Лагерь с дневным пребыванием "КИПАРИС"
Лагерь с дневным пребыванием "КИПАРИС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mbou_ssh_no5_deti_yugry.doc | 684.5 КБ |
programma_lagerya_dary_toruma.doc | 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ «__» ________ 2022г Директор МБОУ «СШ№5» _____ /Н.Н.Флерко/ |
Программа
организации отдыха
детей и подростков осеннего
лагеря с дневным пребыванием детей
«Дети Югры»
(воспитанники от 6,6 до 17 лет)
Руководитель программы:
Флерко Николай Николаевич,
директор
Разработчики программы:
Насирова Светлана Германовна,
заместитель директора по ВР
Михалкина Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
2022 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Бюджетное учреждение __________________________ Название | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа№5» _______________________________ Осенняя смена лагеря с дневным пребыванием детей __________________________________________ «Мы дети - Югры!» |
Авторы проекта | Насирова Светлана Германовна, Михалкина Ольга Васильевна. |
Цель проекта | Цель проекта: создание условий для организации оздоровительного отдыха детей и подростков развития их творческого потенциала, активной жизненной позиции. |
Задачи проекта «Наша задача – каждым делом удивить ребёнка». В.А.Сухомлинский | • Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела; • Формирование базы всевозможных знаний игр для использования их в дальнейшей работе; • Сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи; •Повышение самосознания подростков через разнообразные формы работы; • Расширение кругозора детей и подростков через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня; • Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска". • Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни. |
Ожидаемые результаты | По окончании смен у воспитанников: - Реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы; - Развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни; - Развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе; - Создана мотивация на активную (позитивно-благополучную) жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности. |
Продолжительность, сроки реализации проекта | 2022 год |
Детство как лучик – солнечный, радостный.
Детство как дождик – радугой-дугой.
Детство как мир непростой и загадочный.
Детство как сказка – оставайся со мной!
Пояснительная записка
Для всех нас, людей живущих в условиях Крайнего Севера, каникулы ассоциируются с морем. Но, не всем нам выпадает возможность понежиться на песочке, окунуться в тёплые морские волны, вдохнуть свежесть прибоя.
Мы специалисты МБОУ «СШ№5», на нашей суровой Югорской земле можем подарить детям: море улыбок, море новых увлечений и интересных дел, море положительных эмоций, море позитива, море развлечений.
Каникулы – это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов в различных сферах деятельности, развлечениях, играх.
Организация детского отдыха - один из важных аспектов воспитательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Как показывают результаты анкетирования «Лагерь 2021», все дети без исключения с радостью ждут каникул, желая связать с ними реализацию своих надежд и мечтаний, увидеть новое и неизведанное, испытать себя в незнакомых условиях, научиться новому делу. И здесь важно не обмануть ожидания детей.
Воспитательная ценность проекта оздоровительного лагеря «Дети Югры» через различные формы деятельности, создать безопасное общение, влиять на личность воспитанника без давления.
Недостаточно любить только тишину воспитательского дела, надо любить и шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей, надо уважать законы детства.
Расширение кругозора, получение новых знаний, выработка новых умений и навыков, возможность попробовать себя в новом деле в новой роли - всё это возможно в рамках программы «Дети Югры».
Данный проект является всесторонним, переходя от информационных методов к практическим, продуктивным.
Словарь сокращенных терминов
ЗОЖ - здоровый образ жизни
СМИ - средства массовой информации
КТД - коллективная творческая деятельность
СПД – самостоятельная продуктивная деятельность
Цель проекта: создание условий для организации оздоровительного отдыха детей и подростков развития их творческого потенциала, активной жизненной позиции.
Профилактическая цель: формирование позиции здорового образа жизни, развитие “здоровых” установок, развитие морально-этических принципов.
Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска"
Задачи:
• Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела;
• Формирование базы всевозможных знаний игр для использования их в дальнейшей работе;
• Сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;
•Повышение самосознания подростков через разнообразные формы работы;
• Расширение кругозора детей и подростков через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
• Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
• Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
Реализация проекта
Реализация содержания проекта предполагает объединение усилий различных направлений:
- психофизическое – физическая и моральная помощь в развитии личности, поддержка и стимулирование инициативы педагогов, воспитанников;
- социальное - поэтапное самоопределение и социализация воспитанников;
- профессиональное – ориентация на продуктивность, творческий подход, компетентность;
- культурологическое – ориентация на общечеловеческие ценности, высокое качество работы, эстетический и этический подходы в деятельности;
- медицинское - ориентация на правильное отношение к заботе о собственном здоровье.
Вся работа строится на единых принципах и подходах к проведению необходимых мероприятий проекта:
- принцип гуманистического воспитания предусматривает обращённость к воспитаннику как субъекту воспитательного процесса, создание благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;
- принцип личностно – ориентированного воспитания – признание личности развивающего человека высшей человеческой ценностью;
- принцип природосообразности предполагает организацию воспитательного процесса в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической конституцией, способностями, интересами, биоритмами, индивидуальными способностями восприятия;
- принцип средового подхода в воспитании включает в себя различные варианты взаимодействия с социумом;
- принцип культуросообразности воспитания – опора в воспитании на национальное происхождение воспитанников, культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
- принцип дифференциации воспитания предполагает отбор его содержания, форм и методов с учётом специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе;
- деятельностный подход реализуется на основе преемственности, целенаправленной воспитательной работы и народной педагогики, в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе - растёт самоуважение;
- преемственность и адаптивность (взаимосвязь и передача опыта; приобретение опыта);
- целесообразность и оптимальность (реализация целей и задач самоуправления и управления с наименьшими усилиями и наибольшими результатами, благодаря постоянному творческому поиску).
Содержание включает в себя 6 крупных направлений, которые в соответствии с вышеназванными принципами, могут перекликаться между собой и находить отражение друг в друге.
Мы преобразуем мир -
трудовая деятельность.
Назначение трудовой деятельности – преобразование окружающей действительности. Общественно-полезная деятельность имеет назначение воздействия на духовную сферу жизни окружающих людей. Именно в школьном возрасте она выполняет существенную роль в процессе социализации личности. Для растущего человека в современных условиях это ещё и вхождение в мир рыночных отношений. В последнее время широкий интерес стал, замечен к занятиям вне сферы профессиональной деятельности – к сфере досуга, хобби, имеющим тесную связь с трудовой деятельностью: дизайн, шитьё, вязание, изготовление украшений, разведение экзотических растений, содержание животных и т. д. всё это требует выработки творческого отношения к труду.
Большую роль при этом играют трудовые коллективные творческие дела (КТД), которые можно использовать в каникулярное время. Лето - прекрасное пора, когда дети могут проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость.
Трудовая деятельность – это то, без чего не может осуществляться нормальное воспитание детей.
