Методическая копилка
Разработки занятий внеурочной деятельности, технологические карты уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Разноуровневые дифференцированные
задания по математике
для учащихся
3 класса
Разработала: Куликова Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №10»
В пособии представлены разноуровневые задания по математике для 4 класса, составленные в соответствии с ФГОС и требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования и направленные на овладение учащимися основами логического и алгоритмического мышления, приобретение необходимых вычислительных навыков и умений практико-ориентированной математической деятельности, развитие самостоятельности в применении знаний и решении учебных задач.
Организация учебного процесса по предложенным заданиям позволит каждому ученику реализовать свои индивидуальные способности, а учителю обеспечить дифференцированный подход в обучении и последовательное формирование УУД.
Использование дидактического материала возможно на уроках математики в разрезе разных систем начального обучения, а также на дополнительных и самостоятельных занятиях для эффективности работы с обучающимися различной степени подготовленности.
Предназначено учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня, репетиторам; рекомендовано родителям; будет полезно учащимся с целью систематизации знаний и успешной подготовки к различным формам контроля. Рекомендуемые задания представлены в трёх вариантах и отличаются степенью сложности и объёмом: Вариант «А» - для учащихся с низким уровнем сформированности математических знаний, умений и навыков. Вариант «Б» - для учащихся со средним уровнем сформированности математических знаний, умений и навыков. Вариант «В» - для учащихся с высоким уровнем сформированности математических знаний, умений и навыков. Учителю необходимо помнить, что для учащихся группы «А» зачастую требуются карточки-помощники с необходимыми образцами выполнения, рисунками, схемами, алгоритмами решения. Учитель должен их подготовить в необходимом количестве, исходя из потребностей своего класса.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СТОРОНЫ.
ВАРИАНТ А
Реши задачу:
От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отошли два теплохода. Первый шел со скоростью 5 км/ч, а второй – 4 км/ч. Какое расстояние будет между теплоходами через 3 часа?
Реши задачу: От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отошли два теплохода. Первый шел со скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй теплоход, если через 3 часа расстояние между теплоходами стало равно 27 км? |
Реши задачу: От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отошли два теплохода. Первый шел со скоростью 5 км/ч, второй 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между теплоходами станет 27 км? |
Реши задачу: Из одной деревни в одно и то же время в противоположных направлениях вышли два теплохода. Скорость одного из них 6 км/ч, а второго 3 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 5 часов? |
ВАРИАНТ Б
Реши эту задачу вторым способом:
От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отошли два теплохода. Первый шел со скоростью 5 км/ч, а второй – 4 км/ч. Какое расстояние будет между теплоходами через 3 часа?
Реши эту задачу вторым способом: От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отошли два теплохода. Первый шел со скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй теплоход, если через 3 часа расстояние между теплоходами стало равно 27 км? |
Составь задачу по чертежу и реши ее: |
Реши эту задачу вторым способом: Из одной деревни в одно и то же время в противоположных направлениях вышли два теплохода. Скорость одного из них 6 км/ч, а второго 3 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 5 часов? |
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
ВАРИАНТ А
Реши задачу:
Из двух населенных пунктов навстречу друг другу одновременно вышли два лыжника. Первый шел со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. Через 3 ч они встретились. Какое расстояние было между поселками?
Реши задачу: Из двух населенных пунктов одновременно навстречу друг другу вышли два лыжника. Первый шел со скоростью 12 км/ч, второй – 14 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между населенными пунктами 78 км? |
Реши задачу: Из двух населенных пунктов одновременно навстречу друг другу вышли два лыжника. Расстояние между населенными пунктами 78 км. Встретились лыжники через 3 часа. С какой скоростью шел второй лыжник, если первый шел со скоростью 12 км/ч. |
Реши задачу: Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Расстояние между городами 520 км. Встретились поезда через 4 часа. С какой скоростью шел второй поезд, если скорость первого – 60 м/ч? |
Реши задачу: Два мальчика одновременно выбежали навстречу другу другу с двух концов спортивной дорожки. Через 10 с они встретились. Длина всей дорожки 100 м. С какой скоростью бежал второй мальчик, если скорость первого 4 м/с? |
ВАРИАНТ Б
Реши эту задачу двумя способами:
Из двух населенных пунктов навстречу друг другу одновременно вышли два лыжника. Первый шел со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. Через 3 ч они встретились. Какое расстояние было между поселками?
Реши задачу, выполнив черетеж: От двух пристаней одновременно навстречу друг другу отошли два теплохода. Первый шел со скоростью 36 км/ч. Через 4 часа они встретились. За это время второй теплоход прошел только часть пути, пройденного первым. С какой скоростью шел второй теплоход? |
Реши задачу двумя способами: Из двух населенных пунктов одновременно навстречу друг другу вышли два лыжника. Расстояние между населенными пунктами 78 км. Встретились лыжники через 3 часа. С какой скоростью шел второй лыжник, если первый шел со скоростью 12 км/ч. |
Реши задачу в двумя способами: Два мальчика одновременно выбежали навстречу другу другу с двух концов спортивной дорожки. Через 10 с они встретились. Длина всей дорожки 100 м. С какой скоростью бежал второй мальчик, если скорость первого 4 м/с? |
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В КОСВЕННОЙ ФОРМЕ.
ВАРИАНТ А
Реши задачи:
В бидон помещается 15 стаканов воды. Это в 3 раза больше, чем в кастрюлю. Сколько стаканов воды помещается в кастрюлю?
В кастрюлю помещается 5 стаканов воды, это в 3 раза меньше, чем в бидон. Сколько стаканов воды помещается в бидон?
ВАРИАНТ Б
Реши задачу:
В магазин привезли 150 кг белого хлеба. Это в 3 раза больше, чем черного хлеба. Сколько всего килограммов белого и черного хлеба привезли в магазин?
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ.
ВАРИАНТ А
Реши задачу:
В первый день продали 24 кг винограда, а во второй – 30 кг винограда. Сколько ящиков винограда продали в первый день и сколько во второй день, если всего продали 9 одинаковых ящиков?
Реши задачу: Купили 200 г белой шерсти и 600 г синей шерсти. Сколько мотков каждого вида купили, если всего мотков было 8 и все они были одинаковые? |
ВАРИАНТ Б
Составь задачу по краткой записи условия и реши ее:
Составь обратную задачу и реши: Купили 200 г белой шерсти и 600 г синей шерсти. Сколько мотков каждого вида купили, если всего мотков было 8 и все они были одинаковые? |
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО.
ВАРИАНТ А
Реши задачу:
Отец принес для полива растений 8 ведер воды, а сын – 2 ведра. Всего они принесли 80 л воды. Сколько воды входит в одно ведро, если все ведра одниковые?
Реши задачу: В парке посадили 7 рядов берез и 3 ряда лип. Всего 70 деревьев. Сколько деревьев было в каждом ряду, если все ряды были одинаковые? |
Реши задачу: Из каждых 2 м полотна получается 3 наволочки. Сколько таких наволочек получится из 42 м полотна? |
Реши задачу: Из 4 м ткани получится 5 детских кофточек. Сколько таких же кофточек получится из 12 м ткани? |
ВАРИАНТ Б
Реши задачу:
Мама заготовила 5 банок яблочного сока и 4 такие же банки вишневого сока. Всего 18 литров. Сколько литров яблочного сока и сколько литров вишневого сока заготовила мама?
Реши задачу: В мастерской сшили 19 рюкзаков в 1-й день и 23 рюкзака во 2-й день. Всего истратили 84 метра ткани. Сколько метров ткани истратили в 1-й день и сколько во 2-й день? |
Составь по чертежу задачу и реши ее: |
Составь по чертежу задачу и реши ее: |
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ
НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ПО ДВУМ РАЗНОСТЯМ.
ВАРИАНТ А
Реши задачу:
Во втором куске ткани на 4 м больше, чем в первом. И получилось из него на 2 плаща больше, чем из первого куска. Сколько метров ткани идет на 1 плащ? Сколько метров ткани идет на 6 таких же плащей?
Реши задачу: В первый день сварили варенья на 12 литров больше, чем во второй день. И банок с вареньем в первый день получилось на 6 больше. Сколько литров варенья в одной такой банке? Сколько литров в 7 банках? |
Реши задачу: Первый лыжник прошел на 24 км больше, чем второй. И в пути первый лыжник был на 3 часа больше, чем второй. С какой скоростью шли лыжники, если она у них была одинаковая? Сколько километров может пройти лыжник за 5 часов? |
ВАРИАНТ Б
Реши задачу:
В первом куске – 10 м ткани, во втором – 6 м ткани. Из первого куска можно сшить на 2 плаща больше, чем из второго? Сколько метров идет на 1 плащ? Сколько метров пойдет на 8 таких плащей?
