Работа с одарёнными детьми
Отличительные особенности одаренных детей
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны , креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность. Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы с одарёнными детьми | 45.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одарёнными детьми «Дар»
учителя английского языка МБОУ СШ №2 г. Вязьмы
Лососкова Николая Викторовича
Пояснительная записка.
Отличительные особенности одаренных детей
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны , креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность. Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Для реализации эффективной работы с данной категорией детей были поставлены следующие задачи:
- Создать для учащихся ситуации успеха и уверенности через личностно-ориентированное обучение и воспитание
- Выявление одарённых детей.
- Повышение качества образования;
- Создание условий для оптимального развития и поддержки одаренных детей.
- Осуществлять тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности
- Повысить интерес школьников к изучению английского языка
- Вовлекать одаренных учащихся в участие в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.
Рассмотрев академическую успеваемость и довольно высокий уровень мотивации к изучению английского языка за 2015-2016 учебный год, учителя нашего МО я выявили группу учащихся для дальнейшей работы. Для выполнения поставленных задач я использовала следующие методы и формы работы:
- На уроках старалась применять проблемно - развивающее обучение, организовывала работу в парах, проводила разноуровневые тесты, ребята работали над созданием мини - проектов, задавала задания творческого характера.
- Внеурочные формы работы включали в себя проведение индивидуальных консультаций, привлечение учащихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах по английскому языку. В учебном году необходимо большее внимание уделить целенаправленной подготовке к олимпиадам и конференциям и тренировочному прорешиванию олимпиадных заданий.
Формы и методы работы с одарёнными детьми
Младший школьный возраст – период «впитывания», накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности, поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
-высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Учитывая это, в первую очередь, следует наблюдать за детьми и выделять детей с необычными способностями с первых дней работы с ними. Выделив таких детей, им даются такие задания, чтобы смотивировать их на самостоятельный поиск необходимого материала, обработку и представление его Во время учебного процесса развитие одарённого ребёнка- это развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цели, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Работая с одаренными детьми таким образом, мы выбираем следующие методы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный
и формы:
-классно-урочная (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания, творческие задания);
-консультирование по возникшей проблеме;
-дискуссия;
-игра.
Очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры; проекты; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.
Всё это дает возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности, позволяют им раскрыть себя, и даёт стимул для дальнейшего саморазвития.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
Очень часто одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается зачастую с того, что ему уже неинтересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющим читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия.
Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог ни старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на «сильных» учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а школьная программа может предложить совсем немного. Часть детей с «особенными» способностями, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.
Некоторые думают, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы, лучше такому ребенку находиться в среде похожих детей и учиться по программам, соответствующим уровню его интеллекта.. Начиная работать с классом с первых дней, я стараюсь выделить среди ребят детей с необычными способностями, давать им задания, требующие максимальной работоспособности и применения своих навыков и умений.
Цель данной программы : создание благоприятной образовательной среды, которая позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал одаренных детей, поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, развить интерес к предмету.
Задачи:
- Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития и укрепления здоровья одаренных детей;
- Стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
- отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;
Принципы реализации программы :
- гуманизм;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- системность
- комфортность
- добровольность
Реализация мероприятий программы позволит:
- создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к ученику и его развитию;
- создать возможности для проявления одарённости и таланта;
- обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня;
- подготовить лучших учащихся к городским, окружным, всероссийским конкурсам, олимпиадам.
Этапы реализации программы:
1 этап - диагностико - прогностический, методологический
Мероприятия Мониторинг
Создание:
-банка данных по детям с высоким уровнем обученности;
-банка текстов, заданий, олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
-портфолио ученика;
-рекомендаций по работе с детьми с высоким уровнем обученности.
Организация
-системы дополнительных занятий;
-внеклассной работы по предмету;
-деятельности научного общества
-анкетирование учащихся по методике «Карта одаренности» (А.И.Савенкова)
-выявление детей по следующим видам одаренности: интеллектуальная, академическая, техническая. Тест «Есть ли у вас склонность к языкам?»
-формирование групп.
2 этап: деятельностный
-Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
-Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
-Внедрение метода проектов.
-Учет индивидуальных достижений.
-Переход на систему портфолио.
Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
Организация
-олимпиад и конкурсов по английскому языку;
-участия учащихся в дистанционных олимпиадах;
-сотрудничества учащихся с вузами, колледжами;
-участие учащихся в научно- исследовательских конференциях «Школа. Наука. ВУЗ» и др.
3 этап констатирующий
-Создание банка педагогического опыта в работе с детьми с высоким уровнем обученности.
-Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
-Внедрение в практику работы рейтинга учащихся
Функции учителя английского языка:
- Выявление одарённых детей.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, районного и областного уровня.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
- Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.
1. Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства чтением, подготовкой докладов, рефератов, сочинений на английском языке , работа с консультантами, подготовка некоторых учащихся к олимпиадам и экзаменам.
2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся.
3. Коллективная работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели английского языка, олимпиады, конкурсы соревнования и т. п.
Формы работы с одарёнными детьми:
-работа по индивидуальным образовательным маршрутам;
-научно-практические конференции;
-групповые занятия с одаренными учащимися;
-работа в парах, малых группах;
-участие в международных конкурсах;
-участие в олимпиадах различных уровней: во всероссийской олимпиаде школьников и в дистанционных олимпиадах;
-организация исследовательской деятельности учащихся;
-творческие задания, проекты.
Для успешного развития одаренности учащихся применяю следующие технологии:
1) личностно-ориентированное обучение;
2) информационно – коммуникационные технологии;
3) технология исследовательской деятельности;
4) проблемное обучение.
5) проектная
6) игровые
7) элементы технологии «развитие критического мышления»
Работа с родителями
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.
Задачи работы с родителями включают:
-совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
-расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
-личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
-укрепление сотрудничества родителей с учителем английского языка.
Формы работы с родителями
-Творческие и проблемные родительские собрания;
-Групповые и индивидуальные консультации;
-Творческие отчеты;
-Привлечение родителей к проведению мероприятий;
Планируемые результаты:
К числу планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов можно отнести:
- обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
- обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;
- введение знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.);
- приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;
- формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.
План работы с одарёнными детьми на учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Результат работы |
1. | Выявление одаренных детей | сентябрь | анкетирование |
2. | Выбор конкурсов для участия на всероссийском уровне |
В течение года | Составление расписания |
3. | Организация индивидуальной работы с одаренными детьми | сентябрь | Составление графика индивидуальных занятий |
4. | Организация и проведение школьных олимпиад | Октябрь-ноябрь | Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий |
5. | Участие в муниципальной олимпиаде по английскому языку | декабрь | Самостоятельная работа с литературой по предмету, консультации учителя |
6. | Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и всероссийских конкурсах (Чемпионат по английскому языку, конкурс «Британский Бульдог» ,конкурсы Интернет портала и др.) | В течение года | Индивидуальная работа |
7. | Проведение предметной недели | декабрь | Викторины, праздники, конкурс стенгазет |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми. | В течение года | |
9. | Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка | В течение года | Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми . |
10. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно | |
11. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | В течение года | |
12. | Анализ и корректировка результативности | В конце года | План работы |
Формы контроля и мониторинга результативности:
В обучении | В воспитании | В развитии |
Результаты участия в олимпиадах, конкурсах. | Портфолио достижений школьника. | Индивидуальный образовательный план одаренного ребенка. Это документ образовательной деятельности обучающегося на определенный период, который способствует обеспечению оптимального для каждого отдельного ученика образовательного процесса, включающего обучение, воспитание и развитие в конкретный период. |
Приложение № 1
Методика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов.
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ Качество Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствитeльность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Перфекционизм
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Приложение 2
Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках английского языка
Творческие задания в курсе изучения английского языка
Известно, что мышление рождается в ситуации затруднения. Но если, с одной стороны, решение проблемы не должно быть очевидным, то, с другой стороны, «зона трудностей» должна быть доступна ученику. Задания на сравнение и анализ зрительных образов увеличивает мыслительный потенциал, уровень самостоятельности ученика. Он учится проявлять наблюдательность и внимание, необходимые для решения этих заданий.
- Учимся находить общие и различающиеся признаки.
«Лишнее слово»: ученикам предлагается выбрать лишнее слово из ряда слов и объяснить, почему он его выбрал; учащиеся сами составляют ряды слов.
- cucumber, tomato, pepper, bread
- potato, nectarine, kiwi, apple
- cheese, salt, banana, water
- chocolate, onion, yoghurt, ice cream
- juice, coffee, tea, ice cream
- Группировка слов, обобщение.
- pencil, pen, schoolbag, rubber, pencil box
- pepper, onion, cucumber, potato, tomato
- doctor, singer, teacher, cleaner, driver
- train, bus, plane, bicycle, underground
- Учимся составлять сюжетный рассказ. Ученику предлагается представить, что он превратился, например, в кошку. Нужно составить рассказ от имени выбранного персонажа. Можно предложить вопросы:
- Who are you?
- What is your name?
- How old are you?
- Where do you live?
- Have you got a mother?
- What color are you?
- Учимся располагать информацию в логическом порядке: предлагается текст, абзацы которого перепутаны, нужно расположить их в правильном порядке.
- Игра «Аукцион». Оптимальный вариант проведения игры по группам. Учащиеся называют как можно больше слов по заданной теме.
- Творческие диктанты. Учащиеся прослушивают текст, затем в виде рисунков и схем изображают то, что услышали.
Выполняя упражнения данного вида, учащиеся учатся предвидеть возможные последствия своих действий и планировать нужные преобразования со словом, высказыванием, текстом.
Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления.
- Составить текст по вопросам.
Метод контрольных вопросов. Этот метод облегчает процесс творчества. Также он позволяет ученику удерживать общую логику рассказа. Например, упражнение «придумай сказку по вопросам». Данное упражнение можно выполнять и в парах, давая ответы по очереди.
- Образуй как можно больше слов из букв слова competition — mop, pet, come, tip, on, etc.
- Учимся подбирать слова, противоположные по значению, антонимы.
Weak strong
Smart stupid
Pretty ugly
??? sad
??? good
- Учимся подбирать слова — синонимы или вопросы — синонимы.
smart — clever
study — learn
speak — say
expensive — dear
wonderful —great
1) what does Bill do? — what is Bill’s job?
2) where does he come from? — what nationality is he?
- Составить из слов предложения.
- I, book have, just, bought, this.
- their, has, team, played, football, a match.
- never, the stone of Destiny, they, seen, have.
- Мозговой штурм.
Метод используется для работы по группам или всем классам.
Например:
- Тема «Future Simple»
Представьте себе, что у вас есть возможность попасть в Англию 1599 года.
What will you take with you?
What won`t you take with you?
- Тема «Music»
Введение в тему: учащимся предлагается под фоновую музыку назвать ассоциации со словом «Music».
Одно из важнейших умений, которые формируются на этапе эвристического мышления, это умение анализировать проблемную ситуацию. Ученики могут научиться оценивать их роль и значение для осуществления своих замыслов.
1.Составление синквейнов (в переводе с французского языка «пять строк»)
Один из путей повышения познавательного интереса и возможности задействовать творческий потенциал учащихся — стихи конкретной поэзии.
Выразить внутренний мир, переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Конечно, далеко не всякий способен писать стихи, и некоторые ученики сначала выражают недоумение или боятся этого задания. Однако форма синквейна обычно не вызывает затруднений у учащихся. Такие стихи можно применять на всех этапах обучения английскому языку. Стихи обогащают словарный запас учащихся. Поиск новых слов в словаре происходит «для себя», и такие слова прочнее закрепляются в памяти.
Синквейн развивает познавательную деятельность, так как учащиеся учатся отбирать и обрабатывать информацию. Для каждого ученика создается ситуация успеха, он ощущает, что может сотворить что-то новое, необычное для себя, что до него никто не создавал. У учащихся возникают идеи, даже если их языковые возможности ограничены. Тем ученикам, которые имеют слабую мотивацию к изучению английского языка, предлагается создать синквейн из стихов, данных в учебниках.
2.Проекты
В настоящее время в практике обучения иностранным языком в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности интернета.
Я широко использую метод проектов в своей практике со 2 по 11 классы, естественно, с учетом возрастных особенностей. В начале изучения языка это простые проекты на такие темы, как «The ABC», «Мой домашний питомец», «Мои каникулы» и т. д.. На старшей ступени обучения я провожу уроки защиты проектов.
3.Квизы
Большими возможностями для создания внутренней мотивации говорения на иностранном языке на уроке обладают естественные речевые ситуации. Один из таких способов — создание и использование квизов. Квизы реализуют стремление учащихся самим создать интересные для них вопросы и ответы, усиливают интеллектуальную нагруженность урока. Задание по составлению квиза учащиеся получают по какой-либо теме, по прочитанному тексту.
Например: тема «Holidays in Moscow and St Petersburg».
- The capital of Russia in 1900 was
- a) St-Petersburg.
- b) Yekaterinburg.
с) Moscow.
- The most famous Moscow theatre is
- a) the Bolshoi Theatre.
- b) The Mali Theatre.
- c) the Grand Opera.
- The Kunstkammer is
- a) a museum.
- b) a prison.
- c) a palace.
- The founder of the Tretyakov Gallery was
- a) Ivan Tretyakov.
- b) Savva Morozov.
- c) Yuri Dolgorukiy.
4.Ребусы, кроссворды, викторины
Работа с данными заданиями активизирует изученную лексику, дает возможность к её непроизвольному запоминанию.
Кроссворд.
Детям предлагается найти в кроссворде названия семи предметов, которые королева берет с собой, отправляясь в путешествие.
An apparatus used to make photographs. ↓
A cushion for the head, especially in bed. ↓
Dried leaves of a plant, cultivated in China, India. →
A metal vessel with a spout and a handle for boiling. ↓
A sweet crystalline vegetable substance. →
A compound of alkali and oil used in washing. ↓
Objects of precious metal often worn for personal adornment.→
A device for telling time which you wear on your wrist. ↓
Two pieces of special glass surrounded by plastic, metal etc. which you wear in front of your eyes in order to see better. →
w | Z | V | C | O | E | H | R | N |
A | E | P | A | S | U | G | E | R |
N | K | 1 | M | P | K | N | S | Q |
C | F | L | E | R | E | D | O | L |
H | M | L | R | D | T | E | A | M |
P | S | O | A | K | T | B | P | F |
J | E | W | E | L | L | E | R | Y |
G | L | A | S | S | E | S | U | D |
(Key: camera, pillow, tea, kettle, sugar, soap, Jewel' ery, watch, glasses.)
5.Сочинения, открытки, сообщения