"Великой Победе посвящается"
В данном разделе вы найдете необходимый методический материал, относящийся к теме ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час на тему ВОВ | 24.75 КБ |
тест для 4 классов | 12.98 КБ |
интересные факты о ВОВ | 20.74 КБ |
Стихотворения о ВОВ | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«За мирное небо над головой!».
Тема: «За мирное небо над головой!»
Цели: развитие патриотических чувств и формирование чувства гордости за свою Родину, за свой народ, воспитание уважительного отношения к историческому наследию своего края.
Задачи:
-формировать у учащихся представление о Великой Отечественной войне;
-знакомить с историей страны;
-формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершённый советским народом;
-познакомить с пионерами-героями Великой Отечественной войны ;
-воспитывать уважение к старшему поколению;
-воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою Родину.
Оборудование: видеоролик ко Дню Победы, музыка, песня «С чего начинается Родина», песня «О той весне», песня «9 Мая», песня «Возвращайтесь», плакаты, портреты пионеров героев, стихи для детей.
Звучит песня «С чего начинается Родина».
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить одно из самых грозных и жестоких событий в истории нашей страны Великую отечественную войну 1941 – 1945 гг.
Учитель. Почему война называется Великой Отечественной? Великая Отечественная война – самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный. Огромный. Война охватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней требовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война – справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
Просмотр видеоролика «Ко Дню Победы»
Ученик.
Я смотрю старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Ученик.
В первый день войны им было по 17-20лет. Из каждых 100ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Ученик. Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Ученик. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125
граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ученик. Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Ученик. Война… . От Бреста до Москвы – 1000км,от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600км – это если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4года 1418 дней.)
70 лет прошло с тех пор. Как отгремели последние выстрелы. 9Мая всё человечество отмечает 70-летие Победы над фашистской Германией. Этой знаменательной дате мы и посвящаем нашу встречу «Ради жизни на Земле»
.
Учитель. Давайте мысленно перенесёмся в прошлое нашей страны. 1941год.
Мирное воскресное утро 22 июня. Спят города и сёла, в школах выпускные вечера. И вдруг из репродуктора донеслась страшная весть.
Без объявления войны фашистские войска напали на нашу Родину. Над страной нависла угроза потери независимости и свободы.
Ученик. Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все 4 года.
Ученик. Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Учитель. Так мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. Началась Великая отечественная война.
Учитель. До нападения на нашу страну, Германские войска покорили уже многие страны Европы: Чехословакию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию, Австрию. Захватив страны Европы, Гитлеровская Германия обрушила свой страшный удар на Советский Союз.
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.
… Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том. Как мужественно стояли пограничники!
Учитель. Не обошла война стороной ни одну семью, ни один город, ни одно село.
В рядах бойцов советской Армии были и наши земляки. Сейчас уже их нет в живых. Но память о них вечна.
Исполняется песня «Журавли» (музыкальная композиция)
Учитель читает письмо ветерана.
Учитель. Вместе со своими отцами и старшими братьями шли дети войны.
Тяжёлые испытания принесла война детям.
Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили своей жизни ради победы.
Ветры в походные трубы трубили
Дождь отбивал барабанную дробь
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь.
И, кажется, снова в борьбе и походе
Сегодня в рядах твоих верных друзей –
Голиков Лёня, Дубинин Володя, Котик, Матвеева, Зверев, Казей.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки.
Учились, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки, помогали старшим. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья.
Пришёл грозный час и они показали, каким огромным и бесстрашным может стать детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Рассказы ребят о пионерах-героях.
Стихотворение А.Твардовский «Рассказ танкиста»
Учитель. Нелегко досталась нам победа. Война нанесла тяжёлые раны советским людям. Гитлеровцы на оккупированных территориях совершали немыслимые зверства. Они расстреливали, закапывали людей живьём, разрушали и сжигали сотни городов, тысячи населённых пунктов. В нашем районе полностью была сожжена деревня Просковка. Более 1 миллиона человек замучено в лагерях смерти.
