ПМ 03. ПК 3.2 Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
В этом разделе представлены:
- алгоритм составления плана воспитательной работы учителя начальных классов;
- план воспитательной работы учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм составления воспитательной работы | 28.84 КБ |
План воспитательной работы | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм составления перспективного плана воспитательной работы классного руководителя
Приступая к составлению плана, педагог, классный руководитель должен знать и учесть следующее:
- • государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;
- • педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования; изучить педагогическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы
- • план учебно-воспитательной работы школы;
- • данные диагностики учащихся;
- • рекомендации учителей класса, пожелания родителей, актива и учеников класса;
- изучить опыт лучших классных руководителей;
- текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.
- дать анализ воспитательной работы за прошедший год, включающий оценку уровня воспитанности школьников и уровня развития коллектива;
- определить цель и основные задачи воспитания;
- определить содержание и основные виды деятельности, формы работы с учащимися;
- соотнести запланированное классным руководителем с деятельностью учителей-предметников, вожатой, с детским самоуправлением, социальным педагогом, родителями, работниками учреждений дополнительного образования;
- оформить план воспитательной работы.
Примерная структура перспективного плана воспитательной работы классного руководителя
- Анализ воспитательной работы класса за прошедший учебный год.
- Тема, над которой работает классный руководитель.
- Цель и задачи воспитательной работы класса на новый учебный год.
- Паспорт класса.
- Всего учащихся:
- мальчиков;
- девочек.
- Ф. И. О. учащихся:
- из полных семей;
- из неполных семей;
- из неблагополучных семей;
- из малообеспеченных семей;
- опекаемых;
- с ослабленным здоровьем:
Нарушение осанки | Нарушение зрения | Хронические заболевания | Частые ОРЗ | Инвалиды |
- Личностные особенности учащихся:
• увлечения детей (указать Ф. И. О.)
Спорт | Музыка | Художественный труд | Танцы | Театральное искусство | Прочее |
- дети особой заботы (указать Ф. И. О. ученика, отметить, в чем нужна помощь);
- склонности детей (указать Ф. И. О. ученика):
- предлагаю поставить на учет:
- ПДН (Ф. И. О. ученика, почему); внутришкольный учет (Ф. И. О. ученика, почему).
- Ученическое самоуправление (Ф. И. О. ученика):
- староста;
- заместитель;
- ответственные по направлениям деятельности класса и другие обязанности;
- Родительский актив класса:
- Председатель родительского комитета (Ф. И. О., телефон, домашний адрес, место работы).
- Член совета школы (Ф. И. О., телефон, домашний адрес, место работы).
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся и класса в целом:
- психологическая атмосфера в коллективе;
- рождение и развитие традиций в коллективе;
- организаторы работы, актив, их роль в коллективе, инициатива, самостоятельность, требовательность, авторитет, организаторские способности активистов;
- развитие взаимоотношений с учащимися, наличие группировок, мотивы их образования, отношение к коллективу класса, степень заинтересованности в общих делах, проявление взаимной требовательности, заботы, взаимопомощи; критика, самокритика;
- наличие лидеров в различных видах деятельности, лидеров- организаторов, неофициальных лидеров, их влияние на коллектив;
- наличие пассивных, «отверженных», изолированных учащихся;
- развитие отношений между учащимися и педагогами, работающими в классе;
- развитие отношений с другими классами.
- Направления деятельности классного коллектива и содержание работы в них.
Традиционный вариант плана воспитательной работы классного руководителя:
- Характеристика класса.
- Воспитательные задачи на определенный период, соответствующие возрасту и характеристике данного класса.
- Работа с ученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий, зафиксированных в матрице).
- Работа с учителями-предметниками, работающими в классе, со школьным психологом, возможно с социальным педагогом.
- Работа с родителями учащихся.
Вариант плана воспитательной работы классного руководителя
по В. А. Караковскому
- Введение (отмечаются особенности и своеобразие данного учебного года, отражаются главные педагогические идеи общешкольной программы и плана).
- Психолого-педагогическая характеристика класса.
- Основные задачи, вытекающие из введения и характеристики класса.
- Календарный план-сетка на девять учебных месяцев, который заполняется постепенно с опережением на один месяц (школьные ключевые дела разносятся по всему первому периоду).
- Приложения к плану: сведения об учащихся, родителях, учителях класса; учет участия каждого ученика в жизни класса; педагогический дневник.
Вариант плана воспитательной работы классного руководителя
по Е. Н. Степанову
- Анализ воспитательной работы за прошедший год.
- Цели и задачи воспитательной деятельности.
- Основные направления и дела классного сообщества.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Работа с родителями.
- Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Вариант плана воспитательной работы классного руководителя
по Т. А. Стефановской
- Краткий анализ воспитательной работы за прошедший год и характеристика класса.
- Конкретные воспитательные задачи.
- План-программа педагогического мониторинга в классе.
- Организаторская деятельность классного руководителя:
- с коллективом учащихся:
- план-программа воспитательных мероприятий; помощь (при необходимости) в организации коллективных творческих дел;
- учеба актива (организация самоуправления школьников);
- календарь внеучебной работы по предметам;
- традиции коллектива;
- индивидуальная работа с учащимися:
- помощь в организации самообразования и самовоспитания (индивидуальный маршрут развития и др.);
- включение школьников в социально-педагогическую деятельность и др.;
- работа с родителями учащихся:
- план-программа родительского всеобуча (просвещение родителей);
- привлечение к социально-педагогической деятельности;
- консультпункт для родителей;
- координация воспитательной деятельности учителей-пред- метников, работников дополнительного образования, детских и юношеских организаций и объединений и др.
- Гностическая деятельность классного руководителя (ведение индивидуальных мониторинговых карт, составление графиков изменения воспитанности школьников, «кривых эффективности воспитательного мероприятия» и др.
Образцы планов воспитательной работы классного руководителя
Вариант 1
Направление работы | Гражданско-патриотическое воспитание | Физкультурно-оздоровительная работа |
Решаемые задачи | Воспитание гражданской ответственности, уважения к людям труда и любви к Родине | Создание условий для физического развития. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам |
Формы и методы работы | Краеведческий калейдоскоп, встречи с ветеранами войны и труда, поисковая работа и т. д. | Организация спортивных секций, соревнований и походов; беседы врачей и т. д. |
Календарный план | ||
I четверть Сентябрь. Октябрь. Осенние каникулы | Вносятся основные мероприятия | |
II четверть Ноябрь. Декабрь. Зимние каникулы | ||
III четверть Январь. Февраль. Март. Весенние каникулы | ||
IV четверть Апрель. Май. Летние каникулы | ||
Отметка о выполнении | Делаются пометки по мере выполнения плана |
Таким же образом разрабатываются художественно-эстетическое воспитание, трудовое воспитание, учебно-развивающая работа, эколого-краеведческое воспитание и т.д.
Вариант 2 План воспитательной работы на I полугодие
Направления работы | 1 четверть | 2 четверть | ||||
Задачи | Содержание | Результат | Задачи | Содержание | Результат | |
1.Диагностика личности, коллективных отношений 2.Организация деятельности органов самоуправления 3.Организация деятельности детского коллектива 4.Индивидуальная работа с учащимися 5. Взаимодействие с родителями |
Вариант 3.
Направления работы | Решаемые задачи | Содержание, формы и методы работы | Время проведения | Ответственные за проведение | Примечание |
Учебно- познавательная деятельность | |||||
Художественно-эстетическое воспитание | |||||
И т. д. |
Вариант 4.
Месяц. Задачи | Время проведения | Коллективные творческие дела | Тематические классные часы | Работа с семьёй | Работа с учителями предметниками | Диагностика | Примечания |
Сентябрь | 1-я неделя | ||||||
Домашнее задание:
Составьте макет плана воспитательной работы класса, в котором надо определить:
- Класс, примерный состав
- Тему, над которой работает классный руководитель.
- Цель и задачи воспитательной работы класса на новый учебный год
- План воспитательной работы классного руководителя (по типу 1 или 3 образца)
Основные темы для работы с классом на этот период:
- Формирование активной жизненной позиции обучающихся
- Формирование сознательного отношения к труду
- Развитие познавательной активности учащихся
- Формирование у учащихся бережного отношения к природе,
- Развитие любви к родному краю
- Формирование у учащихся гражданско-патриотических ценностей
- Формировать у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни,
- Повышение уровня физического развития и физической подготовленности
- Формирование коммуникативных навыков в социальном общении
- Систематизировать работу по формированию сплочённого коллектива педагогов, детей и родителей
- Формирование у детей способностей к рефлексивной и проектной деятельности
- Развитие личностных и индивидуальных особенностей детей
- Формирование нравственных отношений в коллективе
- Реализация потребности в самосовершенствовании и саморазвитии у детей
- Формирование духовно-нравственных качеств личности;
- Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;
- Формирование патриотического сознания, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России;
- Формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения;
- Развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств;
- Воспитание социально значимых трудовых отношений, развитие навыков самообслуживания, воспитание ответственности за порученное дело.
Предварительный просмотр:
Приложение № 5
План воспитательной работы
классного руководителя состоит из шести разделов:
1Анализ воспитательной работы за прошлый год.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Основные дела и направления классного коллектива.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
6.Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.
Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение классного часа.
3. Проведение информационно-воспитательного часа.
4. Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану)
5. Работа с учителями -предметниками, социальным педагогом, психологом , медсестрой (по ситуации)
6. Работа с родителями (по ситуации)
Каждый месяц
1. Проведение тематического классного часа.
2. Посещение уроков в своём классе.
3. Консультации у школьного психолога, социального педагога.
4. Присутствовать на совещаниях при директоре и заместителях директоров.
5. Посещение на дому учащихся и оформление актов.
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
3. Присутствовать на инструктивно методических совещаниях классных руководителей по итогам ВШК и планированию работы.
4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
5. Проводить родительское собрание.
Один раз в год
1. Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий учащихся, психолого-педагогические характеристики и т. д.)
2. Оформлять личные дела.
3. Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.
4. Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.
Документация и отчётность.
1. Классный журнал.
2. Личные дела учащихся.
3. Педагогический дневник классного руководителя.
4. План воспитательной работы с классом
5. Журнал учёт проводимых внеклассных мероприятий по организационно-воспитательной работе
6. Журнал учёта проводимых классных часов.
Классный руководитель готовит отчётность
1. Статистические данные класса .
2. Результаты диагностики уровня воспитанности
3. Отчёты о воспитательной работе с классом
4. Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.
5. Работа с родителями.
Изучение семей учащихся;
Педагогическое просвещение родителей;
Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе;
Индивидуальная работа с учащимися;
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Примерный перечень вопросов для индивидуальной беседы с классным руководителем
- Сколько лет Вы являетесь классным руководителем данного класса?
- Какие цели в работе с классом Вы ставили и почему?
- Как Вы считаете, каков уровень учебной деятельности учащихся Вашего класса: высокий, средний, низкий. Есть ли отличники, слабоуспевающие?
- Сколько детей в медицинской группе?
- Как Вы оцениваете участие учащихся Вашего класса в жизни школы?
- Какие потребности и интересы преобладают в жизни и делах класса?
- Какие кружки, спортивные секции посещают девочки Вашего класса, мальчики?
- Как Вы оцениваете степень сплоченности классного коллектива?
- Каков характер межличностных отношений учащихся:
дружеский – враждебный, эмпатия – душевная черствость, взаимопомощь – индивидуализм и т.д.
- Как Вы оцениваете уровень воспитанности учащихся Вашего класса?
- Какие интересные традиции, эффективные формы и методы работы появились?
- В какой мере помогают родители, коллеги, администрация?
Этот перечень вопросов может быть продолжен. Содержание беседы следует зафиксировать в дневнике.