Формы организации трудовой
деятельности детей:
- Аукцион трудовых сюрпризов
- Ателье мелкого ремонта
- Благоустройство территории
- «Город Весёлых Мастеров»
- Дежурство
- Зелёный патруль
- Клуб умельцев
- Конкурс детского мастерства
- Рейд «бережливых»
- Эстафета трудовых дел
Акции:
- «Моя первая помощь природе» - уборка прилежащей территории от бытового мусора
Мы познаём мир –
познавательная деятельность
Познавательная деятельность имеет особую значимость в школьном возрасте, ибо идёт интенсивное накопление знаний об окружающем мире. Различные формы этой деятельности пробуждают интерес к науке, к собственной интеллектуальной деятельности. Даже пассивное участие в познавательных делах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, кругозор детей, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума.
Формы организации
интеллектуально-познавательной
деятельности:
- Академия Весёлых наук
- Аукцион знаний
- Вечер весёлых задач
- Вечер неразгаданных тайн
- Защита фантастических проектов
- Конкурс эрудитов
- Поле чудес
- Турнир «смекалистых»
- Час почемучек
- Час «полезных - почему?»
Мы познаём и охраняем природу –
экологическая деятельность
Назначение экологической деятельности: воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, организация активного общения с природой, содействие процветания флоры и фауны в микросреде человека.
Формы организации
экологической деятельности:
- Аукцион цветов.
- Академия лесных наук.
- Бал цветов.
- Выставка изделий из природного материала.
- День леса.
- Экологическая тропа.
- Экологическая зона заботы.
- Экологические игры-путешествия.
- Экологический вестник.
- Экологический рейд – «Зона экологического комфорта».
Акции:
- «SOS» - изготовление и вывешивание агиток в защиту природы, фоторепортаж экологической хроники;
Мы преобразуем себя –
спортивно-оздоровительная деятельность.
Важным профилактическим моментом по охране и по укреплению здоровья является закаливание воспитанников естественным путём; прогулок в лес, туристических походов, подвижных игр на воздухе. Правильно организованного купания, приёма солнечных и воздушных ванн, чередование активного движения с отдыхом, сочетание труда и отдыха.
Для формирования здорового образа жизни необходимо создать комфортную среду. С этой целью можно использовать следующие формы работы:
Формы организации
Спортивно-оздоровительной деятельности:
- Ежедневные проверки санитарного состояния комнат
- Беседы с врачом
- «Пятиминутки здоровья» - беседы на различные темы о здоровом образе жизни
- День здоровья
- Зарядка (тематическая, оздоровительная, сюжетная, театрализованная).
- Подвижные, малой подвижности игры
- Походы. Эстафеты (смешная, сказочная, комическая и т. д.)
- Купание
Мы познаём себя и других-
ценностно-ориентировочная деятельность.
Форма работы с детьми – тренинговые занятия с психологом в познании, осознании, совершенствовании, самопрезентации своего «Я», через игровые и тренинговые упражнения избавляться от излишних психологических зажимов и комплексов.
Темы организации
Ценностно-ориентировочной деятельности
- Этикет
- Откровение
- Гостеприимство
- «Камертон хорошего настроения»
- «Арена общения».
Мы познаём прекрасное-
художественно-творческая деятельность опирается на принципы личностной ориентации, принципы воспитания успехом - развивает и воспитывает у детей чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности, дисциплинированности, прививает любовь к работе «по законам красоты».
Воспитательное значение трудно оценить - приобщая детей к духовной культуре, открывать, вводить их в мир прекрасного, высвобождая их творческую природу, лишь следуя природе, а, не исправляя её – это правило в деле воспитания детей.
Формы организации
Художественно-творческой деятельности:
- Инсценировки
- Вечера-конкурсы
- Концерты самодеятельности
- Гостиные
- Выставки
- Ярмарки
- Дни фантазёра
- Вечер песни
- Ритмичные, хоровые, музыкальные игры
- Праздники, развлечения.
Важнейшим аспектом является распорядок дня, который строится по принципу полного исключения бездеятельности и безнадзорности и осуществляется под девизом: «Добрый день – для добрых дел».
Каждый день начинается с «Аукциона идей» (планёрки) и заканчивается - «Вечерним огоньком» (подведением итогов дня).
Каждый день отвечает определённой тематике. Такая форма позволяет ежедневно вносить в жизнь лагеря элемент новизны и неповторимости.
Каждый день смены разбит на блоки:
утро - практический блок: работа на приусадебном участке, трудовые десанты, подготовка к мероприятиям;
день – информационный блок: творческий блок экскурсии, беседы, занятия в кружках и клубах тематический, коллективные творческие дела, шоу-программы, конкурсы, развлекательные мероприятия.
Содержание программы
1 «ЧиП» (Человек и природа) (познавательно-развивающая, экологическая, познавательно-развивающая, спортивно-оздоровительная)..
Направления | Студия |
Трудовое Педагогическое Социальное | «Мастерская Марьи-искусницы» |
Трудовое Педагогическое | «Мастерская Левши» |
Экологическое Трудовое | Студия «Цветик-семицветик» |
Психологическое | «Мастерская «Познай себя». |
Оздоровительное | «ЗОЖ» |
Естестевеннонравственное Экологическое | Центр «Рекордсмен» |
Психологическое Творческое | Студия «Актёрского мастерства» |
Этапы реализации программы
1. Подготовительный:
- Изучение интересов детей, учет результатов работы в предыдущем сезоне;
- Выбор задач, форм и методов работы по оздоровлению детей;
- Сбор информации по летней занятости воспитанников;
- Подбор руководящих кадров, воспитателей для работы с детьми;
- Подготовка материальной базы;
- Подготовка методических разработок, сценариев праздников, конкурсов, смотров и т. д.
- Проведение инструктивно-методических совещаний;
- Координация деятельности с различными ведомствами, организациями, учреждениями;
- Комплектование отрядов;
- Проведение целевых инструктажей по ОТ и ТБ;
- Проведение МО
2. Практический этап
Непосредственное проведение оздоровительной кампании согласно плану мероприятий по реализации программы;
- Создание методических пособий и программных средств по организации труда и отдыха воспитанников.
3. Обобщающий этап:
· Подведение итогов оздоровительно-трудового лагеря;
· Анализ работы лагеря, выявление инновационных подходов;
· Анализ деятельности Центра по реализации Проекта.
Методики. Механизм реализации программы
«Верёвочный курс» - это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия. Называется этот курс – веревочным, потому что главная идея – ВМЕСТЕ, словно «связаны» одной веревкой.
В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения.
«Мотивация» на успех - это комплекс мероприятий, направленных на создание у каждого (в идеале) ощущения собственной состоятельности и успешности, что приведёт к общему успеху. Общий успех дает мотивацию для дальнейших действий и является инструментом для преодоления конфликтных ситуаций, для сплочения коллектива. Здесь помимо лагерной жизни, хорошо работает «перспектива личностного роста».
«Собственная самооценка» - одна из воспитательных форм работы в детском оздоровительном лагере. Собственная самооценка, анализ, настрой в течение дня подразумевает анализ групповой и индивидуальной деятельности в кругу коллектива. Настрой - подразумевает настрой коллектива и личный на серьезную аналитическую работу.
Состояние счастья сопровождается положительными эмоциями - это интерес и радость. Интерес способствует развитию навыков, знаний и интеллекта. Интерес является необходимым фактором не только для нормального течения процесса восприятий, но и для поддержания бодрствования.
Воспитанник не будет заниматься тем, что ему не интересно. Эмоции интереса и радости являются эмоциональной пищей. Эмоции, радость, интерес воспитанники получат в игре, через игру, с помощью игры. Игра поможет воспитанникам эмоционально-практическим путём самоутвердиться, самореализоваться. Игра станет фактором социального развития.
Проект программы «Мы – дети Югры» имеет комплексную направленность:
Играя - познаём + развиваем + воспитываем + сохраняем и укрепляем здоровье.
Обеспечение программы
1. Информационно - методическоее обеспечение:
- Методические рекомендации, пособия;
- Разработанные конспекты, сценарии мероприятий
- Наглядно-иллюстративный, дидактический, игровой материал и атрибуты
- Издание методического сборника;
- Фото отчет;
- Газеты, летопись
2. Кадровое обеспечение:
Кадровое обеспечение Учреждения позволит использовать как традиционные, так и креативные формы работы с детьми.
В данном проекте предполагается участие:
- руководители учреждения (директор, заместитель директора, заведующий отделением);
- психологи;
- социальные педагоги;
- воспитатели;
- специалисты по социальной работе;
- медицинские работники;
- инструктор по физической культуре;
- инструктор по труду;
- педагоги дополнительного образования
- музыкальный руководитель.
Партнеры проекта
- специалисты, педагоги учреждений культуры и спорта.
3. Материальное обеспечение:
В Учреждении сложились благоприятные условия для реализации проекта: наличие материально-технической базы физкультурно-оздоровительного комплекса, укомплектованность высококвалифицированными педагогическими кадрами, территориальная расположенность.
- Основные средства (здания, сооружения);
- Транспортные средства;
- Библиотечный фонд
- Сооружения (инженерные сети);
- Оборудование психологического, медицинского и спортивного назначения;
- Благоустроенная территория (игровая, спортивно - туристическая, лесная).
4. Ожидаемые результаты.
По окончании смен у воспитанников:
- Реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
- Развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
- Развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
- Создана мотивация на активную (позитивно-благополучную) жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.
- Обладание эмоционально-волевой регуляцией необходимой для реализации жизненных планов.
Приёмы воздействия
побуждения, убеждения, приучения
Приёмы побуждения: увлечение воспитанников радостной перспективой (ближней, средней, дальней), добрым, новым, неизвестным, творческим поиском; а также поощрение (одобрение, похвала, награда). Контроль, осуждение, (порицание, критика), доверие, помощь советом, обращение за помощью, личный пример.
Приёмы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, беседа, обсуждение, личный пример.
Приёмы приучения: режим жизни, игра, поручения, соревнования, традиции, личный пример.
Содержание плана может совершенствоваться формами, методами.
Коллективное планирование, коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение даёт большой простор для ценностно значимых личностных проявлений, обогащения педагогического, жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия воспитанников друг с другом и с взрослыми.
Благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям деятельности, каждый педагог, воспитанник имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей.
Психо-педагогическое кредо коллектива
Не ругай детей утром – солнце покажется им серым. Не ругай днём – небо покажется хмурым. Не ругай на ночь – луна покажется чёрной. Вообще – не ругай.
Ставь себя на место счастливых и особенно несчастных детей.
Люби всех детей, а больше всех – самых для тебя неприятных.
Добрый воспитатель – это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот кто не способен делать детям зло.
Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
Творящие дети дурного не натворят.
Не будь ханжой в острых и трудных вопросах воспитания.
Никогда не оскорбляй детей подозрениями. Доверяй, но проверяй.
Нервы у детей портятся не от шума и музыки, а от нервотрёпки и бестолковщины.
Иногда надо помолчать при детях, ведь молчание не менее многозначительно.
Ребёнок в борьбе против несправедливость чаще получает «ожоги» сердца, чем взрослый. Он слабее, и эти «ожоги» остаются иногда на всю жизнь.
Скрытая положительная энергия в ребёнке, как показывает опыт, появляется только тогда, когда ему полностью доверяют.
Не увлекайся нотациями. Они нечего не вызывают у детей, кроме желания зажать уши.
Не злоупотребляйте приказами, просьбу всегда легче и приятнее выполнить.
Научись всё видеть и кое-что не замечать, всё слушать, но кое-что не слышать.
Не всегда надо искать виноватого.
Знай куда ведут все дороги окрестности. Не говори про дуб, что это ольха, а про ворону – коршун, это невежливо по отношению к природе.
Детей можно лечить от всех пороков эрудицией.
Помни: каждый ребёнок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои соображения, спрашивай: «А как вы думаете?»
Знайте: детей увлекает в воспитателе высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, оптимизм.
Справедливость - главная тропа в жизни.
Портрет Югорца
здоровая личность: | - Активно занимается спортом - Закаляется - Содержит свое тело в чистоте и порядке - Пропагандирует здоровый образ жизни (ЗОЖ) среди сверстников |
свободная личность: | - Уважает свой труд и труд других - Умеет делать нравственный выбор - Умеет стремиться к успеху - Проявляет самостоятельность, ответственность, чувство хозяина |
личность, любящая природу: | - Бережно относится к окружающей природе - Сохраняет и преумножает ее богатство - Умело пользуется ее дарами - Эмоционально воспринимает ее красоту - Благородно относится к животным |
духовная, развивающаяся личность: | - Дорожит общественными ценностями - Поступает в соответствии с требованиями норм этикета - Руководствуется нравственными принципами |
гуманная личность: | - Обладает высоким уровнем человечности - Владеет социальной ответственностью - Толерантна, терпима, снисходительна к кому-либо, к чему-либо - Уважает свое и чужое достоинство |
творческая личность: | - Умеет играть и организовать игру - Проявляет активность - Умеет побеждать и проигрывать - Готовая к коллективному сотрудничеству |
практическая личность: | Готовая: - организовать свой труд - рационально использовать рабочее время - беречь орудия труда - качественно выполнять свою работу - обогащаться социальным опытом |
План – сетка мероприятий тематической смены:
Человек и природа
Названия мероприятий | Ответственные | |
1 день | «Мы будем жить на яркой планете» 1 половина дня -Торжественная линейка, посвящённая открытию лагерной смены: «Вместе весело шагать по просторам Югры». -Музыкальная гостиная: «Песни лета». -Весёлые старты (подвижные игры, эстафеты). 2 половина дня Шоу-дискотека. | Педагоги доп.образования Воспитатели групп Муз. работник Инструктор по ФИЗО Начальник лагеря |
2 день | 1 половина дня -Трудовой десант: операция «муравейник». -Воспитатель шоу «все мы родом из детства» 2 половина дня -Работа студий -«Цепочка» двигательных игр | Воспитатели групп Начальник лагеря |
3 день | 1 половина дня -Экологическая разведка: уборка территории, леса, сбор природного материала. -Минута здоровья: «друзья Мойдодыра». -Игровая программа: «Цветик-семицветик». 2 половина дня -Музыкальная гостиная: «Звуки леса». -Конкурс рисунков на асфальте: «Югра – наш дом». | Воспитатели групп Начальник лагеря Медработник Педагоги допол.образования Воспитатели групп Муз. работник Инструкторы по труду |
4 день | День приключений. -Приключения в Югорском Лукоморье» (младший и средний возраст) -Однодневные поход. (Дети старшего возраста) « В гостях у лесовика» - костёр | Начальник лагеря Воспитатели групп Муз. работник Инструкторы по ФИЗО |
5 день | День защиты окружающей среды. 1 половина дня Однодневный поход -Экологическая разведка: сбор природного материала. -Творческая мастерская: поделки из природного материала. -Экологическая игра – конкурс: «По лесным тропинкам». | Воспитатели групп Муз. работник Инструкторы по ФИЗО Начальник лагеря |
Законы страны Югорского Детства.
