Муниципальный конкурс профессионального мастерства "ПЕДАГОГ ГОДА г. Ялуторовска - 2021"
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сочинение «Я – воспитатель»
Листаю семейный альбом.… В нем сохранились фотографии моей бабушки. На пожелтевших фотокарточках она в окружении своих чудесных воспитанников-дошколят. А вот они, но уже взрослые.… А на этих черно-белых любительских фотографиях моя мама среди озорных первоклашек во время урока.… А здесь моя мама проводит с детьми праздник.… Перелистав семейный альбом, передо мной встал вопрос «Что повлияло на выбор моей профессии?». И вдруг я поняла, что воспитатель - это не профессия, которую можно выбрать, это, наверное, передается по наследству, с этим надо родиться и жить.
И вот, уже мой семейный альбом наполняется фотографиями, где я в окружении своих воспитанников. Они тоже моя семья. Каждый день я радуюсь встрече с моими детьми, вместе мы смеемся и плачем, поем и танцуем, рисуем, лепим, клеим и радуемся успехам друг друга. Наверное, это может сделать каждый взрослый, но важно не то, что делаешь, а умение открыть сердце детям. И прав был Симон Соловейчик, говоря, что для воспитания детей нужен не большой ум педагога, а его большое сердце. Чтобы в нем хватило места для разных ребят: озорных и послушных, драчунов и плакс, талантливых и не очень. И моя миссия состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку просто жить в этом мире, ничего не бояться, а каждый день раскрываться, как прекрасный цветок под теплыми лучами солнца. Кто-то скажет, чтобы быть воспитателем, надо просто любить детей. Нет, это не просто. Надо уметь понимать их, видеть в каждом человека с его жизненным опытом, пусть пока еще небольшим. А еще получать удовлетворение от того, что ты нужен детям. А еще помнить себя в детстве и не забывать детство в себе. Такими простыми словами я обозначила свои принципы работы с детьми. У кого-то они будут другими, но общим для воспитателей прошлого, настоящего и будущего может стать правило «Не навреди!».
В работе с моими непоседами я начала осваивать технологию эффективной социализации Н.П. Гришаевой. Вместе мы учимся проводить мастер-классы «Дети-детям», осваиваем волонтерское движение: дарим книжки малышам, помогаем им «приручать» непослушные пуговицы и шнурки, показываем небольшие спектакли. Также в своей работе я использую технологию «Рефлексивный круг». На утренних и вечерних кругах мы с детьми учимся планировать день, анализировать, как он прошел и что нового мы узнали и научились делать. Благодаря этим технологиям мои воспитанники проявляют такие важные качества человека, как самостоятельность и инициативность, поэтому нам вместе по силам освоить клубные часы. Совместная деятельность с детьми и совместное проживание реальных и игровых эмоционально значимых ситуаций ставит меня в позицию равного партнера по общению.
Мне, как воспитателю, необходимо постоянно повышать свою компетентность в сфере коррекционной работы. Из своего опыта могу сказать, что очень эффективной может стать методика формирования нейропсихологического пространства А.Л. Сиротюк, которая позволяет начинать коррекцию с самого раннего возраста, и доступна для освоения не только воспитателями, но и родителями. Изучив и внедрив опыт А.Л. Сиротюк, я открыла для себя новый подход к коррекции психического развития ребенка: главное - не тренировка памяти, внимания, мышления. Важно включить мозг ребенка с помощью системы упражнений. И тогда откликнутся все психические процессы.
Год назад меня привлекло слово «Нумикон». Нумикон – это методика, которая изначально была создана для обучения детей с синдромом Дауна. Но, изучив ее, я поняла, что данную технологию можно применять и с обычными детьми для закрепления математических понятий. Хочу сказать, что данная методика стала хорошим дополнением к традиционным методам работы.
Я становлюсь воспитателем только рядом со своими воспитанниками и их родителями. Родители, как и дети, бывают разные. Но их объединяет одно: желание видеть собственными глазами, как и чем, живет ребенок в детском саду. Как это сделать? Организовать такие формы взаимодействия, когда мы все вместе - и дети, и родители, что-то осваиваем. Например, как показать, что для ребенка самостоятельность - это важное качество? Приглашаем родителей на детский мастер-класс по изготовлению картин-миниатюр на пластиковых крышках. «Дети сами будут объяснять, как делать картину? Да они же еще маленькие!» - недоумевают мамы. А ребята с еще большим азартом и серьезным видом начинают рассказывать и показывать свои умения. И родители тут же забыли о своих опасениях и включились в работу. «Когда следующий мастер-класс?» - спрашивают папы. Я наблюдаю со стороны и делаю вывод: только в таких совместных формах работы родители открывают для себя своих детей, их индивидуальность, способности, сильные и слабые стороны. Только так можно донести важную информацию, которая затронет ум и чувства родителей и, возможно, найдет продолжение в семейном воспитании. Поэтому я делаю выбор в работе с семьями воспитанников в пользу совместной деятельности.
Я неразрывна со своими воспитанниками. Каждый день я создаю почву для их развития и раскрытия способностей. Я горжусь их успехами, я расту вместе с ними.
Здесь я поставлю многоточие…. Ведь моя работа продолжается, а вместе с ней поиск, открытия, творчество.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска
«Детский сад №9»
Конкурсное задание
Методическая разработка «Педагогическая находка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по математике на тему:
«Счетные и арифметические действия с помощью форм Нумикона»
Составила: воспитатель,
Хухорова М.К.
г. Ялуторовск, 2021
НОД по математике
в подготовительной группе
с использованием форм «Нумикона»
Цель:
- овладение счетными и арифметическими действиями с помощью форм «Нумикона»
Задачи:
- закрепить навыки счёта в прямом и обратном порядке;
- закрепить навыки состава числа из 2-х меньших до 10;
Оборудование: формы Нумикона, картинки с изображением предметов в форме Нумикона, карточки с цифрами от 1 до 10, игровая панель «Кольцеброс»
Ход образовательной деятельности
Мотивация.
- Ребята, я принесла вот такие картинки.
- Посмотрите, что в них необычного? Что это напоминает? (предметы расположены по формам Нумикона
-Какую форму напоминает группа картинок? (рассмотреть все группы)
- Как можно проверить? (взять формы Нумикона, наложить)
(Проверяем с помощью наложения форм на группы игрушек)
- У тебя какая форма нумикона? А у тебя?
- Здорово, ребята! Вспомнили все формы нумикона.
Счет прямой и обратный.
- А сейчас давайте организуем с вами математическую эстафету. Нужно разделиться на две команды.
- Как разделимся? (дети предлагают)
- А посмотрите на картинки и подумайте, они вам подскажут.
( 1 – самолеты, 2 – вертолеты) карточки убрать на стол.
- Итак, я вам буду задавать вопросы, а вы ответ находить в формах нумикона.
Раскладывать будете по порядку, слева направо.
- Приготовились!
* Сколько ушей у двух кошек? (4)
* Сколько дней в неделе? (7)
* Сколько глаз у Светофора? (3)
* Сколько пальцев на одной руке? (5)
* Сколько солнышек на небе? (1)
* Сколько лап у двух собак? (8)
* Сколько пальцев на двух руках? (10)
* Сколько в неделе выходных дней? (2)
* Какое число меньше 7, но больше 5? (6)
* Какое число больше 8, но меньше 10? (9)
( В процессе ответов на вопросы, команды выкладывают формы Нумикона друг за другом)
- Сейчас я попрошу вас, выложить формы Нумикона:
1-ая команда – от меньшей к большей
2-ая команда – от большей к меньшей
- Все числа есть? Значит ответили на все вопросы верно.
- Посчитаем от желтой до фиолетовой формы нумикона, о синей до красной формы нумикона.
- Назовите число, которое находится между числами 3 и 5? 6 и 8? 7 и 9?
- Назовите соседей чисел 5, 4, 7, 9
Игра «Математический кольцеброс»
- Ребята, хочу предложить вам еще одну увлекательную игру «Математический кольцеброс»
- Выберите себе друга. Каждая пара будет бросать по одному кольцу, и запоминать форму, в которую попали, затем вы обводите их на бумаге, так, чтобы получилась нова я форма нумикона, которая будет обозначать количество набранных очков.
- Сколько всего очков у вас? А у вас?
А теперь каждый из вас постройте башни вашего получившегося числа.
Упражнение «Построй числовую башню»
(Дети строят башню, подбирая каждый раз новую комбинацию форм Нумикона, закрепление состава числа)
- Из какого числа твоя башня? (н-р, из восьмерки)
- Из каких двух чисел состоит число 8? (н-р, 8 – это 7 и 1, 6 и 2 и т.д.)
Сколько этажей в твоей башне? Назови числа, которые живут на первом этаже? На втором?
- А какое число больше (меньше)? На сколько?
Рефлексия
- Ребята, вам понравилось играть с нумиконом?
- А что вам показалось трудным?
- А самым интересным?
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска
«Детский сад №9»
Конкурсное задание
Педагогическое мероприятие с детьми.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по математике
Составила: воспитатель,
Хухорова М.К.
г. Ялуторовск, 2021
НОД по математике
в подготовительной группе
с использованием форм «Нумикона»
Цель:
- овладение счетными и арифметическими действиями с помощью форм «Нумикона»
Задачи:
- закрепить навыки количественного счета в прямом и обратном порядке;
- закрепить навыки счета в пределах 20, без операций над числами;
- закрепить навыки сложения чисел в пределах 10;
- развивать умение составлять описание явлений природы, активизировать словарь прилагательных.
Ход образовательной деятельности.
Мотивация.
- Ребята, когда я прихожу в свой детский сад, то спрашиваю у ребят, как они провели выходные дни, и мы делимся своими впечатлениями.
- А вы чем занимались на выходных?
- Я тоже побывала в интересном месте. Отгадайте, где?
Намело, на вьюжило
Все деревья в кружеве.
Снег на соснах, на кустах
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Белые метели (в лесу)
- Да, ребята, я побывала в лесу. Зимой в лесу очень красиво. Я сделала несколько фотографий и хочу подарить их вам.
- Предложите, что можно сделать из этих фотографии, чтобы они украсили вашу группу? (подводка к цели детской деятельности)
(дети говорят про альбом и т.д., выбираем чью-то идею, например, голосованием)
- А чтобы сделать альбом (выставку), нужно выполнить математические задания. А поможет нам вот такая игра «Нумикон»
- Выберите себе форму. Как вы думаете, что они могут обозначать? Сосчитайте, сколько дырочек? Эти формы – это числа.
- Это, какое число? Почему? А это?
- Ну что, приступаем к выполнению заданий?
- Ребята, а с какой фотографии начнем?
(обсуждают, приходят к единому мнению)
Счет прямой и обратный.
- Предлагаю рассмотреть картинки. Что изображено на них? На что похоже их расположение? (похожи на формы Нумикон)
- Найдите себе каждый подходящую форму к вашей группе предметов.
А теперь встаньте по порядку, от самого меньшего числа до самого большего. Назовите числа в прямом порядке; в обратном.
Посчитайте от … до… Сделайте шаг вперед соседи числа 5; 7; 3…Назовите соседа числа…справа, слева, за, перед.
- Расположите Нумикон по порядку на столе и под каждой формой положите нужную цифру.
- А вот и первые фотографии – изображены тропинки.
Что вы увидели красивого на этой фотографии?
- Что можно сказать о снеге, какой он?
Первую фотографию для выставки (альбома) открыли.
- чтобы открылись другие фото, нам нужно перейти к следующему заданию. Выберите, какое фото откроем следующим?
Работа с планшетами (на ориентировку)
- Возьмите себе по одному планшету, в верхний левый угол положите форму на один больше 5, в правый нижний – форму, которая идет за фиолетовой, в правый верхний – форму, которая находится перед желтой и в левый нижний угол – форму на один меньше 2.
- Проверьте друг у друга, правильно сделали или нет.
(показать правильный ответ)
- Какая форма у тебя в левом верхнем? правом нижнем? и т.д.
Вторую фотографию для выставки (альбома) открыли.
На слайде появилось фото – деревья.
Что вы увидели красивого на этой фотографии?
- Какие деревья зимой? На что похож снег на деревьях?
Сколько фотографий для выставки (альбома) мы уже открыли? Продолжаем?
Выберите, какое фото откроем следующим?
Упражнение «Преврати фигуру в другую»
- А увидеть следующие фотографии нам поможет вот это изображение. На что это похоже? (на елку)
- Найдите себе друга, и вместе выложите такую же елочку. Посчитайте сколько фигур) сколько дырок в елке? А теперь давайте превратим нашу елочку в снежинку, используя эти же самые все формы.
Сколько дырок в снежинке? Что можно сказать о количестве дырок елки и снежинки? (одинаковое количество, так как собраны из тех же форм)
- Почему получилось одинаковое количество дырочек?
Еще одну фотографию для выставки (альбома) открыли.
Фото – небо.
- Какое небо зимой?
У нас осталось еще одно фото и наша выставка (альбом) почти готова
«Варежки» (примеры, Нумикон)
И впереди вас ждет еще одно задание.
- Выберите для себя одну варежку с примером. Найдите пару с нумиконом.
Обсуждаем.
Открылась последняя фотография для выставки (альбома).
Фото – снегопад.
Что вы увидели красивого на этой фотографии?
- Все фотографии мы открыли. Получилось ли у нас сделать выставку (альбом)? (да удалось, мы достигли своей цели)
Рассмотреть еще раз все фотографии – 30 секунд
- О чем эти фотографии? (о зиме, о красоте зимы, леса, природы)
Как бы вы назвали альбом (выставку)?
(«Красавица – зима», «Волшебница – зима», «Зимняя красота», «Зимняя природа»…)
- Ребята, а что нам помогло открыть эти фотографии и сделать выставку (альбом)?
Рефлексия:
- Если у вас все получилось, вам было интересно, возьмите снеговика в красной шапке.
- Если было сложно, но вы справились – возьмите снеговика в синей шапке.
- А если было неинтересно – в зеленой.
(Беседа с теми, у кого синий и зеленый снеговик в руках – что не получилось, что было трудным)
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
Развивающая игра «Нумикон»
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных игровых технологий в дошкольном обучении.
Задачи:
- познакомить с технологией «Нумикон» и ее применением в разных формах работы в детском саду.
- обучить педагогов методам применения игровой инновационной технологии.
- вызвать у участников мастер - класса желание внедрить в практику работы развивающую технологию «Нумикон».
1. Организационно – мотивационный этап (СЛАЙД 1)
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я вас приглашаю в удивительный мир математики!
Математика – это вопросы, поиски, пробы и ошибки, открытия! Это не скучно, интересно, это накал страстей и эмоций. Это поиск новых подходов… это просто о самом сложном!
- Скажите, что есть у каждого, что может быть большим и маленьким, четным и нечетным, его можно увеличивать и уменьшать?
- Что вы представляете, когда говорите о числе? (СЛАЙД 2)
Когда приходит пора осваивать простейшие счетные навыки и первые вычисления, у детей возникает проблема: дети не могут удержать в памяти последовательность счета, не соотносят число и цифру, могут запомнить числительные по порядку, но не понимают их смысла, не соотносят с количеством.
Помочь в решении этих проблем может уникальная программа, технология и само игровое пособие с интересным названием НУМИКОН.
(Уникальна потому, что использовать ее можно на протяжении всего дошкольного детства, а включать в занятия – на любом из этапов развития ребенка.)
2. Как можно использовать Нумикон в образовательной деятельности? (СЛАЙД 3)
Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданного в Англии для детей, которым сложно изучать математику.
Занятия с Нумиконом подключают сразу несколько органов чувств - слух, зрение, осязание, движение и речь.
В нумиконе числа от 1 до 10 представлены формами – шаблонами разного цвета, благодаря чему число становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. В нумиконе формы, соответствующие числам от 1 до 10 называются единички, двойки, тройки и т.д. (СЛАЙД 4)
Занимаясь с Нумиконом следует начинать от простого к сложному. Работа организуется в несколько этапов.
I этап – игровой, ознакомительный. (СЛАЙД 5)
«Волшебный мешочек»
- Найдите в мешочке закрытыми глазами такую же форму, какую я покажу.
«Печем печенье»
- А сейчас я попрошу вас сделать из теста печенье и отпечатками форм украсить его.
- Как вы думаете, для чего детям такие игры на этом этапе?
Все это нужно для того, чтобы дети как можно больше рассматривали и трогали руками формы нумикона, и таким образом запоминали их. На этом этапе все детали воспринимаются целостно, а слова «три», «пять» и др. пока являются только именами желтой, красной форм соответственно.
II – конструирование рядов. (СЛАЙД 6)
Этот этап можно условно назвать «Лесенка»
- Выложите лесенку от меньшей формы к большей или наоборот. Необязательно начинать с единицы.
- Какая форма идет за желтой? На сколько дырочек больше?
Здесь важно показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» - «одну дырочку», т.е. единицу. Параллельно с этим дети выкладывают картинки на досках по схемам, которые входят в набор Нумикон и собирают картинки по образцу на столе.
Попрбуйте выложить каждый свою картинку.
Вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к сложению и вычитанию. Кроме конструирования можно предлагать графические работы: обвести формы Нумикон, раскрасить, заштриховать.
III этап – обучению счету. (СЛАЙД 7)
Когда ребенок уверенно выбирает нужный шаблон и подкладывает его, собирая лесенку, то здесь уже вводится числовое название каждого шаблона.
Математическая эстафета (по командам)
- Предлагаю разделиться на две команды. Я буду задавать вопросы, вам нужно будет ответ найти в форме Нумикон и положить ее на стол.
- Сколько ушей у двух мышей? 4
- Сколько дней в неделе? 7
- Сколько глаз у светофора? 3
- Сколько пальцев на одной руке? 5
- Сколько солнышек на небе? 1
- Сколько лап у двух собак? 8
- Самое маленькое двузначное число? 10
- Сколько в неделе выходных дней? 2
- Сколько ног у насекомых? 6
- Какое число больше 7 на 2? 9
- Одна команда вложите формы от меньшей к большей, вторая – от большей к меньшей. Посчитаем.
Построив «лесенку» мы показываем и называем их вслух: один, два, три…потом ступени лесенки называем в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая форма – это 3 и т.д. Таким образом дети знакомятся с цифрами и начинают работу с числовым рядом.
Игра с кубиком.
Каждый бросает игральный кубик и выкладывает, из каких либо предметов соответствующую форму нумикона, находят соответствующую цифру.
«Корректурная проба»
Картинка с повторяющимися элементами. Поставить на какое – либо изображение штырьки.
- Как узнать, сколько здесь штырьков не пересчитывая их? (использовать форму нумикона)
Дети учатся находить соответствие между цифрами и формами Нумикона, им предлагается пересчитывать дырочки в формах, вставлять в дырочки штырьки и пересчитывать, сколько штырьков помещается в каждой форме.
На этом же этапе можно играть в лото, подкладывая нужную форму к нужной цифре, в игры с использованием традиционных карточек для соотнесения числа и количества.
IV этап – обучение сложению и вычитанию (освоение арифметических действий) (СЛАЙД 8)
Нумикон активно используется как дополнительный наглядный материал при знакомстве арифметических действий. Вся предварительная работа с Нумиконом направлена на то, чтобы ребенок понял, что шаблоны можно соединять друг с другом вплотную, без промежутков.
Игра с рулеткой.
На два выпавших числа, нужно найти подходящие формы. Составить вместе так, чтобы получилась одно число, и найти к нему соответствующую целую форму, проверить ответ с помощью наложения. Здесь же предлагается выложить запись с помощью цифр и знаков.
Операция сложения с помощью Нумикон весьма наглядна. Ребенку предлагается «сложить вместе», т.е. соединить две детали, и посмотреть «На какую деталь они стали похожи?»
А теперь задание усложняется: как можно еще представить получившееся число (какими формами). Построить башню.
На этом этапе вводятся слова «плюс», «минус», «равно» (СЛАЙД 9)
Уже здесь можно решать простые задачи. Например, задача на вычитание. Дети слушают задачу, выбирают соответствующие формы и выполняют арифметические действия (уже путем наложения)
Эти и другие игры легко можно интегрировать в образовательную деятельность по математике, работая по любой программе и технологии. Но они дополнят и обогатят начальный период обучению счету, помогут освоить арифметические действия, понимание состава числа, увеличения и уменьшения на один.
Нумикон можно сделать своими руками, из плотного картона. (СЛАЙД 10)
3. Рефлексивно-оценочный этап.
В завершении мастер – класса предлагаю вам дать характеристику технологии и игре Нумикон, для этого записать из каждой буквы новые слова – эпитеты, словосочетания.
Н – новая
У – увлекательная, уникальная, удивительная
М – мудрая, методика
И – интересная, игровая, интеллектуальная
К – креативная, коллективная
О – образовательная, обучающая
Н – новая
(СЛАЙД 11)
Если Вы находитесь в поиске универсальных дидактических средств, позволяющих вести образовательную деятельность в уникальной игровой среде, то развивающая технология и игра «Нумикон» для вас.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ МАСТЕР - КЛАССА: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ. ЗАДАЧИ МАСТЕР - КЛАССА: познакомить с развивающей игрой « Нумикон » и ее применением; о бучить педагогов методам применения игровой инновационной технологии; в ызвать у участников мастер – класса желание внедрить в практику работы развивающую игру « Нумикон »
НУМИКОН - это программа обучения и набор наглядного материала, созданного В Англии для детей, испытывающих трудности в математике. Использование форм Нумикона позволяет подключать множество каналов чувственного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание, а также движение и речь.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С НУМИКОНОМ.
I ЭТАП – ИГРОВОЙ, ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ. Игра «Рыбалка» Отпечатки на пластилине Игра «Волшебный мешочек» Использовать как печенье, бутерброды Игра «Магазин» (деньги) Делать бусы из штырьков Сортировать по цвету и т.д.
II ЭТАП – КОНСТРУИРОВАНИЕ РЯДОВ. Цель этого этапа - показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» - «одну дырочку», т.е. единицу. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к сложению и вычитанию.
III ЭТАП – ОБУЧЕНИЕ СЧЁТУ. Вводится числовое название каждого шаблона. Построив «лесенку», показывают и называют их вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Таким образом, дети знакомятся с цифрами. Когда ребенок уверенно собирает «лесенку», ему предлагается пересчитывать отверстия и ответить на вопрос: «Сколько всего ?»
IV ЭТАП – ОБУЧЕНИЕ СЛОЖЕНИЮ И ВЫЧИТАНИЮ (освоение арифметических действий).
ПРИДУМАЙ ЗАДАЧУ ПО КАРТИНКЕ И РЕШИ ЕЕ
НУМИКОН СВОИМИ РУКАМИ.
СПАСИБО!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
«МАУДО «Детский сад №9»
«Педагог года города Ялуторовска - 2021»
Номинация «Воспитатель года»
ПРОЕКТ
«Нумикон - эффективная технология развития и обучения математике дошкольников»
Хухорова Марина Константиновна
воспитатель
Ялуторовск, 2021
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!
Я сегодня хотела бы с вами поделиться своим проектом «Нумикон - эффективная технология развития и обучения математике дошкольников» (Слайд 1)
Каждый день в нашей жизни мы сталкиваемся с большим количеством чисел. Мы одним взглядом умеем определять сколько человек в аудитории, знаем, какие товары дорогие, а какие дешевые, вычисляем процентную ставку взятого кредита. Математика вокруг нас! Она занимает особое место в науке, культуре, общественной жизни, является одной из важных составляющих мирового научно-технического прогресса.
В концепции математического образования сказано, что успех нашей страны в XXI веке зависит от уровня математической грамотности всего населения.
Современная психолого-педагогическая наука доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника.
И именно при изучении математики дети сталкиваются с большими трудностями. Это связано с тем, что математические действия требуют высоко абстрактного мышления, хорошей памяти, способности оперировать сразу несколькими понятиями, умения анализировать и делать выводы.
В сентябре 2019г. я провела педагогическую диагностику, которая показала, что дети старшей группы испытывают затруднения:
- в понимании отношений между числами (на сколько больше (меньше));
- некоторые дети затрудняются в соотношении числа и цифры;
- простые счетные операции не могут перевести во внутренний план действий.
Я решила узнать, только ли в моей группе такие проблемы у детей. Я опросила воспитателей старших и подготовительных групп и пришла к выводу, что у многих детей имеются подобные пробелы. В связи с этим становится актуальной проблема формирования счетных навыков у дошкольников.
Я начала искать эффективные технологии математического развития дошкольников, которые мотивировали бы детей на познавательную активность, вызывали интерес к счетной деятельности и учитывали психологические особенности дошкольников.
Меня привлек сайт «Мышематика» Жени Кац, где демонстрировался опыт работы по технологии Нумикон, которая соответствует всем этим требованиям.
Нумикон – это программа и технология для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста математическим навыкам, разработанная в Англии в 1998 году для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Все мы знаем, что познавательная деятельность дошкольника должна опираться на предметный чувственный опыт. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей – способность обучаться на практике и способность запоминать, а затем узнавать шаблоны. Основа математики – это понятие числа. Однако, число является абстрактной категорией. Поэтому возникают трудности, чтобы объяснить ребенку что такое число и цифра. В нумиконе числа от 1 до 10 представлены формами – шаблонами разного цвета, благодаря чему число становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. В нумиконе формы, соответствующие числам от 1 до 10 называются единички, двойки, тройки и т.д.
Первое знакомство с программой и технологией «Нумикон» подтолкнуло меня к разработке данного проекта, над которым я работаю с сентября 2019 года.
Я поставила цель проекта: (Слайд 2)
- формирование счетных навыков у дошкольников с помощью технологии Нумикон.
Задачи проекта:
- Формировать практические умения вычислительной деятельности: счет прямой и обратный, состав числа, соотношение числа и цифры, решение арифметических примеров.
- Развивать самостоятельность в решении счетных и вычислительных задач и в оценке результата.
Участниками проекта стали воспитанники, их родители и педагоги.
Я определила предполагаемый результат: (Слайд 3)
Для детей:
- у детей имеется интерес к математической деятельности, повысилась познавательная активность, сформированы счетные навыки и умения. Дети способны при решении математических задач ставить цель, находить решение и осуществлять контроль результатов математических действий.
Для педагогов:
- повышение уровня профессионализма, внедрение технологии Нумикон
Для родителей:
- родители проявляют интерес к познавательной деятельности детей, создают условия для математического развития в семье.
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный этап. (Слайд 4)
На подготовительном этапе я изучила программу и технологию Нумикон и познакомилась с опытом педагогов, которые занимаются с детьми по этой технологии.
Было приобретено пособие Нумикон; разработана картотека игр и упражнений; адаптировала и интегрировала приемы и упражнения в образовательную программу по формированию математических представлений.
- Практический этап. (Слайд 5)
Этот этап начался с января 2020 года.
Я ознакомила детей с Нумиконом в различных играх. Например, «Покатай формы на пальчиках», «Магнитная рыбалка» (где формы Нумикона – это рыбки), «Найди клад» (искали формы в песке (крупе) и описывали их.
В игре «Волшебный мешочек» формировались тактильные представления о формах. В играх «Сравни по размеру», «Найди одинаковые формы» дети знакомились с особенностями деталей Нумикона.
(Слайд 6) В сюжетно - ролевых играх Нумикон используется детьми как предмет – заместитель: печенье, конфеты, деньги, сотовый телефон, проездные билеты, лекарство и др.
В изобразительной деятельности дети делали отпечатки на пластилине, тесте, делали пиццу, использовали как трафарет для рисунков, закрашивали и штриховали.
(Слайд 7) Конструировали мебель в кукольный домик. Придумали игру «Домино» и другие игры.
(Слайд 8) Когда дети освоили Нумикон как игровое средство, я стала включать его в математическую деятельность и использовать как счетный материал: соотносить число и цифру, знакомить с составом числа из единиц. Большое внимание в программе по математике отводится знакомству с составом числа. Это понятие сложно дается детям. Состав означает составлять. В традиционной методике ребенок разбивает число на два меньших. Слышит одно действие, а выполняет другое и поэтому возникают трудности в понимании смысла состава числа. Благодаря Нумикон, дети начали понимать, что число – это как матрешка – в ней находятся еще числа – матрешки поменьше.
(Слайд 9) Для обмена опытом и повышения компетентности педагогов проводила консультации, организовала мастер-класс. Совместно с коллегами мы искали варианты, как еще можно использовать данную технологию и разработали картотеку игр по возрастам.
Педагоги очень заинтересовались Нумиконом и стали использовать его в своей работе, в частности в комбинированной группе для детей с ОВЗ.
(Слайд 10) Активными участниками проекта на этом этапе стали родители. Для них была проведена онлайн-консультация по работе с Нумиконом, я познакомила с пособием и играми. Провела обучение, как играть в математические игры «Ходилки», «Соседи числа», «Чего не стало». Во время самоизоляции родителям было дано задание вместе с детьми изготовить Нумикон из картона. Отправляла короткие видеоролики как играть в ту или иную игру. Затем мы устраивали семейные игровые вечера с Нумиконом. Родители выставляли фотоотчеты в родительском чате. Таким образом устанавливалась обратная связь и я видела, как дети осваивают Нумикон дома вместе с родителями.
(Слайд 11) На данный момент работа по реализации моего проекта продолжается. Мы с детьми закрепляем счетные навыки, осваиваем состав числа из 2х меньших (делаем числовые башни), решаем простые примеры и задачи, учимся осуществлять счетные операции в уме, т.е. переводим их во внутренний план действий. Также играем в подвижные игры с использованием Нумикон, проводим эстафеты, используем на прогулке.
Для оценки эффективности работы по формированию счетных навыков в январе 2021г. я провела контрольный срез, который показал положительную динамику в освоении образовательной программы по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы.
Дети освоили в полной мере навыки счета в прямом и обратном порядке, называют смежные числа, без опоры на наглядность, устанавливают отношения между числами и практическим путем, составляют числа из двух меньших, решают простые примеры. Отмечается заинтересованность детей в математических играх с Нумиконом, познавательная мотивация, самостоятельность, дети удерживают в памяти инструкцию из нескольких частей. Дети стали сообразительнее, увеличилась скорость мыслительных реакций, работоспособность.
Данная технология может с успехом применяться для детей раннего возраста, когда дети осваивают сенсорные эталоны и только знакомятся с миром математики. Они могут больше манипулировать формами, познавать их на ощупь, знакомиться с цветом.
Нумикон позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с разными учебными возможностями. Так как эта технология была задумана для детей с трудностями в развитии, она в первую очередь помогает детям с низкими учебными возможностями не отставать от своих сверстников,
быть с ними в одном образовательном процессе и проявлять познавательную активность в силу своих возможностей.
Нумикон можно использовать с целью преемственности в начальной школе при изучении таблицы сложения и вычитания, обучении счету с переходом через десяток, и даже при знакомстве с умножением и другими темами.
Таким образом, использование данной технологии показало свою эффективность на практике. Нумикон стал хорошим дополнением к образовательной программе по формированию элементарных математических представлений.