Ученик. Стихотворение «Мальчик из села Поповки» Самуил Маршак.
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
Учитель. Но в отличие от фашистов наши русские солдаты проявляли лучшие благородные качества. Так всему миру известен подвиг русского солдата, который во время боя в городе Берлине вынес из обстрела немецкую девочку. И в Германии в Трептов парке стоит памятник воину освободителю.
Это солдат – победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.
Ученик. Это было в мае, на рассвете
Настал у стен рейстага бой.
Девочку немецкую заметил,
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине под обстрелом,
Полз боец, и телом заслоняя
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской
Люди, победившие войну!
…И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник советскому солдату,
С девочкой, спасённой на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
Учитель. На нашей земле после войны осталось много братских могил, на которых всегда лежат живые цветы. Это знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за неё. Но они живы в наших сердцах и в нашей памяти. В память о них зажжён и всегда будет гореть Вечный огонь.
Никто не забыт.
Ничто не забыто.
Ученик. Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их – солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас…
Учитель. А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на земле.
Минута молчания.
Учитель. Война закончилась Победой 9Мая 1945 года. И в честь этого праздника, в честь героев. Защитников нашей Родины в этот день вечером всегда гремит салют. И люди никогда не забывают тех, кто отдал жизнь за нас, за наше мирное небо. И мы тоже будем о них помнить.
Ученик.
Пусть пулемёты не строчат
И пушки грозные молчат.
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым!
Пусть бомбовозы по нему
Не пролетают ни к кому,
Не гибнут люди, города… .
Мир нужен не земле всегда!
Ученик.
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны
Сегодня праздник – День Победы,
Счастливый, светлый день весны!
Ученик.
Вздохнули полной грудью люди.
Конец войне! Конец войне!
И многоцветные салюты
Сверкали долго в вышине!
Ученик.
Гром торжества могучим валом
Катился по краям родным,
Отечество салютовало
Отважным воинам своим!
Учитель.
Пусть в защиту людей
Всюду голос наш слышен:
Расцветать на просторе
Лесам и полям
Солнцу мира и дружбы
Подниматься всё выше,
Все: «Нет – войне!» «Миру – да!»
Ученик.
Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Ученик.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей.
И наших внуков внуки.
Ученик.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
Учитель. Семь десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память о их подвигах до сих пор жива.
Песня «О той весне»
Учитель. У каждого из вас на груди сегодня георгиевская ленточка. Вы знаете, что уже несколько лет в России проходит акция «Георгиевская ленточка», приуроченная к годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Что означает эта ленточка? Почему сейчас она стала символом Победы?
Эта лента имеет 2 цвета:
Чёрный цвет – символ дыма,
Оранжевый – символ огня.
Называется она георгиевская в честь Георгия победоносца – христианского воина. Слава
О его подвигах, как ми слава о людях, которые воевали в годы Великой Отечественной войны, была большая.
Каждый раз, соприкасаясь с Георгиевской лентой, вспомните о тех, кто погиб, кто воевал, вспомните о тех, кому война принесла горе.
Учитель. Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Не стояли холодными ночами за хлебом… . Мы не знали, что такое похоронки. Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, мы узнаём, что почти в каждой семье кто-то погиб. Пропал безвести, был ранен. 20 миллионов жизней унесла эта война. Каждый день Великой отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, -это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине.
Ученик.
Ни детям, ни взрослым война не нужна!
Пусть с нашей планеты исчезнет она.
Пусть мирные звёзды над нами горят,
А дружба не знает границ и преград.
Ученик.
Хотим под мирным небом жить
И радоваться и дружить!
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети.
Учитель.
Солнце Родины любимой
Озаряет всё вокруг,
И взлетает белокрылый
Голубь мира с наших рук.
