Родителям
Информация и памятки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка. Профилактика суицидального поведения | 14.78 КБ |
Памятка. Родителям о кризисной ситуации у подростка | 12.78 КБ |
Памятка. Профилактика употребления ПАВ | 12.38 КБ |
Правила безопасного поведения в повседневной жизни | 117.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы риска и защиты в профилактике суицидального поведения у детей и подростков
(памятка для родителей, педагогов)
Факторы, способствующие совершению суицида несовершеннолетними (группа риска)
1. Генетические факторы: наследуется не само суицидальное поведение, а риск его возникновения, он выше в семьях, где ранее уже наблюдались суицидальные попытки у родственников.
2. Личностно – психологические факторы:
- стрессовые факторы: потеря любимого человека, отвергнутая любовь, смерть близких и т.п.;
- особенности характера: эгоцентризм, несамостоятельность, не умение планировать, склонность к подавленному настроению, слабое противостояние проблемам, признание только крайних позиций («черное-белое» мышление).
3. Медицинские факторы:
- алкоголь - до 20% суицидальных попыток совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения;
- около 80% суицидентов имеют психические расстройства (патология характера, депрессия, шизофрения, умственная отсталость, алкоголизм и т.д.);
- наличие тяжелого соматического заболевания: детский церебральный паралич, врожденные уродства, сахарный диабет, новообразования, особенно в области головы и др.
4. Социальные факторы:
- асоциальная или неполная родительская семья: около 40% детей с суицидальным поведением выросли в таких семьях;
- дефекты семейного воспитания: более чем у 90% детей и подростков с различными формами суицидального поведения выявлялись дефекты воспитания в семьях;
- конфликтные отношения со сверстниками, на их долю приходится до 27% суицидальных действий несовершеннолетних: конфликты между девушкой и юношей, ссоры подруг, агрессивное поведение, отвержение сверстниками;
- социально-экономическое неблагополучие.
Рекомендации по проведению профилактической беседы с несовершеннолетним родителями и педагогами во время стрессовой, проблемной ситуации
Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе.
Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись напротив, но не через стол.
Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили.
Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Обсуждать проблему без осуждения и пристрастия.
Произносить только позитивно-конструктивные фразы.
Ни в коем случае нельзя проводить беседу в присутствии третьих лиц, желательно спланировать встречу не в учебное время.
В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела.
Необходимо всем своим видом показать собеседнику, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Если в ходе беседы несовершеннолетний активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и в сопровождении законных представителей направить на консультацию к психологу, психотерапевту, психиатру.
Профилактические мероприятия
1. Выявление группы риска среди несовершеннолетних по суицидальной активности и оказание им и их семьям медико-психологической помощи.
2. Внимательное, заинтересованное отношение родителей к своим детям.
3. Организация досуга для несовершеннолетних: кружки, секции, клубы и т.д.
4. Пресечение всех фактов жестокого обращения с детьми.
Предварительный просмотр:
Памятки для родителей
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ, СВОЙСТВЕННЫЕ ПОДРОСТКУ,
ПЕРЕЖИВАЮЩЕМУ КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ:
1. Уход в себя.
2. Капризность, привередливость.
3. Депрессия.
4. Агрессивность.
5. Нарушение аппетита.
6. Раздача подарков окружающим.
7. Психологическая травма.
8. Перемены в поведении.
9. Угроза.
10. Активная предварительная подготовка
Кризис - это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности.
Оказавшегося в кризисной ситуации ребенка всегда характеризует:
• Большая неуверенность и беспомощность. Это вызвано неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружающих людей и общества в целом, изменениями в восприятии себя, в системе самооценке, изменениями в отношениях.
• Повышенная тревожность и страхи. Ребенок испытывает страх наказания, осуждения, обвинения, непонимания со стороны окружающих, попадания в незнакомую ситуацию.
• Повышенная эмоциональность. Изменяется эмоциональная регуляция, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать чувство вины, гнев, депрессию, недоверие.
• Ощущение давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать какие – то действия, причем быстро и безотлагательно.
• Острая потребность в помощи и вмешательстве извне.
Именно такие подростки нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной. Вместе с тем, привыкнув руководствоваться в своей деятельности решениями учителей, родителей многие учащиеся перестают полагаться на себя, а столкнувшись с кризисной ситуацией, не способны ее самостоятельно оценить, актуализировать себя в ней и попытаться найти выход.
Причины возникновения кризисных ситуаций у подростков:
- психологические (одиночество, конфликты в школе, высмеивание, оскорбление, пренебрежение);
- социальные (у родителей привязанности к ребенку);
- педагогические (взаимное непонимание между учителем и учеником, непонимание учеником темы урока, несформированность у учащихся навыков общения).
Определены основные виды кризисов, которые может испытывать ребенок:
- кризисы развития (возрастные кризисы);
- кризисы утраты и разлуки;
- кризисы отношений и состояния
Предварительный просмотр:
Памятки для родителей
Правила, позволяющие предотвратить употребление ПАВ вашим ребёнком
1. Общайтесь друг с другом
Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?
2. Выслушивайте друг друга
Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:
• быть внимательным к ребенку;
• выслушивать его точку зрения;
• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним.
3. Ставьте себя на его место
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.
4. Проводите время вместе
Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность
5. Дружите с его друзьями
Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой.
6. Помните, что ваш ребенок уникален
Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них.
7. Подавайте пример
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных".