НУМИКОН

Хухорова Марина Константиновна

Нумикон - игра для обучения детей математике. Его можно использовать для изучения состава числа, сложения и вычитания. Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка - слух, зрение, осязание, движение и речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

с использованием пособия «Нумикон»

Дидактическая игра «Найди все предметы»

Цель: учить находить все пластины, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон», сухой бассейн с фасолью или контейнер с аквагрунтом.

Содержание.

Дети сидят за столом. В центре расположен контейнер. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится мяч, тот и найдет предмет в фасоли. Ребенок, к которому подкатился мяч, ищет пластины от Нумикона. Найденный предмет высоко поднимается.

Дидактическая игра «Найди такую же»

Цель: закрепить представления детей пластинах Нумикон, упражнять в назывании цвета.

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат разноцветные пластины, нужно найти такую фигуру какую я покажу. И громко назвать цвет». Просит детей обводить каждую фигуру пальцем.

Дидактическая игра «Красивые бусы»

Цель: закрепить представления детей о штырьках Нумикон, упражнять в назывании цвета, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Воспитатель показывает детям штырьки двух цветов. Задание детям: «У вас на столах лежат разноцветные штырьки. Из них вы должны сделать бусы, чередуя цвет и каждый раз называя его»

Дидактическая игра «Выложи дорожку»

Цель: развивать умение детей сравнивать пластины по цвету, развивать внимание и мелкую моторику рук.

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Дети сидят за столом. В центре расположен контейнер. Воспитатель рассказывает правила игры: «Нужно из пластин выложить дорожку, но что бы пластины одинакового цвета не повторялись»

Дидактическая игра «Закрой всю доску»

Цель: развивать умение детей сопоставлять пластины по размеру и находить нужное место на доске.

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Дети сидят за столом. Перед каждым белая доска из набора и пластины.

Воспитатель рассказывает правила игры: «Вам нужно закрыть всю доску пластинами. Начинать нужно с углов и самых больших пластин. Пластины нужно класть рядом друг с другом»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: развивать умение находить на ощупь нужную пластину в мешочке

Материал. Пособие «Нумикон», маленькие игрушки (любые)

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «Вам нужно опустить руку в мешочек, и найти среди других игрушек пластину. Достать и назвать цвет. Не подсматривать»

 

Игра «Справа как слева»

Цель: освоить умение ориентироваться на плоскости (доска из набора).

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Ребенок сидит за столом. Перед ним доска из набора Нумикон и контейнер с разноцветными штырьками из набора. Правила иры: воспитатель расставляет штырьки с одной стороны доски чередуя два цвета. Ребенок должен расставить штырьки с другой стороны опираясь на образец.


Дидактическая игра « Подбери форму»

Цель: закрепить умение сопоставлять количество штырьков и количество дырочек в пластине, упражнять в назывании цвета, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель составляет на белой доске

Какой - нибудь паттерн. Ребенок должен подобрать подходящую пластину и положить ее сверху. Чтобы все штырьки были закрыты.

Дидактическая игра « Строим башню»

Цель: закрепить умение находить пластину подходящую по размеру, развивать мелкую моторику, сравнивать башни по высоте.

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: « вы должны построить башню. Каждый ряд штырьков закрываем пластиной. Выигрывает тот, чья башня самая высокая»

Дидактическая игра « Собери свой цвет»

Цель: закрепить умение находить штырьки определенного цвета, и продевать сквозь них шнурок, развивать мелкую моторику, ориентировка на горизонтальной плоскости.

Материал. Пособие «Нумикон», планшет с прикрепленными штырьками разных цветов.

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «Вы должны продеть шнурок через штырьки того цвета, который я вам скажу» (Вариант игры на коврографе. Ориентировка на вертикальной плоскости)

Дидактическая игра « Чья дорожка длиннее?»

Цель: развивать умение детей выкладывать дорожку из пластин на скорость. Развивать мелку моторику, глазомер, умение сравнивать.

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Дети сидят за столом. Перед ними контейнер с пластинами. Воспитатель рассказывает правила игры: «Вы должны выложить из пластин каждый свою дорожку, и чья дорожка получится длиннее тот и победил»

Дидактическая игра « Разложи по порядку»

Цель: развивать умение детей выкладывать дорожку из пластин начиная от маленькой до большой до 5, развивать умение сравнивать

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Дети сидят за столом. Перед ними контейнер с пластинами до 5. Воспитатель рассказывает правила игры: « Вы должны выложить на столе дорожку из пластин начиная с самой маленькой и до самой большой». Обратить внимание детей, что у некоторых пластин есть «хвостик» и он должен быть вверху и справа. Все пластины равняем по нижней линии.

Дидактическая игра «Выложи фигурки «с хвостиком»

Цель: развивать умение детей выкладывать дорожку из пластин, находить нужные пластины в контейнере. (на скорость)

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Двое детей сидят за столом. Перед ними контейнер с пластинами. Воспитатель рассказывает правила игры: « Вы должны выложить на столе все фигуры с «хвостиком». Побеждает тот, кто быстрее выберет и выложит все пластины на столе».

 

Дидактическая игра «Найди все и посчитай»

Цель: закрепить умение находить все штырьки, развивать навык счета, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон», сухой бассейн с фасолью или контейнер с аквагрунтом или емкости с водой.

Содержание.

Дети сидят за столом. В центре расположен контейнер. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: я спрячу в контейнере несколько штырьков, вы должны их все достать и посчитать. ( в пределах 5) «Сколько всего?»

Дидактическая игра «Сколько штырьков поместилось в форме?»

Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: я вам даю пластину, а вы должны узнать, сколько же штырьков туда поместится. Что бы это узнать, надо поставить штырьки, а потом посчитать» «Сколько всего?»

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон» карточки с цифрами.

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «сначала нужно разложить по порядку пластины от 1 до 10, а затем под ними разложить карточки с цифрами.

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон» карточки с цифрами.

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «я разложу пластины на столе с ошибкой. Вы должны найти ошибку и исправить.»

Дидактическая игра «Составь пластину»

Цель: закрепить понятия о составе числа, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон»

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила: «воспитатель предлагает детям пластину, например 5. Ребенок должен закрыть ее другими пластинами, например 4 и 1, 3 и 2.


 

Дидактическая игра «Что пропущено?»

Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон» карточки с цифрами.

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила: «Воспитатель раскладывает на столе ряд из пластин, но одна пропущена. Нужно найти пластину в контейнере»

Дидактическая игра «Кот в мешке»

Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон» карточки с цифрами.

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила: «Перед вами лежат карточки с цифрами от одного до десяти. Вам нужно достать из мешочка одну пластину и положить ее рядом с цифрой, которую она обозначает»

Дидактическая игра «Реши пример»

Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон», карточки с цифрами

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила: «Я из карточек с цифрами выкладываю пример, а вам нужно выложить этот же пример из пластинок

Дидактическая игра «Больше меньше»

Цель: развивать навык счета, развивать мелкую моторику.

Материал. Пособие «Нумикон», карточки с цифрами

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель рассказывает правила игры: «Воспитатель предлагает детям по две пластины. Дети должны посчитать количество дырочек и положить нужную карточку с цифрой. (использовать пластины от 1 до 10) и сказать какая больше а какая меньше».



