Консультации для родителей.
Важной частью работы педагога является взаимодействие в родителями. Буклеты и консультации помогают в доступной форме донести нужную информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika_2.pdf | 520.57 КБ |
Функциональное значение учителя-дефектолога в детском саду | 174.42 КБ |
Игры и упражнения для развития движений рук с использованием нестандартного оборудования | 220.49 КБ |
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ | 1010.72 КБ |
Развивающие игры Монтессори своми руками | 933.96 КБ |
Развиваем внимание с помощью «Досочек Сегена» | 110.34 КБ |
Ножницы, как способ развития моторики рук у детей | 275.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ
Весь коррекционно-педагогический процесс развития детей c ограниченными возможностями направлен на формирование общих интеллектуальных умений, но наиболее сложным является формирование готовности к овладению навыками письма и развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом, интеллектуальными нарушениями, речевыми нарушениями.
Для детей с нарушениями в развитии характерны снижение внимания, памяти, быстрая эмоциональная и физическая утомляемость с последующим снижением интереса к обучению в школе. Дети плохо координируют движения руке и глаза, ориентируются в пространстве и времени. У них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук, отмечается низкий темп графической деятельности, слабая переключаемость с одного движения на другое. Часто можно наблюдать низкий уровень развития осязательной чувствительности. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряжёнными.
Коррекционная работа ведётся по нескольким направлениям. Можно работать в каком-то одном направлении и добавлять новые виды работ по мере освоения пройденного материала. Позже дети делают упражнения из всех направлений на каждом занятии.
На первом направлении коррекционно-развивающей работы необходимо развивать ручную и мелкую моторику рук. Формируется умение удерживать позу пальцев и кистей рук, выделять отдельно каждый палец на руке, формировать и развивать дифференцированные движения кистей и пальцев рук: сгибание и разгибание, отведение пальцев в стороны. Важно проводить работы по развитию силы и точности движений рук, гибкости суставов, нормализации тонуса рук. В этом нам помогут: самомассаж, массаж шариком су-джок, цветные нитки (выложи узор), упражнения пальчиковой гимнастики, сопровождающиеся стишками.
Дети учатся выкладывать предметы на столе из счетных палочек, цветных геометрических фигур. Проводятся слуховые диктанты, позволяющие закреплять у детей пространственные представления. Ребенок учится ориентироваться на тетрадном листе бумаги, действовать по образцу и речевой инструкции.
Теперь можно приступать к самому главному направлению нашей коррекционной работы – к формированию, развитию и совершенствованию базовых графических навыков и умений. На данном направлении детей обучают:
- проводить простые линии-дорожки в заданном направлении;
- проводить линии по заданному контуру;
- копировать точки, изображения рисунков из геометрических фигур;
- штриховать изображения предметов.
При штриховании нужно использовать большое число цветных карандашей. Каждым цветом линию проводим один раз, затем опять повторяем цвета. Таким образом тренируются и мышцы руки, и отрабатывается правильный захват принадлежностей для письма (карандаша, ручки, фломастера).
Сроки развития графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья варьируются от нескольких месяцев до нескольких лет и зависят от индивидуальных возможностей и способностей каждого конкретного ребенка.
Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа способствует формированию, развитию и совершенствованию ручной и мелкой моторики, зрительно-двигательной и пространственной ориентировки, слухомоторной координации. Всё это даёт возможность в будущем овладеть такой сложной деятельностью, как письмо. Но стоит помнить, что любая работа строится не только на усилиях педагога и ребёнка, но и целенаправленной помощи и поддержке родителей.
Массажный мячик – «Су – джок»
На большом диване в ряд Куклы Танины сидят: | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками. |
Два медведя, Буратино, И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок. | Загибают поочередно все пальцы. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Разгибают поочередно все пальцы. |
Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать. | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками. |
Самомассаж пальцев и кистей рук Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Примеры упражненийна развитие графомоторных навыков см. приложение
Использованная литература: - интернет источник – картинки
Материал подготовила учитель – дефектолог Рекова Л.Б.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Развивающие игрушки Монтессори своими руками.
Согласно методике воспитания Марии Монтессори, материалы, созданные своими руками, – все, что нужно ребенку для того, чтобы он полностью раскрыл свой потенциал.
Сделать такие игрушки несложно, главное – задаться целью и уделить 2-3 часа своего времени
- Основное преимущество монтессори-материалов — простота, благодаря которой ребёнок способен без помощи взрослого, интуитивно понять принцип их действия.
Такие игрушки не перегружены аксессуарами, отвлекающими внимание, и
ненужными «фишками». Даже пирамидки выполнены в одном цвете, что взрослым кажется скучным, но вот детям — в самый раз.
- Кроме того, малыш получает возможность самостоятельно увидеть и исправить свои ошибки. Ему нет необходимости обращаться к старшим, чтобы понять, правильно ли он всё сделал. Самостоятельность — одна из основ методики Монтессори, которая реализуется и в игрушках.
- Основоположница теории одна из первых обратила внимание на связь мелкой моторики с развитием устной речи. Потому основная часть её материалов рассчитана именно на выполнение точных, мелких движений пальцами рук.
- Дидактический материал, используемый в методике Монтессори, учит ребёнка систематизировать информацию. Таким образом, полученные малышом знания о мире раскладываются в его голове «по полочкам».
- Несмотря на простоту, или, скорее, благодаря ей, монтессори-игрушки притягательны для детей. Потому малыши занимаются с удовольствием, сами тянутся к новым знаниям и стремятся развиваться.
Примеры Тактильные дощечки
Этот материал помогает детям развить связную речь, тактильную память, фантазию, внимательность.
- Сделайте картонные прямоугольники размером 10х5 (у ребёнка должна быть возможность щупать их всей поверхностью ладони).
- На каждый прямоугольник наклейте разные ткани (мягкие,
грубые, рельефные), наждачную бумагу, вату, фольгу и т. д.
Хорошо играть, когда у ребенка закрыты глаза. Дайте ему 3-4 такие дощечки, попросите ощупать, сказать, что он чувствует, с чем ассоциирует ощущения. Затем объясните, что это за материалы, где используются. Перемешайте дощечки и попросите, чтобы ребёнок наощупь восстановил последовательность.
Буквы из проволоки
Готовить малыша к чтению и счёту удобно с помощью букв и цифр, которые он может вертеть в руках, щупать и складывать друг с другом.
Сделайте их из обычной проволоки, загибая её пассатижами. Края таких букв хорошо отшлифуйте или загните, чтобы ребёнок не поранился.
Более старшим детям будет интересно делать такие буквы самостоятельно. Подберите проволоку потоньше и нарисуйте на бумаге макеты «в полный рост». Готовая буква должна полностью
соответствовать эскизу. Не стоит в день делать больше 3-4 макетов, чтобы у ребёнка не пропал интерес.
Рельефные буквы и цифры
Для развития речи и зачатков
интуитивного письма хорошо делать рельефные буквы из картона или пенопласта. Каждую модель обклейте разными тканями, посыпьте крупой, вскройте лаком или клеем. При пальпации ребенок будет запоминать буквы лучше и с большей лёгкостью научится читать.
Секретный мешочек
Эта игра надолго увлечёт ребёнка.
Соберите несколько маленьких предметов, хорошо знакомых вашему ребенку. Например, ненужный ключ к замку, крышечка от бутылки, игрушка из Киндер Сюрприза.
Сшейте мешочек из
двух прямоугольников ткани и
сложите туда предметы.
У игры есть два варианта. Первый: вы предлагаете ребёнку достать определённый предмет наощупь. Второй: он просто вынимает первый попавшийся и с закрытыми глазами угадывает, что именно достал.
Рамки-вкладыши
Игра развивает логику, аккуратность и мелкую моторику. Помогает освоить геометрические формы.
Представляет собой набор картонных квадратов с вырезанными в них фигурами. Отдельно ребёнку предлагаются сами фигурки, которые должны без труда входить в отведённые им места в квадратах.
- Плотный картон разрежьте на квадраты со стороной 10 см.
- Внутри каждого квадрата-основы нарисуйте геометрические фигуры и аккуратно вырежьте их канцелярским ножом.
- Посередине каждой фигурки пришейте пуговицу, потянув за которую ребёнок сможет без проблем доставать
«пазлы» из квадрата.
Необязательно ограничиваться геометрическими фигурами — вырезайте животных, грибы, фрукты и т. д.
Шнуровки
Эта «развивалка» известна многим родителям. Очень полезная вещь, активизирующая мелкую моторику, фантазию и обучающая малыша навыку завязывания шнурков.
- Из картона вырежьте любую интересную фигурку. Если нет времени, сгодится и просто прямоугольник картона.
- Дыроколом или ножницами сделайте в нём отверстия. Если ваш ребёнок уже освоил обычную шнуровку, то необязательно
ограничиваться двумя рядами дырочек. Сделайте их 3 или 4 — пусть человечек творит.
- Дайте ребенку шнурки и покажите, как можно шнуровать и завязывать бантик.
Рамка с застёжками
Эта классическая игрушка Монтессори развивает мелкую моторику и учит базовым навыкам, необходимым ребёнку в повседневной жизни.
- Возьмите старую рамку для фотографий или пяльцы. Если ничего подходящего не нашлось, просто сделайте рамку из толстого картона.
- Найдите старую рубаху, или брюки — любой предмет одежды, на котором есть застёжки (пуговицы, крючки, липучки, молнии, кнопки).
- Застегните их и вырежьте из вещи прямоугольник на пару сантиметров шире и выше, чем ваша рамка.
- Натяните на рамку лоскут с застёжкой посредине, края ткани заверните за рамку и приклейте, приколите кнопками или пришейте их сзади.
- Можете сделать несколько таких рамочек с разными видами застёжек.
Подготовил учитель-дефектолог Рекова Л.Б. Источники:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развиваем внимание с помощью «Досочек Сегена»
Уважаемые родители, данный дидактический материал вы можете изготовить самостоятельно, используя картон.
Для ребенка от 1 года подойдет упрощенный вариант игры с Досками Сегена. Игра – знакомство. Можно предложить ребенку 1 пару: рамку и вкладыш к ней. Лучше, чтобы в первый раз они были одного цвета. Следующий шаг – добавление еще одной пары, где вкладыш той же формы, но цвет другой или же наоборот, цвет тот же самый, но форма иная.
Для ребенка 1,5 – 2 лет уже возможно использование большего количества пар рамок и вкладышей различных цветов и форм. После освоения основных форм досочек, можно перейти к усложнению заданий с помощью узоров. В представленном варианте игры имеются 6 вариантов разных геометрических форм: круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники и ромбы.
Для детей 3 – 7 лет подходят любые интерпретации правил игры. Основным правилом должно быть соответствие сложности правил уровню развития ребенка.
«Сделай сам»
Предложите ребенку познакомится с набором «Досочки Сегена». Дайте ребенку самостоятельно разложить перед собой рамочки и подобрать для них подходящие фигуры вкладыши.
«Сравни»
Разложите перед ребенком досочки. Предложите ребенку внимательно на них посмотреть и сравнить. Извлеките фигуры из рамок, познакомьте ребенка с ними, дайте посмотреть, потрогать, спросите, чем они похожи, чем отличаются. Предложите ребенку вернуть фигуры каждую на свое место на рамке.
«Четвертый лишний»
Выложите на столе в ряд 4 детали, 3 - имеющих один общий признак и один, не имеющий этот признак. Предложите ребенку найти лишний элемент и объяснить свой выбор. Например, на столе лежит з разноцветных треугольника и один круг. Задайте вопросы: «Что лишнее?», « Почему?» (предполагаемые ответы: «Круг»,
«Потому что все остальные фигуры треугольники, а круг — это другая фигура»).
«Что изменилось»
Выложите на столе перед ребенком несколько досочек. Предложите ребенку за одну минуту запомнить порядок. Затем пусть ребенок отвернется или закроет глаза, в это время поменяйте один предмет, доложите новый или поменяйте порядок их расположения. Задача ребенка определить, что изменилось.
«На что похоже»
Предложите ребенку придумать на что похож тот или иной предмет, изображенный на рамочках или вкладышах. (П: на что похож круг? На солнце, на мячик и т.д.). Предложите ребёнку взять карандаши дорисовать формы.
«Найди и покажи»
Предложите ребенку внимательно посмотреть, найти и показать предмет красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного цвета; предметы и объекты одного цвета, одной формы, одного размера; - геометрические фигуры.
«Слепой котенок»
Когда ребенок достаточно долго играл с Досочками Сегена и хорошо знает все элементы, предложите ему попробовать себя в роли маленького котенка, который еще не открыл глаза и знакомится с окружающим миром. Завяжите ребенку глаза и предложите на ощупь определить элементы, либо возьмите непроницаемый пакет, сложите в него формы и предложите ребёнку отыскать нужную.
«Математика»
Для формирования и развития определенных математических навыков и знаний предложите ребенку:
- сосчитать похожие объекты или предметы;
- назвать, где что находится в пространстве (на, за, под, над, вверху, внизу и т.д.);
- сравнить предметы или объекты по размеру, высоте, глубине, ширине.
«Кладоискатели»
Сделайте импровизированную песочницу. Заполните коробку сухим чистым песком (манкой, гречей, горохом, фасолью) и предложите ребенку поиграть.
Используйте рамочки и вкладыши как формочки для круп, предложите ребёнку отыскать форму и досочку.
Учитель-дефектолог Рекова Л.Б..
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 7 города Крымска
муниципального образования Крымский район
Консультация для родителей:
«Развиваем внимание с помощью
Досочек Сегена»
Составил учитель-дефектолог:
Рекова Людмила Борисовна
Крымск 2020г.
Предварительный просмотр:
Ножницы, как способ развития моторики рук у детей
Вырезание очень полезное занятие, ведь оно предоставляет нагрузку для укрепления пальчиков, что в свою очередь развивает мелкую моторику (улучшается координация движений пальцев, а это способствует образованию новых нейронных связей, т.е. развитию мышления ребенка). В дополнение к прочему вырезание предоставляет расширенный функционал для творчества. После освоения ножниц ребенок активно подключает вырезание к рисованию и аппликации.
Упражнения на вырезания в порядке возрастания сложности:
- Самое простое задание, с которого лучше начинать учить ребенка резать ножницами: выдаем ребенку узкие небольшие полоски бумаги и просим их разрезать напополам. Если готовые полоски склеить в колечки получатся цепи, которые порадуют малыша. Полоски можно резать из старых рисунков, цветной бумаги, ненужных журналов.
- Разрезание полосок на кусочки. На втором этапе пора перейти к разрезанию полосок на множество кусочков. Дети очень любят все кромсать на кусочки. При первых попытках разрезания ставьте задачу «1. отделить всех персонажей друг от друга», после
наработки опыта «2. разрезать полоску на ровные квадратики по линиям». Дети очень любят выполнять простые задания, с которыми они легко справляются. Например, печатаете лист заданий с лото для самых маленьких (сопоставление животных и их детенышей и др.) или лото на сопоставление цветов и просите ребенка самостоятельно разрезать материалы для игры. Здесь можно отрабатывать классификацию, обобщение, исключение и многие другие познавательные задачи с учетом возраста и особенностей ребенка.
- Разрезание на части: 2 – 3 – 4 – 5 и т.д. Затем перемешать и предложить собрать обратно разрезную картинку. Это могут быть различные герои мультиков, узоры, мандалы. Картинки можно распечатать, нарисовать или вырезать из старых журналов.
- Произвольное вырезание. Любой деятельности всегда интересен масштаб. Чтобы его продемонстрировать в вырезании выдайте ребенку газету или журнал с просьбой изрезать на кусочки.
- Задания по остановке на точке. Для совершенствования навыка важно умение останавливаться на точке. Парочка заданий для прокачки остановок:
- грядка с морковью и редисом;
- грядка с разнообразными овощами;
- цветочные грядки;
- грядка моркови. Морковь «спрятана» в землю.
- Режем тесто для лепки. Разрезание ножницами лепешек и палочек из теста для лепки. Прошу не путать с пластилином, пластилин быстро залепит лезвия ножниц и их придется муторно отмывать. Для вырезания подходит упругое тесто. Его можно сделать самим или купить готовое. Например, в этом плане хорош Play-doh в желтых банках. Можно раскатать в колбаску, сплющить в лепешку, сделать узор простой на пластилине или тесте и дать ребенку повырезать.
- Вырезание раскрасок. Когда ребенок прокачает навык вырезания до сложных линий можно предложить ему вырезать изображения из крупных раскрасок. Их можно найти в интернете в большом изобилии.
Это лишь малая часть заданий, которые можно предложить ребенку. Главное, родители не должны забывать про безопасность. Важно перед каждым занятием проговорить правила поведения во время вырезания: не вставать с места с ножницами, не размахивать руками, после завершения положить ножницы на место.
В Приложении представлен картинный материал с игровыми заданиями.
Приложение
Интернет источник: https://mamazanuda.ru
Материал подготовила учитель – дефектолог Рекова Л.Б..