Проект «Ростки доброты»

Брагина Галина Анатольевна

Проект «Ростки доброты»
ОТЗЫВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ О ПРОЕКТЕ
Статья "Воспитание культуры у сельских школьников"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Молчановская средняя общеобразовательная школа №2

school2

                                             

                                                             

Проект

«Ростки доброты»

Автор: Брагина Галина Анатольевна,

учитель начальных классов,

классный руководитель 2 «А» класса

C:\Users\nootebuk\Desktop\IMG_1233.JPG

Молчаново 2018

Содержание проекта:

  1. Информационная справка.
  2. Краткое обоснование актуальности, новизны и практической значимости проекта.
  3. Цели, задачи, гипотеза   проекта.
  4. Целевая аудитория проекта.
  5. Поэтапный алгоритм реализации проекта.
  6. Ресурсы и принципы реализации  проекта.
  7. Предполагаемый результат.
  8. Система мониторинга реализации проекта.
  9. Выводы и предложения.
  10. Список использованной литературы.

Информационная справка

В центре села Молчанова  располагается наша красавица-школа.  Школа  по своей сути есть особое социокультурное пространство, в ней ребенок получает определенный багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал. Ведущая идея развития школы (из Программы развития школы на 2015 – 2020гг.): Создание условий для самовыражения, социальной адаптации каждого ребёнка во всех видах деятельности на основе объединения усилий всех субъектов социума в условиях сельской местности.

Актуальность проекта

Приоритетный характер духовно-нравственного аспекта развития личности обусловлен резким социальным расслоением общества.  О кризисе духовности свидетельствуют многие страшные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей.

Учитель начальных классов первым принимает на себя удар тех социокультурных факторов, с которыми не сталкивался его коллега 20-30 лет назад. Помимо изменений идеологических, политических, экономических, которые влияют   на ребенка  младшего школьного возраста особую тревогу у специалистов вызывает фактор новой информационной среды, как выяснилось, часто  разрушающей мир детства. Дети, окруженные мониторами с раннего возраста, развиваются совсем не так, как их сверстники прежде. Общий уровень социализации современных школьников существенно снизился. Дефицит движения и общения у детей, окруженных мониторами, приводит к другой особенности современных детей – к  снижению коммуникативной активности детей. 

Работая в школе, мы видим, что кризис современной семьи – факт бесспорный. По результатам анализа социального паспорта школы количество детей, воспитывающихся  в неполных и малообеспеченных семьях, в 2015г.-29%, в  2019г. -36% . В  «полных» семьях отношения между родителями и отношения родителей к детям

Одним из выходов из сложившейся ситуации считаем духовно – нравственное воспитание. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указано: «Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ».

С целью формирования системы духовно – нравственного воспитания младших школьников в сельской местности создан проект «Ростки доброты». «Ростки доброты» - это  попытка создать  эффективную модель взаимодействия классного коллектива, семьи, педагогов и социального сообщества. «Ростки доброты» - само название за себя говорит: понятно и взрослым, и детям.

Создание модели «Ростки доброты»   позволит скоординировать и объединить усилия всех участников проекта на создание модели классного коллектива в новых условиях образовательного процесса.

Новизна проекта состоит в следующем:

  • в разработке и апробации модели организации работы по  духовно – нравственному воспитанию и социализации младших школьников в условиях социального партнерства в МАОУ «Молчановская СОШ №2»;
  • в создании модели интеграции учебной и внеучебной деятельности духовно – нравственного воспитания и социализации младших школьников в условиях социального партнерства;
  • в разработке и апробации современных методов и форм духовно – нравственного воспитания младшего школьника  с субъектами местного сообщества .

Практическая значимость  проекта  определяется тем, что материалы проектной работы можно использовать в образовательном процессе, внеклассной работе,  а также в отдельных педагогических ситуациях.

         Новые  ФГОС НОО  определили главным - формирование личностных и метапредметных результатов,  «портрет» выпускника начальной школы.  В соответствии с этим определены цели и задачи проекта.

Цель проекта: Создание условий для самореализации младшего школьника за счёт разработки эффективной модели взаимодействия классного коллектива  и местного сообщества по духовно – нравственному воспитанию.

Задачи проекта:

  • Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
  • Формировать и  развивать активную гражданскую позицию.
  • Научить детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности.
  • Создать социальные условия для  здорового образа жизни и эмоционального благополучия детей.
  • Разнообразить  формы взаимодействия с социальными партнёрами по воспитанию любви к своему народу, родному краю, к своей Родине.

Гипотеза  проекта: социализация младшего школьника происходит более эффективно, если созданы условия  для эффективного взаимодействия  со всеми субъектами данного процесса.

           При создании проекта мы руководствуемся нормативно – правовой базой:

Целевая аудитория проекта:

Целевая аудитория

Описание значимости результатов проекта для целевой аудитории

1.Классный коллектив.

Приобретение опыта социальной активности,

успешной социализации;

осознание жизненных планов, умение проектировать деятельность и свое развитие;

участие в реализации  социальных проектов;

формирование адекватной самооценки.

2. Педагогическое сообщество

Повышение профессиональной компетентности;

широкие возможности сетевого партнерства;

участие в проектной, конкурсной и грантовой деятельности.

3.Родительское сообщество

Удовлетворенность  социальным  укладом школьной жизни;функционирование родительского комитета;

профориентационная работа;

расширение социального партнерства.

4. Социальные партнеры,

Удовлетворенность участием в проекте;

расширение социального партнерства;

профориентационная работа.

    Одни  из главных участников проекта - родители обучающихся,  им делегированы полномочия в управлении школой –  Управляющий Совет школы.  Они  являются большими помощниками в организации походов, экскурсий, школьных праздников, спортивных соревнований и других совместных мероприятий. (Презентация)

Кадровыми ресурсами данного проекта являются: педагоги и  родители, работники школьной, районной  библиотеки, ТОДЮБ, члены  районного Совета ветеранов, сотрудники КДН,  преподаватели ДМШ,ДДТ.

Информационно-методическое обеспечение проекта - создание информационной среды на сайте ОО, страницах муниципальной газеты «Знамя».

Материально-технические ресурсы: для проведения совместных мероприятий используются площадки школы и социальных партнеров с имеющимися материальными ресурсами.

Предполагаемый результат:

1. Повышение уровня социальной компетенции всех участников проекта.

2. Формирование  коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств участников проекта.

4. Повышение качества условий для эмоционального благополучия и здоровья участников проекта, основанных на творческом взаимодействии с социальными партнёрами.

5. Использование социокультурного потенциала сельского социума  в создании единой воспитательной системы.

Поэтапный алгоритм реализации проекта

Срок реализации

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

I этап - информационно-подготовительный этап

сентябрь  - декабрь  2018г.,

включающий диагностическую, организационную деятельность.

Проблемный анализ результатов воспитательной деятельности класса в 2018-2019гг..

Обсуждение проектного замысла с родительским активом и координатором РВЦИ;

Формирование нормативно – правовой базы проекта;

Подбор материала для проведения диагностики по отслеживанию уровня духовно-нравственного воспитания обучающихся;

Поиск единомышленников для разработки  планов  о сотрудничестве.

Разработан проект, решены вопросы ресурсного обеспечения.

Разработаны планы совместной деятельности районной и областной библиотекой,

районным советом ветеранов,

со 2 «А» классом МАОУ «Подгорнская СОШ».

II этап: практический

январь 2019 г.- ноябрь 2021г.,  включающий деятельность по ключевым направлениям реализации проекта

Участие в реализации сетевых мероприятий по ключевым направлениям проекта.

Участие в подготовке и проведении мероприятий в рамках школьной программы «Духовно-нравственное воспитание школьников»,  публикации опыта реализации проекта.

Разработка инновационных продуктов и их апробация.

Мероприятия по тиражированию опыта.