Ты лети. Лети по свету,
Голубь наш, из края в край,
Слово мира и привета
Всем народам передай!
Ученик.
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подаривших народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Великая Отечественная война» для 4 классов
1. В каком году началась Великая Отечественная война?
а) 1941; б) 1812; в) 2000; г) 2014
2. Какое государство в 1941 году без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины?
а) Германия; б) Франция; в) США; г) Япония
3. Кто возглавлял фашистскую армию Германии во время войны 1941-1945 гг.?
а) Врунгель; б) Гитлер; в) Черччиль
4. Кто наносил серьезный ущерб германской армии, избегая открытых и крупных столкновений с противником?
а) солдаты; б) матросы;
в) партизаны; г) подпольщики; д) ветераны
5. Где жили партизаны?
а) в избушках; б) в землянках;
в) в окопах; г) в блиндажах
6. Когда закончилась Великая Отечественная война?
а) 9 мая 1941 года; б) 1 сентября 1945 года;
в) 9 мая 1945 года; г) 1 июня 1918 года
7. Что проходит 9 мая на Красной площади в Москве?
а) концерт; б) олимпийские игры;
в) парад; г) выборы президента; д) эстафета
8. Город-герой, крепость, которая приняла первые удары немецко-фашистских захватчиков в первые дни войны, и более месяца держала оборону
а) Московский Кремль; б) Брестская крепость;
в) Петропавловская крепость
9. Город-герой, который выдержал блокаду во время Великой Отечественной войны в течение 900 дней
а) Москва; б) Сталинград; в) Петроград;
г) Ленинград; д) Севастополь
10. Верховный главнокомандующий Вооруженных Сил СССР во время Великой Отечественной войны
а) Жуков; б) Сталин; в) Рокоссовский;
г) Буденный
11. Советская боевая машина периода Великой Отечественной войны наиболее широко известна под народным прозвищем
а) Машенька; б) Катюша; в) Тачанка
12. После какой битвы был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии?
а) под Смоленском; б) под Полтавой;
в) Сталинградская битва; г) под Москвой
13. Кто первый водрузил Красное знамя над Рейхстагом?
а) Юрий Гагарин; б) Георгий Жуков;
в) Михаил Егоров и Милитон Кантария; г) партизаны
Предварительный просмотр:
Интересные факты о Великой Отечественной войне
Со времён Великой Отечественной войны прошло уже более 70 лет. О ней написаны сотни книг и снято огромное количество документальных и художественных фильмов. Казалось бы, в этом историческом периоде не должно остаться ничего неизвестного. Но, это не так.
«Дом Павлова» в Волгограде - кирпичное здание с выщербленными осколками снарядов и пуль стенами, известен почти всем людям старшего поколения. Однако, не всем известно о том, что Павловых было двое.
Фамилия у них одинаковая – Павлов, а имена-отчества разные: Яков Федотович Павлов (сержант, Герой Советского Союза) и Иван Дмитриевич Павлов (лейтенант, награжден медалью «За оборону Сталинграда»).
Имя одного из них стало символом несгибаемого духа, беспримерного мужества и железной воли. Речь идет о сержанте 42-го стрелкового полка Якове Федотовиче Павлове.
Другой руководитель обороны «дома Павлова» лейтенант Иван Дмитриевич Павлов впоследствии стал настоятелем Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл.
Считается, что первым, кто закрыл амбразуру дота своим телом был Александр Матросов.
Однако первым в истории Красной Армии акт самопожертвования, закрыв своим телом амбразуру вражеского дота, совершил 24 августа 1941 года, то есть спустя два месяца после начала войны, младший политрук танкового батальона, 24-летний Александр Панкратов – в бою у села Спас-Нередица близ Великого Новгорода.
Была поставлена задача: стремительно форсировать речку Малый Волховец и штурмом взять Кирилловский монастырь. На левом фланге пулемет противника не давал возможности атакующей группе проникнуть в распоряжение монастыря. Политрук, вырвавшись вперед, оказался один на один с дотом. Все патроны и гранаты были израсходованы, и он принял свое смертельное решение…
Именем героя названа школа в Вологде, где учился А.К. Панкратов, теплоход и улицы, проводятся спортивные состязания памяти Александра Константиновича Панкратова. И всё же широкой публике имя его, по сравнению с Матросовым, малоизвестно. А ведь еще 16 марта 1942 года, почти за год до гибели Александра Матросова, отважный танкист-политрук был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Фамилии девяти воинов, закрывших своим телом амбразуры дотов и оставшихся живыми: Владимир Майборский, Георгий Майсурадзе, Александр Удодов, Степан Куликов, Степан Кочнев, Сабалак Оразалинов, Товье Райз, Алексей Очкин и Николай Шевляков.
Официально Знамя Победы на рейхстаг водрузили Егоров и Кантария. Но был еще и третий.
Если считать, что официально Знамя Победы на рейхстаг первыми водрузили Егоров и Кантария, то третьим надо считать лейтенанта А.П. Береста, и вот почему…
«В ночь на 1 мая 1945 года по приказанию командира 756-го стрелкового полка Ф.М. Зинченко были приняты меры по водружению на здании рейхстага знамени, врученного полку Военным советом 3-й ударной армии. Выполнение этой задачи было возложено на группу бойцов, которую возглавил лейтенант А.П. Берест. Ранним утром на скульптурной группе, венчающей фронтон здания, уже развевалось Знамя Победы: его водрузили разведчики сержанты М.А. Егоров и М.В. Кантария».
Но несколько ранее «В одной из комнат рейхстага развернулся командный пункт командира 1-го стрелкового полка капитана С.А. Неустроева. В боевых порядках этого батальона действовали группы добровольцев под командованием капитана В.Н. Макова. Бойцы группы старшие сержанты Г.К. Загитов, А.Ф. Лисименко и сержант М.П. Минин с Красным флагом бросились наверх. Прокладывая себе путь гранатами и огнем из автоматов, они вырвались на крышу здания и здесь укрепили флаг».
Первенство группы В. Макова признали в своих вышедших в 1975 году воспоминаниях М. Егоров и М. Кантария.
Первые гвардейские части появились еще летом 1941 года.
Это были части реактивной артиллерии – батареи знаменитых «катюш», которым присваивалось звание гвардейских при их формировании. Тем самым подчеркивалось большое значение нового для того времени средства поражения.
Но подлинным днем рождения советской гвардии считается 18 сентября 1941 года. В этот день приказом народного комиссара обороны СССР четыре стрелковые дивизии Западного фронта, 100, 127, 153 и 161-я – были преобразованы, соответственно, в 1, 2, 3 и 4-ю гвардейские стрелковые дивизии. Об обстоятельствах, связанных с появлением гвардейских стрелковых соединений, рассказано в воспоминаниях Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Во время его доклада вечером 9 сентября 1941 года И.В. Сталину об обстановке на московском направлении встал вопрос о действиях частей 24-й армии. Жуков отметил, что в сражениях отличились именно четыре эти дивизии. Сталин пометил что-то в своем блокноте, и вскоре последовал приказ, в котором не только говорилось о переименовании дивизий, но и перечислялись причины их успешных боевых действий.
Это должно было стать мощным стимулом для остальных частей и соединений РККА в совершенствовании их боевого мастерства.
Вскоре многие соединения, проявившие героизм и мужество, были отмечены званием гвардейских. Так, уже 21 сентября гвардейской стала 1-я Московская мотострелковая дивизия, отличившаяся в боях под Смоленском, а 26 сентября – 107, 120 и 64-я стрелковые дивизии были переименованы в 5, 6 и 7-ю гвардейские.
Вслед за этим гвардейские части и соединения появились в других родах войск и видах Вооруженных сил. 11 ноября 1941 года в 1-ю гвардейскую танковую бригаду была преобразована 4-я танковая бригада полковника М.Е. Катукова, отличившаяся в боях под Мценском. 26 ноября родилась советская кавалерийская гвардия: кавкорпуса, которыми командовали П.А. Белов и Л.М. Доватор, за героические действия при обороне Москвы были преобразованы в соответственно, 1-й и 2-й гвардейские корпуса.
В декабре 1941 года появилась первая гвардейская авиационная часть.
Лётчик, который совершил четыре тарана.
Борис Иванович Ковзан (7 апреля 1922 – 31 августа 1985) – советский летчик-истребитель, заместитель командира полка, полковник, Герой Советского Союза.
На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. За время войны сбил 28 самолетов противника, из них один в группе, а четыре самолета сбил тараном.
В трех случаях Ковзан на своем самолете Як-1 возвращался на аэродром. 13 августа 1942 года на самолете Ла-5 капитан Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолет на вражеский бомбардировщик. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров с не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав ногу и несколько ребер. Из болота его вытащили подоспевшие партизаны и переправили через линию фронта. В госпитале Ковзан провел 10 месяцев, потерял правый глаз. После лечения добился разрешения продолжить лётную службу.
Звание Героя Советского Союза присвоено 24 августа 1943 года.
Всего за годы войны он совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев.
Кто первым в СССР сконструировал реактивный самолет, кто и когда первым его испытал.
Первым в СССР создал реактивный самолет Болховитинов Виктор Федорович (1899-1970) – советский авиаконструктор и ученый в области самолетостроения, доктор технических наук (1947), генерал-майор-инженер (1943). Окончил Военно-Воздушную Академию РККА им. Профессора Н.Е. Жуковского (ныне ВВИА) в 1926 году и продолжал в ней работать. В 1937-1945 году главный конструктор ОКБ. Конструктор первого в СССР реактивного самолета, тяжелого бомбардировщика ДБ-А, истребителя с соосными винтами и др.
15 мая 1942 года в небо поднялся первый реактивный самолет. Летчик-испытатель капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи открыл дорогу не только реактивной авиации, но и приблизил выход человека в космический океан. Погиб в 1943 году при испытании самолета.
В 1973 году капитан Г.Я. Бахчиванджи был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Дети руководителей государства, воевавших в Великой Отечественной войне.
Яков Джугашвили. Сын Сталина, командир батареи 14-го гаубичного артиллерийского полка. В июле 1941 года под Витебском попал в плен.
Василий Сталин. Летчик.
Тимур Фрунзе. Сын М.В. Фрунзе и приемный сын Ворошилова. Летчик.
Степан, Иван, Алексей и Владимир Микояны.
Леонид Хрущев. Летчик.
Артем Сергеев. Сын Артема (Сергеева). Приемный сын Сталина.
Серго Берия. Капитан. Осенью 1944 года был заброшен в составе десантной группы в Словакию для помощи восставшим словакам. Начальник радиостанции десантной группы для непосредственной связи с Генштабом (Серго Берия. Мой отец – Лаврентий Берия. М., Современник, 1994, стр. 199-201).
Александр Щербаков. Летчик, войска ПВО Москвы.
Анатолий Луначарский.
Дмитрий Цюрупа. Подполковник 800 сп 143 сд. Пропал без вести осенью 1941 года (Книга памяти (Москва), 1994 г., т. 13, стр. 666).
Петр Цюрупа. Младший командир, ппс 933. Погиб 12 апреля 1942 года в немецком плену (Книга памяти (Москва), 1994 г., т. 13, стр. 666).
Владимир Кузнецов (1924-1942) – летчик-истребитель, погиб в воздушном бою; сын А.А. Кузнецова, секретаря Ленинградского обкома во время войны, фактически руководил организацией обороны и снабжением осажденного города, позже секретарь ЦК, расстрелянный в связи с «ленинградским делом».
Число Героев Советского Союза по национальностям.
За годы войны более 11 575 воинов стали Героями Советского Союза. В их числе 8182 русских, 2072 украинцев, 311 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 91 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 19 молдаван, 18 марийцев, 18 туркмен, 15 литовцев, 14 таджиков, 13 латышей, 12 киргизов, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 9 карелов, 8 калмыков, 7 кабардинцев, 6 адыгейцев, 5 абхазцев, 3 якута.
Из них 86 женщин и пятеро детей до 15 лет (Лёня Голиков, Валя Котик, Боря Цариков, Марат Казей и Зина Портнова.
Число немецких пленных, которых провели по Москве 17 июля 1944 года.
17 июля по центральным улицам Москвы – Ленинградскому шоссе, улице Горького, Садовому кольцу под конвоем прошли 57 600 немецких военнопленных. Они двигались широкими колоннами по двадцать человек в шеренге. Около трех тысяч таких шеренг образовали непрерывный поток. И когда его голова поворачивала на площадь Маяковского, хвост еще продолжал извиваться на Ленинградском шоссе у Центрального аэродрома…
Пленные прошли, последняя колонна скрылась за поворотом. Точно в срок они были погружены в эшелоны и отбыли к местам назначения. И сразу же за ними проехали уборочные и моющие машины. Они вымыли и очистили асфальт, которого коснулась нога оккупанта.
Предварительный просмотр:
Литературная страничка
Памяти победы в Великой Отечественной Войне
Андрей Дементьев
* * *
Где-то около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невеселая песня
Военных времен.
Шла она по проходу
И тиха, и грустна.
Сколько было народу -
Всех смутила она.
Подняла с полок женщин,
Растревожила сны,
Вспомнив всех не пришедших
С той, последней войны.
Как беде своей давней,
Мы вздыхали ей вслед.
И пылали слова в ней,
Как июньский рассвет.
Песня вновь воскрешала
То, что было давно,
Что ни старым, ни малым
Позабыть не дано.
И прощалась поклоном,
Затихала вдали...
А сердца по вагонам
Всё за песнею шли.
Баллада о матери
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.
...Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино - и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги!..
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино...
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
Расул Гамзатов
Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.
А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.
Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.
И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.
Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.
Как на медалях, после нас отлитых,
Мы все перед Отечеством равны
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Где в облаках зияет шрам наскальный,
В любом часу от солнца до луны
Бьет колокол над нами поминальный
И гул венчальный льется с вышины.
И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.
Будь отвратима, адова година.
Но мы готовы на передовой,
Воскреснув,
вновь погибнуть до едина,
Чтоб не погиб там ни один живой.
И вы должны, о многом беспокоясь,
Пред злом ни шагу не подавшись вспять,
На нашу незапятнанную совесть
Достойное равнение держать.
Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству
сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.
Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
А ветки ив плакучих склонены.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
<Перевод Я.Козловского>
Константин Симонов
РОДИНА
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1941г.
АТАКА
Когда ты по свистку, по знаку,
Встав на растоптанном снегу,
Готовясь броситься в атаку,
Винтовку вскинул на бегу,
Какой уютной показалась
Тебе холодная земля,
Как все на ней запоминалось:
Примерзший стебель ковыля,
Едва заметные пригорки,
Разрывов дымные следы,
Щепоть рассыпанной махорки
И льдинки пролитой воды.
Казалось, чтобы оторваться,
Рук мало — надо два крыла.
Казалось, если лечь, остаться —
Земля бы крепостью была.
Пусть снег метет, пусть ветер гонит,
Пускай лежать здесь много дней.
Земля. На ней никто не тронет.
Лишь крепче прижимайся к ней.
Ты этим мыслям жадно верил
Секунду с четвертью, пока
Ты сам длину им не отмерил
Длиною ротного свистка.
Когда осекся звук короткий,
Ты в тот неуловимый миг
Уже тяжелою походкой
Бежал по снегу напрямик.
Осталась только сила ветра,
И грузный шаг по целине,
И те последних тридцать метров,
Где жизнь со смертью наравне!
1942г.
СЛАВА
За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.
Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.
В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать. 1942г.
* * *
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1941г.
Юлия Друнина
ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!-- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
БИНТЫ
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
ТЫ ДОЛЖНА!
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит...
* * *
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943г.
* * *
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
* * *
Целовались.
Плакали
И пели.
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Мама!
Мама!
Я дошла до цели...
Но в степи, на волжском берегу,
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Александр Твардовский
* * *
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Анна Ахматова
КЛЯТВА
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Июль 1941г.
ПОБЕДИТЕЛЯМ
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла "Берт".
Вот о вас и напишут книжки:
"Жизнь свою за други своя",
Незатейливые парнишки -
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!
29 февраля 1944г.
ПРИЧИТАНИЕ
Ленинградскую беду
Руками не разведу,
Слезами не смою,
В землю не зарою.
Я не словом, не упреком,
Я не взглядом, не намеком,
Я не песенкой наемной,
Я не похвальбой нескромной
...............................
В поле зеленом
Помяну...
1944г.
ПАМЯТИ ДРУГА
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
8 ноября 1945г.
Борис Пастернак
СТРАШНАЯ СКАЗКА
Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.
Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.
Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.
Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.
1941г.
ВЕСНА
Bсе нынешней весной особое.
Живее воробьев шумиха.
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо.
Иначе думается, пишется,
И громкою октавой в хоре
Земной могучий голос слышится
Освобожденных территорий.
Bесеннее дыханье родины
Смывает след зимы с пространства
И черные от слез обводины
С заплаканных очей славянства.
Везде трава готова вылезти,
И улицы старинной Праги
Молчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги.
Сказанья Чехии, Моравии
И Сербии с весенней негой,
Сорвавши пелену бесправия,
Цветами выйдут из-под снега.
Все дымкой сказочной подернется,
Подобно завиткам по стенам
В боярской золоченой горнице
И на Василии блаженном.
Мечтателю и полуночнику
Москва милей всего на свете.
Он дома, у первоисточника
Всего, чем будет цвесть столетье.
Апрель 1944г.
Алексей Сурков
В ЗЕМЛЯНКЕ
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
О тебе мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дайти не легко,
А до сметри - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюгае назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твой негасимой любви.
Под Москвой, 1941г., ноябрь
УТРО ПОБЕДЫ
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
1945г.
Юрий Левитанский
Ну что с того, что я там был
Ну что с того, что я там был. Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат. И тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат. Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолет. Я лед кровавый в январе.
Я крепко впаян в этот лед. Я в нем как мушка в янтаре.
Ну что с того, что я там был. Я все забыл. Я все избыл.
Не помню дат, не помню дней, названий вспомнить не могу.
Я топот загнанных коней. Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня, я бой на дальнем рубеже.
Я пламя вечного огня, и пламя гильзы в блиндаже.
Ну что с того, что я там был. В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл, я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне, война участвует во мне.
И пламя вечного огня горит на скулах у меня.
Уже меня не исключить из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей, уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.
Владимир Высоцкий
* * *
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор.
Вдруг заметил я - нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь покурить". А в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло - для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне:
Это я не вернулся из боя.
Булат Окуджава
* * *
Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом - солдат...
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад
Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах война что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
* * *
Затихнет шрапнель, и начнется апрель.
На прежний пиджак поменяю шинель.
Вернутся полки из похода,
Такая сегодня погода.
А сабля сечет, да и кровь все течет.
Брехня, что у смерти есть точный расчет,
Что где-то я в поле остался...
Назначь мне свиданье, Настасья!
В назначенный час заиграет трубач,
Что есть нам удача средь всех неудач,
Что все мы еще молодые
И крылья у нас золотые...