Проект «Ростки доброты»
Проект «Ростки доброты»
ОТЗЫВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ О ПРОЕКТЕ
Статья "Воспитание культуры у сельских школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rostki_dobroty.docx | 281.87 КБ |
otzyv_direktora_podgornskoy_sosh.pdf | 135.22 КБ |
otzyv_zam._glavy_rayona.pdf | 977.75 КБ |
otzyv_soveta_veteranov.docx | 88 КБ |
tsentr_duh_nr_vosp_rukov._rayon_det_org._biblioteki.pdf | 921.61 КБ |
statya_vospitanie_kultury_u_selskih_shkolnikov.docx | 22.28 КБ |
otzyv_eparhii_.pdf | 580.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Молчановская средняя общеобразовательная школа №2
Проект
«Ростки доброты»
Автор: Брагина Галина Анатольевна,
учитель начальных классов,
классный руководитель 2 «А» класса
Молчаново 2018
Содержание проекта:
- Информационная справка.
- Краткое обоснование актуальности, новизны и практической значимости проекта.
- Цели, задачи, гипотеза проекта.
- Целевая аудитория проекта.
- Поэтапный алгоритм реализации проекта.
- Ресурсы и принципы реализации проекта.
- Предполагаемый результат.
- Система мониторинга реализации проекта.
- Выводы и предложения.
- Список использованной литературы.
Информационная справка
В центре села Молчанова располагается наша красавица-школа. Школа по своей сути есть особое социокультурное пространство, в ней ребенок получает определенный багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал. Ведущая идея развития школы (из Программы развития школы на 2015 – 2020гг.): Создание условий для самовыражения, социальной адаптации каждого ребёнка во всех видах деятельности на основе объединения усилий всех субъектов социума в условиях сельской местности.
Актуальность проекта
Приоритетный характер духовно-нравственного аспекта развития личности обусловлен резким социальным расслоением общества. О кризисе духовности свидетельствуют многие страшные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей.
Учитель начальных классов первым принимает на себя удар тех социокультурных факторов, с которыми не сталкивался его коллега 20-30 лет назад. Помимо изменений идеологических, политических, экономических, которые влияют на ребенка младшего школьного возраста особую тревогу у специалистов вызывает фактор новой информационной среды, как выяснилось, часто разрушающей мир детства. Дети, окруженные мониторами с раннего возраста, развиваются совсем не так, как их сверстники прежде. Общий уровень социализации современных школьников существенно снизился. Дефицит движения и общения у детей, окруженных мониторами, приводит к другой особенности современных детей – к снижению коммуникативной активности детей.
Работая в школе, мы видим, что кризис современной семьи – факт бесспорный. По результатам анализа социального паспорта школы количество детей, воспитывающихся в неполных и малообеспеченных семьях, в 2015г.-29%, в 2019г. -36% . В «полных» семьях отношения между родителями и отношения родителей к детям
Одним из выходов из сложившейся ситуации считаем духовно – нравственное воспитание. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указано: «Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ».
С целью формирования системы духовно – нравственного воспитания младших школьников в сельской местности создан проект «Ростки доброты». «Ростки доброты» - это попытка создать эффективную модель взаимодействия классного коллектива, семьи, педагогов и социального сообщества. «Ростки доброты» - само название за себя говорит: понятно и взрослым, и детям.
Создание модели «Ростки доброты» позволит скоординировать и объединить усилия всех участников проекта на создание модели классного коллектива в новых условиях образовательного процесса.
Новизна проекта состоит в следующем:
- в разработке и апробации модели организации работы по духовно – нравственному воспитанию и социализации младших школьников в условиях социального партнерства в МАОУ «Молчановская СОШ №2»;
- в создании модели интеграции учебной и внеучебной деятельности духовно – нравственного воспитания и социализации младших школьников в условиях социального партнерства;
- в разработке и апробации современных методов и форм духовно – нравственного воспитания младшего школьника с субъектами местного сообщества .
