Лингвистическое развитие младших школьников.

 

Работая в речевом классе, с детьми, у которых ярко выражены различные нарушения в речи, я убедилась, что им наиболее сложно проявлять инициативу, быть коммуникабильными. Я использую в работе развивающую систему Л.В.Занкова, стараюсь обеспечить полноценное обучение, помогаю достичь необходимого уровня развития, в том числе и в речи, чтобы к моменту перехода на вторую ступень обучения дети не отставали от сверстников без речевых нарушений, а по окончании школы могли успешно социально адаптироваться.

     Учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения в начальной школе. А это основа основ дальнейшего обучения. Это и определило постановку проблемы, которой я занимаюсь в своей педагогической деятельности, а именно «Лингвистическое развитие младших школьников».

     Язык является средством материального воплощения мысли, средством познания, осуществляет коммуникативную функцию, служит средством общения и воздействия. Принцип развивающего обучения призваны способствовать не только усвоению знаний, формированию  навыков, но и речевому  и умственномуразвитию учащихся, формированию познавательной самостоятельности и творческой позиции в обучении.

     Так в развивающей системе Л.В.Занкова каждый предмет способствует развитию детей с речевыми нарушениями, русский язык является одним из основных. Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. Так я проанализировав учебник «Азбука» Н.В.Нечаевой разработаны:

1. Устная речь   -Беседа

                            -Обсуждение

                           - Сообщение

                           - Вопрос

                           - Обращения

                           - Объявления

                           - Приглашения

                           - Поздравления

2. Письменная  - Текст(оформление текста)

    речь               - Анализ текста (название, автор, содержа-

                             ние, тема, главная мысль.)

                           - Повествовательный текст.

                           - Составление предложений из слов.

                              Восстановление деформированного

                              текста.

                           - Составление рассказа по сюжетным кар-

                              тинкам.

и всему этому уделяю особое внимание. Я постоянно отрабатываю у детей чистоту произношения с помощью чистоговорок . Они у меня подобраны на каждый звук.

     Такие, например, на звук    р   .

     По бревну бобры бредут.

Здесь работаю и над лексикой: бредут – медленно идти.

     Подобран материал на рифмовку слов.

- ОР-ОР-ОР- на, возьми топОР.

- РА-РА-РА- в лес идти поРА.

     Инсценируют ситуации с использованием монологической,  диалогической речи, соблюдая при этом нужную интонацию. Кроме этих заданий выполняется много заданий на группировку, сравнение, сопоставление, обобщение, а это требует от детей собственных суждений, умозаключений.

     Материал не представляется в «чистом виде», дети решают коллизии, самостоятельно достигая верных решений, делая выводы. На своих уроках использую дидактический материал, работая со словом, предложением, текстом. Ученикам нравится переставлять, заменять, добавлять буквы в слова, составлять предложения из предложенных слов, добавляя как можно большее количество своих. Даже темы для творческих работ рекомендуются такие, что когда я предлагаю написать или рассуждать, ни один ребёнок в классе не теряет интереса.

     С первых уроков письма по программе Л.В.Занкова учу детей не только написанию тех или иных букв, но и орфограммам, которые будут изучаться на уроках русского языка.

     Для этого у меня разработан ряд дидактического материала для работы в «парах» постоянного и сменного состава ( раздели слова по видам орфограмм: большая буква и удвоенная согласная); ( проверяемая безударная гласная и непроверяемая безударная гласная).

     Само по себе использование системы Л.В.Занкова в речевом классе является новым, так как в в этой системе ведущим является принцип – обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на это все дети заинтересованы в обучении, ведь задания предлагаются такие, что каждый ученик может найти обильную «пищу» для умственной работы, не лишаясь при этом познавательного интереса.

В своей работе использую тетради на печатной основе Н.В.Нечаевой. Этот учебник стала использовать потому, что

дети, обучаясь по «Азбуке» этого же автора в первом классе

успешно и с интересом усваивают программу. Ознакомившись с учебником и написав планирование стало ясно, что его богатое разнообразное содержание сочетает доступный уровень выполнения заданий с возможностью работать на высоком уровне трудности. Упражнения содержат задания в полной мере отражающие требования системы, а так же отмечаются: вариативностью, широкой внутри предметной интеграцией, что усиливает развивающий эффект и создаёт условия для индивидуализации обучения удачно подобранными заданиями, обеспечивающими процесс самостоятельного добывания знаний.

     Кроме этого в речевых классах ввели новый предмет, который называется произношение. Я считаю, что этот предмет необходим, так как на этих уроках я развиваю слуховое внимание, речевую память. Идёт работа по дифференциации звуков  а  -  о , а  -  у ,  о  -  у  , ы  -  и  ,

дифференциация звонких и глухих согласных звуков,

дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков.

     А самое главное, что эти уроки проходят в совместной работе с логопедом, который очень хорошо помогает в устранении речевых ошибок и дисграфиии на письме.

У меня подобран и приведён в систему дидактический

 материал на определение количества, последовательности,

места звуков в слове. Составление графических схем слов. Очень ценным в этом предмете является то, что идёт скорректированный лингвистический курс. Именно он осуществляет пропедевтику изучения учебного материалапо предмету «Обучение грамоте».

     Разработан курс логоритмики.

     В этом курсе решаются следующие задачи:

- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания.

- развитие слухового и зрительного восприятия.

- увеличение объёма памяти.

- развитие зрительно-моторных координаций.

- формирование двигательных навыков.

     Логоритмические занятия составлены с опорой на лингвистические темы.

     В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных авторов, русские народные сказки, что соответствуют возрасту детей детей позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторение изученного способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Игровое настроение занятия создаёт доброжелательную, эмоциональную атмосферу совместного творчества детей и учителя, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь ребёнка. Итогом работы является лучшее усвоение материала и формирование умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются так же этические, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.

     Логоритмические занятия включают следующие элементы:

- артикуляционную гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата.

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации  звуков

- пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук.

Логоритмические занятия проводятся один раз в неделю.

     В целом мне развивающая система Л.В.Занкова очень нравится.