Подготовка и проведение мероприятий по социализации личности школьников, в том числе и для детей с ОВЗ:

Волонтерское движение, детские организации , ученическое самоуправление, акции.

Наличие апробированной программы духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях социального партнёрства, тематических классных часов, разработанных внеклассных мероприятий.

Создание банка опыта «Ростки доброты» по тиражированию опыта.

Создание образовательного пространства, способствующего самореализации и социализации личности младшего школьника.

Создание условий для индивидуальной образовательной траектории.

Увеличение количества участников в рамках социального партнёрства.

Мероприятия по реализации проекта и расширению сети социального партнёрства

школьный уровень

муниципальный уровень

региональный уровень

Реализация программ  внеурочной деятельности «Азбука нравственности и здоровья», «Истоки».Уроки ОРКСЭ.

Выставки «Светлый праздник Рождества», «Пасхальная радость».

Праздник Славянской письменности и культуры.

Благотворительные акции «БлагоДарю», «Оранжевые витамины», «Мягкая игрушка», «Книговорот», «Дари радость».

Экологические акции «Росток доброты», «Кормушка для пичужки».

Мероприятия общественной организации «Муравейка».

Межмуниципальный  открытый конкурс чтецов «Родина любимая моя».

Весенняя неделя добра.

Районный праздник «День православной книги».

Экологическая игра - викторина «По зеленым тропкам»

Районный детский праздник «Рождественский колокольчик»

Фестиваль «Юные спасатели природы».

Конкурс песни «Помнить – значит жить».

Мероприятия местной общественной организации «Горящие сердца».

Семинар «Особенности конструирования современного урока в условиях реализации ФГОС ».

Семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций».

Областной конкурс «Красота Божьего мира».

Мероприятия Ассоциации классных руководителей ТО, Всероссийского  школьного движения.

III этап: аналитический

ноябрь  2021г.- май 2022г., включающий анализ и обобщение полученных результатов в  усовершенствовании модели классного коллектива  в связи с изменениями в образовании

Анализ деятельности по реализации проекта.

Оказание методических, информационных, диагностических услуг классным руководителям начального звена других ОО.

Создание, закрепление устойчивых партнерских взаимоотношений.

Созданы благоприятные условия для достижения четвероклассниками  широкого сектора метапредметных и личностных результатов.

Подготовлены предложения по дальнейшему распространению результатов проекта.

Увеличение количества партнеров класса;

Наличие (увеличение) общих проектов с сетевыми и социальными партнерами.

Публикация в сборниках с описанием лучших практик, реализованных в ходе проекта.

Опыт класса  распространен через СМИ, официальные сайты сетевых партнеров и сайт МАОУ «МСОШ № 2».

Итоговая  программа «По тропинкам Доброты»

Отчет  по реализации проекта.

Система оценки  реализации проекта

Критерии оценки

Субъекты оценки

Периодичность оценки

Инструментарий для оценки

1.Создание правовой базы сотрудничества

авторская группа

Раз в год – итоговый

Составление и анализ планов.

2. Организационно- педагогические условия успешной работы

авторская группа, самооценка

Текущий – раз в полугодие

Анализ среды, наблюдение.

3. Создание модели взаимодействия учреждений социума

Администрация, творческая группа, самооценка

Текущий – раз в полгода

Анализ планов, наблюдение, опросы

4. Освоение новых форм социального партнерства

Творческая группа, самооценка

Текущий – раз в полугодие
Итоговый – раз в год

Самоанализ, тестирование.

6. Адекватная оценка детей, родителей, педагогов  социокультурного пространства

Творческая группа, администрация, самооценка

Текущий – раз в полугодие

Итоговый – раз в год

Анализ планов,  наблюдения,

интервьюрирование.

7. Рост психоэмоционального благополучия участников проекта

Координатор РВЦИ,

психолог

Текущий – раз в полугодие

Итоговый – раз в год

Самоанализ,  диагностика, наблюдения, беседы

8. Рост профессиональной компетенции педагогов

Самоанализ, администрация

Текущий раз в полгода

Карты саморазвития.

