1.2.Результаты психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса

Любовь Петровна Фисенко

Сведения* о результатах психолого-педагогического сопровождения обучающихся (воспитанников).

*Представляется таблица мероприятий, реализуемых педагогом-психологом в образовательной организации в межаттестационный период (не менее трех лет).

Мероприятие (указать направленность мероприятия: на коррекцию, на личностное развитие и т.д.)

учебный год сентябрь 2017

(начало)

учебный год июнь 2018

(конец)

учебный год сентябрь2018

(начало)

учебный год июнь 2019

(конец)

учебный год сентябрь 2019

(начало)

учебный год

май 2020

(конец)

Сохранение и укрепление психологического здоровья студентов техникума

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

25 групп, 515 обучающихся

27 групп, 492 обучающихся

27 групп, 470 обучающихся

0

 

 

68%

27%

5%

0

 

 

69%

26%

5%

0

 

 

54%

37%

9%

0

 

 

88%

10%

2%

0

 

 

83%

9%

8%

0

 

 

96%

4%

0%

Психолого-педагогическое сопровождение студентов «группы риска»:

(Кол - во студентов группы риска в % от общего числа студентов)

 

 

 

0

 

 

8,7%

0

 

 

6,1%

 

 

0

9,3%

0

 

 

5,4%

0

 

 

7,2%

0

 

 

5,3%

Мониторинг возможностей и профессиональных способностей студентов техникума

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

 

 

0

 

 

47%

46%

7%

 

 

 

43%

52%

5%

0

 

 

53%

41%

6%

0

 

 

60%

37%

3%

0

 

 

62%

32%

6%

0

 

 

67%

31%

2%

Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

 

 

0

 

55%

34%

11%

0

 

57%

37%

6%

0

 

57%

38%

5%

0

 

71%

27%

2%

0

 

68%

20%

12%

0

 

74%

20%

6%

Формирование у студентов устойчивых мотивов учебной и профессиональной деятельности

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

 

 

 

 

 

32%

39%

29%

 

 

 

38%

52%

10%

 

 

 

34%

46%

20%

 

 

 

45%

47%

8%

 

 

 

51%

33%

16%

 

 

 

66%

32%

2%

 

Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса

 

 

 

 

 

 

2,8%

 

 

2,8%

 

 

9,3%

 

 

9,3%

 

 

7,2%

 

 

7,2%

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБПОУ «Советский социально – аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

ОБПОУ «Советский социально – аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

Программа психолого-педагогического сопровождения  образовательного  процесса студентов Советского социально – аграрного техникума

(в рамках реализации ФГОС СПО)

подготовил:

педагог-психолог

 Л.П. Фисенко

2017 год

Программа психолого-педагогического сопровождения  образовательного  процесса студентов Советского социально – аграрного техникума

(в рамках реализации ФГОС СПО)

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы  условиях реализации ФГОС СПО и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения развития студентов ОБПОУ «Советский социально – аграрный техникум имени В.М. Клыкова» -  адаптированность обучающихся  в условиях реализации ФГОС СПО.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития студента (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся первых курсов и в последующие годы обучения);
  • содействие студентам в решении актуальных задач развития, профессионального обучения, социализации (учебные трудности, трудности учебной и производственной практик,  формирование профессиональных компетенций, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями);
  • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогов, мастеров, родителей

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается преподавателей, администрацию техникума и родителей обучающихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах обучающегося. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог техникума

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности подростка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом преподаватели и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после занятий.

Функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность студента изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Подросток не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип индивидуального подхода к подростку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения подростка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, преподавателей, педагога-психолога,  социальных педагогов, администрации и др.;
  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы подростка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
  • Принцип активной позиции подростка, при котором главным становится не решить проблемы за обучающегося, а научить его решать проблемы самостоятельно, создание условий для становления способности подростка к саморазвитию;
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических и социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для обучающегося

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне группы;
  • на уровне техникума

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников и в последующие году обучения
  • Психолого-педагогическое сопровождение студентов «группы риска».
  • Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
  • Мониторинг возможностей и профессиональных способностей студентов техникума
  • Выявление и поддержка студентов техникума с особыми образовательными потребностями.
  • Выявление и поддержка одаренных студентов.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Сохранение и укрепление психологического здоровья студентов техникума.
  • Обеспечение осознанного и профессиональной ответственности к получаемой профессии/специальности и дальнейшей профессиональной деятельности 

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей подростка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики развития подростка);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами студенты, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:

Администрация образовательного учреждения.

