к началу слова заданный звук и называют получившееся слово. Например, добавь звук [у] и назови, какое слово получится: …литка, ..тюг, …хо, …точка и т.д.
  • Д/И «Угадай слово» - взрослый произносит слово без последнего звука; дети добавляют заданный звук и называют слово полностью. Например, добавь звук [н] и назови, какое слово получится: бана…, сы…, со…, спельси…, стака…, и т.д.
  • Д/И «Измени словечко» - дети меняют первый (последний) звук в слове на заданный звук и называют получившееся слово. Например, замени первый звук в слове на звук [з] и назови получившееся слово: губы – зубы, набор – забор, кефир – зефир, двери – звери и т.д.

Только после того как ребенок усвоил звук, рекомендуется переходить к изучению и написанию буквы. Здесь можно предложить такие задания (цель: анализ буквы, закрепление ее зрительного образа):

  • Определи, на какие окружающие предметы похожа буква.
  • Определи форму и количество элементов в букве.
  • Найди, чем эта буква похожа на уже известные тебе и чем от них отличается.
  • Изобрази букву с помощью пальцев рук, счетных палочек, проволоки, ниток, пуговиц, семян фасоли, гороха, вылепи ее из пластилина, выложи из мозаики.
  • «Напиши» букву в воздухе, пальцем на столе, объясни свои движения.
  • Обведи букву по контуру.
  • Напиши букву по точкам.
  • Самостоятельно напиши букву.

Для предупреждения дисграфии (нарушение письма) предлагаются специальные задания: вычеркивание неправильно написанной буквы, дописывание букв, которые съел жук «буквоед», узнавание «зашумленных» букв, игра «Буквы рассыпались» (собрать слово), ребусы.

Только после овладения послоговым чтением ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.

В период овладения основами письменной речи ребенок сталкивается со множеством условных обозначений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Воспитатель должен в доступной игровой форме объяснить их значение (см. таблицу по «Классификации звуков русского языка»).

Во время обучения элементам грамоты дети знакомятся с некоторыми правилами:

  1. Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем.
  2. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
  3. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.
  4. ЧА – ЩА пиши с буквой А.
  5. ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.
  6. Правописание безударных гласных в слове: нужно изменить слово так, чтобы гласный оказался под ударением (например, лиса – лисий, вода – воды).
  7. Правописание глухих согласных на конце слова: нужно слово изменить так, чтобы после этого согласного оказался гласный (например, столб – столбы, снег - снега).