9. Участие родителей в проекте

Творческая группа, администрация

Текущий – раз в полугодие

Наблюдение, анкетирование

10. Создание участниками  проекта  продуктов  на принципах индивидуализации и дифференциации

Творческая группа, администрация

Итоговый – раз в год

Анализ продуктов обучающихся, педагогов в рамках сетевого взаимодействия 

Выводы: В  ходе старта   проекта (октябрь 2018 г.) было  проведено социометрическое исследование межличностных отношений внутри  коллектива  детей 1 «А» класса.  Можно сделать вывод, что уровень сформированности  межличностных отношений в классе был недостаточен, так как многие  ученики занимали позицию «изолируемые», «отвергаемые». Низкий уровень сформированности межличностных отношений в классе свидетельствует о неудовлетворенной потребности учащихся в общении.

По результатам  последнего контрольного исследования (февраль 2020 г.)  выяснилось, что учащиеся стали более комфортно чувствовать себя среди сверстников, малая доля приходится на пренебрегаемых (5%) и изолированных (0%). Большинство детей стало иметь более или менее благоприятный статус. В классе установился благоприятный климат, конфликты стали редкими, повысилась успеваемость.

На момент окончания 2 класса в коллективе  складываются дружеские отношения. Формируются положительные межличностные отношения. Работу по воспитанию социально адаптированной, толерантной, коммуникабельной личности необходимо продолжить. Нам помог проект «Ростки доброты», в котором  мы сдружились, постарались привлечь внимание местного сообщества  к вопросам духовно – нравственного воспитания младших школьников  и повысить мотивацию участников образовательного процесса к ведению активного образа жизни. Цели и задачи данного проекта выделяют приоритеты: толерантности, успешности каждого ребёнка, сохранения здоровья и формируют правильные взгляды на  окружающий мир  у сегодняшнего младшего школьника.

Предложения по распространению опыта

и внедрения результатов проекта в массовую практику:

Наш опыт мы готовы распространять следующими способами:

семинары, консультации;

публикации на профессиональных сайтах и изданиях;

размещение информации на школьном сайте и районной газеты «Знамя»;

через Ассоциацию классных руководителей Томской области, сетевые сообщества, сообщества методических объединений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2008. – 160 с.
  2. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Академия, 2003. – 468 с.
  3. Савенков, А.Б. Образовательная среда / А.Б. Савенков // Школьный психолог. – 2009. – № 5.- С. 5-8.
  4. Смирнова,  Е.О. Экраны мешают развитию детей./Комерсантъ. Наука2016 с. 22-27.
  5. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 160 с.
  6. Программа развития МАОУ «Молчановская СОШ №2» на 2015 – 2020 годы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Молчановское районное отделение Всероссийской общественной организации  ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов

636330, Томская область, село Молчаново, ул. Димитрова, 25.

Отзыв о социальной значимости авторского  проекта

учителя начальных классов МАОУ «Молчановская СОШ №2» Брагиной Г.А.  «Ростки доброты»

Работая долгое время воспитателем детского сада, меня с учителем  Брагиной Галиной Анатольевной  связывало  многолетнее  профессиональное сотрудничество по преемственности дошкольного и начального образования. Сейчас, работая председателем районного Совета ветеранов, нас связывает общая воспитательная цель – воспитание у детей любви к родному краю, знание истории родного села через общение с ветеранами войны и труда.

«Ростки доброты» - так 10 лет назад Брагина Г.А. назвала свою экологическую благотворительную акцию. Её воспитанники в апреле в классе сеяли  семена цветов, ежедневно ухаживали,   а в канун 9 мая и 22 июня дарили ветеранам, престарелым соседям. Об участии в этой важной акции ребята  сообщали на Всероссийский портал «Красная гвоздика», в  дневниках которого есть фотографии и рассказы младших школьников из МАОУ «Молчановская СОШ №2». В этом году  из – за пандемии ребята эту нужную акцию реализовали у себя дома. И подарили рассаду своим пожилым прабабушкам, престарелым соседям.