Реши задачу: В 1-ю столовую привезли 5 ящиков яблок, а во вторую – 2 ящика яблок. Сколько килограммов яблок привезли в каждую столовую, если в 1-ю привезли на 24 кг больше, чем во 2-ю столовую? |
Реши задачу: Первый самолет был в пути 4 часа, а второй – 6 часов. При этом первый пролетел на 1 400 км меньше, чем второй. Сколько километров пролетел всего каждый из них, если скорость у них была одинаковая? |
ВЕЛИЧИНЫ. ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ. КИЛОМЕТР.ТАБЛИЦА ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ.
ВАРИАНТ А
Выполни преобразования:
1 км = ... м 1 дм = ... см
1 м = ... дм 1 см = ... мм
Выполни преобразования: 3 км = ... м 2 000 м = ... км 10 км = ... м 12 км 300 м = ... м 650 мм = ... см 230 мм = ... см 100 мм = ... см 11 022 м = ... км ... м |
Закончи предложения: Длина карандаша – 18 ... Ширина стола – 6 ... Расстояние от города до поселка – 18 ... Высота телеграфного столба – 6 ... Высота дома – 25 ... Толщина доски – 20 ... |
Выполни преобразования: 6 м 7 см = ... см 3 м 10 см = ... дм 8 дм 1 см = ... см 30 м 200 мм = ... дм 150 мм = ... см 80 м 60 см = ... дм 9 м 50 см = ... см 4 м 5 дм = ... дм 35 м 1 дм = ... см 85 м 40 см = ... дм |
ВАРИАНТ Б
Реши задачу:
Турист проехал на машине сначала 160 км. Потом – 1/3 часть этого пути. А осталось ему проехать в 2 раза меньше, чем уже проехал. Сколько километров осталось проехать туристу?
Реши задачу: Поезду до следующей станции надо пройти 600 км. Он уже прошел 500 км. Во сколько раз меньше осталось ему пройти, чем он уже прошел? |
Реши задачу, записав условие чертежом: Расстояние между двумя городами 650 км. Из них навстречу друг другу вышли два поезда. Первый прошел 250 км, а второй на 50 км меньше первого. Какое расстояние между поездами? |
Реши задачу: Из двух пунктов, расстояние между которыми 1 км навстречу друг другу вышли два автобуса. Первый прошел 160 м, а второй – 140 м. Какое расстояние между автобусами? |
ВЫРАЖЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ.
ВАРИАНТ А
Выполни вычисления "цепочкой":
Расставь скобки в выражениях по указанному сверху порядку действий и найди их значение: |
Запиши только решение и ответ: 1) Из ведра отлили 4 л воды, а потом еще 3 л. После этого в нем осталось 2 л. Сколько литров воды в ведре вначале? 2) В одном ведре было 10 л воды, а в другом 8 л. Из них на поливку взяли 6 л. Сколько литров воды осталось в ведрах? |
ВАРИАНТ Б
Найди значение выражения:
230 + (170 + 40 : 2)
(420 + 16 ∙ 5) : 100
Реши задачу:
В двух вагонах 120 мест. Сколько мест в 7 таких вагонах?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА «ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ», «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И УРАВНЕНИЙ».
ВАРИАНТ А
Найди разность чисел 600 и 310.
Найди произведение чисел 400 и 20.
Запиши наибольшее трехзначное число и число на 5 единиц больше его.
Запиши наименьшее четырехзначное число и число в 10 раз меньше его.
Сколько квадратных миллиметров в 6 см2?
Сколько квадратных дециметров в 100 см2?
