Лингвистическое развитие младших школьников.
Работая в речевом классе, с детьми, у которых ярко выражены различные нарушения в речи, я убедилась, что им наиболее сложно проявлять инициативу, быть коммуникабильными. Я использую в работе развивающую систему Л.В.Занкова, стараюсь обеспечить полноценное обучение, помогаю достичь необходимого уровня развития, в том числе и в речи, чтобы к моменту перехода на вторую ступень обучения дети не отставали от сверстников без речевых нарушений, а по окончании школы могли успешно социально адаптироваться.
Учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения в начальной школе. А это основа основ дальнейшего обучения. Это и определило постановку проблемы, которой я занимаюсь в своей педагогической деятельности, а именно «Лингвистическое развитие младших школьников».
Язык является средством материального воплощения мысли, средством познания, осуществляет коммуникативную функцию, служит средством общения и воздействия. Принцип развивающего обучения призваны способствовать не только усвоению знаний, формированию навыков, но и речевому и умственномуразвитию учащихся, формированию познавательной самостоятельности и творческой позиции в обучении.
Так в развивающей системе Л.В.Занкова каждый предмет способствует развитию детей с речевыми нарушениями, русский язык является одним из основных. Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. Так я проанализировав учебник «Азбука» Н.В.Нечаевой разработаны:
1. Устная речь -Беседа
-Обсуждение
- Сообщение
- Вопрос
- Обращения
- Объявления
- Приглашения
- Поздравления
2. Письменная - Текст(оформление текста)
речь - Анализ текста (название, автор, содержа-
ние, тема, главная мысль.)
- Повествовательный текст.
- Составление предложений из слов.
Восстановление деформированного
текста.
- Составление рассказа по сюжетным кар-
тинкам.
и всему этому уделяю особое внимание. Я постоянно отрабатываю у детей чистоту произношения с помощью чистоговорок . Они у меня подобраны на каждый звук.
Такие, например, на звук р .
По бревну бобры бредут.
Здесь работаю и над лексикой: бредут – медленно идти.
Подобран материал на рифмовку слов.
- ОР-ОР-ОР- на, возьми топОР.
- РА-РА-РА- в лес идти поРА.
Инсценируют ситуации с использованием монологической, диалогической речи, соблюдая при этом нужную интонацию. Кроме этих заданий выполняется много заданий на группировку, сравнение, сопоставление, обобщение, а это требует от детей собственных суждений, умозаключений.
Материал не представляется в «чистом виде», дети решают коллизии, самостоятельно достигая верных решений, делая выводы. На своих уроках использую дидактический материал, работая со словом, предложением, текстом. Ученикам нравится переставлять, заменять, добавлять буквы в слова, составлять предложения из предложенных слов, добавляя как можно большее количество своих. Даже темы для творческих работ рекомендуются такие, что когда я предлагаю написать или рассуждать, ни один ребёнок в классе не теряет интереса.
С первых уроков письма по программе Л.В.Занкова учу детей не только написанию тех или иных букв, но и орфограммам, которые будут изучаться на уроках русского языка.
Для этого у меня разработан ряд дидактического материала для работы в «парах» постоянного и сменного состава ( раздели слова по видам орфограмм: большая буква и удвоенная согласная); ( проверяемая безударная гласная и непроверяемая безударная гласная).
Само по себе использование системы Л.В.Занкова в речевом классе является новым, так как в в этой системе ведущим является принцип – обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на это все дети заинтересованы в обучении, ведь задания предлагаются такие, что каждый ученик может найти обильную «пищу» для умственной работы, не лишаясь при этом познавательного интереса.
В своей работе использую тетради на печатной основе Н.В.Нечаевой. Этот учебник стала использовать потому, что
дети, обучаясь по «Азбуке» этого же автора в первом классе
успешно и с интересом усваивают программу. Ознакомившись с учебником и написав планирование стало ясно, что его богатое разнообразное содержание сочетает доступный уровень выполнения заданий с возможностью работать на высоком уровне трудности. Упражнения содержат задания в полной мере отражающие требования системы, а так же отмечаются: вариативностью, широкой внутри предметной интеграцией, что усиливает развивающий эффект и создаёт условия для индивидуализации обучения удачно подобранными заданиями, обеспечивающими процесс самостоятельного добывания знаний.
Кроме этого в речевых классах ввели новый предмет, который называется произношение. Я считаю, что этот предмет необходим, так как на этих уроках я развиваю слуховое внимание, речевую память. Идёт работа по дифференциации звуков а - о , а - у , о - у , ы - и ,
дифференциация звонких и глухих согласных звуков,
дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков.
А самое главное, что эти уроки проходят в совместной работе с логопедом, который очень хорошо помогает в устранении речевых ошибок и дисграфиии на письме.
У меня подобран и приведён в систему дидактический
материал на определение количества, последовательности,
места звуков в слове. Составление графических схем слов. Очень ценным в этом предмете является то, что идёт скорректированный лингвистический курс. Именно он осуществляет пропедевтику изучения учебного материалапо предмету «Обучение грамоте».
Разработан курс логоритмики.
В этом курсе решаются следующие задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания.
- развитие слухового и зрительного восприятия.
- увеличение объёма памяти.
- развитие зрительно-моторных координаций.
- формирование двигательных навыков.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лингвистические темы.
В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных авторов, русские народные сказки, что соответствуют возрасту детей детей позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторение изученного способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Игровое настроение занятия создаёт доброжелательную, эмоциональную атмосферу совместного творчества детей и учителя, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь ребёнка. Итогом работы является лучшее усвоение материала и формирование умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются так же этические, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.
Логоритмические занятия включают следующие элементы:
- артикуляционную гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата.
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков
- пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук.
Логоритмические занятия проводятся один раз в неделю.
В целом мне развивающая система Л.В.Занкова очень нравится.