В прошлом году Галина Анатольевна обобщила свой опыт по привлечению местного сообщества к вопросам  воспитания и дала название «Ростки доброты». Уже имея ввиду не только экологическое направление, но и духовно – нравственное.

Мы с этим педагогом постоянно сотрудничаем. Она устраивает прекрасные праздники для ветеранов труда и тружеников тыла. Сама  является   дочерью труженика тыла, Брагина Г.А.  всех уважаемых односельчан знает по имени – отчеству. Привлекает своих коллег и другие классы на это нужное дело. В прошлом году во время летнего лагеря, все 140 детей и 10 воспитателей прошли по соседним к школе улицам, приветствовали ветеранов, дарили  детские сердечные поздравления. Получилось 9 своеобразных мини – концертов! Все ветераны трогательно отзывались о такой интересной, приятной для пожилых и полезной для детей, акции.

роспись1

Председатель районного Совета ветеранов:                               Е.А. Демьянова


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Межрегиональная  научно-практическая конференция  «Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы».

Секция «Формирование экологической культуры

в образовательном процессе начальной школы»

Воспитание экологической культуры у сельских школьников

Брагина Галина Анатольевна

МАОУ «Молчановская средняя общеобразовательная школа №2»

Формирование современного воспитательного пространства сельского социума – проблема многоёмкая,  так как её разрешение связано с подготовкой нового жителя села – образованного, культурного, настоящего хозяина земли, гражданина – патриота, хранителя и носителя сибирских традиций. Именно в сельской школе наблюдаются позитивные тенденции, направленные на возрождение духовности, нравственности и гражданственности. Особое положение в социуме не позволяет учителю сельской школы просто функционировать «от звонка до звонка», а заставляет постоянно расширять поле своей деятельности.

2001 год… Это было время, когда октябрятских, пионерских, комсомольских организаций не стало, а ростки нового ещё только – только пробивались. Вот именно тогда мы в школе создали детскую общественную организацию для младших школьников «Муравейка». Именно тогда с  ребятишками и родителями увлеклись разработкой своего Гимна, флажка, значка! До сих пор 11 декабря у нас «великий» праздник – День рождения  нашей, ставшей для всех любимой, и такой нужной организации «Муравейка»! Дети пишут сказки и сочиняют стишки, рисуют, делают презентации, ну и, конечно, принимают первоклашек в свои ряды «Муравеек».

Главный девиз организации  лаконичный и ёмкий: «Дари добро!» А наш, девиз педагогов – помочь нашим любимым школьникам «находить» и дарить это добро. Младшие школьники трепетно относятся к своей детской организации «Муравейка», которая является инициатором многих экологических и трудовых акций.  

Наши родители стали верными помощниками в экологическом воспитании. Так, зимой проходит традиционная выставка «Кормушки для пичужки». И чего только не придумают ребятишки вместе со своими папами: кормушки из корзинок и целое кафе из умело скреплённых пластиковых бутылок. На одном птичьем домике юный строитель подписал «Налетай побыстрей!».  А другой - раскрашен в яркий красный горошек со словами приветствия «Добро пожаловать!». Одна девочка,  используя богатый урожай ранеток, ими украсила птичий домик и получился «съедобный домик».

Стало доброй  традицией в начале сентября всей школой ходить в поход! А в лесу ребят ждут интересные конкурсы «Наряди Мистера и Мисс Осень» из бросового природного материала, конкурс на самый полезный «стол» из экологически чистых продуктов.

За 15 лет существования детской организации  у  нас сложились добрые и традиции. Так, весной  мы дружно выращиваем рассаду бархатцев, которые успевают зацвести к Празднику Победы, и несём свои  красивые цветы в дома к ветеранам войны и тыла, вдовам, детям войны. Пишем им поздравительные  открытки,  благодарим за чистое небо над головой. Какое великое счастье – видеть лица ветеранов, которые светятся счастьем от общения!  Эта эколого – патриотическая акция носит очень верное название «Росток доброты». Вот где воспитывается гражданственность и патриотизм!

