Зрительное изложение 3 класс
Ход урока.
- Подготовительная беседа.
Идёт холодная, суровая зима. Но за зимой всегда приходит весна. Очень интересно наблюдать за поведением птиц в это время. Как называется время, когда среди зимы пригреет солнышко и станет теплее?
- оттепель
Очень интересно в это время наблюдать за воробьями. Есть даже такая народная примета: «Воробьи расчирика-
лись - к оттепели».
Сегодня мы будем писать изложение по рассказу Николая Сладкова «Воробей
который он написал, наблюдая за жизнью птиц.
- А что вы знаете интересного о жизни воробьях?
- Чтение текста учителем. У детей перед глазами тоже текст.
Воробей.
Всю зиму воробей прожил около печной трубы. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.
Наконец солнце заглянуло к воробью. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей клювом ловил капельки.
От солнца и воды с воробьём стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга и стал трепать его, как собака кошку, даже вырвал клок перьев.
Вечером все воробьи слетелись на дерево. Дружным чириканьем провожали они день.
- Беседа по содержанию.
- О ком этот рассказ?
- Что сказано о воробье?
- Какая главная мысль текста? (Воробью трудно жить зимой и он с нетерпением ждёт весны.)
- Надо ли помогать птицам зимой и как?
4. Языковой анализ текста. Словарно-лексическая работа.
А) Чтение первой части текста про себя.
- Где живёт воробей? ( у печной трубы)
- Как вы думаете это сельский или городской воробей? (сельский, т.к. там печная труба)
- Почему автор говорит «тянулась зима»
(долгая была зима)
- А как жилось воробью зимой?(зябли ножки, иней покрывал пёрышки)
- Подберите синонимы к слову «зябли»
( мёрзли, стыли, дрогли)
- Как относится автор к воробью? Можно это понять из первой части? (Ему жаль воробья, поэтому он говорит: ножки, пёрышки. Воробей и сам очень маленький)
- Как можно озаглавливать 1-ую часть? (запись заголовка на доске)(Долгая зима.)
Б) Чтение 2-ой части про себя.
- Какие изменения произошли в природе?
- Почему автор говорит, что солнце «заглянуло» (быстро, украдкой посмотрело)
- Как вёл себя воробей? Что он делал? Подберите синонимы к слову «ловил» (хватал, глотал, пил).
- Почему автор говорит «капельки, а не капли»? (с любовью о воробье, он маленький)
- Озаглавьте 2-ую часть текста.(запись на доске)(Оттепель)
В) Чтение 3-ьей части про себя.
- Какие странности стали происходить с воробьём?
- Подберите синонимы к слову «странные» (удивительные, необычные, непонятные, интересные)
- Обратите внимание на слово «загривок»
Что это? (задняя част шеи)
- Подберите синоним к слову «трепать» (трясти, дёргать, тормошить)
- как вы думаете, почему с воробьём произошли такие странности? (обрадовал
ся солнышку, теплу.)
- Озаглавьте 3-ью часть (запись на доске).
(Странные вещи.)
Г) Чтение 4-ой части про себя.
- Куда слетелись воробьи вечером?
- Что они делали на дереве?
- Какое настроение было у воробьёв?
- Подберите синоним к слову «воробей»(он, птичка, воробушек, воробьишка)
- Озаглавьте 4-ую часть. (запись на доске)(Воробьям весело)
5. Орфографическая подготовка. (на доске запись подготовлена заранее)
Написать изложение мы должны без ошибок. Для этого вспомним правописа-
ние некоторых слов. Они записаны в столбики.
- Какая орфограмма объединяет слова первого столбика (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
1столбик 2столбик
печная воробей
тянулась карниз
зима иней
наконец сосулька
вода собака
ловил
схватил
трепать
вечером
слетелись
дерево
весна
провожали
заглянуло
- Какая орфограмма объединяет слова 2-го столбика? (непроверяемая безударная гласная)
- Как пишутся предлоги со словами? (раздельно)
В_ трубе, с_воробьёв, к_воробью, на_дерево,с_сосулек, от_солнца.
6. Повторное чтение текста учителем.
7. Письмо изложения.
8. Редактирование. (Прочитайте свои работы с карандашом в руках и проверьте.)