Закон хозяина. Югра - наш дом, мы живём в нём. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности. Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон территории. Самовольный выход за территорию лагеря запрещён.
Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон выбора. Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Закон успеха. Верь в себя и свои силы. Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
Дети обязаны:
1. Неукоснительно соблюдать режим дня.
2. Бережно относится к имуществу лагеря.
3. Принимать активное участие во всех мероприятиях.
4. Найти себе занятие по душе.
5. Быть полезными для других.
6. Верить в себя и свои силы.
7. Реализовывать все свои способности и таланты.
8. Не скучать.
Дети имеют право:
1. Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять.
2. Разделить с воспитателями ответственность за организацию жизни группы.
3. Иметь время для занятий по интересам.
4. Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью группы.
5. Фантазировать. Изобретать. Творить.
Массовые мероприятия.
1 июня – День Защиты детей.
5 июня – День охраны окружающей среды.
6 июня – Пушкинский день.
12 июня – день России.
22 июня – День Памяти и Скорби.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гинзбург Ф.В. Детский загородный лагерь / Ф.В. Гинзбург, Ю.Ф. Гинзбург. – Ростов н/Д: Феникс, 2005
- Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В. Марфина; худож. Е.А. Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
- Загородный летний лагерь. 1 – 11 классы / Сост. С. И. Лобачева, В.А. Великородная, К.В. Щиголь. – М.: ВАКО, 2006
- Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М.: НИИ семья, 1998
- О летнем отдыхе, и не только /Под ред. Ю.П. Кудинова. – М.: НИИ семья, 1997
- М. Н. Сысоева. Организация летнего отдыха детей. Москва 2003год;
- С. Афанасьев. Что делать с детьми в загородном лагере. Кострома 1993 год;
- В. Н. Торгашов. В эфире новости. Москва 2004год.
- Н.Е. Щуркова. Классное руководство: Игровые методики. Москва 2004год.
- Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 год.
- С.В. Титов. Добро пожаловать, игра! Творческий Центр «Сфера» Москва 2004 год.
- Журналы Журнал «Классный руководитель», «Педсовет», «Последний звонок»
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ «__» ________ 2022г Директор МБОУ «СШ№5» _____ /Н.Н.Флерко/ |
Программа
организации отдыха
детей и подростков летнего
лагеря с дневным пребыванием детей
«Дары Торума»
(воспитанники от 6,6 до 17 лет)
Руководитель программы:
Флерко Николай Николаевич,
директор
Разработчики программы:
Насирова Светлана Германовна,
заместитель директора по ВР
Михалкина Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
2022 год
Оглавление
I. | Информационная карта программы оздоровительной смены на базе МБОУ «СШ№5»…........................................................................................... | 3 |
II. | Пояснительная записка…………………………………………………….. | 7 |
Актуальность программы | 7 | |
Целевая группа | 10 | |
Цель программы | 10 | |
Задачи программы | 10 | |
Направления программы | 11 | |
Формы работы | 12 | |
Методы работы | 12 | |
III. | Этапы реализации программы……………………………………………. | 13 |
IV. | Тематическое планирование………………………………………………. | 15 |
V. | Ресурсы, необходимые для реализации программы……………………. | 15 |
Кадровые ресурсы | 15 | |
Материально – технические ресурсы | 16 | |
Информационные ресурсы | 17 | |
Методические ресурсы | 17 | |
VI. | Фонд оценочных средств…………………………………………………… | 17 |
VII. | Эффективность реализации программы…………………………………. | 17 |
Ожидаемые результаты программы | 19 | |
Полученные результаты | 21 | |
Критерии оценки эффективности | 22 | |
Перспективы программы | 22 | |
Список литературы…………………………………………………………. | 23 | |
Приложение…………………………………………………………………… | 26 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Бюджетное учреждение __________________________ Название | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа№5» _______________________________ Летняя оздоровительная смена лагеря с дневным пребыванием __________________________________________ «Дары Торума» |
Авторы проекта | Насирова Светлана Германовна, Михалкина Ольга Васильевна, |
Цель проекта | Цель проекта: создание для детей и подростков условий, способствующих повышению социальной активности, самоорганизации и самореализации. |
Задачи проекта «Наша задача – каждым делом удивить ребёнка». В.А.Сухомлинский |
|
Ожидаемые результаты | 1. Приобретение опыта продуктивного использования свободного времени, самореализации, саморазвития через реализацию занятий изобразительным и декоративно-прикладным творчеством. 2. Сформированность представлений о способах межличностного общения детей и взрослых. Повышение социальной значимости несовершеннолетних. 3. Сформированность теоретических представлений, способствующих укреплению навыков стремления к здоровому образу жизни. 4. Активизация познавательных интересов несовершеннолетних к истории и особенностям современного ХМАО-Югры. |
Продолжительность, сроки реализации проекта | Июнь, июль 2022 г. |
- Пояснительная записка
Актуальность программы:
Летний отдых детей и подростков составляет значительную часть времени от годового периода. Это время для развития творческого потенциала личности, удовлетворения потенциальных интересов, возможностей и способностей. Это время для восстановления утраченных сил, здоровья. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы.
Возникает необходимость к увеличению доли малозатратных форм организации летнего отдыха несовершеннолетних с целью оздоровления детей, недопущения и профилактики вредных привычек, криминализации среды детей и подростков в связи с преобладанием пустого времяпровождения. Одной из таких форм организации отдыха является проведение оздоровительных смен – отдых, который организуется в пределах региона.
Это форма оздоровительной и воспитательной деятельности в период каникул в дневное время с обязательной организацией питания.
В период проведения летней кампании организация работы оздоровительных смен решает проблемы занятости, профилактики асоциальных явлений, успешной социальной адаптации личности, удовлетворения интересов и потребностей, развития потенциальных способностей несовершеннолетних.
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период – одна из приоритетных задач социальной политики ХМАО-Югры, следовательно, учреждения образования не должны оставаться в стороне от поставленной задачи.
Вышеизложенное определяет актуальность разработки и внедрения в практическую деятельность программы организации летнего отдыха обучающихся в условиях дневного пребывания на базе МБОУ «Средняя школа № 5».
С учетом актуальности проблемы сохранения, укрепления здоровья детей предлагается программа «Дары Торума», рассчитанная на два месяца летнего периода, реализуемая в условиях дневного пребывания на базе МБОУ «Средняя школа № 5».
