Программа саморазвития учителя
Цели и задачи, перспектива самообразования
Диагностическая цель педагогической деятельности: повышение качества знаний учащихся до 70% в 2022 году; улучшение результатов ВПР по русскому языку и по математике - на 10%; подготовить призера муниципальной олимпиады младших школьников «Юниор»; создание условий для успешной учебной деятельности младших школьников, ведущей к достижению всеми обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО через создание образовательной среды, в основе которой лежит системно-деятельностный подход.
Цель педагогической деятельности, связанная с эффективностью работы образовательной организации, направлена на создание условий для формирования основных ключевых и предметных компетенций на уроках и внеурочной деятельности; эффективного построения учебного процесса для успешного овладения учащимися базового уровня знаний, соответствующего стандарту образования, воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни; формирование у обучающихся умения и желания самосовершенствоваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования учителя начальных классов Куликовой Т.М. | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа самообразования
учителя начальных классов Куликовой Татьяны Михайловны
Тема | Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности |
Цель | определить и показать продуктивность условий формирования нравственных ценностей младших школьников посредством внеурочной деятельности |
Задачи | 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования нравственных ценностей у младших школьников. 2.Изучить специфику внеурочной деятельности в начальной школе. 3.Выявить уровни и показатели сформированности нравственных ценностей младших школьников в экспериментальной и контрольной группах. 4.Разработать комплекс занятий по формированию нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности. |
Концепция программы | Выбор методов воспитания тесно связан с вопросом о наиболее оптимальной организации внеурочной деятельности младших школьников. Все существующие виды взаимоотношений детей, включая ценностное отношение, существуют и проявляются в трех - четырех личностных сферах: в сознании, эмоционально - чувственной сфере, потребностно - мотивационной сфере и в поведении. Исходя из этого, разработана классификация методов воспитания, а в ее основе находится влияние на все стороны личности школьника. Выделяют три основные группы методов: методы формирования представлений, понятий воспитанников; методы организации деятельности школьников и стимулирования позитивных ее мотивов; методы стимулирования рефлексии, самооценки и саморегуляции воспитанников (возвратно - оценочные) |
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся | При получении адекватных знаний об особенностях нравственных ценностей современных учеников начальных классов, педагог должен основываться на определении критериев, и на уровне их сформированности у учащихся. Интегрально - аналитический подход является оптимальным подходом при определении критериев сформированности данных личностных характеристик. С одной стороны, он представляет собой функциональное, поэлементное изучение знаний о нравственных ценностях, отношений к ним, мотивов поведения и реальных поступков. С другой стороны, данный подход предполагает выделение главного критерия. Для определения, каким уровнем сформированности нравственных ценностей обладают учащиеся, мы провели диагностику основных критериев – когнитивный, оценочно - эмоциональный, мотивационный, поведенческий. |
Анализ ресурсов | В учебнике по этике Гусейнова А.А. даётся следующее определение. Ценностями называются общие, установившееся представления, удовлетворяющие потребностям и интересам социума. Согласно понятию, Лапина Н.И. ценностями называют общие знания людей о нормах своего поведения. На эти представления ориентируются ни только отдельные индивиды, но и социум, который с ними соотносит свои действия. |
Ожидаемый результат | Анализируя представления первоклассников о существующих в обществе нравственных ценностей мы видим, что большее количество детей имеют нечеткие представления о том, как они проявляются в поведении людей. Эти представления приобретены учениками самостоятельно, в процессе не столь богатого жизненного опыта их отношений в обществе. По уровням ученики параллельных классов распределились приблизительно одинаково, что является свидетельством отсутствия преимущества учеников одного класса перед учениками другого класса на начальном этапе формирующего эксперимента. Кроме существующего набора нравственных ценностей учащиеся могут использовать и другие качества человека и социальные явления. Следующая методика способствует эффективному методу их изучения. Речь идет о методики Л.С. Колмогоровой «Идеальный человек». |
Индивидуальный план работы над темой
Образовательная задача | Сроки | Действия | Где будет заслушиваться |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП | |||
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | 2019 г. | 1. Выявление затруднений учащихся через анкетирование, наблюдение. 2. Анализ полученных результатов; 3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение методической литературы, нормативно-правовой базы, ресурсов Интернет. | На заседании школьного МО учителей начальных классов |
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП | |||
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2019 г. 2019-2020 г. | 1. Формулирование цели и задач работы над темой самообразования. 2. Проведение уроков и занятий по внеурочной деятельности с использованием данной технологии. Самоанализ деятельности. 3. Анализ уровня активности учащихся. определение эффективности деятельности. | Заседание МО учителей-начальных классов Участие в работе педмастерских, проведение открытых уроков для коллег. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП | |||
Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | 2019 г. 2020 г | 1. Использование элементов новой технологии при проведении уроков, подготовки к научно-практическим конференциям, конкурсам. Самоанализ деятельности. 2. Пополнение своей методической копилки. 3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся. 4. Корректировка работы. | Мастер-классы, открытые уроки на семинарах разного уровня. Выступления на родительских собраниях. Заседание МО учителей-начальных классов |
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП | |||
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | 2019 г. 2020 г. | 1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 4 года (успеваемость, качество, участие в научно-практических конференциях и конкурсах учащихся.; соотношение планируемых и достигнутых результатов. 2. Профессиональная помощь коллегам. Наставничество. 3. Разработка авторских программ и дидактических материалов. | Обобщение опыта работы через публикации в сборниках научно-практических конференций, профессиональных печатных изданиях, в педагогических сообществах. Выступления и мастер-классы на педагогических семинарах и конференциях различного уровня. Участие в профессиональных конкурсах. |