Физминутки для детей с синдромом Дауна по темам недели.

Рекова Людмила Борисовна

        "Развитие мелкой моторики подобно строительству дома. В первую очередь, закладывают фундамент, который поддерживает следующие этажи. Первый этаж обеспечивает поддержку второму и так далее.Фундамент "дома навыков мелкой моторики" состоит из стабильности, двухсторонней(билатеральной) координации и сенсорики. Этажом выше располагается ловкость. Все это-основа развития бытовых навыков, таких, как одевание, и других действий по уходу за собой, а также школьных навыков, например, умения писать печатными буквами..."

         Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физминутки для группы компенсирующей направленности (синдром Дауна)

по темам недели

Месяц

Тема недели

Содержание

Сентябрь

Наша группа

Детский сад.

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад.                  Хлопают в ладоши.

Буду в садике играть                      Показывают игру «ку-ку».

И конструктор собирать,                Пальцы соприкасаются.

И игрушки за собой убирать.         Руки движутся вправо-влево

Игрушки

Матрешки.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,      Дети имитируют движения. Хлопают в ладоши.

В гости к нам пришли матрешки. Ходьба на месте.

Ложки деревянные.                        Вытягиваем обе руки, сложенные «ковшиками», вперед.

Матрешечки румяные.                   Качают головой, поднеся руки к щекам.

Октябрь

Осень

Осенняя прогулка.

Если мы идем гулять,                 Ходьба на месте.

Зонт с собою нужно брать.        Упражнение «зонтик».

Осенью от дождика                    Упражнение «дождик».

Спрячемся от дождика.               Упражнение «зонтик»

Огород

В нашем огороде.

Огурцы, капуста, перец            Загибают пальцы на одной и другой руке.

В огороде нашем есть.

Сварим суп, салат порежем,    «Помешивают суп»: выполняют круговые движения ребром  

                                                     ладони одной руки по раскрытой ладони другой.

Можем и сырыми съесть!         Хлопки в ладоши.

Сад

Яблоко.

Яблочко из сада            Дети выполняют упражнение «шарик».

Еж в нору принес.        Выполняют упражнение «ежик» (ладонь раскрыта, вторая ладонь в  

                                        кулачке положить на вторую ладонь).

Наливное, сладкое        Упражнение «шарик», поворачиваем из стороны в сторону.

Ежихе преподнес.         Упражнение «ежик», а затем «поднос».

Грибы, ягоды

Зонтик для мышонка.

По листьям дождик застучал.     Упражнение «дождик» (поднять руки вверх, опускать  

                                                        медленно и шевелить пальцами).

Мышонок быстро гриб сорвал    Упражнение «грибок».

И спрятался под ним у пня.         Приседают.

- Хороший зонтик для меня!       Упражнение «зонтик» (пальцы сжать в кулачок, выставить

                                                        указательный палец и опустить на него выпрямленную  

                                                         ладошку.

Ноябрь

Домашние птицы

Курочка.

Вышла курочка гулять,         Дети выполняют упражнение «курочка» (кончик указательного и  

                                                 большого пальца соединить и вытянуть вперед).

Свежей травки пощипать,     Сжимаем и разжимаем кулачки.

А за ней ребятки -                  Приседают, постукивая пальцами по полу.

Желтые цыплятки

Дикие птицы

Птички.

Птички полетели,                   Дети выполняют упражнение «птичка»(ладони повернуть к себе,  

                                                  скрестить большие пальцы).

Крыльями махали.

На деревья сели.                     Поднимают руки вверх,  пальцы широко расставлены.

Вместе отдыхали.                   Вытягивают перед собой руки со сцепленными «в замок»              

                                                  пальцами.

Домашние животные

Котята.

Шесть котят пушистой кошки    Дети выполняют упражнение «кошка» (средний и  

                                                        безымянный пальцы соеденить с большим пальцем,  

                                                        указательный и мизинец поднять вверх)

Научились есть из плошки.         «Ковшик» из рук.

Если дашь им каши манной,

Все съедят быстрее мамы!         Хлопают в ладоши и изображают как котята лакают из миски.

.

Дикие животные

Тигренок

Эй, не стойте слишком близко,   Дети хлопают в ладоши.

Я тигренок, а не киска!                Выполняем в воздухе «царапающие» движения согнутыми  

                                                        пальцами.

Декабрь

Зима

Снежок.

На полянку на лужок

Тихо падает снежок

(Двумя пальчиками держим снежинку, руку со снежинкой поднимаем и опускаем. На последние слова присаживаемся на коврик.)

Зимняя одежда

Мы шьем.

Игла, иголочка, шей быстрей -     Дети имитируют движение руки с иголкой при шитье.

Мы шьем одежду для друзей.       Хлопают в ладоши.

Матрешку, мишку, куклу Ладу    Считаем пальчики.

Оденем в новые наряды.                Повороты вправо-влево, руки на поясе.

Зимние забавы

Снежки.

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите

Вниз снежки вы опустите

И опять на них взгляните.

(Движения по тексту)

Новый год

Елочка.

Перед нами елочка:        Переплетаем пальцы.

Шишечки, иголочки,        Кулачок, указательный палец.

Шарики, фонарики          Округляем ладошку и пальчики.

Зайчики и свечки             Показываем зайчика и кулачок на кулачок.

Звезды, человечки          Вместе ладони, после руки на пояс и                  

                                               покачиваемся из стороны в сторону

Январь

Моя семья

Моя семья.

Этот пальчик – дедушка,       Дети загибают поочередно пальчики, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик наш – наш малыш,

Зовут его ……(имя ребенка)

Пальчики сжимаю я -              Сжимают и разжимают пальцы, переплетенные «в замок».

Это вся моя семья!

Мой дом, мебель

Строим дом.

Молотками мы стучим,         Дети постукивают кулачками друг о друга, держа сверху то один,  

Строить новый дом хотим.    То другой кулачок.

Кто в доме будет жить?         Выполняем упражнения «домик» (ладони соединяем под углом).

С нами кто будет дружить?   Сжимают и разжимают переплетенные пальцы рук.

- Девочки и мальчики,            Поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук.

Маленькие пальчики!             Упражнение «пальчики здороваются».

Посуда

Зеленая миска.

Вот с кашкой зеленая миска.   Дети выполняют упражнение «ковшик».

Пришла пушистая киска.         Выполняют упражнение «кошка».

Ушла пушистая киска -            Пальчики шагают вперед, а потом назад.

Пуста зеленая миска.                Выполняют упражнение «ковшик».

Февраль

Мой город

Мы по городу шагаем.

Мы по городу шагаем.           Шагают на месте.

То, что видим, называем:  

Светофоры и машины,           Поворот головы влево.

Ярмарки и магазины.              Поворот головы вправо.

Профессии

Такие разные дела.

Раз, два, три, четыре! Дети,   Дети сжимают пальчики по одному в кулачки.

Много дел на белом свете.    Разжимают пальчики по одному из кулачков.

Вот военные идут -                 Шагаем на месте.

Они границу берегут.

А швея иглу берет                   Имитируют движения руки с иглой при шитье.

И одежду людям шьет.          

Дворник улицу метет,             Подражают движениям дворника.

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла,     «Кормим птиц» пальчиками.

Курам зерна принесла.

Материалы и инструменты

Молоток.

Молоток в хозяйстве нужен,                     Держат воображаемый молоток.

Он с гвоздями очень дружен.

Я гвоздочки забиваю,                                 «Забивают гвозди».

Маму с папой забавляю.                              Хлопают в ладоши

Защитники отечества

Наша армия.

Наша армия родная      Дети маршируют друг за другом по периметру комнаты.

И отважна и сильна.

Никому не угрожая,

Охраняет мир она!

Март

Я и мое тело

Это ручки.

Это глазки. Вот. Вот.     Движения по тексту.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос.  Вот. Вот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой устали. Вытрем лоб.

Продукты.

В магазине.

Мы пришли в магазин.            Ходьба на месте.

Мы купили: торт – один,         Хлопаем один раз и показываем один пальчик.

Плюшек – две,                          Хлопаем два раза и показываем два пальца.

Ватрушек – три.                        Хлопаем три раза и показываем три пальца.

А киви купили -                        Вертим кулачки и показываем четыре пальца.

Сразу четыре!

Одежда

Портниха.

Целый день сегодня шью,         Дети имитируют движения руки при шитье.

Я одела всю семью.                    Сжимают и разжимают кулачки.

Погоди немного, кошка.            Упражнение «кошка»

Будет и тебе одежка.                  Хлопают в ладоши.

Обувь

Зайка.

Зайка, заинька косой,           Упражнение «зайчик» (выставляем указательный и средний палец  

                                                вверх, остальные в кулачке).

Что ты бегаешь босой?         Подскоки.

Подожди меня в лесу -         Поднимают руки вверх, широко расставив пальцы.

Я ботинки принесу.              Наклоняются вперед, не сгибая коленей.

Апрель

Весна

Пришла зима.

Ушла зима, пришла весна,      Ходьба на месте.

Нас очень радует она!                  Хлопаем в ладоши.

Небо синеет и солнышко греет.  Сводят и разводят руки над головой.

Подснежник цветет                       Делаем «цветок» из ладоней.

И трава зеленеет.

Весна и флора

На прогулке.

Мы шагаем друг за другом         Дети шагают на месте.

Лесом и весенним лугом.

В лесу фиалки расцветают.         Упражнение «цветок».  

Над ними бабочки летают.          Упражнение «бабочка».

На цветочках посидят,                 Приседают с бабочками.

Снова в небо полетят.                  Бегут по кругу.

Весна и фауна

Белка.

Сидит белка на тележке,      Упражнение «белка» (средний и безымянный палец соединены с  

                                                большим, указательный и мизинец вверх;

Продает она орешки:            Вторую ладонь подставляем сзади. Широко расправив пальцы              

                                                (хвост)

Лисичке – сестричке,            Загибаем пальцы.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Насекомые

Божья коровка.

Божья коровка,                  Дети выполняют упражнение бычок. Опускают сверху округленную  

                                             ладонь другой руки.

Черная головка,

Улети на небо,                    Идем по кругу. Ладони сложены «божьей коровкой».

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого!           Хлопаем в ладоши.

Май

Транспорт

Лодочка.

Вот плывет тихонько        Дети выполняют упражнение «лодочка» из ладошек.

Лодочка по речке.

На волнах от весел

Пузырьки – колечки.        Считаем пальчики (делаем «Колечки»)

Правила дорожного движения

Машина.

У машины есть мотор, есть колеса.  Дети вращают руками со сжатыми кулачками.

В ней – шофер.                                    «Крутим» руль.

Только я в машину сяду -                   Приседают и встают.

Вмиг домчит, куда мне надо!             Хлопают в ладоши.

Используемая литература:

Метельская Н.Г. 100 физминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр. -  М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64с.