Предварительный просмотр:

Игры с «Нумиконом»

  1. «Возьмите две детали и соберите из них прямоугольник! А три детали…. А сколько в этом прямоугольнике дырочек?»
  2. «Кто может взять 10 деталей, чтобы все плашечки были разных цветов, и разложить их по порядку? А теперь кто может из своих деталей сложить три прямоугольника, каждый из трех плашечек? Посчитай дырочки и зарисуй».
  3. С младшими можно разносить детали по тарелочкам с цифрами. Любопытно, что дети при этом каждый раз пересчитывают дырочки, а то, что абсолютно все детали повторяются, очень редко кто-то замечает.
  4. «Соберите квадраты со сторонами 3/4/5. Можно обсудить, почему 5-6 – не квадрат».
  5. «Строим башню». Сколько дырочек в детальке, такой высоты нужно рядом выстроить башню.
  6. «Сложи картину по образцу»



Предварительный просмотр:

НУМИКОН - УЧИМ ДЕТОК МАТЕМАТИКЕ

 

В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ – представлено в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. 

https://teplo-serdets.ru/upload/iblock/18d/numicon1.jpg

С формами Нумикона можно увлекательно играть.  Ребёнок может доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.

https://i.pinimg.com/736x/f6/19/f9/f619f94d26112bb39f47dd716a725470--number-bonds-to--math-activities.jpghttps://inspiremyplay.com/wp-content/uploads/2018/08/DSC_0432-1440x960.jpghttps://i.pinimg.com/originals/49/c4/10/49c410b5ff18a354fe07bed2476150f1.jpg

 

Их можно выстраивать в ряд, накладывать на специальную доску (по типу «Лего»), на плоскостное изображение, использовать для конструирования по рисунку на плоскости и составлять из них свои узоры. 

Формы можно скреплять входящими в набор штырьками, образуя пространственную конструкцию, создавать пространственные модели больших чисел.  Ориентируясь на цвет, форму и величину, ребёнок легко запоминает образ числа как соответствующей формы Нумикона. 

 

С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и количеством.

    Запомнив образ числа, ребёнок в дальнейшем соотносит форму Нумикона с числом, не нуждаясь в пересчёте дырочек на ней – она становится для него паттерном.

   Чётные числа представлены в Нумиконе прямоугольными формами, а нечётные имеют выступ с одним отверстием – таким образом, ребёнок и зрительно и на ощупь может легко отличить их друг от друга. Выстраивая на доске штырьки Нумикона одновременно двумя руками, ребёнок может заметить, что, если последний штырёк остался один (вторая рука свободна) – число штырьков нечётное, если же и на последнем ходу заняты обе руки – получается чётное число.

Опыт показывает, что числовой ряд из  Нумикона становится у ребёнка гораздо легче цифрового ряда.   Выстраивая в ряд формы Нумикона, ребёнок видит, что каждое следующее число больше предыдущего на один. 

 
Накладывая две формы Нумикона друг на друга, ребёнок получает преставление о сравнении чисел по величине, впоследствии может определить, на сколько одно число больше или меньше другого. 

Соединяя две формы между собой на плоскости и находя соответствующую получившуюся новую форму (если счёт идёт в пределах 10), ребёнок получает представление о сложении и составе целого из частей, а убирая одну из частей – о вычитании. 

Нумикон даёт возможность получить представление о составе числа, причём целое и его части при желании можно уравновешивать на чашечных весах.  

Таким способом можно подойти к представлению о простейших уравнениях типа 5 + …   =8 . 

С помощью Нумикона можно наглядно показать детям образование чисел второго и последующих десятков, дети могут сами строить плоскостные и объёмные модели этих чисел, оперировать с ними. Например, чтобы к 7 прибавить 5, ребёнок пристраивает на плоскости последовательно («в длину») форму 5 к форме 7 так, чтобы между ними не было зазоров, накладывает сверху форму10 и видит, что после неё осталось ещё 2 (можно наложить ещё форму 2) –получилось двенадцать. Таким способом дети решают примеры с переходом через десяток и могут складывать числа в пределах сотни.

      Кажется, важным, что с помощью Нумикона ребёнок учится считать не единицами, а сразу паттернами, что значительно облегчает в дальнейшем для него счётные операции и позволяет производить их быстрее. В то же время Нумикон сам по себе является наглядным и осязаемым счётным пособием, «счётной машинкой», которая позволяет быстро и понятно производить операции сложения и вычитания ребёнку-дошкольнику.