Преимущество отдыха детей и подростков в рамках оздоровительных смен:
1. Наличие необходимой материально-технической базы и достаточного штата квалифицированных специалистов. Данный аспект позволяет комплексно решать поставленные задачи программы, реализовывать основные направления работы с детьми и подростками.
2. Доступность отдыха для детей и подростков (географическая близость к месту проживания, в черте города).
3. Комплексный подход предполагает развитие и воспитание не только творческого потенциала детей, но и формирование нравственных ценностей, чувства патриотизма, норм экологического поведения, любви к своему городу.
Концептуальный подход:
Россия вошла в XXI век, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях повседневной жизни (загрязненная окружающая среда, хронические заболевания и так далее).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов, психологов волнуют вопросы развития творческих способностей, формирования нравственных ценностей и норм поведения, воспитания здорового, физически крепкого, эмоционально устойчивого ребенка. Концепция программы основывается на нескольких идеях, которые в большей степени отражают представления авторов о том, с каких позиций, руководствуясь какими принципами, необходимо рассматривать процесс организации детского отдыха:
Принцип участия и активности, который предполагает: привлечение несовершеннолетних к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма; рациональному использованию своего времени; созданию благоприятной атмосферы общения в проведении ключевых дел; обеспечение творческого характера видов коллективной деятельности в целях привлечения воспитанников к самовыражению и участию в жизни детского коллектива;
Принцип самореализации, который предполагает: осознание целей и значения предлагаемых видов деятельности для личного саморазвития; наличие четких и ясных перспектив деятельности, в которую включается несовершеннолетний; учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующий успешной самореализации воспитанника; подготовку воспитанников к необходимой ориентации в жизненных ситуациях;
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает: передачу воспитанникам меры ответственности за организацию деятельности детского коллектива, направленную на приобретение ими лидерского опыта в условиях взаимодействия несовершеннолетних и взрослых, отвечающую их возрастным особенностям и возможностям, обеспечивающую защиту каждого члена коллектива от негативного проявления социума, охрану их жизни и здоровья;
Принцип доброжелательности, который предполагает: создание ситуаций успеха, создание условий для реализации существующих интересов воспитанников, пробуждение новых интересов;
Принцип толерантности, который предполагает: воспитание уважительного отношения к другим людям, к их труду, их результатам.
Целевая группа: дети и подростки в возрасте от 6,6 до 17 лет.
Цель программы – создание для детей и подростков условий, способствующих повышению социальной активности, самоорганизации и самореализации.
Задачи программы:
- Привить навыки продуктивного использования свободного времени, самореализации, саморазвития посредством занятий изобразительным и декоративно-прикладным творчеством.
- Способствовать развитию навыков сотрудничества, сотворчества, межличностного общения детей и взрослых в значимой для них деятельности, приобретения детьми позитивного социального опыта, повышения общего уровня культуры.
- Актуализировать теоретические представления о здоровом образе жизни.
- Способствовать формированию интереса к истории и особенностям современного развития ХМАО-Югры.
Направленность программы:
В соответствии с поставленными целями и задачами, содержание программы включает в себя следующие направления работы:
Психологическое: - групповые занятия с целью создания успешной, благоприятной обстановки в период пребывания детей и подростков.
Педагогическое: - групповые занятия с воспитателями по организации просветительской работы, направленной на профилактику правонарушений, безнадзорности, беспризорности; по развитию навыков продуктивного использования свободного времени, самореализации, саморазвития посредством занятий изобразительным и декоративно-прикладным творчеством (приложение 3); - культурно-массовые мероприятия, организованные педагогами.
Медицинское: - проведение подвижных игр в спортивном зале и спортивно-оздоровительных мероприятий, соревнование по тесту «Президентское многоборье» (приложение 4); - - медицинское обследование несовершеннолетних специалистами Центра здоровья для детей БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская городская детская поликлиника» с целью оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья организма; проведение «Урока здоровья», направленного на сохранение и укрепление здоровья (в рамках соглашения о взаимном сотрудничестве).
Социальное:
- работа с родительской общественностью;
- взаимодействие с различных учреждениями города с целью организации культурно-досуговых, спортивных, профилактических и иных мероприятий, экскурсий (в рамках соглашений о взаимном сотрудничестве или по запросу).
Формы работы:
- Групповые занятия;
- Интеллектуально-познавательные игры;
- Культурно-досуговые мероприятия;
- Спортивно-оздоровительные мероприятия;
- Экскурсии;
- Коллективно-творческие дела;
- Профилактические беседы;
- Рефлексии «Огоньки откровений».
Методы работы:
- Беседа;
- Диалог;
- Объяснение;
- Рассказ;
- Демонстрация;
- Иллюстрация;
- Игровые методы;
- Упражнения;
- Видеометод;
- Психолого-педагогическая диагностика.
- Этапы реализации программы
Организация оздоровительных смен и реализация программы предполагает 5 этапов:
1. Подготовительный этап (2022, апрель-май)
Цель: подготовка учреждения к реализации программы
Формы и методы работы:
- Разработка, согласование и утверждение нормативно-правовой документации:
- Заключение договоров (соглашений):
- на оказание услуг по организации 2-х разового питания детей;
- на страхование жизни и здоровья детей от несчастных случаев;
- о совместном проведении мероприятий с учреждениями культуры, др. учреждениями;
- Составление и утверждение календарно-тематических планов работы специалистов;
- Подготовка методических, дидактических, диагностических материалов.
2. Организационный этап (2022, 1-3 день смены)
Цель: создание условий для успешной адаптации детей и подростков в условиях лагеря
Формы и методы работы:
- Комплектование отрядов;
- Знакомство;
- Вовлечение детей и взрослых в совместную деятельность;
- Знакомство детей с сюжетом смены, выработка основных законов и правил жизнедеятельности в отрядах;
- Первичная социально-психолого-педагогическая диагностика;
- Составление плана работы отряда.
3. Основной этап (2022, 3-18 день смены)
Цель: реализация содержания и основных положений программы
Формы и методы работы:
- Организация и проведение отрядных мероприятий, творческих дел, конкурсов, экскурсий;
- Реализация календарно-тематического плана работы;
- Участие специалистов в тематических планёрках;
- Анализ промежуточных результатов работы;
- Консультирование родителей (законных представителей) по запросу.
4. Заключительный этап (2022, 19-21 день смены)
Цель: подведение итогов смены
Формы и методы работы:
- Повторная социально-психолого-педагогическая диагностика;
- Демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену в работе творческой мастерской (организация итоговой выставки творческих работ);
- Отслеживание удовлетворенности воспитанников совместной деятельностью и содержанием мероприятий (заключительная рефлексия, анкетирование детей);
- Закрытие смены, анализ результатов реализации программы.
5. Аналитический этап
Цель: подведение итогов функционирования оздоровительных смен, анализ программы
Формы и методы работы:
- Социально-психолого-педагогический анализ результатов;
- Определение перспектив на следующий год.
IV.Ресурсы, необходимые для реализации программы
Кадровые ресурсы:
Кадровое обеспечение Учреждения позволит использовать как традиционные, так и креативные формы работы с детьми.
В данном проекте предполагается участие:
- руководители учреждения (директор, заместитель директора);
- психологи;
- социальные педагоги;
- воспитатели;
- медицинские работники;
- инструктор по физической культуре;
- инструктор по труду;
- педагоги дополнительного образования
- музыкальный руководитель.
Партнеры проекта
- специалисты, педагоги учреждений культуры и спорта.
Материально – технические ресурсы:
В Учреждении сложились благоприятные условия для реализации проекта: наличие материально-технической базы физкультурно-оздоровительного комплекса.
- Основные средства (здания, сооружения);
- Транспортные средства;
- Библиотечный фонд
- Сооружения (инженерные сети);
- Оборудование психологического, медицинского и спортивного назначения;
- Благоустроенная территория (игровая, спортивно - туристическая, лесная).
Информационные ресурсы:
Информация об организации оздоровительных смен на базе МБОУ «СШ№5» в рамках реализации Программы размещается на официальном сайте учреждения https://school5nv.ru/informaciya-ob-obrazovatelnoj-organ и в официальной группе социальной сети ВКонтакте https://vk.com/club23173826
По согласованию с представителями средств массовой информации отдельные мероприятия освещаются через репортажи на местных телеканалах и заметки в местных газетах.
Методические ресурсы:
- наличие программы;
- комплектация методической «копилки», специальной литературы по различным направлениям воспитательной и досуговой деятельности в период летнего отдыха детей, разработанные сценарии мероприятий, запланированные на смену;
- разработанная система контроля результатов педагогической деятельности и деятельности специалистов, участвующих в реализации программы.
V.Фонд оценочных средств
В течение смены специалистами собирается иллюстративный материал, готовиться социальная реклама детьми и по закрытию смены, данные продукты предоставляются самими детьми (приложение в электронном варианте).
VI. Эффективность реализации программы
Контроль за реализацией программы осуществляется администрацией МБОУ «СШ №5».
Внутренний контроль за реализацией программных моментов осуществляют специалисты, отвечающие за реализацию программы в целом. Данный вид контроля включает три этапа:
- Предварительный контроль – осуществляется до начала смены с целью проверки обеспеченности программы материально – техническими ресурсами.
- Текущий контроль – включает в себя отслеживание эмоциональных и поведенческих изменений в жизни несовершеннолетних (улучшение настроения, появление чувства покоя, улучшение межличностных отношений), отслеживание вербальных сообщений несовершеннолетних об произошедших изменениях в их жизни.
- Заключительный контроль – проводится при завершении реализации программы: сравнительные результаты диагностики и отслеживание по критериям эффективности программы на заключительном этапе.
Ожидаемые результаты программы
Задачи | Ожидаемые результаты | Критерии | Средства контроля |
Создать условия для развития навыков продуктивного использования свободного времени, самореализации, саморазвития посредством занятий изобразительным и декоративно-прикладным творчеством. | Приобретение опыта продуктивного использования свободного времени, самореализации, саморазвития через реализацию занятий изобразительным и декоративно-прикладным творчеством. | Повышение уровня знаний, умений и навыков в творческой и прикладной деятельности. | Анкета обратной связи для несовершеннолетних. Участие несовершеннолетних в выставках декоративно-прикладного творчества. Количество работ, представленных на выставках. |
Создать условия для сотрудничества, сотворчества, межличностного общения детей и взрослых в значимой для них деятельности, приобретения детьми позитивного социального опыта, повышения общего уровня культуры. | Сформированность представлений о способах межличностного общения детей и взрослых. Повышение социальной значимости несовершеннолетних. | Приобретение опыта позитивного социального взаимодействия.
| Анализ результатов анкетирования несовершеннолетних (входящая, исходящая анкета). |
Создать условия для физического развития; актуализировать теоретические представления о здоровом образе жизни. | Сформированность теоретических представлений, способствующих укреплению навыков стремления к здоровому образу жизни. | 1.Сформированность теоретических основ безопасного поведения на занятиях. 2.Ознакомление несовершеннолетних с основными принципами здорового образа жизни. 3.Сформированность теоретических представлений о негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека. | Анкета обратной связи для несовершеннолетних. Показатели выполнения по тесту «Президентское многоборье». |
Создать условия для развития познавательных интересов детей к истории и особенностям современного развития ХМАО-Югры. | Активизация познавательных интересов несовершеннолетних к истории и особенностям современного ХМАО-Югры. | Количественно-качественные показатели личностных достижений детей: участие в выставках, конкурсах, призовые места, дипломы. Удовлетворенность несовершеннолетних по итогам проведения культурно-массовых мероприятий. | Участие несовершеннолетних в выставках декоративно-прикладного творчества. Количество работ, представленных на выставках; Вербальные сообщения о позитивных изменениях. |
Критерии оценки эффективности
- Отсутствие детского травматизма, инфекционных заболеваний. Определяется по наличию или отсутствию данных фактов;
- Уровень удовлетворённости несовершеннолетних и взрослых качеством оказания социальных услуг – 80-100%. Определяется на основании анализа результатов анкетирования;
- Исполнение запланированных мероприятий – 70-100%. Определяется на основании анализа журнала посещаемости.
Перспективы программы
- Повышение творческого и профессионального уровня специалистов учреждения, работающих с несовершеннолетними.
- Обеспечение доступного организованного летнего отдыха для несовершеннолетних, не имеющих возможности выезжать за пределы города в летний период.
- Внедрение и апробация новых инновационных технологий в рамках организации летнего отдыха.
- Реализация одного из важнейших направлений государственной и региональной семейной политики.
План – сетка мероприятий тематической смены:
Названия мероприятий | Ответственные | |
1 день | «Мы будем жить на яркой планете» 1 половина дня -Торжественная линейка, посвящённая открытию лагерной смены: «Вместе весело шагать по просторам Югры».
2 половина дня Праздник «Вурщих хатл – День трясогузки» | Педагоги доп.образования Воспитатели групп Муз. работник Инструктор по ФИЗО Воспитатели групп Начальник лагеря |
2 день | 1 половина дня -Трудовой десант: операция «муравейник». -Воспитатель шоу «все мы родом из детства» 2 половина дня -Работа студий -«Цепочка» двигательных игр | Воспитатели групп Начальник лагеря Инструкторы по труду, ФИЗО |
3 день | 1 половина дня -Экологическая разведка: уборка территории, леса, сбор природного материала. -Минута здоровья: «друзья Мойдодыра». -Игровая программа: «Цветик-семицветик». 2 половина дня -Музыкальная гостиная: «Звуки леса». -Конкурс рисунков на асфальте: «Югра – наш дом». | Воспитатели групп Начальник лагеря Медработник Педагоги допол.образования Воспитатели групп Муз. работник Инструкторы по труду |
4 день | День приключений. -Приключения в Югорском Лукоморье» (младший и средний возраст) -Однодневные поход. (Дети старшего возраста) « В гостях у лесовика» - костёр | Начальник лагеря Воспитатели групп Муз. работник Инструкторы по ФИЗО |
5 день | День защиты окружающей среды. 1 половина дня Однодневный поход -Экологическая разведка: сбор природного материала. -Творческая мастерская: поделки из природного материала. -Экологическая игра – конкурс: «По лесным тропинкам». | Воспитатели групп Муз. работник Инструкторы по ФИЗО Начальник лагеря |
6 день | Пушкинский день. 1 половина дня -Экологическая акция. -«Старые сказки на новый лад». (Номинации: самый весёлый артист и т.д.) 2 половина дня - «Сказочные» эстафеты. -Минутка здоровья: «Закаливание». | Воспитатели групп Муз. работник Начальник лагеря Инструкторы по ФИЗО Мед.работник |
7 день | 1 половина дня -Экологическая акция -Экологические эстафеты 2 половина дня -Цикл психотерапевтических занятий «Лесенка радости». -Игра-приключение: «Таинственный вечер». | Воспитатели групп Начальник лагеря Психолог Инструкторы по ФИЗО |
8 день | Верёвочный курс 1 половина дня -Экологическая акция. -Конкурсная программа: «Верёвочные эстафеты». 2 половина дня Театрализованное презставление «Югорские Сказы» | Начальник лагеря Воспитатели групп Психолог Инструкторы по ФИЗО |
9 день | Космическое путешествие. 1 половина дня -Экологическая акция. -Развлекательно-познавательное мероприятие: «космические эстафеты». 2 половина дня -Музыкальная гостиная: песни о космосе и космонавтах. - Минутка здоровья: «Как поднять настроение». | Начальник лагеря Воспитатели групп Муз. работник Инструкторы по ФИЗО Мед.работник |
10 день | День леса. 1 половина дня -Экологическая акция: «Береги наш лес». -Игра-путешествие: «Экологическая тропа». -Цикл психотерапевтических занятий «Лесенка радости». 2 половина дня - Этно-студия творческих идей «В гости к бабушке Аннэ» -Свечка и «Югорский концерт» (народные потехи и игры). | Начальник лагеря Воспитатели групп Инструкторы по ФИЗО Психолог Инструкторы по труду Муз. Работник |
11 день | Игра-путешествие: «Экологическая тропа 2». -Конкурсная программа: «Новый наряд для Несмеяны» - Свечка | Воспитатели групп Инструкторы по ФИЗО |
12 день | Троица. 1 половина дня -Народные гулянья. Чаепитие. -Музыкальная гостиная: «Песни о России». 2 половина дня -Экскурсия: «Нижневартовск наш край». | Воспитатели групп Муз. работник |
13 день | 1 половина дня -Экологическая акция. 2 половина дня -Конкурс рисунков: «Вот оно какое наше лето(младшие группы) -Игра: «Форт Бояр». | Воспитатели групп Инструкторы по труду |
14 день | День Робинзонов. 1 половина дня -Экологическая акция. -Игра-путешествие: «Югорская Робинзонада». 2 половина дня -Цикл психотерапевтических занятий «Лесенка радости». | Воспитатели групп Психолог |
15 день | День разбойников. 1 половина дня. -Экологическая акция. -Коллективная игра: «Найти сокровища». 2 половина дня. -Шоу Сорванцов. (эстафеты) -Выпуск стенгазеты: «Вредные советы». | Воспитатели групп Инструкторы по ФИЗО Инструкторы по труду |
16 день | День наоборот. 1 половина дня. -Экологическая акция. -Весёлое игровое шоу: «Школа кукарямбских наук». 2 половина дня -Работа студий «Цепочка» двигательных игр. | Воспитатели групп Инструкторы по труду, ФИЗО |
17день | День добрых сюрпризов. 1 половина дня -Экологическая акция. -Минутка здоровья: «Путешествие в страну витаминию». 2 половина дня Виртуальное этно-путешествие «По Агану и Ваху» -Акция «День добрых сюрпризов» | Воспитатели групп Мед.работник Психолог Инструкторы по труду |
18 день | День бантиков. 1 половина дня -Экологическая акция. -Развлекательная программа: «Фигаро, Фигаро, браво, брависсио» 2 половина дня -Шоу-дискотека. | Воспитатели групп Муз. работник |
19 день | День солнца. 1 половина дня -Солнечная игровая программа -празднрик в честь победителя программы. | Воспитатели групп Муз. работник |
20 день | Школа актёрского мастерства 1 половина дня -Экологическая акция -Шоу актёрского мастерства: «Кастинг в театре Буратино». 2 половина дня -Цепочка» двигательных игр. | Воспитатели групп Инструкторы по труду, ФИЗО Муз. работник |
21 день | День игры. 1 половина дня -Экологическая акция. -«Всеюгорские Смехоолимпийские игры» 2 половина дня Обрядовый праздник «Мы дети Югорской Земли» Закрытие лагерной смены. Воспитатели групп Инструкторы по труду, ФИЗО Муз. работник | Воспитатели групп Инструкторы по труду, ФИЗО Муз. работник Психолог |
Тематическое планирование групповых
социально-педагогических занятий
Тематическое планирование включает в себя 5 блоков, в которые включены 4 темы практических занятий, итоговая выставка, участие несовершеннолетних в тематических выставках и конкурсах.
Блок «Декоративное рисование» | |||
Тема «Мой край. Мой город» | |||
Цель: создание условий для формирования у детей нравственно – эстетического отношения к своей «малой» Родине; | |||
Задачи:
| |||
Темы занятий с детьми 7-11 лет | кол-во часов | Темы занятий с детьми 12-17 лет | кол-во часов |
Тема: Монотипия «Тайга» Цель: познакомить с техникой монотипия, создать рисунок. | 2 | Тема: Граттаж «Ночной Нижневартовск» Цель: познакомить с техникой граттаж, создать рисунок. | 2 |
всего часов: | 2 | всего часов: | 2 |
Блок «Аппликация и бумагопластика» | |||
Тема «Мир заповедной природы» | |||
Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры; | |||
Задачи:
| |||
Темы занятий с детьми 7-11 лет | кол-во часов | Темы занятий с детьми 12-17 лет | кол-во часов |
Тема: Оригами «Цветы земли Югорской - кувшинка» Цель: познакомить с техникой оригами, создать открытку. | 2 | Тема: Квиллинг «Цветы земли Югорской – сибирская астра» Цель: познакомить с техникой квиллинг, создать открытку. | 2 |
всего часов: | 2 | всего часов: | 2 |
Блок «Лепка» | |||
Тема «Традиции и современность» | |||
Цель: Создание условий для изучения культурного наследия родного края, его истории, традиций, обычаев; | |||
Задачи:
| |||
Темы занятий с детьми 7-11 лет | кол-во часов | Темы занятий с детьми 12-17 лет | кол-во часов |
Тема: Лепка из полимерной глины «Северная птица» Цель: познакомить с техникой лепки из полимерной глины, создать панно. | 2 | Тема: Лепка из соленого теста «Шаман» Цель: познакомить с техникой лепки из соленого теста, создать панно. | 2 |
всего часов: | 2 | всего часов: | 2 |
Блок «Работа с подручным и бросовым материалом» | |||
Тема «Традиции и современность» | |||
Цель: Создание условий для изучения культурного наследия родного края, его истории, традиций, обычаев; | |||
Задачи:
| |||
Темы занятий с детьми 7-11 лет | кол-во часов | Темы занятий с детьми 12-17 лет | кол-во часов |
Тема: «Кукла - акань» Цель: познакомить с технологией изготовления национальной куклы, создать изделие. | 4 | Тема: «Игольница - намт» Цель: познакомить с технологией изготовления игольницы с национальным орнаментом, создать изделие. | 4 |
всего часов: | 4 | всего часов: | 4 |
Блок «Выставки» | |||
Цель: Демонстрация результатов деятельности, личностных достижений детей. | |||
Задачи:
| |||
Выставки с детьми 7-11 лет | кол-во часов | Выставки с детьми 12-17 лет | кол-во часов |
Тема: Тематическая выставка по специальному плану или приглашению Цель: подготовить работы и организовать выставку творческих работ детей сюжетно и (или) идейно связанную с определенными событиями, темами. | 1 | Тема: Тематическая выставка по специальному плану или приглашению Цель: подготовить работы и организовать выставку творческих работ детей сюжетно и (или) идейно связанную с определенными событиями, темами. | 1 |
Тема: Итоговая выставка Цель: Демонстрация результатов деятельности, личностных достижений. | 1 | Тема: Итоговая выставка Цель: Демонстрация результатов деятельности, личностных достижений. | 1 |
всего часов: | 2 | всего часов: | 2 |
Тематическое планирование групповых занятий
инструктора по физической культуре
Групповые занятия с несовершеннолетними возрастная группа от 7 до 11 лет | Групповые занятия с несовершеннолетними возрастная группа от 12 до 17 лет |
Оздоровительные мероприятия:
Занятие №1: Тема: Техника безопасности на занятиях по подвижным играм и спортивным соревнованиям. Цель: ознакомить с организацией занятия по подвижным играм и спортивным соревнованиям, основными правилами поведения и с мерами безопасности.