Практическая значимость проекта определяется тем, что материалы проектной работы можно использовать в образовательном процессе, внеклассной работе, а также в отдельных педагогических ситуациях.
Новые ФГОС НОО определили главным - формирование личностных и метапредметных результатов, «портрет» выпускника начальной школы. В соответствии с этим определены цели и задачи проекта.
Цель проекта: Создание условий для самореализации младшего школьника за счёт разработки эффективной модели взаимодействия классного коллектива и местного сообщества по духовно – нравственному воспитанию.
Задачи проекта:
- Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
- Формировать и развивать активную гражданскую позицию.
- Научить детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности.
- Создать социальные условия для здорового образа жизни и эмоционального благополучия детей.
- Разнообразить формы взаимодействия с социальными партнёрами по воспитанию любви к своему народу, родному краю, к своей Родине.
Гипотеза проекта: социализация младшего школьника происходит более эффективно, если созданы условия для эффективного взаимодействия со всеми субъектами данного процесса.
При создании проекта мы руководствуемся нормативно – правовой базой:
Целевая аудитория проекта:
Целевая аудитория | Описание значимости результатов проекта для целевой аудитории |
1.Классный коллектив. | Приобретение опыта социальной активности, успешной социализации; осознание жизненных планов, умение проектировать деятельность и свое развитие; участие в реализации социальных проектов; формирование адекватной самооценки. |
2. Педагогическое сообщество | Повышение профессиональной компетентности; широкие возможности сетевого партнерства; участие в проектной, конкурсной и грантовой деятельности. |
3.Родительское сообщество | Удовлетворенность социальным укладом школьной жизни;функционирование родительского комитета; профориентационная работа; расширение социального партнерства. |
4. Социальные партнеры, | Удовлетворенность участием в проекте; расширение социального партнерства; профориентационная работа. |
Одни из главных участников проекта - родители обучающихся, им делегированы полномочия в управлении школой – Управляющий Совет школы. Они являются большими помощниками в организации походов, экскурсий, школьных праздников, спортивных соревнований и других совместных мероприятий. (Презентация)
Кадровыми ресурсами данного проекта являются: педагоги и родители, работники школьной, районной библиотеки, ТОДЮБ, члены районного Совета ветеранов, сотрудники КДН, преподаватели ДМШ,ДДТ.
Информационно-методическое обеспечение проекта - создание информационной среды на сайте ОО, страницах муниципальной газеты «Знамя».
Материально-технические ресурсы: для проведения совместных мероприятий используются площадки школы и социальных партнеров с имеющимися материальными ресурсами.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня социальной компетенции всех участников проекта.
2. Формирование коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств участников проекта.
4. Повышение качества условий для эмоционального благополучия и здоровья участников проекта, основанных на творческом взаимодействии с социальными партнёрами.
5. Использование социокультурного потенциала сельского социума в создании единой воспитательной системы.
Поэтапный алгоритм реализации проекта
Срок реализации | Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
I этап - информационно-подготовительный этап | ||
сентябрь - декабрь 2018г., включающий диагностическую, организационную деятельность. | Проблемный анализ результатов воспитательной деятельности класса в 2018-2019гг.. Обсуждение проектного замысла с родительским активом и координатором РВЦИ; Формирование нормативно – правовой базы проекта; Подбор материала для проведения диагностики по отслеживанию уровня духовно-нравственного воспитания обучающихся; Поиск единомышленников для разработки планов о сотрудничестве. | Разработан проект, решены вопросы ресурсного обеспечения. Разработаны планы совместной деятельности районной и областной библиотекой, районным советом ветеранов, со 2 «А» классом МАОУ «Подгорнская СОШ». |
II этап: практический | ||
январь 2019 г.- ноябрь 2021г., включающий деятельность по ключевым направлениям реализации проекта | Участие в реализации сетевых мероприятий по ключевым направлениям проекта. Участие в подготовке и проведении мероприятий в рамках школьной программы «Духовно-нравственное воспитание школьников», публикации опыта реализации проекта. Разработка инновационных продуктов и их апробация. Мероприятия по тиражированию опыта. Подготовка и проведение мероприятий по социализации личности школьников, в том числе и для детей с ОВЗ: Волонтерское движение, детские организации , ученическое самоуправление, акции. | Наличие апробированной программы духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях социального партнёрства, тематических классных часов, разработанных внеклассных мероприятий. Создание банка опыта «Ростки доброты» по тиражированию опыта. Создание образовательного пространства, способствующего самореализации и социализации личности младшего школьника. Создание условий для индивидуальной образовательной траектории. Увеличение количества участников в рамках социального партнёрства. |
Мероприятия по реализации проекта и расширению сети социального партнёрства | ||
школьный уровень | муниципальный уровень | региональный уровень |
Реализация программ внеурочной деятельности «Азбука нравственности и здоровья», «Истоки».Уроки ОРКСЭ. Выставки «Светлый праздник Рождества», «Пасхальная радость». Праздник Славянской письменности и культуры. Благотворительные акции «БлагоДарю», «Оранжевые витамины», «Мягкая игрушка», «Книговорот», «Дари радость». Экологические акции «Росток доброты», «Кормушка для пичужки». Мероприятия общественной организации «Муравейка». | Межмуниципальный открытый конкурс чтецов «Родина любимая моя». Весенняя неделя добра. Районный праздник «День православной книги». Экологическая игра - викторина «По зеленым тропкам» Районный детский праздник «Рождественский колокольчик» Фестиваль «Юные спасатели природы». Конкурс песни «Помнить – значит жить». Мероприятия местной общественной организации «Горящие сердца». | Семинар «Особенности конструирования современного урока в условиях реализации ФГОС ». Семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций». Областной конкурс «Красота Божьего мира». Мероприятия Ассоциации классных руководителей ТО, Всероссийского школьного движения. |
III этап: аналитический | ||
ноябрь 2021г.- май 2022г., включающий анализ и обобщение полученных результатов в усовершенствовании модели классного коллектива в связи с изменениями в образовании | Анализ деятельности по реализации проекта. Оказание методических, информационных, диагностических услуг классным руководителям начального звена других ОО. Создание, закрепление устойчивых партнерских взаимоотношений. | Созданы благоприятные условия для достижения четвероклассниками широкого сектора метапредметных и личностных результатов. Подготовлены предложения по дальнейшему распространению результатов проекта. Увеличение количества партнеров класса; Наличие (увеличение) общих проектов с сетевыми и социальными партнерами. Публикация в сборниках с описанием лучших практик, реализованных в ходе проекта. Опыт класса распространен через СМИ, официальные сайты сетевых партнеров и сайт МАОУ «МСОШ № 2». Итоговая программа «По тропинкам Доброты» Отчет по реализации проекта. |
Система оценки реализации проекта
Критерии оценки | Субъекты оценки | Периодичность оценки | Инструментарий для оценки |
1.Создание правовой базы сотрудничества | авторская группа | Раз в год – итоговый | Составление и анализ планов. |
2. Организационно- педагогические условия успешной работы | авторская группа, самооценка | Текущий – раз в полугодие | Анализ среды, наблюдение. |
3. Создание модели взаимодействия учреждений социума | Администрация, творческая группа, самооценка | Текущий – раз в полгода | Анализ планов, наблюдение, опросы |
4. Освоение новых форм социального партнерства | Творческая группа, самооценка | Текущий – раз в полугодие | Самоанализ, тестирование. |
6. Адекватная оценка детей, родителей, педагогов социокультурного пространства | Творческая группа, администрация, самооценка | Текущий – раз в полугодие Итоговый – раз в год | Анализ планов, наблюдения, интервьюрирование. |
7. Рост психоэмоционального благополучия участников проекта | Координатор РВЦИ, психолог | Текущий – раз в полугодие Итоговый – раз в год | Самоанализ, диагностика, наблюдения, беседы |
8. Рост профессиональной компетенции педагогов | Самоанализ, администрация | Текущий раз в полгода | Карты саморазвития. |
9. Участие родителей в проекте | Творческая группа, администрация | Текущий – раз в полугодие | Наблюдение, анкетирование |
10. Создание участниками проекта продуктов на принципах индивидуализации и дифференциации | Творческая группа, администрация | Итоговый – раз в год | Анализ продуктов обучающихся, педагогов в рамках сетевого взаимодействия |
Выводы: В ходе старта проекта (октябрь 2018 г.) было проведено социометрическое исследование межличностных отношений внутри коллектива детей 1 «А» класса. Можно сделать вывод, что уровень сформированности межличностных отношений в классе был недостаточен, так как многие ученики занимали позицию «изолируемые», «отвергаемые». Низкий уровень сформированности межличностных отношений в классе свидетельствует о неудовлетворенной потребности учащихся в общении.
По результатам последнего контрольного исследования (февраль 2020 г.) выяснилось, что учащиеся стали более комфортно чувствовать себя среди сверстников, малая доля приходится на пренебрегаемых (5%) и изолированных (0%). Большинство детей стало иметь более или менее благоприятный статус. В классе установился благоприятный климат, конфликты стали редкими, повысилась успеваемость.
На момент окончания 2 класса в коллективе складываются дружеские отношения. Формируются положительные межличностные отношения. Работу по воспитанию социально адаптированной, толерантной, коммуникабельной личности необходимо продолжить. Нам помог проект «Ростки доброты», в котором мы сдружились, постарались привлечь внимание местного сообщества к вопросам духовно – нравственного воспитания младших школьников и повысить мотивацию участников образовательного процесса к ведению активного образа жизни. Цели и задачи данного проекта выделяют приоритеты: толерантности, успешности каждого ребёнка, сохранения здоровья и формируют правильные взгляды на окружающий мир у сегодняшнего младшего школьника.
Предложения по распространению опыта
и внедрения результатов проекта в массовую практику:
Наш опыт мы готовы распространять следующими способами:
▪ семинары, консультации;
▪ публикации на профессиональных сайтах и изданиях;
▪ размещение информации на школьном сайте и районной газеты «Знамя»;
▪ через Ассоциацию классных руководителей Томской области, сетевые сообщества, сообщества методических объединений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2008. – 160 с.
- Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Академия, 2003. – 468 с.
- Савенков, А.Б. Образовательная среда / А.Б. Савенков // Школьный психолог. – 2009. – № 5.- С. 5-8.
- Смирнова, Е.О. Экраны мешают развитию детей./Комерсантъ. Наука2016 с. 22-27.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 160 с.
- Программа развития МАОУ «Молчановская СОШ №2» на 2015 – 2020 годы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Молчановское районное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов
636330, Томская область, село Молчаново, ул. Димитрова, 25.
Отзыв о социальной значимости авторского проекта
учителя начальных классов МАОУ «Молчановская СОШ №2» Брагиной Г.А. «Ростки доброты»
Работая долгое время воспитателем детского сада, меня с учителем Брагиной Галиной Анатольевной связывало многолетнее профессиональное сотрудничество по преемственности дошкольного и начального образования. Сейчас, работая председателем районного Совета ветеранов, нас связывает общая воспитательная цель – воспитание у детей любви к родному краю, знание истории родного села через общение с ветеранами войны и труда.
«Ростки доброты» - так 10 лет назад Брагина Г.А. назвала свою экологическую благотворительную акцию. Её воспитанники в апреле в классе сеяли семена цветов, ежедневно ухаживали, а в канун 9 мая и 22 июня дарили ветеранам, престарелым соседям. Об участии в этой важной акции ребята сообщали на Всероссийский портал «Красная гвоздика», в дневниках которого есть фотографии и рассказы младших школьников из МАОУ «Молчановская СОШ №2». В этом году из – за пандемии ребята эту нужную акцию реализовали у себя дома. И подарили рассаду своим пожилым прабабушкам, престарелым соседям.
В прошлом году Галина Анатольевна обобщила свой опыт по привлечению местного сообщества к вопросам воспитания и дала название «Ростки доброты». Уже имея ввиду не только экологическое направление, но и духовно – нравственное.
Мы с этим педагогом постоянно сотрудничаем. Она устраивает прекрасные праздники для ветеранов труда и тружеников тыла. Сама является дочерью труженика тыла, Брагина Г.А. всех уважаемых односельчан знает по имени – отчеству. Привлекает своих коллег и другие классы на это нужное дело. В прошлом году во время летнего лагеря, все 140 детей и 10 воспитателей прошли по соседним к школе улицам, приветствовали ветеранов, дарили детские сердечные поздравления. Получилось 9 своеобразных мини – концертов! Все ветераны трогательно отзывались о такой интересной, приятной для пожилых и полезной для детей, акции.
Председатель районного Совета ветеранов: Е.А. Демьянова
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Межрегиональная научно-практическая конференция «Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы».
Секция «Формирование экологической культуры
в образовательном процессе начальной школы»
Воспитание экологической культуры у сельских школьников
Брагина Галина Анатольевна
МАОУ «Молчановская средняя общеобразовательная школа №2»
Формирование современного воспитательного пространства сельского социума – проблема многоёмкая, так как её разрешение связано с подготовкой нового жителя села – образованного, культурного, настоящего хозяина земли, гражданина – патриота, хранителя и носителя сибирских традиций. Именно в сельской школе наблюдаются позитивные тенденции, направленные на возрождение духовности, нравственности и гражданственности. Особое положение в социуме не позволяет учителю сельской школы просто функционировать «от звонка до звонка», а заставляет постоянно расширять поле своей деятельности.
2001 год… Это было время, когда октябрятских, пионерских, комсомольских организаций не стало, а ростки нового ещё только – только пробивались. Вот именно тогда мы в школе создали детскую общественную организацию для младших школьников «Муравейка». Именно тогда с ребятишками и родителями увлеклись разработкой своего Гимна, флажка, значка! До сих пор 11 декабря у нас «великий» праздник – День рождения нашей, ставшей для всех любимой, и такой нужной организации «Муравейка»! Дети пишут сказки и сочиняют стишки, рисуют, делают презентации, ну и, конечно, принимают первоклашек в свои ряды «Муравеек».
Главный девиз организации лаконичный и ёмкий: «Дари добро!» А наш, девиз педагогов – помочь нашим любимым школьникам «находить» и дарить это добро. Младшие школьники трепетно относятся к своей детской организации «Муравейка», которая является инициатором многих экологических и трудовых акций.
Наши родители стали верными помощниками в экологическом воспитании. Так, зимой проходит традиционная выставка «Кормушки для пичужки». И чего только не придумают ребятишки вместе со своими папами: кормушки из корзинок и целое кафе из умело скреплённых пластиковых бутылок. На одном птичьем домике юный строитель подписал «Налетай побыстрей!». А другой - раскрашен в яркий красный горошек со словами приветствия «Добро пожаловать!». Одна девочка, используя богатый урожай ранеток, ими украсила птичий домик и получился «съедобный домик».
Стало доброй традицией в начале сентября всей школой ходить в поход! А в лесу ребят ждут интересные конкурсы «Наряди Мистера и Мисс Осень» из бросового природного материала, конкурс на самый полезный «стол» из экологически чистых продуктов.
За 15 лет существования детской организации у нас сложились добрые и традиции. Так, весной мы дружно выращиваем рассаду бархатцев, которые успевают зацвести к Празднику Победы, и несём свои красивые цветы в дома к ветеранам войны и тыла, вдовам, детям войны. Пишем им поздравительные открытки, благодарим за чистое небо над головой. Какое великое счастье – видеть лица ветеранов, которые светятся счастьем от общения! Эта эколого – патриотическая акция носит очень верное название «Росток доброты». Вот где воспитывается гражданственность и патриотизм!
Школьная бурная жизнь летом не заканчивается. Наш лагерь «Радуга здоровья» девять раз становился победителем областного конкурса «Летний лагерь – территория здоровья» среди сельских ОУ. Одно из слагаемых успеха – формирование экологической культуры в лагере. Дети с удовольствием участвуют в экологических акциях «Хранители воды», «Территория здоровья», «Мода из отходов», экологических проектах «Картофельное шоу», «Эко – колобок». А с каким азартом вожатые разрисовывали новые мусорницы, предоставленные нам администрацией сельского поселения. Сейчас они, яркие, весёлые, призывающие к порядку, украшают Молчаново!
Особое внимание уделяю культуре правильного питания у своих младших школьников. Недаром в народе говорят, что за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. Но прежде неплохо было бы овладеть элементарными знаниями об "источниках здоровья"- природных витаминных продуктах. Всё доступно, надо только разумно ими воспользоваться. В рамках программы «Разговор о правильном питании» мною создана кругосветка «Сибирские дары». Это новая попытка приподнять «потолок» ребёнка, пошире открыть гармонию простых, полезных, доступных продуктов питания, которыми богат наш сибирский край. С раннего лета до поздней осени у нас "под ногами" в лесу витаминные дары природы: ягоды, травы, грибы. Наша река Обь богата рыбой. В данной программе я постаралась раскрыть значимость исконно сибирских даров природы – грибов, ягоды и рыбы.
Родители стали первыми моими помощниками – они с удовольствием собирали рецепты, проводя ревизию в своих кулинарных книгах. Папы – заядлые рыбаки активно включились в составление викторины «Ловись, рыбка большая и маленькая!» В творческом семейном конкурсе поделок «Семья вместе – душа на месте» среди 113 поделок победила многодетная семья Таклёнок, представив изумительную картину «Рыжики». На фоне картины в засушенных листиках, ягодках, мхе спрятались ярко – оранжевые, крепенькие грибочки – рыжики, изготовленные из солёного теста:
«Взял я ножницы, бумагу, ластик, клей и карандаш,
Колдовал совсем немного – сделал с мамой я коллаж.
И даже солёное тесто в поделке нашло своё место,
Из него слепил я гриб – и вот мой гриб к листу прилип.
Рыжик называется, им весь мир питается!»
С целью развития здоровьесберегающего образовательного пространства и расширения социокультурного поля на основе интерактивных форм в рамках внеурочной деятельности ФГОС создана кругосветка "Сибирские дары". Почему кругосветка? Да потому, что мы попытались с помощью партнёров в одной программе презентовать все сибирские дары:
Сибирские дары | Форма презентации материала | Социальные партнёры |
«Сибирская ягодка» | Игровая программа | Клуб «Огородник», игровой клуб «Каприз» |
«Сибирский медок» | Дегустация «Отведай сибирского медка» | Родители – пчеловоды |
«Кедровые орешки» | Выставка поделок «Ореховые чудеса» | Комитет по охране природы, Экологический клуб «Дневной дозор» |
«Растения – лекари, Сибирские аптекари» | Презентация | Фармацевты районной аптеки, Волонтёрский отряд |
«Сибирская рыба» | Конкурс « Вот он каков, любитель – рыболов!» | Общество рыболовов – любителей, вожатые |
«Сибирские грибочки» | Конкурс рецептов «Как потопаешь – так и полопаешь» | Родители, бабушки |
Наши сельские школьники, может быть, и обделённые в чём – то, но какие они открытые, непосредственные, добрые! Они любят свой дом, свой край, свою Родину. Они умеют благодарить и дарить добро окружающим и природе.