Школьная бурная жизнь летом не заканчивается. Наш лагерь «Радуга здоровья» девять раз становился победителем областного конкурса «Летний лагерь – территория здоровья»  среди  сельских ОУ. Одно из слагаемых успеха – формирование экологической культуры в лагере. Дети с удовольствием  участвуют в  экологических акциях «Хранители воды», «Территория здоровья», «Мода из отходов», экологических проектах «Картофельное шоу», «Эко – колобок». А с каким азартом вожатые разрисовывали новые мусорницы, предоставленные нам администрацией сельского поселения. Сейчас они, яркие, весёлые, призывающие к порядку, украшают Молчаново!

Особое внимание уделяю культуре правильного питания у своих младших школьников. Недаром в народе говорят, что за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. Но прежде неплохо было бы овладеть элементарными знаниями об "источниках здоровья"- природных  витаминных продуктах. Всё доступно, надо только разумно ими воспользоваться. В рамках программы «Разговор о правильном питании» мною создана кругосветка «Сибирские дары». Это новая попытка приподнять «потолок» ребёнка, пошире открыть  гармонию простых, полезных, доступных продуктов питания, которыми богат наш сибирский край. С раннего лета  до поздней осени у нас "под ногами" в лесу витаминные дары природы: ягоды, травы, грибы. Наша река Обь богата рыбой. В данной программе  я постаралась раскрыть значимость исконно сибирских даров природы – грибов, ягоды  и рыбы.

Родители стали первыми моими помощниками – они с удовольствием собирали рецепты, проводя ревизию в своих кулинарных книгах.  Папы –  заядлые рыбаки  активно включились в составление викторины «Ловись, рыбка большая и маленькая!»  В творческом семейном конкурсе поделок «Семья вместе – душа на месте» среди 113 поделок победила многодетная семья Таклёнок, представив изумительную картину «Рыжики». На фоне картины в засушенных листиках, ягодках, мхе спрятались ярко – оранжевые, крепенькие грибочки – рыжики, изготовленные из солёного теста:

«Взял я ножницы, бумагу, ластик, клей и карандаш,

Колдовал совсем немного – сделал с мамой я коллаж.

И даже солёное тесто в поделке нашло своё место,

Из него слепил я гриб – и вот мой гриб к листу прилип.

Рыжик называется, им весь мир питается!»

С целью развития здоровьесберегающего образовательного пространства и расширения социокультурного поля  на основе интерактивных форм  в рамках внеурочной деятельности ФГОС  создана  кругосветка  "Сибирские дары". Почему кругосветка? Да потому, что мы попытались  с помощью партнёров в одной программе презентовать все сибирские дары:

Сибирские дары

Форма презентации материала

Социальные партнёры

«Сибирская ягодка»

Игровая программа

Клуб «Огородник»,

игровой клуб «Каприз»

«Сибирский медок»

Дегустация

«Отведай сибирского медка»

Родители – пчеловоды

«Кедровые орешки»

Выставка поделок

«Ореховые чудеса»

Комитет по охране природы,

Экологический клуб «Дневной дозор»

«Растения – лекари,

Сибирские аптекари»

Презентация

Фармацевты районной аптеки,

Волонтёрский отряд

«Сибирская рыба»

Конкурс

 « Вот он каков, любитель – рыболов!»

Общество рыболовов – любителей, вожатые

«Сибирские грибочки»

Конкурс рецептов

«Как потопаешь – так и полопаешь»

Родители, бабушки

Наши сельские школьники, может быть,  и  обделённые в чём – то, но какие они открытые, непосредственные, добрые!  Они любят свой дом, свой край, свою Родину. Они умеют благодарить и дарить добро окружающим и природе.


Предварительный просмотр: