НУМИКОН
Нумикон - игра для обучения детей математике. Его можно использовать для изучения состава числа, сложения и вычитания. Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка - слух, зрение, осязание, движение и речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_numikon.docx | 19.91 КБ |
igry_s_numikonom.docx | 13.08 КБ |
Нумикон - учим деток математике! | 335.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
с использованием пособия «Нумикон»
Дидактическая игра «Найди все предметы»
Цель: учить находить все пластины, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон», сухой бассейн с фасолью или контейнер с аквагрунтом.
Содержание.
Дети сидят за столом. В центре расположен контейнер. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится мяч, тот и найдет предмет в фасоли. Ребенок, к которому подкатился мяч, ищет пластины от Нумикона. Найденный предмет высоко поднимается.
Дидактическая игра «Найди такую же»
Цель: закрепить представления детей пластинах Нумикон, упражнять в назывании цвета.
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат разноцветные пластины, нужно найти такую фигуру какую я покажу. И громко назвать цвет». Просит детей обводить каждую фигуру пальцем.
Дидактическая игра «Красивые бусы»
Цель: закрепить представления детей о штырьках Нумикон, упражнять в назывании цвета, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Воспитатель показывает детям штырьки двух цветов. Задание детям: «У вас на столах лежат разноцветные штырьки. Из них вы должны сделать бусы, чередуя цвет и каждый раз называя его»
Дидактическая игра «Выложи дорожку»
Цель: развивать умение детей сравнивать пластины по цвету, развивать внимание и мелкую моторику рук.
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Дети сидят за столом. В центре расположен контейнер. Воспитатель рассказывает правила игры: «Нужно из пластин выложить дорожку, но что бы пластины одинакового цвета не повторялись»
Дидактическая игра «Закрой всю доску»
Цель: развивать умение детей сопоставлять пластины по размеру и находить нужное место на доске.
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Дети сидят за столом. Перед каждым белая доска из набора и пластины.
Воспитатель рассказывает правила игры: «Вам нужно закрыть всю доску пластинами. Начинать нужно с углов и самых больших пластин. Пластины нужно класть рядом друг с другом»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать умение находить на ощупь нужную пластину в мешочке
Материал. Пособие «Нумикон», маленькие игрушки (любые)
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «Вам нужно опустить руку в мешочек, и найти среди других игрушек пластину. Достать и назвать цвет. Не подсматривать»
Игра «Справа как слева»
Цель: освоить умение ориентироваться на плоскости (доска из набора).
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Ребенок сидит за столом. Перед ним доска из набора Нумикон и контейнер с разноцветными штырьками из набора. Правила иры: воспитатель расставляет штырьки с одной стороны доски чередуя два цвета. Ребенок должен расставить штырьки с другой стороны опираясь на образец.
Дидактическая игра « Подбери форму»
Цель: закрепить умение сопоставлять количество штырьков и количество дырочек в пластине, упражнять в назывании цвета, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель составляет на белой доске
Какой - нибудь паттерн. Ребенок должен подобрать подходящую пластину и положить ее сверху. Чтобы все штырьки были закрыты.
Дидактическая игра « Строим башню»
Цель: закрепить умение находить пластину подходящую по размеру, развивать мелкую моторику, сравнивать башни по высоте.
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: « вы должны построить башню. Каждый ряд штырьков закрываем пластиной. Выигрывает тот, чья башня самая высокая»
Дидактическая игра « Собери свой цвет»
Цель: закрепить умение находить штырьки определенного цвета, и продевать сквозь них шнурок, развивать мелкую моторику, ориентировка на горизонтальной плоскости.
Материал. Пособие «Нумикон», планшет с прикрепленными штырьками разных цветов.
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «Вы должны продеть шнурок через штырьки того цвета, который я вам скажу» (Вариант игры на коврографе. Ориентировка на вертикальной плоскости)
Дидактическая игра « Чья дорожка длиннее?»
Цель: развивать умение детей выкладывать дорожку из пластин на скорость. Развивать мелку моторику, глазомер, умение сравнивать.
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Дети сидят за столом. Перед ними контейнер с пластинами. Воспитатель рассказывает правила игры: «Вы должны выложить из пластин каждый свою дорожку, и чья дорожка получится длиннее тот и победил»
Дидактическая игра « Разложи по порядку»
Цель: развивать умение детей выкладывать дорожку из пластин начиная от маленькой до большой до 5, развивать умение сравнивать
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Дети сидят за столом. Перед ними контейнер с пластинами до 5. Воспитатель рассказывает правила игры: « Вы должны выложить на столе дорожку из пластин начиная с самой маленькой и до самой большой». Обратить внимание детей, что у некоторых пластин есть «хвостик» и он должен быть вверху и справа. Все пластины равняем по нижней линии.
Дидактическая игра «Выложи фигурки «с хвостиком»
Цель: развивать умение детей выкладывать дорожку из пластин, находить нужные пластины в контейнере. (на скорость)
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Двое детей сидят за столом. Перед ними контейнер с пластинами. Воспитатель рассказывает правила игры: « Вы должны выложить на столе все фигуры с «хвостиком». Побеждает тот, кто быстрее выберет и выложит все пластины на столе».
Дидактическая игра «Найди все и посчитай»
Цель: закрепить умение находить все штырьки, развивать навык счета, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон», сухой бассейн с фасолью или контейнер с аквагрунтом или емкости с водой.
Содержание.
Дети сидят за столом. В центре расположен контейнер. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: я спрячу в контейнере несколько штырьков, вы должны их все достать и посчитать. ( в пределах 5) «Сколько всего?»
Дидактическая игра «Сколько штырьков поместилось в форме?»
Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: я вам даю пластину, а вы должны узнать, сколько же штырьков туда поместится. Что бы это узнать, надо поставить штырьки, а потом посчитать» «Сколько всего?»
Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон» карточки с цифрами.
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «сначала нужно разложить по порядку пластины от 1 до 10, а затем под ними разложить карточки с цифрами.
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон» карточки с цифрами.
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «я разложу пластины на столе с ошибкой. Вы должны найти ошибку и исправить.»
Дидактическая игра «Составь пластину»
Цель: закрепить понятия о составе числа, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон»
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила: «воспитатель предлагает детям пластину, например 5. Ребенок должен закрыть ее другими пластинами, например 4 и 1, 3 и 2.
Дидактическая игра «Что пропущено?»
Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон» карточки с цифрами.
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила: «Воспитатель раскладывает на столе ряд из пластин, но одна пропущена. Нужно найти пластину в контейнере»
Дидактическая игра «Кот в мешке»
Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон» карточки с цифрами.
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила: «Перед вами лежат карточки с цифрами от одного до десяти. Вам нужно достать из мешочка одну пластину и положить ее рядом с цифрой, которую она обозначает»
Дидактическая игра «Реши пример»
Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон», карточки с цифрами
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила: «Я из карточек с цифрами выкладываю пример, а вам нужно выложить этот же пример из пластинок
Дидактическая игра «Больше меньше»
Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.
Материал. Пособие «Нумикон», карточки с цифрами
Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «Воспитатель предлагает детям по две пластины. Дети должны посчитать количество дырочек и положить нужную карточку с цифрой. (использовать пластины от 1 до 10) и сказать какая больше а какая меньше».
Предварительный просмотр:
Игры с «Нумиконом»
- «Возьмите две детали и соберите из них прямоугольник! А три детали…. А сколько в этом прямоугольнике дырочек?»
- «Кто может взять 10 деталей, чтобы все плашечки были разных цветов, и разложить их по порядку? А теперь кто может из своих деталей сложить три прямоугольника, каждый из трех плашечек? Посчитай дырочки и зарисуй».
- С младшими можно разносить детали по тарелочкам с цифрами. Любопытно, что дети при этом каждый раз пересчитывают дырочки, а то, что абсолютно все детали повторяются, очень редко кто-то замечает.
- «Соберите квадраты со сторонами 3/4/5. Можно обсудить, почему 5-6 – не квадрат».
- «Строим башню». Сколько дырочек в детальке, такой высоты нужно рядом выстроить башню.
- «Сложи картину по образцу»
Предварительный просмотр:
НУМИКОН - УЧИМ ДЕТОК МАТЕМАТИКЕ |
В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ – представлено в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка.
С формами Нумикона можно увлекательно играть. Ребёнок может доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.
Их можно выстраивать в ряд, накладывать на специальную доску (по типу «Лего»), на плоскостное изображение, использовать для конструирования по рисунку на плоскости и составлять из них свои узоры.
Формы можно скреплять входящими в набор штырьками, образуя пространственную конструкцию, создавать пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на цвет, форму и величину, ребёнок легко запоминает образ числа как соответствующей формы Нумикона.
С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и количеством.
Запомнив образ числа, ребёнок в дальнейшем соотносит форму Нумикона с числом, не нуждаясь в пересчёте дырочек на ней – она становится для него паттерном.
Чётные числа представлены в Нумиконе прямоугольными формами, а нечётные имеют выступ с одним отверстием – таким образом, ребёнок и зрительно и на ощупь может легко отличить их друг от друга. Выстраивая на доске штырьки Нумикона одновременно двумя руками, ребёнок может заметить, что, если последний штырёк остался один (вторая рука свободна) – число штырьков нечётное, если же и на последнем ходу заняты обе руки – получается чётное число.
Опыт показывает, что числовой ряд из Нумикона становится у ребёнка гораздо легче цифрового ряда. Выстраивая в ряд формы Нумикона, ребёнок видит, что каждое следующее число больше предыдущего на один.
Накладывая две формы Нумикона друг на друга, ребёнок получает преставление о сравнении чисел по величине, впоследствии может определить, на сколько одно число больше или меньше другого.
Соединяя две формы между собой на плоскости и находя соответствующую получившуюся новую форму (если счёт идёт в пределах 10), ребёнок получает представление о сложении и составе целого из частей, а убирая одну из частей – о вычитании.
Нумикон даёт возможность получить представление о составе числа, причём целое и его части при желании можно уравновешивать на чашечных весах.
Таким способом можно подойти к представлению о простейших уравнениях типа 5 + … =8 .
С помощью Нумикона можно наглядно показать детям образование чисел второго и последующих десятков, дети могут сами строить плоскостные и объёмные модели этих чисел, оперировать с ними. Например, чтобы к 7 прибавить 5, ребёнок пристраивает на плоскости последовательно («в длину») форму 5 к форме 7 так, чтобы между ними не было зазоров, накладывает сверху форму10 и видит, что после неё осталось ещё 2 (можно наложить ещё форму 2) –получилось двенадцать. Таким способом дети решают примеры с переходом через десяток и могут складывать числа в пределах сотни.
Кажется, важным, что с помощью Нумикона ребёнок учится считать не единицами, а сразу паттернами, что значительно облегчает в дальнейшем для него счётные операции и позволяет производить их быстрее. В то же время Нумикон сам по себе является наглядным и осязаемым счётным пособием, «счётной машинкой», которая позволяет быстро и понятно производить операции сложения и вычитания ребёнку-дошкольнику.