Реши задачу: За 20 дней завод выпускает 2 800 машин. Сколько выпустит завод машин за 36 дней, если в день будет выпускать на 12 машин больше, чем раньше? |
Выполни преобразования: 4 м2 = ... дм2 7 200 м2 = ... а 8 а = ... м2 50 000 га = ... км2 3 га = ... а 2 300 а = ... га 9 км2 = ... га 8 100 дм2 = ... м2 |
Выполни преобразования: 3 см 5 мм = ... мм 38 а = ... м2 2 дм 3 см = ... мм 12 га = ... м 4 м 3 дм = ... мм 1 км2 = ... м2 |
Реши уравнения, в которых неизвестное число можно найти вычитанием: х – 48 = 52 х + 37 = 60 54 – х = 26 29 + х = 76 |
Реши задачу: Чтобы пройти катеру вдоль длины водоема 600 км требуется на 10 часов больше, чем, чтобы пройти вдоль ширины 400 км. Сколько времени потребуется катеру, чтобы пройти вдоль длины и вдоль ширины, если скорость его будет одинаковая? |
ВАРИАНТ Б
Проверь, верны ли равенства (на основе рассуждений):
478 ∙ 24 < 478 ∙ (3 ∙ 9) 296 ∙ 80 > 296 ∙ (10 + 2)
356 ∙ 10 ∙ 6 > 356 ∙ 16 134 ∙ 19 < 134 ∙ 9 ∙ 10
Реши задачу: Для того, чтобы засеять участок площадью 56 га потребовалось на 432 кг зерна меньше, чем на участок, площадью 60 га. Сколько зерна потребуется, чтобы засеять первый участок и второй участок, если на 1 га зерна идет одинаково? |
Реши задачу: На машине за 1 рейс можно перевести ½ массы груза, который помещается в 1 вагон. Сколько необходимо сделать рейсов на машине, чтобы перевезти груз 6 вагонов по 60 тонн в каждом? |
Реши задачу: Длина садового участка прямоугольной формы 98 м, а ширина 45 м. 1/3 часть участка занята под груши. Какая площадь занята под груши? |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ «СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ, УРАВНЕНИЙ»
ВАРИАНТ А
560 : 70 12 ∙ 300 3 200 – 800 100 – (90 – 60 : 15)
4 500 : 500 6 ∙ 110 5 090 – 70 1 000 – 500 : 10 : 5
Реши задачу: В доме 16 этажей по 20 квартир на каждом. Сколько в доме трехкомнатных квартир, если однокомнатных 27 квартир, а двухкомнатных 54 квартиры? |
Реши задачу: Площадь зала 300 м2, а площадь коридора 120 м2. Найти ширину коридора, если ширина зала 10 м, а длина у них одинаковая. |
Выполни преобразования: 18 т 4 ц = ... кг 600 см2 = дм2 3 т 5 кг = ... кг 13 дм2 = ... см2 18 дм2 = ... см2 1 м2 = ... дм2 28 ч = ... сут ... ч 17 000 см2 = ... дм2 |
ВАРИАНТ Б
Найди лишнее выражение:
240 : 2 480 : 4
360 : 3 720 : 6
600 : 5 1 200 : 10
120 ∙ 1
Реши задачу двумя способами: Первую канаву рабочие выкопали за 10 часов, а вторую – за 20 часов. Сколько всего метров выкопали рабочие, если за 1 час проходили 20 м? |
Реши задачу: Первый трактор работал 60 часов, а второй – 55 ч. При этом второй трактор израсходовал на 35 л горючего меньше, чем первый. Сколько литров горючего израсходовал каждый трактор за все время работы, если расход горючего за 1 час у них одинаковый? |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 1000. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ С ЧИСЛАМИ В ПРЕДЕЛАХ 1000. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
ВАРИАНТ А
Реши задачу:
Было на складе 400 ящиков с плиткой. В 3 магазина отправили поровну по 60 ящиков. Сколько ящиков осталось на складе?
Реши задачу: Мама дала дочке 50 рублей и еще 8 монет по 5 рублей. Сколько всего денег дала мама дочке? |
Выполни вычисления "цепочкой". Запиши ответ в клеточку. |
Реши задачу и запиши решение выражением: В саду растут 4 ряда яблонь по 12 деревьев в ряду и 2 ряда слив по 18 деревьев в ряду. Сколько всего деревьев в саду? |
Заполни таблицы: |
Сравни: 702 см * 2 м 7 см 6 м 9 дм * 690 см 8 дм 3 см * 1 м 4 м 5 см * 4 м 5 дм |
Выполни деление с остатком: 44 : 7 83 : 9 57 : 8 35 : 5 27 : 4 87 : 20 |
Продолжи ряды чисел: 456, 466, 476, 486, ..., ..., ... . 540, 530, 520, 510, ..., ..., ... . |
Реши примеры столбиком: 753 + 157 214 ∙ 4 807 – 592 872 : 2 735 + 65 147 : 3 850 – 763 296 : 4 |
Длина прямоугольника 15 см, а ширина 7 см. Найди периметр и площадь прямоугольника. |
Реши задачу: На поездку мальчик потратил всего 1 ч 10 мин. Из них 25 минут он ехал на велосипеде, 15 минут находился в магазине. Остальное время он потратил на возвращение домой. Сколько времени понадобилось мальчику на возвращение? |
Реши задачу: В столовую привезли всего 96 банок с консервами. В течении 10 дней тратили по 8 банок ежедневно. Сколько банок осталось в столовой? |
ВАРИАНТ Б
Запиши условие таблицей и ответь на поставленные вопросы:
В 12 ведрах 96 л воды. Сколько литров воды в 2 таких же ведрах? В 5 таких же ведрах?