Директор техникума  осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
  • контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение;
  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. директора по УВР,  педагог-психолог.

Зам. директора по УВР:

  • организация условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных периодов и т.д.);
  • осуществление контроля за УВП (посещение учебных звнятий, индивидуальные консультации с преподавателями, мониторинг качества обучения и т.д.);
  • организация  заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.

Педагог-психолог.

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • консультирование
  • просвещение;
  • профилактика;
  • коррекционно-развивающая деятельность;
  • диагностика;
  • экспертиза.

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период.

  • Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов студентов.
  • Ознакомление с результатами администрации, преподавателей, родителей, самих студентов.
  • Представление результатов на  педагогических советах, совещаниях, заседаниях МО.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с преподавателями.

2. Мониторинг возможностей и профессиональных способностей студентов техникума.

  • Диагностический минимум.
  • Углубленная психодиагностика:
  • исследование особенностей познавательной деятельности;
  • изучение личностных особенностей обучающихся и системы взаимоотношений.

3. Обеспечение осознанного и профессиональной ответственности к получаемой профессии/специальности и дальнейшей профессиональной деятельности

  • Исследование и диагностика особенностей личности студентов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.
  • Организация информационной работы с обучающимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, образовательными организациями высшего и дополнительного профессионального образования
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий.

4. Психолого-педагогическое сопровождение студентов «группы риска»:

  • Диагностический минимум.
  • Углубленная психодиагностика:
  • исследование особенностей познавательной деятельности;
  • изучение личностных особенностей студентов и системы взаимоотношений.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность 5.

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья студентов техникума
  • Просветительская и профилактическая работа с обучающимися
  • Родительские собрания и лектории.
  • Организация семинаров для преподавателей по вопросам современной педагогической психологии.

Учителя-предметники:

  • участие в проведении родительских собраний;
  • проведение индивидуальных консультаций для родителей студентов, имеющих сложности в обучении;
  • проведение индивидуальных консультаций для студентов, имеющих трудности в обучении;
  • разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий студентов;
  • участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.

Классные руководители:

  • организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий…);
  • составление социального паспорта гркппы;
  • организация работы с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний…);
  • организация взаимодействия со специалистами (педагог-психолог, педагог-организатор, администрация);
  • проведение педагогической диагностики;
  • проведение профилактических программ для студентов.

        Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.

        В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС СПО. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

  • отсутствие неуспевающих обучающихся;
  • профессиональное самоопределение;
  • активное участие студентов в общественной жизни техникума, инициативность, творческое отношение к делу;
  • отсутствие признаков доминантного поведения в техникуме и вне техникума;
  • бесконфликтное взаимодействие с одногруппниками;
  • отсутствие конфликтов с педагогами.

Психологическая эффективность:

  • субъективное ощущение у студентов комфорта и уверенности ;
  • адекватная самооценка;
  • сформированность Я – концепции личности;
  • оптимальное развитие его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.

Содержание работы психолога в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.

Содержание деятельности

Вид деятельности

Цель

Сроки выполнения

1

Исследование уровня адаптированности обучающихся к обучению

Психодиаг

ностика

отслеживание протекания процесса адаптации, своевременное оказание помощи студентам «группы риска»

октябрь 2015

апрель 2016

2

Составление

рекомендаций для преподавателей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании дпервокурсников в период адаптации.

организационно-

методическая

оказание помощи

родителям и преподавателям, повышение уровня психологической компетентности

в течение

года

3

Проведение индивидуальных консультаций для преподавателй-предметников и классных руководителей по проблеме корректировки возможных трудностей в обучении (по итогам диагностики)

консультирование

психологическое просвещение

повышение уровня профессиональной и психологической компетентности преподавателей

октябрь – ноябрь 2015

4

Проведение индивидуальных консультаций для родителей обучающихся, имеющих сложности адаптационного периода.

консультативная

оказание помощи родителям в проблемных ситуациях

в течение года

5

Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися (с  проблемами в адаптации)

коррекционно-развивающая

профилактика трудностей в обучении

в течение года

6

Проведение в рамках внеурочной деятельности групповых занятий со студентами первокурсниками  по адаптации

развивающая,

профилактическая

развитие жизненно-важных навыков, социализация, профилактика дезадааптации

в течение года

7

Проведение совещаний и собраний МО по вопросам адаптации, возрастного развития, вопросам обучения и воспитания

просвещение

повышение психолого-педагогической компетентности

в течение года

8

Выступления на  заседаниях МО, пед.советах по вопросам развития, обучения и воспитания студентов

просвещение, профилактика

повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей

в течение года