1.2.Результаты психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса
Сведения* о результатах психолого-педагогического сопровождения обучающихся (воспитанников).
*Представляется таблица мероприятий, реализуемых педагогом-психологом в образовательной организации в межаттестационный период (не менее трех лет).
Мероприятие (указать направленность мероприятия: на коррекцию, на личностное развитие и т.д.) | учебный год сентябрь 2017 (начало) | учебный год июнь 2018 (конец) | учебный год сентябрь2018 (начало) | учебный год июнь 2019 (конец) | учебный год сентябрь 2019 (начало) | учебный год май 2020 (конец) |
Сохранение и укрепление психологического здоровья студентов техникума
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень | 25 групп, 515 обучающихся | 27 групп, 492 обучающихся | 27 групп, 470 обучающихся | |||
0
68% 27% 5% | 0
69% 26% 5% | 0
54% 37% 9% | 0
88% 10% 2% | 0
83% 9% 8% | 0
96% 4% 0% | |
Психолого-педагогическое сопровождение студентов «группы риска»: (Кол - во студентов группы риска в % от общего числа студентов) |
|
|
| |||
0
8,7% | 0
6,1% |
0 9,3% | 0
5,4% | 0
7,2% | 0
5,3% | |
Мониторинг возможностей и профессиональных способностей студентов техникума Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
|
|
| |||
0
47% 46% 7% |
43% 52% 5% | 0
53% 41% 6% | 0
60% 37% 3% | 0
62% 32% 6% | 0
67% 31% 2% | |
Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
|
|
| |||
0
55% 34% 11% | 0
57% 37% 6% | 0
57% 38% 5% | 0
71% 27% 2% | 0
68% 20% 12% | 0
74% 20% 6% | |
Формирование у студентов устойчивых мотивов учебной и профессиональной деятельности
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
|
|
| |||
32% 39% 29% |
38% 52% 10% |
34% 46% 20% |
45% 47% 8% |
51% 33% 16% |
66% 32% 2% | |
Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса
|
|
|
| |||
2,8% |
2,8% |
9,3% |
9,3% |
7,2% |
7,2% |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБПОУ «Советский социально – аграрный техникум имени В.М. Клыкова»
ОБПОУ «Советский социально – аграрный техникум имени В.М. Клыкова»
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса студентов Советского социально – аграрного техникума
(в рамках реализации ФГОС СПО)
подготовил:
педагог-психолог
Л.П. Фисенко
2017 год
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса студентов Советского социально – аграрного техникума
(в рамках реализации ФГОС СПО)
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы условиях реализации ФГОС СПО и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения развития студентов ОБПОУ «Советский социально – аграрный техникум имени В.М. Клыкова» - адаптированность обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- профилактика возникновения проблем развития студента (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся первых курсов и в последующие годы обучения);
- содействие студентам в решении актуальных задач развития, профессионального обучения, социализации (учебные трудности, трудности учебной и производственной практик, формирование профессиональных компетенций, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями);
- развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогов, мастеров, родителей
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается преподавателей, администрацию техникума и родителей обучающихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах обучающегося. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог техникума
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности подростка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом преподаватели и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после занятий.
Функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность студента изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Подросток не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
- Принцип индивидуального подхода к подростку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
- Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения подростка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
- Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
- Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
- Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, преподавателей, педагога-психолога, социальных педагогов, администрации и др.;
- Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы подростка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
- Принцип активной позиции подростка, при котором главным становится не решить проблемы за обучающегося, а научить его решать проблемы самостоятельно, создание условий для становления способности подростка к саморазвитию;
- Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
- Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических и социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
- Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для обучающегося
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
- индивидуальное;
- групповое;
- на уровне группы;
- на уровне техникума
Формы сопровождения:
- консультирование;
- диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- профилактика;
- просвещение.
Направления психолого-педагогического сопровождения.
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников и в последующие году обучения
- Психолого-педагогическое сопровождение студентов «группы риска».
- Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
- Мониторинг возможностей и профессиональных способностей студентов техникума
- Выявление и поддержка студентов техникума с особыми образовательными потребностями.
- Выявление и поддержка одаренных студентов.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья студентов техникума.
- Обеспечение осознанного и профессиональной ответственности к получаемой профессии/специальности и дальнейшей профессиональной деятельности
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей подростка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики развития подростка);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.
Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами студенты, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности.
Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:
Администрация образовательного учреждения.
Директор техникума осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:
- утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
- контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение;
- обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
- осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
- распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.
В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. директора по УВР, педагог-психолог.
Зам. директора по УВР:
- организация условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных периодов и т.д.);
- осуществление контроля за УВП (посещение учебных звнятий, индивидуальные консультации с преподавателями, мониторинг качества обучения и т.д.);
- организация заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.
Педагог-психолог.
Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:
- консультирование
- просвещение;
- профилактика;
- коррекционно-развивающая деятельность;
- диагностика;
- экспертиза.
1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период.
- Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов студентов.
- Ознакомление с результатами администрации, преподавателей, родителей, самих студентов.
- Представление результатов на педагогических советах, совещаниях, заседаниях МО.
- Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
- Просветительская и консультационная деятельность с преподавателями.
2. Мониторинг возможностей и профессиональных способностей студентов техникума.
- Диагностический минимум.
- Углубленная психодиагностика:
- исследование особенностей познавательной деятельности;
- изучение личностных особенностей обучающихся и системы взаимоотношений.
3. Обеспечение осознанного и профессиональной ответственности к получаемой профессии/специальности и дальнейшей профессиональной деятельности
- Исследование и диагностика особенностей личности студентов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.
- Организация информационной работы с обучающимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, образовательными организациями высшего и дополнительного профессионального образования
- Проведение коррекционно-развивающих занятий.
4. Психолого-педагогическое сопровождение студентов «группы риска»:
- Диагностический минимум.
- Углубленная психодиагностика:
- исследование особенностей познавательной деятельности;
- изучение личностных особенностей студентов и системы взаимоотношений.
- Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
- Просветительская и консультационная деятельность 5.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья студентов техникума
- Просветительская и профилактическая работа с обучающимися
- Родительские собрания и лектории.
- Организация семинаров для преподавателей по вопросам современной педагогической психологии.
Учителя-предметники:
- участие в проведении родительских собраний;
- проведение индивидуальных консультаций для родителей студентов, имеющих сложности в обучении;
- проведение индивидуальных консультаций для студентов, имеющих трудности в обучении;
- разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий студентов;
- участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.
Классные руководители:
- организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий…);
- составление социального паспорта гркппы;
- организация работы с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний…);
- организация взаимодействия со специалистами (педагог-психолог, педагог-организатор, администрация);
- проведение педагогической диагностики;
- проведение профилактических программ для студентов.
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС СПО. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
- отсутствие неуспевающих обучающихся;
- профессиональное самоопределение;
- активное участие студентов в общественной жизни техникума, инициативность, творческое отношение к делу;
- отсутствие признаков доминантного поведения в техникуме и вне техникума;
- бесконфликтное взаимодействие с одногруппниками;
- отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность:
- субъективное ощущение у студентов комфорта и уверенности ;
- адекватная самооценка;
- сформированность Я – концепции личности;
- оптимальное развитие его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.
Содержание работы психолога в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.
№ | Содержание деятельности | Вид деятельности | Цель | Сроки выполнения | |
1 | Исследование уровня адаптированности обучающихся к обучению | Психодиаг ностика | отслеживание протекания процесса адаптации, своевременное оказание помощи студентам «группы риска» | октябрь 2015 апрель 2016 | |
2 | Составление рекомендаций для преподавателей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании дпервокурсников в период адаптации. | организационно- методическая | оказание помощи родителям и преподавателям, повышение уровня психологической компетентности | в течение года | |
3 | Проведение индивидуальных консультаций для преподавателй-предметников и классных руководителей по проблеме корректировки возможных трудностей в обучении (по итогам диагностики) | консультирование психологическое просвещение | повышение уровня профессиональной и психологической компетентности преподавателей | октябрь – ноябрь 2015 | |
4 | Проведение индивидуальных консультаций для родителей обучающихся, имеющих сложности адаптационного периода. | консультативная | оказание помощи родителям в проблемных ситуациях | в течение года | |
5 | Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися (с проблемами в адаптации) | коррекционно-развивающая | профилактика трудностей в обучении | в течение года | |
6 | Проведение в рамках внеурочной деятельности групповых занятий со студентами первокурсниками по адаптации | развивающая, профилактическая | развитие жизненно-важных навыков, социализация, профилактика дезадааптации | в течение года | |
7 | Проведение совещаний и собраний МО по вопросам адаптации, возрастного развития, вопросам обучения и воспитания | просвещение | повышение психолого-педагогической компетентности | в течение года | |
8 | Выступления на заседаниях МО, пед.советах по вопросам развития, обучения и воспитания студентов | просвещение, профилактика | повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей | в течение года |