ПМ 04. ПК 4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования

Пилипенко Анастасия Николаевна

В данном разделе содержится материал по исследовательской и проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.



Предварительный просмотр:

Эмпирическое исследование формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Целью исследования являются формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Для достижения цели, поставлены следующие эмпирические задачи:

1. Определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в начале и в конце учебного года у обучающихся первых классов, сравнить полученные результаты в экспериментальной и контрольной группе.

2. сформировать коммуникативные универсальные учебные действия в экспериментальной группе учащихся на этапе формирующего эксперимента: умение эффективно сотрудничать с взрослыми и сверстниками; умение планировать совместную деятельность; научить находить пути решения конфликтов; развивать умение управлять своими эмоциями, поведением; контролировать и оценивать свои действий по предложенным критериям взрослого; научить понимать и принимать чувства других, оказывать поддержку, сопереживать.

3. разработать рекомендации для педагогов по эффективному формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Экспериментальная база и этапы исследования. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы. Исследование на различных этапах осуществлялось на базе «МБОУ Максатихинской средней школы №1». Исследование проводилось в три этапа с 2011 по 2012 год:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий эксперимент;

3) контрольный эксперимент.

На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (сентябрь-ноябрь) осуществлялось изучение, обобщение, критический анализ информации по проблеме исследования в психологической, педагогической литературе, в диссертационных исследованиях, обобщался психологический и педагогический опыт по рассматриваемой проблеме, проводилась стартовая диагностика сформированности коммуникативных УУД. На этой основе были определены исходные позиции и направления исследовательского поиска, уточнена проблема, определена цель, сформулирована гипотеза исследования. На данном этапе были уточнены признаки ключевых понятий исследования. Основными методами исследования на данном этапе выступали: эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение (прямое, косвенное); опрос устный -- беседа, тестирование, анализ результатов, теоретические: выдвижение гипотез и моделирование.

На втором этапе (декабрь-февраль) конкретизировались компоненты модели формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, уточнялся комплекс психолого-педагогических условий ее эффективного функционирования, проводились коррекционно-развивающие занятия. Основными методами на данном этапе явились: теоретические (обобщение, систематизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности);

На третьем этапе (март-май) проводилась итоговая диагностика сформированности коммуникативных умений, осуществлялась обработка, анализ и систематизация материала теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты.

Основные методы этапа: теоретические (обобщение и систематизация); опрос устный - беседа, тестирование, методы математической статистики, анализ результатов исследования и их наглядное представление.

Методы: беседа, интервьюирование, опрос, тестирование.

Методики, использованные на 1 этапе: Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Незавершенная сказка), «Братья и сестры» (Пиаже), Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман), проективный тест «Рисунок человека»

Методики, использованные на 2 этапе: проективный тест «Рисунок человека», Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Незавершенная сказка) «Левая и правая стороны» (Пиаже), Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман),

Описание методик исследования.

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка («Незавершенная сказка»).

Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы, коммуникативное действие умение задавать вопрос.

Возраст: дети 6,5 - 8 лет.

Форма: индивидуальная

Оцениваемые УУД - действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие - умение задать вопрос.

Метод оценивания - чтение незавершенной сказки.

Описание задания: Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Тестовый материал

Сказка. ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

- Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

- Не хвастай Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц.

- Нет, одолею!

- Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.

Спорили, они спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

- Давай, - согласился заяц.

(В данном месте чтение прерывается).

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу то не холодно. А то катается по снегу, да поет:

- Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит - Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц»! А сам еще сильней лютует, такой холод напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

- Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой в белых шубках ходят.

Критерии оценивания:

- интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;

- адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни развития познавательного интереса и умения задавать вопрос:

1 низкий (1 балл) - ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает,

2 средний (2 балла) - ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;

3 высокий (3 балла) - ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Тест «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф)

Оцениваемые критерии: коммуникабельность, межличностные отношения, проблемы в общении.

Форма (ситуация оценивания): работа обучающихся в классе.

Метод оценивания: наблюдение за рисованием и анализ результата.

Назначение теста

Тест «Рисунок человека» позволяет увидеть нам несколько сторон развития ребенка: эмоциональную, социальную, проблемы в общении и т.д. В. Вульф замечает, что детское искусство отражает внутренний реализм, необходимый аспект нашего мышления, указывающий на то, что самый важный элемент, влияющий на представление ребенка и рисунки, - это эмоциональный фактор. На основе интерпретации характера прорисовки фигуры человека и отдельных ее частей можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребенка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон. При этом необходимо подчеркнуть, что данная методика не позволяет получить исчерпывающего психологического портрета ребенка, и ее результаты должны быть дополнены и уточнены данными других методик.

Инструкция к тесту

Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4, и просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На все возможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("а какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "любого", "рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "ты начни, а дальше легче будет…"

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.

- Как он отнесся к заданию?

- Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?

- Задавал ли дополнительные вопросы и как много?

- Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

- Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?

- Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?

- Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

В нашей работе мы исследуем коммуникативное развитие детей, в связи, с чем приводим данные, касающиеся трудностей в этой сфере.

Критерии оценивания:

1. высокая неудовлетворенная потребность в общении (широко расставлены руки и преувеличенный размер кистей, пальцев).

2. недостаток общения, неумение общаться (маленький размер, отсутствие кистей рук, пальцев).

3. уход от общения, негативизм (руки за спиной, в карманах, скрещены на груди, уперты в бока, голова изображена в профиль).

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень (1 балл): в рисунке ярко выражены 2-3признака, к выполнению рисунка приступил не сразу, при выполнении задания вел себя неуверенно.

Средний уровень (2 балла): в рисунке слабо выражены 1-2 признака, приступил к выполнению задания и, не задавая дополнительных вопросов.

Высокий уровень (3 балла): в рисунке отсутствуют признаки проблем в общении, смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях.

По результатам методики «Незавершенная сказка», получились следующее: 66,6% (32) учащихся в экспериментальной группе показали низкую инициативу в ситуации общения с взрослым, 72.9%(35) учащихся в контрольной группе показали низкий уровень сформированности коммуникативного навыка. Это говорит о том что, учащиеся еще не сформировали коммуникативное умение ставить вопрос. Средний уровень в экспериментальной группе 22,9%(11) учащихся и в контрольной группе 18,7%(9) учащихся, эти дети взаимодействуют с взрослыми, но еще неуверенны в себе. Высокий уровень в экспериментальной группе 10,4%(5) учащихся, и в контрольной группе 8,3%(4) учащихся, дети сами проявляли инициативу в общении с взрослым, можно сказать, что коммуникативный навык умения задавать вопрос сформирован.

Результаты теста «Рисунок человека», показали следующее: Низкий уровень 22,9%(11) учащихся в экспериментальной группе, 27%(13) учащихся в контрольной группе, в рисунках этих ярко выражены 2-3признака, к выполнению рисунка приступали не сразу, при выполнении задания вели себя неуверенно, задавали дополнительные вопросы. Средний уровень 62,5%(30) учащихся в экспериментальной группе, 62,5%(30) учащихся в контрольной группе, в рисунках слабо выражены 1-2 признака, приступали к выполнению задания, не задавая дополнительных вопросов. Высокий уровень 14,6%(7) учащихся в экспериментальной группе, 10,4%(5) учащихся в контрольной группе, в рисунках отсутствуют признаки проблем в общении, смело приступали к выполнению задания и ничем не выражали сомнений в своих способностях.

Результаты констатирующего эксперимента мы внесли в таблицы отдельно по экспериментальной и контрольной группе и подсчитали общий балл по всем заданиям, который характеризует уровень предпосылок сформированности коммуникативных УУД на момент поступления в школу.

На первом этапе исследования, самый высокий уровень (от 10 до 9 баллов из возможных 12) сформированности коммуникативных навыков получили 31% (15) учащихся в экспериментальной группе и 14,6% (7) учащихся получили самый высокий балл в контрольной группе. Средний уровень (8-6 баллов), получили 50% (24) учащихся в экспериментальной группе, и 62,5% (30) учащихся в контрольной группе. Низкий уровень (6-4 балла из возможных 4) получили 18,7% (9) учащихся в экспериментальной группе и 22,9% (11) учащихся в контрольной группе. По результатам констатирующего эксперимента в экспериментальной группе результаты сформированности коммуникативных УУД оказались выше, чем в контрольной. (см.рис.1).

http://studbooks.net/imag_/16/164588/image001.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Красная книга Калининградской области Животные занесенные в Красную книгу Калининградской области

Слайд 2

Калининградская область Калининградская область - самый западный регион России, расположенный на юго-восточном побережье Балтийского моря. Её происхождение и история, уникальное географическое положение, эксклавное положение делают Калининградскую область одним из самых своеобразных российских регионов. Калининградская область занимает территорию 15,1 тыс. кв. км - сорок государств мира занимают еще меньшую площадь. Численность населения - 926 тысяч человек, причем плотность заселения не только одна из самых высоких в России, но и превышает показатели соседних государств. 78% населения проживает в городах, среднее расстояние между которыми - 26 км. По числу городов Калининградская область уступает лишь восьми крупнейшим регионам России. Крупнейшие города области - Калининград, Советск, Черняховск, Гусев, Балтийск.

Слайд 3

Карта Калининградской области

Слайд 4

Уникальный национальный природный парк "Куршская коса" известен далеко за пределами области как место необычайно красивого природного ландшафта. Самые распространенные породы деревьев в нашей области - ель, сосна, дуб, береза, клен, но число растительных разновидностей - около 1300, из них 500 - деревья и кустарники. Более 400 видов деревьев и кустарников завезены из других частей земного шара. В Калининградской области существует 20 памятников природы - парков, аллей и рощ с уникальными, охраняемыми видами растений. На улицах города можно встретить редчайшие деревья и кустарники, которыми мог бы гордиться любой ботанический сад мира. Животный мир Калининградской области представлен такими крупными животными, как олень, лось, косуля, лань, дикий кабан. А всего в области обитают 400 видов позвоночных животных. Над Куршской косой пролегает путь осенних и весенних перелетов многих миллионов птиц, в водоемах встречается до 60 видов рыб. Многие представители калининградской фауны занесены в Красную книгу или стали редкостью для других природных регионов. Гордостью города является Калининградский зоопарк. Природный мир Калининградской области богат и своеобразен.

Слайд 5

Красная книга В неё уже включено около 300 видов растений и животных. Интерес к столь редкому изданию уже проявили ученые из Германии и Швеции. Здесь и не кажущиеся столь редкими болотная черепаха, летучие мыши, а среди сотни наименований растений – осока, толокнянка и медуница. Но достаточно много видов вошли и в так называемую «первую категорию» – находящихся под угрозой исчезновения. За 30 лет - именно столько ученые собирали информацию - удалось получить и абсолютно новые данные о таких группах, как грибы и лишайники. ВИКТОР ДЕДКОВ, ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА БИОЭКОЛОГИИ РГУ ИМЕНИ И. КАНТА: «Все «красные книги», которые на сегодняшний день существуют, в основном ограничены набором видов, растений и животных, но не затрагивают экосистемы. Мы посчитали, что без этого это будет неполная книга, и мы здесь привели наиболее уникальные интересные экосистемы, которые должны быть сохранены». Создание сборника обошлось областному бюджету в 1 млн. 300 тысяч рублей. Тираж «Красной» книги - 1000 экземпляров. Распространяться она будет по библиотекам, учебным заведениям и муниципалитетам. Интерес к столь редкому изданию уже проявили ученые из Германии и Швеции. Список редких и исчезающих растений и животных, вошедших в калининградскую «Красную книгу», уже утвержден постановлением губернатора - отныне он является официальным.

Слайд 6

ЗАКОН КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ № 442 ОТ 4 МАЯ 2010 ГОДА «О КРАСНОЙ КНИГЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ». - На территории нашей области документально зарегистрировано 53 вида животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ. Среди них несколько видов встречаются в пределах России только на территории Калининградской области. Кроме того, десятки видов животных и растений, обитающих и произрастающих в области, относятся к регионально редким и также нуждаются в особой охране. Поскольку на территории области смыкаются природные комплексы Восточной и Западной Европы у нас есть виды, которых нигде больше в России нет, как и уникальных для Российской Федерации природных комплексов. В их числе российская часть дельты Немана и прилегающая часть Куршского залива, единственные в своем роде в России водно-болотные угодья и ряд других природных объектов, имеющих первостепенное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия и поддержания качества окружающей среды в масштабах всего Балтийского региона. В свое время РГУ им И. Канта провел большую исследовательскую работу и подготовил двухтомный отчет со списком редких животных. Анализ видового разнообразия нашего региона за последние 150 лет показал, что многое утеряно безвозвратно. Согласно нормам Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «О животном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного и растительного мира подлежат особой охране. Правовой основой для осуществления мер по охране таких объектов является их регистрация в Красной книге РФ и Красной книге субъекта Федерации – Калининградской области

Слайд 7

Растения, занесенные в Красную книгу Калининградской области: 1.Борец пёстрый, Аконит пёстрый 2.Айра гвоздичная, Аира гвоздичная 3.Айра ранняя, Аира ранняя 4.Живучка женевская, Живучка мохнатая 5.Живучка пирамидальная 6.Частуха злаковая, Частуха злаковидная 7.Лук виноградничный, Лук виноградниковый, Лук виноградный 8.Венечник ветвистый и мн. др.