Занятие №2: Тема: «Президентское многоборье»: прыжки через скакалку. Цель: развитие выносливости, чувства ритма. Занятие №3: Тема: «Президентское многоборье»: прыжки в длину. Цель: развитие силы и прыгучести. Занятие №4: Тема: «Президентское многоборье»: бег 30м. Цель: развитие скоростно-силовых качеств, ловкости. Занятие №5: Тема: «Президентское многоборье»: челночный бег 3х10 м. Цель: развитие ловкости. | Оздоровительные мероприятия:
Занятие №1: Тема: Техника безопасности на занятиях по подвижным играм и спортивным соревнованиям. Цель: ознакомить с организацией занятия по подвижным играм и спортивным соревнованиям, основными правилами поведения и с мерами безопасности.
Занятие №2: Тема: «Президентское многоборье»: прыжки через скакалку. Цель: развитие выносливости, чувства ритма. Занятие №3: Тема: «Президентское многоборье»: прыжки в длину. Цель: развитие силы и прыгучести. Занятие №4: Тема: «Президентское многоборье»: бег 30м. Цель: развитие скоростно-силовых качеств, ловкости. Занятие №5: Тема: «Президентское многоборье»: челночный бег 3х10 м. Цель: развитие ловкости. |
Содержание методических разработок воспитателя для организации культурно-массовых, оздоровительных мероприятий
Возрастная группа от 7 до 17 лет
Игры и мероприятия, направленные на знакомство | Конкурсные, игровые программы |
Сценарий игры «Перепись населения» |
|
Игры и мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива | Интеллектуально – познавательные игры, викторины |
|
|
Спортивные игры и мероприятия | Военно-патриотические мероприятия |
|
|
Экологические игры, мероприятия, беседы | Профилактические мероприятия |
|
|
Игровой сюжет для участников программы
«Дорогие ребята, каждый из вас слышал истории, смотрел фильмы о поисках сокровищ и кладов, но, вероятно, мало кому приходилось самому участвовать в подобных поисках. На этой смене у вас есть возможность отыскать дары хантыйского бога Торума. Эти дары были запрятаны на Югорской Земле, чтобы ими не могли воспользоваться злые люди. Земля Югорская большая и добраться до даров смогут только те, кто владеет картой. Торум повелел своим многочисленным духам (покровителям лесов, болот, животных) хранить части карты и, чтобы они отдали свои фрагменты, вам придется много о них узнать, познакомиться с их владениями. Только тогда они станут вам доверять и отдадут свой фрагмент карты. Собрав все фрагменты карты, вы сможете добраться до места, где спрятан клад. Но, и там, чтобы завладеть им, необходимо справиться со множеством препятствий, в преодолении которых вам помогут знания и умения, полученные на разных занятиях, мероприятиях и экскурсиях. Ну, а теперь вперед! Вас ждут невероятные приключения и удивительные открытия!».
Правила игры:
У каждого отряда есть карта, на которой вырезан контур Ханты-Мансийского автономного округа-Югра. Ежедневно отряды участвуют в различных мероприятиях по итогам, которых победители получают фрагмент карты. Целью смены является собрать карту округа полностью.
В последний день смены, ребят ждет игра «Кладоискатели, вперед!», где, объединив свои усилия и пройдя все ловушки, ребята доберутся до клада (предполагаются памятные подарки для каждого участника).
Имидж программы
Девиз лагеря: Сердце Югры - богатство России. А наш лагерь лучший в мире.
Законы лагеря:
- Закон «ноль-ноль» (закон точности).
- Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность).
- Закон земли (охрана природы)
- Закон поднятой руки (внимание, прошу слова).
- Закон рука об руку (все делать вместе, сообща).
- Закон доброго отношения (улыбаться друг другу, помогать друг другу)
- Закон здорового образа жизни.
- Закон свободы слова.
- Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
- Закон слышать и слушать друг друга
- Закон активности, ответственности.
- Правила поведения в лагере:
- Соблюдать режим дня. Обязательно иметь головной убор.
- Подчиняться требованиям специалистов.
- Соблюдать технику безопасности.
- Беречь имущество.
- Права:
- Права безопасности жизни.
- Право свободного общения
- Права уважения личности.
- Право на информацию
- Право творческого созидания.
- Право на инициативу
- Право познания.
- Право быть счастливым
- Право свободы выбора деятельности.
- Право на ошибку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гинзбург Ф.В. Детский загородный лагерь / Ф.В. Гинзбург, Ю.Ф. Гинзбург. – Ростов н/Д: Феникс, 2005
- Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В. Марфина; худож. Е.А. Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
- Загородный летний лагерь. 1 – 11 классы / Сост. С. И. Лобачева, В.А. Великородная, К.В. Щиголь. – М.: ВАКО, 2006
- Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М.: НИИ семья, 1998
- О летнем отдыхе, и не только /Под ред. Ю.П. Кудинова. – М.: НИИ семья, 1997
- М. Н. Сысоева. Организация летнего отдыха детей. Москва 2003год;
- С. Афанасьев. Что делать с детьми в загородном лагере. Кострома 1993 год;
- В. Н. Торгашов. В эфире новости. Москва 2004год.
- Н.Е. Щуркова. Классное руководство: Игровые методики. Москва 2004год.
- Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 год.
- С.В. Титов. Добро пожаловать, игра! Творческий Центр «Сфера» Москва 2004 год.
- Журналы Журнал «Классный руководитель», «Педсовет», «Последний звонок»