Реши задачу: В фотоальбоме 35 цветных фотографий, а черно-белых на 25 фотографий больше. Сколько всего фотографий в фотоальбоме? |
Вставь в "окошки" пропущенные цифры: |
Измени вопрос задачи, чтобы она решалась так: 12 ∙ 4 – 18 ∙ 2 В саду растут 4 ряда яблонь по 12 деревьев в ряду и 2 ряда слив по 18 деревьев в ряду. Сколько всего деревьев в саду? |
Найди значение выражений: 760 – (120 + 80) + 60 120 : (60 : 6) : 2 500 – (270 + 130) – 1 90 : (45 : 9) ∙ 2 |
Найди площадь или сторону прямоугольника: |
Найди значение выражений: 16 : 8 – 0 ∙ 5 + 7 ∙ 1 0 : 5 + 2 ∙ 9 – 40 : 5 55 : 1 + 1 ∙ 3 + 497 ∙ 0 |
Выполни преобразования: 8 м 3 см = ... см 800 см2 = ... дм2 620 см = ... м ... см 600 см2 = ... дм2 1 м 9 дм = ... см 7 см2 = ... дм2 205 см = ... м ... см 2 см2 = ... дм2 4 м 3 дм = ... см |
Реши задачу: На обед приехало в столовую сначала 70 человек, а потом еще 50 человек. Все они разместились по 4 человека за каждым столом. Сколько столов заняли приехавшие в столовую люди? |
Предварительный просмотр:
Использование графового моделирования при обучении решению текстовых задач.
Научить детей решать задачи - значит, научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбрать, а затем и выполнить арифметические действия. Работа над задачами не должна сводится к натаскиванию учащихся на решение задач сначала одного вида (задачи, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, отличающихся содержанием и числовыми данными), а затем другого и т.д. Главная ее цель — научить детей осознано устанавливать определенные связи между данными и искомым в разных жизненных ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение. Чтобы добиться этого, нужно предусмотреть в методике обучения решению задач каждого вида такие ступени:
а) подготовительную работу к решению задач;
б) ознакомление с решением задач;
в) закрепление умения решать задачи,
Чтобы дети лучше представляли себе жизненную ситуацию, отраженную в задаче, легче прослеживали зависимости между величинами, а выбор действия становился для них осознанным и доказательным, необходимо систематически обучать детей моделированию. На графическое моделирование не стоит жалеть времени на уроке, это с лихвой окупится в процессе решения задачи, и наоборот, отсутствие графической модели может привести к неправильному решению задачи. Следует помнить, что такое моделирование, когда модель возникает на глазах у детей, имеет явное преимущество перед применением готовых рисунков и схем. Систематическое использование моделирования обеспечивает более качественный анализ задачи, осознанный и обоснованный выбор необходимого арифметического действия и предупредит многие ошибки в решении задач учащимися. При формировании умения решать некоторые виды задач возможно применение схемы в виде графа. Такая схема проста в исполнении, посильна для ребенка, наглядна и, кроме того, вызывает положительные эмоции: дети с удовольствием составляют схемы, рисуют их. В то же время, исследования, показывают, что графы способствуют развитию логического мышления. Описание приема использования графового моделирования при решении задач встречается в методических пособиях и статьях, начиная с середины XXI века. Наиболее показательны в этом отношении утверждения Е. Шпитальского «о необходимости научить учеников самостоятельно пользоваться аналитическим и синтетическим способами рассуждений». Этот способ, предупреждал он, вовсе не имеет намерения быть автоматическим способом решения задач, он дает схему самого процесса мысли, одинаково последовательного не только для всех задач, но и всех случаев мышления.
И. М. Тоненкова в методике обучения младших школьников решению задач с помощью графов выделяет три этапа:
1. Формирование умения заменять конкретный предмет его моделью, умение символически изображать связи между объектами задачи. Таким образом, дети на данном этапе учатся переводить условие задачи на графический язык;
2. Введение условного обозначения объектов и связей между ними;
3. Построение графической модели, отражающей все данные задачи.
Сначала решаются задачи с небольшим числом объектов и связей между ними, затем постепенно идет увеличение количества объектов, увеличение количества связей между ними. Возникает необходимость для решения задач использования различных видов графов.
Виды графов:
1. неориентированный граф;
Например: «В классе играли в шахматы 4 человека: Марина, Саша, Игорь и Настя. Какие были пары игроков, если все они сыграли друг с другом по одному разу?»
2. ориентированный;
«Из лагеря вышли 4 туриста: Витя, Галя, Толя и Лиза. Витя идет позади
Лизы, Толя позади Гали, а Лиза позади Толи. В каком порядке идут ребята?»
3. двудольный граф с ребрами двух цветов;
« Для Вали, Тани и Мадины есть три пирога: с рисом, капустой и яблоками.
Мадина не любит пирог с яблоками и не ест пирог с капустой. Валя не любит пирог с капустой. Кто что ест?»
4. граф-схема («дерево»)
Из клубники сварили четыре трехлитровые банки, а смородины восемь двухлитровых банок варенья. Сколько всего литров варенья сварили?
С первого класса можно задавать с помощью графов алгоритм решения задач. Вначале это будут очень простые задачи. В вершинах графа будут вписаны некоторые числа, а на ребрах - те операции, которые нужно выполнить над ними. В дальнейшем алгоритмы можно усложнять. С помощью графов можно аккуратно перебирать варианты в достаточно сложных задачах. Такой перебор дисциплинирует мышление, позволяет не пропускать ни одного варианта и не повторять никакой вариант дважды. Понятие модели является одним из основных в современной науке. Ученые оперируют с идеальными объектами, которые описывают существенные части реального объекта или явления, их основные свойства и главные связи. Графы в силу своей наглядности являются идеальным средством для знакомства школьников с приемами построения моделей. Построение и изучение графовых моделей имеет еще одно достоинство: оно помогает избегать формализма в знаниях, когда школьник не видит связи математических понятий и фактов с реальным миром. Построение моделей тесно связано еще с одной важной задачей школьного образования - обучение абстрактному мышлению. Следует отметить, что при построении модели нужно описывать только то главное, что есть в объекте, и не обращать внимания на второстепенные его свойства, случайные соотношения между его частями. Но одной из главных задач учителя в школе является ускорение умственного и логического развития школьников, их сообразительности. Использование графовых задач позволит ускорить эвристическую составляющую обучения, которое учит, как находить выход из нестандартных ситуаций.
Я на уроках математики, использование графового моделирования начала с обучения решению более простых задач, постепенно усложняя их. Начинать решение задачи необходимо с фронтального разбора текста. Затем строится графовая модель и записывается решение. Ниже приведены примеры решения задач с использованием графового моделирования.
1. В магазин привезли 9 рулонов белой ткани по 5 м в каждом и 20 м синей ткани. Сколько всего метров ткани привезли в магазин?
Разбор задачи, построение графовой модели:
- Каков главный вопрос задачи? (Сколько всего метров ткани привезли в
магазин?) - Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет). Поставим в кружок
вопросительный знак. - Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Количество метров белой и синей ткани ). Отметим это на схеме стрелками.
- Каким действием будем это находить? ( Действием сложения).
- Известны ли нам эти данные? (Известно лишь количество метров синей
ткани).
Изобразим это на граф - схеме кружочками: один с вопросительным
знаком, другой с данным числом.
-Что нужно знать, чтобы найти количество метров белой ткани? (Количество метров в одном рулоне и количество рулонов белой ткани). Отметим это на схеме стрелками.
- Известны ли эти данные? ( Да). Изобразим их в кружочках.
1) 5 X 9 = 45 (м) – белой ткани.
2) 45 + 20 = 65 (м) – всего.
Ответ: 65 метров ткани.
2. Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два поезда. До встречи один из них проехал 520 км, а другой в 2 раза больше. Найди расстояние между двумя городами.
3. Из 24 кг молока можно получить 3 кг сметаны. Сколько будет получено из 40 кг молока?
4. За 12 кг яблок заплатили 960 рублей. Если килограмм груш стоит на 16 рублей дороже, чем яблоки, то сколько килограммов груш можно купить за эти деньги?
5. За 5 метров шелка уплатили 350 рублей, а за 4 м шерсти - 480 рублей. На сколько дороже стоит метр шерсти, чем 1 метр шелка?
Разбор задачи, построение графовой модели:
-Какой вопрос задачи? (На сколько дороже стоит метр шерсти, чем 1 метр шелка?)
- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет) Поставим в кружок вопросительный знак.
-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Цену 1 м шерсти и цену 1 м шелка). Отметим это на схеме стрелками.
- Известна ли нам цена 1 м шерсти и цена 1 м шелка? (Нет). Поставим в кружки вопросительный знак.
- А если бы нам были известны эти данные, то какое бы действие надо было выполнить для ответа на вопрос задачи? (Вычитание). Поставим знак
этого действия между стрелками на схеме. - Имеются ли в тексте задачи данные, позволяющие определить цену 1 м шерсти? (Известно, что за 4 м шерсти уплатили 480 рублей). Отметим это на схеме.
- Каким действием найдем цену 1 м шерсти? ( Действием деления).
- Имеются ли данные в тексте задачи, позволяющие определить цену м
шелка? (За 5 м шелка уплатили 350 рублей). Отметим это на схеме стрелками и
кружочками с известными данными. - Каким действием найдем цену 1 м шелка? (Действием деления). Поставим этот знак между стрелками.
6. В магазин привезли 10 ящиков персиков по 9 кг в каждом и 8 таких же ящиков винограда. Сколько всего килограммов фруктов привезли в магазин?
7. Фермер засеял различные культуры на своем участке. Было засеяно на 30 га - пшеница, на 20 га - просо, а на 10 га - кукуруза. Сколько всего было засеяно культур, если на каждом гектаре было посеяно: 3 центнера пшеницы. 4 центнера просо, 2 центнера кукурузы? Разбор задачи, построение графовой модели:
- Каков главный вопрос задачи? ( Сколько всего было засеяно центнеров культур на участке?)
- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет). Поставим в
кружок вопросительный знак. - Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? ( Сколько
центнеров пшеницы, проса и кукурузы было засеяно). Отметим это на граф-
схеме стрелками.
-Известны ли нам эти данные? (Нет). Отметим кружочками с вопросительными знаками.
- Каким действием мы бы смогли найти ответ на вопрос задачи,
если бы были известны эти данные? (Действием сложения). Отметим это на
схеме.
-Сможем ли мы найти, сколько всего центнеров пшеницы было засеяно, каким образом? ( Сможем, нужно 3 умножить на 30). Отметим это на схеме кружочками с данными числами. А необходимое действие поставим между ними.
- Имеются ли в тексте задачи данные, позволяющие найти
количество центнеров проса? ( Известно, что на 1 га 4 центнера просо, всего
засеяно 20 га). Отметим это на графе. - Каким действием найдем количество центнеров просо? (действием умножения).
-Сможем ли мы найти количество центнеров кукурузы? Каким образом? (Сможем, нужно 2 умножить на 10 ). Изобразим это на граф-схеме.
8. Школьная столовая за одну неделю расходует 110 кг картофеля, капусты на 20 кг меньше и в 10 раз меньше лука, чем картофеля. Сколько картофеля, лука и капусты столовая израсходует за 14 дней?
Графовая модель дает ориентировочную основу словесного объяснения ее решения, создает возможность развития математической речи учащихся и умения обосновывать свои суждения. Вычерчивание учащимися графовых моделей в ходе решения задачи является внешним выражением и опорой их мыслительной деятельности, Усиление внимания к использованию графовых моделей позволяет с общих позиций осветить многие вопросы, связанные с задачами, способствует формированию у школьников теоретических знаний о задаче и процессе ее решения. Использование графов как вспомогательного средства поможет учителю лучше излагать, а школьникам лучше понимать учебный материал и повысить уровень математического и логического развития школьников.
Использование графового моделирования при решении текстовых задач на уроках математики имеет огромное значение, так как:
- способствует развитию логического мышления учащихся;
- вырабатывает умения и навыки решения текстовых задач;
- формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;
- развивает личностные качества ученика;
- вырабатывает умения и навыки самостоятельной познавательной работы обучающихся;
- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебному предмету;
- положительно влияет на развитие коммуникативной компетентности.
Таким образом, использование графового моделирования при обучении учащихся начальной школы решению текстовых задач, способствует повышению уровня их логического мышления, так как графовое моделирование строится на основе логических операций.
Предварительный просмотр:
Рефлексивный лист успешности
ученика (-цы)_______________________________________________________
год поступления в 1 класс ________________
классный руководитель ______________________________________________
Раздел 1. Образовательные результаты. Зона актуального развития (обученность) (заполняется в конце учебного года)
№ | Учебные предметы | Результат освоения учебных программ по предмету | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. | |||||
11. | |||||
12. |
Раздел 2. Уровень сформированности универсальных учебных действий
№ | Блоки универсальных учебных действий | Характеристика УУД | Оценка уровня сформированности УУД | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1. | Личностные | Знание моральных норм, умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения | ||||
2. | Регулятивные | Организация учеником учебной деятельности | ||||
3. | Познавательные | Общеучебные, логические действия, постановка и решение проблем | ||||
4. | Коммуникативные | Социальную компетентность и учет позиции других людей |
Шкала оценки:
0 – успеха нет 3- скорее да, чем нет
1 – успех крайне редок 4- да, вполне успешен
2- успешен от случая к случаю 5- супер!
Раздел 3. Успешность в достижении метапредметных и личностных результатов (заполняется учителем в конце учебного года)
Этапы обучения | Положительные результаты | Проблемная зона |
1 класс | ||
2 класс | ||
3 класс | ||
4 класс |
Раздел 4. Рекомендации для родителей
Этапы обучения | Рекомендации |
1 класс | |
2 класс | |
3 класс | |
4 класс |
Ознакомление родителей с рефлексивным листом
Этапы обучения | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Подпись родителей |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока 4 В класса
Предмет: Математика
Тема урока: Единицы времени. Век
Тип урока: Освоение новых знаний
Прогнозируемые результаты
личностные:
самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат.
метапредметные:
- овладеют способностью понимать учебную задачу урока,
- отвечать на вопросы,
- обобщать собственные представления;
- слушают собеседника и ведут диалог,
- оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
предметные:
- познакомятся с единицей времени веком;
- научатся называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по столетиям,
- решать задачи на время,
- выполнять действия в числовых выражениях.
Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер, проектор.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
I. Моти- (самоопределение) к учебной деятель- ности | Словесное приветствие. Слайд 2 | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке – Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята, Скорей за работу. Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счета | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Метапредметные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. |
Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. Слайд 3 | Проверяет выполнение домашней работы по презентации Учебник стр. 61 № 269 | Выполняют задания. | Предметные: понимают базовые межпредметные и предметные понятия (величина); используют математические термины, символы и знаки; владеют логическими действиями. Регулятивные: ориентируются в учебнике; понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; | Проведение самоконтроля, оценка результатов учебной деятельности. |
2. Устный счет Слайд 4 | Задача. Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 5 минут и 17 секунд. Сколько секунд он занимался этой трудной работой? (317 сек.) | Выполняют задание | Коммуникативные: задают вопросы участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха | Учить использовать единицы величин при решении задач на время | |
(Дополнительный материал ч.1.) 3.Групповая работа с пословицами Слайд 5 | На доске расположены пословицы, предлагается собрать их правильно. Век живи, век учись. Обещанного 3года ждут. Делу время, а потехе час. Неделя год кормит. День да ночь, сутки прочь Всему своё время. Время – не деньги, потеряешь – не найдёшь. Упустишь минуту –потеряешь час. Минута- час бережёт | Разбирают пословицы, подбирают по смыслу. Наклеивают на доску. | Создать проблемную ситуацию. Выбирать и при необходимости корректировать способы действий. | ||
Постановка учебной задачи | Работа в рабочей тетради. Слайд 6 | Контролирует правильное положение тетради, осанку, запись даты и классной работы. | Выполняют задание. Записывают число, классная работа | Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание цифр | Воспитывать аккуратность, старательность |
Каллиграфическая Минутка (фронтально) Слайд 7 | Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма Прочитайте данные числа 2,8,0,4 Запишите самое большое число, которое можно составить из этих цифр не повторяя их. Запишите самое маленькое число, которое можно составить из этих цифр не повторяя их. Пропишите строчку этих чисел, чередуя их. | Самостоятельно выполняют письмо по образцу | Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии. | ||
Формулирование темы и целей урока (фронтально) Слайд 8
Слайд 9 (Дополнительный материал ч.2.) | Определяют тему, цель урока С. 51 Вспомнить и составить пословицу Век живи, век учись. | Подбирают пропущенные слова | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют «единицы времени» | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. | |
| Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально) Слайд 10
| Предлагает выполнить задание 3в.= 300 лет 10в. = 1000лет 600г. = 6 веков 1800г. =18 веков. | Устно выполняют подсчет. | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Физкультминутка Слайд 11 | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Коммуникативные: проявляют готовность слушать. Личностные: имеют установку | Выполнение движений | |
Первичное усвоение новых знаний. | Работа по Слайд 12-17 | № 246. Рассмотрите чертеж. Найдите заданные точки на числовом луче. | Находят нужные точки. Устно выполняют задания. | Предметные: владеют способами выполнения заданий поискового характера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Выполненное |
Первичное закрепление | 1. Работа с геометрическим материалом. 2. задания из презентации № 248 Слайд 18-20 № 249 Слайд 21-22 №250 Слайд 23 | № 248–250. № 251. Работа по учебнику | Чертят прямоугольник, находят площадь и периметр. Выполняют задания | Предметные: владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия. Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия | Использование знаний о нахождении площади и периметра прямоугольника |
Итоги урока. Рефлексия | Обобщение Заключительная беседа. Выставление оценок Слайд 24-25 | – С какой новой единицей времени вы познакомились? – Что понравилось на уроке? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания? | Отвечают на вопросы | Предметные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Работа в карточке Стр. 53 № 1,5 | Задают уточняющие вопросы | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |